Аннотация
Цель работы: показать отрицательное воздействие алкоголя на организм подростка.
В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:
- Изучить появление первых алкогольных напитков в истории человечества,
- Выявить процент подростков, употребивших алкогольные напитки хотя бы один раз.
- Выяснить, какие напитки предпочитают употреблять подростки.
- Выяснить, каково отношение родителей к употреблению алкогольных напитков подростками.
- Провести мониторинг изменения показателей употребления спиртных напитков с возрастом.
- Определить меры профилактики употребления спиртных напитков.
Все исследования проводились среди учащихся нашей школы и их родителей.
Проведя исследования, мы пришли к выводу: что уже с раннего возраста дети начинают пробовать алкогольные напитки, причем чаще всего это происходит именно в семье. Таким образом, родители сами провоцируют начало употребления алкоголя детьми, дальнейшее употребление алкоголя происходит уже не в семье, по другим причинам, чаще всего «за компанию». Подростки не осознают полностью пагубное воздействие алкоголя на их организм. В связи с этим необходимо срочно принимать меры по антиалкогольной пропаганде и антиалкогольному воспитанию.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_alkogolya.rar | 1.75 МБ |
Влияние алкоголя на организм подростка
Воронина Полина Витальевна, 9 класс,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
Научная статья
I. Введение
Актуальность. В последнее время всё чаще можно увидеть подростков в состоянии алкогольного опьянения, всё чаще можно увидеть девушек, открыто распивающих спиртные напитки. Эта проблема коснулась и нашего посёлка. Уже с малых лет родители разрешают пробовать спиртные напитки своим детям. Затем подростки начинают употреблять алкоголь за компанию, затем пьют просто так, без причин. Частое употребление алкоголя становится вредной привычкой и может привести к алкоголизму.
Тема «Влияние алкоголя на организм подростка» была выбрана не случайно, так как детский и подростковый возраст – это особый период в жизни человека, в это время закладываются основы физического и душевного здоровья. Развивающийся мозг повышенно чувствителен к действию токсических, ядовитых веществ.
Гипотеза. Учащиеся нашей школы, хотя бы один раз в жизни пробовали спиртные напитки, а некоторые их употребляют достаточно часто.
Основная цель, которую мы поставили при работе над исследовательским проектом – показать отрицательное воздействие алкоголя на организм подростка.
В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:
- Изучить появление первых алкогольных напитков в истории человечества,
- Выявить процент подростков, употребивших алкогольные напитки хотя бы один раз.
- Выяснить, какие напитки предпочитают употреблять подростки.
- Выяснить, каково отношение родителей к употреблению алкогольных напитков подростками.
- Провести мониторинг изменения показателей употребления спиртных напитков с возрастом.
- Определить меры профилактики употребления спиртных напитков.
Все исследования проводились среди учащихся нашей школы и их родителей.
При работе над исследовательским проектом использовались следующие методы: сбор информации, изучение научно-популярной литературы, анкетирование, интервьюирование, анализ, обобщение. Объектом исследований являются подростки, обучающиеся в нашей школе, предметом исследования является влияние алкоголя на их организм.
Данный исследовательский проект имеет практико-ориентированную направленность, поскольку предлагает меры профилактики употребления алкогольных напитков.
II. История появления алкогольных напитков
Пьянство есть упражнение в безумии.
(Пифагор)
История изготовления спиртных напитков уходит вглубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н.э. – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.[1]
Никому доподлинно не известно, кто и когда впервые изготовил вино. Поэтому на лавры первооткрывателей претендуют сразу несколько народов, обращаясь за подтверждением к мифам, легендам и результатам археологических раскопок.
У греков существует даже несколько вариантов - на любой вкус. По одному из них, бог Дионис научил Икария, жителя Аттики, разводить виноград и готовить из него чудодейственный напиток (Рисунок1-2, Приложение 1).
Китайцы заявляют, что первые вина - родом из Поднебесной, приводя в доказательство мифы о боге по имени Юй, который поощрял виноделие.
К числу древнейших произведений мировой литературы относится шумерский эпос "Сказание о Гильгамеше". Его главный герой жил в конце XXVII века до н. э. Во время одного из своих путешествий Гильгамеш нашел подземный виноградник. Не исключено, что вино, полученное из собранных плодов, и было первым на Земле. [2]
В Древнем Египте наряду с виноделием практиковалось пивоварение. Пиво было основным напитком в египетской армии (Рисунок3-4, Приложение 1).
В этой своеобразной исторической гонке не отстают и грузины. Они приводят данные археологов, которые нашли на территории Грузии сохранившиеся с древних времен семена винограда и осколки глиняных кувшинов для хранения вина. Армяне аргументируют свое первенство, ссылаясь на стоянку Ноя у горы Арарат.
Справедливости ради надо отметить, что представители Франции, самой знаменитой сегодня винодельческой страны, в этом "соревновании" не участвуют: возможно, потомкам галлов не хватает исторических фактов…
Римский историк Клавдий Элиан сообщал, что "в Риме неукоснительно соблюдался обычай - вина не пили ни свободная женщина, ни рабыня, ни благородный римлянин, пока не достигали тридцатипятилетнего возраста". А Юлий Цезарь в "Комментариях" рассказывал о племенах сцевов, живших на Дунае, которые не только не пили вино, но и запрещали его ввоз на свою территорию. Сцевы были побеждены в бою лишь тогда, когда их одолело пьянство...[2]
Как бы то ни было, вино существует на Земле уже более 5 тысячелетий. Оно оказывало порой весьма заметное влияние на развитие цивилизации: из-за вина возникали войны, благодаря ему рождались великие произведения искусства... Вино лечит многие болезни, но может и погубить человека. Вино - это радость и веселье, оно же - горе и порок. Вино щедро награждает и жестоко наказывает.
Трудно найти другой продукт, вызывающий столь же противоречивые суждения о его вреде и пользе. Великий Луи Пастер утверждал, что "вино с полным правом может считаться самым здоровым и самым гигиеничным напитком".
Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа.
Чистый спирт начали получать в VI-VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году.[1]
III. Вот это да! Неужели люди столько много пьют?
Население земного шара выпивает за год около 30 миллиардов литров вина. Если это количество вина разлить в бутылки и расположить в ряд, то его протяженность будет равна десятикратному расстоянию от Земли до Луны. Так что производство вина на Земле уже как бы достигло «космического развития», только потребление его, к сожалению, переживает период «неконтролируемого детства». В среднем на каждого жителя планеты приходится почти 10 литров выпитого вина в год. В некоторых ведущих винодельческих странах потребление вина на душу населения превышает эту цифру в 10-15 раз. [4]
Наконец, особую категорию алкогольных напитков составляет пиво. О пиве иногда говорят, что это ценный продукт, и даже называют его «жидким хлебом». Ранее в самом крепком из отечественных светлых сортов пива – «Санкт-Петербургском» содержалось 6%, а в наиболее распространенном «Жигулевском» - 2,8 % спирта. Теперь же в некоторых сотах пива содержится более 6% спирта. Но в пиве присутствуют различные вещества, повышающие чувствительность организма к алкоголю, усиливающие его всасывание. Поэтому смешивание пива и водки, как правило, приводит к быстрому и сильному опьянению. [5]
IV. Подростки, что вы пьете!
В последние годы на прилавках магазина часто можно встретить бутылки с зарубежными этикетками. Это либо вино, либо более крепкие спиртные напитки. Особой популярностью пользуется ром, получаемый из отходов производства тростникового сахара, и виски, готовящееся из осахаренных зерновых продуктов.
Всё чаще можно услышать в средствах массовой информации о том, что на первом месте по количеству подделок находятся именно спиртные напитки. Чем только не разбавляют подпольные производители алкогольные напитки, для того чтобы извлечь для себя как можно больше выгоды (в денежном эквиваленте). Наиболее опасной добавкой является метиловый спирт. Метиловый спирт является нервно-сосудистым ядом, и сто граммов его смертельны для человека.
V. Почему люди пьют?
Как писал С.Я.Маршак, «Для пьянства есть такие поводы: поминки, праздник, встреча, проводы, крестины, свадьбы и развод, мороз, охота, Новый год, выздоровление, новоселье, печаль, раскаянье, веселье, успех, награда, новый чин и просто пьянство без причин».
Наверное, вы неоднократно слышали выражение: «Выпьем, согреемся». В обиходе считается, что спирт является якобы хорошим средством для согревания организма. Рассуждение о пользе алкоголя – это просто довольно распространенное заблуждение. Л.Н.Толстой писал: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство». И еще древнейший ученый Плутарх говорил: «Пьяница не родит ничего родного».
VI. Личность алкоголика. Пьянство подростков.
Понятие личности включает в себя разнообразные психические качества, характерологические черты, присущие данному лицу и отличающие его от других людей. Сюда входят некоторые врожденные свойства: подвижность, уравновешенность, сила нервных процессов, а также свойства, приобретенные в процессе воспитания, труда, общения. Все эти психологические особенности и определяют внутренний мир человека, его сознательную деятельность, стремление и мотивы поведения, а также отношения к другим людям. Для алкоголика характерны огрубение личности, лживость, падение авторитета в семье и рабочем коллективе, снижение половой потенции и другие психофизиологические изменения. Можно выделить четыре ступеньки, ведущие в пропасть. (Рисунок 1, Приложение 2)
Чем же вызвано широкое распространение спиртных напитков в современном мире? Говорят, что немало баров, ресторанов, кафе и дискотек «внедряют» пьянство среди молодежи. Согласно данным по России алкогольные напитки в этой стране ежедневно употребляют 8% - 12-14- летние, 20% - 15-17- летние, 31% - 18-20- летние, 41% - 21-24-летние. [6]
Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в. среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Факт знакомства детей со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием оценки степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее оценивать стиль алкоголизации – совокупность алкогольных установок индивида, определяющих соответствующую форму потребления спиртного и опьянения.
VII. Влияние алкоголя на потомство
Детский организм особо чувствителен к действию алкоголя и других токсических веществ.
В детском и подростковом организме:
повышенная проницаемость в сосудистые стенки;
неустойчивость и легкая нарушаемость обменных процессов;
снижение активности ферментных систем, ответственных за обмен веществ, включая и попадающие извне, особенно у детей раннего возраста;
незрелость печеночных механизмов, ответственных за детоксикацию вредных веществ, в частности их окисление.
Алкоголизм родителей оказывает влияние на здоровье потомства 3 путями:
токсическим воздействие на половые клетки;
воздействием на развивающийся плод;
алкогольная интоксикация ребенка в ранний период после рождения.
Особенно грубые нарушения развития плода наступает в случае алкоголизма матери: при этом часто происходят выкидыши или рождение мертвых детей. Ребенок из семьи алкоголика находится в ловушке, из которой выбраться невозможно: если у него нет тяжелой степени поражения, то при средней и легкой он крайне подвержен психотравмам. Во многих случаях, к сожалению, помещение ребенка из алкогольной семьи в интернат оказывается наилучшим решением.
VIII. Экспериментальная часть
Исследование №1.
Анкетирование. Выявление процента школьников, пробовавших алкоголь.
Обучающимся 5-11 классов нашей школы была предложена анкета, которая содержала несколько вопросов:
1. В каком классе ты учишься?
2. Пробовал ли ты когда-либо алкогольные напитки хотя бы один раз?
3. Каковы были причины твоего первого употребления алкоголя?
Результаты исследования (диаграмма 1, приложение 3) оказались неутешительными, так как в каждом классе есть учащиеся, которые пробовали алкогольные напитки:
5 класс – 33%; 8 класс – 80%;
6 класс – 48%; 9 класс – 88%;
7 класс – 38%; 10-11 класс – 100%.
Более 50% подростков, из числа пробовавших алкоголь ответили, что впервые им это разрешили сделать родители на пасху, Новый год, день рождения и т.д., остальные же пробовали алкоголь «за компанию».
Анализ результатов позволяет сделать вывод: растет численность подростков, употребляющих алкоголь, с возрастом; на низком уровне находится антиалкогольное воспитание в семье.
Исследование №2.
Употребление алкогольных напитков подростками
Нами было взято интервью у учащихся 5-11 классов, им были предложены следующие вопросы:
1. Как ты считаешь, можно ли подросткам употреблять алкогольные напитки?
2. Если можно, то в каких случаях?
3. Какие алкогольные напитки употребляют твои друзья?
Большинство учащихся ответили, что употребление алкогольных напитков подростками недопустимо, хотя некоторые сказали что можно, но только по праздникам или за компанию. При ответе на 3 вопрос большинство подростков ответили: пиво, вино.
Результаты исследования приведены в диаграмме 2 (Приложение 3) и в диаграмме 1 (Приложение 4).
Исследование №3.
Отношение школьников к пьянству в зависимости от возраста
Учащимся 5-11 классов нашей школы было предложено выразить свое отношение к пьянству.
Им был задан вопрос: как вы относитесь к пьянству?
а) осуждаем; б) считаем нормальным; в) безразлично г) затрудняемся ответить.
Нас интересовало мнение мальчиков и девочек в отдельности, а также вся картина по классам в целом. В результате опроса мы получили следующие данные: у девочек раньше, чем у мальчиков появляется мнение о неприятии пьянства, большинство девочек (90%) к 11 классу осуждают пьянство, тогда как только у мальчиков это число равно 77%.
Результаты опроса отражены в диаграммах 2-3 (Приложения 4), диаграммах 1-6 (Приложения 5), диаграммах 1-2 (Приложения 7).
Исследование №4.
Отношение родителей к употреблению алкогольных напитков подростками.
Мы обратились к родителям 8 класса, чтобы выяснить их мнение по данному вопросу. Все родители высказались о недопустимости употребления алкогольных напитков подростками, хотя некоторые родители (24%) признались, что разрешали пробовать своим детям слабые алкогольные напитки, но всего лишь один раз.
VIII. Заключение
Проведя исследования в рамках данного исследовательского проекта, мы подтвердили гипотезу: уже с раннего возраста дети начинают пробовать алкогольные напитки, причем чаще всего это происходит именно в семье. Таким образом, родители сами провоцируют начало употребления алкоголя детьми, дальнейшее употребление алкоголя происходит уже не в семье, по другим причинам, чаще всего «за компанию». Подростки не осознают полностью пагубное воздействие алкоголя на их организм. В связи с этим необходимо срочно принимать меры по антиалкогольной пропаганде и антиалкогольному воспитанию.
Профилактика алкоголизма требует осуществления разнообразных мер, препятствующих употреблению алкоголя. В основе профилактики алкоголизма лежит здоровый образ жизни, воспитательная работа с населением, противоалкогольная пропаганда, противоалкогольная работа с родителями. Большое количество подростков употребляет спиртные напитки. Это глобальная проблема нашей страны. Нужно сделать все, чтобы спасти человечество от хронического заболевания «алкоголизм». Нельзя мириться с прогрессирующем распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью людей, а особенно детей.
Проблема алкоголизма нуждается в коллективном решении и требует осуществления широких социальных, педагогических, медицинских, правовых мер.
Центральное место в антиалкогольном воспитании занимает семья. Школа, медицинские, правоохранительные органы не достигнут цели, если в семье не достаточно развито антиалкогольное воспитание. Один из главных путей оздоровления – раннее антиалкогольное воспитание на современном научном уровне.
IX. Выводы
1. Изучено появление первых алкогольных напитков в истории человечества,
2. Выявлен процент подростков, употребивших алкогольные напитки хотя бы один раз.
3. Выяснено, какие напитки предпочитают употреблять подростки.
4. Выяснено отношение родителей к употреблению алкогольных напитков подростками.
5. Проведен мониторинг изменения показателей употребления спиртных напитков с возрастом.
6. Определены меры профилактики употребления спиртных напитков.
Список литературы
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
У меня в портфеле
Самый богатый воробей на свете
Рисуем крокусы акварелью
Фокус-покус! Раз, два,три!