Аннотация.
Цель работы провести исследование и попробовать найти ответы на вопросы: как перевод времени и нынешнее положение часовых поясов на территории России влияет на здоровье человека? По какому времени должны жить люди в разных областях, а конкретно, на долготе города Новокубанска? Методы исследования: картографический, математический, социологический опрос. Во введении очень кратко рассматривается история и необходимость поясного времени.
В основной части исследования определено что, солнечное время на меридиане города Новокубанска отличается на1ч 44мин , административное время на 4 ч по сравнению Гринвичем..Определено, что солнечное время в Краснодарском крае в восточной части и западной части отличается на 21 минуту. Жители г. Новокубанска и территорий II и III часовых поясов живут по полудню срединного меридиана 37˚30’, т. е. по меридиану г. Москвы и наше время не существенно отличается от времени столицы. В Москве полдень наступает на 14 минут позже, чем в Новокубанске. Если бы не декретное время, время III часового пояса было бы максимально приближено к солнечному. На самом же деле, так как солнечное время в Новокубанске отстает от поясного (с учетом декретного) на 1час 16 минут. В связи с этим нарушаются санитарные нормы, так как фактически занятия в школе начинаются около 06.45, значит, вставать приходится еще раньше - в 5.30 - 6.00 по солнечному времени.
Были опрошены ученики 10 класса и учителя гимназии. В итоге оказалось, что у большинства полдень «запаздывает» на 3 часа 15 минут по сравнению с административным временем. На основе можно сделать вывод, что биоритм человека не может подстроиться на ложное время, и независимо от того, по времени какого часового пояса должен жить человек, он все равно будет существовать по своему «внутреннему» времени, которое ближе к солнечному, чем к поясному.
Аргументов в пользу жить по солнечному времени немало: большая трудоспособность, здоровая дневная активность, уменьшение риска заболеваний, меньший стресс и напряжение. Как приравнять поясное время к солнечному? Существует, по крайней мере, два способа решить это проблему.
1) Отменить декретное время и пересмотреть поясное в некоторых субъектах федерации нашей страны.
2) Для разных регионов страны сделать график начала рабочего дня – определить оптимальное время для начала активной деятельности согласно солнечному времени. В частности, жителям Краснодарского края следует начинать учебный и рабочий день в 9.00-9.30.
Вложение | Размер |
---|---|
igry_so_vremenem.docx | 671.64 КБ |
« По какому времени мы живем?»
Панфилова П.С.,10 «Б» класс МОБУГ №2 г.Новокубанска
Содержание
Введение-----------------------------------------------------------------------------------------------2-4 стр.
Основная часть
Глава 1.О времени-----------------------------------------------------------------------------------5-6 стр.
Глава 2.Солнечное время и санитарные нормы-----------------------------------------------7-9 стр.
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------------10 стр.
Список литературы-----------------------------------------------------------------------------------11 стр.
Приложения ---------------------------------------------------------------------------------------12-14 стр.
Введение. «Игры со временем».
В этой научной работе необходимо провести исследование и попробовать найти ответы на вопросы: как перевод времени и нынешнее положение часовых поясов на территории России влияет на здоровье человека? По какому времени должны жить люди в разных областях, а конкретно, на долготе города Новокубанска?
Методы исследования:
1. Картографический. Рассмотрение вопросов мирового, поясного, местного времени, определение точных географических координат невозможно без карт.
2. Математический. Расчет разницы во времени с помощью математических действий, с учетом угловой меры и меры времени.
3. Социологический опрос с целью определения полуденного времени респондентов с целью его сопоставления с солнечным и поясным временем.
Жизнь человека неразрывно связана с природой, отношение к которой менялось со сменой эпох. В древности человек признавал свою зависимость от природы, он отождествлял себя с окружающим миром. Вставал с первыми лучами солнца и засыпал, когда оно исчезало с небосвода. Он жил в гармонии и шел в ногу с солнечным временем. Основным ареалом обитания европейского человека было Средиземноморье, люди почти не замечали различий во времени в разных частях населяемых ими территорий. Но с развитием прогресса, по мере освоения новых земель, и, впоследствии, всего земного шара, путешественники стали замечать, что время на разных меридианах сильно отличается.
С появлением железных дорог стало очевидным, что надо систематизировать и упорядочить отсчет времени. Теперь надо было установить точное время на каждой территории, причем наиболее удобное. Страны вводили часовые пояса: сначала США, потом – Великобритания затем и остальные. Ведь все понимали, какая цена может быть заплачена за неточность времени на различных станциях: от неудобства пассажиров до аварий. Так, все большее количество государств делило страну на части с различным временем.
И по сей день, как мы можем наблюдать, вопрос о том, по какому времени мы живем и в каком часовом поясе должна лежать та или иная территория, остается открытым. Эта проблема актуальна, так как ее обсуждают многие, правительство нашего государства часто проводит реформы времени, и многие люди недовольны. Но что, же именно является причиной недовольства? Обоснованно ли оно?
Вопрос о положении часовых поясов, кажется, обсуждается с самого их введения. Об этой проблеме писал К. С. Лазаревич [1], кандидат географических наук города Москвы, Н. В. Болотникова [2], автор-составитель книг по подготовке к профильному изучению географии, и многие другие.
Чтобы подробнее разобраться в нынешней системе поясного времени в России, нужно, во-первых, проследить за изменениями, которые происходили в этой системе. Поясное время в СССР, несмотря на огромную протяженность нашего государства с запада на восток, ввели относительно поздно – в 1919 году. Для примера, в США перешли на него в 1883 году. В 1930 году ввели декретное время в СССР (перевели часы на 1 час вперед), с целью экономии электроэнергии. Оно действует и по сей день. Упомянутая выше Н. В. Болотникова в своем труде неодобрительно отзывается о переходе на декретное время: «Если летнее и зимнее время можно хоть как-то объяснить, то никакому объяснению не поддается так называемое декретное время. Пожалуй, что единственный его смысл – пораньше поднять людей на работу, а вечером побыстрее загнать в дома. Такое время в Америке вводилось только во время войны» [2]. Можно сказать, что во многом она права. Следующей реформацией было введение летнего времени в 1981 году. В 2011 году был отменен переход на зимнее время. Также много изменений в отношении областей, краев и республик к тому или иному поясному времени произошло в 2010 году. Экономия электроэнергии, лучшее самочувствие граждан – все это служило обоснованием реформации.
Попробуем оценить, действительно ли получаемая экономия средств оправдывает объединение часовых поясов и то, что наше поясное время не сходится с солнечным (в связи с тем, что действует декретное). Обратимся к точкам зрения экспертов. Экономические последствия возможной отмены перехода на летнее время и сокращения числа часовых поясов в стране они оценивают по-разному. «Это комплексная и сложная задача. Оценить все за и против – это, безусловно, в компетенции руководства страны. Для нас, как государственной компании, решение обязательно к исполнению. И мы со своей стороны обеспечим функционирование системы при любом решении», — сообщил представитель «Системного оператора ЕЭС» (СО ЕЭС) Дмитрий Батарин. Однако Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития, не считает экономию средств при переходе на летнее время серьезной: «Переход на летнее и зимнее время не является столь значимым для экономики. Фактор экономии ресурсов ничтожен, это просто погрешность статистики. Гораздо важнее самочувствие людей и животных. Если мы умножим 2 млрд киловатт-часов электроэнергии на средний тариф в 2 рубля, мы получим экономию около 4 млрд руб. Вопрос заключается в том, стоит ли самочувствие людей этих денег. Государство на строительство дорог, которые уже через полгода надо ремонтировать, больше тратит. Кроме того, СО ЕЭС смотрит потребление электроэнергии до и после перевода стрелок. Необходим расчет, какой могла бы быть выгода, если бы этого перехода не было и экономика работала бы в стабильном режиме» [3].
Основная часть
Глава I. О времени.
1.Солнечное время на меридиане города Новокубанска.
Как известно, географическое (реальное, "солнечное", звёздное) время определяется по географическому положению каждой конкретной точки. На карте времени его значения относительно исходного Гринвичского нулевого меридиана показаны цифрами по верхнему и нижнему краю карты ("плюс" означает – восточнее, "минус" – западнее Гринвича) (Приложение 1). Новокубанск находится на долготе 41˚ к востоку от Гринвича. Истинное солнечное время на меридиане г. Новокубанска определяется по положению в III часовом поясе. Нетрудно посчитать, какая разница во времени должна быть на этом меридиане относительно Гринвича (за 1 час Земля поворачивается на 15˚) – 2 часа 44 минуты. То есть, когда в Гринвиче полдень, в Новокубанске по солнечному времени - 14.44. Но мы живем в административном часовом поясе (т. е. на участке земной поверхности, на котором в связи с законом установлено определенное поясное время), отличающемся от Гринвича на 4 часа (3 часа из-за положения в третьем часовом поясе + 1 час вперед из-за декретного времени, которое было введено в 1930 году специальным постановлением), то есть когда на Гринвиче полдень, у нас - 16.00 (Приложение 2).
2. Солнечное время в Краснодарском крае.
В пределах Краснодарского края, согласно В. Н. Беспалову [4], время наступления полудня в восточной части (12.13) отличается от времени наступления полудня в западной части (12.34) на 21 минуту, в Краснодаре же полдень наступает в 12.24 (Приложение3). Следовательно, положение Новокубанска выгоднее, так как погрешность административного времени по отношению к солнечному меньше.
3. Время полуденного меридиана.
Время часового пояса определяется временем полуденного меридиана. То есть этот меридиан является как бы «золотой серединой» для территорий, лежащих восточнее и западнее от него. Чтобы вычислить, какое время должно быть в часовом поясе, меридианы крайних точек суммируют и делят на 2 - рассчитывают время, которое должно быть на полученной долготе, и устанавливают его в качестве поясного для всей территории. Жители г. Новокубанска и территорий II и III часовых поясов живут по полудню срединного меридиана 37˚30’, т. е. по меридиану г. Москвы (Приложение 4), и наше время не существенно отличается от времени столицы (41˚ (долгота г. Новокубанска) - 37˚30’ (долгота г. Москвы) = 3˚30’).Чтобы вычислить, на сколько полдень в Новокубанске наступает раньше чем в Москве, нужно полученную разность из градусов перевести в часы (минуты), для этого нужно умножить 3˚30’ на 4 (за 4 мин земля поворачивается на 1˚). Получается, что на 14 минут позже в Москве наступает полдень, чем в Новокубанске.
4. Время III часового пояса.
Из выше сказанного следует, что время Новокубанска практически совпадает со временем Москвы. Но верно ли нынешнее Московское время? Солнечное время на меридиане города Новокубанска отличается от гринвичского на 2 часа 44 минуты, от истинного московского – на 14 минут, т. е. когда в Гринвиче полдень, по солнечному времени в Москве должно быть 14.30, а не 16.00, как установлено в настоящее время. Если бы не декретное время, время III часового пояса было бы максимально приближено к солнечному -15.00.
Глава II.Солнечное время и санитарные нормы.
1. Санитарные нормы.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации) были утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В приложении «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» есть пункт 10.4.,в котором сказано: «Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается» » [5]..
На самом же деле, так как солнечное время в Новокубанске отстает от поясного (с учетом декретного) на 1час 16 минут, мы нарушаем санитарные нормы, так как фактически занятия начинаются около 06.45, значит, вставать приходится еще раньше - в 5.30 - 6.00 по солнечному времени.
2.Социологический опрос. Биоритм.
В статье К. С. Лазаревича «О часовых поясах в России» [1] была представлена схема интересного опроса, и мы решили его провести. Вот как объясняет суть эксперимента автор: «Предложите ученикам записать то время, когда они в рабочий день встают, и час, когда ложатся спать. На основании этих данных вычислить среднее арифметическое, то есть полдень каждого из ребят. Исходные данные (время, когда встают и ложатся) пусть записывают с точностью до получаса, время полудня может получиться с точностью до четверти часа. Если найдутся в классе полуночники, которые ложатся после 12 часов ночи, то пусть пишут не 0 часов, а 24 часа, не 0 часов 30 минут, а 24 часа 30 минут, не час ночи, а 25 часов. Пример: встаю в 7.30, ложусь в 23 часа, мой полдень: (7.30 + 23.00): 2 = 15.15. У разных школьников получатся разные цифры, но можно не сомневаться, что у всех полдень заметно позже 12 часов дня; в приведенном примере — на три с лишним часа». Были опрошены ученики 10 класса и учителя гимназии. В итоге оказалось (Приложение 5), что у большинства полдень «запаздывает» на 3 часа 15 минут по сравнению с административным временем. Также у большого количества респондентов полдень приходится на 14.15. У минимальной части опрошенных полдень по биоритму наступает в 13.45. Однако если не брать в расчет декретное время, то «внутренние» часы приближаются к солнечным.
На основе этого эксперимента можно сделать вывод, что биоритм человека не может подстроиться на ложное время, и независимо от того, по времени какого часового пояса должен жить человек, он все равно будет существовать по своему «внутреннему» времени, которое ближе к солнечному, чем к поясному (Приложение 6).
Получается, что при нынешнем сдвинутом времени первые 2-3 часа занятий сейчас не эффективны из-за того, что дети недосыпают 1 час в оптимальное время для сна. Для учащихся второй смены основная сложность (которая существовала всегда) - это позднее возвращение из школы.
Об этой проблеме говорят и специалисты – доктора биологических наук, которые считают: «Хроническое недосыпание – бич современной цивилизации». В труде В. Б. Дорохова и В. М. Ковальзона «О пользе жизни по солнцу» [6] был найден отрывок, в котором можно наглядно увидеть, как не просто неудобна, но и опасна жизнь не по солнечному времени: «Насильственное пробуждение до восхода солнца из-за опережения естественного хода времени вызывает прерывание физиологически нормального сна, разрушает нервную и иммунную системы организма и оказывает негативное влияние в перспективном плане на здоровье человека. При круглогодичном двухчасовом опережении природного ритма смены дня и ночи длительность преждевременного, до восхода солнца, бодрствования и детей, и взрослых вырастает на треть. Это приводит к значительному ухудшению качества жизни и состояния здоровья населения нашей страны». Можно сказать, причин для восстановления жизни по солнечному времени достаточно.
3. Решение проблемы.
Итак, аргументов в пользу жить по солнечному времени немало: большая трудоспособность, здоровая дневная активность, уменьшение риска заболеваний, меньший стресс и напряжение. Остается вопрос: как приравнять поясное время к солнечному? Существует, по крайней мере, два способа решить это проблему.
Заключение.
Итак, можно подвести итог исследованию проблемы несовпадения истинного и административного времени. Как выяснилось, время почти на всей территории России отличается от солнечного на 1-3 часа в связи с различными реформами и преобразованиями. Неправильный ритм жизни, опережающий природный, в рассмотренном случае, примерно на 2 часа, влечет за собой многие проблемы со здоровьем.
В итоге работы можно сделать несколько выводов:
Список литературы и источников
Приложения
Приложение 1. Расположение часовых поясов в начале XXI в.
Приложение 2. Часовые зоны России с 27 марта 2011 года
№ пояса | Средний меридиан, ° в. д. | Различие с московским временем, час | Территория (в скобках — центр) (зимой), час, мин | Время наступления полудня | ||
на востоке | на западе | в адм. центре | ||||
III | 30 | 0 | Республика Адыгея (Майкоп) | 12.17 | 12.25 | 12.15 |
Республика Дагестан (Махачкала) | 11.46 | 11.58 | 11.50 | |||
Ингушская Республика (Магас) | 11.59 | 12.02 | 12.01 | |||
Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик) | 12.01 | 12.10 | 12.05 | |||
Республика Калмыкия (Элиста) | 11.50 | 12.13 | 12.03 | |||
Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск) | 12.09 | 12.17 | 12.12 | |||
Республика Северная Осетия | ||||||
Алания (Владикавказ) | 12.00 | 12.06 | 12.01 | |||
Чеченская Республика (Грозный) | 11.53 | 12.00 | 11.57 | |||
Краснодарский край | 12.13 | 12.34 | 12.24 | |||
Ставропольский край | 11.57 | 12.17 | 12.12 |
Приложение 3. Время наступления полудня
Приложение 4. Часовые пояса и их срединные меридианы.
Приложение 5. Фрагмент таблицы социологического опроса.
Возраст | Время, когда встаете | Время, когда ложитесь спать | Полдень по биоритму |
15 | 6.30 | 22.00 | 14.15 |
16 | 7.00 | 24.00 | 15.30 |
48 | 5.30 | 23.00 | 14.15 |
37 | 6.00 | 24.30 | 15.15 |
16 | 6.30 | 24.00 | 15.15 |
17 | 7.00 | 25.00 | 16.00 |
45 | 5.30 | 23.00 | 14.15 |
Приложение 6. Графики циркадианных (время, часы, в течение дня) биоритмов человека
.
Зимний лес в вашем доме
Ворона
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Флейта и Ветер
О путнике