«Все жалуются на свою память,
но никто не жалуется на свой ум.»
Франсуа де Ларошфуко.
Введение
Среди многих способностей , которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из важнейших является возможность сохранять и воспроизводить по мере надобностей полученные впечатления. Эта способность составляет функцию памяти. Стоит только представить себе, кем бы был человек, лишенный памяти, чтобы понять ее огромнейшее, ничем не заменимое значение. Ведь, не обладая памятью, человек не мог бы усваивать общественный опыт, передаваемый ему другими людьми, отложившийся в книгах, предметах искусства и культуры.
“Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов.).
“Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы бы были существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом”.
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_harakteristiki_pamyati_uchashchihsya.doc | 451.5 КБ |
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің Дружба орта мектебі»ММ
ГУ «Дружбинская средняя школа отдела образования акимата г.Костаная»
Исследовательская работа
на тему:
«Некоторые характеристики памяти учащихся»
Выполнила:
Северина Валерия
ученица 9 класса
Руководитель:
Стасенко О.А.
учитель биологии
Содержание
Введение…………………………………………………………………………................. 3
I. Память и её характеристика
II. Практическая часть работы (Методики изучения памяти)
2.1 Определение объема кратковременной памяти……………………………………. 9
2.2 Определение уровня развития механической и смысловой памяти ………………11
2.3 Выявление типа памяти ……………………………………………………………... 12
III. Выводы и заключения………………………………………………............................. 14
IV. Приложения …………………………………………………………............................. 15
«Все жалуются на свою память,
но никто не жалуется на свой ум.»
Франсуа де Ларошфуко.
Введение
Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из важнейших является возможность сохранять и воспроизводить по мере надобностей полученные впечатления. Эта способность составляет функцию памяти. Стоит только представить себе, кем бы был человек, лишенный памяти, чтобы понять ее огромнейшее, ничем не заменимое значение. Ведь, не обладая памятью, человек не мог бы усваивать общественный опыт, передаваемый ему другими людьми, отложившийся в книгах, предметах искусства и культуры.
“Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов.).
“Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы бы были существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом”.
Память лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых сейчас он находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Человеческая память – явление сложное и многогранное, не раскрывшее до конца всех своих секретов.
Память это основа личности. Среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям.
Приведём несколько примеров:
Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.
Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности.
Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.
Объект, цель, задачи и методы исследования
Объект исследования: учащиеся 6 – 11 классов Дружбинской средней школы
Предмет исследования: характеристики памяти учащихся
Цель работы: исследование некоторых характеристик памяти учащихся среднего и старшего звена нашей школы.
Задачи исследовательской работы:
В ходе работы использовались следующие методы:
Практическая значимость данной работы:
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования полученных данных и выводов на практике: в школе для улучшения усвоения знаний детьми различного возраста и повышения продуктивности запоминания учебного материала.
«Всё развитие человека совершается не иначе,
как в области памяти и через её посредство...»
К. Д. Ушинский
Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.
Две тысячи лет спустя французский философ и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель "гидравлической" модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению "жизненных духов", что сопровождается формированию навыков - т.е. запоминанием. Позже - уже в 19 и начале 20 веков - в связи с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы память трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия перечисленных выше устройств.
Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии. В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).
Выделяют следующие процессы памяти:
Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.
1. В зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:
словесно-логическая (вербальная) память связана с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;
2. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение:
3. По способу запоминания:
4. По продолжительности запоминания и сохранения материала:
Существуют и другие классификации видов памяти:
Долговременная память подразделяется:
а) генетическая память - это все то, что накопили наши предшественники.
б) наследственная память - память ближайших родственников.
Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы - 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.
В принципе возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.
Химический подход, который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства: чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен. На благоприятные результаты от использования психофармакологических средств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать лишь имея в виду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой, инертных, малоинициативных, не уверенных в себе.
Можно использовать вещества - адаптогены. К ним относятся корень жень-шеня, препараты из китайского лимонника и элеутерококка. Действие адаптогенов весьма разнообразно. Человеку, занимающемуся физическим трудом, они помогают справиться с физическим перенапряжением, альпинисту - приспособиться к пониженному атмосферному давлению, литейщику - к высокой температуре и перегреванию организма, ткачихе - к шуму в цехе и т.п. Они помогают больному быстрее поправиться после операции. Одним словом, они "следят" за сохранением внутреннего равновесия в организме, а это очень важно для работы мозга, в т.ч. для эффективности обучения и запоминания. Кроме того, адаптогены обеспечивают более экономное расходование энергии мышцами, улучшает синтез белков, что имеет прямое отношение к биохимическому механизму памяти.
Ухудшают память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина).
Второй подход к изучению и регулированию процессов памяти - физический. Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще.
Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур.
Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в "форме". Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут, при совершенствовании памяти важно знать главный закон саморазвития: труд, настойчивость, регулярность.
Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня.
Память развивается одним путем – упражнениями. Тренировка памяти будет эффективнее, если ставится конкретная задача - что нужно запомнить.
Существует и такое правило умственной работы — отдыхать, меняя занятия. Это верный путь избежать переутомления, что так же важно в процессе тренировки памяти. Одна из основных заповедей улучшения памяти – повторение.
По возможности нужно использовать все способы восприятия информации. Комбинируйте их и через некоторое время память ваша станет надежней, лучше. Очень важно при запоминании новой информации не отправлять ее в дальние "кладовые памяти", а постараться сопоставить ее с полученной ранее, развивая тем самым ассоциативную память.
1. Курение
Курение очень плохо воздействует на нервную систему человека, и в частности на работу головного мозга. Несколько исследований, проведенных независимыми друг от друга командами ученых показали, что курильщики показывают несколько худшие результаты в упражнениях на запоминание, чем некурящие люди.
Первоначально в малых дозах, никотин расширяет кровеносные сосуды и действует возбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысль течет быстрее. Но все это длится недолго. В больших дозах и при длительном употреблении никотин сужает сосуды. Под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма (вовсе не безобидных) умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти. Результаты исследований показали, что под влиянием курения табака, наступает ухудшение кровоснабжения мозга.
Никотин может временно улучшить функцию краткосрочной памяти, но долгосрочная память уходит в глубокий нокаут при длительном следовании вредной привычке.
2.Алкоголь.
Алкоголики часто жалуются на забывчивость. Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давно происходившие события, но столь же легко забывают сиюминутные. Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности.
3. Недоедание
Как и хороший автомобильный двигатель, ваш мозг нуждается в топливе - и высокооктановым горючим для клеток головного мозга является глюкоза - практически чистая энергия. Если глюкозы нет, мозг переходит в спящий режим, и естественно, высшие функции нервной системы тоже "засыпают".
4. Стрессы
Ежедневные стрессовые ситуации также приводят к ухудшению активности мозга, в том числе и к снижению способности что-либо запоминать. Стоит отдохнуть - и способности вновь восстановятся, однако самые нервные дни или даже недели забываются очень быстро - мы подсознательно стараемся избавиться от груза ненужной памяти.
Методики изучения памяти
2.1. Определение объема кратковременной памяти
Данная методика применима только при индивидуальном обследовании детей. При этом используют матрицу информационного поиска.
Матрица с цифровым материалом.
4 | 3 | 2 | 8 | 2 | 3 | 6 | 5 | 9 | 1 |
7 | 5 | 7 | 6 | 9 | 5 | 9 | 0 | 8 | 5 |
б | 3 | 0 | 7 | 6 | 9 | 1 | 0 | 9 | I |
7 | 4 | 1 | 7 | 5 | 3 | 9 | 2 | 3 | 4 |
6 | 1 | 7 | 6 | 9 | 5 | 8 | 5 | 9 | 0 |
0 | 7 | 6 | 3 | 2 | 6 | 3 | 8 | 9 | 2 |
8 | 0 | 0 | 3 | 2 | 1 | 5 | 4 | 9 | 5 |
6 | 5 | 4 | 4 | 6 | 8 | 8 | 3 | 1 | 3 |
7 | 2 | 4 | 1 | 0 | 6 | 2 | 3 | 7 | 1 |
3 | 1 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 6 | 5 | 1 |
На листе плотной бумаги вырезают рамку, равную размеру одной строки. Обследуемому ребенку предъявляют одну строку и матрицы для запоминания с помощью вырезанной рамки, а затем он воспроизводит то, что ему удалось запомнить в письменном виде в протоколе. Время предъявления строки 3—5 секунд .
Инструкция: «Вам необходимо просмотреть ряд из 10 цифр с целью запоминания. Этот ряд будет показан на очень короткое время для того, чтобы только один раз его просмотреть. Затем Вам необходимо по памяти воспроизвести предъявляемые цифры, сохраняя порядок их следования друг за другом».
Процедура выполняется 10 раз. Вначале необходимо выполнить пробную процедуру для того, чтобы выяснить, правильно ли понята инструкция.
Обработка результатов
Ниже приведены показатели объема памяти на цифровые символы в зависимости от возраста.
Таблица 1
Показатели воспроизведения | Возраст | |||||||
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13-15 | 16-18 | 20-22 | |
01 | 4,8 | 4,9 | 5,9 | 6,2 | 6,9 | 8,0 | 7,1 | 8,8 |
02 | 4,6 | 4,7 | 5,3 | 5,8 | 6,4 | 7,5 | 6,5 | 7,5 |
03 | 3,5 | 3,7 | 3,7 | 4,3 | 4,1 | 5,2 | 4,9 | 5,7 |
На основании полученных данных оценки объема кратковременной памяти можно выделить три основные группы учащихся на основании величины параметра 03:
а) Первая группа: показатель 03, т. е. количество запоминаемых символов с сохранением порядка следования в случайном ряду свыше 4,5 единиц (эта группа наиболее успешно справляется обучением в школе).
б) Вторая группа: показатель 03 находится в диапазоне от 4,4 до 3 единиц (эта группа, занимающая среднее положение по успеваемости в школе).
в) Третья группа: показатель 03 ниже 3 единиц. Обычно это группа слабоуспевающих учащихся, с которыми необходимо проводить дополнительную работу по развитию памяти, овладению формами запоминания.
Результаты исследований:
Выявление основных групп учащихся на основании параметра 03
Таблица 2
Группы учащихся | Классы | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
I группа | 30% | 33% | 25% | 22% | 28% | 28% |
II группа | 40% | 40% | 63% | 44% | 43% | 43% |
III группа | 30% | 27% | 12% | 33% | 28% | 28% |
Выводы: при определении объема кратковременной памяти выявлено, что во всех исследуемых классах более многочисленная вторая группа, к которой относятся ученики, занимающие среднее положение по успеваемости в школе. К группе, которая наиболее успешно справляется с обучением в школе, относится меньшее количество учеников. Наибольшее количество слабоуспевающих учащихся (третья группа) выявлено в 6,9 классах.
2.2. Определение уровня развития механической и смысловой памяти
Заранее подбирают два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Первый ряд Второй ряд
кукла – играть жук - кресло
курица – яйцо гребень - земля
ножницы – резать компас - клей
лошадь – сани колокольчик - стрела
книга – учитель синица - сестра
бабочка – муха лейка - трамвай
щетка – зубы мухомор - диван
барабан – пионер расческа - самовар
снег – зима ботинки - ветер
петух – кричать графин - брать
чернила – тетрадь спичка - овца
корова – молоко терка - море
паровоз – ехать шляпа - пчела
груша – компот рыба - пожар
лампа – вечер пила – яичница
Читают учащимся 15 пар слов первого ряда (интервал между парой 6 секунд). После 10-секундного перерыва читаются только первые слова ряда (интервал 10 секунд), а учащиеся записывают запоминавшиеся слова правой половины ряда.
Такая же работа проводится со словами второго ряда.
Верно написанные пары первого ряда по отношению к общему числу пар, например, 13 из 15=13:15 = 0,86 — определяют коэффициент смысловой памяти, второго ряда — механической. Цифры сопоставляются.
Результаты исследований:
Таблица 3
Коэффициент | Классы | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Смысловой памяти | 0,75 | 0,79 | 0,89 | 0,71 | 0,87 | 0,9 |
Механической памяти | 0,62 | 0,58 | 0,7 | 0,6 | 0,62 | 0,71 |
Выводы: во всех классах показатели смысловой памяти преобладают над механической памятью. Наибольшие коэффициенты смысловой памяти выявлены в 8, 11 классах.
2.3. Выявление типа памяти
Учитель предлагает учащимся четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.
липа стрекоза берег обрыв
дирижабль самолет переход волк
лампа чайник собака бочка
яблоко бабочка парта коньки
карандаш ноги сапоги самовар
гроза хомут сковородка пила
обруч свеча роща загадка
мельница тачка гриб кафтан
попугай журнал шутка прогулка
листок малина воротник книга
Школьникам читают вслух 1 ряд слов (интервал между словами 5 секунд). После десятисекундного перерыва школьники записывают запомнившиеся слова и отдыхают 5 минут. Затем ученикам показывают слова 2 ряда, которые они должны записать по памяти. Дав 5 минут отдохнуть, читают вслух слова 3 ряда, а школьники шепотом повторяют каждое слова и «записывают» в воздухе, после чего записывают на листке запомнившиеся слова 3 ряда. Спустя 5 минут школьникам показывают слова 4 ряда, читают их вслух. Учащиеся повторяют каждое слово шепотом, «записывают» в воздухе, затем записывают на листке запомнившиеся слова 4 ряда.
Данные записываются в таблицу:
Таблица 4
Виды памяти | Кол-во слов в ряду | Кол-во слов, удержанных в памяти | Коэффициент памяти |
Слуховая | 10 | ||
Зрительная | 10 | ||
Моторно-слуховая | 10 | ||
Комбинированная | 10 |
Коэффициент памяти = количество удержанных в памяти слов : кол-во слов в ряду.
У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Ученые объясняют этот феномен тем, что нервы, ведущие от глаз к головному мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к слуховому центру.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
Результаты исследований:
Таблица 5
Виды памяти | Классы | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Слуховая | 68% | 60% | 76% | 59% | 62% | 64% |
Зрительная | 87 % | 78% | 88% | 80% | 83% | 76% |
Моторно-слуховая | 75% | 69% | 87% | 63% | 65% | 68% |
Комбинированная | 80% | 82% | 90% | 72% | 85% | 79% |
Выводы: при выявлении типов памяти у исследуемых учащихся было установлено следующее:
IV. Выводы и предложения
Проведённое выше исследование, констатирует тот факт, что память людей различается. Обработка данных показывает, что у одних людей преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо развита, как и зрительная, так и слуховая память такое сочетание так же встречается очень часто.
Изучив некоторые характеристики памяти учеников нашей школы, мы пришли к следующим выводам:
- зрительная память учеников преобладает над слуховой.
- наибольшие коэффициенты комбинированной памяти выявлены в 8,10 классах.
- наибольшие коэффициенты слуховой памяти выявлены в 6,8 классах.
- наибольшие коэффициенты зрительной памяти выявлены в 6,8 классах.
- в 6,9 классах преобладают ученики с зрительной памятью, в 7,8,10,11 классах – комбинированной.
Память является важнейшей основой, фундаментом процесса обучения, формирования умений, знаний и навыков человека. Благодаря памяти мы можем многократно использовать то, что однажды узнали и чему научились. Эта способность необходима для жизни в таком многообразном и меняющемся мире, как наш.
Умение развивать, укреплять, совершенствовать свою память необходимо каждому человеку. Японские ученые, занимающиеся исследованиями в этой области, пришли к поразительным результатам: люди, активно занимающиеся интеллектуальным трудом, работающие с большим объемом информации, используют возможности своей памяти только на 25-30%.
Рекомендации учащимся по улучшению и развитию памяти:
1. Сложный материал запоминайте по частям, выделяя смысловые разделы. Важно не механическое, а осмысленное заучивание материала. Установлено, что продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше механической.
2. Опирайтесь на свой тип памяти, активизируйте образные представления.
3. Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили. Лучше повторять перед сном, а также утром, на «свежую голову».
4. Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов друг с другом.
5. Очень эффективен метод логического, ассоциативного запоминания, нужно не зазубривать факты и описания, а стараться подобрать к ним какие-либо известные вам аналоги.
Приложения
Приложение 1
Определение объема кратковременной памяти
Приложение 2
Определение уровня развития механической и смысловой памяти
Приложение 3
Выявление типа памяти
Описание: Тест на внимание и память. Внимательно прочитайте (а лучше попросите кого-нибудь прочитать вам) предложенные ниже 10 слов. Затем сразу же запишите те слова, которые вы запомнили (в любом порядке).
Кратковременная и долговременная память
Внимательно прочитайте (а лучше попросите кого-нибудь прочитать вам) предложенные ниже 10 слов. Затем сразу же запишите те слова, которые вы запомнили (в любом порядке).
Хлеб, дом, игла, река, стол, время, окно, дождь, муха, книга.
Прочитайте слова еще раз и снова запишите те, которые вы запомнили (и записанные ранее, и новые).
Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не сможете правильно воспроизвести все 10 слов.
Через час попробуйте снова воспроизвести слова уже без предварительного прочтения.
Интерпретация
При нормально развитой кратковременной памяти с каждым прочтением количество правильно записанных слов должно увеличиваться.
Если к третьему повторению вы правильно воспроизвели 9-10 слов, с памятью у вас все в порядке.
Если вы смогли записать все слова уже после второго или даже первого повторения – у вас отличная память.
Если же после четвертого прочтения вы так и не запомнили все слова, значит, некоторые проблемы с памятью все-таки существуют.
Если с первой попытки вам удалось воспроизвести 8 или 9 слов, а с каждой следующей попыткой – все меньше и меньше, налицо повышенная утомляемость или, возможно, забывчивость и рассеянность.
Если в ваших записях встречаются слова, которых не было в образце (особенно если они повторяются в последующих попытках), то ваша проблема в невнимательности, а не в плохой памяти.
Количество слов, воспроизведенных через час, говорит о том, насколько хорошо развита ваша долговременная память.
Смысловая память
Данный тест призван определить уровень вашей смысловой памяти, ее объем и способность к запоминанию текстов.
Внимательно прочитайте следующий текст 1 раз (или попросите кого-нибудь прочитать его вам вслух). Затем запишите основное содержание текста. Вы можете сокращать предложения, главное, чтобы при этом не терялся смысл.
«Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12), я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».
Инструкции
Числа в скобках обозначают смысловые единицы или числа, которые встречаются в тексте.
За воспроизведение каждой смысловой единицы (1, 2, 5, б, 7, 9, 10, 13, 14, 15, 16) поставьте себе 1 балл.
За воспроизведение каждого числа (3, 4, / 8, 11, 12) – 2 балла.
Подсчитайте общую сумму баллов.
Результаты теста
Если в итоге вы набрали 17–21 балл, то уровень вашей смысловой памяти очень высок. Для вас не составляет большого труда выделить основное в рассказе собеседника, запомнить время и место назначенной встречи или номер телефона.
Если ваш результат – 8-16 баллов, ваша смысловая память развита хорошо. Вы можете отличить главную информацию от второстепенной и в общих чертах понять, о чем идет речь.
0-7 баллов. Если такая сумма баллов не связана с тем, что вы устали или вас отвлекли, уровень вашей смысловой памяти действительно невысок. Уже через несколько минут после разговора вы не можете вспомнить, что вам говорили. Из-за забывчивости ваши обещания часто остаются невыполненными.
Этот древний-древний-древний мир!
Щелкунчик
Кто самый сильный?
Упрямый зяблик
Почта