Презентация разработана по курсу "Родное Подмосковье" по разделу "Народные промысла Подмосковья"
Вложение | Размер |
---|---|
fedoskina_rospis_pape_mashe.pptx | 1000.27 КБ |
Слайд 1
Федоскина роспись, папье маше Подготовили ученицы 8Б класса Диганова Ирина и Глинкина ИринаСлайд 2
Федо́скинская миниатю́ра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино . Папье́-маше́— легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Слайд 3
Папье маше Несмотря на французское название, изделий папье-маше не было во Франции до середины XVII- го века. Родина папье-маше — Китай, где была изобретена бумага. Китайцы использовали папье-маше для шлемов и других вещей, которым придавали жесткость с помощью многих слоев лака. Такие предметы были обнаружены при раскопках, относящихся к династии Хань . Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так-то просто отличить от «настоящих ». В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Слайд 4
Кресло из папье-маше, инкрустированное перламутром
Слайд 5
Технология Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше. По первой — изделие изготавливается послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер . По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания. По третьему методу — изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Полученное изделие грунтуется и раскрашивается.
Слайд 6
Из истории Это искусство возникло из-за популярности в Европе табакерок, изготовленных из прессованного картона ( то есть из папье-маше). Табакерки покрывались черным грунтом, черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами. Такие табакерки стали популярными и в России, и в самом конце 18 века их производство организовал купец Коробов . Вначале табакерки украшали покрытыми прозрачным лаком гравюрами, наклеенными на их крышки, а в первой половине 19 века получило распространение украшательство изделий живописными миниатюрами, выполненными масляными красками. После смерти Коробова фабрика находилась во владении его дочери, но весьма непродолжительное время, а затем перешла к московским купцам Лукутиным , которые владели ею на протяжении 85 лет.
Слайд 7
Популярными мотивами для федоскинской росписи были такие сюжеты, как "тройки", всевозможные "чаепития" за самоваром, сцены из российской крестьянской жизни. Из изделий федоскинских мастеров более всего ценились ларцы, расписанные сюжетами из картин известных художников.
Слайд 8
Федоскинская миниатюра выполняется масляными красками в три-четыре слоя. Оригинальной федоскинской техникой стало так называемое "письмо по сквозному": когда на поверхность перед росписью наносится отражающий свет материал - металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои красок, этот материал придает изображению глубину, эффект "свечения". Федоскинские мастера поистине великолепно владели техникой росписи, умением соотносить композицию росписи с формой самого изделия.
Слайд 9
Последний из Лукутиных - Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина , фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина .
Слайд 10
В мае 1910 года десять мастеров учредили « Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных ». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве
Слайд 11
Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.
Слайд 12
После революции артель продолжала свою работу, творческий коллектив увеличивался, появились новые, соответствовашие своему времени, мотивы и сюжеты в росписи. Ассортимент фабрики также вырос, но традиции федоскинской лаковой миниатюры остались неизменными, они и поныне используются для создания чудесных изделий, завоевавших заслуженную популярность.
Рисуем лошадь акварелью
Как нарисовать лимон акварелью
Как зима кончилась
Л. Нечаев. Яма
5 зимних аудиосказок