Исследование авторов посвящено выявлению орфографических, пунктуационных, речевых ошибок в рекламных объявлениях г.Тынды.
Целью данного исследования являлось выявление орфографических, пунктуационных, речевых (стилистических), ошибок в рекламных объявлениях г. Тынды.
Авторы исследования проделали большую работу: изучили материалы из истории рекламы, виды орфографических, грамматических, речевых ошибок в русском языке; изучили рекламные объявления, помещённые в газетах «Телепорт», «Авангард», «БАМ»; рекламные щиты, афиши, непрофессиональные объявления г.Тынды.
Провели опрос жителей г.Тынды, учеников, учителей школы №6 . Выявили, как респонденты относятся к рекламным объявлениям с ошибками, обращают внимание на рекламные объявления. Провели анализ различных мнений, точек зрения, взглядов на обсуждаемые в исследовании вопросы.
На городской НПК ученицы получили 1 место за данную работу.
Вложение | Размер |
---|---|
kratko_reklama1.doc | 852.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Исследовательская работа
Безграмотность рекламных объявлений г. Тынды
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..3
1) Виды орфографических ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2) Орфографические ошибки в рекламных объявлениях
г. Тынды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……, 7
3) Возможные причины появления орфографических
ошибок в рекламе г. Тынды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .….…… 7
III. Пунктуационные ошибки в рекламных объявлениях . . . . . . . 8
объявлениях г. Тынды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 8
ошибок в рекламе г. Тынды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… 9
объявлениях г. Тынды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… 10
объявлениях г. Тынды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. …….., 10
(стилистических) ошибок в рекламе г. Тынды . . . . . . …… 11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 12
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 14
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в нашем обществе растёт общая безграмотность. Главную роль в развитии культуры речи играют средства массовой информации, поэтому к ним предъявляются повышенные требования, особенно к печатным изданиям. В них должна прослеживаться правильная, грамотная речь. Но мы видим часто обратное. Всё чаще в рекламных текстах появляются орфографические, пунктуационные, речевые ошибки. Они затрудняют понимание текста.
Цель данной исследовательской работы: выявление орфографических, пунктуационных, речевых (стилистических), ошибок в рекламных объявлениях г. Тынды.
Задачи исследования:
Объектом исследования данной работы являются наружная реклама, реклама в СМИ г.Тынды, непрофессиональные рекламные объявления
Предмет исследования: орфографические, пунктуационные, речевые, (стилистические) ошибки в рекламных объявлениях г.Тынды
Гипотеза: орфографический режим рекламных объявлений нуждается в контроле и коррекции; если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых, орфографических и пунктуационных ошибок в устной и письменной речи.
Основные методы и приемы: анкетирование, сбор информации (рекламные объявления с ошибками), работа с научной литературой, анализ ошибок, допущенных в рекламных объявлениях.
Материал для исследовательской работы был собран на территории города Тынды.
I. ИЗ ИСТОРИИ РЕКЛАМЫ
Уже в древности использовались самые простые рекламы. Сначала реклама носила только устный характер. В древнем Риме по улицам ходили торговцы и разные ремесленники, либо нанятые ими глашатаи, наперебой расхваливавшие каждый свой товар, буквально кричащие о своих услугах Поэтому и само слово «реклама» по латыни звучит как «reclamare», что означает – «выкрикивать, объявлять»
Начиная с 6-ого тысячелетия до нашей эры, появляются письменные рекламы. Первой письменной рекламой считается найденный египетский папирус, на котором был написан текст о том, что продаётся раб.
В древнем Египте в городе Мемфис, точнее в его развалинах, нашли столбик, сделанный из камня, на котором была нанесена следующая надпись: «Тут живу я, Минос, с острова Кипр, по милости богов наделённый способностью толковать сны за весьма умеренную плату».
В 1450 г. был изобретён печатный станок немецкого типографа Иогана Гуттенберга.
В 1839 году была изобретена фотография! Естественно, теперь рекламный текст начинают дополнять фотографиями.
Развитие рекламы на Руси начинается с X-XI вв. с Киевской Руси.
Купцы прибегали к услугам профессиональных глашатаев-зазывал. При этом выделены такие их виды, как заклички, поговорки, речитативные уговоры.
В 16 веке появляется книгопечатанье, а вместе с ним и распространение рукописных книг, листовок и лубочных картинок. В каждом доме имели место быть лубки (потешные картинки), они были очень распространены и несли в себе различную информацию, выраженную в ярких картинках.
В 1703 году появилась газета «Ведомости», затем появились и «Санкт-петербургские ведомости», и «Московские ведомости», и другие газеты, в которых уже активно начали издаваться различные рекламные объявления.
Мелкие странствующие торговцы начала-середины XIX в. – офени и коробейники были одновременно и продавцами, и глашатаями
В 1878 году один предприниматель, по фамилии Метцель, открыл фирму объявлений и выдвинул такой лозунг: «Объявление есть двигатель торговли»
Реклама прошла долгий и сложный путь собственной эволюции.
Но не все рекламодатели ответственно относятся к своей работе - орфографические, пунктуационные и речевые (стилистические) ошибки стали нормой. Для создателей рекламы зачастую важнее креативность мышления разработчика, эксклюзивные идеи, влияющие на восприятие рекламы потенциальным покупателем, чем грамотность и «добротность». Необходимо научить население видеть ошибки, понимать причины их появления.
Нас интересует наружная реклама, «непрофессиональные» объявления, объявления в СМИ г.Тынды: «Телепорт», «Авангард», «БАМ», которые позволяют судить о культурном уровне населения г. Тынды.
Актуальность нашей работы заключается в необходимости сохранения чистоты русского литературного языка.
В городе Тынде еще не предпринималась попытка анализа рекламных объявлений. Мы решили исправить эту «ошибку» и проанализировать сложившуюся ситуацию. Для этого были проведены ряд анкет, опросов. Судя по результатам анкетирования учащихся, учителей, общественности, которое было проведено в декабре 2012г., видно:
Из 100% (82 чел.) респондентов, 73% (60 чел.)- обращают внимание на ошибки, допущенные в наружной рекламе (Рис.1)
13% (11 чел.) опрошенных из 100% - положительно относятся к рекламе с ошибками. (Рис.2)
60% (49 чел.) опрошенных из 100% - отрицательно относятся к рекламе с ошибками. (Рис.2) 27% (22 чел.) опрошенных - нейтрально относятся к рекламе с ошибками. (Рис.2)
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ
Чтобы проанализировать орфографические ошибки в рекламе, необходимо понять, что такое орфография, орфограмма
Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
Такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется орфограммой
2. Орфографические ошибки в рекламных объявлениях г.Тынды.
Проанализировав рекламные объявления, мы нашли ошибки в написании гласных и согласных букв, ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова, ошибки в использовании строчных и прописных букв.
«Стоимость металокерамики от 1300 руб.» (Приложение. Рис. 1)
Допущена ошибка в написании удвоенной согласной в корне словарного слова: «Стоимость металлокерамики от 1300руб.».
«Куры – бройлер, Окорочка, Крыло…» (Приложение. Рис.2 ) Допущена ошибка в написании прописных букв: «Куры – бройлер, окорочка, крыло…»
«Парикмахер – модельер Земфира – выпускница парикмахерского искусства «Долорес» Предлагает плетение красивых кос любой сложности» (Приложение. Рис. 3 ) Допущена ошибка в написании прописной буквы: «Парикмахер – модельер Земфира, выпускница парикмахерского искусства «Долорес», предлагает плетение красивых кос любой сложности».
«.. изменился телефон Аварийно-диспетчерской службы ООО «УК Жемчужина» (Приложение. Рис. 4 ) Допущена ошибка в написании прописной буквы: «.. изменился телефон аварийно-диспетчерской службы ООО «УК Жемчужина».
«Только с 25-27 января 2013 г. Ярмарка – продажа верхней одежды (шубы мутон, норка, бобёр) (Приложение. Рис. 5 ) Допущена ошибка в написании прописной буквы: «Только с 25-27 января 2013 г. ярмарка – продажа верхней одежды (шубы: мутон, норка, бобёр)
«Видётся видеонаблюдение» (Приложение. Рис. 6 ) Допущена ошибка в написании безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением: «Ведётся видеонаблюдение»
«Требуется продовец» (Приложение. Рис. 7) Допущена ошибка в написании безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением: «Требуется продавец».
«Срочно продам 2-х комнатную квартиру СМС, рядом с рынком (новые двери, окна, красивый шкаф-купэ, балкон застеклен)» (Приложение. Рис. 8) Допущена ошибка в написании словарного слова иностранного происхождения: «Срочно продам 2-х комнатную квартиру СМС, рядом с рынком (новые двери, окна, красивый шкаф-купе, балкон застеклен)»
«Продам котедж» (Приложение. Рис. ) Допущена ошибка в написании удвоенной согласной в корне словарного слова иностранного происхождения: «Продам коттедж».
«Квас, лимонады, продукты питания» (Приложение. Рис. ) Допущена ошибка: существительное «лимонад», имеющее только единственное число, употреблено во множественном числе: «Квас , лимонад, продукты питания».
«Розыгрыш состоиться» (Приложение. Рис. ) Допущена ошибка в окончании глагола будущего времени, мягкий знак пишется в инфинитиве: «Розыгрыш состоится».
«Визовая потдержка» (Приложение. Рис.9) Допущена ошибка в правописании неизменяемой приставки ПОД - Правильно: поддержка
3.Возможные причины появления орфографических ошибок в рекламе
г. Тынды.
Мы предполагаем, что причин появления орфографических ошибок может быть несколько.
Во-первых, неразличение звуков в слабых позициях. Во-вторых, не всегда возможно подобрать нужное проверочное слово: звук в слабой позиции нельзя соотнести со звуком в сильной позиции.
Орфографическая ошибка указывает на
III. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ
Пунктуация раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки.
Знаки препинания помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему – точнее понять текст и выразительно прочитать его..
2. Пунктуационные ошибки в рекламных объявлениях г. Тынды.
Проанализировав рекламные объявления, мы нашли следующие ошибки: знаки препинания при обобщающих словах, однородных членах, вводных словах, причастных и деепричастных оборотах, также ошибки в сложноподчиненных предложениях, в неполных предложениях, в употреблении кавычек в названиях предприятий, магазинов, фирм.
«Шатура Хорошим людям _ хорошая мебель. В честь нашего Дня рождения всем покупателям _ скидки до 20% (Приложение. Рис.10)
Допущена ошибка, название магазина заключается в кавычки: «Шатура», в неполных простых предложениях, где на месте неназванного члена, выраженного глаголом, ставится тире: « Хорошим людям - хорошая мебель. В честь нашего Дня рождения всем покупателям - скидки до 20%»
«Торговый дом «Двенадцать» за наличный расчёт продадим ещё дешевле – если найдете дешевле!» Приложение. Рис.11)
Допущена ошибка в сложноподчинённом предложении с придаточным условия, и предложение надо начинать с прописной буквы: «За наличный расчёт продадим ещё дешевле, если найдёте дешевле!»
«Фирма «Амуртурист» предлагает: прямые чартерные рейсы…» Рис. №12
«Мир компьютеров и оргтехники предлагаем: компьютеры, ноутбуки, оргтехнику, телевизоры, программное обеспечение…»
«Осуществляем: ремонт компьютеров и ноутбуков, лечение от вирусов, установка и настройка программ…» (Приложение. Рис.13)
Допущена ошибка в постановке двоеточия после слов «предлагаем», «осуществляем», так как нет обобщающих слов перед однородными членами в предложениях: «Мир компьютеров и оргтехники». Предлагаем компьютеры, ноутбуки, оргтехнику, телевизоры, программное обеспечение…
Осуществляем ремонт компьютеров и ноутбуков, лечение от вирусов, установку и настройку программ…»
«Для работы в вагонах-ресторанах требуются: повара 4 разряда, официанты, кухонные рабочие» (Приложение.Рис.14)
Допущена ошибка в постановке двоеточия, нет обобщающего слова при однородных членах предложения: «Для работы в вагонах-ресторанах требуются повара 4 разряда, официанты, кухонные рабочие».
«магазин Продукты рады видеть вас по адресу Красная Пресня, 3 (во дворе)» (Приложение. Рис. 15)
Допущены ошибки в написании строчных букв, в названии магазина нет кавычек. Правильно так: «Магазин «Продукты». Рады видеть вас по адресу: ул.Красная Пресня,3»
«Масштабные радиоуправляемые игрушки автомобили, самолёты, вертолёты, катера с электро – и ДВС двигателями» (Приложение. Рис.16) Допущена ошибка в постановке двоеточия после обобщающего слова «игрушки» перед однородными членами: «Масштабные радиоуправляемые игрушки: автомобили, самолёты, вертолёты, катера с электро – и ДВС двигателями»
«Обувь_доступная всем» допущена ошибка в выделении причастного оборота: «Обувь, доступная всем».
3.Возможные причины появления пунктуационных ошибок в рекламе
г. Тынды.
Появление пунктуационных ошибок в рекламных объявлениях мы объясняем низкой грамотностью рекламодателей. Объективными являются следующие причины :
Субъективными являются следующие причины:
РЕЧЕВЫЕ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ) ОШИБКИ
В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ
Речевые (стилистические) ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.
Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.
2. Речевые (стилистические) ошибки в рекламных объявлениях г.Тынды.
Речевые (стилистические) ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их.
«Осуществляем: ремонт компьютеров и ноутбуков, лечение от вирусов, установка и настройка программ…» (Приложение. Рис.13)
Допущена грамматическая ошибка в нарушении управления:
«Осуществляем ремонт компьютеров и ноутбуков, лечение от вирусов, установку и настройку программ…»
«Ремонт обуви. Ремонт сумок.
Производим приём и доставку обуви на дом» (Приложение. Рис. )
Допущена ошибка в построении предложения с однородными членами: «Производим приём обуви и доставку её на дом»
3. Возможные причины появления речевых (стилистических) ошибок в рекламе г. Тынды.
Возможно, речевые (стилистические) ошибки допускаются рекламодателями осознанно. В погоне за «понятностью», «близостью к народу» используются разговорные слова, обороты, употребление слов в несвойственных им значениям. А может быть, это обусловлено
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав собранный материал, мы выяснили, что ошибки в наружной рекламе, в СМИ, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных и стилистических норм, - результат безграмотности «авторов».
Орфографические ошибки – распространенное явление в рекламных объявлениях г. Тынды. Среди них выявлены следующие ошибки:
Выявленные орфографические ошибки связаны с низкой грамотностью населения, с безответственным отношением рекламодателей к своей работе.
В рекламных объявлениях г. Тынды были найдены такие нарушения пунктуационных правил, как:
Рекламодатели часто игнорируют широкую возможность использования знаков препинания, т.е. не расставляют знаки препинания в сложных предложениях, при однородных членах предложения, в предложениях с обособленными членами предложения, предложениях с обращениями - следствие незнания пунктуационных норм, вероятно, нежелания «утяжелять» текст.
Речевые (стилистические) ошибки, в основном, допускаются из-за незнания правил русского литературного языка.
Практическая значимость нашей работы заключается в совершенствовании знания русского языка, расширении сферы применения знаний.
Реклама проникла во все сферы нашей жизни, и поэтому хочется, чтобы люди видели вокруг себя грамотную, компетентную рекламу. Вспоминаются слова И.С.Тургенева: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"
Если каждый человек будет задумываться над тем, что и как он говорит и пишет, русский язык еще долгие годы будет «великим» и «могучим».
Заканчивая данный этап исследования, мы хотим написать статью в городскую газету «Авангард» по результатам нашего исследования, обратиться в тындинский городской Совет народных депутатов с просьбой выступить на заседании городской Думы и предложить рекламодателям быть ответственными в оформлении рекламы своей продукции.
И хочется верить, что скоро придет время, когда языковой материал рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Выполнили: Тарасова Ирина, ученица МОБУ СОШ №6;
Буланова Анна, ученица МОБУ СОШ №6
Руководитель: Шугаепова Рузалия Зафаровна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №6
Как нарисовать черёмуху
Сочинение
Ералаш
Ах эта снежная зима
О чем поет Шотландская волынка?