Презентация выполнена к уроку информатики в 3 классе по теме "Граф". Все рисунки созданы с помощью компьютерной графики ученицей МКОУ Черчетской СОШ Мутовиной Тамарой
Вложение | Размер |
---|---|
karta_volshebnoy_strany.rar | 1.04 МБ |
Урок №23. Тема: ГРАФ. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФОВ
Цели:
Оборудование: учебник «Информатика в играх и задачах» 3 класс (автор А.В.Горячев), «Карта волшебной страны»- иллюстрация в виде презентации.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Проверка задания №26.
- Какие дни у вас оказались в пересечении множеств дней, когда зебра каталась на лодке и когда зебра играла в футбол? (Четверг и воскресенье.)
- Какие дни вошли в круг? (Вторник, пятница.)
- Какие дни вы отметили в трапеции? ( Понедельник, четверг.)
- В какую фигуру вы вписали остальные дни? Почему? (Среда и суббота вошли в общий квадрат, так как в эти дни зебра не развлекалась.)
- Покажите друг другу, какую область вы закрасили желтым цветом.
II. Изучение новой темы « Граф. Построение графов».
Подготовительная работа.
Игра « Невидимая карта».
(слайд 1)
- Ребята, сегодня к нам на урок пришел лесной человек.
(слайд 2)
Он обратился к вам с просьбой. Дело в том, что ему нужно пройти через волшебную страну. В этом может помочь карта, но карта эта не простая, она невидимая и открывает свои секреты только тем, кто сможет сам нарисовать путь. Помните, что дорога через волшебную страну только одна и нельзя с нее сворачивать.
- Лесной человечек прочитает вам путь, а вы проверьте, правильно ли соединены объекты, которые в нем указаны:
(слайд 3)(включить звук)
Путь через волшебную страну начинается от высокой яблони. Сначала нужно идти к древнему болоту и попросить у водяного пропуск через мостик. Дойти до моста, перейти его. Хочешь или нет, а придется идти в гости к Бабе-Яге, к избушке на курьих ножках. Даст Баба-Яга мешок зерна, это зерно нужно отнести на мельницу, смолоть. Потом взять муку и отдать ее мышке, что живет в корнях одинокой сосны, от сосны нужно идти в волшебный лес, передать привет мышкиной сестре, а она скажет заветные слова. Потом дойти до темной пещеры и сказать заветные слова, тут и откроется выход.
- Ребята, какие объекты мы соединили?
- Что у нас получилось? (Путь через страну.)
- На что похожа наша карта? (На карту дорог, автомобильную карту, план и т.д.)
- Почему мы ни с чем не соединили горы? (Туда не нужно идти, они не связаны с другим объектом.)
- Как вы думаете, чем граф отличается от карты? (На нем нет ничего, кроме вершин и ребер, нет дополнительной информации.)
Выполнения задания №27.
- Итак, карта у нас есть. В путь!
- Куда ведет нас карта? (К болоту, дому Водяного.)
(слайд 4, озвучен)
Я сегодня за обедом
Взял, поссорился с соседом.
Говорил я, что все знаю,
Но вот карт не понимаю.
Загадал сосед задачу,
Два часа уже я плачу.
Мне, ребята, помогите:
Нас с соседом помирите.
- Поможем Водяному?
- Задача такая и у нас в учебнике есть. Рассмотрите рисунок. Это карта сладких стран.
- Как называются страны? (Прочитать.)
- Как можно назвать линии, которые их соединяют? ( Дороги, пути.)
- Внизу, ребята, вы видите 4 графа. На что похож каждый граф? (На карту, план.)
- Какими буквами отмечены точки? (З, к, в, ш.) Эти точки называются вершинами графа.
- Как вы думаете, что могут обозначать эти буквы? (Страны.)
- Что могут обозначать эти линии? (Дороги.) Они называются ребрами графа.
- Посмотрите, графов 4, а карта у нас только одна. Какой же граф правильный, рассмотрите их внимательно, на каком графе показаны верные дороги?
- Рассмотрите первый граф.
- Сколько стран на карте? (4.) Сколько вершин графа? (4.) Какой сделаем вывод? (Количество стран и вершин графа совпадает.)
- Сколько дорог на карте? (4.) Сколько ребер графа? (Столько же.)
- Какие страны соединяются дорогами? (Зефирия и Конфетия.) Есть на карте такая дорога? (Есть.) (Конфетия и Вафландия.) Найдите эту дорогу на карте. (Такой дороги нет.)
- Какой вывод мы сделаем? (Этот граф неправильный.)
- Проведем следующий граф. Посчитайте вершины и ребра. Что интересного узнали? (Ребер-5, а дорог всего 4, этот граф неверный.)
- I вариант проверит граф № 3, II вариант – граф № 4. Что получилось? (Оба графа – верны, так как количество вершин соответствует странам , а количество ребер – дорогам, все вершины соединены верно.)
- Вот мы и помогли Водяному. А что нового вы узнали, выполняя это задание? (Что такое граф, его вершины и ребра.)
III. Закрепление материала.
1.Выполнение задания №28.
- Теперь мы отправляемся к мосту. Кто покажет на карте, куда нам идти дальше? (К избушке на курьих ножках.)
(слайд 5)
- А вот и Баба-Яга (возможен показ иллюстрации). Кто помнит, что мы должны у нее взять? (Мешок с зерном.)
У Бабы-Яги, ребята,
Перепутались зайчата.
Ей самой не разобраться.
Вам придется постараться.
- Ребята, прочитаем рассказ о зайчатах.
- Рассмотрите граф к первому предложению. Что значит: «зайчата жили дружно». Бегун дружил со всеми, Грызун дружил со всеми и т.д.
- Рассмотрите граф. Что в данном графе обозначают вершины? (Зайчат.) Ребра?(Дружбу.)
- Прочитаем второе предложение. Кто поссорился? Это значит, что их отношения прекратились. Чем второй граф будет отличаться от первого? (Не будет ребра П-Г.)
- Прочитаем третье предложение. Как теперь изменился граф? (Не будет ребра И-Б.)
- Сколько ребер у третьего графа?
- Прочитайте последнее предложение. Мама помирила зайчат, значит, они снова все дружат.
- Обозначим их дружбу: с кем дружит Грызун? (С Бегуном - ребро, с Игруном - ребро, с Прыгуном - ребро.)
- Покажите, с кем дружит Прыгун.
- С кем дружит Игрун? Покажите это на графе.
- Какой зайчик остался? Отметьте на графе, с кем он дружит.
2. Выполнение задания №30.
(слайд 6)
- Пришли мы к мельнице, смололи муку. Куда идти дальше? (К мышке.)
(слайд 7)
Моя милая сестрица заблудилась,
В лабиринте все дорожки исходила.
Добрые ребятки, помогите:
В лабиринте мышку отыщите.
- А вот и лабиринт.
- Рассмотрите его план. Нужно соединить соседние препятствия.
- Прочитайте, что обозначают буквы в лабиринте и на графе.
- Возьмите карандаш и «пойдем» по лабиринту.
- Откуда начнем путь? (С входа.) Поставьте там точку.
- Куда можно пойти? (К низкой арке.) Отметим наш путь на лабиринте и на графе (ВХ-А). (На графе он уже отмечен, значит, все правильно.)
- Какое следующее препятствие? ( Голодный дракон.)
- Отметим путь, и быстрее назад. (А-Д)
- Посмотрите, есть ли дорога от дракона к другому препятствию? (Нет.)
- Вернемся к выходу, куда модно еще пойти? (К барьеру.) Отмечаем путь (ВХ-Б).
- Найдите следующее препятствие (пропасть).
- Какие буквы на графе соединим? (Б-П.)
- Куда можно пойти дальше? (Два пути.) Отметим на карте и графе оба пути (П-Т, П-У).
- Если мы пойдем к темному ходу, куда нам идти дальше? ( Два пути: Т-К, Т-У отмечают.)
- Куда приведет дорога от колодца? (К выходу Н-ВЫХ.)
- Выход мы нашли, а вот мышку нет. Прочитаем записку, которую она оставила:
(слайд 8)
Здесь тесно, как в норке,
Темно, как в колодце.
Увижу ль когда-нибудь
Милое солнце?
- Как вы думаете, где же мышка? (В очень темном ходе.)
- Молодцы, вот мы и нашли мышку.
- Она дала нам листок с заветными словами.
- Вот мы у пещеры, прочитаем слова мышки:
(слайд 9)
Если друг с тобою рядом,
Веселей и легче жить.
Вместе все преодолеем,
Нужно дружбой дорожить.
- Вот и открылся выход для нашего друга. Пожелаем ему доброго пути.
(слайд 10)
IV. Итог урока.
- Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? (Граф, вершина графа, ребра графа.)
- Что могут обозначать вершины графа? (Города; объекты, которые связаны.)
- Что обозначают ребра графа? (Связь, соединение, дорогу.)
Домашнее задание.
Из учебника:
Задание №29.
Придумать историю и пустой граф (пример: задание 28), на отдельном листе нарисовать заполненный граф.
Выставление оценок за урок, рефлексия. Выбрать и прикрепить на доску тот цвет, который соответствует твоему настроению.
Отлично, мне понравилось!
Хорошо, я удовлетворен уроком.
Мне не понравилось.
Презентация к уроку составлена учителем информатики Османовой Мариной Экрамовной, рисунки к презентации Мутовиной Тамары.
Любили тебя без особых причин...
Загадочная система из шести экзопланет
Барсучья кладовая. Александр Барков
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Круговорот воды в пакете