История каждого народа, большого и малого, представляет собой уникальную общечеловеческую ценность, которая достойна бережного хранения, глубокого изучения и осмысления. Народы и народности сложились в своем развитии из разных родов и племен, которые в большинстве своем уже ушли в прошлое. Возросла роль важности их истории и роли в формировании народа.
Основным занятием бурят в дореволюционное время являлось скотоводство. С ним связаны характер и формы социальных отношений, хозяйственные традиции, бытовые обычаи и обряды, формирование общественного сознания и мировоззрения, развитие культуры и быта народа. Богатейший опыт ведения скотоводства, накопленный на протяжении веков, не потерял своего значения и сегодня.
Вложение | Размер |
---|---|
Основы традиционного скотоводческого хозяйства Селенгинских бурят | 71.6 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОУ «Новоселенгинская средняя школа-интернат (полного) общего образования»
Научно-исследовательская конференция
«Шаг в будущее»
Тема:
Особенности традиционного скотоводческого хозяйства Селенгинских бурят
Выполнила: Очирова Саша
уч-ся 9 класса
руководитель: Батоцыренов П.Ж.
Содержание:
3. Основная часть. Скотоводство как основной вид хозяйственной деятельности селенгинских бурят
4. Обработка сельскохозяйственной продукции
5. Скотоводство – одно из приоритетных направлений развития экономики района
6. Заключение
Введение
История каждого народа, большого и малого, представляет собой уникальную общечеловеческую ценность, которая достойна бережного хранения, глубокого изучения и осмысления. Народы и народности сложились в своем развитии из разных родов и племен, которые в большинстве своем уже ушли в прошлое. Возросла роль важности их истории и роли в формировании народа.
Основным занятием бурят в дореволюционное время являлось скотоводство. С ним связаны характер и формы социальных отношений, хозяйственные традиции, бытовые обычаи и обряды, формирование общественного сознания и мировоззрения, развитие культуры и быта народа. Богатейший опыт ведения скотоводства, накопленный на протяжении веков, не потерял своего значения и сегодня.
Я родилась и выросла в Селенгинском районе. В беседе со своими родными я узнала, что моя семья и предки испокон веков занимались скотоводческим хозяйством. Я решила выявить особенности ведения скотоводческого хозяйства селенгинских бурят. Цель моей работы заключается в изучении хозяйственной деятельности на основе скотоводства Селенгинских бурят на протяжении последних столетий. Произошли ли изменения в ведении скотоводческого хозяйства на протяжении четырех веков. Сохранились ли традиции и обычаи обработки сырья в современных условиях. Я попыталась определить в своей работе значение скотоводства для селенгинских бурят.
Происхождение Селенгинских бурят
Селенгинские буряты, выходцы из Монголии и Предбайкалья, принимали активное участие в формировании и консолидации бурятского народа. Селенгинцы название не этническое, а географическое, территориальное, объединяющее племена, роды, группы бурят разного происхождения.
Под Селенгинскими бурятами подразумевается часть бурятского народа, проживающая в течение последних столетий по левому берегу реки Селенги, по рекам Джида, Чикой, Темник, то есть жители Селенгинского, Иволгинского и Кяхтинского районов.
В первой половине 17 века эта территория представляла собой район, непосредственно граничащий с Монголией, которая переживала период феодальной раздробленности. Поскольку в то время никакой государственной границы между Монголией и Бурятией не было, хозяйства как монголов, так и бурят свободно кочевали со скотом.
Неустойчивость политического положения в Монголии, завоевание Южной Монголии маньчжурской династией, постоянная угроза для Северной Монголии привели к тому, что многие хозяйства монгольских родов переселились на территорию расположения селенгинских бурят.
Селенгинские буряты состоят из восьми западных родов Монголии и шести восточных родов Добайкалья. К первым относятся атаганы, ашибагаты, сартулы, табангуты, цонголы, удзоны, хатагины и подгородные, ко вторым – роды харанутский, алагуевский,бабай-хурамшинский, готол-бумальский, ользоновский и чиноевский. 1
Таким образом, основная часть селенгинских бурят сформировалась за счет пребывания сюда три с половиной века назад выходцев из Монголии и Добайкалья.
Известный летописец Будажаб Будаев приводит следующую версию о заселении Селенги добайкальскими бурятами. 15 января 1689 года на собрании предводителей – тайшей шести бурятских родов: алагуй, бубай-хурамша, бумал, ользон, харанут и шоно, проживающих в Предбайкалье, томский наместник Ф.А. Головин заключил с ними договор, обязывающий эти роды нести караульную службу на монгольской границе. С этой целью, по договору, эти роды должны выделить 500 семей путем разверстки по семьям и переселить их на левое побережье Селенги. Они должны были оставаться в подчинении Селенгинской воеводческой канцелярии, освобождаться от всех повинностей. В летописи отмечается, что, в 1707 году эти 500 семей переселились в местностях, начиная от Иволги до Чикоя и Иро. Летопись эта была составлена бывшим головой Первого харанутского рода Будажапом Будаевым 20 февряля 1918 года, переведен со старомонгольского на русский язык Р.Ц. Найдановым. 2
Скотоводческое хозяйство
Основной отраслью хозяйств селенгинских бурят, учитывая природные условия, с давних пор являлось скотоводство. Так Георги, посетивший эти места обитания селенгинских бурят в 70-х годах 18 века, отмечал, «что российские монголы совершенно кочевой народ, странствующий со своими стадами и получающих от оных пропитание, одежду, благоденствие, судя вообще довольно зажиточны. Они живут в войлочных юртах, не имеют зимников и не упражняются в земледелии. Табуны состоят из лошадей и верблюдов, а стада из верблюдов, рогатого скота и уход за скотом те же, что и бурят, что рогатый скот употребляется и для верховой езды и для перевозки тяжестей.»
На кочевой характер скотоводческого хозяйства бурят указывают отдельные архивные данные наиболее ранних лет. В 1669 году табангутский Окин-Зайсан отбивал челобитье: «для ясачного промыслу и за скудностью скотских коров, кочуют они от Байкала моря со скотом вверх по Селенге выше Удинска на Иволгинские и Оронгойские степи по вся годы с ведома из Селенгинска от приказных людей».
Одним из подтверждением того, что скотоводство у селенгинских бурят, являлось их основным занятием, служат их неоднократные обращения к властям с просьбой об уплатах ясака скотом, а не пушниной. Так в челобитной 1687 года «брацкие люди и мунгальские выходцы били челом нам, великому государю, словесно, чтоб для их скудности имать с них в нашу великого государя казну вместо соболей и иных зверей скотом». Мотивировка была следующей: «мы сироты твои, живем на степе, от соболиных промыслов в дальности и сами соболей не промышляем, а в ясак соболи покупаем у всяких людей».
Развитие сельского хозяйства, его отдельных отраслей находилось в определенной связи с численностью населения, его плотностью, с естественными географическими условиями: рельеф, климат и почвы края. Для данной территории характерны степные ландшафты, неповторимые по своей красоте и своеобразию. Степи поднимаются по склонам хребтов до 500-600 метров. Основными типами степной зоны являются черноземы (2-3 %), и сухие каштановые (1-3% гумуса). Черноземы располагаются на затененных склонах, где выпадает больше осадков под злаковым разнотравьем. Перегнойный горизонт достигает 20-30 см. Для сухих степей межгорных впадин характерны каштановые почвы. Из-за недостатка влаги весной и в начале лета малоснежной зимы растительность мелко злаковая и ковыльная, сильно разреженная и низкорослая. Видовой состав небогатый, большая часть степей используется под пастбища. На отдельных участках степей организован полив, обводнение и орошение. Каштановые почвы формируются на различных переходах – песках, супесях, лессовидных суглинках, щебнистых суглинистых отложениях. Климат данной территории относится к резкоконтинентальному: жаркое лето, большая сухость воздуха, безоблачность погоды, очень морозная, бесснежная зима, инверсия температур, наличие многолетней мерзлоты. Среднемесячная температура января -200С, июля +120с, годовое количество осадков 200- 250 мм. 3
Содержание довольно большого количества скота в условиях полукочевого характера ведения хозяйства являлось делом трудным. Скот в основном в течение длительного периода времени находился на подножном корму, поэтому сохранность и упитанность во многом зависели от капризов природы. Часто случавшиеся засухи, обильные снегопады и сильные морозы приводили к массовому падежу скота.
Заготавливаемого сена на зиму никогда не хватало на долгие зимние и ранневесенние дни. Ведь кроме сена практически никакого другого корма для скота в то время не было. Небольшое количество соломы, которое имелось не в каждом хозяйстве, не меняло общей картины кормового баланса. Скот вынуждены были пасти по падям, лесам, где он мог еще достать ветошь. В холодные зимы, когда возможность пасти скот вовсе прекратилась, хозяева вынуждены прибегать к таким средствам, как вырубка тальника на островках для скота, кормление его за счет собственных продовольственных запасов – арцой, хлебом, кирпичным чаем. Хлеб и чай буряты покупали на деньги от продажи скота.
Таким образом, скотоводство, главная отрасль хозяйства селенгинских бурят, требовало с их стороны огромного, повседневного, часто изнурительного труда. Оно велось старыми, дедовскими приемами, с преодолением тяжелейших препятствий в условиях сурового климата Забайкалья. Скотоводство страдало не только от постоянных бескормилицы, холодов, временами превращающихся в поистине стихийные бедствия, уносившую значительную часть скота, но от систематических нападений волков. Такое явление наблюдается и по сей день, поэтому скотоводы старались селиться подальше от леса, где обитали волки. Хоты и это не спасало скот от них, но опасность в степи была меньшей. Отсюда существуют в фольклоре степняков-скотоводов ряд поговорок, пословиц, связанных с опасностью волков.
Не менее разорительными для скотоводов являлись случавшиеся массовые эпидемические заболевания скота. Когда хозяева теряли большую часть скота в своем хозяйстве.
Скотоводство являлось основным источником существования бурят. Они издавна производили в домашних условиях практически все необходимое для удовлетворения потребностей в пище, разнообразных предметах хозяйства и быта.4
2 часть. Обработка сельскохозяйственной продукции скотоводства
На протяжении многих поколений буряты-скотоводы вырабатывали простейшие и целесообразные формы обработки продукции животноводства, многие из которых являлись уникальными, присущими только бурятам. Анализ технологии обработки продукции скотоводства, изготовления изделий, приготовления пищи свидетельствует о достаточно высокой культуре производства, которое в основном отвечало с учетом не совершенства материальной базы того времени, научным требованиям обработки, хранения и использования продукции животноводства.
Из рогов коровы варили клей. Костяной рог варили до тех пор, пока он не превращался в жидкое состояние. Затем добавляли обезжиренное сухожилие. Также хороший клей для склеивания тканей получался из селезенки. Рога с приделанной соской из ткани использовались для кормления грудных детей. Рога применялись для изготовления лука для стрельбы. Кости скота, особенно овец, употреблялись для различных игр. Эти костяшки являлись по существу единственными игрушками для детей, которые давали различным косточкам название всех пяти видов скота. Одной из разновидностей игр среди взрослых являлось соревнование кто первым ударом кулака сломает отросток реберной кости коровы или быка («hээр хухалга»). 2
Очень важное значение в быте селенгинских, как и у других бурят, имела обработка шерсти и изготовление из нее войлока и других необходимых изделий. Домашние войлочные изделия вышивались орнаментом. Они сохранялись много лет и переходили от деда к правнуку. Шерсть находила широкое применение и для вязания чулок, носков, шарфов, варежек, голенищ к унтам (шархи –вязанные унты), изготовление юрт.
Волос гривы и хвоста лошадей использовали для изготовления различных веревок, плели вожжи, подпруги для седел, ошейники для телят, веревочки для привязывания телят во время доения коров, путы для лошадей, поводья для узд, дужки для ведер, сети для ловли рыбы.
Сучение. Самым необходимым в быту считалось сухожилие (шурбуhо). Из спины и ножных сухожилий крупного и рогатого скота изготовляли нитки. В первую очередь, высохшие затвердевшее сухожилие размягчали ударом палок. Затем, размягченные сухожилия расщепляли руками. После этого нитку сучили. Вся работа по изготовлению ниток считалась женской. Белые тонкоскрученные нити из сухожилий шли на шитье одежды, ими вышивали различные украшения на шубах, унтах, шапках. Сучение как способ изготовления нитей считается самым древним и восходит к очень ранним этапам культуры. Особенно эластичные нити получались из спинных сухожилий. В зависимости от назначения нити делали различной толщины. Снимали сухожилие максимальной длины и хорошо его высушивали. Разбив сухожилие на волокна, мастерица слегка увлажняла его, удаляла неровности; расщепленные волокна считались готовыми к сучению. Иногда, если волокна оказывались слишком короткими, их свивали, соединяя концами, затем ссучивали нить. Для шитья обуви изготовляли специальные нити из сухожилий и волос гривы коня. Считалось, что такие нити более крепки и менее подвержены разложению от сырости. Употребление волоса в качестве ниток для шитья было известно только бурятам, и такие нити использовались ими исключительно для шитья обуви. Однако волосяные нити применялись при изготовлении не только обуви, верхней одежды, но и нижней. Следует отметить, что способ сучения большим и указательным пальцами правой руки из всех народов Сибири был известен только бурятам и бытовал у них повсеместно.5
Обработка кожи
Не менее важным видом домашнего производства, была обработка кожи для изготовления предметов одежды, обуви, конской сбруи, различных мешков. Выделка кожи являлась сложным и трудным делом, на нее уходило много времени, сил. Эту сложную работу выполняли также женщины. Кожу обрабатывали различными способами, в зависимости от качества и ее назначения. Первосортной считалась овчина, снятая с овец, зарезанных летом и осенью, так как у них более хорошая устойчивая шерсть. Шкурки ягнят шли на полушубки, одеяла для гостей. Кожа крупного рогатого скота использовалась при изготовлении сбруи: хомута, седелки, вожжей, узды, недоуздка, чересседельника, шлеи, кнута. Использовалась также для ремней, веревок, подошвы для обуви.
Процесс выделки кожи начинался с сушки. Для этого её вешали на шестах на 2-3 дня, предварительно расправляли лапки и складки, вставляя туда палочки. Затем, высохшую кожу смачивали кислым молоком в смеси с отрубями. Намокшую кожу очень туго сворачивали вовнутрь стороной, обмазанной сывороткой, вставив туда две палки и оставляли на сутки. Через день шкуры начинали переворачивать, искусно работая палкой в течение часа. Затем шкуру снова намазывали тем же составом, туго сворачивали и оставляли еще на сутки. После этого, к шкуре с двух сторон привязывали палочки, длиной 30 сантиметров. Один конец овчины прикрепляли к стене, а другой конец тянули к себе руками, крутя, и вытягивая кожу. Эта работа продолжалась 4-5 дней. После этого кожу мыли водой и сушили. После сушки кожу обрабатывали печенью. Печень разминали в молоке и этой смесью смазывали кожу. Заворачивали и оставляли на 2-3 дня. Затем, развернув кожу, ее обрабатывали скребком, который представляет собой полоску железа, вставленную в палку. Одну сторону заостряли, но так, чтобы она не резала кожу. На тупую сторону насаживали деревянный стержень. Растягивая кожу, скребли этим инструментом. После чего кожа становилась мягкой.
Готовую выделанную овчину обрабатывали копчением дымом до желтизны в особых ямах. В яме, глубиной 50-70 см и шириной 40 см, жгли сухие сосновые шишки и конский помет. Кожей, мездрой внутрь, обертывали треногу, установленную над ямой. Тренога представляла метровые палки, которые связывались. Обработка длилась, пока кожа не дойдет до нужного цвета. Тонкую очень крепкую кожу домашней козы держали в тухлой воде, пока полностью не слезет шерсть. Затем ее выделывали так же как овчину. Из такой кожи шили штаны. 2
Для обработки шкур крупного рогатого скота применялась массивная кожемялка. Она состояла из врытого в землю толстого столба и двух укрепленных на нем вращающихся горизонтальных плах. Один конец шкуры привязывали к столбу, другой - к плахам. Вращая плахи, растягивали и мяли шкуры. В промежуток между плахами вставляли длинную жердь, используя ее как рычаг. Выделанную кожу использовали для пошива подошвы для всей обуви. Из тонкой брюшной части такой кожи шили рукавицы для летней работы.
Также кожа использовалась для изготовления сбруи, ремней, кнута, веревок. Изготовление веревок производилось следующим образом. Из спинной части шкуры продольно вырезали 5-8 ремней. Ремни смазывали жиром из вываренных костей и разминали. Для этого ремень продевали через железную скобу, вбитую в стену, и тянули его взад-вперед до тех пор, пока кожа не становилась мягкой. Один конец выделанных ремней привязывали к чему-нибудь и скручивали его руками. Чтобы придать скрученному ремню цилиндрическую форму, его сглаживали. Двое мужчин держали, туго натянув скрученный ремень за концы, третий водил по ремню куском сухой кожи, сглаживая неровности. Когда ремни были готовы из них руками вили веревки. Веревку вили из 2-3 ремней так, чтобы витки свиваемых ремней направлялись в разные стороны. Это придавало веревке большую крепость.
Шкура лошади не находила широкого применения. Но в одном она имела неоценимое качество. Из спинной части лошадиной шкуры вырезали тетиву к луку. Из сырой кожи вырезали ленту шириной в 3 сантиметра. Подвесив на конце груз ее сушили. Когда кожа вытягивалась и становилась полусухой, ленту скручивали так, чтобы кромка предыдущего витка сходилась с кромкой следующего витка, и оставляли до полного высыхания. После этого тетива считалась готовой. Тетиву еще делали из тонкой кишки коровы. Процесс изготовления такой же, как из кожи. Из рогов коровы варили клей. Костяной рог кипятили до тех пор, пока он не превращался в жидкое состояние. Затем добавляли сухожилие из суставной части (обязательно обезжиренное). Также хороший клей для склеивания тканей получался из селезенки. Рога с приделанной соской из ткани, использовалась для кормления грудных детей.
Кости скота, особенно овец, употреблялось для различных игр и как для детей, так и для взрослых.
Изготовление нитей на веретене
Кроме валяния, буряты обычно овечью, верблюжью и козью шерсть пряли. Прядение осуществлялось с помощью веретена ээрул, ээрсэг, основными частями которого являлись деревянные стержень гол и пряслице толгой. Стержень бурятского веретена представлял тонкую палку с заостренными верхним и нижним концами. Пряслице насаживалось у самого нижнего конца стержня на имеющееся утолщение. Такое же веретено было у забайкальских обуряченных эвенков, хакасов, тувинцев, кетов, а у хантов, шорцев веретена были с пряслицами и без них.
Процесс прядения у бурят был таков: клочок шерсти расправляли в нить нужной толщины, поддерживали ее на весу левой рукой, а правой вращали веретено большим и указательным пальцами. Когда шерсть была скручена, мастерица навивала ее на стержень веретена. Когда веретено с навитой на него пряжей достигало определенного веса, мастерица давала ему возможность крутиться по инерции. При этом она держала только крутящуюся нить, понемногу вытягивая шерсть, разглаживая и расправляя возможно ровнее. Полученную нить снимали с веретена, наматывая на большой палец и мизинец левой руки, оставляя свободными концы. Далее полученную нить сучили. Два конца нити закрепляли на веретене и сдвоенную нить ссучивали вращением веретена.
Такой способ прядения (прядево - клочок взбитой шерсти - ни к чему не привязывали, веретено вращалось свободно), очевидно, наиболее старинный, бытовавший у скотоводов в кочевых условиях жизни. Отличаясь примитивностью и предельной простотой, он сохранился у бурят повсеместно до сегодняшнего дня.5
Питание селенгинских бурят
Хозяйственные и природные условия жизни определяли характер продуктов питания бурят, в том числе и селенгинских. В системе их питания важную роль играли традиционные мясные и молочные продукты и в значительной меньшей мере растениеводческие.
Селенгинцы как истинные скотоводы, хорошо знали как откармливать скот предназначенный на забой, в какое время года, как и чем кормить, поить скот, чтобы получить вкусное и питательное мясо.
Овец и коз забивали на мясо обычно в теплое время года, что было связано с отсутствием возможности длительного хранения мяса. Также овец забивали по случаю приезда дорогих гостей, в связи с сенокосом, полевыми работами, или по мере необходимости. Наиболее вкусными и почетными частями баранины являлись: лопатка, грудинка, ребра, тазовая кость, икроножная часть. Очень высоко ценился овечий курдюк. Существовала поговорка «Садахада, саган хурьганай hyyлшье гашуун». («Когда хорошо наешься, даже курдюк покажется горьким»). Большой популярностью пользовались изделия и субпродуктов. Внутренности (за исключением селезенки) полностью использовались в пищу.
Крупный рогатый скот закалывался обычно на зиму. Не меньшее значение, чем мясо в рационе питания бурят имели молоко и молочные продукты, которые употреблялись ими практически ежедневно. Обилие молочной пищи у бурят наступало уже ранней весной, когда начинали телиться коровы. Молочные продукты относились к тем блюдам, с которых начинался не только праздничный прием, но и всякое угощение гостей. Все молочные продукты делятся на две основные группы: скоропортящиеся и долгохранящиеся. К первым относятся молоко, сливки, сметана, пенки, пресный мягкий сыр. Они шли в пищу по мере их изготовления. К долгохранящимся и ежегодно заготовляемым на зиму продуктам относится масло и несколько разновидностей сушеного творога. Самые бедные закалывали одну голову крупного скота, более богатые - две. Этого хватало примерно до мая. Летом буряты ели баранину. А зимой - говядину, в основном вареную. Резали большими кусками, заливали малосоленой водой и долго варили. Любили бульон с лапшой. Во время забоя скота жарили на вертеле говяжью печень. Почетным блюдом считались баранья голова, лопатка, крестец. При разделке туши кости не дробили, тушу разбирали по суставам. Не разрешалось проливать кровь убитого животного, для чего была разработана технология убоя. Барану разрезали живот ниже грудной клетки, в надрез просовывали руку, разрывали диафрагму и зажимали аорту, затем начинали снимать с туши кожу. После удаления внутренностей кровь, скопившуюся внутри туши, переливали в ведро. Кровь и кишки шли на изготовление домашней колбасы, которая варилась вместе с мясом. Здесь же варился бараний желудок и кишки. Затем все это вынимали из бульона, выкладывали на большое блюдо и ставили на стол. Бульон в больших кружках подавали отдельно. Вилок в обиходе не было, мясо брали левой рукой, постепенно отрезали небольшие кусочки и ели. Посуда не мылась, чашки и ложки облизывались. Нередко немытая посуда передавалась от одного члена семьи другому, так же переходила и раскуренная трубка. Подобные обычаи способствовали передаче различных болезней.
Любимым блюдом были бузы (позы), т.е. пирожки из пресного теста, начиненные сырым мясом и приготовленные на пару в специальных жестяных сосудах. Из поджаренной муки и сметаны готовили саламат. Из пресного теста делали лепешки и варили их в бараньем сале или в растопленном масле. У русских буряты позаимствовали выпечку квасного хлеба и печенья. Чай употребляли кирпичный, пили с молоком, с солью и салом. Чай и бульон пили из широких деревянных чашек. В летнее время буряты употребляли много ягод, особенно голубицы, черники, брусники, черемухи. Огородные овощи не выращивали. А заготавливали дикорастущие травы и коренья: черемшу, дикий чеснок и лук, луковицы сараны.
Особенно ценится у бурят суп хорхог. Его готовили в деревянной посуде с плотной крышкой. Мясо баранины от разных частей туши вместе с кусочками внутренностей мелко рубили и закладывали в деревянную кастрюлю с водой. На печке раскаляли камни до красна и кидали в кастрюлю. Делали это до тех пор. Пока бульон не закипал. Его солили, плотно закрывали крышкой и настаивали. Это было деликатесное блюдо. По традиции женщинам после родов давали бульон, приготовленный из мелко нарезанной говядины или баранины, а также арсу (молочный продукт), которые способствовали быстрому восстановлению сил. При простудных заболеваниях и кашле употребляли тарбаганий жир как наружно, так и вовнутрь. При ангине пили кипяченое с внутренним бараньим жиром молоко. При бессоннице готовили бульон из бараньих лыток. Бульон из костей барана был эффективным средством общего укрепления организма.
Молоко и молочные продукты тоже считались целебными средствами. Айрак и тарак очищали желудок и кишечник, давали покой организму, улучшали сон. Молоко пили при кашле, простуде, недержании мочи, ангине. Особое место занимал зеленый чай с молоком. Считалось, что он разжижает кровь, улучшая кровообращение, обновляет ее, дезинфицирует желудочно-кишечный тракт, полезен при головных болях, используется как мочегонное средство. После использования целебных ванн пили крепкий бульон и зеленый чай. Каждый сородич, отправлявшийся на общественное празднество, должен был вносить свою долю помощи или расходов (нэмыр) в виде мяса, молока, вина или других продуктов.
Таким образом, структура питания определялась основным видом деятельности - скотоводством, зависела от сезона. Была достаточно калорийной и витаминизированной за счет широкого использования «даров» природы.1
Товарные отношения
В тесной связи с развитием скотоводства находились первые зачатки его товарности, которая со временем получала все большое развитие. Важнейшими предметами сбыта являлись скот, и продукты скотоводческого хозяйства. Продавались лошади, крупный рогатый скот, овцы. Из продуктов скотоводства – мясо, жир, овечья шерсть, кожа всех видов скота.
Развитие кяхтинской чайной торговли вызвало потребности в большом количестве кож для обивки чайных цибиков. Для этих нужд из Забайкалья шло около 70 000 кож. Через Кяхту китайцам продавалось 20 000 мерлушек. Продукты скотоводства продавались в Верхнеудинске, Селенгинске, Трицкосавске, а также приезжавшим купцам скупщикам.
Селенгинские буряты, хотя и вели натуральное хозяйство, но и продавали для своих нужд скот, овечью шерсть, коровье масло, скотский жир. Даже существовали определенные цены на скот и продукты, что говорит о товарности скотоводческого хозяйства.
Селенгинские буряты одинаково развивали товарное земледелие и скотоводство. Материалом для шитья одежды здесь служила большей частью овчина, которая все еще была основным материалом одежды неимущих частей. У другой социальной группы - нойонов, богатых скотоводов, сосредоточивших в своих руках основные средства производства, одежда шилась из покупных тканей, дорогих мехов. Были распространены шелковые китайские ткани, хлопчатобумажные и льняные, привозимые русскими купцами.
В Селенгинском ведомстве и в Закаменской инородной управе жили зимой в домах, а летом - в деревянных юртах. Передвижные войлочные юрты были в Селенгинском и Хоринском ведомствах, ими пользовались при перекочевках со скотом. Эти условия жизни и труда влияли на сохранение традиционных видов материала одежды.2
3 часть. Скотоводство Селенгинских бурят в настоящее время
Многие традиционные бурятские приемы обработки шерсти, кожи, приготовление и хранение различных продуктов из молока и мяса сохраняют свое значение и сегодня. Я считаю, что большей частью скотоводческое хозяйство и переработка продукции сохранила свои традиции и обычаи до сих пор. Поскольку, наш район и республика в целом имеет аграрную структуру хозяйства в целом. Уход за скотом, убой скота, изготовление изделий из шерсти, кожи осуществляются коллективными приемами и сопровождаются различными обычаями, которые испокон являются традиционными. Исчезли лишь такие виды деятельности как: сучение, обработка кожи, изготовление клея из рогов скота, это прежде всего связано с научно-техническим прогрессом в нашем обществе.
В настоящее время в Селенгинском районе насчитывается более 6500 личных подсобных хозяйств, в них содержится почти 17 тысяч крупного рогатого скота, около 22 тысячи овец и коз, 1211 лошадей. Стратегия развития скотоводческого хозяйства в Селенгинском районе направлена дальше увеличивать поголовье скота, запланировано строительство новых сельскохозяйственных объектов для поддержания животноводства в целом. 6
Правительство Бурятии утвердило республиканскую целевую программу «Развитие мясного скотоводства Республики Бурятия на 2009–2012 годы». Реализация мероприятий программы позволит эффективно использовать ресурсы земли, кормовых угодий, поголовья скота, производительных сил, улучшить техническое и технологическое оснащение отрасли, увеличить поголовье мясного скота и производство высококачественно «мраморной» говядины.
К 2012 году ожидается увеличение племенной базы мясного скота до 41,0 тыс. голов, реализации племенного молодняка до 2,46 тыс. голов, производства говядины от мясного чистопородного и помесного скота в живом весе до 28,8 тыс. тонн, выхода телят на 100 чистопородных коров до 90 голов.
«Для развития отрасли специализированного мясного скотоводства республика располагает всеми необходимыми предпосылками, площадь естественных кормовых угодий составляет 1 млн 853 тыс. гектаров, неиспользуемой пашни – 216 тыс. гектаров. В Бурятии применяется многовековой опыт малозатратной интенсивно-пастбищной технологии содержания мясного скота, апробированной практически во всех районах. Численность коров мясного скота в крупных и средних сельскохозяйственных организациях в последние годы увеличилась в 2,5 раза».
Как отметили в пресс-службе, племенная база мясного скотоводства будет формироваться на основе предоставления субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе «корова – теленок» в племенных заводах и репродукторах, покупки племенного молодняка специализированных мясных пород, создания центров сервисных услуг по воспроизводству крупного рогатого скота. Субсидирование производства высококачественной говядины («мраморного мяса») путем интенсификации откорма животных рассчитано на четыре года, на период освоения инноваций по интенсивному откорму молодняка мясных пород, включая помесей, и реализацию его в возрасте до двух лет с целью получения высокоценной говядины.7
Заключение
Исходя из вышесказанного - скотоводство являлось одной из основных отраслей хозяйства селенгинских бурят. Оно поставляло значительную часть предметов домашнего обихода – одежду, обувь, домашнюю утварь, предметы орудий труда, игрушки и.т.д., почти полностью продукты питания, оказывало лечебное воздействие.
Формирование традиционного хозяйственно-бытового уклада бурят, который является неотъемлемой частью истории и этнографии народа, складывалось в течение длительного времени. Скотоводство Селенгинских бурят, как и в целом всего населения по республике было основой традиционного хозяйства, которое складывалось в суровых природных условиях и служило одним из главных источников дохода и существования Селенгинских бурят. Я убедилась в том, что в настоящее время в хозяйстве Селенгинского района и республики в целом, отрасль - животноводство является одним из приоритетных направлений развития экономики.
Используемая литература:
Какая бывает зима
Как я избавился от обидчивости
Как нарисовать лимон акварелью
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Цветок или сорняк?