Вложение | Размер |
---|---|
chto_u_nas_v_portfele.rar | 1.81 МБ |
Районная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
______________________________________________________________________
Исследовательская работа
Выполнила:
ученица 4 класса
МАОУ Туендатской ООШ
Никитина Наталья Кирилловна
Руководитель:
учитель начальных классов
Никитина Елена Васильевна
Туендат 2012
Содержание
История появления школьного портфеля
Гигиеничские требования к портфелю в начальной школе……………………4
Соответствие портфелей гигиеническим нормам
Выводы…………………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………..7
Список литературы……………………………………………………………….8
Приложения
Введение
Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.
В. Берестов
В нашей стране существует закон об обязательном образовании. Как только ребёнку исполняется семь (сейчас 6,5) лет, он идёт в школу. Все годы пока ученик посещает это образовательное учреждение (9 или 11 лет), неизменным его спутником является портфель. Трудно представить себе ученика идущего в школу без портфеля, потому что для занятий ему необходимы: учебники, тетради, ручки, карандаши и т.д., которые он и складывает в портфель.
В прошлом году на уроке окружающего мира мы говорили об осанке человека. Во время этого урока наша учительница рассказывала нам, какой вред нашей осанке наносит портфель, если он тяжёлый или мы неправильно его носим. На уроке мы взвешивали свои портфели. Мне стало интересно, по какой причине у многих из нас вес портфеля не соответствует гигиеническим нормам, и я решила провести исследование на эту тему.
Актуальность: Здоровье учеников в российских школах оставляет желать лучшего. Для того чтобы исправить эту ситуацию, необходимо знать причины этого.
Объект: требования к содержимому портфелей.
Предмет: вес портфеля.
Ожидаемый результат: наши исследования помогут в правильном наполнении портфеля и сохранят здоровье обучающихся.
Гипотеза: если мы будем знать и выполнять гигиенические требования, предъявляемые к содержимому наших портфелей, то научимся заполнять их только нужными и необходимыми предметами.
Цель: выяснить соответствие содержимого портфелей учащихся начальных классов гигиеническим нормам.
Задачи:
История появления школьного портфеля
Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застёжкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.
Так как кожаный портфель стоит достаточно дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины ХХ века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклас -сники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Первое время ученик относился к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей. Так, на картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» нетрудно разглядеть, что содержимое портфеля составляют не только учебники и тетради, но и коньки. А на картине С.А. Григорьева «Вратарь» мы видим типичную ситуацию: школьники используют портфели как штанги футбольных ворот. Подобные модели пятидесятых годов можно найти и на старых школьных музейных фотографиях. Эти модели были чаще всего коричневых и чёрных цветов.
Портфели, которые носили в 60-ые годы прошлого века, были сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель её. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что же это за материал? Обратимся к словарям.
Коленкор – это покровный переплётный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем. У коленкора обыкновенного из окрашенного или неокрашенного миткаля это крахмально-каолиновый слой с пигментом, который закрывает фактуру ткани, делает её жёсткой, а из-за невысокой прочности на изломе быстро появляются трещины.
Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец.
Ранец - [нем. Ranzen].Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину (у школьников — для книг и учебных принадлежностей, в армии — как часть походного снаряжения).
В семидесятые годы им уже пользовались. Изготавливали портфели и ранцы из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, зато они стали более яркими и разноцветными.
Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наёмные немецкие солдаты московских царей в ХVІІ веке. Лет через 150 – 200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.
Школьные ранцы и портфели не были особенно разнообразны. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет – вот и всё что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным. Однако в 80–е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, а теперь школьники гордо несли в школу новинку – вертикальные сумки с ремешком через плечо. Старшеклассники (с 7 по 11 класс) во второй половине 80–х обзавелись «дипломатами» - жёсткими узкими чемоданчиками чёрного или коричневого цвета.
Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце. Используется в основном для переноски бумаг и других документов.
У дипломата были преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что тетради и учебники в жёстком «чемоданчике», не мялись, а к недостаткам – то, что раскрыть его на улице, чтобы достать нужную вещь, было крайне неудобно.
На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.
С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки.
Гигиенические требования к портфелю в начальной школе
В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы – как должен выглядеть и сколько должен весить школьный портфель.
При выборе школьного рюкзака в первую очередь надо смотреть на комплекцию ребенка. При маленьком росте не стоит покупать огромный «чемодан» на ремнях. Рюкзак не должен быть шире спины школьника и очень длинным, чтобы не оттягивать плечи малыша, когда будет нагружен учебниками. Идеальный размер передней стенки рюкзака: высота – 220-260 мм, ширина – 60-100 мм, длина – 300-360 мм.
Вес ранца без книг и тетрадей не может превышать 700 г. Вес рюкзака вместе с книгами – не больше 10% от веса самого ученика. При носке верх не должен находиться выше линии плеч, а низ – ниже бёдер.
Спинка у ранца должна быть полужёсткая, хорошо фиксированная. Она позволяет сохранить осанку школьника, снимая лишний вес рюкзака. Лучше, если на спинке будут ещё специальные массажные профили, или ортопедические приспособления: мягкая прокладка в виде валика или подушечки с внешней стороны.
Лямки рюкзака или ранца должны быть эластичными и достаточно широкими – от 4 см. Чтобы не врезались в плечи, желательно наличие мягких «погончиков». Кроме того, они обязательно должны регулировать по длине, чтобы подогнать лямки под рост ребёнка. Ведь зимой их придётся удлинять, регулируя под пуховик или тёплую куртку.
Выбирайте прочную, водоотталкивающую лёгкую ткань. Чаще это нейлон. Он легко стирается и не рвётся. Обращайте внимание на качество материала. Чтобы по возможности были в составе хлопок или лён. Кожзаменитель, плащёвка или пластик долго не выдержат ни нашего климата, ни суровых школьных будней. Не гонитесь за цветами и рисунками. Они содержат красители, вредные для здоровья ребёнка.
Следите, чтобы внутри рюкзака не было острых склеенных швов, о которые можно пораниться. Лучше, если замки (молнии) будут широкими пластмассовыми.
Соответствие портфелей гигиеническим нормам
Мои исследования
Практическая работа 1.
Я осмотрела портфели учащихся начальных классов и выяснила, что по внешним признакам у 53% учеников ранцы соответствуют гигиеническим нормам и у 47% - не соответствуют.
Практическая работа 2.
Я взвесила необходимые предметы, которые должны быть в наших портфелях каждый день и определила примерный вес наполненного портфеля.
Итого – 2740г или 2кг 740г. Что соответствует гигиеническим нормам.
Практическая работа 3.
Я взвесила портфели и сопоставила с весом их хозяев (данные веса учащихся взяла у медработника Туендатского ФАПа)
Получилось следующее:
У большинства учащихся начальных классов вес портфеля превышает норму. Зафиксированный «рекордный» вес составил 5 с половиной килограммов.
Практическая работа 4.
Мною было изучено содержимое портфелей некоторых добровольцев, и вот что мы обнаружили внутри, кроме необходимых учебных предметов.
Анкетирование учащихся
Мы составили анкету и попросили учащихся начальных классов нашей школы ответить на поставленные вопросы.
Анкета
а) сам(а)-60%
б) родители-36%
в) не знаю-4%
а) по цвету (моде)-36%
б) чтобы был удобный- 52%
в) всё равно-12%
а) сам(а)-88%
б) родители-8%
в) всё равно-4%
а) вечером-60%
б) утром-24%
в) когда придётся-16%
а) учебные вещи-40%
б) всё необходимое-40%
в) что придётся-20%
а) ничего-40%
б) (ваш вариант)-48%(телефон, еду, книги, другое)
в) всё что угодно-12%
а) да-60%
б) нет-24%
в) не знаю-16%
(ваши предположения)
Брать только нужные вещи-56%
Покупать «правильный» портфель-16%
Не знаю – 24%
Были и предложения не класть в портфель кирпичи.
Выводы
В результате проведённого исследования я выяснила:
1. У большинства учащихся начальных классов по внешним признакам портфели соответствуют гигиеническим требованиям
2. Вес необходимых учебных принадлежностей вместе с весом самого портфеля соответствуют гигиеническим нормам.
3. Вес портфелей большинства учащихся нашей школы превышает допустимые нормы.
4. Многие наполняют портфель ненужными, лишними предметами, что увеличивает его вес.
Я составила памятку и раздала её учащимся.
Памятка
Заключение
Несмотря на то, что за время существования школьный портфель сильно изменился и стал более удобным, он продолжает доставлять школьникам дискомфорт своим весом. Ранцы-тяжеловесы становятся причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечнососудистой систем.
Чтобы сохранить наше здоровье необходимо соблюдать правила выбора школьного рюкзака и научиться его правильно наполнять.
-Учитель у меня в портфеле!
-Кто? Быть не может! Неужели?
-Взгляни, пожалуйста, он тут,
Его учебником зовут!
Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.
Тетрадки в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали…
Я – линейка, прямота-
Главная моя черта….
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой…
В дневнике заданья на дом
И стоят отметки рядом. /В.Берестов/
Список литературы
1. Касаткина «Педагогика здоровья» - М., 1988
2. Коростелёв Н.Б. «Воспитание здорового школьника» - М., 1986
3. Стрельцова И.В. Исследовательская работа «Мое здоровье». // Начальная школа. – 2008. - №5, с.21.
4. Лопанин А. Тяжёлая ноша. Интернет-ресурс - http://timix.nios.ru/archives/6862
5. На что стоит обращать внимание при покупке портфеля первоклассника. Интернет-ресурс – http://school19.stbur.ru/index.php?newsid=69
Пейзаж
Эта весёлая планета
Неньютоновская жидкость
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Цветение вишни в лунную ночь