Цель: показать рациональное использование природных ресурсов и сельского хозяйства чувашского населения на территории села Лашман (Малое - Девлезеркино)
Задачи :
Вложение | Размер |
---|---|
zemledelie_nashih_predkov.ppt | 1.92 МБ |
Слайд 1
Земледелие наших предков Ученица 8 класса Аканеева Анастасия Руководитель учитель биологии Казанцев Б.А. МОУ Девлезеркинская СОШ филиал Мало-Девлезеркинская ООШ муниципального района Челно-Вершинский Самарской области 2010гСлайд 2
Цель: показать рациональное использование природных ресурсов и сельского хозяйства чувашского населения на территории села Лашман (Малое - Девлезеркино) Задачи : 1. Изучить способы возделывания сельскохозяйственных культур с помощью соответствующей литературы и интернет ресурсов 2. Формирование представления о родном крае, фактах истории чувашского народа. 3. Становление экологически грамотного мировоззрения. 4. Воспитывать чувство гордости за свой народ, умению бережному отношению к природе
Слайд 3
Самым главным делом в жизни чувашей было земледелие. Простые люди называли себя «хура халăх» , дословно «черный люд», черный цвет — цвет святой плодородной земли. И понятие родины для чувашей связывалось, прежде всего, с понятием земли: тăван çĕр-шыв дословно — «родная земля-вода». По представлениям наших предков, земля — живое существо. Она была святостью, и к ней относились как к матери — земля-матушка. День рождения земли — великий праздник, его поминают, совершая жертвоприношение (чÿк).
Слайд 4
Земледелие Половина поля засеяна, другая лишь вспахана, чтобы не заросла сорняками На отдохнувшем поле уже созрел хлеб. Позднее, с распространением озимой ржи, стала применяться трехпольная система. Пришедшие на Волгу болгарские племена уже обладали высокой культурой земледелия. Они высевали пшеницу, ячмень, просо, горох, полбу, чечевицу, коноплю, лен, рожь на своих землях, используя двупольную систему. Это значит, что одну часть поля засевали, а другую часть просто вспахивали, не засеивая, — она отдыхала. На другой год (или через 2—3 года) поля меняли. Землю пахали тяжелыми плугами, а для повторной обработки использовали более легкие орудия, а позднее — соху «русского типа».
Слайд 5
Землю пахали тяжелыми плугами, а для повторной обработки использовали более легкие орудия, а позднее — соху «русского типа».
Слайд 6
На своих полях чуваши выращивали зерновые хлебные, крупяные, бобовые, масличные и прядильные культуры. пшеница ячмень просо овес рожь горох чечевица лен конопля полба гречиха
Слайд 7
Для обработки земли чуваши, как и остальные народы Поволжья, использовали следующие орудия труда: В акапуç запрягалось от 4 до 8 лошадей, чтобы они могли удержать и тянуть такое тяжелое орудие, в передней части акапуç устанавливались два колеса. Во время работы на акапуç требовалось самое меньшее 3 человека. Один управлял лошадьми, другой, наиболее сильный, держал плуг, третий, обычно мальчик-подросток, очищал отвал от налипшей земли.
Слайд 8
Весенние обряды Сначала по традиции все мылись в бане и одевали чистую одежду. Выходили в поле с музыкой и торжественными песнями, приносили жертвенную пищу — кашу, лепешки, пиво, яйца. Молились богам и духам земли, просили благополучия, здоровья, возможности хорошо поработать. Вечером устраивали праздник в доме. В первый день перед пахотой шею лошадей и лемех плуга смазывали маслом. Лошадям могли дать ломоть посоленного хлеба, а на лемех положить ложку каши. Во время следования в поле следили, чтобы никто не переходил дорогу. Приехав, орудия труда спускали на землю, обязательно подстелив ткань или старую одежду. Это делалось, чтобы не оскорбить землю-матушку, не создать ей лишнюю тяжесть. Пропахав несколько оборотов, возвращались домой. На следующий день работали в полную силу .
Слайд 9
Весенний сев
Слайд 10
Работа летом Летом, во время роста посевов, чуваши пропалывали сорняки не только в своих огородах, но и на полях. Особенно часто пололи просо и ячмень.
Слайд 11
Гостепреимный народ
Слайд 12
Уборка урожая Основным орудием уборки урожая был серп . Работали весь день до заката солнца. Как край солнца касался земли, работу тут же прекращали. И так каждый день, пока не заканчивали уборку всех своих полей. Жатва тяжелый труд, по 10 и более часов люди находились на солнцепеке в полусогнутом положении. Впервые дети выходили на жатву с 8—9 лет.
Слайд 13
Жатву полагалось начинать в «благополучный» день, назначенный стариками. Ими же выбирался простой, открытый человек, с «легкой рукой». Он шел в поле, срезал несколько стеблей, бросал через голову и обращался к божествам, просил силы и легкости в работе, возможности убрать весь хлеб в хорошую погоду. Затем срезал несколько снопов и возвращался домой. На следующий день выходили всей семьей, вставали в ряд перед полем. Старший в семье произносил необходимую молитву, и приступали к работе
Слайд 14
Сжатые колосья собирали в снопы и связывали ржаными стеблями. Готовые снопы, в виде пирамидки, укладывали или ставили на землю. Вечером их собирали в копны, чтобы ночная сырость не подмочила зерно.
Слайд 15
При молотьбе зерно выбивали из колосьев, для этого снопы расстилали и били по ним специальными палками-цепами. Снопы переворачивали и снова били.
Слайд 16
Сушка снопов Сушили снопы в овинах обычно по ночам. Эту работу выполняли старики, им помогали подростки. Считалось, что у овина есть свой дух. И перед тем, как разжечь огонь, старики клали в овин кусочки хлеба, обращались к его духу и матери огня, просили сберечь снопы от искры и пламени и дать возможность удачно обмолотить весь урожай. К жерди привязывали мочало для определения направления ветра.
Слайд 17
В древности предки чувашей, как и многие другие народы, мололи зерно, то есть превращали его в крупу или муку на ручных мельницах . Размол урожая
Слайд 18
Самый последний сноп делали самым большим, чтобы на следующий год урожай был еще лучше. Несколько колосьев оставляли несжатыми и завязывали их в пучок. Потом все садились на снопы лицом к солнцу, расстилали скатерть, раскладывали хлеб, сыр, ставили пиво. Молились, благодарили божества за удачную жатву, просили урожая и благополучия на следующий год. Затем кусочек посоленного хлеба и сыра закапывали в землю.
Слайд 19
Водяная и ветряная мельница Более производительными были водяные мельницы. Их устанавливали на запрудах рек. Осенью мельницы разбирали, а весной после схода льда снова устанавливали. Позднее получили распространение ветряные мельницы, появились конные и паровые мельницы. Верхнюю часть ветряных мельниц вместе с крыльями можно было поворачивать по направлению ветра.
Слайд 21
« Любите нашу землю, край ста тысяч песен, край жемчужины. Славьте Родную чувашскую землю своими умными, праведными делами, умножайте его богатство. Спешите на помощь нашим рекам, речкам, озёрам, высыхающим по вине неразумных людей; защищайте леса ― лёгкие городов и сёл; разводите парки, сажайте аллеи на радость всем, главное - любите землю и никогда не обижайте ее. Долг каждого ― беречь и охранять природу»
Слайд 22
Спасибо за внимание! Используемая литература и источники: Энциклопедия чувашских сёл Самарской области (историко-этнографические материалы) /Автор-составитель В.Е.Симаков: Учебное пособие. - Самара: Из-во «НТЦ», 2008.-405 с. КультураЧувашского края. Часть I : Учебное пособие /В.П.Иванов, Г.Б.Матвеев, Н.И.Егоров и др./ Сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1995. – 350 с. http :// www . chuvashculture . org / http :// history . chuvash . org /13. html http://stary-melnik.ru/vodyanye-melmznicy.html
Эта весёлая планета
Цветущая сакура
Именинный пирог
Неньютоновская жидкость
Серебряное копытце