Конечно, измерить самого себя и стать настоящим Геометром, настоящим Поэтом, Садовником и вообще настоящим очень трудно. Не всякому удаётся сделать это за всю жизнь, но если говорить о чём – то более простом, то с уверенностью можно сказать, что каждому человеку, научившемуся считать и писать, неоднократно приходилось что – либо измерять
Приступая к работе я попыталась ответить на вопрос:
«Что значит – измерить какую – то величину?»
Однажды я смотрела мультфильм «38 попугаев», где удав измерял свой рост в мартышках, слонах и попугаях. Я задумалась, как можно измерить рост человека? Какими мерами длины пользовались в старину?
На сегодняшний день известно множество различных систем измерения длины, которые характерны для какой-то одной местности, страны или даже времени. И все эти измерения можно выразить через международную метрическую систему.
Вложение | Размер |
---|---|
Материал проекта | 497.5 КБ |
Презентация к проекту | 2.79 МБ |
МБОУ лицей с. Долгоруково
Филиал в д. Екатериновка
Долгоруковского района Липецкой области
Можно ли измерить рост в попугаях?
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ:
Ученица «Г» класса
Попова Алина.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Учитель математики
Илюнцева О.М.
Екатериновка 2013 г.
План
1.Вступление.
2.Основная часть
А) Как измеряли в древности.
Б) Старые русские меры.
В) Метрическая система мер.
3.Исследовательский блок.
4. Заключение.
5. Литература
(слайд 1 )Вступление
(слайд 2) « Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!»
Марсилио Сичино.
Конечно, измерить самого себя и стать настоящим Геометром, настоящим Поэтом, Садовником и вообще настоящим очень трудно. Не всякому удаётся сделать это за всю жизнь, но если говорить о чём – то более простом, то с уверенностью можно сказать, что каждому человеку, научившемуся считать и писать, неоднократно приходилось что – либо измерять
(слайд 3)Приступая к работе я попыталась ответить на вопрос:
«Что значит – измерить какую – то величину?»
(слайд 4)Однажды я смотрела мультфильм «38 попугаев», где удав измерял свой рост в мартышках, слонах и попугаях. Я задумалась, как можно измерить рост человека? Какими мерами длины пользовались в старину?
(слайд 5)Поэтому тема моего творческого проекта «Можно ли измерить рост в попугаях»
(слайд6 )Цели работы:
На сегодняшний день известно множество различных систем измерения длины, которые характерны для какой-то одной местности, страны или даже времени. И все эти измерения можно выразить через международную метрическую систему.
Как измеряли в древности
(слайд 7 )Без измерений нельзя ни сшить платье, ни выточить на токарном станке деталь, ни узнать, который час. Так что измерения – одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда было так. Когда первобытный человек убивал медведя, он радовался, если тот оказывался достаточно большим. Однако не было необходимости определять вес медведя, в то время никаких весов не было. Не было особой нужды в измерениях, и когда этот человек делал каменный топор. Позднее люди стали жить большими группами. Начался обмен товарами, перешедший потом в торговлю, возникли первые государства. Тогда появилась нужда в измерениях.
(слайд 8)За свою историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц, причём каждый народ имел свои.
Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. У разных людей величина шага различна, поэтому брали некоторую среднюю величину.
(слайд 9 )Одной из самых распространённых единиц длины был локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца. Эти расстояния были различны. Поэтому царь издавал указ, каким локтем должны пользоваться все его подданные.
(слайд 10)Наряду с локтем применяли сажень. Она примерно равна расстоянию от подошвы до концов пальцев поднятой вверх руки.
(слайд 11)В России долгое время существовало множество различных саженей - мерная, малая, морская, косая, маховая.
(слайд 12)Для измерения меньших расстояний употреблялась ладонь – ширина кисти руки. Ещё меньшей единицей длины является дюйм – длина сустава большого пальца.
(слайд13 )Фут – это средняя длина ступни человека.
(слайд 14)За основную в английском обиходе меру длины – ярд – указом короля Генриха 1 было определено расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой его руки. В настоящее время длина ярда примерно равна 0,91 метра.
(слайд15 )Начиналось всё с единиц для измерения длин. Основной из них был локоть. Локтями мерили ткани, но для измерения земельных участков применяли единицы длины в 12 локтей (примерно 6 м)
(слайд 16)С локтями была связана ещё одна единица длины, содержавшая 18 пальцев, то есть 0,6 локтя. Она примерно равнялась футу, то есть длине ступни взрослого человека.
Старые русские меры
(слайд 17)Русский народ создал свою собственную систему мер.
Древнейшими русскими мерами длины являются локоть и сажень.
Первое упоминание сажени встречается в летописи X1 века, составленной киевским монахом Нестором.
В более поздние времена установилась мера расстояний верста, приравненная к 500 саженям. В древних памятниках верста называется поприщем и приравнивается к 750 саженям.
(слайд 18)В XV11 веке меры уточнялись. Русская система мер длины стала иметь вид:
Миля = 7 верстам (7,47 км);
Верста = 500 саженям ( 1,07 км);
Сажень = 3 аршинам = 7 футам ( 2,13 м);
Аршин = 16 вершкам = 28 дюймам ( 71,12 см);
Фут = 12 дюймам (30,48 см);
Дюйм = 10 линиям ( 2,54 см);
Линия = 10 точкам ( 2,54 мм).
(слайд 19 ) Старинные русские названия мер длины встречаются образных выражениях: ни пяди земли; мерить на свой аршин; косая сажень в плечах.
В пословицах:
Метрическая система мер
(слайд 20)Потребности практики заставили начать поиски единой системы мер. При этом было ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела.
Основная единица системы мер должна быть определена посредством материального эталона, который наиболее точно воспроизводит длину архивного метра. Комиссия утвердила эталон метра, изготовленный из сплава платины ( 90%) и иридия ( 10%).
В России учёные с начала X1X века поняли значение метрической системы и пытались её широко внедрить в практику. Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской социалистической революции.
Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.
Для популяризации новых мер поэт В.В.Маяковский написал стихотворные тексты, посвящённые новым мерам. Оно называлось Карамель «Новые меры»
Исследовательский блок
(слайд 21)В своей работе я попыталась замерить рост учащихся своего класса в определённые промежутки времени, выразить его через разные единицы длины и сделать сравнительный анализ полученных данных.
(слайд 22 )Сравнительный анализ изменения роста учащихся
1 класс
№ | Фамилии уч-ся | см | сажень | аршин | фут | дюйм |
1 | Берёзин Д | 133 | 0,62 | 1,87 | 4,36 | 52,36 |
2 | Ванькина К. | 118 | 0,55 | 1,66 | 3,87 | 46,46 |
3 | Гордеев Д. | 118 | 0,55 | 1,66 | 3,87 | 46,46 |
4 | Панов А. | 128 | 0,60 | 1,80 | 4,20 | 50,39 |
5 | Попова А. | 108 | 0,51 | 1,52 | 3,54 | 42,52 |
6 | Савенкова Д. | 118 | 0,55 | 1,66 | 3,87 | 46,46 |
7 | Саидов Д. | 123 | 0,58 | 1,73 | 4,04 | 48,43 |
8 | Украинец А. | 128 | 0,60 | 1,80 | 4,20 | 50,39 |
9 | Хаустов В. | 114 | 0,68 | 1,60 | 3,74 | 44,88 |
(слайд 23 )Сравнительный анализ изменения роста учащихся
6 класс
№ | Фамилии уч-ся | см | сажень | аршин | фут | дюйм |
1 | Берёзин Д | 175 | 0,82 | 2,46 | 5,74 | 68,90 |
2 | Ванькина К. | 158 | 0,74 | 2,22 | 5,18 | 62,20 |
3 | Гордеев Д. | 147 | 0,69 | 2,07 | 4,82 | 57,87 |
4 | Панов А. | 161 | 0,76 | 2,26 | 5,28 | 63,39 |
5 | Попова А. | 159 | 0,75 | 2,24 | 5,22 | 62,60 |
6 | Савенкова Д. | 169 | 0,79 | 2,38 | 5,54 | 66,54 |
7 | Саидов Д. | 161 | 0,76 | 2,26 | 5,28 | 63,39 |
8 | Украинец А. | 157 | 0,74 | 2,20 | 5,15 | 61,81 |
9 | Хаустов В. | 144 | 0,68 | 2,02 | 4,72 | 56,59 |
(слайд 24)Средний рост учащихся в разных единицах измерения
1 класса
см | сажень | аршин | фут | дюйм |
121,44 | 0,57 | 1,71 | 3,98 | 47,81 |
Средний рост учащихся 6 класса
см | сажень | аршин | фут | дюйм |
159 | 0,75 | 2,24 | 5,22 | 62,60 |
Учащиеся моего класса за пять лет выросли на:
см | сажень | аршин | фут | дюйм |
36,56 | 0,18 | 0,53 | 1,24 | 14,79 |
(слайд 25-26 )На диаграммах представлен средний рост в старинных мерах длины и изменение его за 5 лет.
(слайд 27)Самый большой рост в дюймах
Заключение
(слайд 28)В данной работе я изучила и проанализирована литературу по теме измерения в древности, старые русские меры и метрическая система мер.
В своей работе:
В результате пришла к следующим выводам:
(слайд29 )Информационные ресурсы
1. Виленкин Н. Я. «Математика 5», учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений. Москва «Сайтком», 2000
2. Депман И. Я. « За страницами учебника математики».Москва «Просвещение»,1989
3. Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. Том 8.
М.: Правда, 1978
4. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985
5. Шарыгин И. Ф. « Наглядная геометрия 5 – 6», пособие для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа», 2002
6. Интернет ресурсы
(слайд 30)
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Разлука
Почему Уран и Нептун разного цвета
Пчёлки на разведках
За чашкой чая