Исследовательская работа ученицы 7 класса послужит хорошим дополнительным материалом к классным часам, беседам о культурном наследии наших предков, о любви к своим истокам, истории.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_raboty_kurskaya_korennaya_pustyn.doc | 86.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Серединская средняя общеобразовательная школа»
Тема работы:
«КУРСКАЯ КОРЕННАЯ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПУСТЫНЬ»
Выполнила ученица 7 класса
Агаркова Анастасия
Руководитель: Киселева С.Н.
Цели:
1.Познакомиться с историей Курской Коренной пустыни.
2. Архитектурный ансамбль монастыря.
План работы:
Методы научного познания: наблюдение, работа с информацией, анализ, исторический метод, выводы.
Обеспечение:
На уроках духовного краеведения Подмосковья мы знакомились со святыми местами Московской области. Вместе с учителем часто отправлялись в паломнические экскурсии как очные (Успенско-Левкиев монастырь, Иосифо-Волоцкий монастырь, храм Сретения Господня в д. Пески, храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Ивашково), так и заочные (Троице-Сергиева лавра, Дивеево, Крым православный). Поражали красота, величие монастырей, самоотверженность святых угодников Божиих. Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Я родом их Курска. Мне захотелось узнать об этой святыни Курской земли. На каникулах вместе с родными я посетила пустынь, затем познакомилась с литературой, Интернет-ресурсами и захотела поделиться своими познаниями с одноклассниками и другими учащимися школы. Это один из первых монастырей в курском крае.
Изучая Духовное Краеведение Подмосковья, я познакомилась с многими святыми местами и узнала, что на моей родине в городе Курске есть чудесное место - Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь. Мне захотелось узнать об этой святыне курской земли. На каникулах вместе с родными я побывала в пустыни, затем познакомилась с литературой и материалами Интернета по данной теме.
Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Монастыри и обители издавна создавались в самых красивых уголках земли. Одним из таких удивительных мест считается Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Мужская Пустынь.
Основание Коренной пустыни в Курской области восходит к XIII веку. Предание рассказывает, что однажды, в 1295 году, некий охотник, житель города Рыльска, проходя берегом реки Тускари, обнаружил у корней дерева (отсюда название пустыни — Коренная) лежащую ликом вниз икону Богоматери «Знамение». Так была обретена Курская Коренная икона Божьей Матери «Знамение» — величайшая святыня Курской земли.
Вдруг один из них увидел, утверждает летописец, «близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси». Это историческое событие запечатлено в скульптурной композиции, которая установлена справа при входе в монастырь. Ее автор – курянин, знаменитый скульптор, народный художник России, академик, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков. Об этом событии узнал Рыльский князь Шемяка, который велел перенести икону в Рыльск, но она чудесным образом возвратилась обратно в часовню. Предание рассказывает, что к иконе часто приходил молиться священник по имени Боголюб. Однажды на него напали татары, сожгли часовню, а явленный образ Богоматери раскололи на две части и бросили их в разных местах. Священника увели в плен. Через много лет он сумел вернуться на родину и стал искать рассеченную икону. Найдя обе части, он сложил их вместе, и икона тотчас соединилась и стала совершенно целой. Слава о чудесной иконе дошла до царя Федора Иоанновича, который повелел устроить на месте явления иконы обитель. Так на месте маленькой часовни в 1597 году был основан монастырь Коренная пустынь, расположенная на правом берегу реки Тускари в 30 километрах от Курска по направлению на север. В 1597 году государь повелел возобновить город Курск на прежнем месте, где он находился до Батыева разорения. А чудотворная икона «с великою честью, ради поклонения» была перенесена в Москву. Царь приказал сделать вокруг иконы особую кипарисную доску с изображением ветхозаветных пророков с хартиями в руках. Сделан был серебряный с позолотой оклад, его украсили жемчугом и драгоценными камнями, а также прикрепили к окладу пелену, собственноручно расшитую золотыми нитями царицей Ириной и дочерью, княжной Феодосией.Из глубокой древности дошли сведения о явлении чудотворного образа Богородицы. Произошло это в бедственную пору, когда многие города и селения были разорены, опустошены, обезлюдены нашествием монголо-татарских полчищ Батыя. С этого момента началось её всенародное почитание, чудотворный образ получил название - Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», а на месте её обретения была построена часовня, впоследствии на этом месте был построен монастырский соборный храм Рождества Богородицы. Курская икона была снова перенесена из Москвы в Коренную пустынь, а через некоторое время - в Курск. Чудотворная икона Знамения Божьей Матери в таком великолепном убранстве икона была возвращена обратно в Коренную пустынь, где царь повелел построить монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Потом, при нашествии крымских татар, икона для безопасности была перенесена из Коренной пустыни в Курск, в Соборный храм, а в пустыни был оставлен список с нее. Она прославилась как чудотворная с первых дней после своего появления: Василий Шемяка, ослепший в наказание за то, что не присутствовал при встрече иконы в Рыльске, покаялся и был исцелен. В 1612 г., во время осады Курска польской армией, местные жители совершали вокруг города крестные ходы (Курская икона в это время вторично находилась в Москве) и в благодарность за спасение города от разрушения построили в Курске Знаменский монастырь, где и была помещена возвращенная из Москвы икона. В 1806 г. Александр I издал указ, согласно которому Курская икона с девятой пятницы после Пасхи по 12 сентября должна была находиться в Коренной пустыни, а остальное время - в Курске. Икону ежегодно переносили из Курска в Коренную пустынь и обратно с торжественным крестным ходом. Этот крестный ход, широко известный в том числе благодаря картине И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», всегда привлекал массу паломников. В «Сказании о Курской иконе» конца ХТХ - начала XX вв. сообщается, что «при совершении крестного хода с чудотворною курскою иконою в Коренную пустынь богомольцы сопровождают ее в таком количестве, что подобного стечения народа не встретить не только в России, но и во всей Европе. По лицам всех, сопровождающих шествие иконы, выражается благоговейное умиление, а в сердцах - чистая преданность к святыне».
В темной синеве обширного коренного леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри.
Сама икона Коренной Божьей Матери хранилась в Знаменском соборе Курска. В 1604 году она была перенесена в Путивль и сопровождала Лжедмитрия I в его пути на Москву. После Смуты икона была возвращена в Курск. С 1618 года ежегодно стал устраиваться знаменитый крестный ход от города до монастыря (расстояние — 27 верст). При огромном стечении народа икона доставлялась к месту чудесного обретения. Эта процессия изображена И. Е. Репиным на полотне «Крестный ход в Курской губернии». В монастыре было два храма — Рождественский собор, впервые построенный в камне в 1597 году, и храм во имя иконы Богоматери «Живоносный Источник». Первым настоятелем здесь был игумен Ефимий, постриженный в монашество из священников города Рыльска. Время было неспокойное, крымские татары постоянно нападали на Московскую Русь и держали в напряжении все южнорусские города и села. В Смутное время, в 1604 году, многие русские города были взяты войсками самозванца Гришки Отрепьева, именовавшего себя сыном Иоанна Грозного. Лжедмитрий, готовя поход на Москву, обосновался в Путивле. Чтобы привлечь на свою сторону народ, затребовал к себе чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курскую Коренную. Со слезами на глазах проводили святыню курские жители, многие из них дошли с нею до Путивля. Хитрый самозванец встретил святыню с подобающей честью. При взятии Москвы он установил ее в царских чертогах. А только что построенную Коренную пустынь в отсутствие иконы разорили крымские татары. После разора Коренная пустынь в 1611 году трудно отстраивалась. В 1617 году в ней была возведена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященная в 1618 году. Тогда же была принесена в монастырь чудотворная икона. Сюда же святыня вернулась из Москвы, где пробыла все «смутное» время, а после изгнания из столицы Лжедмитрия некоторое время находилась в доме князя Дмитрия Пожарского. В 1634 году и Курск, и Богородицкий монастырь были разорены поляками, а через 9 лет город пострадал от крымских татар. Однако Коренная пустынь в те годы осталась невредимой. Когда в годы царствования Бориса Годунова из-за неурожая был голод, куряне слезно молились перед своей небесной заступницей и с крестными ходами просили о плодородии земель. И чудо произошло: курские земли принесли для России большой урожай. Перед чудотворным образом куряне молились и во время осады поляками Курска в 1612 году. В благодарность за спасение горожане построили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Курская святыня не раз становилась покровительницей русского воинства. Перед Полтавской баталией Петр I вместе с графом Борисом Шереметевым заезжали в Коренную пустынь и молились перед чудотворным образом о даровании побед.
В 1812 году Курское городское общество послало в действующую армию к Михаилу Кутузову список с чудотворной курской иконы, перед которой полководец усердно молился. В 1892 году икона Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская Коренная прославилась благодатной помощью и избавлением Курского края от разразившейся в это время страшной эпидемии холеры. Великие чудеса от иконы продолжали совершаться. 8 марта 1898 года несколько злоумышленников, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы, решили ее уничтожить, подложив разрывной снаряд с часовым механизмом. Во втором часу ночи в Знаменском уничтожить, подложив разрывной снаряд с часовым механизмом. Сила его была так велика, что чугунная позолоченная сень над иконой была разорвана на куски, а тяжелое мраморное подножие раздроблено на несколько частей. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты. Среди всего этого разрушения святая икона осталась невредимой. После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней, около 10 часов утра. Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями. В конце октября 1919 года чудотворный образ покинул пределы Курского края. Из Афонского подворья икону перенесли в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда – Земун. Так начался крестный путь иконы за пределами Отечества. В настоящее время икона находится в США. До 1943 года она постоянно пребывала с епископом Феофаном (последний курский епископ, с которым икона покинула Курск), с 1943 по1963 годы – с архиепископом Серафимом, уроженцем Курска и основателем Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком. С 1963 года с иконой находился митрополит Филарет, также курянин. В наши дни икона пребывает в покоях Первоиерарха Русской Зарубежной Православной церкви, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского, высокопреосвященного Лавра. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди. Она считается Одигитрией всего русского зарубежья. Древняя традиция проведения крестных ходов за святой иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной была возрождена в 1990 году. В современных крестных ходах участвует список иконы начала XX века – точная копия чудотворного образа.
История монастыря связана с жизнью в нем одного из выдающихся просветителей прошлого — Сильвестра Медведева. Он монашествовал в Коренной с 1675 по 1678 годы, много сделал для развития книгопечатания, стал одним из выдающихся российских библиографов. В 1701 году в пустыни устроено монашеское общежитие. В 1703 году вместо бывшей деревянной церкви построена двухэтажная каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В нижней церкви придел был освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1708 году в пустыни возведены Святые врата с церковью над ними и двумя престолами: в 1726 году освящен престол святого Архистратига Михаила, в 1729 году престол Преображения Господня. Успешным в строительстве монастыря стал период начала XVIII века. В 1713 году над местом явления иконы выросла церковь «Живоносный Источник» — память усердия к ней первого отечественного фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. 19 июля 1754 года в городе Курске родился великий русский святой Серафим Саровский. В 10 лет он тяжело заболел, и домашние уже не надеялись на его выздоровление. В ту пору мимо их дома шел Крестный ход с чудотворной иконой Богородицы. Мать вынесла больного сына, приложила его к святой иконе, и вскоре опасная болезнь прошла, будто не было ее. В 1764 году монастырь стал независимым от Знаменского монастыря. К концу XVIII века пустынь имела вполне завершенный вид. По обе стороны Святых ворот расположились настоятельские и братские кельи в два этажа. В левой стороне монастыря заложена в 1797 году Всехсвятская церковь. За монастырем в 1793 году построены два гостиничных двора. Имелся большой монастырский сад. Император Павел I пожаловал святой обители земли и мельницу в селе Долгом. В начале XIX века в монастыре духовно трудилось 30 монашествующих. В 1806 году Указом Святейшего Синода было дозволено оставлять в пустыни чудотворную икону до 12 сентября. 1816 год памятен тем, что в монастыре была учреждена архимандрия. Строительство Всехсвятской церкви завершилось при иеромонахе Палладии, освящена она в 1819 году. Палладий стал первым архимандритом Коренной пустыни. С 1832 по 1835 годы в обители построены крутые каменные сходы, идущие от верхней монастырской площади к нижней церкви «Живоносный Источник». Они удивительно стройно вписывались в ансамбль церкви, создавая максимальные удобства для богомольцев. Со всех ступенек и площадок видна была середина церкви и прекрасно слышалось совершаемое в ней богослужение (сходы в настоящее время восстановлены в прежнем виде). 1 июля 1852 года в пустыни по проекту известного архитектора К. А. Тона закладывается новый храм на месте ставшей к середине XIX века ветхой церкви. В 1860 году построен и освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы. Установленный в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни иконостас — одна из самых значимых работ мастеров Свято-Троицкого братства из города Щигры Курской области.
В сентябре 2009 года из США в Россию привозили Курскую Коренную чудотворную икону «Знамение». Возвращение, пусть пока и не надолго, такой старинной святыни для всего русского народа события довольно значимое, тем более известно, что престолом Пречистой Пресвятой Богородицы служит Россия. Белоснежные здания обители то живописно скрываются в купе окружающих их деревьев, то выглядывают из-за них, как белая лилия из корзины зелени», — писал о красотах Коренной пустыни восторженный наблюдатель в конце XIX века. Сейчас Коренная пустынь вновь «процвела, яко крин», но цвет ее стен уже не белый, а голубой — «Богородичный». В год 700-летия явления иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной крестный ход состоялся в пятницу 23 июня и был особенно многолюдным и торжественным. В канун этого светлого дня всю неделю лили обильные дожди. Дождь шел и ночью с четверга на пятницу. И случилось чудо: ранним утром, когда в Знаменском кафедральном соборе перед выносом чудотворной иконы владыка Ювеналий начал божественную литургию, небо вдруг очистилось от тяжелых туч и все окрест озарилось ласковым летним солнцем, которое светило на всем пути крестного хода. В этот день впервые после возобновления хода куряне и гости города торжественно пронесли заступницу Курского края по улицам Курска до Введенского храма Ямской слободы, благодарственные молебны прошли в стоявших на пути крестного хода храмах и соборах. Возрождение крестного хода в Коренной пустыни – это и восстановление нашей исторической памяти, и людское покаяние, и, совершая этот тридцатикилометровый крестный путь, участники его приобщаются к одному из коренных пластов русской культуры, поднимаясь на одну из вершин христианской веры. За 713 лет святая икона много чудес совершила, много вытерла слез, уврачевала душ. Наконец, в мае 2007 года совершила она главное великое чудо – чудо воссоединения двух разделенных во времени православных церквей – Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за границей.
Выводы:
Побывав в монастыре, я испытала необыкновенное радостное чувство, охватывающее каждого, кто приезжал в эти места. Не обязательно быть верующим человеком, чтоб прикоснуться к русской истории, вдохнуть воздух средней полосы, испить ключевой воды из святых источников, полюбоваться памятниками православной архитектуры.
Коренная пустынь, как и в прежние века, являет собой пример живоносного источника и крупного духовного центра, питающего российский народ живительными силами православной веры. В Курскую пустынь приезжают люди со всего мира, чтобы посетить это чудесное место, я надеюсь что этот прекрасный монастырь простоит ещё многие века и тысячелетия.
Литература:
1 .http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=19183
11. «Монастырь Коренная пустынь». Коренная пустынь, 2009
12. В. Васильев «Чудотворная Курская Коренная икона». Коренная пустынь, 2007
15. Коренная пустынь. Чудесные знамения в прошлом и настоящем.Курская коренная пустынь, 2010
Снежный всадник
Сказка об одной Тайне
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Барсучья кладовая. Александр Барков
Рисуем "Осенний дождь"