Изучая тему «Германия» на уроке немецкого языка, мы узнали, что в годы фашизма в Германии существовали антифашистские движения, но там все было написано очень кратко, нам захотелось узнать об этом больше.
6 октября 1969 года Президиум верховного Совета Советского Союза наградил посмертно более 20 героев антифашистской борьбы советскими орденами. Но кто же это был?! и в чем их историческая заслуга?! Это были патриоты немецкого народа. Они боролись за основание антифашистского народного фронта, чтобы свергнуть гитлеровский режим и построить демократическое государство. Многие из них были арестованы и казнены. Нас это тоже очень заинтересовало. И мы решили найти больше информации, чтоб ответить на эти вопросы.
Для этого мы зашли в Интернет на различные сайты, переводили немецкие тексты и подбирали литературу в книгах.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.rar | 2.37 МБ |
Роль немецкого сопротивления во
второй мировой войне
Автор работы
Резниченко Григорий
11А кл. МАОУ СОШ №2 УИИЯ
г. Ноябрьск, Тюменская обл.
Руководители:
Сенчева Г. К.
учитель иностранного языка
Усманова С. Х.
учитель информатики
Содержание
Введение
Изучая тему «Германия» на уроке немецкого языка, мы узнали, что в годы фашизма в Германии существовали антифашистские движения, но там все было написано очень кратко, нам захотелось узнать об этом больше.
6 октября 1969 года Президиум верховного Совета Советского Союза наградил посмертно более 20 героев антифашистской борьбы советскими орденами. Но кто же это был?! и в чем их историческая заслуга?! Это были патриоты немецкого народа. Они боролись за основание антифашистского народного фронта, чтобы свергнуть гитлеровский режим и построить демократическое государство. Многие из них были арестованы и казнены. Нас это тоже очень заинтересовало. И мы решили найти больше информации, чтоб ответить на эти вопросы.
Для этого мы зашли в Интернет на различные сайты, переводили немецкие тексты и подбирали литературу в книгах.
Цель работы: изучить влияние немецкого сопротивления на ход Великой Отечественной войны
Задачи:
Движение Сопротивления
Национально-освободительное, антифашистское движение во время второй мировой войны 1939—1945 против германских, итальянских и японских оккупантов и сотрудничавших с ними местных реакционных элементов. В Движении Сопротивления участвовали рабочие и крестьяне, патриотически настроенные городская мелкая и отчасти средняя буржуазия, интеллигенция и часть духовенства. В странах Азии в борьбу против японских колонизаторов включились в той или иной мере и некоторые группы помещиков. Почти всех оккупированных фашистами странах и в Движении Сопротивления имелось два основных течения:
1) демократическое, руководимое рабочим классом во главе с коммунистическими партиями и выдвигавшее требование не только национального, но и социального освобождения;
2) правое, консервативное, руководимое буржуазными элементами, ограничивавшее свои задачи восстановлением власти национальной буржуазии и порядков, существовавших до оккупации. Коммунисты сотрудничали с теми правыми элементами в рядах Движения Сопротивления, которые были готовы вести активную борьбу против оккупантов, В ряде стран (Франция, Италия, Чехословакия, Бельгия, Дания, Норвегия и др.) между демократическими и правым течениями в ходе Движении Сопротивления устанавливалось сотрудничество против общего врага.
В некоторых странах (Югославия, Албания, Польша, Греция и др.) находившиеся в эмиграции буржуазные правительства при поддержке правящих кругов Великобритании и США создавали на оккупированных государствами фашистского блока территориях своих стран собственные организации, которые, формально выступая за освобождение от нем. - фашистской оккупации, на деле вели в первую очередь борьбу против компартий и др. демократических организаций, участвовавших в Движении Сопротивления. Будучи в каждой отдельной стране глубоко национальным по своему характеру, Движении Сопротивления в то же время было интернациональным движением, т. к. имело общую для всех борющихся народов цель — разгром сил фашизма, освобождение от захватчиков территорий оккупированных стран. Интернационализм Движения Сопротивления проявлялся во взаимодействии и взаимопомощи национальных Движении Сопротивления и в широком участии антифашистов различных стран в национальном Движении Сопротивления. Во многих странах Европы в Движении Сопротивления сражались советские люди, бежавшие из фашистских концлагерей. Многие советские патриоты были руководителями антифашистских групп, командирами партизанских отрядов. В Движении Сопротивления борьба против фашизма, за национальное освобождение тесно переплеталась, как правило, с борьбой за демократические преобразования и социальные требования трудящихся, а в колониальных и зависимых странах — и с борьбой против империалистического и колониального гнёта. В ряде стран входе Движении Сопротивления развернулись народно-демократические революции.
В некоторых странах народные революции, начавшиеся в период Движении Сопротивления, успешно завершились уже после окончания 2-й мировой войны
Пираты Эдельвейса
Мемориальная доска в Кёльне на месте казни нескольких «Пиратов Эдельвейса» в 1944 г.
«Пираты Эдельвейса» (нем. Edelweißpiraten) — молодежное неформальное объединение в нацистской Германии.
Антифашистская деятельность. Организация расценивалась нацистами как соперник и альтернатива «Гитлерюгенду». В ряды «Эдельвейсских пиратов» входило больше пяти тысяч подростков, в основном, происходившие из семей коммунистов и пролетариев, у многих из них на глазах арестовывали и убивали родителей за их коммунистические взгляды. «Пираты» носили значки с изображением эдельвейса, не входили в «Гитлерюгенд», дрались с теми, кто в него входил, расписывали стены антифашистскими лозунгами.
«Пираты» не только печатали и распространяли листовки, но они также бились на улицах с членами «Гитлерюгенда» и похищали пищу, провизию и даже взрывчатку.
Они совершали акты саботажа на заводах, где они работали; известны случаи, когда пираты поддерживали украинских и польских подневольных рабочих и советских военнопленных продуктами. Они помогали евреям укрываться от нацистов. В сентябре 1944 года один «пират» застрелил известного своей жестокостью ортсгруппенляйтера.
В течение нескольких лет многим «пиратам» удавалось совмещать обычную, официальную работу с нелегальной деятельностью, сохраняя бросающийся в глаза внешний вид. Они входили в бригады помощи жертвам бомбардировок и, рискуя собственной жизнью, спасали население из горящих жилых домов.
Однако после высадки союзных войск в Нормандии в июне 1944 г. «пиратам» угрожало привлечение к строительству оборонительных валов на западном фронте, что для «пиратов» было совершенно неприемлемым, ибо они изо всех сил пытались не содействовать продлеванию войны.
Поэтому многие «пираты» ушли жить в подполье, они прятались в развалинах домов. При этом они добывали пропитание с помощью уголовников и фарцовщиков или совершали набеги на места хранения продуктовых талонов.
Осенью 1944 года большинство активистов были задержаны и посажены в тюрьмы и концлагеря. 10 ноября палачи из гестапо публично повесили 13 молодых людей, имевших отношение к «Пиратам Эдельвейса» в одном из рабочих кварталов Кёльна.
Современные оценки действий
И после краха нацистского режима многие немцы продолжали считать «пиратов» уголовниками, а не борцами с нацизмом.
В 1984 году израильский институт «Яд Вашем» признал нескольких пиратов Эдельвейса праведниками мира, в том числе убитого без суда Бартеля Шинка и его приятеля Жана Юлиха, выжившего после заключения и пыток.
Правительство земли Северный Рейн — Вестфалия в конце 1980-х годов заказало историческую экспертизу, заключение которой утверждает, что пираты не были уголовниками, но в то же время они, оказывая сопротивление, «не руководствовались высокими моральными ценностями».
В 2003 г. кёльнские власти всё же признали «пиратов» политическими борцами, преследовавшимися нацизмом. Однако за признанием на словах не последовали никакие компенсационные выплаты выжившим.
«Мы были из рабочего класса, и это главная причина того, почему нас только сейчас признали. После войны в Германии не было судей, поэтому использовали старых нацистских судей, и они сочли за преступления то, что мы делали, а нас окрестили преступниками». (Гертруда Кох)
На территории нацистской Германии в годы войны существовали и другие молодежные антифашистские группы. Так, заслуги основанной в Мюнхенском университете организации «Белая роза», казненных за распространение антифашистских листовок были признаны властями Германии сразу после войны. Помимо этого существовали «Дети свинга», выражавшие свой протест, слушая американский джаз и танцуя под джазовые мелодии
БЕЛАЯ РОЗА
О значении цветов написано много и о том, что означает та или иная роза, гвоздика, ландыш или ромашка – у каждого народа свое толкование и своя трактовка. Вот, к примеру, роза – королева цветов, по древним приданиям она олицетворяла собой цветок богини Венеры – знак невинности, и была символом самого прекрасного периода человеческой жизни – юности, любви и красоты.
А в пространстве бывшей Римской империи, которое заняли немецкие государства, распространялись рукописи тайного братства розенкрейцеров – сообщество людей, которые находили свое внутреннее сходство друг с другом и помогали друг другу легче переносить тяготы земного существования. Члены этого общества требовали от своих собратьев высокой образованности и возводили свою общину к «Кристиану Розенкрейцу» – благородному немецкому рыцарю, жившему в средние века и искавшему истину в долгих путешествиях между Европой и Ближним Востоком. Идеи розенкрейцеров помогали образованным людям Европы находить опору и верить в будущее даже в хаосе тридцатилетней войны, а когда на полях бушевали сражения, и человечеству грозил духовный кризис, возникали многочисленные братства, называвшие себя истинными последователями старых розенкрейцеров. Тайна братства лежала в символе розенкрейцеров – в имени его мифического основателя (розенкрейц – «крест, увитый розами») и чаще всего трактовалось как намек на мудрость, которую легендарный основатель ордена принес с собой с Востока.
А что могло означать «Белая роза» – тайная студенческая антифашистская организация в Мюнхене?..
Лучше всего иллюстрирует это римская версия: еще в средние века эти цветы были символом храбрости римских воинов-победителей, на чьи головы надевали венки из роз. В это же время роза белая носила в себе символ молчания: во время важных разговоров на стол ставили вазу с белыми розами – это означало, что все сказанное тут останется тайной и не подлежит разглашению. И неслучайно в обиходе итальянцев сохранилось выражение Sub rosa dictum – «сказано под розой, по секрету». Очевидно, потому мюнхенские студенты назвали свою тайную общину БЕЛОЙ РОЗОЙ, как олицетворение храбрости и молодости, а действия её членов в условиях фашизма – тайными.
Шел 1943 год. После Сталинградской битвы во всей Европе народы вдохнули с облегчением, надеясь, что их скорейшее освобождение от фашизма не за горами. Но в тюрьмах и лагерях смерти Германии томились десятки и сотни тысячи узников. Летом этого года среди таких узников был и молодой человек лет двадцати пяти, студент медицинского университета им. Людвига Максимилиана Александр Шморель. Он, ожидая свой последний час в камере смертников мюнхенской тюрьмы Штадельхайм, сочинял на клочке бумаги свое последнее письмо в далекий Гжатск…
«Я охотно предоставлю Вам возможность ознакомиться с документами следствия, чтобы Вы сами убедились в том, что недостойное деяние Александра Шмореля, которое безо всякого сомнения в большой степени обусловлены присутствием в нем русской крови, заслуживает справедливого наказания.
В то время, когда тысячи замечательных немецких граждан отдают свои жизни за Родину, было бы безответственно отменить в данном случае исполнение смертной казни. В любой семье может оказаться недостойный человек, но его просто необходимо исключить из общества!»
Таков был письменный ответ рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера родственникам Шморелей на прошение о помиловании Александра – организатора и лидера мюнхенского студенческого антифашистского движения «БЕЛАЯ РОЗА». Увы, в начале июля 1943 года приговор Народного суда фашисткой Германии о казни А. Шмореля был приведен в исполнение через гильотину.
С тех пор прошло не одно десятилетие, пока подвиг Александра Шмореля по достоинству оценили в Баварии и более полувека, прежде чем о нем узнали в Оренбурге – в его родном городе.
С мая 1942 года по всему Мюнхену стали появляться «Листовки «Белой розы» – напечатанные на пишущей машинке тексты, призывавшие жителей Германии к сопротивлению правительству Гитлера и саботажу всех нацистских мероприятий. Люди находили эти листки, обличавшие «предающуюся сомнительным влечениям клику властителей», на досках объявлений и в телефонных будках, в подъездах домов и даже на прилавках магазинов. Через некоторое время послания загадочной «Белой розы» стали приходить по почте тысячам адресатов на территории Рейха. Высокий слог, цитаты из Аристотеля и Лао-Цзы указывали на то, что авторы были выходцами из кругов интеллигенции. Но никому и в голову не могло прийти, что непримиримую войну Гитлеру в городе, носившем гордый титул «столицы национал-социалистического движения» объявили вчерашние школьники – студенты медицины мюнхенского университета.
Считавший себя русским, Александр тяжело воспринял нападение Гитлера на СССР. В июне 1941 года он познакомился с Гансом Шолем, с которым, как и со своим другом по гимназии Кристофом Пробстом, делился своей болью. Через год образовался круг единомышленников, с энтузиазмом воспринявший идею Шмореля и Шоля об изготовлении и распространении листовок. Именно эти двое молодых ребят сочинили первые четыре листовки «Белой розы», начали распространять их в Мюнхене и далеко за его пределами. Десятилетия спустя после того, как по всей послевоенной Германии появятся площади и улицы, носящие имя «брата и сестры Шоль», немецкие историки восстановят историческую справедливость. На основании полученных из Москвы секретных протоколов допросов участников «Белой розы» следователями гестапо будет сделан однозначный вывод: идейными вдохновителями группы мюнхенских антифашистов и авторами листовок «Белой розы» были не Ганс и Софи Шоль, как считалось раньше, а Ганс Шоль и Александр Шморель. Сестра Ганса, так же как и друзья Вилли Граф, Кристоф Пробст, подключилась к рискованной деятельности значительно позже. Присутствие Шурика, как звали Александра друзья, наполняло совместное времяпровождение новым смыслом: ребята читали Достоевского, слушали переводы русских классиков, сделанные Шморелем. Пробст даже пытался учить русский язык. Это знакомство с Россией получило неожиданное продолжение: друзей направили на Восточный фронт. Изготовление и рассылка листовок приостановились.
23 июля 1942 года студенческая рота, в которой состояли Ганс Шоль, Александр Шморель и Вилли Граф, в количестве 29 человек отправилась с Восточного вокзала Мюнхена на полевую практику в район Гжатска. Спустя три дня, во время остановки в Варшаве, ребята ужаснулись размаху разрушений в польской столице. Потрясающее впечатление произвело на них варшавское гетто. Через некоторое время друзья прибыли на место. «Дорогие папа и мама, – писал Александр 5 августа, – мы располагаемся в Гжатске. Фронт находится в десяти километрах отсюда. Сам Гжатск почти полностью разрушен и русские его все еще обстреливают, то днем, то ночью. Наш лагерь находится в лесу в полной безопасности…». Друзья были прикомандированы к 252 дивизии. Здесь, на центральном перевязочном пункте, им суждено было провести три месяца, заставившие на многие вещи взглянуть по-иному.
Неизвестно, сколько времени «Белая роза» продолжала бы свои до безумства смелые акции, если бы не арест Ганса и его сестры Софи Шоль 18 февраля 1943 года. Разложив сотни листовок в здании университета, они вернулись к «месту преступления», чтобы сбросить оставшиеся несколько десятков с балкона, и были схвачены. Первые же допросы задержанных показали, что к ближайшему окружению Ганса и Софи Шоль принадлежали Вилли Граф и Александр Шморель. Оба немедленно были объявлены в розыск. С Кристофом Пробстом дела обстояли еще хуже: во время ареста в кармане Ганса был обнаружен рукописный вариант очередной листовки – вклад Кристофа в общее дело. Этот листок стал для Пробста смертным приговором. По Баварии прокатилась волна арестов.
Пять показательных процессов по делу «Белой розы» следовали один за другим. Первыми, в день вынесения приговора, были казнены Кристоф Пробст, Ганс и Софи Шоль. Во втором процессе к смерти на гильотине были приговорены Александр Шморель, Вилли Граф и их учитель, профессор Курт Хубер. В общей сложности были осуждены 29 человек. Еще десятки, если не сотни людей длительное время провели в следственных изоляторах и камерах предварительного заключения
Александр хотел быть похороненным в русской земле. Его мечта сбылась спустя более полувека. В первый приезд его брата Эриха в Оренбург, настоятель Дмитриевской церкви отец Александр в торжественной и очень трогательной обстановке освятил оренбургскую землю и передал ее Шморелям. Бережно доставленная в Мюнхен и в полном соответствии с православным обрядом возложенная на могилу Александра она упокоила душу нашего земляка и навечно связала Мюнхен и Оренбург.
Красная капелла
«Кра́сная капе́лла» (нем. Rote Kapelle) — общее наименование самостоятельных групп противостояния и разведывательных сетей во время Второй мировой войны, действовавших в европейских странах (Германия, Бельгия, Франция и др).
Название «Красная капелла», первоначально принадлежало особому подразделению СС (SS-Sonderkomando Rote Kapelle), в задачу которого входило обнаружение и ликвидация нелегальных передатчиков, работавших в Германии. О том, как появилось на свет название «Красная капелла», рассказал заместитель шефа гестапо Мюллера, руководитель этого подразделения, оберфюрер СС Ф. Патцингер, взятый в плен Советской Армией. На допросах в СМЕРШ 1 февраля 1947 года и 29 июня 1951 года на Лубянке он показал, что отслеживание деятельности антифашистов началось в результате радиоперехвата радиоспециалистами шифрованных сообщений (на жаргоне контрразведки радисты назывались «музыкантами», «пианистами»). В эфире работало несколько передатчиков, работал целый «оркестр», или по-немецки «капелла». Германская служба радиоперехвата (функабвер) определила, что «музыканты» ориентировали свои передачи на Москву. Поэтому «капелла» получила соответствующую «красную» окраску. Позднее такое же название получила операция нацистских спецслужб по борьбе с агентурой советской разведки в европейских странах. И только после войны в литературе, посвященной антифашистской борьбе, так стали именовать группы противостояния, связанные с советской разведкой, и в большинстве своем разгромленные гестапо и абвером.
Состав резидентур был интернационален по своему составу (за исключением Германии), он состоял из антифашистов, различной политической направленности, работников Коминтерна, сотрудников военной разведки и разведки НКВД. Как уже отмечалось резидентуры были самостоятельны, более того подчинялись различным ведомствам, но в силу обстоятельств, в основном связанных с внезапным началом Великой Отечественной войны, членам различных резидентур пришлось контактировать между собой, что способствовало в последствии ликвидации агентурных сетей.
В Германии и Советском Союзе традиционно «Красной Капеллой» называют разведывательную сеть, развернутую в Германии, при этом в СССР чаще всего говорят о группе антифашистов сотрудничавших с разведкой НКВД (ИНО НКВД). Данную группу возглавляли Арвид Харнак (оперативный псевдоним — Корсиканец) и Харро Шульце-Бойзен (Старшина). В Берлине была еще и резидентура военной разведки, которой руководила Ильза Штебе (Альт).
Во Франции и Бельгии «Красной Капеллой» считают резидентуры ГРУ в этих странах, возглавляемые Леопольдом Треппером (Отто), и Анатолием Гуревичем («Кент»), при этом Л. Треппера считают руководителем всей Красной Капеллы, то есть всей сети резидентур в Европе. Действительно, через группу Треппера информация от Шульце-Бойзена, Шандора Радо, группы Ефремова в Бельгии шла в Центр. Расшифровка донесений группы Харро Шульце-Бойзена привело и к провалу резидентуры Треппера в Брюсселе и Париже.
Одной из резидентур в Бельгии (кроме группы «Кента») руководил Константин Ефремов (Паскаль).
По последним сведениям, Константин Ефремов после ареста стал двойным агентом, выдал многих членов разведгруппы и работал на гестапо. В конце войны он бежал из Бельгии с немецкими войсками, и его след теряется.
В Швейцарии организатором разведывательной сети, впоследствии рассматриваемой локальным звеном Красной капеллы, был Л. А. Анулов («Коля»). Агентурными группами руководили У. Кучински («Соня») и Р. Дюбендорфер («Сиси»).
В декабре 1941 года функабверу удалось запеленговать один из передатчиков, работавших в Брюсселе. Начались первые аресты, которые привели к разгрому резидентур, называемых в литературе «Красной капеллой».
Точно причины, приведшие к разгрому так и не установлены, были нарушения правил конспирации, как со стороны Центра, так и со стороны разведчиков, связных.
Бухенвальд
В июле 1937 г. здесь, в непосредственной близости от Веймара, города, где жили и работали великие немецкие гуманисты, возник лагерь жестокости и бесчеловечности, концлагерь Бухенвальд.
Система жестокого издевательства, неограниченного лишения свободы и массового истребления людей была призвана сломить сопротивление фашистскому режиму и его разбойничьей войне. Террор не щадил противников гитлеровского строя.
Здесь страдали и боролись коммунисты, социал-демократы, буржуазные демократы, верующие и пацифисты, борцы всех наций, угнетенных немецким фашизмом.
За 12 лет в концлагерях подверглись жестокой эксплуатации и мукам 18 миллионов человек.
11 миллионов человек не увидели свободу. Они умерли в газовых камерах, были замучены, повешены, расстреляны
Но даже в нечеловеческих условиях труда и жизни антифашисты не прекращали своей борьбы
Военная подготовка и освобождение. Добиться освобождения с оружием в руках было одной из целей борцов сопротивления. В тесном сотрудничестве национальные комитеты сопротивления выявляли военные кадры, доставали оружие, изучали возможности освобождения и разрабатывали планы восстания.
Рискуя жизнью, узники тайно доставили в лагерь с завода Густлоффа отдельные части и собранные карабины.
Ручные гранаты собственного изготовления, холодное оружие и бутылки с горючей смесью антифашисты прятали в подвале котельной и других местах.
В одной из дезинфекционных камер проводилось обучение обращению оружием. В охраняемых узниками подвалах испытывалось действие бутылок с горючей смесью.
Доставались телефонный кабель, телефонные аппараты, прожекторы, ножницы для резки проволоки, заготовлялись толстые доски для штурма ворот, изыскивался способ выключения тока в проволочном заграждении.
В одном из транспортных эшелонов эсэсвовцев мужественные антифашисты украли и привезли на катафалке в лагерь ручной пулемет и 2000 патронов к нему.
Победоносное продвижение Красной Армии позволило войскам западных союзников быстро войти в Тюрингию. Воспользовавшись непосредственной близостью американских войск, в обеденный перерыв 11 апреля 1945 года подпольный Интернациональный комитет лагеря дал приказ начать вооруженные действия. Военная организация движения сопротивления, состоявшая из 178 групп, которые насчитывали около 850 бойцов, выполнила приказ.
В 14.50 был осуществлен штурм лагерных ворот. Были разоружены и взяты в плен часовые-эсэсовцы, захвачены пулеметы, ручные гранаты и фаустпатроны.
В 15.15 над воротами лагеря развевался флаг освобождения. Интернациональный комитет лагеря взял на себя руководство лагерем.
21000 человек были освобождены.
Заключение
История немецкого движения Сопротивления Гитлеру представляет собой попытку с помощью явно недостаточных средств и при крайне неблагоприятных обстоятельствах положить конец сумасшествию нацистского режима, в Германии от полной внутренней и внешней катастрофы. Ретроспективно мы знаем, что эти усилия не имели почти никаких шансов на успех. Конечно, свою роль в провале покушений на Гитлера сыграла и масса случайностей. Конечно, ликвидация диктатора изменила бы ход событий. Но в более глубоком смысле Сопротивление все же нельзя оценивать, исходя только из этого. Были основательные причины того, почему не удались неоднократные посягательства на жизнь фюрера. Однако сомнительно, чтобы даже в случае их успеха оппозиция получила бы возможность реализовать свои планы и что при этом не возникла ситуация гражданской войны, которая завершилась бы таким же политическим и военным крахом, который, принимая во внимание цели заговорщиков, не мог бы по сути чем-то отличаться от той ситуации, которая возникла после самоубийства диктатора. Но прежде всего для попытки переворота 20 июля 1944 г. было характерно то, что она была совершена из осознания сложившейся критической ситуации, в которой — безотносительно к вопросу об успехе или неуспехе — речь шла о том, чтобы дать сигнал к борьбе против дальнейшего существования нацистского деспотического режима.
Нравственная сущность всех сфер борьбы, которая велась в рамках Сопротивления, останется незамеченной, если рассматривать эту борьбу под углом зрения только ее перспектив на успех и, руководствуясь таким подходом, выводить косвенные критерии для установления разницы между «настоящими» оппозиционными действиями и простым возмущением. Для тех мужчин и женщин, которые при самых разных обстоятельствах и частных расхождениях в политических целевых установках противопоставили себя господству национал-социалистического насилия и террора, необходима была в первую очередь духовная стойкость, чтобы не мириться, подобно массе их сограждан, с тем психологическим и физическим насилием, которому они подвергались. Желание сохранить свое общественное и политическое лицо в условиях насаждения унифицированной доктрины явилось, безусловно, необходимым исходным пунктом в принятии человеком решения о вступлении на путь Сопротивления режиму. Сюда прибавлялись социальные установки людей, их политические интересы, религиозные убеждения и идеологические предпочтения. Вопрос о том, удастся ли на самом деле осуществить политический переворот и какие шансы на успех при этом могли бы быть, отходил, напротив, на задний план.
Список литературы
Твёрдое - мягкое
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Вода может клеить?
Что есть на свете красота?