Вложение | Размер |
---|---|
sv._blazh.kseniyapeterburgskayavzglyad_iz_xxi_veka.docx | 463.44 КБ |
План - содержание:
I. Вступление_________________________________стр.2
II. Житие св.блаженной Ксении Петербургской____стр.3
III. Подвижнический подвиг_____________________стр.6
IV. После земного пути_________________________стр.9
V. Ксения Петербургская и Саратовская земля______стр.10
VI. Заключение_________________________________стр.11
Список используемой литературы_________________стр.13
Приложения (№1, 2, 3)__________________________стр.14-16
Святая блаженная Ксения Петербургская является одной из любимых святых русских людей. Молитвы ко святой, жившей более двухсот лет назад, творят чудеса и в наши дни. В первой части работы автор задаётся вопросами, связанными с влиянием святых на жизнь человека вообще. Здесь же ставит цель рассмотреть житие святой блаженной Ксении Петербургской. Во второй части внимание автора сосредоточено на основных моментах жития святой. В процессе работы было замечено, что история её жизни наполнена противоречивыми фактами (например, муж Ксении - придворный певчий и генерал; не найдено его фамилии в исторических записях той эпохи и т.д.) Немало загадок встречается исследователю, интересующемуся судьбой надгробия и храма святой. Автор руководствуется наиболее достоверными, на его взгляд, источниками и сведениями, в соответствии с ними строит свои размышления и выводы. В части «Подвижнический подвиг» рассматривается собственно подвижнический подвиг святой, истории, связанные с её чудесными предсказаниями. Автор размышляет о материальных и духовных ценностях, осмысливает мотивы поступка Ксении, актуализирует внимание на главном в её жизни: молитве, отмечает исключительность святой. Четвёртая часть - «После земного пути» - исследование исторических сведений о судьбе храма святой Ксении в г.Петербурге , её канонизации . В пятой части работы автор рассмотрел крупные события наших дней в Саратовской губернии, освещённые службами и иконами святой. Шестая часть - итог работы с источниками. Здесь автор подводит черту и собственным размышлениям . В приложении автор поместил фотографии икон и храмов святой блаженной Ксении Петербургской, а также фотографии, иллюстрирующие народную любовь и почитание святой.
I.Вступление
Лики святых в уголках нашего дома. Во всех комнатах. Иных я помню с самого раннего детства, другие появились сравнительно недавно. Вот Спаситель с книгой в руках указывает на Святое писание; вот склонила голову к Младенцу Пресвятая Богородица. Это икона Казанской Божьей Матери. Было время, когда мамы долго не было дома, я скучал и тихонько плакал в одиночестве. Как горячо я молился, чтобы она скорее вернулась! Вот строго смотрит на меня святитель Николай Чудотворец; святой Пантелеймон Целитель, такой молодой, такой смиренный, со шкатулкой в руках, протягивает лжицу; святой преподобный Серафим Саровский, стоя на коленях в лесной чаще, вознёс руки к небу в молитве; святая блаженная Матрона Московская прикрыла глаза в молитве; святая преподобномученица Елисавета в белоснежных одеждах, с золотым крестом на груди держит в руках золотой же крест. Лики, святые лики! Каждый мой день, всякая мысль и любой поступок – перед вами… Тает сиреневый вечер в фиолетовых сугробах, и уже совсем чёрными кажутся ветки деревьев на темнеющем безоблачном небе .Блистает позолоченный купол часовни , высоко в небо вознёсшей крест. Зажглась первая звезда и любопытно заглянула в моё окно. На одной полке среди икон совсем недавно появилась книга «Молитвы святой блаженной Ксении Петербургской» с цветным изображением святой в зелёной кофте и красной юбке. Седые власы выбились из-под простого белого платка. Левой рукой опирается она на палку, правую поднесла к груди. Позади неё - город, собор, холмы и чёрные деревья на фоне чистого неба. «Почему книга среди икон? Потому что молитвы из этой книги исцеляют и защищают,- поясняют мне. – Бог даст, скоро купим икону святой блаженной Ксении». В Питере живут мои родственники и друзья семьи. Получается, Ксения ходила по тем же улицам, что и они? Захватывает дух от мысли, что Ксения Петербургская такая своя, близкая. Почему она святая? Каково её место в истории страны и народа, попробуем разобраться.
II.Житие св.блаженной Ксении Петербургской.
Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия. Некоторые источники более точно называют время рождения блаженной Ксении: период между 1719 и 1730 годами.1[1] О детстве и юности блаженной известно очень мало: родилась она от благочестивых и благородных родителей. Отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым. Венчание, как это водится, сопровождалось пересудами кумушек и соседок: «А жених-то - придворный певчий!» «Да и повезло же ему, такую красавицу еще поискать!» Довольно скоро молодые стали гордостью Лахтинской улицы. Именно с этого места всё и началось. Лахтинская трясина сохранилась в черте города до сих пор, как напоминание о зыбкости фундамента, на котором покоится Петербург. Она же дала название небольшой улочке ещё в XVIII веке, когда Петербург только зарождался , а большая часть его прямолинейных улиц располагалась лишь на бумаге да в голове великого Петра. ..[2] Вскоре молва о молодых прокатилась по всей Петербургской стороне. Жизнь Ксении превратилась в реализовавшуюся мечту многих представительниц слабого пола, грезивших о любви и счастье! Действительно, какая девушка не мечтает выйти замуж за любимого? Какая девушка не желает жить в достатке с честным и порядочным человеком? Разве это не счастье, не вечное стремление благоразумных барышень во все времена? Однако вскоре супруг Ксении заболел и скоропостижно скончался без христианского покаяния. Это печальное событие связано с началом подвига юродства Ксении. Потрясенная страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг – казаться безумною, дабы принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека – разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства и более того – от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под ним весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему. Когда в день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз - и в таком костюме пошла провожать его гроб. Родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Феодоровича помрачила ее сознание. Они весьма сожалели о ней. Ксения же, как потерявшая рассудок, утешала их говоря: «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». Так начался её подвижнический подвиг в Петербурге. Дом, оставшийся ей после смерти супруга, она решила подарить Параскеве Антоновой, доброй христианке, давно бывшей в большой дружбе с Ксенией и снимавшей у нее комнату, имущество свое раздать бедным, деньги же снести в церковь за упокой души «рабы Божией Ксении». Узнав о таком решении, родственники мужа подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Однако после соответствующего обследования было вынесено заключение, что она совершенно здорова и вправе распоряжаться своим имуществом. После этого блаженная Ксения раздала все, что имела и вышла на улицу на свое подвижническое странствие. .. Каждый обыкновенный человек всю жизнь старается жить лучше, богаче, заработать как можно больше денег. При этом он стремится прослыть хотя бы умным, если не мудрым. Как часто в этом стремлении люди становятся поистине безумными, забывая слова из Святого Писания: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящими из уст божиих!» (Второзаконие, VIII, 3; Матфей, IV, 4; Лука, IV)[3] Как трудно человеку, в особенности современному, вообразить, насколько тяжело было молодой женщине восемнадцатого века, когда сильно влияли на жизненный уклад традиции и мораль, отказаться от комфорта, привычек, привязанностей! То, что нам кажется непонятным, недостижимым, для нее было естественно и просто. И во всем ни тени трагедии и слез, наоборот – радость, свет и любовь переполняли её. Мы же, почти забывая, что Ксения была вполне реальным человеком, поражаемся, насколько цельной и светлой была её сущность. В чём секрет? В вере! Жизнь с Богом и в Боге – это свет и любовь, и все вокруг, видя и чувствуя это, всегда тянутся к такому светильнику
III.Подвижнический подвиг.
Целыми днями бродила Ксения по Петербургу, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь всяческим нападкам и насмешкам. Ее странный костюм и невразумительные речи, ее кротость и незлобивость давали повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумиться над ней. Но блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг. Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она. Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно». [4] К этому времени относится начало строительства новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже весьма высоким, и каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в кладку. Блаженная Ксения решила тайно помогать строителям. Целыми ночами, в любую погоду, поднимала она кирпич и складывала его на лесах. Наутро рабочие только дивились случившемуся. Наконец они решили узнать, кто же их незримый помощник и, придя ночью на стройку, обнаружили, что это известная всей петербургской стороне «безумная» Ксения. Вскоре окружающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл. Замечали, если Ксения просила что-нибудь, это было знаком грядущей невзгоды или беды для того, у кого спрошено и, наоборот, если кому подавала, то получателя в скором времени ждала нечаянная радость. Позднее, когда блаженная стала почитаться за прозорливицу, стоило ей появиться на улицах и рынках города, как всякий знавший ее предлагал ей свои услуги. Все наперебой упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-нибудь или отведать от предлагаемого товара, ибо подмечено было, если Ксения берет что-то у хозяина, торговля его бывает очень удачной. Матери, увидев Ксению, спешили к ней со своими детьми с просьбой благословить или только погладить ребенка по голове, убежденные, что одно прикосновение блаженной исцелит его. Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любовью к ближним и молитвой стяжала Ксения благодатный дар прозорливости. Этим даром многим она помогала в деле жизненного устройства и душевного спасения. Исключительность его состояла в устройстве семейной жизни многих людей. Так, однажды, придя к семье Голубевых, блаженная Ксения объявила 17-летней девушке: «Ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда!» Смущенная девица не знала, что и ответить на столь странные слова, но блаженная Ксения буквально палкой заставила ее отправиться на Охтинское кладбище Санкт-Петербурга. Там хоронил свою молодую жену, скончавшуюся при родах, один доктор, безутешно рыдавший и, наконец, лишившийся чувств. Голубева, как могла, пыталась утешить его. Так состоялось их знакомство. Через некоторое время оно продолжилось, а год спустя доктор сделал девице предложение, и брак их оказался в высшей степени счастливым. Такие случаи помощи блаженной Ксении в устроении семьи бесчисленны. Она поистине стала созидателем человеческих судеб.[5] Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича; купчихе Крапивниной предсказала кончину, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице — замужество. Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. Известен случай, когда блаженная Ксения позаботилась о благе и спасении еще не родившегося младенца. Пришла она как-то к давнишней знакомой Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, и говорит: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Параскева была весьма смущена этой нелепицей, однако послушалась блаженную и пошла. У самого кладбища увидела она толпу народа и, подойдя, узнала, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле женщина родила мальчика, а сама скончалась. Все пытались узнать, кто это женщина и где ее родственники, но не преуспели в этом. Увидев в случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика к себе, усыновила и воспитала во всей строгости христианской жизни. Сын ее до глубокой старости содержал свою мать и весьма почитал ее. Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за повеление принять на воспитание сына.
IV. После земного пути.
Блаженная Ксения подвизалась в подвиге юродства около 45 лет, можно утверждать, что она отошла ко Господу в самом начале девятнадцатого века. На семьдесят первом (по некоторым данным на семьдесят восьмом[6]) году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище, где в свое время помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое. Над могилой блаженной Ксении на Смоленском кладбище в 1902 году по проекту архитектора А.А. Всеславина была построена каменная часовня с мраморным иконостасом и надгробием, которая и сегодня является одной из святынь Санкт-Петербурга. Она всегда была открыта для совершения панихид, и нигде не служилось столько панихид, как на могиле блаженной Ксении. В 1940 году власти города решили закрыть часовню Ксении Петербуржской. «Мотивировалось это тем, что на стенах часовни появлялось множество надписей-просьб: «Дорогая Ксения Блаженная, помоги сдать зачеты», «Помоги поступить в вуз», «Умилосерди сердце прокурора» и даже «Помоги сдать зачет по истории партии». Последнее особенно возмутило некоего С.Е. Максимова, подавшего в исполком заявление о немедленном закрытии часовни», - пишут исследователи в книге «Исторические кладбища Санкт-Петербурга». - Эту «просьбу трудящихся» удовлетворили: часовня была закрыта, иконы сожжены. Один из инспекторов, руководивший этим разграблением, лично сжег икону с изображением блаженной Ксении. К счастью, саму часовню не снесли, и сюда продолжали приходить люди, а надписи с просьбами продолжали появляться еще многие годы. После войны часовню вновь открыли, но в 1960-м — закрыли и приспособили под скульптурную мастерскую. Прошла еще четверть века, прежде чем часовню вернули верующим: 10 февраля 1987 года ее освятил митрополит Алексий. А в 1988 году, в период настоящей перестройки, когда вообще сбывались почти все народные чаяния: обретали легальность народные любимцы, канонизировались народные святые - на Поместном Соборе Русской Православной Церкви блаженная Ксения Петербуржская была причислена к лику святых».[7]
V. Ксения Петербургская и Саратовская земля.
Помощь и молитвы святой не знают государственных и иных границ. Об этом свидетельствуют многочисленные материалы книг[8] и сайтов. В Саратовской губернии, как и по всей России, любят святую блаженную Ксению Петербургскую и чтут её память. В 1993 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (1929-2008) посещал наш город, благословил закладку нового храма в посёлке Солнечный и освятил первый в России храм в местах заключения — церковь Святой Блаженной Ксении Петербургской в Елшанке, исправительной колонии № 33 (бывшая ИТК УШ-382/33). 30 июня 2011 года во время вечернего богослужения в храме в честь Преображения Господня г. Балашова Саратовской области была доставлена икона святой блаженной Ксении Петербургской. Икона была написана для Преображенского храма в Санкт-Петербурге и освящена в часовне во имя святой блаженной Ксении Петербуржской. [9] В с. Орлов Гай (Ершовский район) есть храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской. До революции в селе было пять храмов, которые были разрушены в годы гонений. Лишь в 2004 году в селе возродилась приходская жизнь. Жители села Орлов Гай обратились к епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину с просьбой об открытии храма. Местная власть поддержала инициативу сельчан и выделила помещение под храм. В оборудованной домовой церкви в настоящее время совершаются богослужения.[10]
VI. Заключение.
6 февраля (24 января ст.ст.) – день памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Со дня её кончины прошло более двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная память о ней не исчезает. Ни один многотомник не вместит всех чудес, происходящих у часовни блаженной Ксении Петербургской. Река людская не случайно не иссякает у её мощей. Могила блаженной Ксении вот уже более 200 лет является источником исцелений, действенной помощью в трудных обстоятельствах, разрешением неразрешимых проблем. Ежедневно у могилы блаженной Ксении собираются тысячи людей и просят ее о помощи, оставляют записочки, и этими записками, как гирляндами, постоянно увешена часовня святой. Ксения Петербургская – великая святая русской земли. Из молитв и чудотворений соткана её жизнь. Многие сведения о её земной жизни, в особенности до подвижнического подвига, туманны и противоречат результатам исследований учёных. Нужно ли искать какие-то обоснования для утверждения или отвержения этих сведений? Думаю, нет Для верующего никакие подтверждения не нужны. Для сомневающегося же всегда будет мало самых точных исторических хроник. Неоспоримо только одно. Течёт время, меняются границы государств, правители и общества. Незыблемы только святые, незримо охраняющие родную нашу землю и наши души. А среди них - святая блаженная Ксения Петербургская. И звучат в душе слова акафиста: «Избранная угодница и Христа ради юродивая, святая блаженная мати Ксения, избравшая подвиг терпения и злострадания, хвалебное пение приносим ти, чтущия святую память твою. Ты же заступи нас от враг видимых и невидимых, да зовем ти: Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших».
Потрескивают перед святыми ликами свечи, поблёскивает позолота икон. А в окно с высокого зимнего неба смотрят миллионы серебряных звёзд.
Список используемой литературы:
Приложение№1
Икона Святой Блаженной Ксении Петербургской
http://www.nizrp.ru/av2009.htm
Чудотворная икона святой
блаженной Ксении Петербургской
http://www.sbs-orel.ru/node/301
Приложение №2
Часовня св. блж. Ксении Петербургской на Смоленском кладбище
http://img-fotki.yandex.ru/get/4910/mnogolikiy-sankt-peterburg.e/0_6356f_a8f2b04e_XL
Первая Божественная литургия в храме во имя святой блж. Ксении Петербургской, с. Орлов Гай,2005 год.http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=1637&Itemid=388
Тюремная церковь в Елшанке.
http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/churches/ksenia/ksenia.jpg
Приложение №3
Просьба с молитвой о зачатии св. Ксении Петербургской.
http://www.my-bt.ru/talk/post15045.html
У стен храма святой блаженной Ксении Петербургской
http://www.ogoniok.ru/archive/2001/4676-4677/01-34-37/.
[3] http://www.poskart.ru/ne-hlebom-edinim.html
[5] http://www.pravoslavie.ru/put/2088.htm
[7] http://www.cxpx.ru/index.php
[8] Эмилия Кундышева. О чём ты плачешь, Андрей Фёдорович? Повествование о блаженной Ксении Петербургской / Э. А. Кундышева; Худож. А.Кабанин. — Рассказы о православных святых / Сост. В. М. Воскобойников. — СПб.: Лицей, 1993. — 23 с.
[9] http://www.pravoslavie.ru/put/2088.htm
Самый главный и трудный вопрос
Сорняки
Злая мать и добрая тётя
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Спасибо тебе, дедушка!