Учитель русского языка Колбасина Т.Н. в своей работе практикует совместные с учениками проекты деятельности. Предлагаемый материал - исследовательская работа Сидоровой Елены, ученицы 9 класса (лицей 7, г.Оренбург), написан на материале текстов оренбургских писателей, что, несомненно, расширяет возможности ученицы познакомиться с творчеством местных писателей.
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_analiza_teksta.docx | 85.57 КБ |
Отзыв
на исследовательскую работу «Технология анализа способов и средств связи предложений в тексте»
ученицы 9 б класса МОУ «Лицей № 7» города Оренбурга
Сидоровой Елены.
Реферативную работу по русскому языку Сидоровой Елены на тему «Технология анализа текста» отличает содержательность, вдумчивость и глубина. Ученица показала умение сжимать и анализировать тексты художественного, публицистического стилей на краеведческом материале.
Структура данного творческого исследования соблюдена: во вступлении прописаны этапы реализации проекта, имеются выводы, приложения, состоящие из собственных сочинений, указаны используемые первоисточники.
Подобная работа учит понимать и чувствовать тексты, стимулирует мыслительную деятельность, вероятно, поможет хорошо усвоить учебный материал в ходе подготовки к ГИА.
Ценность данной работы в том, что она может быть использована в качестве дидактического материала на уроках русского языка.
Проектная работа Сидоровой Елены получила отзыв зав. кафедрой языкознания и методики преподавания русского языка ОГПУ Кулаевой Г.М.
Реферативная работа Сидоровой Е. может быть допущена для защиты на научно-практической конференции «Исследователи за школьной партой»
Учитель Колбасина Т.Н.
Отзыв
на исследовательскую работу
«Технология анализа способов и средств связи предложений в тексте»
ученицы 9 Б класса МОУ «Лицей № 7» г. Оренбурга
Сидоровой Елены
(руководитель – учитель русского языка и литературы Колбасина Т.Н.)
Работа представляет собой проект-исследование. Структура работы включает в себя:
В центре проекта тема – способы и средства связи предложений.
Этот вопрос рассматривается на материале рассказов оренбургских писателей. По мысли автора работы, внимание к средствам связи является основанием для создания собственных текстов.
Методический интерес вызывает обращение к местному художественному и публицистическому материалу и созданию собственных текстов учащимися.
Отметим тщательность проведенного анализа и его глубину.
Проведенная работа отражает внимание к тем аспектам речеведческой работы, которая востребована при обучении сжатому изложению и сочинению-рассуждению.
Зав. кафедрой языкознания и
методики преподавания русского языка Кулаева Г.М.
Оглавление.
Учимся технологии анализа способов и средств связи предложений в тексте.
1. Этапы реализации проекта.
2. Что дала работа над проектом-исследованием.
№ 1. Владимир Петров. Найдёныш.
№ 2-3. Тамара Баскова. Хворост.
№ 4. Николай Волженцев. Чернореченские кокурки.
№ 5. Пётр Краснов. Свет ниоткуда.
№ 6. Антонина Мелешко. Снежинки.
№ 7. Евгения Павлова. Спасатели творческих душ.
№ 8. Владимир Одноралов. Банька.
№ 9. Иван Уханов. Мама, не умирай.
№ 10. Александр Филиппов. Окошко в осень.
2. Анализ способов и средств связи предложений в тексте (на примере текстов Т. Басковой, Н. Волженцева, П. Краснова, Е. Павловой).
III. Выводы.
IV. Приложение.
V. Используемая литература.
Учимся технологии анализа способов и средств связи предложений в тексте
В минувшем 2009-2010 учебном году ученица нашего лицея Коннова О. выступила на городской открытой конференции школьников «Интеллектуалы XXI века» с рефератом на тему «Комплексный анализ текста как реализация возможностей ученического потенциала в вопросе подготовки к предстоящим экзаменам по русскому языку (на материале произведений оренбургских писателей)». В указанном совместном проекте учителя и ученика главная деятельность сводилась к подбору текстового материала и заданий к нему, что позволило ученице представить целостную картину функции языка на краеведческом материале. В противоречивых отзывах на работу было рекомендовано представить анализ отобранных текстов. Ставя перед собой цель выработать навыки и умения языкового анализа текстов, обращаемся к такому виду деятельности, как анализ способов связи и средств предложений (лексических, морфологических, синтаксических) в тексте, который бы способствовал интенсивной подготовке к сдаче ГИА-9. Исследовательская работа представляет собой технологию анализа текста на примере пяти текстов (из десяти подобранных в прошлом году), что предполагает повторение таких разделов русского языка, как «Лексика», «Синтаксис», «Морфология», «Стили речи» и др. Данная творческая работа позволила переосмыслить, систематизировать существующие «пробелы», то есть заново для себя освоить изученный материал. Исследуя тексты детально и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать их как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, ставим перед собой задачу выработать внутреннюю зрительную память, развить орфографическую зоркость. Подобная работа учит видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учить наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст.
В ходе работы руководитель проекта предложила учащимся 7 а, 8 в, 9 б классов попробовать свои силы в совершенствовании умения анализировать указанные тексты. Подобный практический опыт анализа языковых единиц и явлений позволил автору данного исследования увидеть свои и чужие ошибки. Такой вид деятельности, как апробация анализа способов и средств связи предложений в тексте, способствует развитию лигвистического чутья, эффективного способа подготовки к созданию собственных текстов (см. сочинения в Приложении).
Следует отметить, что отрывки, подобранные О.Конновой, оказались интересными, содержательными. Они подтолкнули к идее автора данного исследования прочитать произведения полностью и написать их сокращённый вариант. Выявлено, что из 10 текстов только один относится к публицистическому стилю, все остальные – к художественному.
Определение целеполагания (согласование цели работы в рамках проекта ученик-учитель)
Определение темы совместной проектной деятельности и степени самостоятельности работы автора данного исследования.
Чтение полностью тех произведений оренбургских авторов, чьи отрывки были представлены в предыдущем реферате, и краткое их изложение.
Анализ пяти текстов разных стилей (по выбору).
Творческий подход к делу.
Апробация проекта с группой испытуемых из числа добровольцев учащихся 7 а, 8 в, 9 б классов.
2. Что дала работа над проектом-исследованием?
Необходимость работы с первоисточниками – текстами художественных произведений (их знание позволяет расширить представление о литературной составляющей культуры родного края).
Обогащение читательского опыта, формирование научных основ анализа художественных произведений, развитие художественного вкуса и эстетических потребностей.
Наблюдение за «жизнью» слова в лексическом контексте.
3.Прогнозируемый результат.
Возможность углублять знания и совершенствовать собственную речь в процессе работы с технологией анализа текста (возможность научиться и научить).
Пришедшее умение редактировать свою и чужую письменную речь и качественное изменение собственной устной речи.
Исследование авторской стратегии классиков и после практических занятий использование каких-то элементов из них в собственном творчестве, например, при написании сочинений.
Развитие внутренней зрительной памяти, орфографической зоркости.
.
II. Основная часть.
№ 1. Владимир Петров. Найдёныш.
Как-то зимой Кольянов подобрал на Кузьминовском повороте в придорожной канаве чёрненького, белогруденького кутёнка. Найдёныш оказался обыкновенным дворняжкой, каких в деревнях немало. Всю зиму Кольянов возился с ним, как с дитём малым. Даже пить меньше стал. Найдёныш радостно встречал своего нового хозяина и чувствовал, когда тот пьяный. Тогда он забивался куда-нибудь подальше.
Умным оказался пёс. Быстро подружился с живностью во дворе, а на работе носил Кольянову путёвки из диспетчерской будки. Только вот не мог никак Кольянов одного только: приучить Найдёныша к своим выпивкам. «Такое противостояние не предвещало собаке ничего хорошего: хозяин - барин, как говорится».
Раз Кольянову свидание с зазнобой Нинкой Найдёныш сорвал. А ещё как-то дёрнул его за рукав, и из поднятого стакана за новый автокран расплескалась водка. Не мог Кольянов этого простить собаке, запустил недопитую бутылку. Достал из заначки деньги, решил их все пропить.
Домой по бездорожью возвращался поздно, с трудом переставляя валенки, полные снега. Хмель сделал своё дело: зацепился Кольянов за невысокую жердину и упал, не силясь даже подняться. Снилось ему, что он в своей постели, а жена Тоня мешает ему спать. В очередной раз смахнул её руку, оказалось, что это Найдёныш.
«А буран бесновался, словно бы ликовал от своей победы над пьяным человеком, свалившимся у своего огорода, в каких-то ста шагах от избы».
На санках притащила его жена домой, снегом растирала. Ничего не помнил на утро Кольянов. «Если бы не Найдёныш, точно бы дошёл до… могилы», заплакала она.
Кольянов злобно покликал несколько раз Найдёныша. «В предчувствии какой-то невосполнимой потери вышел на улицу…
Буран отбушевал, лишь на открытых взгорках ещё нет-нет да взвинчивались под слабеющим ветерком снежные бурунчики».
№ № 2-3. Тамара Баскова. Хворост.
(Примечание: к тексту Т.Басковой было два задания.)Холод натыкался на промёрзшие стены. В избе пахло сыростью и мышами. Мать догрызла кусок жмыха, обулась в старые мужнины валенки, надела фуфайку, подпоясалась верёвкой, взяла топор и, отправляясь в лес за хворостом, наказала старшей дочери Насте не обижать младшую Томку.
После полудня словно белая косматая ведьма спрыгнула с небес и закрутилась, завыла, засвистела, швыряя в окна снег. В избе стало темно и страшно. Настя рассказывала по просьбе младшей сестрёнки сказку.
Настя вспомнила, как провожали отца на фронт. Широкие брови, пухлые, как у Томки, губы. На подбородке ямочка. Улыбка добрая-добрая…
Сёстрам страшно от воя ветра, лая собаки, им кажется, это волк задрал маму и подошёл к дому.
Утром Томка увидела Настю на коленях перед иконой в углу, синие, бескровные губы умоляли осветить дорогу и привести маму домой. Холод заставил девочек сжечь чурбачок, которым Томка играла вместо куклы, и даже папины письма с фронта. Изба совсем выстыла.
Пошли третьи сутки, как мать не возвращалась.
Насте снился зелёный луг с яркими цветами, отец с матерью. Она проснулась. Мать вошла без хворосту и топора. Её нельзя было узнать. Фуфайка изодрана в клочья, волосы выбились из-под платка, на пересохших губах запеклась кровь, под глазами чёрные круги. Она обвела взглядом избу, остановила его на Насте с Томкой и внезапно рухнула на ледяной пол.
Когда мать очнулась, сказала, что топор и хворост у неё отобрал объездчик, исхлестал кнутом и бросил в холодный подвал.
За окном хмурилось тяжёлое военное небо.
№ 4. Николай Волженцев. Чернореченские кокурки.
Конец марта. На улице сумрачно. От села Черноречье до Урала два километра. Раньше по реке суда ходили. Наши хозяйки добирались до города на катерах. В базарные - субботние, воскресные - дни ездили продавать местное топлёное молоко. У них даже появлялись постоянные покупатели. А говорили они, нажимая на своё упорное чернореченское «о». Их городские мальчишки обзывали чернореченскими кокурками. Брали бабы иногда с собой мальчишек. «Вцепясь в юбки матерей, они выслушивали обидные выкрики в свой адрес, терпели, затравленно озирались среди незнакомого люда и неуютных городских улиц. Постоять за себя и дать обидчикам сдачи ещё не решались – осматривались пока».
Продав свой товар, женщины закупали в городе оставшимся дома детишкам сладости, одежду, обувь и обязательного набирали хлеба «кирпичиками». И вместо пустых бидонов из-под молока на крючьях коромысел висели набитые сумки и узлы с покупками. «Утомлённые «коммерцией», спешили к пристани».
Впереди дорога домой.
№ 5. Пётр Краснов. Свет ниоткуда.
Егор Ратников с трудом добирается из города в деревню Богоявленку домой помочь старым больным родителям. Он живёт в общежитии при комбинате. Ему под тридцать, он уже шесть лет живёт без семьи, без своего жилья. Сейчас он на два дня застрял в районной гостинице, т.к. из-за непогоды не может ни на чём выехать. Во время ожидания хоть какого-нибудь транспорта и на протяжении всего рассказа его мучат тягостные мысли о смысле бития: о перегнивших родовых тяготах, об одиночестве, о безнадёге русского дела.
Ратников вспоминает, как звал Машу в деревню, чтобы жить там, работать в школе, а то дожили до того, что в деревенской школе учат бывшие выпускники.
Его Богоявленка в 27 километрах, но из-за мороза, бурана он не может доехать, т.к. транспорт не ходит. В холодной силикатке гостиницы он нечаянно узнаёт, что приехал трактор, который привёз баб на сливпункт сдавать сливки.
И вот уже богоявленский трактор с дощатой санной будкой на прицепе тащит шестерых селян домой. Несколько раз Ратников выскакивает из будки и бежит за трактором, чтобы не замёрзнуть. В какой-то момент он теряет реальность, проклинает всё, готов лечь на снег и замёрзнуть, но вновь заставляет себя бежать. «Была зыбкая, как после тяжёлого сна или бреда муть в голове – муть памяти об увиденном, о смысле, вроде бы уже узнанном было, но тотчас забытом, утраченном в какой-то момент, как вода в песок ушедшем в эту опять его, беглеца, обложившую мутную, жить не хотелось, среду». У него не хватает сил, он с трудом, вцепившись в крюк троса, всё же оказывается в будке буксующего трактора. Обошлось обморожением, пальцы на ногах уцелели, да простудой. Мать на почте дала телеграмму на комбинат, что он задержится на 5 дней по болезни.
Ратников убеждается, что нужно насовсем возвращаться туда, откуда ты родом. Он заходит в школьный двор, хозяйским взглядом замечает скрипучую калитку, покосившуюся метеорологическую будку, некрашеную дверь…
Вернулся он в Богоявленку к Прощёному воскресенью. Его Мария вызвалась помочь ему довезти немногие вещи, книги…
№ 6. Антонина Мелешко. Снежинки.
Удивительные снежинки выходили из-под рук Надежды. Они не залёживались долго на её больничной тумбочке около кровати. Их разбирали пациенты, медсёстры. Надежда говорила, что так она нервы успокаивала. Она постоянно рассказывала о своей тяжёлой жизни. С 36 лет у неё инвалидность второй группы. Она раньше работала санитаркой. Муж её где-то когда-то сгинул, оставил её с пьющим сыном, пожилой мамой. Есть у неё ещё дочь с внучкой. Муж, когда напивался, бил её головой об стену и пол, бегал за ними с ножом. Свою трёхкомнатную она обменяла на однокомнатную с доплатой в 70 тысяч рублей. Деньги разошлись как-то незаметно. 20 тысяч отдала дочери, чтобы снять жильё, купили телевизор, музыкальный центр.
К Надежде никто никогда не приходил, и сама она домой не собиралась. Дома 75-летняя больная мать, сынок с пьяными дружками. У Надежды пробита голова. Продукты, с которыми делятся женщины, она собирает и отдаёт сыну. Он пришёл к матери и спрашивает, выпишут ли её к 20-ому, потому что 20-ого ей пенсия полагается. Сын сказал, что он выпивал с кем-то, у него унесли музыкальный центр и ботинки.
Дочка дома чуть что – вызывает из психушки врачей.
«Эх, Надежда! Присмотреться бы во так, как к этому белому листу, заранее к своей жизни и выкроить из неё что-нибудь такое, что радовало бы душу и себе, и другим».
У Надежды нет ничего радостного в жизни, кроме этих снежинок. Она создаёт маленькое чудо, радуясь ему и радуя других.
Курс лечения у неё заканчивался, но её совсем не радовала предстоящая выписка. Она сделала вид, что совсем не расстроена.
Она ушла из больницы, а на окнах красовались удивительные, красочные снежинки.
№ 7. Евгения Павлова. Спасатели творческих душ.
Статья в газете «Вечерний Оренбург» от 19 ноября 2008 года о 70-летии областной организации Союза театральных деятелей. Председатель Оренбургского правления народный артист России Лещенко делится с корреспондентом Е.Павловой с основными направлениями работы. Автор статьи рассказывает о том, кто присутствовал на юбилее СТД: департамент по культуре и искусству области, администрация города, комитет по делам молодёжи, областные организации Союза писателей, Союза художников и, конечно же, многочисленные поклонники театра.
№ 8. Владимир Одноралов. Банька.
Деревенская банька напоминала избушку на курьих ножках. Рядом с ней находилось крохотное озерцо, в котором жила лягушка Нюня, покусанная за лапки и за брюшко жуками-плавунцами. И решила лягушка, что никому не нужна. Она побрела, куда глаза глядят, и набрела на баньку, где и забилась в угол. В баньке уже обитали жители: паук-сенокосец, мышь, ужик, жабы, комары, мухи, бабочка, воробышек. Словом, мелкота всякая. «Их описывать – букв не напасёшься».
Затопили как-то баньку по весне, и началась для её жителей катастрофа. В полдень это началось. Запищали, заохали половые доски, и весь пол под жабами закачался. А страшная железная лапа загребла лягушку Нюню вместе с золой и вынесла под солнце. Нюня нырк – и оказалась в родном ботяжке.
А в баньке топка огнём началась. «Разбежалось всё зримое банное население». Жабина дочка сказала, что началось землетрясение… Летучая мышь не согласилась: «Это было извержение вулкана и пожар!» А уж своё шипит: «Это было великое наводнение. Великий потоп».
А банька кхекает: «Глупые». Хотели спросить у философа-паука, что это было, да не было уже того, кто всё время висел и думал. Пристали к старой жабе, у которой пропала дочка: «Что это было?» А жаба сказала, что ничего не было, значит, и дочки не было.
Ох, и славная банька была! Мы её все лето топить будем!
№ 9. Иван Уханов. Мама не умирай.
В беспросветную непогодь Павел Дымов едет автобусом в деревушку к умирающей матери. Бросил в городе работу, диссертацию, отпуск. Дочка извечного их соседа Власа почтальонша Клавдия после сердечного приступа матери разослала всем её детям телеграммы: мать плоха, при смерти. Всю дорогу Дымов думал о том, как докажет матери свою любовь. «В памяти всплыли какие-то далёкие, бедные времена: сидят они - Коля, Витя, Нина, он, Павлик, и самый старший из детей, тринадцатилетний Борис, - за столом, а мать ходит с кастрюлей по кругу и разливает жидкую лапшу. С половничек оставит себе. Но все, кроме Бориса, бессовестно просят добавки. И мать делит всё, что оставила себе».
Мысли Дымова возвращают в «грустное, голодное детство». Глядя на испорченное пучком трещин стекло чертыхающегося по колдобинам автобуса, вспомнил паучью сетку пруда под ногами. Шумной ватагой побежали по тонкому льду «в жуткой удали, в сладостном риске - выдержит, не выдержит… Ледяная вода оглушила, ожгла, и он отчаянно заорал». От крайних домов с кручи мать в одном платье, с непокрытой головой бросилась спасать тонущих. А потом два дня не спала около больного сыночка. Тогда он поклялся себе, что совершит для матери несовершимое…
По прибытии в родной дом Дымов с укором обратился к сестре, обвиняя её в том, что летом все спровадили своих детей из города в село на шею матери. Сестра возмутилась, сказав, что это с его сынком сладу нет - что не шаг, то пакость делает. Проснулась мать. «Ему хотелось говорить что-то утешительное, до сладкой боли хотелось произносить само слово «мама». Он глядел на её жалкое своей худощавостью и бледностью лицо, легонько сжимал её руку, чувствовал слабость её тела, видел себя виновником её слабости, болезни, и, как тогда в детстве, душу его охватила жалость и любовь».
Вскоре приехали, кроме Павла и Нинки, которая жила недалеко от матери, братья из города. Пятерых детей поставила на ноги мать одна. Её муж не вернулся с войны.
Пока готовился стол, Дымов взобрался на низкий чердак. Увидел лыжу, колесо от велосипеда, руль, которые он в детстве переделывал. Подумал, что в доме с гнилой крышей в осенние дожди и ветры матери здесь одиноко.
В гости позвали старика-соседа Власа, который помогал матери Дымовых навес налаживать. Самому смешно: то, что он две недели делал, можно было бы молодому за три часа управиться. Влас говорит, что хотел сарайчик починить, да председатель колхоза не спешит вдове помочь с двадцатью листами шифера.
За столом хмельной Дымов много и торжественно говорил. Его речь о родной матери, сопровождаемая опрокинутыми рюмками, была напыщена, словно он обращался к товарищам. За столом сыновья решали, кто заберёт к себе маму в город, где есть электричество, тёплая вода. Старик Влас сказал, что матери в чужом доме будет трудно, как птичке в клетке. «Дымов поддержал Власа и даже привёл какую-то удачную пословицу насчёт родного уголка, куда они будут соколиками слетаться». И тогда все заговорили о том, как облегчить одинокую старость матери.
Легли спать поздно. Проснулись к полудню. Мама с Нинкой приготовили паренья-жаренья. Мать держалась молодцевато. Дымов тешился мыслью, что беда отступила. После второй рюмки самогона шурин уговорил выпить обязательно третью. И вот уже после осушённого двумя глотками стакана всё Дымову показалось понятным, устроенным. Но вдруг его холодом окатило: надо идти к председателю просить шифер. Но идти к незнакомому пьяным- значит наверняка всё испортить. Дымов враждебно посмотрел на стол и решил, что к председателю сходит вечером.
А потом все засобирались по домам. «В последний раз оглядела мать сыновей и разом сникла»…Мотор вездехода заревел, машина вдруг резко встала. Дымов высунулся в окошечко и увидел Власа, который кричал хрипло и слабо, давясь одышкой и кашлем, про шифер. Дымов обещал, что он из города напишет председателю. И даже с грозной улыбкой прощально потряс кулаками.
№ 10. Александр Филиппов. Окошко в осень.
Осень была тихая, светлая…
Возле сельской больницы, на ветхом белёном крылечке, народу собралось немного. Пришла пожилая фельдшерица Зина, открыла дверь с облупившейся табличкой «Амбулатория». Вечерний приём во время уборочной начинался в восемь вечера.
Пришедший врач Виктор Михайлович по заведённому три года назад порядку помыл руки, заварил чай и начал принимать больных. Очередь дошла до Петьки Калагина. Виктор Михайлович посвистывал, напевая: «Петька, Петька, петушок, пьяный ты паршивец». Затем он предложил Петьке сбегать за бутылкой.
Врач посмотрел в чёрное окно и засобирался домой. Когда он вышел на улицу, кто-то приглушённо кашлянул. Это Петька принёс бутылку.
И они пошли, шагая привычно по знакомой дороге, тем более, что дорога была одна, к дому. И ненастье пришло.
Е.Павловой «Спасатели творческих душ».
Последовательная связь (предложения № № 1,2; 4,5)
Параллельная связь (предложения № № 1, 3; 4,6)
Слова одной тематической группы | Союз театральных деятелей среди творческих коллективов народный артист театральная молодежь дела творческие у истоков Международного театрального фестиваля |
Лексический повтор однокоренных слов |
|
Синонимы (в том числе контекстные) |
… коллеги… 3)…артисты театра… - …кумиры зрителей… 4)…сейчас… - … вот и сегодня… 5) …для мастеров. - Ветеранов… |
Антонимы (в том числе контекстные) | с давно и недавно ушедшими коллегами… |
2. Морфологические средства
Союзы, союзные слова, частицы | Даже в самые тяжёлые времена… (№ 4) И сейчас… (№ 5) Вот и сегодня… (№ 8) Чтобы вдохновить молодёжь… (№ 10) Но у нашей организации… (№ 19) ……тоже наша задача (№ 13) |
Местоимения -личные -указательные | Он делает это сейчас… (№ 18) В наступающем году он связан… (№ 11). Мечтаем провести его в Орске… (№ 12) Этот союз… (№ 2) |
Наречия | Торжественно, сердечно и артистично…(№ 1). Накануне юбилея…(№ 3) |
Единство временных форм глагола | Отпраздновали, назвал, составили, продолжала, расти, получили, организовали |
3.Синтаксические средства
Порядок слов =интонация | Юбиляров поздравляют департамент по культуре и искусству области… (Косвенное дополнение, сказуемое, подлежащее…). Почётные грамоты вручаются кумирам зрителей… (Определение, прямое дополнение, косвенное дополнение…). Остроумен и разнообразен «капустник», посвящённый юбиляру… (Однородные сказуемые-прилагательные, подлежащее, причастный оборот…). |
Парцелляция | И это была демонстрация возможностей тех, кого так любят. Кому так помогает, кого так вдохновляет наш заботливый СТД (№ № 26, 27) |
Неполные предложения | Но у нашей организации – верные друзья… (№ 19) |
Последовательная связь (предложения № № 9-11;14-19; 26-27)
Параллельная связь (предложения № № 1-4;11-13; 20-23)
Лексические средства:
Слова одной тематической группы | Смотри, дым идет. (12) - Дым из трубы идет. (13) Придет мама, наверное, уже…(26) - Придет, принесет… (27) Озябшие стёкла (1) - промёрзшие стены (2) - пахло сыростью и мышами. (3) |
Лексический повтор однокоренных слов | В избе стало темно. (21) - Уже темно….. (24) напиши…(18) – напишу (19) |
Синонимы (в том числе контекстные) | на клочке бумаги (14) – письмо (16) |
Антонимы (в том числе контекстные) | В избе стало темно. (21) - Настя зажгла фитиль. (23) Мама ушла в лес…(18) - …вернется вечером (18) Посмотрела на старшую (6), кивнула в сторону младшей (8). |
Морфологические средства
Союзы, союзные слова, частицы | В избе стало темно (22) – уже темно (26) |
Местоимения -личные | На посеревшее лицо матери падали тени, придавая ему ещё большую серость. (9) – Она ещё раз бросила взгляд на Настю с Томкой. (10) |
-Дым из трубы идёт, а изо рта воздух,- поправила Настя. (13) Сгибаясь над столом, огрызком карандаша она на клочке бумаги аккуратно выводила букву за буквой. (14) | |
Наречия, категория состояния. | Еще (10) Холодно (18) Темно (24) |
Единство временных форм глагола | Солнце просачивалось (1), холод натыкался (2), пахло сыростью (3), мать догрызла..надела…подпоясалась…захватила…(4), разбудила Настю с Томкой (5), посмотрела на старшую (6), кивнула в сторону младшей (8). |
Синтаксические средства
Порядок слов =интонация | Ты папе письмо пишешь, да? (16) |
Парцелляция | Предложения № № 4-8 |
Неполные предложения | Пойду в лес, к вечеру вернусь (7) - Кивнула в сторону… (8) -Напиши, что мне холодно. (18) – -Напишу. (19) |
Вводные слова | Наверное (26) |
Последовательная связь (предложения № № 6-9, 11-14, 20-21, 25-26)
Параллельная связь (предложения № № 5-7, 8-9, 13-14, 20-21, 28-30)
Лексические средства
Слова одной тематиче-ской группы (ключевые, т.е. смыслообразующие, опорные слова, на которых держится ткань текста) | Темно (1) - Страшно (14) (Указанные слова передают состояние окружающей среды и состояние человека) Холодный воздух (1) , выстыла изба (2), серый потолок (5) Босые ноги (12), на пересохших губах (21), к пересохшим губам (25) (Указанные слова передают общую атмосферу тяжёлой деревенской поры) |
Лексический повтор (в т.ч. однокоренные слова) | …на пересохших губах (21), к пересохшим губам (25) Отец собирал (7) - Отец подбрасывал (8) (Указанный повтор слов является фактором связности и в то же время выполняет в тексте усилительно-выделительную функцию. Повтор слов образует тематическую сетку произведения и связан с его содержательной стороной) |
Синонимы (в том числе контекстные) | ..зелёный круг с яркими цветами (6) - Отец собирал цветы (7). (Указанные слова рисуют во сне героини тёплые воспоминания довоенного времени) Огонь (29) – тепло (30)
|
Антонимы (в том числе контекстные) | Изба выстыла (2) – изба наполнилась теплом (30) |
Морфологические средства
Союзы, союзные слова, частицы | Шорох всё ближе и отчётливей (15) - И вдруг Настя проснулась (16) |
Местоимения -личные указательные | Отец подбрасывал Томку (8) – Она смеялась (9) Мать разулась (11) – Она села (12) Настя услышала (13) – Она не оглядывалась (14) Мать вошла в избу (20) – Её нельзя было узнать (21) – Она обвела взглядом…(23) Та (мать) металась по кровати, что-то шептала (26) |
Наречия | Сзади за кустом… (13) |
Единство временных форм глагола | Не проникали свет и холодный воздух (1), не вставала (3) |
Степени сравнения | Сзади за кустом Настя услышала какой-то шорох (13) - Шорох всё ближе и отчётливей (15) |
Синтаксические средства
Порядок слов =интонация | Мать вошла в избу (20) – Её нельзя было узнать (21) - Фуфайка изодрана в клочья (22) |
Синтаксический параллелизм | Она обвела взглядом избу.. (23) – Она (Томка) разожгла бересту (24) За окном хмурилось тяжёлое, военное небо (28) – В печи потрескивал, постреливал огонь (29) |
Парцелляция (расчленение конструкции) | Мать вошла в избу без хвороста и топора. Её нельзя было узнать. Фуфайка изодрана в клочья, волосы выбились из-под платка, на пересохших губах запеклась кровь, под глазами чёрные круги (20-23) |
Неполные предложения | Шорох всё ближе и отчётливей (15) |
Н.Волженцева «Чернореченские кокурки»
Последовательная связь (предложения № № 1-7; 20-24)
Параллельная связь (предложения № № 8-11; 13-17)
Лексические средства:
Слова одной тематической группы | Грузные тучи (2), дождь (3), ветер (5) промозгло за окном (6) - грустно (7) |
Лексический повтор однокоренных слов | Ходили…(20) - заходили… (21) |
Синонимы (в том числе контекстные) | Сумрачно..(1) - Заволочено…(2) Идет дождь …(3) – Льёт, льёт, льёт…(4) Промозгло (6) – Грустно (7) – Так хочется от этого весеннего унылого городского пейзажа на простор, в поле, в село. (11) Виднеется близёхонько (18) – вот он (19) |
Антонимы (в том числе контекстные) |
Морфологические средства
Союзы, союзные слова, частицы | Так хочется…( 11) И на высокое место ходить не надо (19)
|
Местоимения -личные -указательные определительные | До Урала километра два (18) – вот он (19) Раньше по реке суда ходили (20)… - Заходили и к нам (21) – так хочется от этого… пейзажа… (11)
...добирались или посуху, на лошадях, или по Уралу, на катере…(23) - …Другого транспорта не водилось… (24) |
Наречия | Раньше (20) Тогда (23) |
Единство временных форм глагола | Идёт… (3) Льёт …(4) Налетает, гремит (5) Сверкает, блестит (18) – настоящее время Раньше ходили, тянули (20), заходили (21), добирались (23), не водилось (24) – прошедшее время |
Синтаксические средства
Порядок слов =интонация | Подчаливайте, катера, бросайте, матросы, якорь, пожалуйста, на палубу все желающие! (22) |
Парцелляция | Предложения № № 11-12; 23-24 |
Неполные предложения | Конец марта. (1) Льет, льет, льет. (4) Глухой стук закрываемых ворот родительского дома (17) |
П.Краснова «Свет ниоткуда».
ü Все предложения текста (№ № 1-9) связаны последовательной связью.
Лексические средства:
Слова одной тематической группы | … ночное, полное звезд черное яркое небо (1) – звёзды…переливающиеся…просились в глаза… (2) - …звёзды были также крупны …(3) |
Лексический повтор однокоренных слов | … ночное, полное звезд черное яркое небо (1) – звёзды…переливающиеся…просились в глаза… (2) - …звёзды были также крупны … (3) непроходимыми снегами…(2) - снеговыми взгорьями (3) – с заснеженной речушкой (4) - снеговыми языками (5) - по промороженному снегу (6) |
Синонимы (в том числе контекстные) | Яркие – переливающиеся ( 2) Темного – смутно сереющего (3) Далеко – не близко, мерцали – мигали (3) По промороженному снегу (6) – на дороге …он увидел…волочащийся железный рюкзак… (7) - ….по ширине судя…были это…тракторные сани для соломы (8) |
Антонимы (в том числе контекстные) | Ниже – выше, заднюю – переднюю (1) |
Описательный оборот | волочащийся железный рюкзак… (7) – сани (8) |
Морфологические средства
Союзы, союзные слова, частицы | Даже (3), только (3), но (3) |
Местоимения -личные -указательные | Он (1), они, его, она (2) Эта, этому (2) |
Наречия | Дальше (4), здесь, на подъёме (5) |
Единство временных форм глагола | Соступил (1), висели (2), мерцали (3), задирался (5), увидел (7), шел, дотянулся, закрыл, отпустил, спрыгнул (9) |
Синтаксические средства
Порядок слов =интонация | Конструкции предложений осложнены причастными, деепричастными оборотами: «Держась за наружную, вбитую в заднюю скобу и за косяк, он соступил….» (1) «Даже у горизонта, смутно сереющего снеговыми взгорьями, звёзды были так крупны…» (3) «Дорога здесь, на подъёме, вся была перерезана идущими со стороны тёмного безвестного поля снеговыми языками в рост вышиной»… (5) |
Вводные слова | Считай (4) Скорее всего… (8) |
III. Вывод
Цель текста Евгении Павловой «Спасатели творческих душ», опубликованного в № 47 городской газеты «Вечерний Оренбург» 19/XI-2008 г., – информировать общественность о том, что в Оренбурге «отпраздновала своё 70-летие областная организация Союза театральных деятелей. Этот Союз - один из самых деятельных среди творческих организаций» (предложения № 1,2), привлечь внимание к деятельности театральных коллективов (предложения № № 11-17), к основным направлениям работы с ветеранами и молодыми актёрами (предложения №№ 7, 10). В ярком, эмоциональном интервью народного артиста России Андрея Лещенко присутствуют элементы публицистического стиля: актуальность (предложения № № 1,3,5,8, 9-19), призывность (предложение № 18), несложные синтаксические конструкции (предложения № № 2,4, 6, 12-15,18, 20, 23, 26, 27).
Характерные языковые средства, присущие данному стилю:
использование частиц («Даже в самые тяжелые времена….»), повторы синтаксических конструкций (предложения №№ 9, 15,19: «Наша забота – дела творческие…», «Существование премии «Альфа» – результат деятельности бессменного руководителя Екатерины Шараповой…», «Но у нашей организации – верные друзья…»),
инверсия (предложения №№ 6, 9, 18: «Авторитетен Союз и для мастеров», «Но главная наша забота – дела творческие», «Он делает это и сейчас, оказавшись бездомным»).
Цветовая гамма словесных образов создаёт неповторимое эмоциональное впечатление. В чувственную мелодику повествования врываются мощными, сочными аккордами следующие художественно-изобразительные средства речи. Эпитеты: посеревшее лицо матери, шелковистые волосики, снился круг с яркими цветами, холодный воздух (Т.Баскова. «Хворост»), густые грозные тучи, унылый пейзаж (Н.Волженцев. «Чернореченские кокурки»), последняя красота, неуверенные шаги, смутно сереющие снеговые взгорья, промороженный снег (Пётр Краснов. «Свет ниоткуда») – несут оценочное значение для создания определённого художественного эффекта.
Метафоры: ледяной пол, мать металась по кровати, за окном хмурилось тяжёлое военное небо, иззябшие человеческие души (Т.Баскова. «Хворост»), сумрачные серые здания, ветер гремит жестью балконов, слёзы по зиме, дикие унылые орды намокшего репейника, стынь земли, снеговые языки (Н.Волженцев. «Чернореченские кокурки»), звёзды висели, просились в глаза (Пётр Краснов. «Свет ниоткуда») - создают компактность и образность употребляемых слов.
Сравнения: волосы отсвечивали медью, зима словно косматая ведьма, тени, испуганные порывами вьюги (Т.Баскова. «Хворост»), тающий снег лежит клочками, дождинки стекают, словно слёзы по зиме, лес чёрный, как уголь (Н.Волженцев. «Чернореченские кокурки»). Одно явление уподобляется другому.
Олицетворения: холод натыкался на промёрзшие стены, бросался под ноги, тени стали метаться (Т.Баскова. «Хворост»), ветер налетает на дома (Н.Волженцев. «Чернореченские кокурки»).
Инверсия: за окном хмурилось небо, в печи потрескивал огонь, сквозь озябшие стёкла просачивалось солнце (Т.Баскова. «Хворост»), от села нашего Черноречья, до города тогда добирались или посуху, или на лошадях (Н.Волженцев. «Чернореченские кокурки»), звёзды просились в глаза, с отвычки городской близкие ко взысканью этому Господнему, страху Его (Пётр Краснов. «Свет ниоткуда»). Инверсия делает текст интонационно- выразительным, взволнованным, не изменяя основного смысла предложения.
С помощью этих примеров авторы художественных произведений изображают мир, "зашифровывают" своё видение мира, своё к нему отношение. Использование художественных тропов по воле авторов делает их произведения проникновенными по глубине выразительности, они несут в себе бесконечные оттенки выразительности, сочности, образности произведений. Информация в тексте не претендует на актуальность, как это прослеживается в статье Е.Павловой в публицистическом тексте.
IV.Приложение
Сочинение
ученицы 9 б класса МОУ "Лицей № 7" г. Оренбурга
Сидоровой Елены
Дом. адрес Подгородняя Покровка, ул. Внешняя, дом 60
сот. тел. 8919-843-28-99
Учитель Колбасина Т.Н.
Дом. тел. 32-74-76, сот. Тел. 8905-883-65-12
Осторожно: мы ходим по Истории или «Чтобы память не помрачалась…»
Недавно с удивлением узнала, что слово улица пришло к нам из общеславянского уменьшительно-ласкательного производного от улита: «имеющая улей, полая, пустая». Улица буквально — «пустая, освобожденная» (от зарослей). Какой была главная улица моего города в 18 веке, когда сюда переселялись первые жители?
Толковый словарь русского языка Ушакова даёт такое определение этому слову: «УЛИЦА - пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода; два ряда домов с проездом, проходом между ними». Так и видится: вместо нынешних пединститута, библиотеки им. Крупской, магазина «Океан», государственного архива – слева и справа дома деревянной постройки, «окна разинув, стоят магазины» и беспролазная грязь там, где «простор меж двух порядков домов» (В.Даль)… Это была главная, большая улица – излюбленное место для прогулок купцов, мещан, разночинцев, казаков. Её первоначально так и называли – Большая. Через год она стала Губернской, ещё через почти 90 лет – Николаевской.
Прошёл век – и местный Арбат переименовали в улицу Советскую. Кто только не ходил и не ездил по булыжной мостовой торгового города! Если бы улицы и дома могли говорить, то они поведали бы истории встреч в доме на нынешней Советской, дом 3 с политическими ссыльными: будущим русским путешественником Т.С.Карелиным, поэтом и художником Т.Г.Шевченко, писателем Н.Г.Чернышевским. Если бы помещику Тимашеву сказали, что к нему приезжали поэты, писатели В.А.Жуковский, В.И.Даль, А.Н.Плещеев на улицу Советская, 32, он бы удивился: «Какая Советская?! Моя улица уже 35 лет как Губернская!»
Куда ведёт эта улица? Вот Советская, 28. Областной краеведческий музей хранит настоящее золото из Сарматских курганов.
А здесь, в областной библиотеке на улице Советской, 20, центре культурной жизни Оренбурга, более двух, трёх миллионов экземпляров документов! Кто бы мог подумать, что сюда когда-то можно было прийти почитать за три копейки! Здесь самая старая книга – рукописное издание 1649 года! Здесь труды тех, кто прославил наш край: П.Рычков, В.Татищев, А.Пушкин, Г.Державин, Л.Толстой.
Говорят, что здание на Советской, 16 хранит уникальный документ 1734 года, сделанный из телячьей кожи!
С трепетом открываю двери Государственного архива. В толстых фолиантах с сургучной печатью от марта 1749 года читаю: «Указ Её Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской из Казанского духовного монастыря Оренбургских духовных дел правитель Потапов Василий Иванов, пришедший 28 января 1748 года январь 22. По приказанию Её Превосходительства»….
Не всегда понимая смысла прочитанного, листаю написанные от руки большие толстые листы, чтобы прикоснуться к Истории. Вот документ позднего времени, датируемый 12 марта 1823 года (из 6 фонда 4 описи, № единицы хранения 7850, страница 54): «Ведомость составлена оренбургской полицией полицмейстером о числе домов и жителей в городе Оренбурге и предместье оного находящихся по настоящее время». Город состоит при реке Урал.
В 1-ой части.
Из 349 строений:
церквей-2
кладовых -2,
артиллерийская кузница -1
инженерная кузница -1
Занимаемые господином военным губернатором и кавалером:
казённая аптека -1
казённые павильоны -1
колодцев -3
питейных домов -3
Жителей:
Дворян и чиновников -129
Духовных званий -8
Купцов и мещан -45
Отставных солдат -33
Разночинцы -200
Казённых крестьян и помещичьих дворовых людей -169
Всего: 591 житель.
Вторая часть города.
Церквей -4
Интернаты:
Богадельни, больницы -1
Казематы для отставных арестантов -1
Питейных домов -5, провиантских магазинов -2
Военный подвал, запущенный в землю -1
Пороховых погребов -2
Колодцев остающихся без действия -2
Обывательских домов -416
Итого: 451 строение.
Жителей:
Дворян и чиновников -253
Духовного звания – христиан -19, магометан - 9
Купцов и мещан -156
Отставных солдат и казаков -73
Разночинцы -121
Служащих казаков -46
Казённых помещичьих крепостных -345
Всего: 1022 жителей (и т.д.)
Подпись Полицмейстер Квашин (?)
Если бы знал полицмейстер Квашин (возможно, Квашнин), как почти без малого два столетия я буду всматриваться в его отчёты, чтобы найти хоть какое-нибудь упоминание об улицах старого Оренбурга!
В «Сведениях об экономическом состоянии г. Оренбурга и Оренбургского уезда (1828-1872 г.г.)» читаем следующее: «Оный город лежит от губернского города Уфы к югу под 51 46 5% северной широты и под 72% 55 долготы, расстоянием от столицы Москвы в 1513, Санкт-Петербурга в 2228, а от губернского города Уфы в 351 версты, заведён по именному Указу Блаженной памяти Великой Государыни Елизаветы Петровны по докладу Правительствующего Сената в 1743 году, звание получил от реки Ори, при коей он первоначально был заводом но по неудобству местоположения оставлена при той реке крепость названная Орскою, а сей город переведён на нынешнее его место».
На странице 47 этого документа узнаём, что в городе-крепости проживали:
Купцов -57 мужчин, 52 женщины
Мещан -124 мужчины, 186 женщин
Разночинцев – 1227 мужчин, 1178 женщин
Священно и церковнослужителей – 36 мужчин, 36 женщин
Приписанных к господским домам дворовых людей-
Итого: число дворов - 909, по 5-ой ревизской сказке 1690 мужчин, 1719 женщин, под усадьбы десятин -151; сажен - 2138.
Прогуливаясь по главной улице города, уже другими глазами смотрю на табличку на доме номер четыре. Мой фотоаппарат запечатлевает мемориальную доску с надписью: «В этом здании жил и работал первый член-корреспондент Академии наук России, выдающийся исследователь Оренбургского края Пётр Иванович Рычков (1712-1777 г.г.)». В доме постройки неизвестного архитектора П. Рычков пережил шестимесячную осаду крепости Пугачёвым. Здесь он вёл дневниковые записи об оренбургских мятежниках. После долгих разъездов по краю П.И.Рычков возвращался в этот дом, где, возможно, рождались мысли энтузиаста-исследователя о способах умножения и сбережения земледелия, о рыбьем клее, козьей шерсти - труды, о которых говорили, что они «намного опередили время». Это одно из трёх зданий 18 века, которое представляет историческую ценность наряду с Гостиным двором, Пушечным двором (ныне территория зенитно-ракетного училища).
Первое время вокруг стояли времянки. Севернее губернской канцелярии находился дом Рычкова длиною в 23 сажен. В «Записках» П.И.Рычков отметил, что дом был заложен 27 апреля 1753 года и был он каменный, т.к. «деревянное тут строение по скудности лесу неспособно и непрочно». В сентябре следующего года Рычков въехал в этот дом с большим семейством. Из книги П.Е. Матвиевского, А.В.Ефремова «Пётр Иванович Рычков» узнаю, что 16.09.1751 года умерла его первая жена Анисья Петровна, оставив 4 детей: 13-летнего Андрея, 8-летнюю Марию (умрёт в 1752 году, как умрут ещё их 7 детей в младенчестве), 6-летнего Ивана, 5-летнего Николая. 12.04.1752 года Пётр Иванович женится на 20-летней Елене Денисьевне Чириковой, которая родит ему 12 детей. Кто из детей родится именно в этом доме, установят историки. А пока вспоминается цитата из книги В.В.Дорофеева: «Внушителен дом на высоком цоколе, заметном и сейчас, когда так называемый культурный слой значительно поднялся, объём высокий. На чертеже 1797 года предпоследний к северу проём – дверной, с крыльцом и ступеньками. В эти годы дом помещал казённую аптеку, т.к. П. Рычков, очевидно, продал его в 1760 году, уходя в отставку. Представляется возможным, что выход на улицу делался для аптеки».
Помнятся рисунки в той же книге, где выход из дома Рычковых был прямо на главную улицу. А теперь видим лишь высокие проёмы окон, до которых ни за что не дотянуться. Интересно, кто теперь живёт в этом доме? Заходим в пустой необустроенный двор. Ни одного человека. Обходим дом с другой стороны. Новая добротная дверь, аккуратный порог, современная телевизионная «тарелка», кондиционер. Время меняет лица домов.
Во второй наш приход в начале декабря 2010 года нас замечает женщина и приглашает к себе домой. Анастасия Николаевна живёт в доме с 50-х годов. Ей девятый десяток лет. Как мы поняли, на месте её домика-пристройки была церквушка. Бочком заходим в узенький коридорчик. Двери налево, двери направо. Вот и всё, что мы могли увидеть. Не злоупотребляя приглашением, покидаем дом и тут же в маленьком дворике встречаем одну из жительниц дома П.Рычкова. Здесь она живёт пятнадцать лет. Когда-то огромную комнату они перестроили в маленькие три комнатки. На выходе из двора мы стоим у огромного дерева. Проходящая женщина, видя нашу заинтересованность, рассказывает, что у входа во двор, когда последний раз здесь клали асфальт, нашли тела давно захороненных людей.
Этот дом с именем заставил о многом задуматься и вспомнить слова его знаменитого хозяина, летописца оренбургского края: «…время …позади себя ничего не оставляет, как одну обнажённую память, но и сия, ежели не будет подкреплена писанием, время от времени помрачается и приходит в забвение».
Осторожно: мы ходим по Истории.
Сочинение
ученицы 9 б класса
МОУ «Лицей № 7»
Сидоровой Елены
Любимые памятники природы
Кажется, я начинаю понимать, что значит выражение «малая родина». Есть в западной части Оренбургской области место, при воспоминании о котором волнуется сердце и трепещет душа. Это Красногвардейский район Оренбургской области. Родной и милый сердцу уголок моей малой родины. Место, где родилась я и мои родители. Место, куда мы возвращаемся не только мысленно, но и, пользуясь любой возможностью, отправляемся всей семьёй.
Территория Красногвардейского района славится своими культурно-историческими и природными памятниками. На междуречном плато к северо-западу от села Ивановка получили развитие карстово-суффозионные процессы, которые привели к образованию бессточных округлых западин с озерками и травянистыми кочкарными болотами, такими как Лебяжье и Кочкарное. Эти памятники природы района занесены в Зеленую Книгу Оренбургской области. Озеро Лебяжье украшает пойму реки Ток близ села Юлты. Мой папа любит вспоминать, как он со своими братьями и ровесниками постоянно рыбачил на озере Лебяжьем. Местные между собой его называли Лебяжка. На велосипедах с удочками ехали на Лебяжку, где раньше было много рыбы. Кочкарное и Лебяжье часто соединялись между собой в период весеннего разлива. Пожилые люди рассказывали, что раньше здесь селились лебеди, поэтому и назвали озеро Лебяжьим. С приходом цивилизации (пасли скот, пахали поля, косили) лебеди эти места покинули. Крики чаек возвещают о жизни умирающих озёр. В минуту блаженной тишины здесь можно было услышать всплески рыбы.
Озеро окаймляет небольшой массив берёзово-осинового Мохового леса. В Моховом лесу много кустарников. Это целый ярус из крушины ломкой, жостера слабительного, вишни степной, малины лесной, калины обыкновенной, бересклета бородавчатого, шиповника коричного, боярышника кроваво-красного и других. Луговая и болотная растительность также разнообразна. В некоторых местах высота достигает более двух метров. Чтобы пробраться к озеру, приходится пробираться сквозь эти заросли. Чем ближе к озеру, тем больше кочек изо мха и осоки. В лесу ещё можно встретить лося, косулю, лисицу, зайца, барсука, бобра, куницу, хоря, цаплю, журавля, утку, чайку, куропатку, перепела, стрепета, сову, ястреба.
По дороге Ивановка - Залесово на полях, близ перелеска, осень и зима дарит нам неспешно прогуливающихся косуль. Они подбирают не скрытую под снегом траву и не боятся проезжающих машин. Лесники подкармливают их зимой: привозят сено и раскладывают кучами по территории заповедника.
Можно часами смотреть вокруг: по горизонту растут деревья и кустарники, высокая трава, что радует глаз. Только озеро стало маленьким. В жаркое лето 2009 -2010 г.г., сожалению, оно почти высохло, но не исчезло совсем. На месте озера появился подлесок. Подлесок вырос, затем по неизвестным причинам озеро вновь появилось. Взросший подлесок стал сохнуть, поэтому много сухих деревьев.
Мы всегда подъезжаем сюда и любуемся природой. Вот и прошлым летом наслаждались необычной красотой природы. Трава и кустарник неподалёку вдруг пришли в движение и мимо нас что-то с шумом пронеслось. Тишину нарушил топот неожиданно откуда-то появившихся кабанов. Услышав наш изумлённый испуг, они пробежали мимо. Было немного страшно, но так как рядом были папа и дядя Сережа, страх перешел в потрясение от увиденного...
Особой гордостью моих земляков являются памятники истории и культуры. Археологи обнаружили самые древние поселения из каких-либо существующих на территории Оренбургской области. Степные курганы хранят тайны жизни древних кочевников – сарматов. Сарматские курганы являются одними из наиболее северных княжеских некрополей степного Приуралья. Два самых крупных кургана-могильника достигают восьми метров высоты при диаметре от семидесяти до ста двадцати метров. Проезжая мимо этих курганов, можно подумать, что это просто горы. Оказавшись рядом, понимаешь, что это самые высокие места в степи. Отсюда очень хорошо видна местность. Это, наверное, и нужно было древним сарматам для обороны и охраны.
В Ивановском могильнике раскопано два небольших кургана скифо-сарматской эпохи, которым более двух тысяч лет. При раскопках этих малых курганов, большие, по словам археологов, "царские" - нетронуты. Свидетелем раскопок одного из курганов был мой папа. Археологи нашли останки девушки - воина восемнадцати - двадцати лет. На левой руке была травма - перелом плечевой кости. Они объяснили, что у воинствующих сарматов были воинами все: и девушки и юноши. Папа рассказал, что останки этой девушки были разложены на земле. Девушка была высокая, сильная и красивая. Рядом с девушкой находились предметы того времени: глиняная посуда, орудия труда, бронзовые наконечники стрел, железная секира, корчага, останки костей животных.
Находки учёных войдут, надеюсь, в историографию не только моего края, но и мира. И станет моя малая родина туристическим центром памятников природы. Нам бы только сохранить память своих предков. А значит, сохранить цивилизацию и себя – Человека.
V. Используемая литература.
Прекрасное далёко
Ручей и камень
Загадочная система из шести экзопланет
Любили тебя без особых причин...
Ночная стрельба