Проектная работа о современных молодежных субкультурах
Вложение | Размер |
---|---|
subkultury.docx | 816.68 КБ |
В своей работе я попыталась раскрыть современное состояние молодежных субкультур, их направленности и истории возникновении. На мой взгляд, вопрос существования субкультур является актуальным, одним из самых обсуждаемых на данный момент, порождающий споры об их целесообразности, о вреде, наносимом обществу в целом и нравственному развитию подростков в частности. Данный проект направлен на поиск истинного назначения той или иной субкультуры, чтобы показать, что каждая из них (за некоторым исключением) имеет место быть в жизни современного человека без всяческого недоумения и отрицательного отношения со стороны окружающих, а для этого нужно повысить общий уровень знаний общественности в этой области. При выполнении данного проекта мною использовался исследовательский метод.
- определение проблемы: неприятие субкультур как способа жизненного стиля общественностью; бессознательность подростков при вступлении в то или иное неформальное объединение; утрата изначальной системы ценностей субкультур на современном этапе существование и появление, как следствие, проблем с общественным порядком.
- выдвижение гипотезы решения проблем: нет единого решения двух последних упомянутых проблем, поскольку каждая субкультура имеет собственных темп развития и вследствие него может вовсе изменить свою изначальную направленность, вновь вернуться к ней или же вовсе оказаться «в тупике», исчезнув как объединение; однако проблема общественного неприятия, возможно, может быть решена повышением уровня толерантности населения, воспитания терпимости и понимания того, что каждый человек проявляет свою индивидуальность различно, а порой и такими экспрессивными методами, как члены неформальных объединений.
Каждому, вероятно, случалось, идя по улице, видеть людей словно «выпадающих» из толпы. Выделяющихся своей внешностью. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.
Очень точно, хотя и не без свойственного писателям метафоризма, описала представителей субкультур Поппи Брайт в своей книге «Потерянные души»: «Они все такие юные, думал Дух, ощущая их боль и восторг, их наивную глупость, их красоту и страх. Они такие юные. Они ходят в своих дешевеньких украшениях, слямзенных из магазинов, в своих драных джинсах, в своих черных одеждах – как знак принадлежности к некоему тайному обществу. Обществу, куда принимают лишь тех, кто всегда опьянен: дешевым спиртным, дождливой полночью, сексом или поэзией. Тех, кто любит малоизвестные группы, которые делают настоящую музыку; тех, кто ложится не раньше четырех утра и боится заснуть, распираемый страхом и кошмарными снами наяву».
Самыми известными по причине схождения названий с определенными музыкальными направлениями являются такие субкультуры, как риветхеды (индастриалисты), фолкеры, металлисты, рокеры, панки, гранжеры, битники, хип-хоперы и прочие. Все они построены на идее вдохновения музыкой единственного жанра, а также во всяческом проявлении этого своего интереса во внешнем облике. Так, например, хип-хоперы одеваются исключительно в футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, «носковидные» надвинутые на глаза шапки, мешковатые штаны. У них свой жаргон и своя культивируемая манера произношения, танцевальные стили, своё графическое искусство — «граффити» (изображения и надписи на стенах, сделанные аэрозольными баллончиками или специальными маркерами с краской).
(фото забавляющихся хип-хоперов)
Растаманов также можно было бы отнести к данной категории, потому как они культивируют такой стиль музыки, как регги, и наиболее яркого её представителя Боба Марли. Однако же в большинстве своём растаманы известны по употреблению марихуаны и гашиша. Но, как говорят «истинные» представители этого движения, это большинство – жалко. Суть растаманства - в следовании канонам растафарианства, которое является религиозно-политической доктриной африканского превосходства.
(растаманы, фото сделано во время одной из их «сходок» в Санкт-Петербурге)
Так что причислять русских поклонников регги и прочих удовольствий жизни к субкультуре растаманов или же нет, зависит от субъективной точки зрения на этот вопрос каждого отдельного человека.
Наиболее массовым, - если так, конечно, можно говорить и субкультуре – является движение готов и эмо. Почему-то между двумя этими понятиями частенько ставят знак «равно» - и ошибаются. Главными чертами отличия готов от эмо является своя, особая история появления этой субкультуры, эстетичность самого направления и широкая разветвленность разновидностей движения.
В основе готического движения лежит готическая музыка, выросшая из пост-панка. Поэтому готов принято все-таки считать музыкальным направлением. Вообще из панка появилось много направлений, в том числе и декадентское – более депрессивное и мрачное (впоследствии «готическое»). Внешний вид готов - черные наряды, летучие мыши, вампирские зубы и прочая символика - все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти. Впоследствии к декадентскому колориту стали добавлять мистические символы, причем без каких-либо попыток связать их между собой и осмыслить. Эта неопределенность и есть слабое место готического движения: как субкультуру, не имеющую четкой идеологии, ее постоянно тянет в разные стороны, причем эти отклонения не всегда украшают репутацию готов (сатанисты – одно из таких). Они воспринимают свое движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты. Пока попса сочиняет свои «три слова, 2 аккорда» про любовь, гот, весь вид которого напоминает о смерти, идет на кладбище.
(Пташник, участник малоизвестной готик-группы Witchcraft)
При этом не важно, что он там будет делать: думать о тщете всего сущего или. Однако, как и во многих современных молодежных движениях, изначальная просто веселиться с друзьями. Однако смысл жизни готов – это сама готика – как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика – явление эстетическое, а мрачные образы - не более чем эпатаж. Глупо искать смысл жизни в смерти – его там нет. Смерть - это напоминание, повод стремиться к жизни. Направленность этого движения тает, растворяется, обращаясь в такие популярные разновидности субкультуры готов, как «Гот - вамп» и «Victorian Goth», где основной своей задачей их участники видят рассказы товарищу о новоизобретенном методе самоубийства или размышления о своих болячках, а сами обычно являются замкнутыми персонажами, обидевшимися на весь мир. Вот отсюда и та пресловутая путаница окружающих, думающих, что готы и эмо различаются разве что наличием розовых оттенков в одежде последних.
Начнём с философии. С эмо-философии, разумеется. В её основе лежит яркое проявление всех своих чувств, мыслей, эмоций. Молодые люди и девушки бурно переживают все свои проблемы, будь то ссора с родителями или потеря любимого значка... Часто из-за проблем в учёбе, личной жизни, неразделённой любви эти дети могут пойти на самоубийство. Стиль эмо довольно своеобразен: чёлка, закрывающая собой, быть может, не пол-лица, но один глаз точно; броская одежда в чёрно-розовой гамме; эмо-атрибутика.
(Так называемый эмо-бой, фото обычного прохожего)
Их жизнь – эмоции. Они не умеют их сдерживать, да и не особо стремятся к этому. Эмо почитают себя за детей, и, благодаря их инфантильности, их вполне можно принимать за таковых. Хотя изначально «эмо» и называли фанатов хардкор музыки, то теперь это более меланхоличные подростки, чем настоящие почитатели этого музыкального стиля. Хотя, знают ли они вообще о его существовании?..
Существуют довольно интересные факты о двух вышеописанных субкультурах. К примеру, в одной американской статье я нашла 36 пунктов, свидетельствующих о том, что ваш ребенок – гот. Приведу лишь некоторые из них. Итак, ваш ребенок гот, если:
1. Носит черную одежду.
2. «Зависает» с новыми подозрительными друзьями.
3. Не проявляет интереса к церкви, молитвам, спорту.
4. Убивает людей для забавы. У него появляются параноидальные фантазии.
5. Смотрит кабельное телевидение.
6. Говорит: «Я — гот». Носит значок с надписью «Я - гот».
7. Танцует под музыку.
Причём, заметьте, американцы это пишут совершенно серьёзно! По-моему, в этом списке есть определенная доля мрачного сарказма, как раз, между прочим, и свойственного самим готам.
Если же говорить об эмо, то знаете ли вы, что в Самаре есть улица под названием “Дома ЭМО”? Но на самом деле никакого отношения к субкультуре улица не имеет. Согласно истории ЭМО в названии улицы расшифровывается как «электромонтажный отряд». А, например, на въездах в город Энгельс (он же Энгельсское Муниципальное Образование) можно заметить таблички с надписью “Территория ЭМО”. Теперь о самих Эмо. Чаще всего, согласно подсчёту статистики, разговоры Эмо начинают, обычно, с фразы “мы, эмо-киды…” и заканчивают фразой “…это типично для эмо-кидов”. Собственно, с чего начинали, к тому и приходят. Логично!
Однако, не спешите думать, что все субкультуры в своей основе видят грустные мысли о смысле жизни и поклонение мрачной эстетике. Напротив, существует множество неформальных движений, которые можно назвать яркими, бросающимися в глаза не столько атрибутикой (внешне они частенько сливаются с толпой), сколько оптимизмом и легким отношением к жизни самих их участников.
В первую очередь, это, конечно, анимешники. Спросите у любого человека в возрасте от 30-60 лет и более, и они вам вряд ли смогут ответить, кто же это такие. Молодые же люди, которые не относят себя к этой субкультуре, сразу же вам скажут: «Это те взрослые люди, которые в свои двадцать лет до сих пор считают себя детьми и смотрят мультики с утра до ночи...». Анимешник на самом деле чем-то похож на ребенка. Он может вести себя наивно и размышлять так же среди своих единомышленников. Но на самом деле это обыкновенный человек с обыкновенными проблемами и вопросами в его жизни. Он так же учится в школе, как и все подростки, так же посещает лекции университета, как и все студенты, работает, как все взрослые люди; у него есть семья, домашние заботы, проблемы на работе или в школе. Все так же, как и у любого другого человека. По сути, окружающие несколько правы в своем мнении: любой уважающий себя анимешник действительно смотрит мультики. Ах, и еще, непозволительная роскошь: он читает книжки, где картинок в разы больше, чем текста! Но вот только мультики эти называются аниме, а книжки – манга. Оба этих понятия относятся к культуре страны Восходящего Солнца, где отаку (так называют самых что ни на есть «подлинных» анимешников, которые, помимо просмотра аниме занимаются другой связанной с ним деятельностью и к тому же знают определенную лексику на японском) – явление обычное, в порядке вещей.
Если не обращать внимания на некоторые странности в их поведении, например, «ня’канье» при виде чего-то красивого и милого, или «ксо’канье», если что-то не получается (заметьте, только в компании себе подобных!), их вполне можно назвать самыми обыкновенными людьми, которые ничем не отличаются от окружающих. Они не носят ярко-розовые одежды и не красят волосы в такой же цвет, как эмо, не обвешиваются цепями и не облачаются в траурные тона, как готы или металлисты, не выделяются экстравагантной внешностью подобно панкам. Однако, у отаку есть так называемая «вторая жизнь»: большую часть своего свободного времени они отдают на подготовку к косплей-фестивалям, где обыгрывают целые сюжеты из любимых аниме и манги. Они шьют костюмы, достойные самых сумасбродных дизайнеров: в ход идут яркие цвета, перья, кожа и т.д. Густой грим – обязателен!
(участники Всеукраинского косплей аниме-фестиваля)
На самом же деле, каждый, кто хоть раз бывал на этих фестивалях, не сможет более осуждать косплееров за их «детские забавы»: это настолько фееричное, зрелищное явление, что сам невольно захочешь затесаться в ряды этих немного сумасшедших в своём фанатизме, но деятельных и творческих людей. «Родственниками» косплееров можно считать ролевиков. Это неоднозначная субкультура любителей ролевых игр. Все ролевики – разные люди и объединяет их только одно: ребята очень уважают определенную эпоху (иногда - историческую, но чаще - выдуманную, описанную в бесконечных книгах фэнтэзи) и любят представлять себя её персонажами, создавая сообща целый игровой мир. Интересно, что в уже далеком 1990 году в СССР под Красноярском прошла Первая всесоюзная игра «Хоббитские игрища» (по сюжету книг Дж. Р. Р. Толкиена).
(одна из «ролевых сходок», в которой обыграны мотивы Средневековья)
Внешне ролевики выглядят абсолютно нормально, живут как все остальные люди, ничем особо от них не отличаясь. Если не считать страсти к чтению фэнтези и, далеко не у всех, проблемы со способностью отличать реальность от нереальности, но даже у геймеров (поклонников компьютерных игр) они, порой, больше. А вот своеобразный «микс» выделяющихся внешностью готов и эмо и творческих субкультур, культивирующих мир фантазий, составляют трэшеры, тренди, Лолиты, андрогины, немного более ранними, но всё ещё достаточно популярными являются денди, стиляги и Тедди-бои.
(обычные представительницы «трэшевой» субкультуры )
(современные Тедди-бои) (денди современности, «новый» светский лев)
Как известно, мир моды разнообразен почти в той же мере, что и количество всех оттенков цветов, что различает человеческий глаз. Отсюда – такое количество субкультур, связанных непосредственно только с внешним обликом, стилем. Подростки, стремясь выделиться, хотят показать наличие у себя тонкого, данного далеко не каждому, вкусу и выглядеть эпатажно, даже провокационно. Это – их главная цель.
Все вышеперечисленные субкультуры казались довольно безобидными, правда? Словно бы страх подавляющего большинства общественности развития молодежных движений необоснован. Однако же, существуют неформалы, которые действительно наносят вред – моральному облику человечества, своей стране и городу, людям вокруг себя, и прежде всего, безусловно, самим себе.
И если так называемые в молодежных кругах «гопники» и дворовые хулиганы – это одно и то же в сущности, то скинхеды и прочие субкультуры, по идеологии и направленности родственные им – страшны. Они преследуют идею расового сепаратизма, превосходства одной расы над другими, одних людей ставят выше прочих, нарушая все человеческие свободы, плюя на нормы и права, и морали. Кажется, что-то подобное уже наблюдалось в биографии одного человека, который когда-то был вождем Германии, а потом покончил жизнь самоубийством, почивая на развалинах выстроенной им же тоталитарной диктатуры и фашизма…. Его звали Адольф Гитлер.
(скинхеды, случайное фото)
На основе всех вышерассмотренных субкультур (а перечислила я далеко не все) можно сделать следующие выводы.
Ещё одной причиной является поиск самого себя, своего истинного жизненного пути. Так, инди-киды, устав от массовости и похожести дней один на другой, разбавляют жизнь просмотрами независимого кино, посещением выставок малоизвестных художников, независимы от потребностей, представлений и ожиданий потребителей. Возможно, кому-то именно это и нужно для счастья?
Сама же идея принадлежности к какой-либо субкультуре – найти людей со схожими интересами, тех, кто поддерживает твои увлечения. Для любого человека это очень важный фактор, что ни говори. Вот он, каркас, на котором держится вообще существование неформальных движений.
И, между прочим, родители оказываются правы: многие ребята, когда-то причислявшие себя к металлистам, байкерам и прочим, сейчас – самые что ни на есть обычные работники офисов, отцы семейства, достойные дети своих родителей. Однако не следует забывать, что из любого правила найдутся исключения…
Выбирать же свою дорогу в жизни осознанно, не потворствуя «чувству стада», уговорам друзей и знакомых, способна только сильная личность. Прекрасным примером данному аргументу будет являться следующий комментарий одного из пользователей к обсуждению субкультур на одном из многочисленных Интернет-форумов: «Да простят меня готы, панки и прочие, но мне кажется, что все субкультуры, зародившееся в прошлом веке, в наше время окончательно вымерли. Они больше не являются тем "настоящим", как были когда-то. Потому-то все так и не любят готов и многострадальных эмо - они выглядит неубедительно в своей субкультуре, имеют мало общего со своими предшественниками. Недостаточно просто толпой ходить на концерты и создавать сайты про себя любимых…».
Как мне кажется, сие мнение иллюстрирует мысль многих людей, но является, безусловно, субъективной, о чём не следует забывать, в очередной раз споря с друзьями на тему субкультур: «А хорошо это или плохо?». Никак нельзя прийти к одной мысли в этом вопросе, поскольку, как хорошо испытано временем, сколько людей, столько и мнений.
Лично я считаю, что субкультуры бывают и исключительно положительные. Таковы скауты и волонтеры. Вот только отчего-то окружающие забывают, что эти движения также – субкультуры, и ставят жирный крест на всем понятии вообще как на факторе, способствующим деградации общества. Да, даже если и не учитывать этого, то всё равно субкультуры – часть жизни подростков (в большинстве, но не только). Причём, на каждом отдельном индивиде влияние той или иной субкультуры отразится различно. Один ролевик разовьет свою страсть к игровым симуляциям в реальной жизни в талант к театральному искусству, другой же так и погрязнет в мире собственных грез.
Когда дело касается субкультур, то здесь, как и в любой отрасли жизни человека, всё зависит только от него самого. Он сам – творец своей жизни, и в результате его судьба окажется именно такой, к какой он шел, совершая те или иные поступки и осуществляя определенные желания. И только сам человек определит: были они осознанными, или нет?.. Выбор за ним.
Валентин Берестов. Аист и соловей
Почему люди кричат, когда ссорятся?
О путнике
Флейта и Ветер
Свинья под дубом