Проект выполненный ученицей 3 класса
Вложение | Размер |
---|---|
plotnikova.zip | 15.26 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №7
«Волшебная иголочка»
Работу выполнила:
Плотникова Анна 3Г класс
Руководитель: Ледкова С.Н.
учитель начальных классов
МОУ лицей №7 г. Волгоград
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
История вышивки
Основная часть
а) Выбор модели проекта
б) Инструменты и приспособления
в)Техника безопасности
г) Материалы
д) Технология вышивки крестиком
е) Расчёт затрат
Заключение
Используемая литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Цель проекта: научиться технике «вышивка крестом» для создания композиции.
Задачи:
Продукт: картина «Ёжик на прогулке»
Актуальность: Как известно лучший подарок, это подарок сделанный своими руками. Я вышила несколько работ с красивыми рисунками и подарила их своим родным. Подарки получились необычными, и я видела, что всем было приятно получать их. Картина « Ёжик на прогулке» одна из них.
Методы исследования
На уроках технологии , мы учились выполнять различные стежки. Потом нам учитель показал несколько работ . Я дома спросила у мамы, вышивал ли кто-то в нашей семье? Мама сказала, что она сама в детстве занималась вышивкой крестом Теперь я поняла о чём мечтаю! Я очень хочу научиться красиво вышивать! Как помочь своей мечте-задумке осуществиться я знала: попрошу учительницу и маму поделиться своим опытом. Во время работы над проектом мне пригодятся ещё знания и умения, полученные на уроках технологии.
ИСТОРИЯ ВЫШИВКИ
Возникновение вышивания, одно из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шёлка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блёски, ракушки, золотые и медные бляшки.
Переход от каменного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию всё новых и новых способов шитья и вышивания.
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохранялся в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.
Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальные традиции и мастерство каждого народа.
В России вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, головные уборы, обувь, предметы быта: полотенца, скатерти, занавеси.
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки
археологов, относящиеся к 9-12 веках. Человек издавна передавал и
красоту природы, и свои ощущения, и переживания условными
знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами,
квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки –
восточные славяне – различные явления в природе изображали
с помощью знаков. По народному поверью, вышивка должна
была не только украшать одежду, скатерти, полотенца, но и
оберегать от всякого зла. Вышивали мастерицы растительный
орнамент, условные изображения людей, зверей, птиц. И все эти вышивки состояли из геометрических орнаментов: прямоугольников, ромбов. Располагали такие вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди, на полотенцах и скатертях (с обеих сторон), на простынях (по нижнему краю), на платках. Из достаточно простых знаков-символов составлялись более сложные орнаменты. В народных вышивках можно увидеть знак Солнца (например, в виде ромба), изображение Матери сырой земли — фигуру женщины с протянутыми к Солнцу руками. Часто в орнаментах изображали птиц, при этом лебедь олицетворял девушку-невесту, верность; уточка, курочка выступали символами трудолюбия и плодородия; голубь – символом супружеской верности и счастливой семьи; пава – символом счастливой любви; а конь с всадником – символом мужества. Женская фигура олицетворяла плодородие земли и всего живого, птицы на её руках – подвластные ей стихии, а мужская фигура служила символом рода.
Одежду шили из выкроенных, по прямой, отрезков ткани, на которых легко вышивать по прямой нитке. Русская одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, венчальная, траурная). Также она имела особенности в зависимости от возраста, места проживания (северорусская, южнорусская) и т. д. Площадь, занятая вышивкой, и яркость узора зависели от назначения одежды и возраста
женщины. Самой нарядной была рубаха молодой, недавно вышедшей замуж женщины. Её она имела право носить только до рождения первого ребёнка. Такие рубахи вышивались красными нитками и отличались сложным узором. Вышивкой в костюме молодой женщины украшали также передник, подол сарафана или юбки. Оформление женского праздничного костюма завершал роскошный головной убор, который украшался цветным или золотым шитьём. С рождением каждого ребёнка количество узоров в костюме женщины уменьшалось, цвет становился менее ярким, а головной убор – скромнее и проще.
В старину крестьяне одежду шили чаще всего из домотканого холста, а на нем четко выделялись продольные и поперечные нити. Сама ткань служила канвой для вышивки, крестом вышиты гроздья винограда, цветы, ягоды красные, а листья черные. Такие цвета характерны для славянской вышивки. Но русская народная вышивка бывает и одноцветной; цвет ниток может даже совпадать с цветом ткани: белое на белом, кремовое на кремовом. В книге «Русское народное прикладное искусство» о таком виде вышивки, как крестецкая строчка так написано: «Выдернет мастерица нитки из ткани, а из оставшихся нитей сделает крупную сетку, на сетке выполнит геометрический орнамент из ромбов, розеток, звездочек. Нити в вышивке лягут плотно, аккуратно, и весь узор получится симметричным, спокойным, уравновешенным... Выполняют крестецкую строчку белыми нитками на белом или очень светлом цветном фоне. Поэтому все изделие кажется особенно чистым, строгим и торжественным». Свое название крестецкая строчка получила от поселка Крестец, что на Валдае.
Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-6 лет. А каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста) - приданое, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почётных гостей.
Вышивальщиц можно увидеть на картинах известных художников: Алексея Гавриловича Венецианова «Крестьянская девушка за вышиванием»,
Василия Андреевича Тропинина «Золотошвейка»
В 18-19 веках вышивали и льняными, и шелковыми, и шерстяными нитками. Даже металлическими, хотя и редко. И кружева в 17 веке иногда плели из золотых и серебряных нитей. Вышивку дополняли бисером, жемчугом. Теперь же чаще вышивают шелком или мулине.
В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства. Украшенные вышивкой декоративные занавеси, панно, салфетки органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта.
ВЫБОР МОДЕЛИ ПРОЕКТА
Этот рисунок мне помогала выбирать моя мама когда у нас были зимние каникулы. Мы и подобрали рисунок для панно. Нам этот сюжет показался милым и добрым, радовал глаз. Я люблю животных забавных, смешных. Когда рассматриваешь картинку, улучшается настроение. Мне хотелось успеть завершить работу, чтобы вернувшись в школу поделиться хорошим настроением со своим учителем, одноклассниками. Я надеялась, что если сумею выполнить работу хорошо, аккуратно, то она украсит мой дом, сделает его более уютным, порадует маму.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Приступая к вышиванию, необходимо иметь несложные, но удобные в работе инструменты и приспособления:
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Работа с иголками
1. Хранить иголку в определённом месте.
2. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку.
3. Обязательно найти потерянную иглу.
4.Кусочки сломанной иглы собрать и выбросить.
5. Нельзя брать иголку в рот, вкалывать в одежду, мелкие предметы, стены и занавески.
6.Шить нужно только с напёрстком.
Работа с ножницами
1.Класть ножницы справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
2.Передавать переносить ножницы колечками вперёд, и с сомкнутыми лезвиями.
3. Не оставлять ножницы около подвижных частей машины.
Санитарно-гигиенические правила
Правили тепловой обработки.
МАТЕРИАЛЫ
При выборе ниток я остановилась на мулине – они самые практичные, яркие, при стирке не меняют цвет. Первую свою работу я выполняла шерстяными нитками на пластмассовой решеточке. Нити для вышивания подбирала и по цвету. Работа получилась светлая и нежная. Вышивку я вставила в рамочку.
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫШИВКИ КРЕСТИКОМ
Техника вышивания крестом состоит в следующем. Рабочую нитку закрепляют с лицевой стороны в левом нижнем углу стежками под крестик, откуда и начинают вышивку. Затем делают косой стежок слева направо вверх, вкалывают иголку в противоположный угол квадратика и по изнанке выводят на лицевую сторону в левый верхний угол квадратика. Снова делают косой стежок сверху вниз в правый нижний угол квадратика. Таким образом, от пересечения двух косых стежков получается крест.
Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние), затем все вторые (верхние).
Вертикальный ряд крестиков выполняла так, что на изнаночной стороне получаются прямые стежки, расположенные по вертикали. Старалась, чтобы все верхние стежки у меня имели одно направление. Чтобы изнаночная сторона работы имела опрятный вид, я делала незаметные узелки. Нить закрепляла мелкими стежками в том месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой. Готовую вышивку необходимо было заправить в рамку, иначе она смотрелась бы не так красиво.
РАСЧЕТ ЗАТРАТ
Денежные затраты на вышивку могут быть самые разные. Если использовать материалы, которые уже есть дома (игла, мулине, пяльцы, ткань), то ничего больше покупать не надо, и не нужно будет тратить деньги. Но если есть желание, то в магазинах «Ткани» можно приобрести готовые наборы для вышивания, которые стоят от 40 рублей и более (в набор входят не только ткань, игла, мулине, но и схема рисунка), или же можно приобрести канву по цене от 90 рублей за 1 метр и нитки мулине по 5 рублей.
Если бы такую же вышивку мы купили в магазине, то за работу профессиональной вышивальщице пришлось бы заплатить больше. Получается, что экономнее делать уютнее свой дом своими руками!
Что дает мне и тем людям, которым нравится этим заниматься, вышивка? Какие мы испытываем ощущения? Некоторые рукодельницы говорят, что счастье, покой. Другие объясняют, что после трудового дня вышивка позволяет им расслабиться, раскрыть свои таланты, поделиться с друзьями успехами. Мне нравится, что на глазах происходит рождение Красоты, я радуюсь, когда заканчиваю сложную работу, и счастлива, что я тоже что-то умею! А ведь радость — то чувство, которое так нам необходимо!
Есть такая поговорка: «Лучший подарок тот, который сделан своими руками». Вышивка позволяет вложить всю свою любовь и благодарность к другому человеку. В каждую вышивку вкладываешь частичку себя. Из-за этого она гораздо ценнее, чем такое же фабричное изделие. Тот, кто получит такой подарок, оценит и поймет, что за его изготовлением проведено много времени. Такой подарок никогда не забудется!
Когда я собиралась вышивать, я решила, что моя вышивка должна быть красивой, аккуратной, нужной, недорогой, сделанной от всего сердца. Очень надеялась, что порадую маму, когда приеду домой с подарком, сделанным своими руками. Сначала мне было трудно, но вместе мы овладели этим рукоделием и радовались успехам.
Ещё я поняла, что мастера вышивания дарят людям радость и красоту. Чтобы научиться хорошо вышивать нужны: терпение, аккуратность, ловкость рук, фантазия, цветовосприятие, стремление к творчеству.
Я приносила свои работы в класс. Мои одноклассники с огромным интересом их рассматривали. Вышиванием заинтересовались не только девочки, но и мальчики.
Выводы:
Мама и все мои родные, одноклассники и учитель оценили мои работы, и теперь картины украшает нашу квартиру.
мои одноклассники поделились своим опытом в вышивании, а некоторые ребят пожелали научиться вышивать крестиком.
И в Европе, и в России
Можно встретить тот музей,
Где представлены картины
И царей, и королей.
Вышиты собственноручно
Шелком, бисером они;
Почему же увлекались
Этим делом короли?
Их искусством восхищалась,
Но все время удивлялась,
Ну зачем держать им пяльцы?
Ну зачем колоть им пальцы?
Но прошло немного лет,
Разгадала я секрет.
Увлеклась я вышиваньем,
Что за прихоть – вышивать?!
Нитку продевать в иголку,
Утомительно считать,
Ну зачем держать мне пяльцы?
Ну зачем колоть мне пальцы?
Трудоемкое занятье
И нескорый результат,
Расцветает дивный сад!
На канве пустой, нейтральной
Возникает вдруг букет,
Акварельный от “Lanarte”,
Ярко-сочный от “Sanset”.
Вот оскал тигриной морды,
Итальянский городок,
Вот пейзажи от “Риолис”
Наших, северных широт…
Это дело утешает,
Это дело увлекает,
Вдохновение рождает!
Ведь недаром этот труд
Люди творчеством зовут!
Список интернет сайтов:
http://crestik.ucoz.ru/forum/16-38-1
http://www.narodko.ru/image/orna/1000000001000021.jpg
http://dm-grata.ru/photos/photo194.html
Используемая литература:
1. Гринофф Джейн. Вышивка крестиком. Настольная книга. М.: Издательство: Эксмо, 2006.
2. Ерёменко Т.И. Иголка-волшебница. Просвещение, 1987.
3. Климова Н. Т., Федосова О. П., Наумова О. Н. Ручная вышивка. М.: Лёгкая индустрия, 1980.
4.Литвинец Э.Н. Учись вышивать. Серия «Сделай сам». М.: Знание, 1991.
5. Сычева П. В. Вышивка. Горноалтайск, изд-во « Альтернатива», 1991.
6.Чижевский А. Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: история. ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технологическая карта на изготовление картины «Ежик на прогулке».
№ п/п | Последовательность выполнения работ | Графическое изображение | Инструменты и оборудование |
1 | Сделать разметку работы большими стежками | Канва, иголка,нитка | |
2 | Заправить канву в пяльцы | Канва, пяльцы. | |
3 | Выполнить первый стежок | Канва,пяльцы иголка,нитка | |
4 | Канва,пяльцы иголка,нитка | ||
5 | Вышить рисунок согласно схеме | Канва,пяльцы иголка,нитка | |
6 | Распустить наживку-разметку | Ножницы | |
7 | Выстирать изделие | Тазик, мыло | |
8 | Проутюжить вышивку | Утюг | |
9 | Натянуть вышивкуна картон | Картон, иголка,нитка, ножницы | |
10 | Вставить вышивку в рамку | Вышивка, рамка |
5 зимних аудиосказок
Филимоновская игрушка
Где спят снеговики?
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Медведь и солнце