Исследование водопроводной воды в условиях школьной лаборатории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 с. Солдато - Александровского Советского района» Ставропольского края.
Тема: "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"
Сведения об авторе:
Миняйло Ольга Алексеевна
МОУ СОШ №10, 11 класс,
Ставропольский край
Советский район,
с. Солдато - Александровское,
ул. Мельничная 20,
Сведение о руководителе:
Наумова Людмила Михайловна
учитель экологии
МОУ СОШ №10
2009 - 2010 уч. год
Содержание:
Введение…………………………………………………….3
Исследование……………………………………………….4
Краткая теория ……………………………………………..6
Вывод………………………………………………………..7
Литература…………………………………………………9
Введение
Вода "из-под крана" используется нами повсеместно. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и окружающей среды РАМН, 90% водопроводных сетей подают в дома воду, не отвечающую санитарным нормам. Главная причина наличия в водопроводной воде вредных для здоровья нитратов, пестицидов, нефтепродуктов и солей тяжелых металлов - это катастрофическое состояние водопроводных и канализационных систем. Соединение канализационных вод с выбросами предприятий дает добавочный эффект: к перечисленным выше химическим составляющим питьевой воды добавляются и бактерии - кишечные палочки, патогенные микроорганизмы, холерный вибрион и т.д. Поэтому актуальность данной проблемы очень высока. Если вода почти прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, а также если содержание хлора, водородный показатель и жесткость воды удовлетворяют ПДК, то вода централизованного источника водоснабжения пригодна к применению.
Цель работы: Проверить, удовлетворяет ли водопроводная вода некоторым требованиям ГОСТа и пригодна она к применению.
Этапы работы над проектом.
1 этап - теоретический. Подбор литературы по темам
2 этап – практический. Практическое исследование
3 этап – обработка результатов. Подведение итогов.
Методы работы над проектом:
1.Наблюдение.
2.Исследование (качественный анализ воды, химический анализ воды)
Исследование
Объектом исследования является обычная водопроводная вода, взятая из централизованного источника водоснабжения МОУ СОШ №10, которая не подвергалась никакой предварительной обработке и фильтрации, чтобы была возможность составить объективную картину состояния воды, используемой в быту.
Ход работы
1. Гипотеза. Если вода почти прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, а также если содержание хлора, водородный показатель и жесткость воды удовлетворяют ПДК, то вода централизованного источника водоснабжения пригодна к применению.
2.Изучение научной литературы.
Был проведен обзор литературы по изучению влияния качества питьевой воды на здоровье, нормативов качества питьевой воды и образования мутагенов в результате хлорирования воды.
Методика "СОСТАВ И КАЧЕСТВО ВОДЫ"
Суточный обмен воды в организме человека составляет 2,5 л, поэтому от её качества сильно зависит состояние человека, его здоровье и работоспособность. Различные вещества, присутствующие в воде, придают ей запах, делают её то сладковатой, то солёной, а то и горькой. Существует 5-балльная шкала оценки интенсивности запаха и привкуса питьевой воды. При сомнении в качестве питьевой воды для очистки её от примесей следует использовать специальные фильтры.
Метод физического изучения воды включает:
Данные показатели определяются по специальным методикам, описанным в различных источниках литературы (например, С.В.Дружинин "Исследование воды и водоемов в условиях школы", 2008).
Метод химического анализа включает определение:
Определение ионов
Большинство известных элементов, входящих в состав вод в сравнительно больших количествах, существуют в виде ионов. Для доказательства наличия этих ионов в воде использовалась методика качественного химического полумикроанализа. Качественный анализ пробы воды проводился на наличие в воде: катионов магния, железа(II,III), кальция, свинца, меди; анионов брома, йода, хлора, сульфата.
Жесткость воды.
Жесткость воды обуславливается присутствием в ней солей кальция и магния. Это общая жесткость. Она складывается из карбонатной (временной, обусловленной присутствием гидрокарбонатов кальция и магния) и некарбонатной (постоянной, обусловленной присутствием хлоридов кальция, Mg2+ и Fe2+). Оставшиеся в растворе после кипячения соли обуславливают постоянную жесткость воды. Общая жесткость воды я определила следующим образом. В коническую колбу ёмкостью100 мл с исследуемой водой, прибавляю 5 мл аммиачного буферного раствора(NH4OH+NH4Cl) для установления щелочной реакции, а затем 7-8 капель индикатора (эриохрома черного). Проба окрашивается в интенсивный вишнево-красный цвет. Раствор перемешиваю и медленно титрую 0,05 нормальным раствором трилона "Б" до изменения окраски пробы от вишневой до синей. Это происходит из-за того, что трилон "Б" в щелочной среде взаимодействует с ионами кальция и магния, образуя комплексное неокрашенное соединение и вытесняя индикатор в свободном виде. Расчет общей жесткости производят по формуле:
X= (V*N) / V1
где: V - объем раствора трилона "Б", израсходованного на титрование, мл.
N - нормальность раствора трилона "Б", мг экв/л (0.05)
V1- объем исследуемого раствора, взятого для титрования, мл.(100 мл)
Водородный показатель.
Вода тестируется различными индикаторами (лакмус, универсальная индикаторная бумага, метил оранжевый) и по изменению их окраски формулируются соответствующие выводы.
Результаты см. в таблице №1.
Сравнительный анализ данных, полученных в ходе исследования.
Он приведен в таблице "Соответствие физико-химических показателей пробы воды требованиям ГОСТ".
Параметр | Единица измерения | Полученное значение | Предельно допустимая норма |
Прозрачность воды | 5-балльная шкала | 1 | 1.5 |
Присутствие взвешенных частиц | 1 | 2 | |
Вкус воды | 1 | 2 | |
Запах воды при t=20oC | 1 1 | 2 2 | |
Водородный показатель | рН | ~6.5 | 6.0 - 9.0 |
Жесткость | моль/м3 | ~4.5 | 7.0 |
Краткая теория
1. Гипотеза. Если вода почти прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, а также если содержание хлора, водородный показатель и жесткость воды удовлетворяют ПДК, то вода централизованного источника водоснабжения пригодна к применению.
2.Изучение научной литературы.
Был проведен обзор литературы по изучению влияния качества питьевой воды на здоровье, нормативов качества питьевой воды и образования мутагенов в результате хлорирования воды.
Методика "СОСТАВ И КАЧЕСТВО ВОДЫ"
Суточный обмен воды в организме человека составляет 2,5 л, поэтому от её качества сильно зависит состояние человека, его здоровье и работоспособность. Различные вещества, присутствующие в воде, придают ей запах, делают её то сладковатой, то солёной, а то и горькой. Существует 5-балльная шкала оценки интенсивности запаха и привкуса питьевой воды. При сомнении в качестве питьевой воды для очистки её от примесей следует использовать специальные фильтры.
Качественное определение химических элементов воды
Наличие в воде ионов кальция я смогла определить, добавив к 10мл. водной вытяжки несколько капель 10% раствора соляной кислоты и прилив 5мл. 4%оксалата аммония, раствор мутнеет, что свидетельствует о ничтожно малой доле содержания в воде ионов кальция
В водную вытяжку я прилила 10% раствор азотной кислоты и 2 капли раствора нитрата серебра, произошло образование белого хлопьевидного осадка, что помогло мне определить наличие хлорид-ионов в количестве десятых долей процента.
Ионы Pb2+ определяют ионами S2- , образуется чёрный осадок
Pb2+ + S2- = Pb S
Ионы Cu2+ тоже при взаимодействии с ионами S2- образуют чёрный осадок.
Cu2+ + S2- = Cu S
Ионы SO42- определяют ионами Ba2+
Выпадает осадок белого цвета.
Ионы Br, Cl, Y определяют ионами Ag
Cl- + Ag+ = AgCl выпадает осадок белого цвета
Br- + Ag+ = AgBr выпадает осадок светло-жёлтого цвета
Y- + Ag+ = AgY выпадает осадок жёлтого цвета
Выводы.
В ходе проведенного исследования было установлено:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проба воды, взятая из централизованного источника водоснабжения МОУ СОШ №10, соответствует требованиям ГОСТ согласно тем критериям, по которым проводилось исследование, а, значит, наша гипотеза подтвердилась.
Рекомендации.
Литература:
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
3 загадки Солнечной системы
Швейня
Сочини стихи, Машина
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью