В данной работе отражен результат исследования трудовой деятельности дедушки Мамаева Ивана Николаевича
Вложение | Размер |
---|---|
im_gorditsya_moy_rod.doc | 111.5 КБ |
МОУ «Сернурская средняя (полная)
общеобразовательная школа № 2
имени Н. А. Заболоцкого»
районный конкурс краеведческих исследовательских работ
«Край родной марийский»
по направлению «Летопись родных мест»
секция «Гордость моей семьи»
Мой дед – жрец марийской языческой религии
Выполнила:
Мамаева Ольга,
обучающаяся 9 «б» класса
.
Руководитель:
Москвина М. И., учитель ИКН.
Сернур, 2012 г.
Содержание
Введение……………………………………………………..3-4
Основная часть
Мой дед – жрец марийской языческой религии
Заключение…………………………………………………….14
Использованная литература и источники……………………15
Информаторы…………………………………………………..15
Мой дед – жрец марийской языческой религии
Введение
Я учусь в Сернурской средней школе № 2 имени Н. А. Заболоцкого. После уроков каждый день спешу в свою родную деревню Верхний Малый Сернур (Чемей починга), где родились, выросли и жили мои дедушка и бабушка, мама и папа, где родилась и расту я.
Моя деревня расположена в живописном месте, ее со всех сторон окружают леса, луга и поля, которые придают ей изумительный вид. Зимой она одевается в белоснежное одеяние. Деревья покрываются инеем, а на окнах мороз рисует удивительные узоры, возле домов выстраиваются снежные скульптуры, сделанные детьми. Весной, как только лес начинает расцветать и благоухать, деревья становятся еще краше. Летом мы наслаждаемся ее зелеными лесами и полями, и любая роща – прекрасное место отдыха. Осенью леса ее одевают багряное и золотое покрывала. Выйдешь на улицу и не налюбуешься!
Красив и удивителен мир природы! Увидеть и услышать красоту родного края научил меня мой дедушка, Мамаев Иван Николаевич. Для него мир природы был сокровищем и тайной. Он считал, что каждая травинка, дерево, птица или зверь имеют свою душу. Волшебную силу природы он знал с детства и поэтому ей поклонялся, молился в святой роще, а впоследствии стал жрецом (онаеном). Почитать природу учил и своих детей и внуков.
Большая семья Ивана Николаевича продолжает традиции своего отца, ежегодно собираются в родной деревне, проводят семейные моления, поклоняются природным богам в святой роще.
Я много добрых слов слышала о дедушке от своих родителей и родных. Мне интересно было узнать о его жизни, миропонимании, религиозной деятельности. Я считаю, что каждый современный человек должен знать о своих корнях: кто были их предки, как жили и чем занимались, чему учили своих детей. Ведь в каждой семье есть свой почитаемый и уважаемый человек, который является примером для подрастающего поколения. Таким человеком, гордостью нашей семьи является мой дедушка Мамаев Иван Николаевич.
Чтобы больше узнать о деятельности жреца, я изучила литературу о языческой религии, читала молельные тексты (кумалтышмут) моего дедушки, его рукописные работы.
Цель моей работы – изучить деятельность моего дедушки как жреца в марийской традиционной религии.
Перед собой поставила следующие задачи:
Методы исследования: встречи, беседы, запись воспоминаний, изучение документов из семейного архива, публикаций.
Источниками изучения являются документы и фотографии семейного архива, статьи районной газеты «Призыв», встречи и беседы с родственниками, жрецом Сернурского района Мамаевым В. М., рукописные работы дедушки, труды марийских ученых о традиционной религии.
Практическая значимость темы: собранный материал будет храниться в семейном архиве и передаваться из поколения в поколение. Потомки будут знать о своем дедушке и прадедушке, гордиться им, продолжат его добрые традиции.
Основная часть
Мой дед – жрец марийской языческой религии
Мне было всего пять лет, когда мой дед, Мамаев Иван Николаевич, ушел из жизни. Поэтому многое о дедушке я узнала по рассказам своего отца, Мамаева Эдуарда Ивановича. По его словам, дедушка редко рассказывал о своей жизни, не любил вспоминать о своем тяжелом детстве.
Иван Николаевич родился 22 февраля 1931года в деревне Чемеево Сернурского района. Рано он остался сиротой, не было еды, одежды, пришлось много голодать. Пожалела его семья дяди Миклая, взяла маленького Ивана на воспитание. Любили его как своего сына. Иван рос трудолюбивым и добрым, с детства научился преодолевать трудности. Несмотря на голод и нужду, он очень хотел учиться. Дядя Миклай привел его в первый класс Токтамыжской школы. В школе он учился хорошо, старался запоминать объяснение учителя на уроке; ведь дома нужно было помогать по хозяйству, не хватало времени на домашнюю работу.
После седьмого класса дедушка решил учиться дальше, получить профессию, записался на бухгалтерские курсы в селе Сернур. Не успел он поработать в мирное время. На нашу страну обрушилось большое несчастье – началась Великая Отечественная война. В первые же дни войны из деревни многие ушли на фронт. В колхозе не хватало рабочих рук, 14-летнему подростку, Мамаеву Ивану, доверили должность бригадира. Трудные военные годы закалили характер молодого человека. Он всегда был порядочным, честным и справедливым человеком. Никогда не проходил мимо нуждающихся в его помощи людей, старался помочь, поддержать. Весной 1948 года моего деда призвали на службу в Советскую Армию. После армии вернулся в родную деревню, до пенсии работал в своем родном колхозе. Здесь же встретился со своей спутницей жизни Екатериной Степановной, моей бабушкой. Вместе они прожили долгую и счастливую жизнь, преодолев все жизненные трудности. В семье родились и выросли 10 детей, все они стали уважаемыми людьми. Дедушка с бабушкой воспитали своих детей добрыми, порядочными и честными людьми. Все они нашли свое счастье на своей родине, живут и работают в Сернурском районе. В настоящее время у Ивана Николаевича растут 22 внука, 14 правнуков.
Я встретилась со своими родственниками, беседовала с ними, записала их воспоминания.
Чемышева Валентина Ивановна, старшая дочь Ивана Николаевича: «Семья у нас была большая. Конечно, жилось нам нелегко. Но взаимопонимание и взаимопомощь в семье помогали нам преодолевать все трудности. Жили мы дружно, помогая друг другу. Жить в дружбе и согласии учили нас родители. До сих пор мы поддерживаем близкую родственную связь, часто собираемся всей большой семьей в родительском доме».
Его дочь, Юнусова Надежда Ивановна, вспоминает: «Отец был честным и добрым человеком, его уважали в деревне. Нас учил уважать старших и соседей, никогда не лгать».
Мой дядя, Мамаев Альберт Иванович, рассказал, что «отец был трудолюбивым человеком. Учил нас не бояться труда, всегда привлекал к работе по хозяйству. И сейчас, чему я научился в жизни, многим обязан ему».
Глушкова Марина (Чемышева), внучка Ивана Николаевича, помнит, как дедушка своих внуков всегда брал на Чумбылат гору на моление. Он рассказывал о Чумбылате, о святом месте, как нужно вести себя во время моления. Учил бережно относиться к природе. После отдыха на природе оставить после себя место прибранным, костер потушить, мусор не раскидывать.
Моя сестра Наташа о дедушке помнит больше, чем я. Она мне рассказывала, что нас, внучек, дедушка очень любил. «После уроков часто забирал из школы, ходили пешком через лес в деревню. Дедушка зимой мне показывал следы животных и рассказывал о них. А летом мы ходили за ягодами и грибами, много я узнала о растениях, птицах, об окружающей среде. И не случайно в школе у меня любимым предметом была биология».
1.2. Мой дедушка – жрец марийской языческой религии
Мой дедушка очень любил и почитал природу. Для него природа всегда была источником живительной силы, мощи, энергии. Он считал, что природе, ее красоте, удивительной гармонии, надо поклоняться и учиться у нее. Его жизнь, как и у всего марийского народа, пронизана принципом: как я сегодня отношусь к природе, так сегодня, завтра, в будущем буду жить я, моя семья, мой народ. Этот принцип составляет основу марийской традиционной религии, где каждое явление природы обожествляется, имеет особый смысл, а человек является неразрывной частью этой одухотворенной природы. Иван Николаевич с детства приобщился к традиционной культуре, молился в святой роще, а потом стал жрецом (онаен).
Кто такой онаен? По этнографическому справочнику Л. С. Тойдыбековой, карт (онаен, жрец) – непосредственные творцы тех или иных религиозно-мифологических идей, распространители их среди своих соплеменников.
Деревенские общины объединялись в культовый союз по территориальному признаку. Картов избирали в совете, в который входили один-два жреца от деревенской общины и главного жреца. В совете также решали важные вопросы, касающиеся обрядов и проведения религиозных праздников. Главные жрецы избирались или на определенный срок, или на пожизненное выполнение своих обязанностей, обычно главными жрецами становились почтенные, красноречивые старики. В ритуалах карты выступали как посредники между богами, духами и массой верующих. Карты были почитаемы за свою деятельность и играли авторитетную роль в жизни общества.
Служители культа носили особое одеяние: белую вышитую рубашку, длинный холщовый кафтан, высокую берестяную шапку или теркупш (валяная шапка).
Карты проводили обряды:
семейного моления (еш кумалтыш), который осуществляется по различным семейным событиям (болезни, рождение ребенка, свадьба, смерть;
деревенского или сельского моления (ял кумалтыш), проводили в связи с совместными, летними и осенними работами верующих одной деревни;
общинного моления (мер кумалтыш) – моление нескольких религиозных общин, которые собирались по особым случаям один раз в три года;
моления миром (тÿня кумалтыш) - обрядовые моления всем марийским народом, проводили один раз в четыре-шесть лет по особому случаю.[4,с. 100]
Моление (кумалтыш) – это жертвоприношение. Марийцы приносили жертвы божествам в священных рощах (кÿсото), около культового дерева (онапу). Ритуал жертвоприношения зависел от вида жертвы. Приносили в жертву уток, гусей, баранов, овец, ягнят, телок.
Г. Е. Шкалина в книге «Традиционная культура народов мари» отмечает, что должность (или призвание) жреца – пожизненная. У онаена есть свои помощники «учо» (главный помощник) или «юмын тан» (самый близкий и верный человек), «сомыл ен» (выборный во время одного моления).
Многие жрецы считают, что Бог (юмо) один, однако он проявляется через природные силы, поэтому и говорят о многих богах. По мнению нынешнего онаена (главного жреца) А. И. Таныгина, главным марийским богом является Тÿн Ош Кугу Юмо, который имеет 9 своих проявлений (ипостасей): Тÿня Юмо (бог вселенной), Кугу Серлагыш (великий спаситель), Илян Юмо (бог, дающий жизнь), Мер Кугу Юмо (великий бог мира), Пÿрышö (предопределитель, создатель), Кугу Шочын Ава (великая богиня рождения), Мланде Ава (богиня земли), Кугу Перке Ава (великая богиня неистощимости) и Агавайрем (буквально: «праздник пашни»)[6, с.86 ]
Дедушка – онаен марийской языческой религии Сернурских марийцев. Проводить обряд моления его научил онаен из д. Токтамыж Тимофей Александров. (Тымапий коча). Моя тетя, Надежда Ивановна, рассказывала, что дед Тимофей его всегда брал на моление с собой. Дед считался Юмын тан, помощником онаена (жреца). Потом он сам начал проводить моления сначала семейные, а потом сельские и мирские. Иван Николаевич не только проводил обряд моления, но и обучал молодое поколение этому делу. Дедушка встречался с обучающимися школы, жителями сел и деревень, вел пропагандистскую работу с целью сохранения культуры и традиции марийского народа. За активную общественную работу среди населения Сердежского сельсовета награждена Грамотой Администрации Сернурского района Республики Марий Эл (приложение 2).
Последователем его дела стал Мамаев Вячеслав Михайлович из д. Токтамыж. Я встречалась с жрецом Мамаевым В. М., мы с ним живем по соседству. На мой вопрос, каким был человеком Иван Николаевич, он с желанием начал рассказывать о нем: «Иван Николаевич Мамаев был известным и уважаемым жрецом не только в марийском крае, но его хорошо знали марийцы, проживающие на территории соседних областей и республик. Своим добрым и ласковым словом умело проводил обряд моления и в семье и в святой роще. ..
У жреца должен быть помощник, Юмынтан, и он всегда брал меня с собой на моления. Я научился у него порядку проведения молельного обряда, когда и каким богам молиться, какое животное нужно привести в жертву, как выбрать онапу, как выбрать себе помощника, Юмынтан. Его учения по сегодняшний день являются основой моей деятельности» (приложение 3)
Иван Николаевич служил Шочынава Юмо, одной из самых почитаемых богинь. Обычно молились ей дома. Г. А. Сепеев отмечает, что Шочынава Юмо являлась богиней, покровительствующей всему, что рождается и что имеет начало. Она была одновременно и всеобщей, и индивидуальной богиней. Каждый человек после рождения, по верованиям марийцев, имел свою богиню-покровительницу (шочынава).[5, с.162]
Мой дед составил обряд проведения семейного моления Кугураку или Курык кугыза, Полемдруку (Горному Великому человеку), напечатал в районной газете «Шернур вел» и республиканской газете «Марий Эл» (приложение 4).
Горный Великий человек, культ Чумблата, вылечивал больных людей. Кугураку (Полемдруку) и его жене Пиямбар молились, когда в семье были больные. Моление проводилось осенью, после полевых работ, в новолуние. В четверг, всей семьей помывшись в бане, надев чистую белую одежду, в пятницу начинали обряд моления. В жертву приносили утку и гуся. Обряд сопровождался определенным табу (запрет). Неделю после моления нельзя стирать, дать людям в долг, пить алкогольные напитки, ругаться в семье и с соседями. В настоящее время семейное моление проводит мой отец, Мамаев Эдуард Иванович, младший сын в семье дедушки. Он знает все молельные слова, порядок проведения обряда, ведь рядом с ним был хороший учитель – мой дедушка.
Иван Николаевич, как и другие жрецы, считал, что лучше обращаться к душам предков на местах их погребения: тогда молитва будет услышана. Местом захоронения легендарного героя считается небольшая гора на реке Немда. В народе это место называют Чумбылат кÿ – Чумбылатов камень, или Чумбылат курык – Чумбылатова гора. Согласно преданиям, Чумбылат –князь-воин, который жил в XI веке, марийцы считали его северным царем. При нем сложились традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Культ поклонения марийскому легендарному предку Чумбылату не утратил своей актуальности и в наши дни. Ежегодно в начале июля Сернурские марийцы приносят жертвоприношения на Чумбылат курык. Последний раз Иван Николаевич проводил моление на Чумбылат горе в 1999 г. 19 июля. Разжигали три костра, молились Курык кугыза, Пиямбар, Мер Кугу Юмо, Шочынава Юмо. (приложение 5)
В семейном архиве хранится рукописный текст дедушки об обряде проведения молений на Чумбылат горе (приложение 5).
Иван Николаевич вел широкую просветительскую деятельность. В газете «Кугарня» от 18 апреля 1997 г. читателей знакомит с обрядами молений: когда они проводятся, какие жертвоприношения приносят, каким богам молятся. Например, рассказывает о мирском молении, которое проводилось в 1995 г. 29 сентября в священной роще «кÿсото» около деревни Куприяново Сернурского района. У семи костров, встав на колени, наклонив голову, молились люди. У каждого костра три карта в белой одежде совршали обряд служения богам Тÿня Юмо, Шочынава Юмо, Мер Юмо, Перке Юмо, Кугураку и Пиямбару и просили у них для мирян добра, благополучия в земледелии, животноводстве, в семье и т.д. (приложение 6)
Кÿсото считалось святым местом моления у марийцев. По воспоминаниям моей сестры: «Дедушка рассказывал, что перед молением молодежь деревни уходила в кÿсото и наводила там чистоту: убирали сухие ветки, заросли. В кÿсото люди вели себя очень сдержанно и придерживались определенное табу: нельзя там рубить деревья, ломать ветки, собирать ягоды и грибы, сквернословить, плеваться и ругаться. Это место святое, за злодеяние бог наказывает человека». Люди в кÿсото приходят, как на светлый духовный праздник, чистыми, чтобы "поговорить" с Богами и со своей совестью. Кÿсото помогает верующим исцелиться, сохранять культуру, здоровье, добрые отношения друг с другом, духовность молодого поколения.
Иван Николаевич не только любил и оберегал природу, но и постоянно наблюдал за ней. Он хорошо знал о предстоящей погоде, каким будет лето, когда начинать огородно-полевую работу, в какую погоду приготовить лекарственные травы, когда собирать урожай. Дедушка привел в систему даты проведения марийских календарных праздников, которые составляют основу ежегодных народных календарей. «Народные праздники, соотнесенные с датами и периодами годового цикла, принято называть календарными. Они возникают из обычаев и обрядов и сохраняют символику. Годовой цикл праздников и обрядов в традиционной культуре символизировал круговорот сил природы и выражал преклонение человека перед их могуществом. Главные же праздники совпадали с периодами солнцеворота (поворота солнца от зимы к лету и наоборот)» [6, с. 155-156]
В составлении календаря Иван Николаевич учитывал связь календарных праздников с природной средой и хозяйственной деятельностью; соотношение языческих и христианских верований. Ежегодно издается марийский календарь народных праздников, составленный моим дедушкой Иваном Мамаевым (приложение 7).
Дедушка был активным членом общественной организации «Марий Ушем» (Союз мари), главная задача которой – сохранение и возрождение родного языка, национальной культуры. Был выдвинут делегатом II, III, IV съезда народа мари. Николай Попов, руководитель организации «Марий ушем» вручил ему Благодарственное письмо за активную работу среди населения в пропаганде народной традиционной культуры (приложение 8) Награжден Почетной Грамотой Правительства Республики Марий Эл за активное участие в возрождении и развитии местного самоуправления (приложение 9).
Таким образом, религиозная деятельность моего дедушки была направлена на сохранение, возрождение и развитие национальной культуры, родного языка; воспитание духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.
1.3. Мировидения моего дедушки
Основополагающей ценностью человечества выступает духовность, которая является стержнем жизни человека, без которой нет личности. Духовно-нравственные ценности моего дедушки: любовь к родной земле, близким и родным, людям, к традициям и обычаям своего народа.
О смысле человеческой жизни гласит народная мудрость: «Если хочешь, чтобы тебя помнили год, - сей пшеницу, если хочешь, чтобы помнили тебя 10 лет, - сажай дерево, а если хочешь, чтобы тебя помнили 100 лет, - обучай детей. Своим примером жизненной энергии, преданной любви к родной земле, к людям, он дед пробуждает в нас стремление к высокой духовности, без которой нет полнокровной и нравственно содержательной жизни.
Дедушка учил нас вечным истинам бытия:
Бережно относиться к окружающей природе, любить и беречь природу. Поклоняясь силам природы, дед ощущал себя ее частицей.
(Любовь к природе)
Чувство меры. Дедушка, когда приходил в лес за дарами природы, обращался к лесному духу со словами: «Если вы позволили мне родиться, так позвольте же воспользоваться вашими дарами. Я многое не возьму, только самое необходимое».
(Сдержанность)
«Труд учит человека жить, делает его человеком», - считал дедушка. И вся его жизнь, его трудовая деятельность были примером подражания для молодых.
(Трудолюбие)
Дедушка нам с детства внушал, что родители – это святое, с ними нельзя спорить, даже плохо думать о них - это грех. Слово родительское с малых лет воспринималось как закон, родители были непререкаемым авторитетом.
(Любовь и уважение к родителям)
Иван Николаевич всегда был честным перед самим собой и перед людьми. И нас учил быть честным, никогда не лгать.
(Честность)
Мой дед призывал людей остановить зло, делать добро окружающим, жить в мире и дружбе со своими соседями, представителями других народов. Об этом он молится, обращаясь к своему богу: «Ош кугу Юмо, эр юалге шÿлышет ден кап-кылемым шÿалте, ыштен кертмемым шукташ тазалыкым, ÿнарым пу, сай ден осалым ойырен мошташ уш-акылем волгалтаре» («Ош кугу Юмо (Белый Большой Бог), утреннее Солнце, утренней свежестью очистите мое тело, дайте здоровья и силы для того, чтобы я смог выполнить добрые дела; дайте мне мужество, чтобы остановить зло; осветите мой разум, чтобы научиться отличить добро от зла»)
(Доброта, толерантность)
Религиозные воззрения моего дедушки, его философии по отношению к окружающему миру учат нас бережно относиться к родному краю, традиции и культуре своего народа.
«Ош Кугу Юмо! Шке тÿтыратым ÿлыкö волто, мланде тÿтырам кÿшкö кÿзыктö, кок тÿтыра коклашат варсенге гай вычыматен, порсын гае ÿмырым шуен, ото гае койышланен, курык гае куанен илаш полшо! « Белый Большой Бог! свой туман вниз опусти, туман с земли вверх подними, между двумя туманами, подобно ласточке щебеча, подобно шелку век продлевая, подобно роще щеголяя, подобно горе радуясь, жить помогай!»
(Любовь к родному краю, уважение традиции и культуры народа)
Эти нравственные ценности, преподанные дедушкой и моими родителями, составляют основу моего мировоззрения, являются вечными истинами бытия.
Я уважаю и горжусь жизнью своих родителей, моих бабушек и дедушек, представителей моего рода. Все они достойно прожили и живут на родной земле. Мои предки хотели, чтобы мы, будущее поколение, знали и помнили свое прошлое, свои традиции.
1.4. Мой дед гордился бы своими внуками
Начатое дело дедушки не ушло бесследно, его внуки работают в сфере культуры и образования, много сил и времени вкладывают в развитие и сохранение языка, культуры и традиции своего народа.
Эдуард Чемышев закончил историко-филологический факультет Марийского государственного университета, защитил диссертацию по теме «Традиционная культура народов мари», работает в Министерстве культуры РМЭ, возглавляет отдел по вопросам религии.
Андрей Чемышев в свое время закончил Санкт-Петербургский военный институт, но любовь к родной земле вернула его на родину. Работает в «Марий радио», возглавляет продюсерский центр «Мари рекордс». Также он много сил вложил в развитие марийской эстрады.
Михаил Чемышев учился в Венгрии, в Будапештском университете, стал лингвистом финно-угорских языков. В настоящее время работает в Марийском научно-исследовательском институте языка, истории и литературы им.В.Н.Васильева младшим научным сотрудником отдела социологии.
Марина Глушкова и Ирина Якаева закончили отделение журналистики Марийского государственного университета, являются очень активными и перспективными, любимыми ведущими радиослушателей прямого эфира «Марий радио».
Алена Юнусова училась на учителя марийского и английского языков, в настоящее время живет и работает в Республике Коми, учит детей английскому языку. В школе была одним из активных участников марийского драматического кружка, награждена путевкой в финно-угорский лагерь за лучшее исполнение роли в спектакле М. Шкетана «Кок сÿанат пеле» («Две с половиной свадьбы») на республиканском конкурсе-фестивале театрализованных представлений.
Моя сестра, Мамаева Наталья, учится в Марийском техническом университете на факультете «Лесное хозяйство». Еще в школе приобщилась к культуре своего народа, была активным участником марийского фольклорно-драматического кружка. Участвовала в конкурсе «Самырык тукым», написала очерк о дедушке «Чон порылыкым аралаш туныктен кочаем», заняла в районе I место, достойно выступила в Йошкар-Оле.
Я учусь в 9 классе. Увлекаюсь музыкой, люблю предмет «История и культура народов РМЭ». На районной олимпиаде по ИКН заняла I место, стала участником республиканской олимпиады. Занимаюсь исследовательской деятельностью, более углубленно изучила тему, начатую моей сестрой.
Я уверена, что мы, подрастающее поколение, достойно продолжим традиции наших родителей, дедушек и бабушек, и будем передавать их из поколения в поколение своим потомкам. Ведь еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».
Заключение
Таким образом, я считаю, что мой дедушка – уважаемый человек нашего края, гордость нашей семьи. Он хранитель и пропагандист марийской традиционной культуры, известный и почитаемый жрец марийского народа; автор и составитель молельных слов, календаря народных праздников; член общественной организации «Марий ушем»; активный участник в возрождении и развитии местного самоуправления.
Прочитав рукописные работы дедушки, периодические издания, где печатались кумалтышмут (молельные слова), составленные им, я пришла к выводу, что ритуал моления является всеобщей мерой гармонии в отношении человека к самому себе, к окружающей среде, природе, отношениях между людьми, включая соседей. Обращаясь к своим богам, просил он благополучия не только себе и родным, а еще и своим соседям, другим народам. Его слова наполнены любовью к матери-природе, своим предкам, уважением к старшим и стремлением к доброте и жизнеутверждению.
Своим примером жизненной энергии, преданной любви к родной земле, к людям, дед пробуждает в нас стремление к высокой духовности, без которой нет полнокровной и нравственно содержательной жизни.
В мудрых заповедях дедушки представлены общечеловеческие духовно-нравственные ценности: честность и доброта, трудолюбие, сдержанность, любовь к родителям, природе и родному краю, толерантность, уважение к традициям и культуре народа.
Начатое дело дедушки продолжают его внуки, работают в сфере культуры и образования, много сил и времени вкладывают в развитие и сохранение языка, культуры и традиции своего народа.
В перспективе я хочу продолжить свою работу: изучить сферу деятельности моих молодых талантливых родственников, чтобы им гордились наша большая родня и их потомки.
Использованная литература и источники
184 с.
Список информаторов
Рисуем кактусы акварелью
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Почему люди кричат, когда ссорятся?
На горке
Басня "Две подруги"