За последнее десятилетие компьютер стал неотъемлемой частью в жизни человека. Данный проект охватывает изучение правил безопасной работы за компьютером. Учащиеся исследуют влияние вредных факторов на здоровье человека при работе за компьютером, определят правила безопасного использования компьютера. Работа над проектом повысит культуру отношения к собственному здоровью. Работа в группе создаст ситуацию значимости каждого учащегося в общем деле. Проблемные вопросы подтолкнут детей к поисковой, мыслительной деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся проводят опрос, осуществляют поиск информации в сети Интернет, работают со справочной литературой, оформляют результаты работы в презентации с помощью программы MS Power Point.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект учащихся 8 "Б" класса "Компьютер и здоровье школьника" | 82.5 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1905
Научно-исследовательская работа на тему:
«Компьютер и здоровье школьника»
Авторы:
учащиеся 8 «Б» класса
Сальникова Алёна,
Смахтина Евгения
Научный руководитель:
учитель физической культуры
Астрейко Татьяна Михайловна
Москва 2012
Содержание
Введение
За последнее десятилетие компьютер стал неотъемлемой частью в жизни человека. Данный проект охватывает изучение правил безопасной работы за компьютером. Учащиеся исследуют влияние вредных факторов на здоровье человека при работе за компьютером, определят правила безопасного использования компьютера. Работа над проектом повысит культуру отношения к собственному здоровью. Работа в группе создаст ситуацию значимости каждого учащегося в общем деле. Проблемные вопросы подтолкнут детей к поисковой, мыслительной деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся проводят опрос, осуществляют поиск информации в сети Интернет, работают со справочной литературой, оформляют результаты работы в презентации с помощью программы MS Power Point.
Влияние компьютера на здоровье школьников.
В связи с процессом глобальной компьютеризации в жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье.
Особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет. Такое исследование необходимо для выявления круга возможных профессиональных заболеваний пользователей компьютеров, разработки методов их профилактики, диагностики и лечения
Целью нашей работы было изучение влияния компьютера на здоровье школьников. В соответствии с целью исследования его задачи состояли в изучении прямого влияния компьютера на физическое здоровье школьника, а также влияния компьютера на психическое состояние ребенка, в частности на возникновение так называемой компьютерной зависимости (игромании, Интернет-зависимости и т.п.).
Основным методом исследования было анкетирование школьников и анализ полученных анкетных данных. Проведению анкетирования предшествовало предварительное ознакомление с возможными вредными факторами, действующих на пользователя компьютера, а также с последствиями таких воздействий.
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером.
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
Сидячее положение
Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз.
При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Следствием этого может быть геморрой и простатит, т.е. заболевания, при которых требуется длительное и малоприятное лечение. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Электромагнитное излучение
Вопрос о воздействии электромагнитного излучения (ЭМИ) на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных статей. Результаты исследований свидетельствуют о вредном влиянии ЭМИ всех диапазонов длин волн на организм человека. Современные мониторы с кинескопами, а тем более жидкокристаллические мониторы, стали гораздо безопаснее для здоровья, чем мониторы десятилетней давности. Однако во всех случаях остается неэкранируемое низкочастотное ЭМИ от электродвигателей, трансформаторов и т.д., эффекты которого в настоящее время прогнозировать ученые не могут. Но они предостерегают, что в некоторых случаях это ЭМИ может приводить к таким изменениям состояния организма, при которых он становится более уязвимым для вредных факторов другой природы, например ксенобиотикой, вирусов и т.п.
Перегрузка суставов рук и кистей
В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущения слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
В докомпьютерную эру профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги, был карпальный туннельный синдром (КТС). К сожалению КТС поражает людей и других профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств – вот далеко не полный перечень профессий, предрасполагающих к развитию КТС. Каковы причины возникновения КТС? Это и генетическая предрасположенность, и заболевания суставов, и нарушения обмена веществ, и изменения гормонального фона, травмы кисти и предплечья.
Но главная причина – длительная однообразная и неправильная работа кистями и пальцами рук. В наше время от КТС сильно страдают пользователи ПК, которые по многу часов совершают однообразные мелкие движения руками.
Основная задача при лечении больных с КТС – добиться уменьшения давления на нервные окончания. На ранних стадиях болезни это достигается терапевтическими методами. В более тяжелых случаях может понадобиться оперативное вмешательство – рассечение фиброзного канала, ревизия нерва. Операция не опасная и эффективная, в большинстве случаев приводящая к полному восстановлению функции поврежденного нерва.
Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно следовать несложным рекомендациям по организации своего рабочего места и режима работы, в частности каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.
Повышенная нагрузка на зрение
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана.
Работа на компьютере технически сводится к введению или чтению текста, рисованию или изучению деталей рисунков, чертежей. Это огромная нагрузка на глаза – ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек.
Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать: у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.
Стресс при потере информации
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски лучших фирм ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались и инфаркты.
Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, сказывается на зрении и костно-мышечном аппарате человека. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму.
Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т.п.
Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет-зависимых людей:
– увеличение количества времени, проводимого за компьютером в ущерб семье и друзьям;
– ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером;
– ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой;
– хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения «общения» с компьютером; нежелание и даже невозможность «оторваться» от него ни на минуту.
Методика исследования.
Анкетирование было проведено среди учащихся 1–11-х классов.
Опрошено 124 школьника.
По результатам проведенного анкетирования выяснилось:
87% учащихся имеют дома компьютер;
84% умеют работать на нем,
6% учащихся начали работать на компьютере с 4–5 лет,
37% – с 6–9 лет,
48% – с 10–12 лет,
7% – с 13–14 лет,
2% – с 15–16 лет.
Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2–3 ч в день.
Среди участников анкетирования:
ежедневно проводят за компьютером не более 3 ч 65%,
от 4 до 10 ч в день –21%;
не работают за компьютером – 14%.
В компьютерные игры играют 80% учащихся,
постоянно играют 78%,
от 4 до 6 ч в день – 16%
от 6 до 10 ч – 6 %.
О постоянном желании играть в компьютерные игры сообщили 5,5% учеников.
Компьютер предпочли спорту:
39школьников (31%),
непосредственному общению предпочитает общение через компьютер:
27 учеников (22%)
Компьютерной зависимости у ребенка.
К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:
Сколько можно сидеть за компьютером?
1 классы | 10 минут |
2 - 5 классы | 15 минут |
6 - 7 классы | 20 минут |
8 - 9 классы | 25 минут |
10 - 11 классы | 30 минут |
Слайд16
Основные правила гигиены зрения
Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения.
Слайд17
Упражнения для глаз
Чтобы снять напряжение в глазах, неизбежное при работе за компьютером, необходимо:
детям 12-14 лет каждые 45 минут
в 15-17 лет - каждый час, перерыв должен длиться не менее 15 минут.
Слайд18
Как уберечь свою психику
В качестве защитных мер можно назвать регулярные прогулки на свежем воздухе, проветривание помещения, занятия спортом, соблюдение элементарных правил работы, работа с хорошей техникой, которая удовлетворяет всем стандартам безопасности и санитарным нормам.
Заключение.
Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.
Литература.
http://comp-doctor.ru/index.php
http://comp-doctor.ru/psi/psi.php психика
http://comp-doctor.ru/psi/psi_st1.php влияние на психику,
http://comp-doctor.ru/eye/eye.php как защитить глаза,
http://comp-doctor.ru/eye/eye_upr.php гимнастика для глаз,
http://comp-doctor.ru/eye/eye_upr.php полезные советы
Компьютер для детей. Энциклопедия. – М.: Аст-Пресс,2001
Две лягушки
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Весенние чудеса
Рисуем "Осенний дождь"
"Разделите так, как делили работу..."