Исследовательская работа. В настоящее время в мире идёт тенденция к спаду нравственности среди населения, очерствению человеческих душ и сердец, ухудшению духовного здоровья общества в целом и каждого индивида отдельно. Чтобы решить эту глобальную проблему духовного оздоровления всего общества, необходимо оздоровить его малые части. Но как это сделать? Может ли Церковь стать одним из пунктов решения данной проблемы? Каково ее значение в жизни населения?
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 414 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Быковская средняя общеобразовательная школа
Шипуновского района
Алтайского края
«Храм Святой Троицы: дань моде, возрождение традиций, духовная пристань?»
Автор работы:
Гранкин Виталий ученик 10 класса
МОУ
Руководитель:
Сычева Евгения Николаевна
учитель МХК
Быково
2007
Оглавление
Проблема, актуальность с. 3
Цель проекта с. 4
Задачи проекта с. 4
Методы и объект исследования с. 5
2. Основная часть.
Анализ правовых документов с. 6
Анализ источников литературы и периодической печати
-Христианство, Православие, церковь (жизнь с Богом, таинства, праздники) с.7-8
- Особенности современной Русской
Православной Церкви с.8-10
Социологическое исследование
- результаты анкетирования с.11-15
- результаты наблюдения с. 15
- Экскурсия по Быковскому храму Святой троицы с. 16
3. Заключение.
Выводы с.19
Перспективы, словарь понятий с. 20
Список используемой литературы с.21
I Введение
Просите, и дано будет вам;
ищите, и найдете;
стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает,
и ищущий находит,
и стучащему отворят.
Иисус Христос
(Евангелие от Матфея 7,7-8)
Выбираем проблему.
В настоящее время в мире идёт тенденция к спаду нравственности среди населения, очерствению человеческих душ и сердец, ухудшению духовного здоровья общества в целом и каждого индивида отдельно. Чтобы решить эту глобальную проблему духовного оздоровления всего общества, необходимо оздоровить его малые части. Но как это сделать? Может ли Церковь стать одним из пунктов решения данной проблемы? Каково ее значение в жизни населения?
Актуальность
Религиозная ситуация серьезно изменилась, резко возрос интерес к религии и церкви, вырос ее престиж, изменилось общественное мнение.
Строится много новых храмов, возрождаются обряды, таинства.
В нашем селе тоже построен храм. Нам стало интересно выяснить каково же его истинное предназначение среди населения?
Цель исследовательской работы:
Выяснить какое значение для жителей села имеет возведенный Храм Святой Троицы:
Задачи:
Для того, чтобы начать действовать, мы определили методы с помощью которых необходимо достичь поставленной цели и установить состояние религиозности населения, тем самым ответить на главный вопрос: «Каково же истинное предназначение Храма Святой Троицы?»
Для изучения состояния религиозности населения и роли церкви среди жителей села, мы использовали следующие методы:
Перечисленные нами цели, задачи и методы включали в себя поле нашей деятельности, те направления, работая по которым мы и добились поставленной цели.
II Основная часть
1. Изучение законов:
В результате изучения нормативно-правовых документов нами были сделаны следующие выводы:
Конституция РФ, как нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, гарантировала всем гражданам свободу совести и вероисповеданий.
В соответствии с Федеральным Законом "О свободе совести и религиозных объединениях" Русская Православная Церковь зарегистрирована в государственном реестре религиозных организаций РФ за № 1. Русская Православная Церковь является одной из ряда автокефальных (самостоятельных) православных церквей.
2. Изучение материалов периодической печати и литературы.
В результате анализа использованной литературы мы выяснили:
I. Христианство, Православие, Церковь.
(Жизнь с Богом, таинства, праздники)
Христианство это религия. Но сама по себе религия это не главное. Главное это жизнь с Богом, а жизнь с Богом открывается через церковь. Важным фактором в развитии понятия "церковь" стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.
Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест, человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. Ведь именно как синоним мученичества и страданий стало употребляться слово "Голгофа", холм в окрестности Иерусалима, на котором по христианскому преданию был распят Иисус Христос. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" – особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:
Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.
В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа укрепляющие в жизни духовной.
В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной жизни.
Таинство покаяния или исповеди – это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.
Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. право совершения этого таинства принадлежит только епископу.
В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.
В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста – это "очищение и обновление человеческой души", приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.
Первое место среди великих, главных праздников занимает Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники – 12 наиболее значительных праздников православия Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница), Воздвижение креста Господня, Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы.
II. Особенности современной
Русской Православной Церкви
В минувшие десятилетия 20 века, практически в течение всего послереволюционного периода религия в России находилась в ситуации выживания. В такое положение она была поставлена, прежде всего, социально-экономическими и социально-политическими обстоятельствами, ходом процесса секуляризации, приводившим к постепенному вытеснению религии и церкви из общественной жизни, к ослаблению их влияния и связей с обществом, к отходу от религии значительных масс числа людей, к существенному сокращению ее воспроизводства в новых поколениях.
Религиозная ситуация серьезно изменилась за относительно короткий срок в последнее десятилетие. Существенно вырос общественный престиж религии и церкви. Изменились в их пользу настрой общественного мнения. Поддержку и одобрение как государственных органов, так и общественности встречает деятельность религиозных организаций в области благотворительности и милосердия. значительно возросло число участников богослужений, различных религиозных празднеств и церемоний, причем среди них немало людей нерелигиозных. В общественном сознании приобрел массовый характер интерес к религии и церкви, их месте в истории и культуре народов России, резко возрос спрос на религиозную литературу. В различных слоях общества наблюдается обращение к религии людей, ранее бывших неверующими или даже атеистами.
Исходя из этих фактов, можно сделать вывод о том, что современная религиозная ситуация характеризуется:
Социологический анализ современной религиозной ситуации не может обойтись без соответствующей интерпретации. Специфика функционирования религии проявляется в тех религиозных отношениях, которые складываются в процессе религиозной деятельности людей. Влияние и распространение их в системе общественных отношений зависит от того, какое место занимает религия среди других социальных институтов общества и какое влияние оказывает на все сферы общественной жизни. Поэтому важной характеристикой религиозной ситуации является религиозность населения. В социологии религии принято выделять три фактора, характеризующих данный феномен:
Строго говоря, подлинно верующим может считаться лишь человек, обнаруживающий устойчивые признаки всех трех составляющий религиозности. Проводимые в последние годы социологические исследования динамики религиозности показали, что в России проявляется бурный рост религиозности и столь же бурное разрушение атеизма. В то же время следует отметить противоречивость этих процессов, существует разрыв между верой в Бога (как состоянием сознания) и культовым поведением (как выражением этой веры). Социологические исследования показали, насколько огромен этот разрыв – на территории бывшего СССР в начале 90-х годов в бога верили 40% россиян, при этом регулярно посещали богослужения не более 8%.
В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о религиозной принадлежности.
Россия конституционно гарантировала всем гражданам свободу совести и вероисповеданий. Это создало широкую правовую основу для реализации мировоззренческих позиций и установок населения страны. В этих условиях резко усилилась активность религиозных организаций. Среди прочих причин роста религиозности – причины, связанные с особенностями переходного состояния общества: снижение жизненного уровня большинства населения, нарастание в различных группах настроений неуверенности, незащищенности и тревожности. В такой социально-психологической среде быстро возрастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит переориентация значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего этот процесс связан не с глубоким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение креста, приобретение книг, икон, посещение богослужений и т.д.). Разумеется, на рост числа верующих повлияла и лигитимизация религии и церкви, что позволило, открыто проявлять свою религиозность, ранее скрываемую. Но религиозная идентификация ново верующих часто оказывается результатом не религиозной, а светской культуры, следствием спонтанных духовных поисков, ищущих надежной опоры в изменяющемся, находящемся в глубоком кризисе современном обществе.
Своеобразие современной религиозной ситуации в стране заключается в том, что растет число людей, склоняющихся к принятию веры как таковой, они верят не в бога, а в сверхъестественные силы. В большинстве своем – это люди с неопределенным эклектическим мировоззрением, с повышенным интересом к восточным религиозным учениям, спиритизму, парапсихологии, астрологии.
Современный мир, в жизни которого возникло немало острых противоречий и кризисных проблем, нуждается в мобилизации всего арсенала людских ресурсов для утверждения реального гуманизма, действительного равноправия, подлинной свободы, материального благополучия и духовного богатства личности. В этих условиях особенно возрастает значимость взаимодействия и сотрудничества всех социальных институтов, в том числе и церкви. В 1997 году социологические опросы показали, что церковь занимает одно из первых мест по доверию среди россиян. Наблюдается ряд усилий церкви по «собиранию умов». Это рождественские чтения, Православные чтения, Конференция по здоровью нации, формирование факультетов православной культуры и т.д.
Церковь, как общественно-историческое образование – один из важнейших социальных институтов, представляющая собой сложную централизованную и иерархическую систему. Кроме того, это – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, дающий духовную опору. Религия и церковь выполняют кроме своих специфических функций еще несколько социальных: мировоззренческая, компенсаторная, интегрирующая.
Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего – результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отношения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества вне зависимости от их отношений к религии и церкви. Оформившись и вписавшись в систему современного общества. Русская Православная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления.
3.Социологическое исследование:
Нами предлагается анкета для выявления роли церкви среди населения села.
АНКЕТА
Возраст___________
1. Верите ли вы в Бога? (да или нет) 2. Крещены ли вы? (да, нет)
3. Носите ли вы крест? (да, нет) 4. Венчались или будете венчаться?
5. Исповедуетесь? (да, нет) 6. Причащаетесь? (да, нет)
7. Соблюдаете ли вы посты? (да, нет)
8. Какие православные праздники для вас наиболее важны? (перечислить)
9. Как вы считаете, строительство церкви в нашем селе это дань моде, возрождение старых традиций или для исцеления души?
10. Посещаете ли вы церковь, как часто и с какой целью?
11. Может ли церковь повлиять на духовное оздоровление общества?
Результаты анкетирования:
94% в возрасте от 25 до 55 лет,
60% в возрасте свыше 55 лет
* Крещение приняли 74% опрошенных, из них до 25 лет -75%,
25-55 лет -73%
свыше 55 лет – 73%
*Несмотря на то, что 74% населения крещены, однако крест носят не все, а
лишь 45% , из которых до 25 лет – 53%,
25-55 лет – 50%,
свыше 55лет -25%
Получается, что лишь 62% всех крещеных носят крест.
Такие таинства, как причащение и исповедь получили по 64% и 45 % соответственно.
Посещают часто
Посещают редко
Не посещают
Причина посещения храма в основном духовная, но часть приходят в Храм ради интереса.
Дань моде ответили 21% опрошенных в возрасте до 25 лет, 14% от 25 до 55 лет и 27% в возрасте свыше 55 лет;
возрождение старых традиций – 13% - до 25 лет, 60% - от 25 до 55 лет, 45% - свыше 55 лет;
Духовное значение – 66% до 25 лет, 22 % от 25 до 55 лет и 28% свыше 55 лет.
Духовное значение
Возрождение традиций
Дань моде
* На вопрос: «Может ли церковь повлиять на духовное оздоровление общества?» - ответили - может все кто верит в Бога. Они считают, что нужно приобщать население к вере, так как она дисциплинирует, помогает разобраться в себе, страшит наказанием за грехи, а самое главное учит жить по заповедям Божьим, которые и наставляют нас на путь истинный. Но в то же время следует помнить, что везде нужно знать меру и в религии тоже.
Результаты анкеты подтвердили информацию, которую мы в результате изучения и анализа различных источников предоставили в главе Особенности Современной Русской Православной Церкви
4. Результаты наблюдения:
В течение исследования мы наблюдали за деятельностью Храма. Оказалось, что он открывает свои двери не только для осуществления таинств, служб, культовых действий, но и ведет культурно-просветительскую деятельность среди жителей села и учащихся школы в частности. В храме были организованы такие культурные мероприятия, как «Троицкие гулянья», «Рождественская елка», «Пасхальный сувенир», «Антипасха». В этих мероприятиях учащиеся нашей школы, в том числе и мы сами, принимали активное участие: пели, рассказывали стихи, изготавливали сувениры. После праздника всех угощали сладостями и поили чаем. (Приложение № 11, 12, 13)
К просветительской деятельности мы отнесли то, что у нас в школе стали появляться странички православного воспитания, тема последней: «Сквернословие – молитва бесам». Школа в свою очередь помогает церкви в уборке и ремонте помещения, в наведении порядка на территории Храма.
В Храме нет своего священника и служителей, только по праздникам приезжает Батюшка из Шипуновского Храма. Но среди прихожан есть такие, которые трудятся по собственному желанию во Славу Божию. Они открывают храм желающим его посетить, организовывают мероприятия. Самые активные – Боброва Людмила Алексеевна и Бушуева Надежда Александровна.
Боброва Людмила Алексеевна сотрудничает со школой: посещает школьные мероприятия, дает учащимся напутствия.
Мы выражаем особую благодарность Бобровой Людмиле Алексеевне за помощь, которую она нам оказала в нашем исследовании. Благодаря ей мы несколько раз посетили Храм, подготовили экскурсию, сделали фотоснимки, сняли фильм, узнали много интересного.
5. Экскурсия в Храм Святой Троицы
В селе Быково построен Храм Святой Троицы. Инициатором возведения, которого был председатель СПК «Быковский» Сергей Георгиевич Пожидаев.
Храм является очень красивой архитектурной и культурной достопримечательностью села, но все же главное его предназначение – духовное.
Еще в августе 1997 года был заложен камень и установлен Поклонный Крест в честь Святой Единосущной и Нераздельной Троицы. Спустя 7 лет на этом месте 29 мая 1004 года в день престольного праздника Святой Троицы и был открыт Храм, куда мы приглашаем вас на экскурсию.
Итак, мы на пороге православного храма... За ним удивительный мир со своей особой историей и выразительной символикой. Здесь все обращает на себя внимание. Здесь нет ни одной мелочи, ни одной детали, лишенного глубокого духовного смысла.
Во внешнем облике храма мы обратим внимание на количество венчающих куполов. Оно строго символично. Один купол означает Единого Бога.
Форма купола также имеет символический смысл. Луковичная форма символизирует пламя свечи. Не менее знаменателен и цвет купола.
Храмы, посвященные святым, увенчаны куполами серебряного цвета. (Приложение №1)
Медленно поднимаемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдем в его притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. Раньше здесь находились христиане, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причастия. Они смиренно просили входящих помолиться за них с надеждой за милость Божию.
Заходил я в притвор и смиренно в дверях становился,
И смотрел в глубину, погруженную в сумрак на треть.
замирала душа, и дрожало свечное мерцанье,
А гремящие хоры свергали волну за волной.
И все чудилось мне, что вступил я в предел Мирозданья,
и что вечность сама возжигала огни предо мной...
Н. Тряпкин
Да, здесь все поражает необычностью и внутренней значимостью. Взор устремляется вперед, к царским вратам, распахнутым во время богослужения. В их освещенном проеме вы видите образ спасителя, облаченного в белые, сверкающие одежды.
Главная часть храма – это алтарь, где на престоле находятся святые реликвии. С правой стороны алтаря расположилась ризница, в которой хранятся священные одежды, церковные сосуды и книги, используемые во время богослужения. От средней части храма алтарь отделяется иконостасом. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, значительно выступает вперед, в среднюю часть храма. Оно называется солеей. В середине солеи находится амвон – место, откуда священник читает Евангелие и произносит проповедь. По краям солеи расположены клиросы – места для чтецов и хора. Иногда в одном храме бывает несколько алтарей, называемых пределами. Они освящены в память каких-либо событий или в честь определенных святых.
Средняя часть Храма, где находятся все молящиеся прихожане. Здесь стоит аналой, на котором лежит храмовая икона или икона православного праздника. Слева и справа от аналоя расположены подсвечники для моления о живых и в честь православных праздников. В правой части Храма стоит канунный стол, сюда ставят свечи об упокоении и кладут различные поминовения. Здесь же стоят венцы и сосуд для освящения воды. (Приложение № 2)
В Храме имеется много икон, каждая из которых несет определенный смысл.
Обязательно справа от иконостаса располагается икона святого, в честь которого назван Храм (Святой Троицы – символ Единого Бога в лице трех: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа), а слева - икона Божьей Матери.
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы – Архангел Гавриил принес Деве Марии Благую весть. Произошло зачатие Христа. Святой Дух изображен в виде голубя.
Благовещение обязательно изображается на Царских вратах.
Благовещение – один из двунадесятых праздников, отмечается 7 апреля. (Приложение № 3 )
Изображения апостолов Петра и Павла. (Приложение №4)
Иерусалимская икона Божией Матери. Находится в Иерусалиме – в Гефсимании, около места погребения Божией Матери. Написана в начале 20 века русской монахиней Сергией. Икона является наиболее почитаемой в Иерусалиме и во всей святой Земле. На этой иконе вмонтирована капсула с частицами земли из Гефсимании. Икона освящена святой Богоявленской водой из реки Иордан. Празднование – 12 /25 октября. (Приложение №4, 5)
Изображение архангела Гавриила с пальмовой ветвью в руке, несущего Благую весть Деве Марии, икона Рождества Пресвятой Богородицы, Иверская икона Божией матери, икона Успение Пресвятой Богородицы (празднование 28 августа по новому стилю), внизу икона Божией Матери Знамение. (Приложение№ 4, 6)
Икона Казанской Божией Матери – заступницы земли Алтайской. Чудотворный образ, ее хранится в селе Коробейниково, Усть-Пристаньского района, Алтайского края. Чудо ее явления произошло в годы самых тяжких испытаний, когда богоборческая власть рушила храмы, а святые иконы подвергались кощунственному поруганию. Тогда молитвенными трудами немногих подвижников благочестия утешение было даровано всем. (Приложение №7)
Преподобный Серафим Саровский – один из наиболее почитаемых и горячо любимых святых, как в России, так и во всем мире. Бережно собранные поучения его содержат великую мудрость Православия, вбирают в себя опыт духовной жизни Святых отцов древности и самого батюшки. (Приложение № 4)
Почаевская икона Божией матери. Около 1340 года на месте, где ныне расположена Успенская Почаевская Лавра, поселились два инока. Однажды они стали свидетелями чудесного явления: на вершине горы стояла Богоматерь, словно объятая пламенем. На камне навсегда остался отпечаток Ее правой стопы, наполненный прозрачной водой; чудотворный источник воды не оскудевает и поныне. Икона является чудотворной. В 1597году перед ней получил прозрение слепой от рождения. В 1675 году Почаевская Божия матерь спасла Почаевский монастырь от осады турок. Празднование иконе совершается 5 августа и 21 сентября по новому стилю. (Приложение № 4)
Николай Чудотворец. Нет в нашей стране ни одного храма, ни одной благочестивой семьи, где на почетном месте ни оказалось бы иконы святого Николая. Ему молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов и посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или от смерти, об укреплении и чистоте православной веры…
Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы страждущим. (Приложение № 8, 9)
"Голгофа", холм в окрестности Иерусалима, на котором по христианскому преданию был распят Иисус Христос. Слово Голгофа означает череп (вероятно лысый холм). Ведь именно как синоним мученичества и страданий стало употребляться слово Голгофа. (Приложение № 9)
И тьма была. И час настал.
Разверзлась надвое завеса храма.
И кровь Христа стекала со Креста
На череп первобытного Адама.
И омывала первородный грех,
Смывая смерти беспощадной тленье.
Его любовь – Крестом объяла всех, -
Все человечество на сотни поколений.
В его любви была заключена
Вселенная, которой нет предела;
И наступила в мире тишина.
И Бог покинул человечье тело.
И содрогнулись звездные часы,
И правосудие спустилось с трона,
Любовь Христа восстала над законом,
И истина пришла: «Он – Божий Сын!»
Словами римского центуриона...
Икона Рождества Господнего.
Ты слышишь райские напевы?
То в небе ангелы поют.
Родился Божий Сын от Девы,
Ему хвалу все воздают!
Рождество Христово празднуется 7 января. Ровно через 9 месяцев после Благовещения.
Архангел Михаил. Каждый год 19 сентября трижды на своем крыле поднимает души грешников из ада.
Икона великомученика и целителя Пантелеймона – небесного врача душ и телес наших. (Приложение № 2)
Вознесение Господнего, на 40 день после Воскресения Христова.
Преображение Господне. Преображение – это визуальное явление царства Божьего на земле. Празднование – 19 августа по новому стилю.
Богоявление (Крещение) Господне. Празднование – 19 января по новому стилю.
В храме так же есть лавка, где вы можете приобрести свечи, крестики, иконки, православную литературу. (Приложение № 10)
С какой бы целью прихожане не посещали храм, его красота, таинственность, умиротворение никого не оставят равнодушным.
III Заключение
Вывод:
В результате исследования мы установили, что значение Храма в нашем селе не однозначно. В первую очередь оно конечно духовное, возрождение старых традиций (культурное) тоже не мало значимо, и дань моде имеет место. В жизни каждого жителя села Храм играет свою роль. Для большинства населения это духовная пристань и жизненно важная необходимость. Меньшая часть воспринимает его, как объект культуры со своими традициями, обрядами, атрибутами. Для некоторых храм является просто модной достопримечательностью, но это тоже хорошо, когда красивое архитектурное здание радует глаз прохожего. Даже если человек посещает Храм, потому что это модно - он невольно становится его культурным и духовным соучастником.
Анализируя анкету, мы выяснили, что молодое поколение более религиозно, чем их родители и даже некоторые бабушки и дедушки. Это объясняется тем, что государство во многом влияет на формирование религиозного мировоззрения. Наши бабушки и родители воспитывались во времена процветания атеизма, а современная молодежь воспитывается в обществе, где церковь укрепила свой авторитет и имеет определенную значимость.
Мы считаем, что роль церкви в духовном оздоровлении населения не маловажна,
так показали и результаты анкеты. Ведь если бы каждый человек следовал Божьим заповедям, то жизнь была бы намного спокойнее, безопаснее.
Деятельность церкви нужно развивать, привлекать к ней общественность, просвещать население, развивать православное воспитание. И пускай люди познают духовную жизнь, а уж принимать ее или нет решать каждому отдельно.
Мы уверены, что таким образом можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня духовного здоровья подрастающего поколения и населения в целом.
Хочется подвести итог следующими словами:
Я есть Свет, но вы не видите Меня,
Я есть Бог, но вы не поклоняетесь Мне,
Я есть Учитель, но вы не учитесь у Меня,
Я есть Путь, но вы не идете за Мной,
Я есть истина, но вы не стремитесь ко Мне,
Я есть Жизнь, но вы не принимаете Меня,
Я ваш лучший друг, но вы отворачиваетесь от Меня.
Если вы несчастны, то не вините Меня.
Может в этих словах и есть путь, к тому, как выжить сегодня в этом непростом мире.
А наше понимание мира состоит в том, что его нужно менять. Мы же сами изменить его просто не в состоянии. Сегодняшний мир задает бешеный темп жизни, и если ты за ним не успеешь, то останешься на обочине. Менять этот мир нужно всем вместе. Ведь от участия каждого отдельно взятого человека будет зависеть исход очень трудной битвы за ЖИЗНЬ на планете Земля.
7. Наши перспективы
Продолжать сотрудничать с Храмом:
*ходить на экскурсии,
*принимать участие в мероприятиях,
*продолжить страничку «Православное воспитание», в форме листовок, бесед, консультаций.
Словарь понятий
Список использованной литературы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
______________________-
Приложение 1
_____________________________________________
Приложение 2
___________________________________________--
Приложение 3
__________________________________________---
Приложение 4
__________________________________________-
Приложение 5
________________________________________-
Приложение 6
________________________________________-
Приложение 7
________________________________________
Приложение 8
________________________________________-
Приложение 9
_________________________________________-
Приложение 10
_________________________________________
Приложение 11
_________________________________________
Приложение 12
_________________________________________-
Приложение 13
__________________________________________
Приложение 14
_________________________________________________________________________________________________-
Храм Святой Троицы. Храм Святой Троицы.
______________________________________________________________________________________________________-
Царские врата, иконостас, солея, аналой, подсвечники,
канунный столик.
_______________________________________________________________________________________________________________-
Иконы храма Иконы храма
_______________________________________________________________________________________________________________-
Иконы храма Иконы храма
____________________________________________________________________________________________________________________
Иконы храма Иконы храма
________________________________________________________________________________________________________________-
Царские врата, иконостас, солея, аналой, подсвечники,
канунный столик.
______________________________________________________________________________________________________________--
Николай Чудотворец. Николай Чудотворец.
_______________________________________________________________________________________________________________-
Церковная лавка.
________________________________________________________________________________________________________________-
Рождественская елка.
___________________________________________________________________________________________________________________
Выставка детского творчества "Пасхальный сувенир".
_________________________________________________________________________________________________________________--
______________________________________________________-
Выставка детского творчества "Пасхальный сувенир".
______________________________________________________________________________________________________________-
Голгофа. Голгофа.
________________________________________________________________________________________________________________-
Благовещение Пресвятой Богородицы
______________________________________________________________________________________________________________
Иерусалимская икона Божией Матери
_______________________________________________________________________________________________________________-
Церковная лавка
______________________________________________________________________________________________________________
Рождественская елка
__________________________________________________________________________________________________-
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Одна беседа. Лев Кассиль
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Серебряное копытце