В данной работе описывается традиционное жилище тувинцев-юрта. Юрта является символом быта и культуры тувинского народа.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.13 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ак-Тальская средняя общеобразовательная школа
Чеди-Хольский кожуун
Юрта - жилище тувинцев.
Выполнил: Сотпа Чингис, ученик 9 класса МБОУ СОШ с.Ак-Тал Чеди-Хольского кожууна.
Ак-Тал-2012
Содержание
1.Введение
а) Цели и задачи моей исследовательской работы…………………...2
б) Актуальность темы "Юрта- традиционное жилище тувинцев»….2-3
2.Основная часть
Глава 1) Юрта- жилище тувинцев…………………………………….3-5
Глава 2) Интерьер в юрте………………………………………………5-8
3. Литература ………………………………………………………….9
Введение.
Без традиции нет культуры.
Без культуры нет воспитания.
Без воспитания нет личности.
Без личности нет народа.
Г.Н.Волков.
Наша сегодняшняя работа посвящена юрте – самой примечательной особенности культуры кочевых народов. И потому о ней не только много писали путешественники и ученые, но и слагали оды поэты, её рисовали художники, видя в этом своеобразном жилище яркий символ кочевого мира. В работе ставится цель описать строение и правила поведения в юрте, значение юрты в духовной жизни тувинского народа.
Согласно данной цели намечаются следующие задачи:
Актуальность: История – это прошлое человечества. Не только человечества в широком смысле этого слова, но и каждого народа, нации в отдельности. А для этого следует знать не только историю своей страны, но и историю своей республики, какой след оставили предки в истории малой Родины. Быт народов-кочевников интересна, до сих пор вызывает большой интерес у учёных и простых людей,туристов. Я решил, что тоже должен попробовать, и с большой охотой взялся за изучение тувинского национального жилища-юрты. Сначала мне показалось, что это просто, но потом стало ясно, что это нелёгкая и довольно кропотливая работа. Несмотря на это я начал знакомство и обследование этой темы.
Материалом исследования послужило традиционное жилище тувинцев-юрта изучение литературы о традиционной культуре кочевников, истоки которой уходят в глубокую древность, работа с информаторами, в школьном музейном уголке, материалы из Интернета.
Содержание работы: Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении определяется объект исследования, актуальность, раскрываются цели и задачи работы. В первой главе освещается теоретическая база исследования. Здесь уточняется объект исследования, изложены основные понятия и термины, используемые в анализе материала.
Во второй главе описывается интерьер юрты, какая часть является мужской, какая женской, где ставилась определённая мебель и почему, отношение между взрослыми и детьми.
В заключении подводятся итоги и формулируются основные выводы исследования.
В списке литературы дается перечень использованной литературы.
ГЛАВА I.
Юрта—это традиционное жилище кочевых народов Азии. Войлочная юрта – одно из выдающихся творений мудрости древних народов Центральной Азии занимавшихся преимущественно скотоводством, - самое приспособленное к требованиям кочевого уклада жизни и пригодное для обитания людей жилище. Юрта –это малый круг, мир собственного бытия! Он становится ближе, понятнее и доступнее человеку. Юрта для кочевника – исходная точка всего экологического сознания. И наконец, юрта – это маленький своеобразный мир, в котором ярко выражены все атрибуты природы. Это наш язык, культура, традиции, обычаи, обряды, сознание.
Юрту можно свернуть за считанные минуты, погрузить на лошадей или волов и отправиться в долгий и трудный путь при перекочевке к местам зимнего или летнего выпаса скота. Современные исследования убедительно доказали что юрта – это жилище, диктующее своим хозяевам наиболее бережное отношение к окружающей среде, экологически самое безопасное и чистое жилище. Наука ХХ века с удивлением открыла тот факт, что юрта всеми своими частями и целостным видом при помощи глубоких символов повторяет строение Вселенной, является миниатюрной моделью всего мироздания, согласно древнему миропониманию.Так как образ, запечатленный в структуре юрты, является образом Вселенной древнего мифологического сознания, исследование философии юрты означает более глубокое исследование корней, традиционной культуры, мировоззрения, менталитета и психологии кочевых народов Азии .
Веками тувинцы рождались и жили в юрте, в ней формировались традиционные нормы поведения, обычаи, культура, происходило духовное воспитание. Юрта для тувинца – это целый мир. Ученый А.А.Попов в своей классификации жилища сибирских народов рассматривает юрту как совершенно своеобразный по конструкции цилиндрический шалаш, имеющий решетчатый складной каркас стен. Юрты широко распространены у кочевников евразийских степей – у тюркских и монгольских народов, а также у ираноязычных джемшидов и хазарейцев.
У тувинцев юрта носит название өг или кидис өг(кидис- войлок).Размеры юрты, качество покрывавших войлоков определялись главным образом имущественным положением владельца. Богатые скотоводы имели сравнительно большие юрты, крытые белым войлоком, в то время как жилища бедняков отличались меньшими размерами, покрывавший их войлок был обычно тёмным. А.П.Ермолаев писал в начале XX века, что «величина юрты и цвет её войлоков сразу говорят о достатке её владельца. В белой большой юрте живут люди состоятельные, «скотные», в малой и чёрной хозяева – бедняки».
Остов юрты состоит из 4 - 8 деревянных решетчатых стенок. Каждая стенка хана состоит из 34, 36, 38, 40 крестообразно сложенных и скрепленных ремешками палок. К верхней части стенки прикрепляются при помощи волосяных петель концы палок ынаа, которые составляют остов купола крыши (диаметр 1.0 – 1.1 м).
Установка юрты начинается с дверной коробки. Решетчатые стенки ставят кольцом, а сверху к ним крепятся жерди, образующие коническую крышу. Остов крыши увенчивает круглое дымовое отверстие хараача. Стыки звеньев решетки связываются волосяной веревкой, затем все стенки стягиваются волосяным поясом ишти кур ‘внутренний пояс’. Этот пояс оказывается после покрытия войлоком всего остова оказывается между решеткой и войлоком, почему и получил свое название. Снаружи поверх войлока опоясывается 2-4 поясами даштыкы кур ‘наружный пояс’, изготовленными из 3-4-х сложенными в ряд волосяных веревок. Поверх войлока укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань обвязывается веревкой. Верх прикрывали две больших полости (дээвиир) и одна четырехугольная меньшего размера (ореге).К концу ореге прикрепляли веревку (ореге тыртар, букв. Тянуть ореге) которая позволяла прикрывать свето-дымовое отверстие на ночь, в непогоду и открывать его. Верхние полости дополнительно удерживалось волосяными лентами (базырыг, или баглааш).Эти ленты крестообразно охватывали верхние полости и обычно закреплялись на нижних концах решетки, реже их привязывали к лентам, опоясывающим решетку.
Не принято:- Без спроса хозяев входить в юрту.
- Вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак.
- Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. - Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину. - Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты.
- Самовольно садится на почетной стороне без приглашения.
- Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений.
- Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.
- Нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье;
- Нельзя свистеть - это сигнал, созывающий злых духов.
- Запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека.
- При застолье гости не имеют права менять свои места.
ГЛАВА II
В материальной культуре кочевников центра Азии ничего так зримо не было обусловлено их подвижным образом жизни, как жилище и утварь. Почти каждая обиходная вещь была, действительно, необходима, предельно легка, без труда упаковывалась во вьюк, имела традиционное место в интерьере жилища и всегда была, как говорится, под рукой.
Большая часть утвари тувинцев изготовлялась в условиях домашнего производства из наиболее доступных легких и прочных материалов – кожи, дерева, бересты и шерсти.
Женщины делали часть утвари из войлока – коврики ширтек и олбук , матрасы дѳжек, мешочки хап.
Мужчины изготовляли из дерева в своём хозяйстве кровати, сундуки, колыбели, разборные полки для посуды, сосуды для молока, ступки, крюки-вешалки, корытца и др. Лишь украшенные многоцветной росписью сундуки и декорированные передние стенки кроватей приобретали у ремесленников- столяров, работавших на заказ. Для поделок использовали лиственницу, реже- кедр, а также тополь и берёзу ( в том числе её корень).
Наиболее громоздкими, разумеется, лишь по сравнению с остальными вещами, было низкое деревянное супружеское ложе – кровать –( орун), но и она весила всего несколько килограммов, имея крайне простую конструкцию: на поставленную на ребро доску (длиной около 2 м, высотой от 0,2 до 0,5м) клали поперек дощечки, опиравшиеся одним концом на эту доску, а другим – на коротко обрубленные брёвнышки или деревянные колышки, вбитые в землю; поверх укладывали несколько досок. На неё стелили 4-8 войлочных матрацев в зависимости от обеспеченности семьи. В изголовье лежала подушка (сыртык) из кожи, реже – из ткани. Её лицевая сторона, обращенная к центру жилища, была плоской, из прямоугольной дощечки, декорированной кожей либо тканью. Подушечка служила для хранения мягких вещей, которые вкладывали через боковую прорезь. Одеяло (чоорган) было сшито из меха или шкуры.
Сравнительно легкие парные ящики – сундуки аптара с откидывающейся вверх крышкой служили также украшением жилища, так как их передние стенки покрывала пышная узорная роспись.
Маленький ребёнок находился в деревянной колыбели (кавай), декорированной обычно резными узорами, игравшими роль охранительных символов и благопожеланий младенцу. Колыбели подвешивали к верхней части жилища, у изголовья кровати, на крюке – деревянном, роговом или металлическом, также с узорами или мелкой пластикой того же назначения.
Среди нескольких деревянных сосудов, стоявших на левой половине юрты, непременно были небольшие деревянные ведёрки цилиндрической формы – хууң, служившие подойниками, а также для хранения воды. Их выдалбливали из цельного куска тополя или березы, причём в западных районах их дно делали из нескольких слоев бересты, которую прибивали деревянными гвоздиками, в восточных же – вставляли деревянное дно.
Не было семьи, утварь которой не включала бы долбленные деревянные ступки (согааш или соктааш) для измельчения соли, чая, зерна. Их размер зависел от назначения: для зерна предназначалась одна, сравнительно большая ступка (до 0,5 ми более высотой) из лиственницы, а для чая и слои – две значительно меньших (высотой 25-30см) из берёзы.
В юртах берёзовые цилиндрические долбленые бочки доскаар предназначались для кисломолочного напитка хойтпак и кумыса, достигавшие высоты около 1 м., но для хранения, особенно перевозки кумыса и молочной водки (арага) тувинцы-кочевники пользовались горизонтальными деревянными бочонками доора хууң значительно меньшего размера. Их поперечные стенки из тонкого дерева или бересты прибивали гвоздями. В верху сосуда, на месте короткого сучка делали вертикальный слив. Такие сосуды длиной от 40 до 100-120 см были особенно удобными при перекочёвке. В каждой семье непременно имели несколько деревянных мисок –чашек (аяк) для еды, чая, кумыса, которые хранили в цилиндрах (аяк хавы) из прутьев, стянутых деревянными обручами, или в специальных мешочках из войлока. Впрочем, богатые скотоводы предпочитали привозные фарфоровые китайские чашки. Отправляясь в путь, всадник вёз чашку за пазухой халата.Араку пили не только из аяков, но и из чарок (дашка). Для разлива чая служили высокие кувшины (домбу, хоо) – медные и деревянные.
Деревянные блюда деспи овальной или прямоугольной формы, с загнутыми по краю бортиками и четырьмя короткими ножками либо без них делали из одного куска дерева при помощи тесла и ножей с прямым и искривленным лезвием (блюда имели длину 20-45см, ширину 20-25 см, высоту бортика около 3 см, высоту ножек 2-10см). в деспи гостям подавали мясо. В начале 20 века деспи начали быстро выходить из употребления. Лишь у наиболее богатых имелись для угощения металлические блюда (тавак), преимущественно серебряные, а также небольшие фарфоровые тарелочки (була) для печенья.
Среди утвари, сшитой из кожи и шкур животных, были большие кожаные вьючные парные сумы (барба и таалың), изготовлявшиеся из выделанной кожи домашних и диких животных. При перевозке их вьючили на волов, лошадей или верблюдов по обе стороны грузового седла.
Для хранения и перевозки жидкостей использовали сшитые из бычьей или коровьей кожи сосуды. Кисломолочный напиток хойтпак хранили в больших трапециевидных бурдюках кѳгээр в виде мешка. Такой сосуд вмещал до 200 л.
Кумыс и араку хранили в сшитых из копченой кожи орнаментированных плоских флягах көгээржик. Они имели высокое горло и округлое тулово с овальным низом и несколько спрямленными либо приподнятыми по краям плечиками. Были и сосем небольшие фляги хойлаарак, которые носили за пазухой, причем самые маленькие имели высоту около 5см.
Во многих семьях имели также бурдюки аржымак, выкроенные из двух обработанных цельных шкур, снятых с задних ног быка. Их сшивали особым двойным швом с кожаной прокладкой, в узкой части затыкали деревянной пробкой. Хранили в них напитки – араку и хойтпак. Кумыс и араку перевозили в бурдюках дорзук, которые для поездок привязывали к седлу. Их сшивали особым швом из двух продымленных шкур с задних ног лошадей, затыкали пробками из осины. Дорзук вмещал до 5л и более.
Из овечьих и козьих желудков (хырын), мочевых пузырей (сыңый) и кишок (шөйγндγ) изготовляли сосуды для хранения главным образом масла. Их извлекали сразу же после их забоя животного, тщательно мыли теплой водой, а желудок дополнительно выворачивали, надували и коптили, подвесив в юрте. Сосуды – желудки были разного размера в зависимости от принадлежности взрослой овце или ягненку. Из кожи, войлока, ткани шили небольшие мешочки (хап) различного назначения, которые развешивали на решетках юрты. Для процеживания сыворотки и выжимания творога использовали мешочки таар из холста.
Металлических вещей среди постоянно использовавшейся утвари было немного – железный таган (ожук) на трёх или чаще на четырёх ножках, нередко декорированный, а также чугунный полусферический котёл (паш) с деревянной крышкой. Нередко железные декорированные таганы и, как правило, чугунные котлы покупали у китайских купцов. Из железа выковывали ножи (бижек), крюки (илбек) для извлечения мяса из котла. Железные щипцы (демир кыскаш) позволяли брать из очага горящие угли, головешки. Медными были ковши (хымыш) для разлива воды и чая.
Вывод:
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что юрта это яркий символ кочевого мира, совершенно уникальный мир. Она служила не только жилищем, но и прекраснейшим примером трудолюбия, таланта, сообразительности наших предков. Воспитывались многие поколения в юртах уважению, к труду, любви к родителям, старшим, родине, беречь и любить природу. У тувинцев исконная культура, традиции, обычаи. Доказывая это, я сделал работу-«Юрта- традиционное жилище тувинцев».
Список литературы:
Злая мать и добрая тётя
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Подарок
Что такое музыка?
Цветение вишни в лунную ночь