Доклад"Учитель учителей". Актуальность работы заключается в том, что мы молодое поколение должны ценить историю своего наслега, знать и почитать трудовые подвиги наших земляков. Каким трудом достигается высокое звание «Учитель учителей».
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_semenova_v.f.doc | 187 КБ |
МОУ – Майская средняя общеобразовательная школа
им. Е.Л. Чистякова
Учитель учителей
Работа ученицы 4 класса
Пудовой Милены
Руководитель: Лукина Н.А.
с. Покровка, 2012 г.
Содержание:
Введение ………………….……………..………….…….................…...……3
Введение
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей.
Во все времена люди, преклонялись перед великой силой знания, мудрости образования и воспитания, превозносили и будут превозносить нелёгкий труд учителя. И в то же время с людей, посвятивших себя самой святой обязанности – обучению и воспитанию детей – жизнь всегда спрашивает строго. Ведь учителю доверяется маленький человек, и от того, каким гражданином, человеком, профессионалом, родителем он станет, зависит будущее нашего государства.
В послевоенные годы в Якутии расширяется сеть школ, остро встал вопрос о недостатке учительских кадров. И начиная с пятидесятых годов в наш суровый северный край, начали направлять выпускников педагогических вузов и средних учебных заведений со всей России. Это мужественные люди, которые несмотря ни на какие уговоры родных и близких им людей, не побоясь, что «медведи ходят рядом с якутами», молодые, энергичные и красивые, приехали в далекую Якутию и навсегда связали жизнь с нашей республикой.
Актуальность моей работы заключается в том, что мы молодое поколение должны ценить историю своего наслега, знать и почитать трудовые подвиги наших земляков. Каким трудом достигается высокое звание «Учитель учителей». Таким ярким представителем нашего села Покровка является Семенова Валентина Федоровна – замечательный педагог, прекрасный и мудрый человек, которая посвятила сорок восемь лет благородной учительской профессии и всем своим жизненным и профессиональным путем доказала она своё высокое служение детям, педагогике. Её судьба яркий собирательный образ сельского учителя.
Цель работы: Раскрыть судьбу сельского учителя Майской школы, нашего земляка, Семеновой Валентины Федоровны.
Задачи:
Детство и юность
Семенова Валентина Федоровна родилась 06 мая 1938 г. в с. Новый Буян Куйбышевской области. Отец – Тивилёв Федор Николаевич, мать – Тивилёва Прасковья Николаевна. В семье было трое детей.
Отец Федор Николаевич был крупным партийным работником. В послевоенное время партийных работников направляли работать в разные регионы страны. И так в 1945 году Валентина Федоровна поступила в 1 класс в городе Чериков в Белоруссии. В 1 классе изучала белорусский язык.
Из-за тяжелой болезни мать Прасковья Николаевна рано умерла. Дети остались без матери, и их воспитывал и поднял на ноги сам Федор Николаевич.
В 1955 году Валентина Федоровна окончила среднюю школу в городе Похвистнево Куйбышевской области.
После окончания школы поступила в Куйбышевский педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. Свои студенческие годы Валентина Федоровна вспоминает с любовью. В студенческие годы она жила в общежитие, которое стояло на берегу реки Волга. В комнатах жили по 10 девушек. Жили очень весело и дружно. После окончания 2 курса студентов во время летних каникул отправили работать на целину. После успешного окончания института им были предложены места работы в Куйбышевской области, на Северном Кавказе, Сахалине и в Якутии. И восемь девушек по желанию выбрали Якутию. Они хотели узнать, как живут люди на севере, какой климат в Якутии. По дороге в Якутию они ехали очень долго: на поезде, на машине, на пароходе. Так и приехали в город Якутске. В Министерстве образования ей предложили 3 улуса: Сунтарский, Олекминский и Амгинский. Валентина Федоровна одна выбрала Амгинский улус, а остальные девушки по распределению попали в другие улусы. Валентина Федоровна вспоминает, что с тех пор со своими однокурсницами в полном составе в количестве восьми человек никогда не встретились. В Амгинском улусе сначала ее назначили учителем в село Эмиссы, но по желанию директора Майской семилетней школы Расторгуева Михаила Алексеевича Валентину Федоровну отправили в селе Покровка. Так и началась ее трудовая педагогическая деятельность.
Выбор профессии учителя
В 1960 г. после окончания Куйбышевского педагогического института по специальности учитель русского языка и литературы, истории была назначена в Майскую восьмилетнюю школу Амгинского района Якутской АССР.
Молодая учительница русского языка и литературы Семенова В.Ф. своим отношением к детям, жителям села, коллегам снискала любовь и уважение. Ее отношение к работе, к общественной деятельности является примером для подражания.
С 1971 по 1979 годы проработала заместителем директора по учебной работе, где показала себя как добросовестный руководитель, человек высокой морали, живой пример преданности своему делу, своим идеалам.
Но мысли о школе не покидали Валентину Федоровну все 13 лет, и в 1992 году она вернулась к своей любимой работе - учителем русского языка и литературы, с большим жизненным опытом, энергичная, полная творческих замыслов. Влюблённая в свой предмет, словесник по призванию, Валентина Фёдоровна раскрыла перед учащимися сложный мир человеческих чувств и мыслей, приобщила их к великим ценностям, созданным классической литературой.
Система ведения уроков, стиль ее работы своеобразны. К каждой теме, к каждому уроку она подходила творчески, находила приемы и методы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Уроки отличались умелым планированием, чётко сформулированным, тщательно подобранным учебно-текстовым материалом. Валентина Федоровна ежегодно проводила открытые уроки, методически насыщенные, интересные по содержанию. Она настойчиво и терпеливо работала с учениками, прививала им любовь к великому русскому языку, чтобы ученики почувствовали красоту языка, бережно относились к слову, заботились о его чистоте.
Годы вдумчивой, кропотливой работы помогли Валентине Федоровне стать мастером-педагогом. Средствами предмета «Русский язык», через внимание к слову, его красоте, выразительности учительница осуществляла обучение и воспитание. Продолжением работы над развитием детей были литературные кружки, выпуск литературного журнала «Тропинка», постановки учащимися сцен из изучаемых произведений. Много времени Валентина Федоровна уделяла вопросам развития речи учащихся в процессе организации внеклассной работы: подготовке к смотрам, фестивалям, работе хорового кружка. Она добивалась выработки у учащихся умения излагать свои суждения, проводить сопоставления, делать выводы, привлекать дополнительный материал. Также огромное внимание уделяла выработке орфографической зоркости. Результатом упорной кропотливой работы с учащимися является активное участие в школьных, а затем в улусных олимпиадах, конкурсах, научно-практической конференции «Шаг в будущее», где её учащиеся достигали высоких достижений. Впоследствии за разработку мероприятий о русской национальной культуре «Посиделки» была поощрена улусным управлением образования.
Семенова В.Ф. ряд лет была бессменным руководителем МО языковедов. Учительница – активный организатор школьной методической Недели русского языка, где Валентина Федоровна организует выставку наглядных пособий, докладов, выступлений, исследовательских работ, что является примером творческого отношения к своему любимому делу для молодых коллег. Она пользуется огромным уважением и является подлинным наставником молодых педагогов. По любому вопросу давала научные рекомендации и оказывала конкретную практическую помощь: щедро делилась накопленным опытом, добрым советом, выступала с докладами на методических советах, знакомя их с секретами профессионального мастерства. Как опытный педагог, языковед ряд лет Семенова В.Ф. активно участвовала и занимала призовые места в педчтениях школы и улуса по темам «Работа со словом на уроке русского языка», «Устранение безграмотности на уроках русского языка», «Повышение орфографической зоркости на уроках», «Рекомендации по подготовке к экзаменам».
Общественная жизненная позиция
Педагогическую деятельность совмещала активным участием в общественной жизни села, избиралась членом товарищеского суда, обкома КПСС, комитета комсомола центрального отделения совхоза «Амгинский», сельского совета ветеранов, женсовета и секретарём партийной организации центрального отделения совхоза «Амгинский».
Эрудиция, воспитанность, самодисциплина учительницы всегда поднимали ее в глазах учащихся, родителей, коллег. Широкая благородная душа, большое отзывчивое сердце, колоссальное трудолюбие, Учитель учителей, человек огромного чувства долга – так можно охарактеризовать В. Ф. Семёнову.
Профессиональная деятельность В. Ф. Семёновой отмечена многими наградами: Благодарственным письмом МО РС(Я), неоднократно Почетной грамотой РК ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ, обкома ВЛКСМ, райсовета, министерства культуры ЯАССР, МО РС(Я), а также за активное участие в движении сторонников мира и пополнении средств фонда мира, настольной медалью, профессиональным призом «Учитель изящной словесности» и т. д.
Активная общественница, настоящая сельская учительница, доброй души человек, мудрая женщина, где бы ни работала, она постоянно интересуется жизнью школы и села. В настоящее время Валентина Фёдоровна, находясь на заслуженном отдыхе, продолжает принимать активное участие в культурной жизни села. Её беззаветная преданность школьному образованию, неиссякаемая любовь и доброта к детям, своему делу будут примером для настоящих и будущих поколений школьных работников.
Председатель исполкома
В 1979 году Семенова В.Ф. была избрана председателем исполкома Майского сельского совета в селе Покровка. Она работала в это должности 13 лет. Трудная работа руководителя села подчинялась ответственности, энтузиазму, требовательности Валентины Федоровны. Совместно с активом села она организовала работу по месту жительства. Между зонами села проводились соревнования, смотры, вечера отдыха. Все мероприятия благоприятно содействовали дружбе между многонациональными коллективами организаций села. По итогам 1987 года Майский сельский совет занял третье место среди сельсоветов района и награжден Амгинским райсоветом народных депутатов Почетной грамотой.
Воспоминания выпускников
Говорят, что время – самый неуловимый судья наших дел и поступков. Счастлив тот, кто вопреки всем невзгодам без громких слов, честным трудом сложил свою добрую чистую тропу жизни, кого с благодарностью и признанием вспоминают бывшие ученики, родители, коллеги, общественность нашего села и улуса.
Валентина Федоровна является ветераном педагогического труда, проработала в Майской школе 48 лет. За это время она обучила и воспитала несколько поколений учащихся. Многие её ученики стали известными в улусе и республике людьми, заслуженными работниками, учёными, общественными деятелями. Среди них можно назвать: Фёдоров Б.П. – заслуженный тренер по вольной борьбе, Иманова Е. М. – заслуженный работник здравоохранения, Маркова А. Н. – отличник образования РС (Я), нынешний директор Майской школы, также знаменитые династии хлеборобов Черкашины, Бунтовские и др. По стопам своего учителя, выбрали специальности, связанные с педагогической деятельностью 26 учеников.
Из воспоминаний заслуженного работника здравоохранения Имановой Евгении Михайловны: «В 1960 году осенью к нам в школу приехала работать молодая, красивая Валентина Федоровна Тивилёва.
Все сразу полюбили её. Она была очень активным человеком, организовала в школе хоровой и драматический кружок. Сама Валентина Федоровна очень хорошо поёт. Рассказывала нам о целине, где она была и работала.
Валентина Федоровна вела уроки русского языка и литературы, истории, немецкого языка, пения. У неё очень красивый почерк и мы все подражали её манере письма. Работала Валентина Федоровна и председателем Майского сельского совета. Руководила над всеми и все слушались её. Принципом её работы было «Кто, если не я». Поэтому она нас всех привлекала и общественной работе, сколько же субботников мы провели вместе с ней. Она была и осталась моей самой любимой учительницей».
Из воспоминаний выпускника молодого поколения, социального педагога Майской школы Стручкова Леонида Николаевича «С Семеновой Валентиной Федоровной я познакомился 1 сентября 1997 года. Меня привели в класс, который резко отличался от того класса, к которому я привык. Там меня встретила пожилая женщина с белокурыми кудрявыми волосами. Я не знал кто это, что даже поинтересовался у одноклассника, который сказал, что наш классный руководитель и зовут её Валентина Федоровна.
Помимо классного руководства она у нас вела русский язык и литературу. Мы сразу заметили, как она с упоением читала, могла часами рассказывать и объяснять, как она любила свою работу и посвящала этому все свое свободное время. Всегда подготовленная к уроку, не было, и нет вопроса, на который она не могла ответить потому, что так знать свой предмет может только истинный учитель.
Конечно, как и все дети, порой мы ленились, совершали поступки, но она верила и по-матерински заботилась о нас и её вера не могла не оправдаться. Не смотря на разницу в возрасте, она умела найти к каждому из нас правильный подход и в конечном итоге добивалась своего. Очень часто мы противились к этому, но спустя некоторое время приходило осознание того, что Валентина Федоровна права.
Семенова Валентина Федоровна – это учитель, который гонится не только за усвоением знаний, а учитель – практик, учитель – созидатель, который не только учит детей, но и учится у них. Человек, который отдал свою душу и сердце на воспитание подрастающего поколения. Она воспитала и обучила подавляющую часть Майского наслега, и все эти люди благодарны ей за бессонные ночи, потраченное время, за преданность к своей профессии и за её бесценный труд»
К 70-летию Валентины Федоровны ее ученик житель села Покровка Петров Иван Петрович написал статью «Учитель от бога» в республиканской газете «Забота. Арчы».
Заключение
В данной работе была поставлена цель: Раскрыть судьбу сельского учителя Майской школы, нашего земляка, Семеновой Валентины Федоровны, и соответствующие задачи сбор материала по воспоминаниям самого учителя и о трудовой деятельности учителя по воспоминаниям выпускников.
Анализ собранных материалов доказывает, что Валентина Федоровна действительно яркий образ сельского учителя. Её беззаветная преданность школьному образованию, неиссякаемая любовь и доброта к детям, своему делу будут примером для настоящих и будущих поколений школьных работников.
В заключении хочется сказать, что мы подрастающее поколение покровчан должны гордиться замечательным педагогом, прекрасным и мудрым человеком Семеновой Валентиной Федоровной. Никогда не оставлять без внимания пожилых людей и всегда оказать им помощь.
Использованная литература
Сочные помидорки
Сказка на ночь про Снеговика
Какая бывает зима
Рисуем "Ночь в лесу"
Астрономический календарь. Март, 2019