Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 87 КБ |
МБОУ «Красноармейская ООШ»
Слова паразиты в нашей речи.
Выполнила:
Ученица 8 класса
Кофанова Екатерина
Научный руководитель:
Насибулина Марина Александровна
Красноармейский 2013г.
Общая характеристика работы.
I. План.
1.Выбор темы и знакомство с ней.
2.Обработка имеющихся материалов
3.Систематизация собранных материалов.
4. Написание работы.
II. Введение.
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли и видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Э. Мошковский.
Язык - это уникальнейшее явление в эволюционном космическом процессе развития человека. Слово сделало из человекоподобного - Человека, ибо всё, что он называет, чему дает имя, - осмысливается, приобретает особую форму существования. «Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира» (К. Аксаков).
Не случайно в древние времена слову придавали высшее, божественное значение. Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы не говорим о нецензурной брани. Мы говорим о словах паразитах, которые прочно вошли в нашу речь.
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.
Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся школы и учителей слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них.
Задачи:
установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются;
выяснить, что знают учащиеся школы о словах-паразитах, об их функции в речи человека;
определить наиболее употребляемые слова-паразиты;
выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;
объяснить, что нужно сделать, чтобы избавиться от слов паразитов.
Объект исследования – речь учащихся и учителей школы.
Методы исследования:
изучение теоретического материала о словах-паразитах,
наблюдения за речью учащихся и учителей;
провести анкетирование.
Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал.
Основная часть
Словами-паразитами мы обычно называем слова, не несущие в данное время и в данном месте смысловой нагрузки – пустые, мусорные. Они часто выскакивают, когда «язык работает быстрее головы» – пауз в говорении непрофессионал подсознательно боится и начинает обильно сдабривать речь всяческими «э-э… м-м-м… ну… как бы…». Чем больше ускоряет темп речи оратор, тем больше в ней появляется паразитов. Такая же ситуация наблюдается, если «голова работает медленнее языка» – например, во всевозможных интервью. Обычному человеку часто даже в голову не придет при ответе на сложный или «неудобный» вопрос взять паузу, воспользоваться вводным оборотом, другими эффективными техниками оратора. Он одновременно и говорит, и думает, что сказать. В итоге «оперативная память переполняется», и слова-паразиты тут как тут.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот» и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».
Слова-паразиты, или слова-сорняки, – это слова, которые не несут смысловой нагрузки: их употребление бессмысленно в данном контексте.
Чаще всего в качестве слов-паразитов выступают:
частицы: указательная – вот, резюмирующая – ну, сравнительная – как бы,
модальная – пожалуй, вопросительная – да, утвердительная –так, эмоционально-экспрессивные просто и прямо;
вводные слова: конечно, короче, понимаешь, наверное, кажется, так сказать, вероятно, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, например, слушай, собственно говоря, стало быть;
местоимения: указательное местоимение – это, сочетание указательного и определительного местоимений – это самое, местоименное наречие – там, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения – как его.
Речь загрязняют и грубые, просторечные слова, ненормативная лексика, варваризмы, жаргонизмы. Многие люди речевые паузы заполняют звуками «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».
Существует несколько причин появления «бесполезных» слов в процессе общения.
Многие специалисты считают, что слова-паразиты используются людьми из-за бедности словарного запаса.
Слова-паразиты могут попадать в речь, когда человек волнуется или находиться в состоянии стресса. В таких случаях, чтобы выиграть время и собраться с мыслями, произносится первое пришедшее на ум слово, которое в дальнейшем может надолго «прилипнуть» к говорящему.
На возникновение в речи слов-паразитов может влиять и «мода на слова». Многие слова используются в речи оттого, что все вокруг так говорят.
Слова-паразиты как часть речи можно записать в таблицу:
№ | Группа | Слова – паразиты |
1. | Звуки | э-э-э, мэ-э-э, |
2. | Частицы | Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы |
3. | Вводные единицы | Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать |
4. | Местоимения, местоименные наречия | Это, это самое, как его, там |
5. | Переход из одной части речи в другую | Блин, черт |
6. | Модальные слова | Конечно, наверное, вероятно, кажется |
Исследование употребления слов-паразитов в речи школьников.
На уроках литературы, истории, русского языка - я записывала слова-паразиты, которые используют мои одноклассники при ответе. Получилось, что ни одного предложения без слова-паразита отвечающий ученик не мог сказать.
Я решила провести анкетирование по школе, с целью выявления самых распространенных слов-паразитов среди учащихся и учителей, борются ли опрашиваемые со словами-паразитами. И вот, что у меня получилось.
№ п/п | Вопросы анкеты. | Ответы учителей | Ответы учеников | ||
да | нет | да | нет | ||
1. | Употребляете ли вы слова паразиты в своей речи? | 77,8% | 22,2% | 100% | 0 |
2. | Часто ли вы употребляете слова – паразиты? | 44,4% | 55,6% | 58,3% | 41,7 |
3. | Положительно ли вы относитесь к употреблению слов паразитов? | 0 | 100% | 16,7% | 83,3% |
4. | Боретесь ли вы со словами – паразитами? | 77,8% | 22,2% | 0 | 100% |
5. | Какие слова паразиты вы употребляете чаще всего? | «как сказать» «да», «блин» | «е-мое», «короче», «капец», «блин» | ||
6. | Как вы боретесь со словами-паразитами: А) следите за речью; Б) читаете классику; В) затрудняюсь ответить. | А) 83,3% Б) 16,7% В) 0 |
В результате, оказалось, что:
почти все ученики и часть учителей используют слова-паразиты.
Больше всех протестуют против употребления слов – паразитов учителя.
Самое популярное слово, используемое участниками эксперимента « как сказать», «блин», «ё-моё», «короче», «капец».
Больше других борются с употреблением слов – паразитов в своей речи учителя. Учащиеся со словами паразитами не борятся вообще .
Наиболее употребляемые слова-паразиты в среде подростков – слова «короче» и «капец».
Способы борьбы со словами-паразитами учителя ответили: (83,3%)- следить за речью; (16,7%)-читать классику; (0)-затруднились ответить. Учащиеся на этот вопрос не смогли ответить.
Откуда же берутся слова-паразиты?
Мы решили провести еще один эксперимент. Во время разговора со своими друзьями я стала употреблять слово «как-то так». Уже на следующий день моя подруга тоже стала вставлять в свою речь это слово. Еще через два дня практически вся старшая школа вставляла слово «как-то так» в свою речь.
Способы борьбы со словами-паразитами.
Избавиться от слов-паразитов очень трудно. Прежде всего, следует контролировать свою речь и думать, о том, что вы хотите сказать на самом деле.
В большинстве случаев человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. Поэтому в первую очередь необходимо выявить недостатки речи. Для этого запишите свой монолог (пересказ какого-либо текста) на диктофон. После прослушивания записи можно будет понять, с какими словами-паразитами необходимо бороться.
Будьте особенно внимательны к тому, что говорите, делайте акцент на словах-паразитах. Например, можно заменить эти слова каким-нибудь звуком, это поможет отслеживать ненужные слова в речи и не говорить их бессознательно.
Воспользуйтесь помощью близких: попросите их обращать внимание на использование Вами «лишних» слов.
Придумайте себе штрафные санкции: приседания, день без сладкого, день без компьютера и т.п.
Совершенствуйте свою речь: говорите больше, читайте хорошую литературу, записывайте интересные обороты речи, заучивайте стихи, проговаривайте скороговорки, пересказывайте текст до тех пор, пока в речи не будет ни одной ошибочки и «лишнего» слова. И Вам никогда не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы», «ну» и «вот».
Вывод
На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты присутствуют в нашей речи. Меньше других слова – паразиты используют в своей речи учителя. Чаще других ими пользуются ученики, особенно те, которые слабо успевают по всем предметам. В большей степени борются с употреблением слов–паразитов, как в своей речи, так и в речи учеников – учителя.
На основании результатов моего исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. Способы борьбы со словами- паразитами есть, они перечислены в данном исследовании. Давайте беречь наш язык!
Список литературы
1. Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3(47). – Т.,2005.
2. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 1
3. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/
4. Тексты /М.Кронгауз. О чём говорят паразиты
5. Бахтызин А. М. Чистота речи 6. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь - справочник. - М.:Знание, 1995.
7. Энциклопедия для детей. Т. 10 Языкознание. Русский язык. - М.:Аванта+, 1998.
8. Люстрова З.Н., Скворцов Л. И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. - М.:Знание, 1978.
9. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М.: Просвещение, 1986.
Каргопольская игрушка
Два плуга
Можно от Солнца уйти...
Просто так
Два петушка