Тарлашкынский бой является для жителей нашего кожууна ярким историческим событием произошедшим в XX веке на территории кожууна.
Актуальностью нашей работы является то что, Тарлашкынский бой у нас в основном представлен со стороны красной армии стороны победителей.
А мы рассмотрели этот бой со стороны непосредственного участника этого боя со стороны белогвардейцев.
Вложение | Размер |
---|---|
Тарлашкынский бой 1921г. (взгляд с другой стороны) | 58 КБ |
Управление образованием администрации Эрзинского кожууна
Тарлашкын:
Взгляд участника боя с другой стороны
Выполнила: Середар Солангы Семеновна,
10 кл. МБОУ СОШ с.Бай-Даг
Руководитель: Балдир Буян Анатольевич
2012 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Тарлашкынский бой является для жителей нашего кожууна ярким историческим событием произошедшим в XX веке на территории кожууна.
Актуальностью нашей работы является то что, Тарлашкынский бой у нас в основном представлен со стороны красной армии стороны победителей.
А мы рассмотрели этот бой со стороны непосредственного участника этого боя со стороны белогвардейцев.
Целью нашей работы является представление этого боя с другой стороны.
Для этого мы поставили себе задачу найти источники упоминающие об Тарлашкынском бое, но написанные не советскими исследователями историками, а непосредственно воспоминания или мемуары участников боя со стороны белогвардейцев участников этого боя.
Мы воспользовались глобальной сетью Интернет для поиска материалов, так как по нашей проблеме материалов в наших библиотеках и архивах материалов нет, из-за жестокой цензуры времен коммунизма такую литературу запрещали размещать в публичных библиотеках. К тому же участники и исследователи этой проблемы в основном выехали за границу и проживали там и свои работы тоже публиковали за границей.
Нам удалось найти мемуары воспоминания непосредственного участника этих событий поручика Носкова К. которые он издал в Китае г.Харбин 1930 году, где он описывает все те ужасы которые он пережил и в последствии ослеп.
Еще мы нашли работы Юзефовича А. «Самодержец пустыни» про барона Унгерна командующего русскими войсками в Монголии. И работу Серебренникова И.И. «Великий отход: Рассеяние по Азии белых русских армий, 1919-1923 гг.» в котором описываются последние дни армии белой Руси после изгнания со своей родины и попытки вернеться на родину.
Еще нам очень помогли материалы конференции посвященной 90 летию Тарлашкынского боя который проходил в 2011 году в сельской библиотеке сумона Бай-Даг Эрзинского кожууна.
Из всех этих работ мы сделали вывод, что русская белая армия из-зо всех сил пыталась вернуться на свою родину, и бой в Тарлашкыне стал одним из эпизодов борьбы русской белой армии вернуть свою родину из рук красной армии и большевистского правления.
Казанцев был обязан своим положением старым связям с Енисейским казачеством. Унгерн надеялся при помощи Казанцева поднять восстание против большевиков в области Енисейского казачьего войска. Казанцев должен был действовать в этом направлении и пойти в пределы России через приграничную область - Урянхай.
Урянхайский край должен был служить базой для развития военных операций против красных, где должен был создаться казачий оплот против большевизма.
Атаман и его ближайший помощник, горный инженер Сиорпас, в своих мечтах рисовали картины будущих казачьих станиц в Белом Урянхае, издавали в Улясутае приказы с призывом своих казаков к борьбе с оружием в руках против ига большевиков и об организации Урянхайского казачества, и даже определили норму будущего душевого надела в двести десятин на каждого казака.
Стали готовиться к походу в Россию. Но еще древние хорошо знали афоризм, что для войны нужны три вещи: деньги, деньги и деньги, а их-то и не было. Поднимался вопрос, где взять средства для отряда, и ответ был скоро найден. Под боком было столько богатства в китайских и русских лавках, огромные средства Центро-Союза.
Начали с Центро-Союза. Реквизиция его богатств не казалась предосудительной, ведь, он был русским государственным учреждением, а мы собирались "спасать Россию", следовательно, использование средств Союза было вполне справедливо и законно.
Но этим не ограничились: перешли на частные предприятия, и началась вакханалия реквизиций, ничем не отличающаяся от подобных реквизиций, производимых в России большевиками.
Склады интендантства ломились от товаров, все помещения завалены и на дворе огромные ярусы, покрытые брезентом. По слухам, стоимость реквизированных товаров была более двух миллионов долларов. Соответствует ли эта цифра действительности, не знаю, никакого правильного учета реквизируемым товарам не производилось. Быть может, вы спросите меня, для какой цели реквизировалось такое огромное количество товаров, - весь отряд состоял только из двухсот человек. Казанцев и его штаб отвечали: "когда мы, в своем наступлении через Урянхай, войдем в русские пределы, наш отряд, подобно снежному кому, брошенному с высокой горы, разрастется в такую боевую единицу, которую можно назвать только армией, а для нее будут нужны большие средства".
Товары упаковывались, подготовлялись к отправке, велись переговоры с монгольским сайтом о доставке верблюдов для транспорта. Предполагалось отправить товары к русской границе. Странная, ничем не оправдываемая самоуверенность господствовала в отряде. Не было и мысли о возможной неудаче, о безумной затее бороться с правительством, державшим в своих руках боевые ресурсы огромного государства.
Передавали преувеличенные слухи об успехах Унгерна, о его движении на Иркутск и т. д.
Уверенность атамана возросла после обещания ему помощи со стороны правящих классов сойотского народа.
Красная пропаганда проникла также и в Сойотию. Всеразрушающая рука большевизма пошатнула и здесь вековые устои общественной жизни первобытного народа. Идеи большевизма дали прекрасные всходы на почве Сойотии. Сойоты стали отказываться слепо подчиняться своим "нойонам", прекратили платежи различных налогов и поборов в пользу господствующего социального класса.
Положение создалось настолько угрожающим, что глава Сойотии, Хамбо-Лама, вынужден был бежать с родины и укрылся в одном Монгольском монастыре. "Белое движение" в Монголии, казалось, давало ему шансы вернуть утраченные былые влияние и власть. Он обещал Казанцеву широкую поддержку людьми и оружием.
Обстановка, как будто, складывалась для нас, "белых", благоприятно. Уверенность в успехе росла.
На Пасху атаманом был издан приказ с поздравлением по случаю праздника, и выражалась уверенность, что следующий Святой Праздник мы встретим на родине, в кругу близких и дорогих нам людей.
Первый поход в Урянхай.
На третий день Пасхи отряд выступил из Улясутая и отправился в Самагалтай Курэ, в Урянхайском крае.
Отрядом командовал поручик Поползухнн, умный, энергичный офицер, один из немногих уяснивших себе все безрассудство задуманного предприятия.
Я слышал впоследствии, что По ползу хин, перед выступлением отряда из Улясутая, советовал некоторым колонистам немедленно покинуть город. "Будет поздно думать о побеге, когда отряд вернется разбитым", будто бы говорил Поползухин.
Сам атаман отправился в Сойотию, к своим союзникам-киязьям - за обещанной помощью.
Тарлакшин.
Отряд пришел в Урянхай и, дойдя до устья речки Тарлакшин, притока реки Тесь, в двадцати пяти верстах от русской границы, остановился, ожидая дальнейших распоряжений атамана, который сам должен был лично прибыть из Сойотии и принять на себя командование.
От встреченных на границе беженцев мы узнали, что красным хорошо известно о нашем походе и они проявляют лихорадочную деятельность в подготовке отпора нам.
Атаман медлил прибытием. Целая неделя прошла спокойно. Никто не верил в возможность наступления красных, не предполагал перехода ими границы. Наш лагерь, можно сказать, был на мирном положении. Так продолжалось до рокового дня 23-го мая 1921 г.
В этот день пехота отряда вышла на учебную стрельбу по мишеням. Казачья сотня занялась постройкой пригона для лошадей. Свободные от занятий люди бродили по лагерю или занимались каждый своим делом. Ничто не предвещало печального конца.
Вдруг, внезапно, откуда-то совсем близко, раздался залп. Это не была учебная стрельба нашей пехоты. Многие повалились убитыми и ранеными... Из-за небольшого увала, почти рядом с лагерем, вылетали на полном карьере всадники... Развевающиеся красные знамена в их руках сразу объяснили, что случилось.
Застигнутые врасплох люди дрались с храбростью и отчаянием, зная, что пощады от красных партизан не будет. Под напором значительно превосходящего в численности противника, лагерь со всеми запасами был оставлен... Отходили шаг за шагом, отстреливаясь до последнего патрона... Раненые, кто мог двигаться, ползли за отходящими, кто был не в состоянии передвигаться, кончали жизнь самоубийством.
После четырехчасового боя, потеряв девяносто семь человек, главным образом, убитыми (раненых было немного), мы отошли за реку Тесь. Красные не преследовали. Утомленные упорным боем, понеся еще более крупные потери (89 - убитыми, 205 - ранеными), нежели мы, они провели ночь на месте боя, в нашем покинутом лагере и на следующий день ушли обратно, в Русь.
Яркие, красочные иллюзии о победоносном походе в Россию, о захвате Урянхая, рассыпались в прах. Уныло и печально потянулись разбитые жалкие остатки отряда обратно в Улясутай.
Казанцев в Сойотии.
Надежды атамана на помощь сойотских союзников оказались такими же призрачными иллюзиями, как и победоносный поход в Россию. Сойотские князья, давая свои обещания, ожидали, действительно, найти в Казанцеве силу, которую можно было бы использовать для обуздания их непокорных подданных. Казанцев же появился в Сойотии с небольшой группой почти невооруженных людей и потребовал выполнения обещания. Сойоты, быстро учли положение и полную бесполезность для них Казанцева, и решительно отказали в помощи.
Атаман, не обладая политическим чутьем и дипломатическими талантами, потерпел полную неудачу в своей миссии.
Все переговоры были безрезультатны. Лукавые азиаты, признающие только авторитет силы, отказались, в конце концов, от всяких дальнейших разговоров с Казанцевым.
Раздосадованный атаман прибегнул к угрозам и испортил положение в конец. В одну темную ночь толпа вооруженных сойотов напала на юрту атамана. Юрта была обстреляна. Сам атаман и его спутники едва успели спастись бегством в одном белье, бросивши все свое имущество и товары, привезенные сюда на тридцати верблюдах.
Возвращение в Улясутай, приказ №15.
Между тем в Улясутае появились новые лица. Прибыл с особым карательным отрядом правомочный представитель барона Унгерна, капитан Безродный и, одновременно с ним, монгольский отряд в семьсот человек оборванных, босых "цириков" во главе с есаулом русской службы, Вандановым, и монгольским князем Хатын-Батыром.
Мне пришлось видеться с последним и, конечно, мне тогда и мысли не приходило в голову, какую роковую роль должен был впоследствии сыграть этот молчаливый человек в моей судьбе. Он мало говорил, больше слушал с каким-то озабоченным, сосредоточенным взглядом, в котором, временами, казалось, вспыхивали какие-то зловещие огоньки, говорящие о решимости, коварстве и жестокости.
Они привезли знаменитый приказ Унгерна № 15, в котором наряду с диспозицией проектируемого наступления на большевиков из разных пунктов Монголии, указывались меры и кары в отношении врагов России: коммунистов и евреев. Девятый пункт этого исторического приказа гласил: ’’Комиссаров, коммунистов и евреев уничтожать вместе с семьями. Все имущество их конфисковать”.
Суд над виновными может быть или дисциплинарный, или же в виде применения разнородных степеней смертной казни.
В борьбе с разрушителями и осквернителями России помнить, что по мере совершенного упадка нравов в России и полного душевного и телесного разврата нельзя руководствоваться старой оценкой.
Мера наказания может быть лишь одна - смертная казнь разных степеней. Старые основы уголовного судопроизводства изменились. Нет правды и милости. Теперь должна существовать ’’Правда и безжалостная суровость”.
Зло, пришедшее на землю, чтобы уничтожить божественное начало в душе человека, должно быть вырвано с корнем.
Ярости народной против руководителей, преданных слуг красных учений, не ставить преград. Помнить, что перед народом стал вопрос: ’’быть или не быть?”. Единоличным Начальникам, карающим преступника, помнить об искоренении зла до конца и навсегда".
Я воздержусь от каких либо комментарий, приведенных только что мною пунктов приказа. Одно скажу: что этот приказ является продуктом трехдневного мышления проф. Оссендовского.
Заключение.
В заключении хочется сказать что если бы не разгром армии барона Унгерна и захват Урги красными то состоялся бы и второй поход в Урянхайский край и кто может знать что случилось бы в результате этого!
Мы не стали упоминать в этой работе дальнейшие события происходившие с участниками Тарлашкынского боя, так как это будет уже другая работа. Если есть желающие которые хотят исследовать историю русских белых войск мы можем поделится!
Список использованной литературы:
Сочные помидорки
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Волшебные звуки ноктюрна
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Сказка об осеннем ветре
Комментарии
Буян Анатольевич, Первая
Работа не соответствует тематике конкурса.
Буян Анатольевич, Первая
Буян Анатольевич, Первая мировая война к 1921 году уже давно закончилась. Вы, как учитель истории, не можете этого не знать. Прочитайте внимательно положение конкурса, куда Вы загрузили работу.
простите! действительно не
простите! действительно не прочитал положение конкурса!
Ничего страшного. Можете
Ничего страшного. Можете создать нужную разработку и загрузить её. Время есть до мая. Успехов.
Полезно все-таки читать
Полезно все-таки читать положение :))