Даша заинтересовалась исследвоательской работой еще 5 классе. долго подбирали тему исследвоательского характера. В последнее время в городе Иркутске появились новые памятники и скульптуры, посвященные знаменитым людям, осбытиям города. Решили взять данную тему.
Вложение | Размер |
---|---|
Работа-исследование | 574 КБ |
презентация к работе выполненная самой ученицей | 1.73 МБ |
краткие тезисы к работе | 27.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №34
Новый облик города Иркутска.
Выполнила:
Вовк Даша,
ученица 7б класса
Руководитель:
Борзина А.Е.,
учитель истории
Иркутск, 2012
Содержание.
1. Введение.
Тема моей исследовательской работы «Новый облик города Иркутска». Считаю, что тема очень интересна и актуальна на сегодняшний день.
Сегодня в российских городах наблюдается бум установки разнообразных скульптур. В Челябинске и Нижнем Новгороде и других городах пешеходные улицы буквально заставлены изваяниями размером в человеческий рост. А своеобразным хитом в обоих городах является памятник даме, смотрящейся в настоящее зеркало. В Красноярске стоит весьма трогательный памятник пьянице с собачкой, а в Ульяновске — памятник букве «ё». Недавно на родине вождя мирового пролетариата прямо в центре города установили обломовский диван и тапочки, в проекте памятник теще.
В Санкт-Петербурге, пожалуй, больше всего любят малые формы. Кроме знаменитого Чижика-Пыжика, которого постоянно воруют, есть памятник гоголевскому Носу, городским кошкам, пожарному, трубочисту, Остапу Бендеру, фотографу, а также спасшемуся от наводнения зайцу. Курортный город Сочи тоже изобилует малыми скульптурными формами — тут можно увидеть бронзового отдыхающего, в кепке и тапочках, а также сантехника, высунувшегося из люка.
А в расположенном около Геленджика детском городке курортного поселка Кабардинка детей встречает трехногий волк в красных трусах в горошек.
В городе Ангарске экстраординарных монументов на порядок больше, чем в столице Восточной Сибири. Ангарчан и гостей города давно радует памятник сурку и волку из мультфильма «Жил-был пес», а также ряд других малых архитектурных форм. В городе Черемхово поставлен памятник героям фильма «Любовь и голуби».
Многие считают, что малые архитектурные формы — прекрасная вариация для украшения городов. В Ангарске, например, таких памятников несколько. В городе Иркутске также появились подобные украшения. Кроме этого появились в последнее время и памятники, связанные с историей самого города. К празднованию своего юбилея (350 лет) город сильно изменился, изменился его облик.
Хочется привести еще одно мнение, Ружанский М.Я., кандидат философских наук: «Вокруг всех наших памятников возникают споры. В Иркутске совсем не развита малая уличная, парковая скульптура, очень плохо развита. Нельзя сравнить ни с Красноярском, ни с Омском, ни с Томском. Что касается каких-то других культурно радующих глаз объектов, эстетических объектов в центре города, то это огромная проблема.
Но кто озабочен постановкой памятников в городе? Что за этой озабоченностью скрывается? Во-первых, это люди, для которых вопрос о каждом памятнике – возможность инициировать какую-то идеологическую битву и главная задача в жизни – эти битвы выигрывать. Отсюда история с памятником Колчаку. Если вам важна память об этой личности, историческом деятеле, и возобновление этой памяти, то понятно, когда это экскурсии в музеях, когда средства вкладываются в создание музея, куда зайдет тот, кто хочет зайти. Непременно нужно знак поставить. Во-вторых, за этой идеологической озабоченностью стоит очень сильное имперское сознание. Культурное поле, которое создают в Иркутске, это показатель знаков имперских. Похабов – не случайно возникшая фигура. Это значит пометить пространство. Ключевский писал, что русский человек приходит на новое место, будто до него здесь никто не жил. Есть разница, что ты хочешь обозначить этим памятником: то ли место пространства, в котором ты живешь, то ли это напоминание об имперском величии. Напоминание о том, кто здесь хозяин. Почему речь идет о памятнике Похабову, а, скажем, не тем людям, которые сюда приезжали, которые строили Богоявленский собор, Спасскую церковь, которые селились под стенами острога? Нет, непременно надо так отметить…». Есть и другое мнение. Архитектор Марк Григорьевич Меерович, доктор исторических наук: «Я считаю, что памятник Похабову, если в городской администрации есть деньги, которые она не может потратить никуда больше, в другое, более важное, должен быть. При этом есть мнение о том, что не Похабов был основателем, а здесь уже было бурятское поселение, то и это должно быть зафиксировано в каком-то другом монументе. Пусть будет один, второй и сотый памятники, потому что это приводит к усложнению культуры истории, которая актуальна, которая не исчезла, скрывшись в дымке времени, а живет в умах, в сознании, потому что невольно люди задают вопрос, а что значит название этой улицы, например. Если мы переименуем улицу Свердлова в Лиственничную, наверное, это будет правильно по отношению к исторической справедливости, но неправильно по отношению к исторической памяти. Должны быть памятники Ленину, Сталину, Дзержинскому. Они должны стоять, и дети должны задавать вопросы об этих людях. А дедушки и бабушки должны правильно отвечать: это памятник кровавому убийце. Это история, то память. Память нельзя стирать, даже если она неприятна. Неприятная память должна мучить и будоражить умы людей, не давать им спать по ночам. Например, если вы совершили преступление, вы не должны забывать о нем, а каяться. Оно должно довлеть над памятью, должно угнетать. Нельзя забыть, уничтожить, закопать, будто не было. Это было. И те люди, которые жили тогда, несут за это ответственность. Те люди, которые не жили тогда, все равно несут ответственность, родовую, национальную, страновую, государственную. Историю не сотрешь, так поступали наши предки. Хотя бы морально, тем, что мы не повторим их в подобных ситуациях.
Вопрос в другом. У нас нет сейчас в городе более актуальных проблем, куда требуются вложения? На фоне бесконечных разговоров о том, что у нас вечно нет денег. Может, это громкая пиар-акция, призванная упрочить имидж администрации, якобы заботящейся об истории культуры. О наследии так не заботятся, о наследии нужно заботиться другим способом. Это уже не тема памятника, это больная для города Иркутска тема о наследии. Больная, потому что, когда городская администрация выступает с инициативой организации и проведения программы реконструкции исторической застройки, а под этим предлогом пытается перевести в свое распоряжение, в муниципальный статус часть памятников регионального и федерального значения не для того, чтобы их реставрировать, а чтобы придать ревизии, вывести из списков памятников и уничтожить, а только половину отреставрировать. Это акт вандализма, законодательно прикрытый красивыми словами и грамотно выстроенной последовательностью действий. Это акт вандализма, по сути. Если возведение памятника Похабову направлено не на сохранение исторической памяти, а есть пиаракция, прикрытая словами о культурно-исторической памяти населения, то к этому надо относиться отрицательно. К 350-летию города нужны не шумные, но пустые в сути, мероприятия. За эти годы город заслужил комплексное благоустройство среды. Не уничтожение рядовой исторической застройки, а сохранение. А уж памятников тем более. Если деньги отнимаются оттуда, то это возмутительно. Это очковтирательство чистой воды, потому что в городе так много истинных проблем, в решении которых город нуждается. Не отдельно выкрашенные фасады, подправленные объекты, а действительно комплексная программа удержания среды и качественного ее улучшения. Монументы нужны, этим формируется память, но сейчас у нас есть более актуальные элементы, также формирующие и сохраняющие историческую память. Нужно вкладывать деньги в более значимые проекты. А памятники могут появляться на уровне самодеятельности, инициативы населения.
Учитывая все мной вышесказанное, считаю, что моя исследовательская работа актуальна.
Цель, которую я поставила перед написанием работы, состоит в изучении, рассмотрении и исследовании материалов, посвященных данной теме. Я постаралась в работе ответить на вопрос: «А каково отношение жителей города Иркутска к появившимся архитектурным сооружениям?».
В соответствии с целью, я выделила следующие задачи:
Источники, которые я использовала при написании своей исследовательской работы: это и странички в Интернете наших Иркутских библиотек, это и материал по истории нашего города, это и беседы с жителями города, учащимися и их родителями.
В результате написания работы я очень увлеклась историей нашего города. В дальнейшем планирую продолжить свою работу по выбранной мной теме.
2. Из истории возникновения
архитектурных сооружений города Иркутска.
2.1. Памятник «Основателям Иркутска»
Знаете ли Вы основателя города Иркутска?
Опрос иркутян проводился на центральных лицах города. Вот, что отвечали прохожие:
- Знать не знаю, кто Иркутск основал. Мне это неинтересно.
- Основал какой-то казак, фамилию запамятовала.
- Похабов город основал, как не знать. Давайте, ставьте памятник. Колчаку же поставили. Может, еще город в Похабовск переименуем? Грязь вокруг какая, такое название больше подойдет!
95% опрошенных горожан имени основателя не знают.
Бронзовый монумент высотой около шести метров. На пятиметровом гранитном постаменте – фигура мужчины с ружьем в руках – собирательный образ сибирского казака. Фигура основателя города развернута таким образом, что «стало очевидным состояние человека, который единовременно прощается с прошлым воина-путешественника, бросая «последний» взгляд на реку и глядя в перспективу, как бы оценивая предстоящую работу по закладке будущего города».
Интересно, что проект памятника не понравился иркутским депутатам. Некоторые из них считают, что в руках казака должен быть топор, а не оружие, ведь фигура должна символизировать первопроходца – основателя, а не воина-завоевателя. Однако вид памятника менять не будут.
Так кому же на набережной Ангары в Иркутске 14 сентября 2011г. открыли памятник? Надпись на памятнике лаконично гласит: «Основателям Иркутска от горожан». Вроде все правильно, раз есть город Иркутск, значит должны быть его основатели, и вот им-то горожане и поставили памятник.
Но тогда уместен вопрос, а что это за скульптура человека на постаменте, и какое отношение он имеет к основателям Иркутска, да еще во множественном числе?
В какой-то мере ответ на заданный вопрос можно отыскать в статье «Не любо», опубликованной в газете «Конкурент» от 25.08.2011г. По мнению историка Александра Гимельштейна: «Во-первых, это не может быть памятник Якову Похабову, потому что ни одного изображения Якова Похабова не сохранилось. Персонификация антиисторична. Во-вторых, Яков Похабов не был казаком. Сословие, к которому он принадлежал, называлось «сыны боярские». В качестве подтверждения правильности слов А.Гимельштейна утверждается, что «точно такую же точку зрения разделяет потомок рода Похабовых, красноярский родослов Юрий Похабов». Исходя из чего, в статье делается вывод, что «не только историки, но и потомки рода Похабовых настоятельно просят… Яков Похабов не был казаком». Дальше больше, автор статьи сообщает о том, что «утверждение, что все в отряде были казаки, тоже вопрос дополнительного исследования, которое пока не проведено».
Таким образом, судя по объяснениям официального органа печати, Яков Похабов и казаком-то не был, и фотографий своих не оставил, и в отряде-то его неизвестно что за люди были, вот поэтому-то памятник и поставлен абстрактному персонажу.
На самом деле, в других российских городах ничто ни кому не мешает персонифицировать памятники их основателям Долгорукому, Дубенскому, Хабарову, Атласову, между прочим, не оставивших своих фотографических изображений. И Александр Гемельштейн, как историк, а тем более кандидат исторических наук, прекрасно знает, что чин сына боярского – это разновидность воинского отличия в казачьем войске ΧVII века, а, следовательно, сын боярский Яков Похабов не мог не быть казаком.
И «красноярский родослов Юрий Похабов» утверждал всего лишь то, что Яков Похабов не был казачьи головой, и предлагал свой вариант надписи на памятнике: «Основателям Иркутска казакам - сыну боярскому Якову Похабову со товарищи» Но, самое удивительное, сегодня, казалось бы, все в Сибири знают, что именно казаки осваивали Сибирь, а иркутянам, как будто бы, предлагают в этом усомниться.
Так кто же тогда этот «человек с ружьем» на набережной Ангары? Если это Яков Похабов, то почему его нельзя назвать своим именем? Ведь памятники устанавливаются в знак уважения к конкретным историческим личностям и к тому, что они сделали для людей, а их ценность - отнюдь не в степени документального сходства с прототипом.
На поверку, основателя Иркутского острога - Якова Ивановича Похабова, есть за что уважать. Под его руководством было построено три острога: Баунтовский (1652), Яндашский (Иркутский) (1661) и Кучидский (1662). Под командованием И.Галкина он участвовал в строительстве Баргузинского острога (1648). Его личные качества заставляли ценить его в глазах современников – опытных И.Галкина и И.Похабова, которые доверяли ему командование ответственными походами в долины рек Витим, Муя, Верхняя Ангара, на озера Буженей и Баунт. Его заслуги отмечены енисейскими воеводами невиданному по тем временам взлету за каких-то десять лет от рядового казака до чина сына боярского – аналога офицерского звания в армии.
Впрочем, если посмотреть «правде в глаза», есть еще исторические личности, претендующие на роль «основателя Иркутска». Например, енисейский сын боярский Иван Иванович Похабов, которого в Иркутске до середины ΧΧ века почитали основателем города; казачий десятник Василий Ездаков, которого Яков Похабов назначил первым приказчиком вновь построенного острога; енисейский воевода Иван Иванович Ржевский, который в перечне своих заслуг неоднократно упоминал о строительстве при нем Иркутского острога.
Недомолвки и замалчивания – это искажение истории, и не такое уж это и безобидное дело. Одной неточной надписью на памятнике вымарывается из истории Иркутска роль казаков и их командира Якова Похабова в строительстве острога. Это невольно порождает сомнения, а сомнениями пусть даже в малом, можно добиться лишь неприятия чего-то гораздо большего. И еще, устанавливая памятник, не мешало бы озаботиться тем, чтобы памятник этот не послужил потомкам свидетельством не компетентности тех, кто был к этому сопричастен.
Из истории основания Иркутского острога…
6 июля 1661 года по просьбе князька Яндаша, стоявшего во главе местного бурятского племени, кочевавшего по реке Иркуту, отрядом русских казаков во главе с Яковом Ивановичем Похабовым был построен Иркутский острог. В первые годы острог назывался Яндашским. О постройке острога Похабов доносил енисейскому воеводе И. И. Ржевскому: "Государя царя Великого князя Алексея Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя Росси самодержца воеводе Ивану Ивановичу Енисейский сын боярский Якунька Иванов Похабов челом бьет. В нынешнем 169 году июля в шестой день против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю, и башни и потолок срублены и государев житный анбар служилые люди рубят, а на анбаре башня, а острог не ставлен, потому что слег не достает, лесу близко нет, лес удален от реки. А инде стало острогу поставить негде, а где ныне бог позволил острог поставить и тут место самое лучшее, угожее для пашен, и скотиный выпуск и сенные покосы и рыбные ловли все близко, а опроче того места острогу ставить cтало негде, близ реки лесу нет, стали места степные и неугожие. А как бог совершит наготово острог, и о том будет писано в Енисейский острог к воеводе Ивановичу".
Острог имел как военное, так и экономическое значение, в нем находился гарнизон, хранилось оружие, боевые припасы, велась торговля с бурятским населением Прибайкалья.
2.2.Памятник «Женам Декабристов».
Бронзовая скульптура княгини высотой три метра на небольшом постаменте. Памятник установлен в сквере, который реконструируют и благоустроят.
Бронзовая скульптура княгини Марии Волконской. Вместе с постаментом она пять с половиной метров. Сначала в Иркутске решили сделать памятник самим участникам восстания на Сенатской площади Петербурга. Объявили конкурс. Победителем стал эскиз московских архитекторов - скульптура жены декабриста. И название памятника пришлось менять. По задумке авторов, его должны были установить при входе в усадьбу Волконских. Но иркутские власти решили, что место ему в этом сквере у второго лицея.
Один из авторов идеи автор идеи Михаил Переяславец. Когда-то он создал для Иркутска памятник Вампилову. На открытие скульптуры специально прилетели из столицы потомки декабристов. Валентина Витебского переполняют эмоции. Он правнук Трубецкой и Потаповой, племянник Волконской.
- Когда я собирал материалы по этой теме, то я понимал, о ком идет речь. Но, когда ты видишь, что твоей бабушке стоит памятник... трудно сказать, у меня слезы, - говорит потомок декабристов Валентин Витебский.
Отливали скульптуру на заводе в Подмосковье. Все работы оплатил иркутский меценат. Памятник самим декабристам в областном центре все же появится, заверил мэр. В следующем году, неподалеку от Волконской.
2.3.. Памятник Леониду Гайдаю и героям его фильмов
Скульптурный комплекс: бронзовый монумент на постаменте – режиссер на стуле, напротив – знаменитая троица «Трус, Балбес и Бывалый».
Скульптура существует только на картинке. Не определен источник финансирования.
Факты: Работа по созданию памятника ведется в Иркутске около трех лет. За это время рассматривалось около 10 различных мест для его установки, в том числе на улице Касьянова, где жил всенародно любимый режиссер, и около лицея № 36, где в свое время учился Леонид Иович.
Эскиз композиции придумали скульпторы Александр Миронов (создатель памятника маршалу Жукова на одноименном проспекте в Иркутске) и иркутские мастера – скульптор Лев Сериков и архитектор Сергей Демко
Интересные факты - Новороссийске установлен памятник герою фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» Лелику – Геше Козодоеву
В августе 2010 года в Сочи был установлен памятник семье Горбунковых: Семен Семеновичу (Юрий Никулин), его жене (Нина Гребешкова) и детишкам.
2.4. Московские ворота
Каменная арка размером с трехэтажный дом. «Московские ворота», которые были построены в Иркутске еще в 1811 – 1813 годах и в последствии разрушены, воссозданы с исторической точностью и на прежнем месте.
...О направлении торгово-экономических связей Иркутска свидетельствовало само расположение городских выездов. Различались Московский, Заморский, Кругоморский и Якутский выезды (тракты).
Прокладка Московской столбовой, или Большой Сибирской, дороги, названной затем Московским трактом закончилась в 60-х годах XVIII в. Московская столбовая дорога шла от Екатеринбурга через Тобольск или Ишим, или степью, лежащей между Тобольском и Ишимом, затем через Каинск, Томск, Красноярск на Нижнеудинск и оттуда на Иркутск. Отсюда товары, поступавшие по Московскому тракту из Европейской России, отправлялись по Ангаре, Лене, Байкалу, Селенге, Амуру, а дальше сухопутным и водным путем достигали отдаленных северо-восточных окраин России, попадали на Камчатку, Чукотский полуостров, Алеутские и Курильские острова и в русские поселения на Аляске. В Иркутск поступали товары местной продукции из разных мест Сибири. В 1911-1913 гг. у Московского выезда выстроили каменные ворота. Они были построены по проекту губернского архитектора Я.А. Кругликова и находились у Московской заставы, там, где Московский тракт входит в Иркутск, сразу же за взвозом и причалом парома, на высоком берегу Ангары. Закладка триумфальной арки состоялась 9 июля 1811 г., завершилось строительство 15 сентября 1813 г. В этот вечер Московские ворота были ярко иллюминированы, на берегу Ангары состоялось празднество. Закладку освящал епископ Вениамин. Гремели пушки.
В 1928 г. при разработке остатков Московских ворот были обнаружены 2 металлические доски: "Сии городские ворота воздвигнуты в 1811 г. магистратскими членами по случаю всерадостнейшего дня восшествия на престол Государя Императора Александра I, торжественно празднуемого 12 марта в ознаменование всеобщего верноподданнического благоговения и признательности к благополучному царствованию. В управлении Сибирского генерал-губернатора Пестеля и Иркутского губернатора Трескина". Таким образом, Московские ворота поставлены в честь 10-летия царствования Александра I. На другой доске указаны имена тех, кто был причастен к строительству: "Сии городские ворота воздвигнуты иждивением магистратных членов бургомистра Алексея Мясникова и Ивана Баженова, ратманов Гаврилы Белоголового, Александра Сибирякова, Александра Лычагова, Михайлы Мягкостукова и иркутского купца Лаврентия Зубкова. План проектирован губернским архитектором коллежским асессором Кругликовым, под руководством которого производили строение коллежский асессор Канарский, губернский секретарь Третьяков и коллежский регистратор Карпушников". Московские ворота представляли собою каменное четырёхъярусное здание в стиле ампир высотой 19 метров и шириной почти 16,5 метров. На самом верху была чаепитная комната, в которой в день открытия был устроен приём для тогдашнего гражданского губернатора Трескина и епископа Вениамина I. Высокая арка ворот была довольно красива, сверху ворота заканчивались двумя фронтонами, нагроможденными один на другой. Фронтоны были украшены двумя симметрично расположенными <рогами изобилия> и другими лепными украшениями. В помещениях ворот находились смотрители московской заставы и станция общества спасения на водах. Позднее нижний этаж триумфальных ворот использовали под помещение для перевозчиков через Ангару, а также караула, где регистрировали всех проезжающих. После реконструкции арки в 1890 году, в верхнем зале с двумя полукруглыми окнами был помещен городской архив. Но уже через пять лет памятнику вновь была необходима основательная реконструкция, которая требовала значительной суммы.
13 мая 1911 года на заседании Городской думы было решено снести памятник, однако это вызвало череду негодований у общественных деятелей и горожан. На защиту Московских ворот от разрушения встал и инженер путей сообщения Павел Щусев (младший брат Алексея Щусева). Он написал ряд писем в Москву и Санкт-Петербург с просьбой сохранить памятник. Щусева поддержали не только столичные архитекторы, но общественные организации и простые неравнодушные граждане.
Полтора месяца спустя после рокового решения, на новом заседании дума уже голосует за сохранение триумфальной арки и выделение на её реставрацию суммы в 6 000 рублей. Однако свободных средств не было. Сроки о реставрации памятника отодвигались из года в год.
В 1912 году несколько легких подземных толчков поставили под угрозу обветшавшее сооружение. Строение, вес которого достигал 75 тысяч пудов, наклонилось в сторону Ангары и в любой момент могло рухнуть. Городской архитектор Бархин поставил перед городской думой вопрос о реставрации памятника, однако после тщательного анализа комиссией был сделан вывод о невозможности имевшимися тогда способами исправить положение.
К 1928 году Московские ворота вконец обветшали и арку разобрали. Таким образом, памятник простоял 115 лет.
В августе 2009 года было решено восстановить Московские ворота к 350-летию Иркутска. Во время проведения плановых работ на теплотрассе в районе Нижней Набережной при прокладке котлована были обнаружены остатки каменных сооружений. Археологи предполагают, что это - фундамент снесенных в 20-х годах прошлого столетия Московских Триумфальных ворот. Установление точного местонахождения памятника представляет научный интерес: ученые провели обследования и замеры обнаруженного объекта, по фундаменту они смогут сделать выводы о строительных технологиях того времени и изучить их.
2.5.Турист
Как выглядит: бронзовая объемно-пространственная композиция высотой более двух метров. Придумал «туриста» молодой иркутский скульптор Ставский Илья.
Бронзовый турист будет символизировать туристический потенциал Иркутска. Идея заключается в том, что путешественник с рюкзаком и снаряжением заходит в наш город после посещения Байкала и любуется красивыми зданиями в центре Иркутска. Сфотографироваться на память с путешественником сможет любой желающий.
2.6. Волшебная виолончель
Объемно-пространственная композиция «Виолончель» черного цвета. Изготовлена из стеклопластика (Ул. Урицкого, перед Домом Быта)
Авторами скульптуры выступили иркутские мастера Илья и Евгений Ставские (отец и сын). Скульптура обыгрывает тему уличных музыкантов. Рядом с виолончелью поставлена табуретка, чтобы к инструменту можно было подсесть, сфотографироваться. По мнению властей, именно таких атмосферных скульптур не хватало нашему городу.
В Иркутске состоялось открытие архитектурной композиции «Волшебная виолончель», задуманной специально к празднованию 350-летия столицы Приангарья.
Памятник выполнен в смешанной технике: использовался тонированный искусственный камень в сочетании с ковкой, из которой сделаны табуретка, смычок и колки. Такой материал очень часто используют при изготовлении объектов малой парковой архитектуры.
«Я считаю, что Иркутск имеет европейский вид, - сказал автор скульптуры Илья Ставский, - так, улица Урицкого – своеобразный Бродвей. Здесь всегда собирается много музыкантов-любителей. Поэтому была придумана виолончель, которая должна дать старт возведению более сложных и тяжелых скульптур. Мне нравится, как звучит этот музыкальный инструмент. И к тому же она мне кажется очень красивой, компактной, изящной и гармоничной в городской среде. Волшебная виолончель создана так, что музыкантом может стать каждый».
2.7. Солнечные часы
Керамо-гранитный плоский циферблат диаметром около трех метров и кованая стрелка
Подобные часы есть во многих городах Европы. Часы будут показывать точное иркутское время. В середину циферблата можно будет встать и сверить время по собственной тени.
Часы показывают точное астрономическое время. При этом время узнают по изменению длины тени от гномона и ее движению по циферблату. Там, где на обычном циферблате находится цифра 12, на солнечном — 13. И это тоже полдень, только астрономический.
2.8. Памятник копейке
Где:Скульптура установлена на улице Трилиссера. Она выполнена из специальной смолы, устойчивой к морозам и зною, и защищена покрытием, которое полностью имитирует металл. Установлена копейка на гранитное основание с надписью «Копейка рубль бережет». Высота скульптуры составляет 1,5 метра, диаметр монеты — 1 метр.
Факты: Появление скульптуры приурочено к 350-летию города Иркутска и 170-летию Сбербанка России. Копейка обошлась банку в 300 тысяч рублей. Торжественное открытие памятника состоялось 14 сентября, одновременно с открытием отремонтированного филиала Сбербанка № 128.
Интересные факты: в Красноярске установлен памятник мятой бумажной десятке, которая недавно вышла из употребления. В России популярны памятники отечественному рублю. Они установлены в Димитровграде Ульяновской области и Томске (в этом городе рубль сделан по всем правилам – деревянным и заключён в капсулу). Проекты таких памятников готовятся в Самаре и Железноводске. А вот в эстонском местечке Паяка в 1992 году, когда российский рубль вышел из употребления, поставили «надгробие» этой монетке. Пятаки увековечены в Москве, Нижнем Новгороде и Королёве. Копейки стоят в Челябинске и Новосибирске, в Ярославле подошли к делу творчески и установили копейку ополчения Минина и Пожарского. Иркутская монета выполнена из специальной смолы, устойчивой к жаре и низким температурам. Покрывает её защитный слой, который имитирует
2.9. Памятник Петру и Февронье
Иркутск уже несколько лет подряд попадает в общенациональную программу «В кругу семьи». Благодаря ей, у нас появилась скамья примирения и аллея роз. Ровно год назад в Приангарье заложили и камень возле Спасской церкви, где вскоре появится памятник Петру и Февронии.
В других городах России, где уже есть памятник, специалисты стали наблюдать интересную тенденцию. В Сочи, например, благодаря монументу святым стало в два раза меньше разводов. Не факт, что именно монумент стал тому причиной. Но сочинцы верят. Возможно, и в Иркутске обстановка изменится. Пока же мы одни из лидеров по бракоразводным процессам.
Из истории…
И был, и есть в Русской земле красивый город Муром. Из него, по преданию, вышел былинный богатырь и монах Илья Муромец. А еще, спустя сто лет, в конце 12-го, в начале 13-го веков Муром прославили святые благоверные Петр и Феврония, в иночестве, то есть в монашестве Давид и Ефросиния, муромские чудотворцы.
По одним сведениям князь, Петр давно болел непонятной болезнью. Тело его было покрыто язвами и коростами. По другим, более поэтичным, он получил раны от змея, прилетавшего к жене брата Петра и притворявшегося ее мужем. Так или иначе, болезнь была ужасной. Никто не мог вылечить князя. Он стеснялся показываться на люди, только близкие могли видеть его обезображенное лицо.
Уже и внутренне он был так слаб, что не мог сидеть на коне и безропотно ожидал смерти. Но любящие его слуги искали все новых лекарей. Однажды слуга князя приехал в деревню с удивительным названием Ласково и подошел к красивому дому, и не увидел никого у ворот. Да и ворота не были на запоре. И во дворе пусто. Слуга поднялся в дом, вошел в просторную горницу и увидел прекрасную девушку за ткацким станком. Перед ней, веселя ее, скакал заяц.
Слуга поздоровался. Девушка сказала в ответ:
- Нехорошо дому быть без ушей и без очей.
- А кто хозяин этого дома? – спросил слуга.
- Хозяин дома – мой отец, но его нет, он ушел вместе с моей матерью взаймы плакать.
- Объясни мне, – попросил слуга, – что значат твои речи? Вижу, что ты не простая девица, если даже дикий заяц у тебя в услужении.
- А я ничего непонятного не сказала, – ответила девушка. – Была бы во дворе собака, она бы тебя услышала и залаяла. А сидел бы на окне ребенок, он бы тебя увидел. А мать и отец пошли на похороны и там над покойным плачут. А когда они уйдут из жизни этой, то и над ними будут плакать. Это и есть плач взаймы.
- Вижу, как ты мудра, девушка, – сказал слуга. – Как твое имя, и не скажешь ли, зачем я пришел к тебе?
- Имя мое Феврония, а ты слуга нашего князя и ищешь того, кто б исцелил его язвы.
- Ты видишь насквозь, – сказал потрясенный слуга. – Так не возьмешься ли ты за лечение?
- Если князь будет кроток и мягкосердечен, он исцелится.
- Каким образом?
- Пусть приедет сюда.
Слуга вернулся в Муром и рассказал князю о девушке из деревни Ласково.
- Везите меня к ней! – приказал князь.
Его собрали в дорогу и вынесли к повозке. Они приехали к дому Февронии, и князь послал к ней слугу узнать, кто же тот лекарь, который его вылечит.
Слуга пошел, вскоре вернулся и смущенно сообщил князю ответ Февронии.
Она говорит, что исцелит тебя, что никакого добра не требует, но только одно – ты должен взять ее в жены.
- Как же так? Я – князь, а она крестьянская дочь?
Князь хотел, было поворачивать коней, но тяжкая болезнь дала себя знать, и он велел нести себя в дом к Февронии.
Но она не вышла навстречу, не показалась князю, а выслала через слугу ковшик с хлебной закваской и велела нести князя в баню, омыть его тело, а затем помазать его этой закваской.
Князь решил испытать ум девицы. Он послал ей пучок льна и повелел, чтобы она, пока он моется в бане, сделала из этого льна рубаху и полотенце.
Она выслушала посланника, приняла пучок льна и, нимало не смутясь, велела отколоть от полена щепку. Слуга отколол. Она сказала:
- Возьми эту щепку и отнеси князю. Пусть он, пока я чищу и треплю лен, сделает мне из этой щепки станок, чтобы ткать холст для рубашки и полотенца.
Князь, услышав ответ Февронии, воскликнул:
- Да как же можно в такой малый срок, из такой малой щепки сделать такое приспособление для тканья?
- Конечно, невозможно, – отвечала Феврония через слугу, услышав замечание князя. – А возможно ли из пучка льна наткать холста и на рубашку, и на полотенце?
Все было исполнено, как повелела девушка. Князь вымылся, помазался целебным снадобьем и струпы его спали с тела, язвы исцелели, как их и не было.
Но князь возвращался домой в большом раздумьи. Он так и не увидел девушки и решил откупиться от нее дорогими подарками.
Так он и сделал. Сразу же отправил к ней и дорогие ткани, и драгоценные убранства, и ожерелья из жемчуга, и золотые браслеты.
Но Феврония даже и не взглянула на княжеские дары.
Скажите князю, что он не по правде поступает и есть над нами Тот, Кто это видит.
Князю вернули его подарки. А через некоторое время он снова заболел, да так сильно, что уже и встать не мог. И все тело его стало вновь изуродованным язвами и болячками.
Князь понял, что это Божие наказание за его отказ жениться на девушке низкого, как тогда говорили, происхождения.
Разве не все мы дети Божии? – сказал он родственникам. – Для Бога нет ни богатого, ни бедного, ни князя, ни слуги, ни смерда, ни боярина. Везите меня к Февронии.
Вновь была оздоровляющая баня. Вышел из нее князь своими ногами, одетый в чистые белые одежды и вышла ему навстречу дева Феврония: статная, с длинной русой косой, с ласковыми, любящими глазами. Взял ее князь за белые руки и уже не хотел их выпускать из своих рук и все любовался на суженную ему Богом супругу.
Муромский епископ благословил брак князя Петра и девицы Февронии. Они обвенчались. На свадьбе гулял весь город, все муромское княжество.
Но если народ муромский своим сердцем почувствовал, что княгиней стала не просто красивая девушка, но очень добрая и приветливая, то придворные повели себя по-разному. Враг спасения нашего, диавол, вселил в сердца многих бояр ненависть к Февронии, но они, шипя втихомолку, помалкивали до времени.
У Февронии была совершенно крестьянская привычка – свято и бережно относиться к хлебу. Кто не знает, как тяжело достается хлеб, как трудно его посадить, вырастить, убрать, обмолотить, смолоть, тот небрежен в отношении к хлебу. А это большой грех. Ведь не что-то иное, а именно хлеб претворяется на литургии в тело Христово.
Феврония, по примеру родителей, не роняла на скатерть ни крошки хлеба. А если такое случалось, она сметала крошки в ладонь. Боярам, а особенно боярским женам, это показалось очень низким и недостойным княгини. Они высмеивали ее между собой, говоря: «Что ж это наш князь жену держит голодной: она даже крошки хлебные со скатерти собирает».
Дошел этот змеиный оговор и до князя. За столом он незаметно наблюдал за супругой. И в самом деле – она смела упавшие крошки хлеба в ладонь. Князь схватил ее за руку и разжал, и что он увидел? На ладони жены лежали благоухающие крошки золотистого ладана.
Но разве успокоится враг рода человеческого. Он подущал (науськивал) бояр избавиться от Февронии. Ведь неслыханное дело: князь во всем доверяет своей жене, в трудных вопросах всегда советуется с нею. Часто говорит приближенным: «Пойдите, спросите у Февронии, послушайте, что она скажет».
Преисполнившись бесстыдства бояре устроили пир, призвали князя и пили за его здравие. Он простодушно благодарил, отвечал добрыми словами. Они же, обступив его, потребовали, чтобы он избавился от жены. Чтобы дал ей богатства, сколько она хочет, а сам бы взял себе в жены ровню, то есть жену из рода княжеского или бы боярского.
Потрясенный князь Петр отправил их с их советом к Февронии. Сам же сказал, что ни за что не хочет расставаться с любимой женой.
Эти его слова бояре скрыли от Февронии, а ей заявили:
- Возьми себе богатства, сколько захочешь и уходи от нас.
Феврония переспросила:
- Значит, я могу взять любое богатство?
Думая, что она позарилась на золото, бояре подтвердили свои слова.
- Хорошо, – сказала Феврония, – я уйду. И возьму с собой самое большое мое богатство – князя Петра, моего Богом данного супруга.
И что же решили злые сердца бояр. Они этим словам Февронии обрадовались. Пусть они оба уходят, а мы найдем себе и князя, и княгиню.
На простом деревянном судне, с немногими людьми, по реке Оке плыли князь и княгиня. Конечно, князь Петр горевал, оставляя любимый Муром, но переступить святость супружеского венца он не захотел. Он помнил евангельские слова о том, что муж и жена едина плоть. Едиными устами славили супруги Бога, не могли представить себе, что союз их сердец может разрушиться.
Причалили к берегу, стали готовить обед. Повар срубил зеленые ветки, чтобы с их помощью укрепить котел над огнем. Феврония всегда была необыкновенно жалостлива ко всему живому. После обеда она взяла использованные на рогульки ветки, воткнула их в землю у берега, благословила и сказала:
Пусть будут эти деревца наутро зелеными и большими.
И – точно. Наутро из веток выросли деревья и по их зеленым ветвям прыгали поющие птицы.
Поплыли дальше. Некий человек, бывший на судне, воспылал неистовой любовью к красоте княгини. Она же, не желая, чтобы на судне что-то случилось, угадав его мысли, сама подошла к нему и сказала:
Зачерпни воду с этой стороны судна. И испей.
Он зачерпнул ладошкой и выпил глоток воды.
Теперь давай перейдем на другую сторону. И с этой стороны зачерпни воды и попробуй.
Человек так и сделал.
- И что? – спросила мудрая Феврония. – Которая вода слаще?
- Обе одинаковы, – ответил человек.
Да, вода одинакова, один вкус. Так и женская натура, она одинакова. А ты, забыв свою жену, о чужой думаешь.
Человек понял всю силу прозорливости святой, перестал таить грешные мысли.
На быстрой ладье летели по Оке посланники жителей Мурома, посланники крестьян и мастеровых. Они успели так крепко полюбить и князя Петра и княгиню Февронию, что не мыслили жизни княжества без их управления. Они воспротивились боярам, которые навязывали своего правителя. В Муроме даже началось кровопролитие.
- Господин наш, княже! – умоляли послы. – Если и прогневали тебя и рассердили, не желая Февронии, не держи обиды. Бог нас вразумил. Многие вельможи погибли, передравшись из-за желания властвовать. Не хотим никого в князи, кроме тебя и хотим, чтобы княгиня твоя царствовала над нашими женами.
Тут же, на судне был отслужен благодарственный молебен, судно развернулось, гребцы, будто кто вдохнул в них удесятеренные силы, налегли на весла.
Это было самое счастливое и благоденственное время для Муромского княжества. По молитвам святых Февронии и Петра Господь был милостив к Муромской земле: во время приходила дружная весна, наступало лето красное, колосились хлеба, убиралось сено, приходила щедрая осень, сменявшаяся крепкой русской зимой. Колокола церквей сзывали народ на службу, деточки учились грамоте в воскресных школах, деточек в дружных семьях было много.
Как любящие мать и отец относились к своим людям князь и его светлая княгинюшка. По евангельским заповедям они одевали убогих, призирали нищих, лечили больных, сирот устраивали в новые семьи, принимали странников, избавляли бедных от напасти…
Еще при жизни совместных молитвах святые супруги просили Бога, чтобы их кончина была в один день и час. Они приготовили себе один каменный гроб на двоих. В гробу было два ложа, разделенных каменной перегородкой. Почувствовав приближение кончины, они постриглись в монахи, приняли иноческий чин. Петр с именем Давид, а Феврония с именем Евфросиния.
Не умея во всю свою жизнь ни минуты сидеть без дела, святая Феврония вышивала для храма Успения Божией матери покрывало. Вышивала на нем лики святых. И уже заканчивала свой труд, как от мужа пришли слуги и передавали ей слова его о том, что он уже собирается покинуть свое тело, душа начинает отходить к Богу.
- Повремени, господин мой, – отвечала супруга, – я окончу покрывало для святой церкви.
- Немного подожду, – отвечал он.
Но вот и в третий раз послал сказать ей:
- Уже мне время пришло умереть, не могу ждать тебя.
Тогда она прекратила шитье, воткнула в него иголку, обмотала вокруг нее шелковую нитку и послала сказать, что тоже отдает Богу душу.
Месяца июня в 25-й день, а по новому стилю восьмого июня, когда мы празднуем память святых супругов, души их, вознеслись в небеса. А тела их, по их завещанию, были положены в один гроб.
Но нашлись законники, которые сказали, что не подобает монахам лежать в одном гробу. И князя положили в отдельном гробу в соборной церкви, а княгиню, тоже в отдельном гробу, в церкви Воздвижения.
Наутро нашли эти гробы пустыми, а тела князя и княгини лежали в общем гробу, в соборной церкви.
И опять тела их разлучили, ибо посчитали это событие не Божиим чудом, а чьим-то делом. То есть решили, что кто-то ночью перенес их тела. Приставили стражу. Ну, совсем как в Евангелии.
А наутро вновь тела супругов были в одном гробу. Тогда поняли, что это воля Божия, и не смели уже прикоснуться к святым.
И все, кто с верою притекал к гробнице святых, получал исцеление по молитвам к небесным заступникам.
А особенно надо им молиться тем, кто ступает в супружескую жизнь, дает в святом венчании обет верности и любви, согласия и заботы друг о друге.
О, святые благоверные, княже Петр и княгине Феврония, молите Бога о нас!
Заключение.
В заключении своей исследовательской работы хочется отметить следующие. Все поставленные задачи мной выполнены. Во-первых, мной была изучена литература по выбранной мной теме «Новый облик города Иркутска», во-вторых, я составила описание новых памятников и малых скульптурных произведений, которые появились в нашем городе в последнее время или вскоре должны появиться в недалеком будущем. В-третьих, я попыталась проанализировать подобранную мной информацию по выбранной мной теме и сделала вывод, что влияло на выбор именно таких памятников и скульптур, которые появились в нашем городе.
В работе я представила истории появления таких памятников, как памятник «Основателям Иркутска», памятник «Женам Декабристов»,памятник «Памятник Леониду Гайдаю и героям его фильмов», Московские ворота, скульптуры «Турист», «Волшебная виолончель», «Солнечные часы», памятник копейке, памятник Петру и Февронье.
Считаю, очень важным моментом в своей работе – это проведенный мной опрос жителей нашего города о памятниках, которые появились совсем недавно в нашем городе. Результаты смотрите в приложении. Удивительное в этом опросе состоит в том, что большинство опрошенных респондентов даже не представляют, сколько новых памятников и скульптурных произведений появились в нашем городе. Хотя многие соглашаются с тем, что эти изменения очень приятны и делают наш город краше. Многие считают, что каждый город должен иметь свое лицо, свою уникальность. Именно памятные места, скульптуры, архитектурные сооружения делаю город уникальным и необыкновенным.
В написании моей работы, в моем исследовании мне очень много помогали и ученики нашей школы. Они помогли мне провести опрос жителей нашего поселка, учащихся, коры е обучаются в нашей школе, родителей учеников школы, педагогов и т.д. Их также заинтересовала моя тема.
Таким образом, цель моей исследовательской работы мной достигнута. Но тема настолько меня захватила, что я решила продолжить работу над темой «Новый облик нашего города». Ведь наш город меняется. Меняется очень быстро. И очень много нового, необычного и интересного появляется в нашем городе.
Список используемой литературы:
1. Гаращенко А.Н. Несостоявшийся триумф // Земля Иркутская. - 1999. - №11.
2. Кудрявцев Ф.А., Вендрих Г.А. Иркутск: очерки по истории города. Иркутск, Восточно-сибирское книжное изд-во, 1971.
3. Лебединский Б.И. Московские ворота. Иркутск, 1929.
Приложение
Анкета «Новый облик города Иркутска»
(в рамках юбилея города 350 лет).
1) Выскажи свое мнение. Ты считаешь, что город должен приобретать новый облик или город должен сохранять старый вид. Свое мнение обосновать.
2) Назови памятники известные тебе, которые появились в нашем городе в последнее время?
3) История какого памятника тебе известна?
4) История какого памятника тебе не известна? Ты не знаешь причин, почему в городе появился именно этот памятник?
5) Какие памятники ты сам предложил бы поставить в городе?
6) Какие памятники в городе ты предложил бы убрать?
Анкета «Новый облик города Иркутска»
(в рамках юбилея города 350 лет).
1) Выскажи свое мнение. Ты считаешь, что город должен приобретать новый облик или город должен сохранять старый вид. Свое мнение обосновать.
2) Назови памятники известные тебе, которые появились в нашем городе в последнее время?
3) История какого памятника тебе известна?
4) История какого памятника тебе не известна? Ты не знаешь причин, почему в городе появился именно этот памятник?
5) Какие памятники ты сам предложил бы поставить в городе?
Какие памятники в городе ты предложил бы убрать?
Тезисы.
Тема: «Новый облик города Иркутска»
Вовк Даша, ученица МБОУ г. Иркутска СОШ №34
Руководитель: Борзина А.Е., учитель истории
Тема моей исследовательской работы «Новый облик города Иркутска». Считаю, что тема очень интересна и актуальна на сегодняшний день.
Сегодня в российских городах наблюдается бум установки разнообразных скульптур. В Челябинске и Нижнем Новгороде и других городах пешеходные улицы буквально заставлены изваяниями размером в человеческий рост. А своеобразным хитом в обоих городах является памятник даме, смотрящейся в настоящее зеркало. В Красноярске стоит весьма трогательный памятник пьянице с собачкой, а в Ульяновске — памятник букве «ё». Недавно на родине вождя мирового пролетариата прямо в центре города установили обломовский диван и тапочки, в проекте памятник теще.
В Санкт-Петербурге, пожалуй, больше всего любят малые формы. Кроме знаменитого Чижика-Пыжика, которого постоянно воруют, есть памятник гоголевскому Носу, городским кошкам, пожарному, трубочисту, Остапу Бендеру, фотографу, а также спасшемуся от наводнения зайцу. Курортный город Сочи тоже изобилует малыми скульптурными формами — тут можно увидеть бронзового отдыхающего, в кепке и тапочках, а также сантехника, высунувшегося из люка.
А в расположенном около Геленджика детском городке курортного поселка Кабардинка детей встречает трехногий волк в красных трусах в горошек.
В городе Ангарске экстраординарных монументов на порядок больше, чем в столице Восточной Сибири. Ангарчан и гостей города давно радует памятник сурку и волку из мультфильма «Жил-был пес», а также ряд других малых архитектурных форм. В городе Черемхово поставлен памятник героям фильма «Любовь и голуби».
Многие считают, что малые архитектурные формы — прекрасная вариация для украшения городов. В Ангарске, например, таких памятников несколько. В городе Иркутске также появились подобные украшения. Кроме этого появились в последнее время и памятники, связанные с историей самого города. К празднованию своего юбилея (350 лет) город сильно изменился, изменился его облик.
Учитывая все мной вышесказанное, считаю, что моя исследовательская работа актуальна.
Цель, которую я поставила перед написанием работы, состоит в изучении, рассмотрении и исследовании материалов, посвященных данной теме. Я постаралась в работе ответить на вопрос: «А каково отношение жителей города Иркутска к появившимся архитектурным сооружениям?».
В соответствии с целью, я выделила следующие задачи:
Источники, которые я использовала при написании своей исследовательской работы: это и странички в Интернете наших Иркутских библиотек, это и материал по истории нашего города, это и беседы с жителями города, учащимися и их родителями.
В результате написания работы я очень увлеклась историей нашего города. В дальнейшем планирую продолжить свою работу по выбранной мной теме.
Отзыв на работу по теме «Новый облик города Иркутска»
Руководитель: Борзина А.Е., учитель истории и обществознания.
Тема исследовательской работы Вовк Даши, ученицы 7б класса «Новый облик города Иркутска» очень интересна и актуальна на сегодняшний день.
Сегодня в российских городах наблюдается бум установки разнообразных скульптур. В Челябинске и Нижнем Новгороде и других городах пешеходные улицы буквально заставлены изваяниями размером в человеческий рост. А своеобразным хитом в обоих городах является памятник даме, смотрящейся в настоящее зеркало. В Красноярске стоит весьма трогательный памятник пьянице с собачкой, а в Ульяновске — памятник букве «ё». Недавно на родине вождя мирового пролетариата прямо в центре города установили обломовский диван и тапочки, в проекте памятник теще.
В городе Ангарске экстраординарных монументов на порядок больше, чем в столице Восточной Сибири. Ангарчан и гостей города давно радует памятник сурку и волку из мультфильма «Жил-был пес», а также ряд других малых архитектурных форм. В городе Черемхово поставлен памятник героям фильма «Любовь и голуби».
Многие считают, что малые архитектурные формы — прекрасная вариация для украшения городов. В Ангарске, например, таких памятников несколько. В городе Иркутске также появились подобные украшения. Кроме этого появились в последнее время и памятники, связанные с историей самого города. К празднованию своего юбилея (350 лет) город сильно изменился, изменился его облик.
Грамотно определена цель работы, которая состоит в изучении, рассмотрении и исследовании материалов, посвященных данной теме. Вовк Даша в своей работе постаралась в работе ответить на вопрос: «А каково отношение жителей города Иркутска к появившимся архитектурным сооружениям?».
В соответствии с целью грамотно выделены следующие задачи:
Прописаны источники, которыми ученица пользовалась при написании своей исследовательской работы: это и странички в Интернете наших Иркутских библиотек, это и материал по истории нашего города, это и беседы с жителями города, учащимися и их родителями.
Автореферат – защита исследовательской работы.
Тема «Новый облик города Иркутска»
Сегодня в российских городах наблюдается бум установки разнообразных скульптур. В Красноярске стоит весьма трогательный памятник пьянице с собачкой, а в Ульяновске — памятник букве «ё». Недавно там же прямо в центре города установили обломовский диван и тапочки, в проекте памятник теще.
Даже в Ангарске экстраординарных монументов на порядок больше, чем в Иркутске. Ангарчан и гостей города давно радует памятник сурку и волку из мультфильма «Жил-был пес», а также ряд других малых архитектурных форм. В городе Черемхово поставлен памятник героям фильма «Любовь и голуби».
Многие считают, что малые архитектурные формы — прекрасная вариация для украшения городов. В городе Иркутске также появились подобные украшения. Кроме этого появились в последнее время и памятники, связанные с историей самого города. К празднованию своего юбилея (350 лет) город сильно изменился, изменился его облик.
Тема моей исследовательской работы «Новый облик города Иркутска». Считаю, что тема очень интересна и актуальна на сегодняшний день.
Цель, которую я поставила перед написанием работы, состоит в изучении, рассмотрении и исследовании материалов, посвященных данной теме. Я постаралась в работе ответить на вопрос: «А каково отношение жителей города Иркутска к появившимся архитектурным сооружениям?».
В соответствии с целью, я выделила следующие задачи:
Источники, которые я использовала при написании своей исследовательской работы: это и странички в Интернете наших Иркутских библиотек, это и материал по истории нашего города, это и беседы с жителями города, учащимися и их родителями.
Мнение общественности города на изменение облика нашего города неоднозначно. Например, кандидат философских наук Ружанский М.Я. считает, что «Вокруг всех наших памятников возникают споры. В Иркутске совсем не развита малая уличная, парковая скульптура, очень плохо развита. Нельзя сравнить ни с Красноярском, ни с Омском, ни с Томском. Что касается каких-то других культурно радующих глаз объектов, эстетических объектов в центре города, то это огромная проблема. Почему речь идет о памятнике Похабову, а, скажем, не тем людям, которые сюда приезжали, которые строили Богоявленский собор, Спасскую церковь, которые селились под стенами острога? Нет, непременно надо так отметить…».
Есть и другое мнение. Архитектор Марк Григорьевич Меерович, доктор исторических наук: «Я считаю, что памятник Похабову, если в городской администрации есть деньги, которые она не может потратить никуда больше, в другое, более важное, должен быть. Если мы переименуем улицу Свердлова в Лиственничную, наверное, это будет правильно по отношению к исторической справедливости, но неправильно по отношению к исторической памяти. Должны быть памятники Ленину, Сталину, Дзержинскому. Они должны стоять, и дети должны задавать вопросы об этих людях. А дедушки и бабушки должны правильно отвечать: это памятник кровавому убийце. Нельзя забыть, уничтожить, закопать, будто не было. Это было» .
Хочется привести еще одно мнение «У нас нет сейчас в городе более актуальных проблем, куда требуются вложения? За эти годы город заслужил комплексное благоустройство среды. Монументы нужны, этим формируется память, но сейчас у нас есть более актуальные элементы, также формирующие и сохраняющие историческую память. Нужно вкладывать деньги в более значимые проекты. А памятники могут появляться на уровне самодеятельности, инициативы населения» .
В заключении своей исследовательской работы хочется отметить следующие. Все поставленные задачи мной выполнены. Во-первых, мной была изучена литература по выбранной мной теме «Новый облик города Иркутска», во-вторых, я составила описание новых памятников и малых скульптурных произведений, которые появились в нашем городе в последнее время или вскоре должны появиться в недалеком будущем. В-третьих, я попыталась проанализировать подобранную мной информацию по выбранной мной теме и сделала вывод, что влияло на выбор именно таких памятников и скульптур, которые появились в нашем городе.
В работе я представила истории появления таких памятников, как памятник «Основателям Иркутска», памятник «Женам Декабристов», памятник «Памятник Леониду Гайдаю и героям его фильмов», Московские ворота, скульптуры «Турист», «Волшебная виолончель», «Солнечные часы», памятник копейке, памятник Петру и Февронье.
Памятники преобразили наш город. Сделали его еще более красивым и уникальным.
Памятник «Основателям Иркутска».
Бронзовый монумент высотой около шести метров. На пятиметровом гранитном постаменте – фигура мужчины с ружьем в руках – собирательный образ сибирского казака. Так кому же на набережной Ангары в Иркутске 14 сентября 2011г. открыли памятник? Надпись на памятнике лаконично гласит: «Основателям Иркутска от горожан». Вроде все правильно, раз есть город Иркутск, значит должны быть его основатели, и вот им-то горожане и поставили памятник. Мне стало очень интересно, почему на памятнике не написали, что памятник Я. Похабову, если многие иркутяне так считают.
Но тогда уместен вопрос, а что это за скульптура человека на постаменте, и какое отношение он имеет к основателям Иркутска, да еще во множественном числе?
Так кто же тогда этот «человек с ружьем» на набережной Ангары? Если это Яков Похабов, то почему его нельзя назвать своим именем? Ведь памятники устанавливаются в знак уважения к конкретным историческим личностям и к тому, что они сделали для людей, а их ценность - отнюдь не в степени документального сходства с прототипом.
На поверку, основателя Иркутского острога - Якова Ивановича Похабова, есть за что уважать. Под его руководством было построено три острога: Баунтовский (1652), Яндашский (Иркутский) (1661) и Кучидский (1662). Под командованием И.Галкина он участвовал в строительстве Баргузинского острога (1648). Его личные качества заставляли ценить его в глазах современников – опытных И.Галкина и И.Похабова, которые доверяли ему командование ответственными походами в долины рек Витим, Муя, Верхняя Ангара, на озера Буженей и Баунт. Его заслуги отмечены енисейскими воеводами невиданному по тем временам взлету за каких-то десять лет от рядового казака до чина сына боярского – аналога офицерского звания в армии.
Одной неточной надписью на памятнике вымарывается из истории Иркутска роль казаков и их командира Якова Похабова в строительстве острога. Я считаю, что можно было бы на памятнике подписать имя Я. Похабова.
Памятник «Женам Декабристов»
Я думаю, что данный памятник давно должен был появиться в нашем городе. Декабристы в Иркутске – славная страница истории города. А подвиг их жен всегда останется в памяти иркутян.
Один из авторов идеи автор идеи Михаил Переяславец. Когда-то он создал для Иркутска памятник Вампилову. На открытие скульптуры специально прилетели из столицы потомки декабристов. Валентина Витебского переполняют эмоции. Он правнук Трубецкой и Потаповой, племянник Волконской.
- Когда я собирал материалы по этой теме, то я понимал, о ком идет речь. Но, когда ты видишь, что твоей бабушке стоит памятник... трудно сказать, у меня слезы, - говорит потомок декабристов Валентин Витебский.
Отливали скульптуру на заводе в Подмосковье. Все работы оплатил иркутский меценат. Памятник самим декабристам в областном центре все же появится, заверил мэр.
Памятник «Памятник Леониду Гайдаю и героям его фильмов»,
Скульптура существует только на картинке. Но многие жители считают, что эта скульптура просто обязана появиться в нашем городе в память о жителе нашего города Л. Гайдае.
Московские ворота
Каменная арка размером с трехэтажный дом. «Московские ворота», которые были построены в Иркутске еще в 1811 – 1813 годах и в последствии разрушены, воссозданы с исторической точностью и на прежнем месте.
Скульптура «Турист»
Бронзовый турист будет символизировать туристический потенциал Иркутска. Идея заключается в том, что путешественник с рюкзаком и снаряжением заходит в наш город после посещения Байкала и любуется красивыми зданиями в центре Иркутска. Сфотографироваться на память с путешественником сможет любой желающий.
Скульптура «Волшебная виолончель»,
«Я считаю, что Иркутск имеет европейский вид, - сказал автор скульптуры Илья Ставский, - так, улица Урицкого – своеобразный Бродвей. Здесь всегда собирается много музыкантов-любителей. Поэтому была придумана виолончель, которая должна дать старт возведению более сложных и тяжелых скульптур. Мне нравится, как звучит этот музыкальный инструмент. И к тому же она мне кажется очень красивой, компактной, изящной и гармоничной в городской среде. Волшебная виолончель создана так, что музыкантом может стать каждый». Недавно вандалы надругались над памятником. Очень жаль, что некоторые жители не ценят украшения города.
«Солнечные часы»
Подобные часы есть во многих городах Европы. Часы будут показывать точное иркутское время. В середину циферблата можно будет встать и сверить время по собственной тени.
Часы показывают точное астрономическое время. При этом время узнают по изменению длины тени от гномона и ее движению по циферблату. Там, где на обычном циферблате находится цифра 12, на солнечном — 13. И это тоже полдень, только астрономический
Памятник копейке
Скульптура установлена на улице Трилиссера. Установлена копейка на гранитное основание с надписью «Копейка рубль бережет».
Интересные факты: в Красноярске установлен памятник мятой бумажной десятке, которая недавно вышла из употребления. В России популярны памятники отечественному рублю. Пятаки увековечены в Москве, Нижнем Новгороде и Королёве. Копейки стоят в Челябинске и Новосибирске.
Памятник Петру и Февронье.
Иркутск уже несколько лет подряд попадает в общенациональную программу «В кругу семьи». Благодаря ей, у нас появилась скамья примирения и аллея роз. Ровно год назад в Приангарье заложили и камень возле Спасской церкви, где вскоре появится памятник Петру и Февронии.
В других городах России, где уже есть памятник, специалисты стали наблюдать интересную тенденцию. В Сочи, например, благодаря монументу святым стало в два раза меньше разводов. Не факт, что именно монумент стал тому причиной. Но сочинцы верят. Возможно, и в Иркутске обстановка изменится. Пока же мы одни из лидеров по бракоразводным процессам.
Считаю, очень важным моментом в своей работе – это проведенный мной опрос жителей нашего города о памятниках, которые появились совсем недавно в нашем городе. Результаты смотрите в приложении.
Удивительное в этом опросе состоит в том, что большинство опрошенных респондентов даже не представляют, сколько новых памятников и скульптурных произведений появились в нашем городе. Хотя многие соглашаются с тем, что эти изменения очень приятны и делают наш город краше. Многие считают, что каждый город должен иметь свое лицо, свою уникальность. Именно памятные места, скульптуры, архитектурные сооружения делаю город уникальным и необыкновенным.
В написании моей работы, в моем исследовании мне очень много помогали и ученики нашей школы. Они помогли мне провести опрос жителей нашего поселка, учащихся, которые обучаются в нашей школе, родителей учеников школы, педагогов и т.д. Их также заинтересовала моя исследовательская работа.
Таким образом, цель моей исследовательской работы мной достигнута. Но тема настолько меня захватила, что я решила продолжить работу над темой «Новый облик нашего города». Ведь наш город меняется. Меняется очень быстро. И очень много нового, необычного и интересного появляется
В следующем году я представляю проект заочного маршрута-путешествия по местам наших новых памятников и скульптур для учащихся нашей школы.
Спасибо за внимание!
Памятник Якову Похабову
Челобитная Якова Похабова
Слайд 1
. Новый облик города Иркутска Выполнила: Вовк Даша, ученица 7б класса Руководитель: Борзина А.Е., учитель историиСлайд 2
Задачи Просмотреть и изучить историю всех архитектурных сооружений, которые появились в городе за последнее время. С какими событиями и почему именно эти сооружения появились в нашем городе. Выяснить, насколько изменился облик нашего города с появлением новых памятников и архитектурных сооружений. Провести опрос жителей города Иркутска об их отношении к вновь появившимся памятникам. Знакомы ли они с историей их появления. Узнать, какие бы архитектурные сооружения, по мнению горожан, в будущем смогли бы еще более сделать наш город красивее и интереснее.
Слайд 3
Памятник «Основателям Иркутска» Бронзовый монумент высотой около шести метров. На пятиметровом гранитном постаменте – фигура мужчины с ружьем в руках – собирательный образ сибирского казака. Фигура основателя города развернута таким образом, что «стало очевидным состояние человека, который единовременно прощается с прошлым воина-путешественника, бросая «последний» взгляд на реку и глядя в перспективу, как бы оценивая предстоящую работу по закладке будущего города».
Слайд 4
Московские ворота Каменная арка размером с трехэтажный дом. «Московские ворота», которые были построены в Иркутске еще в 1811 – 1813 годах и в последствии разрушены, воссозданы с исторической точностью и на прежнем месте.
Слайд 5
Памятник Петру и Февронье Иркутск уже несколько лет подряд попадает в общенациональную программу «В кругу семьи». Благодаря ей, у нас появилась скамья примирения и аллея роз. Ровно год назад в Приангарье заложили и камень возле Спасской церкви, где появился памятник Петру и Февронии . .
Слайд 6
Памятник «Женам Декабристов». Бронзовая скульптура княгини высотой три метра на небольшом постаменте. Памятник установлен в сквере, который реконструируют и благоустроят. Бронзовая скульптура княгини Марии Волконской. Вместе с постаментом она пять с половиной метров. Сначала в Иркутске решили сделать памятник самим участникам восстания на Сенатской площади Петербурга.
Слайд 7
Турист Как выглядит: бронзовая объемно-пространственная композиция высотой более двух метров. Придумал «туриста» молодой иркутский скульптор Ставский Илья. Бронзовый турист будет символизировать туристический потенциал Иркутска. Идея заключается в том, что путешественник с рюкзаком и снаряжением заходит в наш город после посещения Байкала и любуется красивыми зданиями в центре Иркутска.
Слайд 8
Памятник Леониду Гайдаю и героям его фильмов Скульптурный комплекс: бронзовый монумент на постаменте – режиссер на стуле, напротив – знаменитая троица «Трус, Балбес и Бывалый». Скульптура существует только на картинке. Не определен источник финансирования
Слайд 9
Волшебная виолончель Объемно-пространственная композиция «Виолончель» черного цвета. Изготовлена из стеклопластика (Ул. Урицкого, перед Домом Быта ) «Я считаю, что Иркутск имеет европейский вид, - сказал Илья Ставский , - так, улица Урицкого – своеобразный Бродвей. Здесь всегда собирается много музыкантов-любителей. Поэтому была придумана виолончель, которая должна дать старт возведению более сложных и тяжелых скульптур. Мне нравится, как звучит этот музыкальный инструмент. И к тому же она мне кажется очень красивой, компактной, изящной и гармоничной в городской среде. Волшебная виолончель создана так, что музыкантом может стать каждый».
Слайд 10
Солнечные часы Керамо -гранитный плоский циферблат диаметром около трех метров и кованая стрелка Подобные часы есть во многих городах Европы. Часы будут показывать точное иркутское время. В середину циферблата можно будет встать и сверить время по собственной тени.
Слайд 11
Памятник копейке Скульптура установлена на улице Трилиссера . Она выполнена из специальной смолы, устойчивой к морозам и зною, и защищена покрытием, которое полностью имитирует металл. Установлена копейка на гранитное основание с надписью «Копейка рубль бережет». Высота скульптуры составляет 1,5 метра, диаметр монеты — 1 метр.
Слайд 12
! Спасибо за внимание
Тезисы.
Тема: «Новый облик города Иркутска»
Вовк Даша, ученица МБОУ г. Иркутска СОШ №34
Руководитель: Борзина А.Е., учитель истории
Тема моей исследовательской работы «Новый облик города Иркутска». Считаю, что тема очень интересна и актуальна на сегодняшний день.
Сегодня в российских городах наблюдается бум установки разнообразных скульптур. В Челябинске и Нижнем Новгороде и других городах пешеходные улицы буквально заставлены изваяниями размером в человеческий рост. А своеобразным хитом в обоих городах является памятник даме, смотрящейся в настоящее зеркало. В Красноярске стоит весьма трогательный памятник пьянице с собачкой, а в Ульяновске — памятник букве «ё». Недавно на родине вождя мирового пролетариата прямо в центре города установили обломовский диван и тапочки, в проекте памятник теще.
В Санкт-Петербурге, пожалуй, больше всего любят малые формы. Кроме знаменитого Чижика-Пыжика, которого постоянно воруют, есть памятник гоголевскому Носу, городским кошкам, пожарному, трубочисту, Остапу Бендеру, фотографу, а также спасшемуся от наводнения зайцу. Курортный город Сочи тоже изобилует малыми скульптурными формами — тут можно увидеть бронзового отдыхающего, в кепке и тапочках, а также сантехника, высунувшегося из люка.
А в расположенном около Геленджика детском городке курортного поселка Кабардинка детей встречает трехногий волк в красных трусах в горошек.
В городе Ангарске экстраординарных монументов на порядок больше, чем в столице Восточной Сибири. Ангарчан и гостей города давно радует памятник сурку и волку из мультфильма «Жил-был пес», а также ряд других малых архитектурных форм. В городе Черемхово поставлен памятник героям фильма «Любовь и голуби».
Многие считают, что малые архитектурные формы — прекрасная вариация для украшения городов. В Ангарске, например, таких памятников несколько. В городе Иркутске также появились подобные украшения. Кроме этого появились в последнее время и памятники, связанные с историей самого города. К празднованию своего юбилея (350 лет) город сильно изменился, изменился его облик.
Учитывая все мной вышесказанное, считаю, что моя исследовательская работа актуальна.
Цель, которую я поставила перед написанием работы, состоит в изучении, рассмотрении и исследовании материалов, посвященных данной теме. Я постаралась в работе ответить на вопрос: «А каково отношение жителей города Иркутска к появившимся архитектурным сооружениям?».
В соответствии с целью, я выделила следующие задачи:
Источники, которые я использовала при написании своей исследовательской работы: это и странички в Интернете наших Иркутских библиотек, это и материал по истории нашего города, это и беседы с жителями города, учащимися и их родителями.
В результате написания работы я очень увлеклась историей нашего города. В дальнейшем планирую продолжить свою работу по выбранной мной теме.
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Пейзаж
Мост Леонардо
Комментарии
Голосую за вашу работу.Буду
Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Желаю удачи.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872