Ни для кого не секрет, то чем старше мы становимся, тем больше начинаем задумываться о своём будущем, а именно о создании семьи, предстоящей свадьбе, рождении ребёнка. Самым же ярким событием в нашей жизни является свадьба. Я задалась вопросом: А как выходила замуж моя прабабушка? Начала я свою исследовательскую работу с особенностей свадебного обряда в русских сёлах Среднего Поволжья. В наше время очень многое забылось. Прабабушка, бабушка и дедушка рассказали мне о своих свадьбах.
Вложение | Размер |
---|---|
svadba_komelkovoi_a_i_6_32612.doc | 91.5 КБ |
Областные юношеские краеведческие Головкинские чтения
Секция «Этнография»
Свадебные обряды
Как моя прабабушка, Комелькова Антонина Ивановна,
выходила замуж
Автор: Суворова Кристина, ученица 8 класса
МОУ Абашевской основной общеобразовательной школы
Хворостянского района Самарской области
Руководитель: Суворова Галина Владимировна,
учитель истории МОУ Абашевской основной
общеобразовательной школы
445599 Самарская область, Хворостянский район,
село Абашево, улица Школьная, дом 4
Абашево 2011
Оглавление:
Глава 1. Как проходила свадьба Петра Михайловича и Антонины Иванов- ны . ….…..…………………...................................................................... 4 стр.
1.1. Сватовство . ………………………………………........................... 5 стр.
1.2. Сговор ….…………………………….….......................................... 6 стр.
1.3. Девичник: …………………............................................................... 7 стр.
1.3.1. Труднее вдвойне …......................................................................... 7 стр.
1.3.2. Свадебный наряд ……….……………………............................... 8 стр.
1.4. Выкуп . ……………………............................................................... 8 стр.
1.5. Застолье:
1.5.1. Первый день …............................................................................. 10 стр.
1.5.2. Второй день ….............................................................................. 10 стр.
1.5.3. Третий день …............................................................................... 10 стр.
IV.Список используемой литературы ………………………………....... 13 стр.
Введение
Ни для кого не секрет, то чем старше мы становимся, тем больше начинаем задумываться о своём будущем, а именно о создании семьи, предстоящей свадьбе, рождении ребёнка. Самым же ярким событием в нашей жизни является свадьба.
Я задалась вопросом: А как выходила замуж моя прабабушка?
Начала я свою исследовательскую работу с особенностей свадебного обряда в русских сёлах Среднего Поволжья.
В наше время очень многое забылось. Прабабушка, бабушка и дедушка рассказали мне о своих свадьбах.
У моих прабабушек много детей. У Комельковой Антонине Ивановне четверо детей, а у Обуховой Лидии Сергеевны - семеро, за что она была награждена Медалью материнства I степени. Их семейная жизнь сложилась счастливо.
Из семейного архива
Цель моей работы, показать, как раньше играли свадьбы, какие нравы бытовали в то время. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый, кто прочитает эту работу, что-то вынес из неё для себя.
Я поставила следующие задачи:
Я использовала следующие методы:
Я считаю, что эта тема актуальна, потому что:
- у молодых людей проснулся интерес к старым обычаям, им хочется свадьбы всё чаще играть на старый лад;
- молодые люди обращаются за советом к старшему поколению в своей семье.
Основная часть
Глава 1. Как проходила свадьба Петра Михайловича и Антонины Ивановны
Важную роль в старом, традиционном быту жителей Среднего Поволжья играли обряды. Ими сопровождались главные семейные события: рождение ребёнка, крестины, именины, похороны и т.д. Но центральное место, безусловно, принадлежало свадьбе. «Жених и невеста совместно или порознь участвовали в многочисленных обрядовых церемониях, которые представляли собой свадебный цикл».1
Молодые люди были не так свободны в своих правах, в своём поведении, как сейчас.
Сама свадьба обычно длилась 2-3 дня. Моя прабабушка Антонина Ивановна Комелькова, мама моей бабушки Обуховой Валентины Петровны, начала свой рассказ.
Она дала мне самую ценную информацию по теме и рассказала мне о своей свадьбе.
Прабабушка Антонина и прадедушка Пётр решили создать семью 25 мая 1951 года по взаимной любви, и право выбора принадлежало им, молодым. Прабабушке было 16 лет, а прадедушке - 19.
1.1. Сватовство
По правилам этикета Пётр должен прийти в дом невесты и попросить у её родителей выдать Антонину за него замуж. И это уже дань традициям - на самом деле Пётр просил не разрешения, а одобрения их союза.
Когда приходили сватать, рассказывает дальше прабабушка, были шуточные приговорки.
Сваты: Балакирева Нина Сергеевна и Миронов Николай Иванович.
- У нас пропала овца.
- Нам сказали, что вы украли у нас её.
Мать невесты (Анна Терентьевна): - Мы никогда, ничего не брали. Ну, пошутили – так пошутили.
Сваты: - Да мы не за этим пришли, а пришли за тем, что говорят у вас девка хорошая, красивая есть. А у нас парень хороший, красивый имеется. Вот нам хочется их поженить, а нам быть с вами сватами.
Мать невесты (Анна Терентьевна): - Это надо спросить дочку, согласна она или нет.
__________________
1 Зорин Н.В. Русская свадьба в Среднем Поволжье. Казань, 1981 г.
Спросили у Антонины, дала она своё согласие.
Мать невесты (Анна Терентьевна): - Дочь согласна выйти замуж за вашего сына.
Сваты: - Ну, вот и договорились.
После этого согласия сели за стол пировать.
В наше время сватовства, как в прежние времена, со сватами, договорами о приданом, задатком и прочими условиями уже практически не существует.
1.2. Сговор
По традиции после сватовства, рассказывает прабабушка, следует сговор. Стороны договаривались о расходах на свадьбу, о подарках, приданом и тому подобных вещах. Всё это происходило в доме невесты, где готовилось угощение.
Через две недели договорились Антонину запить. Запили, после этого решили, на какое число назначить свадьбу. Решено, через две недели свадьба. Во время этих двух недель проходили вечеринки. Собиралась молодёжь от жениха и невесты. И все эти две недели подружки Антонины (Блинова Раиса Прокофьевна, Лактаева Валентина Петровна, Мысова Валентина Александровна и Матвеева Ирина Михайловна) ночевали у неё, готовили к свадьбе приданное: две подушки, два одеяло (ватное и конёвое), две простыни, две столешницы, занавески. Сами всё шили, из ткани, которую покупали в магазинах, вязали подзорники.
Утром прабабушка говорила своим подружкам: «Вставайте, мои милые подруженьки, ведь я скоро распрощаюсь с вами и с девичьей жизнью». И она начала плакать.
Во время первой недели подружки шли к жениху за берёзовым веником. В четверг истопили баню, принесли веник, парили Антонину и приговаривали: «Чтобы наша любимая подружка была чистая и пушистая». После бани, причёсывали ей волосы.
Эта традиция уже канула в Лету, но зато сейчас есть брачный контракт, в котором жених и невеста обговаривают права на имущество и основные правила совместной жизни.
1.3. Девичник
Во время девичника девчата несли в дом жениха, вместе с приданным и подарки. Будущему свёкру – кисет для табака, а свекрови – квашенник, им закрывали квашню с тестом и туго, туго завязывали, чтобы тесто «не убегало». Антонина с подружками, своими руками, сшили кисет и квашенник, а затем вышили на них красивые узоры. Этот обычай – знак почтения родителей жениха.
Михаил Ильич и Клавдия Михайловна, приняв подарки, пригласили всех за стол, а Пётр в это время прятался в чулане. Гости веселились, пели песни, звали жениха. Подружки говорили: «Давайте нам жениха, зовите его за стол». А девчата со стороны жениха (его родственницы) отвечали: «Он у нас на работе. Спойте ещё песню, да по веселей». Через несколько минут Пётр вышел, и молодёжь продолжила веселье дальше.
Мальчишник - достаточно поздняя традиция. Но постепенно мальчишник стал популярен.
Во время второй недели, в воскресенье, рано утром, встала Анна Терентьевна, благословила дочку и произнесла следующие слова: «Будь счастливой, доченька». Антонина поцеловала икону и маму.
Папе Богданову Ивану Максимовичу не довелось увидеть дочку в свадебном наряде. Он погиб на войне 1 октября 1941 года. Анне Терентьевне было очень тяжело одной воспитывать детей, а у неё их было шестеро. Прабабушка была в семье четвёртым ребёнком.
Жили дружно, друг другу во всём помогали. Анна Терентьевна работала в колхозе и дома, приходилось работать за двоих, детей нужно было поднимать на ноги. Она взвалила на свои плечи и всё домашнее хозяйство. Денег было мало, а ребят (Петра, Виктора, Алексея, Анатолия) нужно было провожать в армию, встречать, женить и выдавать замуж девчат (Антонину и Тамару). Были очень тяжёлые и сложные времена, но Анна Терентьевна не опустила руки, сделала всё возможное и невозможное, чтобы дети стали достойными людьми.
Чтобы прабабушке сыграть свадьбу, ей пришлось продать единственную кормилицу – корову.
Свадьба была скромная. Мама невесты перед свадьбой устроила смотрины, угощала жениха чаем, смотрели приданное девушки, которое она сделала своими руками.
Прабабушка и прадедушка были молоды и очень красивы. До сих пор хранится их семейный портрет.
Из семейного архива
Свадебное платье Анна Терентьевна сшила сама,
а из тюли длинную фату. Ткань на платье подарил старший брат невесты, Алексей. Он служил в Германии и
подарок привёз от туда.
Свадебное платье
На голове помимо фаты был венок восковой. Так как он стоил очень дорого, купить его могли не все, а мама Антонины хотела, чтобы её доченька была самой красивой невестой. Она попросила венок у соседки на время свадьбы. Туфли купили в местном магазине.
1.4. Выкуп
Утро свадебного дня, когда Пётр со сватами приехал за невестой, начиналось с весёлой церемонии её выкупа, которую многие молодожёны любят, и по сей день. Подружки говорили жениху: «Не отдадим! Прогоним или выкуп давайте». За невесту на стол клали деньги.
Дружка (Трунин Николай) «повязывал два рушника крест-накрест на груди», а полдружка (Борисов Фёдор) – «один рушник слева направо».1 Вот откуда пошёл обычай одевать ленты свидетелям.
После выкупа Антонина отдала свой маленький, вышитый ею, платочек дружке. Взявшись за него, жених и невеста, во главе с дружкой, обходили стол три раза на счастье, чтобы был крепче их брак, семейный союз. Доводил он молодых до входной двери и произносил такие слова: «Откройся дверь, расступитесь косяки». Жених и невеста не должны были наступать на порог и дотрагиваться до косяков. Задача дружки: вести их правильно и строго следить за этим. Этот обряд был обязательным, от всякой нечисти, от колдовства, от сглаза. Поэтому от правильности прохождения церемонии зависела дальнейшая судьба, жизнь прабабушки и прадедушки.
Затем вывел их дружка на улицу, подвёл к повозке, три раза обошли её, и только после этого сели Пётр и Антонина в запряжённую лошадью повозку и поехали к родителям жениха. Повозка и лошадь были наряжены красочными лентами, а на дуге висел колокольчик и ленты разных цветов. Звон колокольчика разносился по всей деревне. Своим звучанием он оповещал всех о том, что родилась новая семья.
По всем правилам, перед тем как ехать к родителям жениха, необходимо зарегистрировать брак в загсе. Так как Антонине было всего 16 лет, то их союз не был зарегистрирован. Только через два года, когда прабабушке исполнилось 18 лет, они расписались и их брак стал официальным.
Мать (Комелькова Клавдия Михайловна) с отцом (Комельковым Михаилом Ильичом) встречали у входа Петра и Антонину с иконкой, благословили
их. Клавдия Михайловна посыпала сына и невестку овсом и пшеном - на оберёг и богатство, хмелем на счастье. Потом родители поподчивали молодых хлебом с солью. Хлеб испекли сами родители. Обычай отламывания или отрезания кусочков хлеба, чтобы погадать, сохранился и по сей день.
Весёлую церемонию выкупа многие молодожёны любят и сейчас.
1.5. Застолье
1.5.1. Первый день
Первый день гуляли у жениха, дарили подарки. Антонина свёкру подарила рубашку, а свекрови – кофту. Родители Петра благодарили за подарки невестку и в знак уважения, их ответным словом был тоже подарок – кожаные полусапожки.
_________________
1 Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. Брудной Л.И., Гуревич З.М., Дмитриевой О.Л.
СПб: «Респекс», 1997 г.
Спиртными напитками не увлекались, пили в меру. Подносили, в течении всей свадьбы, всего по три рюмки и в первый день, и во второй. Рюмки
носили строго на подносе. После выпитой нормы, родители Петра и Антонины произносили следующие слова: «Дорогие гости, пейте, ешьте, водочки больше не обессудьте».
1.5.2. Второй день
Второй день праздновали у невесты. Угощение было не таким разнообразным, как сейчас, в наше время. В основном, всё домашнего приготовления, разные заготовки. Самыми коронными блюдами считались: пироги с разнообразными начинками, блины и холодец.
1.5.3. Третий день
На третий день брали тачку, на тачку ставили сундук, прялку и возили эту тачку по селу. А в тачке сидела женщина и пряла шерсть. Этот обычай был очень интересным и вносил во всё происходящее свой смысл. Знак крепкой, богатой семейной жизни.
По селу с гармошкой, с песнями ходили ряженые родственники со стороны жениха и со стороны невесты. Чтобы все односельчане видели и слышали, как весело проходит свадьба.
Только после этого, садились за столы и пировали дальше.
Затем тушили овин у жениха. Бросали солому в доме и кидали деньги. В это время Антонина собирала деньги, а все приговаривали: «Если все деньги не найдёшь, значит слепая невеста».
Все три дня веселились, плясали под гармонь и балалайку. Так же брали заслонку от печки, скалку и играли, как на музыкальных инструментах. Гармонистом был брат Антонины, Богданов Пётр Иванович, а на балалайке играл – Мысов Александр. Пели весёлые русско-народные песни и частушки. Позже молодые уединились, а гости продолжали свадебный пир.
Заключение
Работая по данной теме:
• Я узнала, что значение обрядов велико и сегодня, так как они являются могущественным средством национального воспитания и сложения народа в одно духовное целое.
• Познакомилась с традициями, обычаями и свадебным обрядом села Абашево. И я поняла следующее: что свадебный обряд, пожалуй, является вторым по важности после рождения событием в жизни каждого человека. И отпраздновать его хочется соответствующим образом.
• Рассказала на очередном занятии краеведческого кружка «Созвездие» о своей исследовательской работе.
Я сделала вывод: что, к сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба, утрачены. Постепенно возрождается лишь традиция венчания в церкви, т. е. заключения церковного брака, а не только гражданской регистрации в загсе. В западных странах, несмотря на свободу отношений между людьми, к браку относятся очень серьезно и придерживаются правил, сложившихся на протяжении столетий.
Нам, молодым, предстоит сохранить традиции предков. На мой взгляд, очень важно помнить старинные обряды. Ведь любовь к Родине не мыслима без знания своей истории. Чтобы вырастить человека глубоко нравственного и патриотичного, нужно не забывать традиции, знать свои «корни». Ведь без прошлого не будет и будущего.
Список используемой литературы
1. Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. Брудной Л.И., Гуревич З.М., Дмитриевой О.Л. СПб: «Респекс», 1997 г.
2. Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. М., 1991 г. (Параграф «Особенности свадебных обрядов в сёлах Среднего Поволжья. Традиционные свадебные песни», с. 45-56.).
3. Зорин Н.В. Русская свадьба в Среднем Поволжье. Казань, 1981 г.
Устный источник
Встречи: 1. С Комельковой Антониной Ивановной.
2. С Обуховой Лидией Сергеевной.
Рисуем крокусы акварелью
У меня в портфеле
Отчего синичка развеселилась
Сказка "Морозко"
Солнечная система. Взгляд со стороны