Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
patriotom_byt_a_ne_slyt.doc | 54.5 КБ |
patriotom_byt_a_ne_slyt.ppt | 2.7 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Работа на конкурс социальных исследований «Сила мысли»
Выполнил: Федоров Сергей, учащийся 9 «В» класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
город Белогорск Амурской области
Руководитель: Назарук Нина Алексеевна
учитель технологии
классный руководитель 9 «В» класса
г. Белогорск 2011
«Патриотом быть, а не слыть»
Обучаясь в кадетском классе пятый год, я постоянно сталкиваюсь с таким понятием как патриотизм. На всех уроках и внеклассных мероприятиях нам говорят, что мы должны быть патриотами. Я, как и мои одноклассники тоже считаю себя патриотом. Но с каждым годом, взрослея, у меня возникают вопросы, а каким должен быть настоящий патриот? Почему некоторые люди, провозглашая себя патриотами, идут на трагические происшествия, связанные с террористическими актами, гибелью огромного преступления?
В последнее время всё чаще и чаще в нашей стране происходят количества ни в чем неповинных людей. Молодые люди организуют свои группы для убийства людей другой национальности или расы. Считая себя патриотами, они проводят «чистку» в наших, российских, рядах. Между тем в этих группах сосредоточена именно молодёжь. Мне захотелось разобраться в этой непростой ситуации сегодняшнего положения вещей и ответить на вопрос о том, кого можно считать патриотом. И имеют ли все эти люди отношение к такому понятию, как «патриотизм», действительно ли они всё это совершают из-за своей великой любви к Родине.
Выбрав данную тему, я стремился понять и осмыслить тему патриотизма, но, оказалось, что существуют прямо противоположные точки зрения на данное явление нашей жизни.
Одни считают, что патриотизм – это врожденное чувство, другие, что его надо прививать, а третьи, в том числе, и знаменитый телевизионный ведущий В.Познер, убеждены, что такого понятия вообще не существует. Он писал в газете «Escuiqe»: «И снова: заложена ли в нас патриотическая программа? Сомневаюсь. Любовь к родителям — да, она существует на генетическом уровне, любовь к стране — вряд ли».
Но я не согласен с этим мнением и решил более детально изучить этот вопрос.
Проблема: каким должен быть настоящий патриот?
Цель: охарактеризовать понятия «патриот» и «патриотизм».
Объект: учащиеся
Предмет: патриотизм и гражданственность как духовные ценности в современном обществе
Гипотеза: предположим, что мои сверстники считают, что
- патриот – это человек, который любит свою родину и всегда готов служить своей отчизне;
- «патриотизм» - это чувство, которое необходимо прививать человеку с детства
Задачи: 1. Изучить понятие «патриот» и «патриотизм» в теории.
2.Определить роль патриотизма в жизни сверстников.
3.Выявить отношение школьников к проблемам патриотизма.
Обращаясь к литературе, я прочитал много высказываний о понятии патриотизм.
Знаменитый академик Дмитрий Лихачев писал: «Патриотизм – это благороднейшее чувство. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной и общественной культуры духа…». Английский драматург Бернард Шоу считает по - другому. Для него патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других, потому что ты в ней родился.
Результаты социологического опроса жителей микрорайона «Амурсельмаш» города Белогорска (опрошено 567 человек) показали, что 70% опрошенных жителей знают, что такое патриотизм, 23% слышали об этом понятии, 4% слышат впервые, 3% затрудняются ответить.
Поэтому наверно не случайно наши сограждане иммигрируют из страны, ищут работу за рубежом, не ходят голосовать на выборы, уклоняются от службы в армии.
Каким же должен быть настоящий патриот? Бить себя кулаком в грудь и кричать во всеуслышание: «Я – патриот!» – смешно и глупо.
Так уж сложилось в нашей стране, что образ патриота неотъемлемо связан с военным ремеслом. Для этого есть соответствующие исторические предпосылки: вся наша история – история войн: оборонительных, войн за жизненное пространство и т. д.
Но на самом деле патриот необязательно должен ложиться на амбразуру. Он должен приносить пользу государству в своей сфере. Обычные российские солдаты тоже достойны почета и уважения – они исполняют приказ, защищают Родину, совершают героические поступки. Мой старший брат совсем недавно вернулся из рядов российской армии. Он честно служил, отдавая долг Родине. И хотя он служил в мирное время и не совершил подвига, он с гордостью говорит о службе в армии и всегда готов встать на защиту своей Родины. Из наших современников для меня примером является герой России, выпускник нашей школы Александр Луценко (его имя носит наша школа), героически погибший в Чечне. Он выполнял свой долг, и вряд ли он задумывался в этот момент о славе и известности. Он проявил себя как настоящий патриот.
История России – это история великого воинского подвига. К примеру, стоит вспомнить только один призыв Александра Суворова: «… прошу брать мой пример, до издыхания быть верным Отечеству».
Я горжусь, что родился и живу в России. Но разве это дает право кому-нибудь унижать человеческое достоинство других людей, их бить и даже убивать только потому, что они другие? Другой веры, расы, национальности, происхождения, цвета кожи, места рождения, наконец? Думаю, что нет. И настоящий патриот не может этого не понимать.
Я считаю, что патриотизм – это не только гордость за все хорошее, что есть в своем Отечестве, но и боль от всего плохого, что есть в нем. Из рассказов родителей я узнал, что в прошлом столетии было множество патриотических песен, снимались фильмы на патриотическую тематику. Как пример можно привести не только легендарного «Чапаева», но и «Александра Невского». Сейчас мы смотрим больше американские боевики. Патриотические песни исполняем только в школе на праздниках, смотрах строевой подготовки.
Так каким же должно быть отношение к патриотизму, отношение к Родине в наши дни?
Для сравнения приведу данные о патриотизме в США, взятые из книги «Служим Отечеству:
2) В США во время праздников многие семьи на своих балконах выставляют флаг США
3) В США на одежде носят изображение американского флага, и каждый американец знает, что изображено на флаге, сколько звезд на нем и почему.
4) В США не встретишь американца в одежде с символикой России.
А что же у нас? Ребята нашего класса, конечно, знают гимн России, но я сомневаюсь, что его знают другие школьники. Никто из нас дома никогда не вывешивает российский триколор. Маленький флажок может стоять где-то в офисе на столе. Зато у нас тысячи взрослых, не говоря уже о детях, не задумываясь, носят одежду с символикой США.
Я убежден в том, что патриотизм — это, с одной стороны, очень личное, индивидуальное чувство, а с другой — чувство, которое позволяет человеку ощутить родство со своим народом и быть гражданином великой страны. Недавно мы все в полной мере ощутили эти чувства, когда наша молодежная сборная по хоккею выиграла у канадцев и стала чемпионом мира. Мы победили, потому что наши ребята понимали, как нужна эта победа стране.
Я провел социологический опрос учащихся 9- 11 классов (183 чел). Результаты показали, что патриотизм это - любовь к Родине – 100 % учащихся, любовь к природе – 25 %, защита отечества – 92 %, верность Отчизне – 100 %, почитание законов – 23 %.
- считаете ли вы себя патриотами? «да» - 88 %, «нет» - 3 %, «частично» - 4%,«не знаю» - 5%
- каково ваше отношение к людям другой веры, нации, расе? дружелюбное – 53 %, равнодушное 27 %, терпимое - 12 %, отрицательное – нет; я к ним отношения не имею – 8 %.
Так в чем же проявляется патриотизм?
- Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к
лучшему, сделать чище, добрее, красивее.
- В способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим
взглядам и идеям, своей мечте.
- В способности гордиться своей страной, защищать ее ценности, в первую очередь свободу и
независимость, чтить и хранить вековые традиции.
- В способности испытывать возвышенные чувства к собственной стране, к ее природе, культуре
Из средств массовой информации, я узнал, что с 2011 года в российских школах начинается масштабная реформа старшей школы, где первостепенной задачей является патриотическое воспитание школьников. А это значит, что тема моего проекта актуальна в настоящее время.
В проекте рассматривается очень важный вопрос – что значит быть патриотом?
Вывод: чтобы быть патриотом, любить Родину, необязательно громко объявлять об этом, не нужно мечтать о том, что мог бы сделать при подходящих обстоятельствах. Необходимо честно делать своё дело, ощущая себя частью большого организма, будь то семья, школа, город или страна. Такое многогранное понятие, как «патриот», вмещает в себя любой масштаб происходящего, включает в себя почитание родителей, приверженность культуре и ценностям своего Отечества, честность. Но ведь ответ может быть гораздо проще: чтобы быть патриотом, надо быть Человеком. Всегда можно жить интересно и приносить пользу, чтобы однажды суметь сказать: «Я сделал всё, что мог». И это лучшая философия, которая нужна человеку для жизни.
Литература
1. Д. А. Алгазин Воспитание юных патриотов. М., 1999 г.
2. В.Иванов «О патриотизме, национализме и национальном экстремизме» «Взгляд»-
Деловая газета -18 апреля 2006 г.
3. И.Ильин «Наши задачи». Статьи о патриотизме. Электронная библиотека
4. Э.Л.Кузьмин Мировое государство: иллюзии или реальность? М., 1969 г
5 Д.С.Лихачев Письма о добром и прекрасном М., 1989 г.
6 И.Соловьев О патриотизме - электронная библиотека
Сорняки
Несчастный Андрей
Для чего нужна астрономия?
Лупленый бочок
Огонь фламенко
Комментарии
Патриотом быть, а не слыть
Работа актуальна в настоящее время, имеет практическую направленность по патриотическому воспитанию подрастающего поколения