Работа содержит историческую справку развития, структуры и значения в советском обществе октябрятского движения
Вложение | Размер |
---|---|
история и значение октябрятского движения в Советском Союзе | 338 КБ |
Конкурс научных проектов школьников
В рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани
Октябрятское движение – как социальное явление советского общества
Секция « Социология»
Автор:
Олейников Никита Сергеевич
8 класс, МАОУ СОШ №17,
Славянский район, г. Славянск-на-Кубани
Научный руководитель:
Сидорова Ирина Михайловна,
Учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №17
г. Славянск-на-Кубани 2011 г
Оглавление
Введение
Октябрятское движение – как социальное явление советского общества
1. История формирования октябрятского движения
2. Структуры и задачи октябрятского движения – как части общей структуры воспитания советского общества
3. Воспитательные задачи октябрятского движения
4.Системы воспитательной работы с октябрятами в Советском Союзе
Заключение
Список использованной литературы и источники
Приложение
1. Социологический опрос
2. Структура октябрятского движения
3. Октябрятские атрибуты
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что октябрятское движение в советском обществе являлось первой ступенью вовлечения подрастающего поколения в социум страны. В преддверии XXI века наша страна нуждается в возрождении идеологического воспитания молодёжи, замечательно поставленного в СССР. Многие проблемы нам приходится решать впервые. Исторически сложилось, что развитие идеологического воспитания происходит как естественный процесс в обществе,
предопределяющий во многом социальный прогресс человечества. В советском обществе воспитание человека начиналось, можно сказать, с момента его рождения. И, поэтому очень важно, чтобы в нашей современной стране, было восстановлено воспитание, построенное на формировании жизненных целей молодёжи, как в советском обществе, так как все представляющая жизнь настраивает человека на жизненные ценности.
Наша задача изучить основы октябрятского движения, его значимость в идеологическом воспитании советского общества, как первой ступени приобщения ребят к социуму страны.
Цель исследования: сформировать, научно обосновать и экспериментально проверить значимость октябрятского движения для советского общества.
Задачи исследования:
Объект исследования - процесс и результат изучения и исследования октябрятского движения в советском обществе.
Предмет исследования – история октябрятского движения.
Рабочая гипотеза. Октябрятское движение было начальной ступенью приучения детей в советском обществе к самостоятельности, ответственности, целеустремлённости и жизненного энтузиазма.
Методической и теоретической основой исследования является: общенаучные концепции исторического, сравнительного, социально-психологического методов. Научные статьи и учебники, методические пособия по воспитанию, научные разработки методистов, и других специалистов в области образования и воспитания советского общества. В работе использованы социологический опрос и структурирование октябрятского движения
Практическая значимость квалификационной работы состоит в разработке и внедрении в практику средних школ основных методов октябрятского движения, как начальной ступени идеологического воспитания современных детей.
Глава I
. История формирования октябрятского движения
В годы советской власти, все кто приходил учиться в 1 класс, к празднику Октября становились октябрятами. А как же иначе? Разве было когда-нибудь иначе? Первоклассники были искренне убеждены, что так было всегда.
Первым октябрятам в далеком 1924-м году было по семь лет. Они были ровесниками Великого Октября. Можно ли найти им более точно имя – октябрята?
Это имя утвердилось в 1924-м году. Но самые первые объединения младших ребят появилось еще раньше...
- Кто идет чеканным шагом?- громко спрашивал вожатый. – Кто не устает шагать?
И весь отряд в такт своему маршу отвечал:
- Мы смелы, мы юны, мы дети коммуны. Бодра и крепка наша рать. Мы гордо и твердо рабочее дело сумеем всегда отстоять!
Улыбались рабочие у заводских проходных, приветливо махали ребятам комсомолки в красных косынках.
- Салют юной смене!
Видя все это ребята, страсть как мечтали стать пионерами, быть всюду вместе с ними.
Очень просили они старших братьев и сестер записать их в пионеры. А нередко и родители приходили в партийные комитеты, к комсомольцам и теребили: «Возьмите малолеток в отряд!» Даже на общих партийных и рабочих собраниях обсуждался вопрос о работе с детьми допионерского возраста.
И вот тогда Н.К. Крупская предложила комсомольцам объединить малышей в особые группы. Младшие группы при отрядах юных пионеров родились в Москве, в том ее районе, который расположен к югу от Москвы-реки и издавна называется Замоскворечьем. Здесь в апреле 1923 года при карандашной фабрике «Кранац» и объединились в такую особую группу ребятишки, начиная с восьмилетнего возраста.
А вскоре подобные объединения появились при пионерском отряде Первой градской больницы и отряде текстильной фабрики имени М.И. Калинина. Летом и осенью того же года группы младших возникли на Украине, в Сибири, на Кавказе. В городе Твери их называли «майчатами». В Харькове – «красными звездочками». В Иркутске и тогдашней Иркутской губернии – «муравьями», «воробьями», затем тоже «красными звездочками». На Кавказе дети («цветочки») соединялись в «букет», «букеты» составляли «садик» (группу). В Одессе «красные зернышки» собирались в «колосок». Несколько «колосьев» составляли «сноп». «Колоски» прислушивались к слову «пахаря» - пионера. «Снопами» руководил «мельник» - пионер или комсомолец. У «красных зернышек» были свои правила. «Зернышки» слушались «пахарей», - говорилось в них. – «Пахари» во всем советовались с «мельниками».
В Москве, по предложению Московского бюро юных пионеров, младших друзей пионерских отрядов назвали октябрятами. И это имя по тогдашним временам непривычно быстро распространилось повсюду. Поэтому что точным было - гордым, громким и в то же время веселым, ласковым: октябрята.
Почему 4 августа 1924 считается днем рождения октябрят?
Потому что в этот день было впервые на всю страну объявлено о создании октябрятских групп при пионерских отрядах.
ЦК РКП (б) утвердил в этот день Положение, в котором говорилось, как будут строиться, жить и работать при отрядах юных пионеров имени В.И. Ленина группы октябрят – детей от 8 до 11 лет
Форма у первых октябрят была точно такая же, как и у пионеров, - рубашки защитного цвета, у девочек темные юбки, у мальчиков короткие шорты. И девиз у них один, общий: «К борьбе за рабочее дело - будь готов!» Ответ: «Всегда готов!» основной лозунг: «Смена смене идет!» Устанавливались законы октябрят и их обычаи.
Законы октябрят
Октябрята помогают пионерам, комсомольцам, коммунистам, рабочим и крестьянам.
Октябрята стремятся стать юными пионерами.
Обычаи октябрят
Октябрята следят за чистотой своего тела и одеждой.
Октябрята любят работать.
Закладывая основы существования октябрятских групп, Положение, утвержденное 4 августа 1924 года, опиралось, конечно же, на опыт жизни самых первых из них – «майчат» и «зернышек», «колосков» и октябрят. Но их тогда было очень мало: в июне 1923 года насчитывалось всего 1250 октябрят. Сегодня в одной единственной школе наберется больше учеников, чем в те годы было всех октябрят вместе.
Но спустя лишь полгода после принятия Положения, к 1 января 1925 года, число их возросло почти в 100 раз! Сто тысяч триста двадцать пять мальчиков и девочек стали называться октябрятами.
В постановлении ЦК РКП (б) «О пионерском движении», принятом 24 июля 1925 года, отмечалось успешное начало работы комсомола и пионеров среди октябрят и предлагалось всем партийным, профсоюзным органам всемерно помогать комсомолу в развертывании этой работы. «Считать необходимым,- говорилось в постановлении,- продолжать постепенное расширение групп октябрят при окрепших отрядах юных пионеров, внимательно изучая все вопросы этой работы и осторожно выбирая те или иные формы и методы, приспособляя их к особенностям этого возраста»
В середине 20-х годов дела октябрятских групп распределялись на девять тематических этапов. В январе они объединялись темой «Ленин», в феврале – «Красная Армия». С начала марта по 10 апреля – «Мать-работница», с 10 апреля по май – «Первое мая». С мая по июнь шла подготовка к лагерю, а с июня по август вся лагерная жизнь разворачивалась под лозунгом «Смычки города и деревни»
С самого рождения октябрятских групп провозглашалась дружба пионеров и октябрят села и города. «Осенний поход дружбы» городских пионеров в начальные сельские школы – ежегодная веха в летописи этой дружбы.
Октябрят в те далекие годы часто называли третьей сменой, готовой встать на борьбу за дело Ленина, дело партии вслед за комсомольцами и пионерами. Это и понятно: комсомольцы – смена отцов-партийцев, пионеры – смена комсомолу, а октябрята идут на смену пионерам. Их называли тогда еще четвертым поколением борцов за торжество революции в ряду коммунистов, комсомольцев и пионеров.
Так вот, третья смена – октябрята – и в городе и в селе взялась за то, чтобы все восьмилетние ребята пошли учиться в школу (тогда начинали учиться с восьми лет, но еще не все дети и не все родители осознавали необходимость учения).
Октябрята объявили поход за «растущими и цветущими» лекарствами и собрали горы лекарственных растений.
Они совсем неплохо нянчили маленьких и играли с трехлетками и пятилетками в городских дворах, в избах на селе, в то время как мамы малышей трудились на фабрике или в поле.
Словом, выросли дела октябрят к исходу 20 – началу 30-х годов. Расширились и их ряды. К 1 августа 1930 года октябрят в стране насчитывалось уже 750 тысяч.
Рост октябрятских групп заметно сдерживала нехватка вожатых. Центральное бюро юных пионеров объявило мобилизацию пионеров и комсомольцев для работы с октябрятами. К октябрю 1930 года выдвинули из своей среды 100 тысяч вожатых октябрят – 100 тысяч «наиболее выдержанных и инициативных» друзей!
И комсомольцы выделили вожатых в октябрятские группы. На семинарах и курсах началась учеба организаторов октябрятской работы. Улучшились условия, в которых жили, трудились и играли октябрята. В подарок от комсомольцев они получали инструменты, спортивный и игровой инвентарь, для них строились игровые площадки. Все это было практической реализацией резолюции VVI съезда комсомола, в которой предлагалось, учитывая особенности сложной и трудной работы с октябрятами, укрепить руководство групп, повышать квалификацию вожатых.
Смотром дел октябрят, смотром комсомольско-пионерской заботы о них стала объявленная Центральным бюро юных пионеров Всесоюзная пятидневка октябрят, которая проходила в октябре 1930 года. Повсюду были созданы комитеты содействия пятидневке, которые руководили всей подготовительно работой.
И вот праздник, которого все ждали, пришел. На улицах с утра заиграли оркестры. Грузовики, наполненные шумливым октябрятским людом с флажками и гирляндами, разъезжали по центральным улицам городов, в селах октябрят катали на нарядно убранных подводах.
В рабочих клубах устраивались утренники с инсценировками на злобу дня, в школах проводились сборы октябрят вместе с пионерами, партийцы и комсомольцы приглашали октябрят на откровенный, задушевный разговор обо всех октябрятских делах и заботах.
Пятидневка-праздник, пятидневка-смотр надолго запомнились и детям и взрослым. Она выполнила свои задачи. Число октябрят основательно возросло. Если на 1 августа 1930 года их было 750 тысяч, то к январю 1933 – 1милион 776 тысяч 325!
Почти каждый пионерский отряд вел работу с октябрятской группой. В дружинах, где насчитывалось 400-500 октябрят, кроме освобожденного старшего вожатого, утверждался специальный вожатый октябрят. Во Дворцах и Домах пионеров для малышей создавались кружки, устраивались утренники, проводились смотры. Возрастающий методический и практический опыт игр, праздников, сборов и других занятий октябрят освещался на страницах журналов «Вожатый» и «Игрушка».
Однако наряду с успехами стали заметны и явные просчеты в организации жизни октябрят. Нередко вожатые устраивали специальный прием детей в октябрятскую группу: «Тебя примем, а ты не достоин, тебе надо изменить поведение, поработать над собой». Как надо «работать над собой», ребята не знали, «изменять свое поведение» не умели. Возникали обиды, тяжелые душевные травмы.
Постановление бюро ЦК ВЛКСМ от 4 марта 1936 года решительно осудило такую практику, октябрятами с той поры считались все дети начальных классов. К 1940 году число октябрят в стране составляло 4 миллиона.
Но вот мирную жизнь страны прервала Великая Отечественная война. Новых групп октябрят в годы войны уже не создавали. Не хватало кадров взрослых вожатых, помещений – много не хватало для радостной жизни ребят. Но пионеры, особенно пионеры-тимуровцы, по-прежнему заботились о младших друзьях. А младшие шли на подмогу пионерам: собирали в полях колоски, в лугах лекарственные травы, в лесах – грибы и ягоды; они тоже помогали фронту.
В ноябре 1957 года Пленум ЦК ВЛКСМ принял постановление, в котором говорилось: «Обязать комсомольские и пионерские организации улучшить работу с младшими школьниками. Восстановить при пионерских отрядах и дружинах октябрятские группы».
Был тщательно изучен весь предшествующий опыт, накопленный в октябрятских группах и звездочках. Для разработки педагогических, методических основ деятельности октябрят были приглашены люди, сохранившие память о былых октябрятских сборах и праздниках, играх и соревнованиях. Так начался новый этап работы с октябрятами.
В 1963 году состоялась Всесоюзная научно-методическая конференция по проблемам пионерского движения. В ряду других рекомендаций на конференции было обсуждено и принято методическое письмо «О работе с октябрятами». Оно определило задачи воспитания октябрят, наметило слагаемые системы работы с октябрятами, указало на роль учителя, пионерского отряда в организации жизни октябрят.
К этому времени 16 миллионов младших школьников были объедены в группы октябрят.
Каждый новый этап в летописи Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина приносит новое в жизнь юных ленинцев и их младших друзей – октябрят. Богаче, разнообразнее, наполненнее становятся их планы, интереснее дела. Все они тесно связаны с важнейшими событиями в жизни нашей страны, комсомола, пионерии.
В 1972 году, в канун празднования полувекового юбилея ленинской пионерии, Центральный комитет КПСС принял постановление «О 50-летии Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина». Совершенствование ее деятельности, указывалось в постановлении: «Требует дальнейшего усиления руководства ею со стороны ВЛКСМ. Необходимо и впредь улучшать содержание, формы и методы работы с детьми, полнее учитывать психологические особенности, возраст школьников, их запросы и интересы. Вся жизнь пионерской организации должна быть направлена на развитие детской инициативы и самодеятельности, вовлечение каждого пионера в ее работу. К руководству пионерскими отрядами и дружинами необходимо шире привлекать молодых педагогов, лучших производственников, студентов, старшеклассников. Усилить внимание комсомольских и пионерских организаций к работе с октябрятами, помогать им в учебе и в организации отдыха».
Десятилетие между двумя большими праздниками, большими вехами пионерской истории – полувековым юбилеи и шестидесятой годовщиной со дня ее рождения – ознаменовалось новыми общесоюзными октябрятскими делами: укрепилась традиция октябрятско-пионерских «походов дружбы», стала традиционной Всесоюзная неделя октябрят, в жизнь октябрятских коллективов вошла Всесоюзная игра «Октябрята – по стране Октября».
Глава II
Структуры и задачи октябрятского
движения – как части общей структуры воспитания советского общества
Задачи растить патриотов пионерско-октябрятских форм работы детских коллективов.
Октябрята, представляют собой «младшую ветвь» детского коммунистического движения. Они не являются при этом особой организацией. Всякая общественная организация – это объедение людей, преследующее определенную общественную цель, самоуправляющееся, действующее на основе принятых всеми членами организации правил, обладающее выраженной структурой построения.
Цель, которую ставили перед собой октябрята: вырасти достойным звания пионера, юного ленинца. Были у них и правила, по которым они действовали, прежде всего, Правила октябрят, были и октябрятские обычаи, ритуалы, традиции (например, традиция становиться октябрятами накануне праздника Октября; обычай собираться на свои октябрятские сборы; ритуал октябрятской линейки). Эти обычаи, ритуалы, традиции также представляли собою своеобразные правила, организующие их жизнь.
А вот третьего и четвертого необходимых условий – системы самоуправления и объединяющей их в одно целое организационной структуры - у октябрят нет, в отличие от пионеров.
Правда, на своих сборах октябрята пробовали принимать коллективные решения, строить планы, оценивать сделанное – учатся сами собою руководить, сами управлять своими делами. Но органов самоуправления, подобных совету отряда, совету дружины, они не имели. Лишь звездочки выбирали своих командиров.
В организационном Положении о детской коммунистической организации юных пионеров имени В.И. Ленина, утвержденном в 1924 году ЦК РКП (б), было сказано:
Каким должен быть вожатый октябрятской звездочки? Вожатый октябрят в полном соответствии с пионерским законом, прежде всего их товарищ. Этим определяется стиль его взаимоотношений с младшими
Группа состоит из звездочек, но группы не объединяются дальше в более крупные единицы, как, скажем, пионерские отряды в пионерскую дружину. Дружины у пионеров формируют далее районную пионерскую организацию, районные – городскую. Все городские и районные организации соединяются в окружную, областную, краевую, областные и краевые составляют республиканскую, а вместе они сливаются в единую и стройную Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина.
Слово организация, кстати, происходит от латинского «организо», что значит «сообщаю стройный вид, устраиваю».
Октябрятская группа – самое крупное объединение у октябрят.
Группы октябрят не возникают сами по себе. Их создают пионерские дружины и отряды. Группы октябрят и существуют сами не по себе – они живут и действуют при пионерских отрядах, а если менее двадцати пионеров и нет отрядов, то группа, или несколько таких групп действую непосредственно при дружине.
Октябрята – не организация. Но октябрятские группы – не сами по себе. Они при организации пионеров, при пионерских дружинах и отрядах.
Пионерские дружины и отряды создают октябрятские группы в первых-третьих классах, каждая группа – при пионерском отряде.
Совет дружины создает штаб или совет по работе с октябрятами.
Пионерский отряд – коллективный вожатый октябрят. Отряд выделяет вожатых октябрятских звездочек, но каждый пионер отряда участвует в работе с октябрятами, стремится, чтобы малышам было интересно, весело. Вовлекает их в пионерские дела, помогает выполнять Правила октябрят. Каждый ленинец во время пребывания в пионерской организации работает с октябрятами.
Каждого пионера привязывает к постоянной заботе об октябрятах его пионерской закон: «Пионер – товарищ и вожак октябрят»
О самих октябрятах Положение, о пионерской организации говорит следующее:
Октябрятская группа делиться на звездочки. В каждой звездочке по пять-шесть октябрят.
На левой стороне груди ребята носят октябрятскую звездочку.
Группа октябрят имеет красный флажок.
Жизнь, дела, поведение октябрята строятся в соответствии с
Правилами октябрят:
Октябрята – будущие пионеры.
Октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Итак, мы видим, что октябрятские группы теснейшими узами связаны с пионерскими отрядами и дружинами, комсомольскими организациями, составляя три последовательные жизненные ступени идейного, гражданственного, трудового и нравственного становления юного поколения страны. Эта теснейшая связь характеризует с другой стороны один из важнейших параметров системности воспитания.
Состоявшийся в мае 1982 года XIX съезд ВЛКСМ в числе многих важнейших задач, которые призваны решать комсомольцы, назвал в своей резолюции и эту: «Больше внимания уделять октябрятам».
В рапорте Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина XIX съезду ВЛКСМ юные ленинцы записали: «Октябрята – пионерская смена страны. Мы выполняем важнейшее поручение комсомола – быть коллективными вожатыми 13 миллионов октябрят».
Всесоюзная ленинская пионерия уверенно вступила в свое седьмое десятилетие. В новой программе Всесоюзного марша юных ленинцев заботой о младших друзьях-октябрятах проникнуты маршруты, все направления деятельности пионерских отрядов и дружин.
Сказанное выше убеждает нас в том, что, не являясь самостоятельной детской общественной организацией, октябрятские группы представляли собою тем не менее общественные коллективы младших друзей и помощников пионеров и комсомольцев, жизнь и дела которых помогали октябрятам в принятии позиции пионера – юного ленинца, а затем комсомольца-ленинца. Комсомольцы и пионеры оказывали постоянное организующее и воспитывающее влияние на октябрят, и их коллективы.
Октябрятская группа была первым в жизни ребенка коллективом с общественной направленностью жизни – есть вместе с тем коллектив воспитательный. Будучи частью воспитывающей деятельности комсомольской и пионерской организации в школе, работа с октябрятами представляла собой органичную часть всей воспитательной работы школы.
Глава III
Воспитательные задачи
октябрятского движения
Готовить октябрят к вступлению в пионерскую организацию – такова была основная воспитательная задача в контексте общих задач коммунистического воспитания.
А это значило, что группа октябрят шаг за шагом училась действовать как пионерский отряд, то есть самостоятельно строить планы и коллективно воплощать их в жизнь, оценивать результаты сделанного, чтобы завтра действовать уже увереннее, чем вчера, и главное – действовать для блага всех, для того чтобы жизнь становилась лучше.
Главная задача слагается из множества воспитательных задач. Каковы эти задачи?
Воспитание младших школьников происходило непрерывно – в учении, труде, общественных заботах малышей, в их играх и всевозможных занятиях. Дела октябрятские составляли весьма значимую часть их жизни, но все-таки они были лишь часть целого.
Жизнь октябрятской группы и всех ее звездочек – часть всей системы воспитания, но при этом совершенно особенная. Это жизнь общественного коллектива, который в социалистическом обществе обладал такими неотъемлемыми чертами, как самоуправление, выборность всех своих органов, подчинение всех коллективному решению большинства. Октябрята малы, они еще только-только начинали этому учиться, начинали постигать те основы, на которых зиждется советская, социалистическая общественная жизнь.
Октябрята, готовясь стать пионерами, должны учиться действовать – решать, организовывать, оценивать, подчиняясь воле коллектива, а не только воле учителя.
Глава IV
Системы воспитательной
работы с октябрятами в Советском Союзе
Работа с октябрятами представляла собой целостную воспитательную систему, где все элементы связаны и взаимозависимы, выступают в единстве.
Что это за элементы? Прежде всего это цели (общие и частные), основные задачи воспитания, содержания, методы и формы работы с октябрятами, организационная структура октябрятской группы, педагогическое руководство ее деятельностью, а также критерии оценки эффективности воспитания.
Все элементы были подчинены осуществлению общей цели коммунистического воспитания – идейно-нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности. В рамках общей цели достигалась и частная – подготовить октябрят к вступлению в пионерскую организацию, к жизни по законам юных ленинцев.
Главное значение в этой системе играли основные методы работы с октябрятами.
Октябрятские поручения. Первое новшество, которое ждет октябрят после первого их сбора, - это октябрятские поручения.
Став октябрятами, малыши-первоклассники чувствовали себя старше. И они хотели показать это на самом деле, доказать себе и всем окружающим, что они готовы к самой серьезной ответственности.
Октябрятские поручения – это и дело, и ответственность. Поручение октябренку доказывало, что ему доверяли, на него надеялись. Оно и в самом деле давало каждому малышу почувствовать, что в жизни его что-то изменилось.
Поручения воспитывают. Воспитывают и волю, и настойчивость, и самостоятельность, и организованность, и умение доводить всякое дело до конца. Поручение, если оно давалось малышам с учетом их характера, помогало развить склонность и интересы детей и избавиться от слабостей и недостатков.
Поручение давалось на не большой срок – от двух недель до месяца. Смена командиров в звездочке происходила не реже одного раза в четверть. За год всем октябрятам полезно побывать в роли командиров.
В день смены поручений, смены командиров проводился сбор звездочки. Ребята рассказывали, как они справлялись с поручениями, а все обсуждали, что было в их работе хорошего, что не получилось и почему, какие выводы надо всем сделать на будущее.
Такой разговор очень важен – он учил ребят самостоятельно, коллективно и справедливо оценивать свою работу и работу товарищей, накапливать полезные умения, опыт.
Какие же поручения звездочкам и конкретные обязанности существовали?
Книголюбы поддерживали связь с библиотекой, следили за тем, чтобы прочитанные книги возвращались вовремя; оформляли «Уголок книголюба»: проверяли читательские дневники; организовывали выставки лучших читательских дневников; рассказывали об интересных книгах; помогали учитель на уроках внеклассного чтения.
Санитары следили за внешним видом ребят; проверяли сменную обувь, чистоту рук перед едой; смотрели за порядком в столовой, за уборкой посуды после завтрака; оказывали возможную медицинскую помощь; заботились о том, чтобы школьные принадлежности имели опрятный вид; следили за своевременной сдачи справок школьному врачу после болезни; контролировали выполнение ребятами режима дня.
Почемучки рассказывали о чем-нибудь интересном из окружающей нас жизни; выпускали тематические газеты; загадывали загадки; со второго полугодия работали с газетой «Ленинские искры», следили за текущими событиями в стране, за рубежом, дополняли рассказ учителя о них.
Хозяева класса дежурили по классу, следили за чистотой парт, подоконников, доски, пола; поздравляли товарищей с днем рождения; выпускали газеты; готовили класс к уроку труда, рисования; раздавали проверенные тетради.
Природоведы рассказывали об интересных явлениях природы, заполняли классный календарь наблюдений за природой; проверяли заполнение индивидуальных дневников наблюдения; ухаживали за растениями в классе и в коридоре; помогали учителю при подготовке к уроку природоведения.
Смена поручений происходили через две недели, командир звездочки выбирался на тот же срок. Итоги подводили не общем сборе октябрятской группы. Результат отмечали на экране соревнования.
Тут важно, что каждый октябренок живет и воспитывается в системе взаимной заботы друг о друге и заботы об окружающих.
Октябрятская линейка. Шагали на свою линейку октябрятские звездочки, и командиры несли впереди эмблемы на древках. У «Солнышек» это улыбающееся лучистое солнце, у «Моряков» - штурвал. А у «Неунываек» какая эмблема? У них – курносая веснушчатая рожица и улыбка во весь рот.
Все на линейке стояли так, чтобы видеть лица друг друга. Все стояли тесно, плечо к плечу, а еще временами брались за руки, для того чтобы специально подчеркнуть, что они и в самом деле дружные ребята – октябрята.
На линейке ребята говорили речевки и короткие отчеты о делах тоже говорили в виде речевок. Ведущий линейку ведет ее в тоне лаконичном и мажорном, так что всем интересно и весело. Линейка помогала октябрятам быстро собраться, проверить готовность к сбору, труду, соревнованию, принять общее решение, похвалить тех, кто похвалу заслужил, обсудить событие, волнующее всех сегодня.
Октябрятский сбор. Сбор октябрятской группы проводили обычно раз в месяц. У разных сборов разное назначение. Он длился не более сорока минут, сбор малышей, но тем не менее состоит из целого ряда различных элементов.
Элементом сбора была беседа вожатого группы, учительницы, старшего друга октябрят.
Прослушали ребята вожатого и дружно, хором, как речевку, повторили вслед за ним: «Наших правил ровно пять, все их будем выполнять».
Еще одним элементом сбора являлось соревнование звездочек. Небольшое по времени соревнование в какой-то общей работе, в игре укрепляет чувство принадлежности к своему маленькому коллективу, чувство локтя, навыки сотрудничества.
И понятно, что частью того же сбора должна стать дружная работа всех звездочек для достижения общей цели всей группы, потому что соперничество должно быть обязательно перекрыто содружеством.
Совет дела руководил, давал задания, следил за их выполнением, хвалил, советовал, учил. Совет дела организовывал, назначал сроки, договаривался, обеспечивал. Совет поддерживал интерес к делу: напоминал, подзадоривал, подбадривал, радовался каждому успеху.
Октябрята, может быть, не очень-то хорошо справлялись со всеми этими сложными обязанностями. Но ведь должны же они учиться! И инициативе, и творчеству, и самостоятельности, и навыкам общественников-организаторов.
Заключение
Октябрята делали лишь самые первые шаги в постижении общественной жизни, но уже и они осознавали, что их звездочка, их группа многими нитями были соединены с другими группами октябрятского движения – теми, что рядом, через стенку класса, и теми, что совсем далеко, за многие сотни и тысячи километров. Соединены дружбой, связаны дружеской перепиской.
Сознание связи и общности укрепляло и большие – районные и областные, республиканские и всесоюзные – дела октябрят, их игры и путешествия.
Прочен и крепок был союз пионеров со своими младшими друзьями. Он был ощутим не только в дружине – он проявлялся в делах пионеров в масштабах всей страны. Разумеется, октябрята знали о них, а во всесоюзных октябрятских играх и сами активно участвовали.
В одну общую семью соединяли октябрят страны и общая их история – семь десятилетий существования октябрятских групп и звездочек.
В связи с данной информацией мы можем прийти к следующим выводам:
IV Список использованной литературы
и источники.
Приложение 1.
Социологический опрос
1.время проведения с 4 мая по 25 мая 2011 года
2.участники социологического опроса – 100 человек
3. социальные группы опроса
Социальные группы | Возраст | Количество человек |
Пенсионеры | 60-70 лет | 25 |
Служащие : учителя и мед. работники | 50-40 лет | 20 |
Рабочие промышленных предприятий | 50-40 лет | 23 |
Предприниматели и реализаторы продукции | 30-40 лет | 12 |
Молодежь | 15-25 лет | 20 |
4. Вопросы, использованные в социологическом опросе:
Социальные группы | Положительный ответ на вопрос №1 | Положительный ответ на вопрос №2 | Положительный ответ на вопрос №3 | Положительный ответ на вопрос №4 | Положительный ответ на вопрос №5 |
Пенсионеры | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Служащие | 20 | 20 | 10 | 20 | 20 |
Рабочие промышленных предприятий | 23 | 20 | 3 | 20 | 15 |
Предприниматели реализаторы рынка | 10 | 5 | 1 | 10 | 8 |
Молодежь | 5 | 5 | 0 | 2 | 10 |
5. Итоги социологического опроса:
6. Выводы социологического опроса
Приложение 2.
Структура октябрятского движения.
Совет дружины |
Совет октябрятских вожатых |
Октябрятский вожатый |
Октябрятская группа |
Командир октябрятской группы Флагоносец |
Октябрятская звездочка (5 чел) |
Звеньевой Санитар |
Приложение №3
Октябрятские атрибуты.
Октябрятская звездочка
Октябрятский флажок
Октябрятская группа
Золотой циркуль
Басня "Две подруги"
Ёжикина Радость
Самодельный телефон
Браво, Феликс!