Материал готовился для фольклорно-этнографического праздника, где традиционно дети рассказываюто разных национальностей. Исследовательская работа "Культура немцев в Поволжском регионе" подготовлена учащимися и рассказывает о немцах Поволжья. Она содержит историческую справку , описание и архиректуру немецких колоний, сведения о хозяйственной деятельности и быте и праздниках немцев.
Вложение | Размер |
---|---|
nemcy_povolzhya.doc | 375.5 КБ |
Культура немцев в Поволжском регионе.
Работу подготовили учащиеся 9 класса
МОУ «СОШ с. Сулак Краснопартизанского района Саратовской области»
Илдаркина Алена и Заграничнова Людмила
2013г
I. Историческая записка.
По свидетельству Карамзина Н.М., немцы в России появились на границе первого и второго тысячелетий. Уже в 961 году в Киевской Руси появляется их большая делегация. Сыновья князя Ярослава были женаты на немках. Во многих русских городах немцы появлялись как торговцы, ремесленники, военные, оседали в них, строили кирхи, способствовали развитию ремесла. Значительные потоки переселенцев фиксировались в годы царствования Ивана III, Василия III, Ивана Грозного, Петра I, который был учеником «немецкой слободы» и в 1702 году выпустил специальный манифест, поощряющий въезд выходцев из заморских стран в Россию. Это был один из важнейших факторов, с помощью которого он рубил «окно в Европу». Внутренняя колонизация, заселение и освоение окраинных восточных и южных земель России были одной из важных статей государственной политики Екатерины II. «Мы нуждаемся в населении; заставьте, если возможно, кишмя кишеть народ в наших пространных пустырях… », - писала она ещё до вступления на престол.
22 июля 1763 года Екатерина II издаёт Манифест, возвещавший о льготных условиях переселения, который гарантировал иностранцам ряд привилегий: свободу вероисповедания, освобождение от воинской повинности, налогов и самоуправление. В результате крупнейшей из колонизационных компаний в Поволжье были завезены тридцать тысяч иностранцев – «хороших земледельцев, садоводов, скотоводов, а равно мастеровых». Немецкие колонии занимали значительное место в экономическом развитии Саратовской губернии.
Необходимо отметить, что указ Екатерины распространялся не только на немцев, а вообще на иностранцев (среди прибывающих были голландцы, выходцы из Швейцарии, Франции, Чехии, Польши). В равной мере они были обращены и к русским, по религиозным убеждениям, покинувшим пределы страны. В нашей области появились русские - старообрядцы – выходцы из Польши и Литвы. В настоящее время их потомки проживают по реке Иргиз в Пугачёвском и соседних районах.
II. Архитектура немецких колоний.
Прибывающим партиями иностранцам по выбору предоставлялись места для селений; составлялся проектный план поселения; на месте осуществлялась его разбивка, возводились временные жилища. После этого, обычно, с началом строительного сезона, снабжались строительными материалами и в помощь призывались государственные крестьяне.
Капитальность – важнейшая особенность строительства в колониях. В условиях острой нехватки леса или его полном отсутствии в Заволжье применение нашлось местным материалам; возводились дома из «дикого» камня (известняка), кирпича-сырца, «мятой» глины. Если находилось дерево, то вместо брёвен использовались доски. Другая причина приверженности к капитальному строительству в том, что переселенцы «привезли» на Волгу свои традиции, стереотипы жилища.
Улицы в немецких селениях (колонках, как называют русские) – прямые и пересекаются такими же поперечными, образуя кварталы; способ постройки колонисты усвоили от русских крестьян, но планировку усадьбы, плановое и объёмное решение дома, внутреннее расположение жилищ, обстановка и чистота резко отличаются от крестьянских.
Планы заволжских поселений были обычно более простыми; кварталы здесь линейно располагались вдоль дороги, русла ручья или балки. Встречалось и их поперечное к природной оси положение (для защиты от степных ветров и возможного неприятеля).
При основании колоний казна построила в них 24 деревянных церкви. Это были временные, простые по композиции и практически лишенные декора постройки. В 1860-70 гг. в ряде колоний были выстроены храмы по проектам Ф.Лагуса. Архитектура этих построек характерна для времени угасания классицизма в России и сближает церкви в колониях с православными храмами, возводившимися тогда повсеместно.
Храмы играли важнейшую организующую, образную роль в формировании облика центров колоний. Общинный уклад жизни колонистов способствовал широкому строительству и других общественных зданий – домов правления, школ, училищ, ремесленных корпусов, «братских» работных домов, аптек, больниц, а также многоквартирных (доходных) жилых домов. Повсеместно складывался своеобразный, отличный от имевшегося в уездных городах и других соседних поселениях, набор общественно необходимых, функционально и стилистически взаимосвязанных построек, определявших центры колоний.
«… Вид колоний, в особенности левобережных, представляет регулярно выстроенные городки: прямые широкие улицы, правильно разделённые кварталы с предосторожностями от пожарных случаев, хорошие и большие дома, прекрасные вновь строящиеся церкви…». «Эти наиболее свободно развившиеся колонии показывают нам, какие отношения могли бы и должны бы были развиться и в остальной России…».
В XIX в. зодчество переселенцев, развившееся до той поры относительно автономно, начинает проникать в города края, сначала реализуясь в крупных промышленных сооружениях и комплексах – паровых мельницах, элеваторах, фабриках, складах, механических заводах и т. п., которые возводились по заказам предпринимателей, вышедших из колонистов; затем распространившись на жилые (особняки, массовое жильё) и общественные постройки.
Немецкие здания в Саратовском Поволжье стали в начале ХХ в. легко узнаваемыми, заметными. Переселенческая архитектура, наконец, достигла зрелости, выработала собственный язык, стала весомой стилевой тенденцией.
Многочисленные немецкие постройки в колониях и городах придали зодчеству Поволжья особый колорит.
III. Хозяйственная деятельность немцев Поволжья.
Основным занятием немецких колонистов губернии являлось сельскохозяйственное производство. При переселении колонистам обещалось по 30 десятин различных земельных угодий на семью, причём не в частную собственность, а в общее для всех жителей колонии владение, без права их раздела и отчуждения, с передачей в дальнейшем младшим сыновьям в семье. Таким образом, аграрный закон 1764 г. установил в немецких поселениях лично- общинную систему владения землёй.
Быстрый рост населения немецких колоний приводил к постоянной нехватке земли. К середине XIX в. земельные отношения у немцев Поволжья уже строились по традиционному для России общинному принципу, с регулярным переделом земли по количеству душ мужского населения.
Каких – либо серьёзных отличий в обработке земли у различных категорий крестьян и колонистов Саратовской губернии не наблюдалось. Обе эти группы сельского населения применяли отсталые экстенсивные методы. В то же время колонисты смогли добиться определённого технического превосходства над крестьянами в использовании сельскохозяйственного оборудования. Они использовали железный плуг, в отличие от деревянных сох крестьян, жали более эффективной, с технической точки зрения, косой в виде крюка вместо крестьянского серпа. Высоким качеством отличались их веялки. Колонисты Поволжья имели широкую известность как непревзойдённые умельцы в изготовлении простых сельскохозяйственных орудий.
Хотя производство пшеницы являлось основным сельскохозяйственной деятельности, занимая обычно около 45 % посевных площадей, немцы выращивали и другие зерновые культуры (рожь, овёс). Со второй половины XIX в. У саратовских колонистов стали популярны просо и подсолнечник.
Овощи и фрукты выращивались на приусадебных участках. Предпочтение в это время стало отдаваться ранее отвергаемому картофелю. На небольших садовых участках в основном выращивались яблоки и вишни, а на полях, дыни, арбузы, тыквы.
Значительное место в жизни колонистов занимали кустарные промыслы. Наибольшее распространение они получили в колониях XIX в.
В числе первых поселенцев 40% колонистов имели различные ремесленные специальности. Немцы занимались производством ткани (сарпинка), курительных трубок (ежегодно выделывалось 500 тыс. трубок их сдавали скупщикам, которые продавали их в Тамбове, Самаре, Пензе и других городах России). В 1890-е годы немцы- мукомолы взяли под свой контроль не только производство муки, но и её продажу в России.
Несмотря на постройку в Саратове железной дороги, главной торговой артерией оставалась Волга. Для успешных торговых операций были нужны собственные суда и баржи. Больше всего в решении этой важной задачи преуспела фирма братьев Шмидт, создавшая собственное пароходство.
Середина XIХ в. стала для колонистов временем окончательного укрепления хозяйства. Прошло время бытовой неустроенности первых десятилетий после поселения. Выросло благосостояние, как отдельных семей, так и колоний в целом.
IV. Описание быта немцев.
Книга А.Н. Минха «Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии» остаётся поэтическим памятником традиционной крестьянской культуры народов Поволжья в её национальной специфике и взаимовлияниях на протяжении ХIХ - начала ХХ вв. Она не потеряла своего научного значения и интереса для широкого читателя, желающего знать историю своего народа. В этнографическом очерке народностей населяющих губернию в период исследования с 1861 – 1888годы есть описание немцев.
«Немцы – выходцы из разных государств Германии, явились сюда с 1765 года и составляют по численности третью группу населения. До сих пор в нашем краю они составляют совершенно обособленный тип; они не смешиваются браками ни с одной народностью. У немцев в доме нет ни русских палатей, ни нар, ни громадной печи; полы всегда выметены и при входе усыпаны свежим песком. Немцы большие охотники до пёстрого убранства комнат: столы, скамейки, сундуки шкафы, часто ставни и двери, большею частью, пестрят яркими красками. В каждом доме стоит в углу лучшей комнаты высокая двуспальная кровать с пестрым пологом, массою подушек и ловко взбитым пуховиком вместо одеяла; здесь помещается глава семейства со своей супругой, остальные члены размещаются на ночь, на полу, или в другой комнате на постели, но без полога.
Одежда колонистов мужчин состоит: летняя – из картуза, белой рубахи, темно-синих, коричневых или черных холщевых панталон, черной или пестрой жилетки, со стеклянными или металлическими пуговицами, из кафтана длиннополого сюртука или куртки темной материи; лаптей они не носят, бороду и усы бреют; женщины носят летом короткие темно-синие холщевые изделия, в будни и цветные по праздникам, юбки; передники, белые рубашки и кофты преимущественно темных цветов; на голове платок, а на ногах белые, синие или пестрые чулки своей работы. Зимой у немцев ходят в овчинных тулупах, полушубках и меховых шапках. Между девушками встречаются очень красивые, но почти все молодые мужчины худощавы и узкогруды. Колонисты большею частью грубы и невежливы, характер их настойчив и упрям. Они составляют весьма живучую и плодовитую расу, более половина здешних немцев почти совершенно не говорят по-русски, что же касается до женщин, то едва ли найдутся две или три в каждом селении, умеющих сказать несколько слов. Колонисты на русских не женятся, обрядовая жизнь не поддавалась до сих пор обрусению и сохранилась более столетия совершенно своеобразною».
V. Образование.
Определенных успехов, в сравнении с остальным населением, немецкие колонисты достигли в народном образовании. Несмотря на то, что по- настоящему грамотных и образованных людей среди колонистов было немного, процент умеющих читать и писать был достаточно велик. Читали по-немецки 66%, а писать могли 34% обучавшихся в церковных школах. Церковные школы создавались одновременно с основанием колоний, и их задачей была подготовка детей к конфирмации. Ученики быстро обучались чтению (преимущественно по Библии и Евангелию), элементам письма и счёту. Посещение школы детьми от 7 до 14 лет было обязательным. За пропуск занятий с родителей взимался штраф в размере 3 коп. за пропущенный день. Духовенство смогло сохранить своё влияние на колонистскую школу вплоть до 1917 года.
Расширение экономических и культурных связей за пределами колоний ставило задачу углубления и расширения школьных программ, и в первую очередь необходимость преподавания русского языка. С 1870-х гг. в немецких колониях стали появляться товарищеские школы Geselschaftisschulen, создаваемые группами семей для более качественного обучения детей. Занятия в этих школах обычно начинались с середины августа и продолжались до 20 июня. Поступившие сюда освобождались от посещения церковной школы. К концу 1880-х гг. товарищеские школы имели превосходную репутацию и положительные отзывы от губернатора, инспекторов и местных жителей.
В целом немецкие поселения губернии, созданные в 60-х гг. XVIII в., гармонично вписывались в структуру народнохозяйственного организма региона, дополняя его своей национальной спецификой.
Празднование католического Рождества.
Рождество – самый большой праздник, символ родного дома, семейного тепла, радости и света. С особенным восторгом Рождество воспринимали дети: праздник был полон сказочного волшебства, таинственности, к нему долго готовились, его с нетерпением ждали, он приносил много подарков и удовольствий.
Католическое Рождество празднуется по григорианскому календарю в ночь с 25 на 26 декабря, но задолго до этого начинается время ожидания рождества, оно длится четыре недели.
Итак, слово “Advent” означает «встреча», а это значит, что скоро Рождество и типичным символом времени ожидания Рождества является рождественский венок. Его можно встретить в квартирах, в церквях, школах. Четыре свечи украшают венок. Каждое воскресенье перед Рождеством зажигается по одной свече. А в сочельник горят все четыре свечи.
5 декабря празднуется Николаустаг: послушные дети в это утро находят в своих башмачках подарки, а непослушные – розги стоящие в углу. Николауса изображают с мешком подарков и с розгами. Он похож на нашего деда Мороза.
Одним из старейших символов Рождества считается ёлка. Суровые и воинственные древние германцы верили, что в ёлке живёт «дух леса». Они приходили к ёлке с просьбами даровать им победу в очередном набеге на соседей, а чтобы добиться благосклонности духов, развешивали на ёлке украшения и произносили различные заклинания. Верили, что ель может справиться со злыми силами, т.к. все ветки её в иголках.
Другим символом рождества является рождественский календарь. Каждый день с 1 декабря до 24 ребенок открывает окошечки в этом календаре. Там он может найти какой-нибудь сладкий сюрприз и продолжение рождественской истории.
24 декабря – сочельник, вся семья собирается дома за праздничным столом. В Германии готовятся встречать Рождество со знаменитой тушеной капустой, свиными ножками, уткой и нежной маринованной капустой краут. Традиционно должны присутствовать на праздничном столе марципановые фигурки. Ими Могут быть белые ангелочки и розовые свинки, рождественские звёзды и лесные грибы. Обязательны пряничные домики, да и сами пряники с имбирём, корицей и в глазури в виде звёздочек и сердечек. Без этого праздник не праздник не только для детей,
но и для взрослых. Принято дарить друг другу
подарки, желать добра. Символами удачи
и благополучия у немцев считаются трубочист
и свинья.
Рождественскую ночь с 25 на26 декабря
католики обязательно проводят в церкви.
Откуда взялась новогодняя ёлка в России?
Считается, что ёлка появилась в России после указа ПетраI от 15 декабря 1699 года.
Фрагмент указа ПетраI.
« Поелико в России считают Новый год по- разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семьях благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять на санках, катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобой не учинять – на то других дней хватает».
С тех пор как ПетрI утвердил начало празднования Нового года 1 января, в России повсеместно стали появляться не только новогодние ёлки, балы и маскарады, но и многие другие красочные торжества. В парках дворянских поместий впервые стали заливать катки. Покататься на коньках собиралась вся столичная знать! Другое дело в деревнях и сёлах! Крестьяне надевали валенки, прикрепляли к ним железные, а чаще деревянные полозья и накатывали до ярко багрового румянца на щеках круги по озеру или речке.
При переселении Екатерина II предоставила немцам свободу вероисповедания, и немцы свято хранили свои традиции и обряды. Многие из этих обрядов позже были заимствованы русскими, и незаметно слились с русскими традициями. И теперь столетия спустя трудно определить - кто у кого заимствовал тот или иной обычай.
В книге Минха описывается празднование Рождества немцами Поволжья.
«Немцы всю ночь под Рождество(die heilige Nacht), до рассвета, звонят в церковные колокола. Молодёжь, на святках, по вечерам и ночью ходит по домам наряженная, преимущественно выворачивая шубы; эти святошники называются у них «Pelz- nickel». На новый год молодёжь и старики ходят толпой в гости к знакомым, угощают друг друга едой и вином, и стреляют из ружей; в этот день, обыкновенно, русские крестьяне из соседних селений навещают своих знакомых немцев, на что колонисты отвечают в свою очередь приезжая к ним в русские селения на масленицу».
Можно долго спорить и искать ответ на вопросы: Чем отличается Рождество православное от Рождества католического? откуда взялась ёлка в России? почему немцы колядуют? Кто первый начал печь пряники? ...
Одно можно сказать с уверенностью: всё общее, что есть в культуре различных народов – есть результат многовековой дружбы. Взаимовлияние культур здесь неизбежно, но наблюдать этот процесс, искать ответы в книгах - очень интересно.
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Астрономический календарь. Март, 2019
Рисуем тыкву
Зимний дуб
Сказка "Морозко"