Исследовательская работа выполнена в рамках конкурса учебно-исследовательских работ начальных классов
Вложение | Размер |
---|---|
shavrina_yulya_5.doc | 85.5 КБ |
II краевой конкурс
учебно – исследовательских работ «МУРАВЬИШКА»
учащихся 3-4 классов
Карагайский муниципальный район
МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Направление: окружающий мир
Этот волшебный снег
Шаврина Юлия, 3 класс
МБОУ «Рождественская средняя
общеобразовательная школа»,
Контактный телефон: 8(342) 9735381
Русинова Анна Степановна,
Контактный телефон: 89519547070
Пермь, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………..…….. …………………………………3
1. Теоретическая часть
1.1. Что такое снег?......................................................................................................4
1.2. Внешний вид снега………………………………………………………………5
2. Экспериментальная часть
2.1.Теплопроводность снега…………………………………………………………6
2.2. Значение плохой теплопроводности снега…………………………………….8
Заключение ……………..……………………………………………………….…....9
Библиографический список ………………………………………………………...10
Приложения………………………………………………………………….…...11-19
Введение
Зима - одно из самых прекрасных и загадочных времён года. Снег... Какое огромное количество вопросов возникает о снеге: почему идёт снег? какого он цвета? почему снег задерживается на ветвях деревьев? как образуются снежинки и снежные хлопья? почему снег скрипит под ногами? из чего он образуется? и другие.
Почему все живое не замерзает под снегом? Почему под снегом можно увидеть зеленый кустик брусники? Почему в снегу зимуют и прячутся от холода многие животные? Эти вопросы меня заинтересовали, я решила их изучить и найти на них ответы.
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: свойство снега – теплопроводность.
Цель: исследовать теплопроводность снега и узнать, каково ее значение.
Гипотеза: можно предположить, что под снегом тепло, т.к. в нем есть воздух.
Задачи:
1. Узнать, что такое снег.
2. Изучить внешний вид снега.
3. Выяснить, что такое теплопроводность снега.
4. Провести опыты по теплопроводности снега, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
5. Познакомить с результатами исследования учащихся начальной школы.
Методы исследования:
1.1. Что такое снег?
Снег − это вид твердых атмосферных осадков, состоящий из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, выпадающих на земную поверхность из облаков при температуре воздуха ниже 0°С.
Снег образуется из охлажденных водяных паров, содержащихся в атмосфере. Сначала из них формируется облако. Когда температура в нем опускается ниже -5ºС, на мельчайших частицах почвы и пыли, парящих в воздухе, образуются крошечные кристаллики льда, чистые и прозрачные. Следуя за воздушными течениями, они перемещаются в воздухе во всех направлениях. Постепенно, эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберется сотня или даже больше. Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться к земле. Эти скопления льдинок мы и называем снежинками. Чаще всего они имеют форму шестиугольных пластинок. Они могут соединиться между собой в снежные хлопья. Опускаясь вниз, снежинки пролетают сквозь облако, состоящее из мельчайших капель воды, и примерзают к имеющимся в нем ледяным кристаллам, образуя снежную крупу.
1.2. Внешний вид снега
Мы знаем, что снег белого цвета, непрозрачный. Если снег взять в руки, то увидим, что он рыхлый и сыпучий. В тёплую погоду хорошо лепится. В руках снег начинают таять и превращаются в воду[1]. Каждой весной мы наблюдаем, как снег и лёд плывут по реке, видно, что снег и лёд находятся на поверхности воды, значит, они легче воды.
Кто ж поспорит с тем, что снег белый?! Снег имеет белый цвет по той же причине, по какой кажется белым толчёное стекло и вообще всякие измельчённые прозрачные вещества. Растолките лед в ступке или наскребите его ножом — и у вас получится порошок белого цвета. Цвет этот обусловлен тем, что лучи света, проникая в мелкие кусочки прозрачного льда, не проходят сквозь них, а отражаются внутрь на границах льдинок и воздуха. Поверхность же, беспорядочно рассеивающая во все стороны, падающие на неё лучи, воспринимается глазом как белая. Значит, причина белого цвета снега — его раздробленность. Если промежуток между снежинками заполнить водой, снег утрачивает белый цвет и становится прозрачным. Такой опыт нетрудно проделать: если вы насыплете снега в банку и нальете туда воды, снег на ваших глазах из белого сделается бесцветным, прозрачным.[2] Так как снежинки в действительности состоят из маленьких кристалликов льда, и поскольку свет, отражающийся от их многочисленных граней, снежинки кажутся белыми, а не прозрачными.
2. Экспериментальная часть
2.1. Теплопроводность снега
Поскольку снег рыхлый, значит, между отдельными снежинками имеются большие промежутки, заполненные воздухом, поэтому он плохо проводит тепло. Подсчитано, что теплопроводность льда почти в 22 раза больше свежевыпавшего снега.[3] Мы провели опыты, чтобы проверить гипотезу и ответить на вопросы, которые меня заинтересовали.
Опыт 1
Цель: доказать, что рыхлый снег содержит много воздуха.
Оборудование: плоскодонная колба, пробка с двумя отверстиями, две стеклянные трубки, резиновая трубка, колба с водой, рыхлый снег, воронка.[4]
Ход работы:
Положила в колбу снег, не уплотняя его. Налила в воронку воду. Вода из воронки постепенно вытекает в снег. Из стеклянной трубочки в колбу с водой выделяются пузырьки воздуха. Я насчитала их чуть больше 38 штук.
Выводы:
Вода вытеснила воздух из колбы и заняла его место. Воздух легче воды и ему ничего не оставалось делать, как по второй стеклянной трубочке двигаться в пробирку с водой. Пузырьки в воде – это воздух, который находился в снегу. В рыхлом снегу много воздуха.
Опыт 2
Цель: доказать, что под снегом теплее.
Оборудование: термометр, лопатка.
Ход работы:
В холодный зимний день я вышла на улицу и измерила температуру воздуха, было -20ºС. С помощью лопатки я раскопала ямку глубиной 50 см, на дно положила термометр и быстро закопала ямку. Через 15 минут раскопала термометр, и моему удивлению не было предела. Термометр показывал -10ºС – это в 2 раза меньше![5]
Вывод:
Под снегом теплее.
Опыт 3
Цель: доказать, что снег защищает воду от замерзания.
Оборудование: два таза, вода, снег, лопатка, линейка.
Ход работы:
В два таза налила одинаковое количество воды, поставила на улицу, один таз постоянно посыпала рыхлым снегом, другой – очищала от снега. В конце пятого дня измерила толщину льда в обоих тазах. [6] В тазу, где посыпала снегом толщина льда 6 сантиметров, а в другом тазу, где лёд был без снега, толщина льда 10 сантиметров.[7]
Вывод: На расчищенной поверхности толщина льда больше, значит, действительно снег защищает воду от замерзания
Опыт 4
Цель: доказать, что в утоптанном снегу мало воздуха.
Оборудование: плоскодонная колба, пробка с двумя отверстиями, две стеклянные трубки, резиновая трубка, колба с водой, рыхлый снег, воронка.
Ход работы:
Положила в колбу снег, уплотнила его. Налила в воронку воду. Вода из воронки постепенно вытекает в снег. Из стеклянной трубочки в колбу с водой выделяются пузырьки воздуха, но их мало. Я насчитала их чуть больше 10 штук.[8]
Вывод: Пузырьков мало, значит, в утоптанном снегу мало воздуха.
2.2. Значение плохой теплопроводности снега
Снежное одеяло - гигантское одеяло, прослойка между поверхностью земли и атмосферой. Холодная бесснежная зима настоящее бедствие. Многие растения могут не выдержать лютые морозы и погибают. Сугробы высотой в 50 см гарантируют, что температура почвы не опустится ниже -8ºС и все растения благополучно перезимуют. Зимняя забота садоводов и огородников – удержать на посадках снег. Чем больше снега в саду снега, тем легче плодовым деревьям и цветам перезимовать. Большая ошибка – ходить по снегу в саду или в огороде возле яблони, малины, ирги, утаптывая снег. По наблюдениям садоводов и огородников, затоптанные грядки не приводят к хорошему урожаю.
В лесу же снег является защитой от холода для многих животных. Например, мыши и землеройки спасаются под покровом снега от морозов и продолжают вести активную жизнь, находя себе пищу на протяжении всей зимы в верхнем слое почвы. Снегом пользуются для укрытия зайцы, устраивая в нем свои лёжки, в снег закапываются ночью глухари и рябчики, под снегом спят медведи и бурундуки в своих берлогах. Зимняя спячка – это нечто большее, чем просто приспособление для того, чтобы пережить холодное время года. Для ежа, например, это единственный способ избежать голодной смерти.
Вода в реке закрыта снежно-ледовым покрывалом, надёжно защищает воду от замерзания, а растения, рыбу и других животных от гибели.
Снег не даёт промёрзнуть сильно земле, это позволяет сохранить в земле корни растений, всходы озимой пшеницы и ржи, сохраняя тем самым будущий урожай.[9]
Заключение
Выдвинутая мной гипотеза, что под снегом тепло благодаря воздуху, подтвердилась.
В процессе изучения литературы я узнала, что снег имеет огромное значение в жизни природы и человека.
Снег – чудесная особенность нашей планеты. Трудно представить леса и равнины, горы и всю нашу жизнь без снега. Он пушистый, искрящийся, дарит нам радость и учит прекрасному.
Перспективы работы
Меня очень заинтересовала данная тема. В дальнейшем хочу проверить народные приметы, связанные со снегом, рассмотреть вред и пользу снега, провести опыты по выявлению чистоты снега и установить причины его загрязнения.
Библиографический список
[1] Приложение 1
[2] Приложение 2
[3] Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 192с.: ил.
[4] Приложение 3
[5] Приложение 4
[6] Приложение 5
[7] Приложение 6
[8] Приложение 7
[9] Тарасов Л.В. Физика в природе: кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 352с.
"Морская болезнь" у космонавтов
Красочные картины Джастина Геффри
Знакомимся с плотностью жидкостей
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Бабочка