Строительством в животном мире занимаются многие. Пчёлы строят ульи, муравьи - муравейники, птицы - гнёзда. Но на первом месте стоят всё-таки бобры. Из всех млекопитающих, пожалуй, самые грандиозные сооружения устраивают бобры.
С давних времен у многих народов мира бобры пользовались заслуженным уважением за их удивительные способности и трудолюбие, спокойный и серьезный нрав.
Познакомившись на уроке окружающего мира с особенностями жизни бобра, я заинтересовался, зачем и как бобры строят плотины, действительно ли они такие искусные строители, что могут создать сооружение, не уступающее человеческим творениям. Поэтому я решил провести исследование.
Вложение | Размер |
---|---|
Цель данного исследования – выявить особенности плотин, построенных бобрами и человеком. | 854.5 КБ |
Муниципальная конференция
«Юный исследователь»
Выполнил: Медведский
Максим Алексеевич
МОУ «СОШ№29»
4А класс
Руководитель: Лебедева
Нина Васильевна
учитель МОУ «СОШ№29»
Ангарск, 2012
Оглавление
Введение. | 3 стр | |
Основная часть | ||
1.1 | Общие сведения о бобрах | 5 стр. |
1.2 | Строительство бобровой плотины | 5 стр. |
1.3 | Сравнение плотин построенных бобрами и человеком. | 7 стр. |
Заключение | 10 стр. | |
Литература | 11 стр. | |
Приложение | 12 стр. |
Введение.
Строительством в животном мире занимаются многие. Пчёлы строят ульи, муравьи - муравейники, птицы - гнёзда. Но на первом месте стоят всё-таки бобры. Из всех млекопитающих, пожалуй, самые грандиозные сооружения устраивают бобры.
С давних времен у многих народов мира бобры пользовались заслуженным уважением за их удивительные способности и трудолюбие, спокойный и серьезный нрав.
Познакомившись на уроке окружающего мира с особенностями жизни бобра, я заинтересовался, зачем и как бобры строят плотины, действительно ли они такие искусные строители, что могут создать сооружение, не уступающее человеческим творениям. Поэтому я решил провести исследование.
Цель данного исследования – выявить особенности плотин, построенных бобрами и человеком.
Для этого я поставил следующие задачи:
Начиная работу над данной темой, я сделал предположение – если бобры такие искусные строители, то может человек в строительстве плотин использует их опыт.
Для достижения цели я буду использовать следующие методы:
1. Изучение теоретических материалов по теме.
2. Анкетирование учащихся 3 классов школы.
3. Обобщение полученных материалов.
Проведенное анкетирование среди учащихся третьих классов дало следующие результаты:
песок - 3,6%
камни - 9%
глину -16%
ил -0%
Полученные результаты убедили меня в том, что данная тема своевременна и актуальна для учащихся третьих классов.
Основная часть.
Бобр - крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Длина его тела достигает 1 метра 30 см. Бобры живут вместе, одной большой семьей. Питаются они корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу. (Рис. 1).
Передние зубы, которые бобры используют для работы, периодически стираются или ломаются. Однако челюсть бобра устроена таким образом, что острые передние зубы все время отрастают, как ногти у человека.
Продолжительность жизни бобров в природе 10-25 лет. Взрослыми бобры становятся в трехлетнем возрасте. У них рождается от одного до пяти детенышей. Жизнь семьи бобров начинается с того, что самец и самка отправляются строить себе новое жилище. Плотину они строят для того, чтобы защитить свой дом от хищников и делать на зиму запас пищи под водой. Постройку нового жилья бобры редко начинают раньше конца августа. Их дома стоят на одной стороне пруда, который они построили собственными усилиями.
1.2. Строительство плотины.
Строительные таланты бобров общеизвестны. Творения этих зверьков – плотины и хатки сложны и разнообразны.
Изучая материал о жизни бобров, я узнал, как они строят плотины. Чтобы начать строить, им нужно сначала найти строительные материалы. Поэтому они выбирают такие места, где деревья растут близко от берега. Они очень разборчивы в выборе строительных материалов – главным образом для своих сооружений они используют ольху, осину, иву. Бобры начинают работу с того, что отправляются в лесистые участки вокруг реки. Затем валят деревья, съедают листья с этих деревьев и перетаскивают их к реке. Они делают это, искусно подгрызая стволы таким образом, что, когда работа подходит к концу, дерево всегда падает в направлении реки.
Бобры искусно размещают в пруду большие брёвна и маленькие ветки, каждый день понемногу увеличивая свою плотину. Кроме древесины в постройках используются земля и ил, выполняющие функцию «цемента». По мере роста плотины, вода, собирающаяся перед ней, поднимается. (Рис. 2).
В конце работы, длившейся несколько месяцев, образуется большая запруда. Бобровые плотины у основания часто имеют от 4 до 6 метров, а у гребня один – два. Они настолько прочные, что по ним могут спокойно передвигаться даже всадники.
Но по мере роста пруда бобрам приходится укреплять плотину и заделывать все прорехи. Для надёжности грызуны подпирают плотину с боков специальными поперечинами и рогулинами. Промежутки в конструкции трудолюбивые зверьки законопачивают ветками, илом, листьями и глиной, У одного из концов плотины предусмотрительные бобры устраивают сток, чтобы паводком не повредило всё сооружение. Они выполняют эту непростую работу с большим терпением
Цель бобров при постройке этой огромной плотины – получить спокойное озеро, где они могут построить себе дом. Единственный путь в жилище – под водой. Чтобы попасть внутрь, надо пройти потайной туннель. Этот туннель приводит в потайную комнату, расположенную над уровнем воды. Семья бобров живёт в этом сухом и надёжном помещении. (Рис. 3)
Маленький пруд, построенный бобрами, может быть до трёх – четырёх метров глубиной. Для постройки дома им такая глубина ни к чему. В таком случае, зачем же они делают пруд таким глубоким? Ответ на этот вопрос становится очевидным зимой. Зимой поверхность воды замерзает, и образуется довольно толстый слой льда. Если пруд недостаточно глубок, он промёрзнет до дна и превратится в одну ледяную глыбу, и бобры не смогут передвигаться. Поэтому бобры стараются сделать свой маленький пруд как можно глубже. Таким образом, зимой подо льдом остаётся слой незамёрзшей воды. Этого бобрам достаточно, чтобы передвигаться и кормиться.
В работе по постройке плотины у бобров не замечается особого мастерства: обрубки, сучья, землю, они наваливают довольно – таки бессистемно. Поражает другое: откуда они знают, что плотина может помочь поднять уровень воды в водоёме? Как находят именно то место, где её легче всего возвести? Как они понимают, что чем сильнее течение, тем выпуклее должна быть форма плотины и положе склон, расположенный выше по течению? Раньше это объясняли инстинктом. Действительно, у бобров строительные навыки заложены природой. Однако, пользуясь только инстинктом, бобры не смогли бы правильно решить всех перечисленных выше задач. Кое-что они могут перенять у более старых опытных животных, а кое-что невозможно объяснить, если полностью отказать бобрам в рассудочной деятельности. Поэтому нельзя списывать строительство плотин только на инстинкты, ведь даже плавать бобрят учат родители, а уж всем строительным премудростям тем более.
1.3 Сравнение плотин, построенных бобрами и человеком.
Плотины, построенные бобрами и человеком, имеют родственные корни. Древние люди не умели строить преграды на реках и пользовались запрудами, построенными бобрами. Со временем, наблюдая за трудолюбивыми зверьками, человек сам начинает преграждать реки для получения запасов воды, и уже много позже люди стали делать плотины для орошения земель, для обеспечения судоходства, для производства электроэнергии, для обеспечения городов водой, для предотвращения наводнений. Человек изобрёл новые материалы, начал строить огромные плотины из бетона. Я узнал, что самая длинная плотина, построенная человеком, имеет протяжённость почти 70 км. А самая крупная бобровая плотина имела длину 1200 метров и могла выдержать вес нескольких лошадей со всадниками.
Кстати, если присмотреться, то можно увидеть, что бобры строят свою плотину вогнутой. ( Рис.4) Такая форма выбрана не случайно. Ведь лучше всего выдерживает напор воды именно вогнутая дамба. На самом деле, современные плотины на гидроэлектростанциях всегда строят вогнутыми.(Рис.5). Похоже, что бобры обладают такими познаниями в строительстве, которые человек получил бы, только пройдя многолетний специальный курс обучения. Например, эти животные не ограничиваются сооружением одной – единственной плотины из дерева, глины, камня и земли. Выше по течению они устраивают на пути речного потока дополнительные преграды, тем самым снижая напор воды на основную плотину.
Полученную в результате своего исследования информацию я обобщил в таблице.
Плотина, построенная человеком | Плотина, построенная бобром | |
Для чего создается |
|
|
Время строительства | От нескольких месяцев до нескольких лет. | Несколько дней |
Используемые материалы | Дерево; земля; бетон | Дерево, земля, ил, камни |
Длина | До 70 км | До 1200 метров |
Форма | Вогнутая или прямая | Вогнутая или прямая |
Положительное влияние на окружающую среду |
|
|
Отрицательное влияние на окружающую среду |
|
|
Заключение
В ходе своей работы я изучил и проанализировал теоретическую литературу и информацию из интернета, которая помогла мне более подробно узнать об особенностях жизнедеятельности бобров. Проведенное среди учащихся 3 классов анкетирование убедило меня в актуальности данной темы для моих одноклассников.
Поставленные в работе задачи помогли мне сделать следующие выводы:
Плотины, построенные человеком, так же как и плотины, построенные бобрами, изменяют природу вокруг себя и очень сильно влияют на окружающий мир.
Поэтому я считаю, что выдвинутое мной предположение о том, что человек может использовать опыт бобров в строительстве плотин, подтвердилось.
Литература
Ресурсы Internet
Аннотация
Меня заинтересовало, зачем и как бобры строят плотины, действительно ли они такие искусные строители, что могут создать сооружение , не уступающее человеческим творениям. Поэтому я решил
провести данное исследование.
Была изучена теоретическая литература, проведено анкетирование учащихся 3 классов, результаты которого подтвердили актуальность данной темы.
Сравнение плотин построенных бобрами и человеком позволяет убедиться, что выдвинутое мной предположение о том, что человек может использовать опыт бобров в строительстве плотин верно.
Тезисы
К исследовательскому проекту по теме «Искусные строители» выполненному учащимся 3 «А» класса МОУ «СОШ №29» под руководством Лебедевой Нины Васильевны учителя начальных классов МОУ «СОШ №29»
Познакомившись на уроке окружающего мира с особенностями жизни бобра, я заинтересовался, зачем и как бобры строят плотины, действительно ли они такие искусные строители, что могут создать сооружение , не уступающее человеческим творениям.
Строительные таланты бобров общеизвестны. Творения этих зверьков – плотины и хатки сложны и разнообразны.
Цель бобров при постройке огромной плотины – получить спокойное озеро, где они могут построить себе дом. В работе по постройке плотины у бобров не замечается особого мастерства: обрубки, сучья, землю, они наваливают довольно – таки бессистемно.
Похоже, что бобры обладают такими познаниями в строительстве, которые человек получил бы , только пройдя многолетний специальный курс обучения.
Изученная литература и проведённые сравнения позволили сделать следующие выводы:
1. Люди при строительстве плотин использовали опыт строительства плотин бобрами, их умение использовать местный материал.
2.В древности плотины людей и бобров были похожи по размерам и используемым материалам, но сейчас , благодаря развитию науки, люди создают гораздо более грандиозные конструкции.
3.Плотины построенные человеком, так же как и плотины построенные бобрами изменяют природу вокруг себя и очень сильно влияют на окружающий мир.
Практическое значение состоит в том, что данные результаты будут обсуждены на уроках окружающего мира с учащимися 3 классов.
Отзыв руководителя
на исследовательскую работу «Искусные строители»
ученика 3 «А» класса МОУ «СОШ№29»
Медведского Максима
При написании работы Максим самостоятельно изучил определённый круг литературных и справочных источников, а также Интернет-ресурсы, сумев при этом отобрать необходимый материал и ярко представить разнообразные сведения из жизни бобров. Необычно подошёл к решению проблемы: сравнив особенности творения рук человека и животных. Для определения актуальности выбранной темы Максим провёл анкетирование учащихся 3 –х классов школы и доказал, что эта тема действительно актуальна .
Логично изложены общие сведения о бобрах, особенностях их жизни, способах построения плотин и проведён сравнительный анализ особенностей строительства плотин бобрами и человеком. Сделаны выводы, подтверждающие гипотезу, и сведены в обобщающую таблицу.
При изучении темы «Водоёмы» на уроке «Окружающего мира» Максим выступил с сообщением о жизни бобров – строителей.
Работа, выполненная Максимом, соответствует требованиям, предъявляемым к исследовательским работам.
Неравнодушие, собственный глубокий интерес Максима к выбранной теме, самостоятельность исследования делает работу занимательной и запоминающейся.
Руководитель: Лебедева Нина Васильевна
«22»апреля 20009г.
Приложение.
1- | Плотина |
2- | Образовавшееся озеро |
3- | Запас корма |
4- | Хатка |
5- | Подводные лазы в хатку |
6- | Вентиляционное отверстие |
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Сказка об осеннем ветре
Загадочная система из шести экзопланет
Как нарисовать портрет?
Зимняя сказка
Акварельные гвоздики