На основе опроса потребителей и будущих продавцов докладчик проводит товароведный обзор по данной теме и отвечает на интересующие их вопросы, также затронуты вопросы развития рынка фруктовых и овощных соков.
Доклад представлен в форме «вопрос-ответ» и сопровождается слайдовой презентацией. Работа представляет интерес как для обучающихся профессиональных училищ по профессии «продавец, контролер-кассир», так и рядовых потребителей.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация часть 1 | 1.97 МБ |
презентация часть 2 | 2.45 МБ |
doklad.doc | 113.5 КБ |
Доклад – «Сокосодержащие напитки: как выбрать напиток полезный для здоровья».
ГБОУ РХ НПО «ПУ №8» г. Черногорска,
Докладчик: Лапицкая К.А. Руководитель: Жиляева Т.В. 2013 год.
На основе опроса потребителей и будущих продавцов докладчик проводит товароведный обзор по данной теме и отвечает на интересующие их вопросы, также затронуты вопросы развития рынка фруктовых и овощных соков.
Доклад представлен в форме «вопрос-ответ» и сопровождается слайдовой презентацией. Работа представляет интерес как для обучающихся профессиональных училищ по профессии «продавец, контролер-кассир», так и рядовых потребителей.
Государственное бюджетное образовательное учреждение республики Хакасия начального профессионального образования
«Профессиональное училище №8»
Доклад: Сокосодержащие напитки: как выбрать напиток полезный для здоровья.
Докладчик: учащаяся группы 23-ПРК Лапицкая К.А.
Преподаватель: Жиляева Т.В.
г. Черногорск
2012
Цель работы: Изучение товароведной характеристики сокосодержащих напитков. (слайд3)
Задачи:
1.Провести опрос потребителей и изучить вопросы, которые интересую их о сокосодержащих напитках.
2. Провести товароведный обзор по теоретическим вопросам темы исследования.
В своем выступлении я отвечу на интересующие вопросы потребителей, будущих продавцов, торговых работников.
1. Назовите существенные отличия рынка соков времён СССР и настоящего времени.
СССР соки продавались в стеклянных банках с неказистыми этикетками. Покупали их часто ради банок, которые нужны были для домашнего консервирования. Между тем по сегодняшним меркам это был сок весьма высокого качества. В СССР абсолютно доминировал сок прямого отжима из собственного сырья. (слайд 4)
Объем сокового рынка России в 2011 году составил более 3 миллиардов литров. Сегодня в российской розничной торговле примерно 98% соков восстановленные и не более 2% – соки прямого отжима, то есть изготовленные непосредственно из фруктов. В Европейском союзе цифры следующие: 70–80% – восстановленные соки, 20–30% – соки прямого отжима. В России тоже производят свежеотжатые соки, но в незначительных количествах, например в специальных киосках супермаркетов.(слайд 5)
Потребление соковой продукции в РФ в 2011 составило 20 литров на человека против пяти литров в 2000 году. Население крупных городов и мегаполисов потребляет соки примерно в 1,5 раза больше, чем жители РФ в среднем, а именно, около 28-30 литров в год. Это объясняется большей концентрацией в городах реальных и потенциальных потребителей этой продукции. Наибольшая доля потребления соков сегодня приходится на Москву, Санкт-Петербург, а также Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, где покупают соки 70-80% жителей. Наименьшая доля потребителей соков в Южном федеральном округе (57%).
Тем не менее, по сравнению со странами Западной Европы, потребление соков в России по-прежнему остается низким и это только внушает дополнительный оптимизм относительно развития данного рынка. В Европе, в Америке уровень потребления соковой продукции в два раза выше и составляет в среднем 30-50 литров на человека. Так, в Нидерландах потребление составляет 50 литров, в Финляндии — 41 литр, во Франции и Великобритании — 34-35 литров на человека.
Значительного роста производства соковой продукции в 2012 году не предвидится.
Экономическая сторона вопроса не способствует быстрому вытеснению с нашего рынка низкокачественных соков. Значительная часть населения покупает их только из финансовых соображений. А 23,3% населения России не покупает соки вообще, а более 40% населения страдает от авитаминоза.
2. Чем отличается нектар от сока?
Существует три основных вида продуктов: сокосодержащий напиток, нектар, сок. (слайд 6)
Натуральные соки - это напитки, в которых содержится от 80% до 100% сока. Допускается в овощных соках небольшое количество специй (например, соли в томатном).
Многие потребители уверены, что нектары это "сок второго сорта", разбавленный ради удешевления. Но есть такие фрукты, из которых технически невозможно отжать весь сок. Попробуйте отжать его из персика, абрикоса, груши. Из банана, в конце концов!.. Из них делают фруктовое пюре, разводят водой или другими соками и получают нектар.
Кроме того, есть плоды и ягоды - вишня, черная смородина, ананас, - чей сок настолько "пронзителен", что поневоле приходится разводить его водой или подслащивать.
И на нижней ступеньке «соковой иерархии» находятся сокосодержащие напитки. В сокосодержащих напитках сока содержится еще меньше - всего 10 - 20%, но это должен быть действительно натуральный сок, а, скажем, не экстракт из фруктовых выжимок. Причем если соки по нормам не должны содержать вкусовых добавок, искусственных красителей и ароматизаторов, то в напитках их содержание вполне допустимо.
3. Что такое восстановленные соки?
(слайд 7) Восстановленные соки изготавливаются из концентрированных соков путем добавления питьевой воды. При процессе концентрации, восстановления и пастеризации неизбежно происходит потеря витаминов. Это большой минус.
Однако у восстановленных соков есть один большой плюс – срок хранения. Восстановленные же соки, благодаря процессу консервации (пастеризации), хранятся и сохраняют свои свойства гораздо дольше, чем свежевыжатые соки. Причем восстановленный сок может быть даже вкуснее и ароматнее сока прямого отжима, так как технология производства соков позволяет использовать определенное количество ароматических веществ, содержащихся, например, в кожуре плодов, что придает соку большую вкусовую насыщенность.
Недавно даже появилась технология производства свежеотжатых замороженных соков. Они имеют форму блоков и после соответствующей технологической обработки разливаются как обычные свежеотжатые соки.
Фактически весь рынок соков в России – это восстановление импортного концентрированного сока на российских предприятиях, принадлежащих западным компаниям. Предприятия, называющие себя «изготовителями соков», по сути, являются упаковочными линиями.
4. Где обычно выращивают фрукты для приготовления соков?
(слайд 8)В России основные поставки сырья для производства соков идут из других стран, и лишь 15% составляет отечественное сырье. Яблоки выращивают в России и Китае, а вот остальные фрукты – по всему миру. Ананасы - в Таиланде, апельсины - на Кубе и в Бразилии, манго - в Индии, лимоны – в Израиле и Аргентине, бананы - в Эквадоре, абрикосы - в ЮАР, Узбекистане и Чили, маракуйя растет в Эквадоре.
5. Какие соки наиболее популярны в России?
На этот простой вопрос существуют разные статистические данные.
(слайд 9)1. По данным производителей соков самый популярный сок в России – мультифруктовый. За ним следует яблочный сок, апельсиновый и томатный. В целом, россияне больше любят соки, чем нектары. А вот в США самый продаваемый сок - апельсиновый. В частности, это объясняется тем, что на юге этой страны традиционно выращивают большой урожай цитрусовых.
2. По данным агентства маркетинговых исследований АC Nielsen структура российского рынка соков следующая: яблоко -18,1%, апельсин -13,1%, персик 10,6%, томат 8,3% и мультифруктовая продукция 13,6%.
Летом наиболее популярны "легкие" и менее сладкие соки: березовый, яблочный и виноградный. Зато зимой увеличиваются объемы продаж апельсинового, томатного и персикового соков. Спрос же на экзотические соки остается более или менее стабильным на протяжении всего года.
В последние годы уверенно увеличивается число потребителей, ориентирующихся прежде всего на приемлемую цену сока (40% опрошенных, 1 квартал 2011 г.) и известность бренда (28% по данным 1 полугодия 2011 г.). В то же время сокращается число тех, кто обращает внимание на отсутствие консервантов (снижение с 40% в 1 пол. 2007 до 37% в 1 пол. 2011 г.), думает об их полезности для здоровья (снижение с 39% в 1 пол. 2007 до 33% в 1 пол. 2011 г.) и обогащенности витаминами (снижение с 27% в 1 пол. 2007 до 20% в 1 пол. 2011 г.).
6. Какой сок самый полезный?
(слайд 10) Нельзя говорить о пользе вообще. В каждом фрукте – своя польза. В апельсиновом – много витамина С, но это не значит, что яблочный хуже. Соки обеспечивают организм необходимыми углеводами, сахаром, витаминами, соки обладают мощным противомикробным действием, чем обеспечивают снижение бродильных и гнилостных процессов в организме.
Особенно важны соки для детей раннего возраста. Но для малышей нужно покупать специальные соки, предназначенные для их возраста.
Видеоролик.
Апельсиновый сок - богатый источник витамина С. Он укрепляет также кровеносные сосуды. Полезен людям, страдающим атеросклерозом, гипертонией, болезнями печени.
Томатный сок содержит лимонную, яблочную и щавелевую кислоты, которые нормализуют обмен веществ, а также натрий, магний, калий и кальций.
Виноградный сок предотвращает образование тромбов, поэтому его рекомендуется пить тем, кто страдает заболеваниями сердца. Виноградный сок отлично помогает вернуть утерянную энергию, а также является замечательным средством для восстановления нервной системы.
Абрикосовый сок выводит из тканей организма лишнюю жидкость, а также укрепляет сердечную мышцу. Но диабетикам его лучше не пить, так как в нем много сахара.
Грушевый сок - кладезь клетчатки и пектинов. Он улучшает пищеварение и подойдет тем, у кого нарушения кровообращения. Является также хорошим мочегонным средством.
Сливовый сок рекомендуют пить при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Он выводит из организма лишнюю воду и соль.
Яблочный сок содержит много железа, поэтому очень полезен при малокровии. Выводит из организма шлаки и почечные камни.
Вишневый сок богат железом и фолиевой кислотой. Он укрепляет стенки сосудов, но не подходит тем, у кого язва желудка или повышенная кислотность. Вишневый сок улучшает обмен веществ, укрепляет иммунную системы организма.
Ананасовый сок незаменим при заболеваниях почек и ангине.
7. Правда ли, что вредно пить много сока?
(слайд 11) Любое излишество вредно. Неумеренного потребления сока возрастает нагрузка на почки, что может привести к отекам. К тому же, соки не лишены "химии". Некоторые производители могут добавлять в соки красители и консерванты, иногда не сообщая об этом на упаковке. Эти вещества могут вызывать аллергию.
Соки обладают лечебным действием. Но для достижения эффекта взрослому человеку необходимо употреблять ежедневно 3 стакана сока. Детям младше 3 лет рекомендуется употреблять по 1 стакану сока в день. Лучше не употреблять соки со всеми блюдами подряд и с минеральной водой.
(слайд 12) Все соки примерно одинаковые по калорийности, чуть менее калорийны овощные соки, например, томатный. К тому же большинство соков усиливают аппетит. А всё это, как мы понимаем, способствует добавлению лишних килограмм.
8. Как выбрать сок для самых маленьких?
(слайд 13) О соках и соковых продуктах, предназначенных для самых маленьких, хочется сказать отдельно. К ним предъявляются самые строгие требования, ведь не секрет, что главный потенциал здоровья подрастающего человечка кроется именно в безопасном полноценном питании.
Фруктовые и овощные соки вводятся в рацион малыша самыми первыми в дополнение к грудному молоку или его заменителю. Введение соков обеспечивает ребенка новыми пищевыми веществами, в которых он нуждается, - глюкозой, фруктозой, органическими кислотами (лимонной, яблочной), витамином С, железом, калием.
По размеру частичек мякоти фруктовые соки подразделяются на гомогенизированные и протертые. В первом случае эти частички будут мельче, а консистенция продуктов нежнее, поэтому их назначают детишкам с 3,5 до 6 месяцев. Вторая категория соков предназначена для малышей с 6 месяцев.
Все больше фирм делают соки из двух или нескольких видов плодов и ягод, например, яблок и моркови; яблок, бананов и черной смородины; яблок, манго и ананасов и т.д. Смешанные соки обладают более высокой пищевой ценностью, чем соки из одного плода, но здесь кроется реальная опасность заполучить аллергию, причем трудно будет быстро определить, на какую именно составляющую неадекватно отреагировал организм ребенка. Поэтому лучше сначала вводить в рацион малыша соки только из одного вида плодов, а когда он станет постарше, разнообразить его питание смешанными соками.
И наконец, с какого сока лучше начинать? Предпочтительнее всего с яблочного без сахара, который выпускают, например, СП "Прогресс" (Россия), фирмы Фруктал (Словения), Сэмпер (Швеция) и другие. Для первоначального прикорма можно также использовать грушевый и тыквенный соки. Позднее ( с 4-5 месяцев ) можно вводить соки из слив, персиков, абрикосов и только после этого смешанные (яблоко с тыквой, яблоко с грушей, яблоко с персиком, яблоко с морковью, абрикос с морковью и т. д. )
Выбирая соки в магазине, следует обращать внимание на возраст, для которого они предназначены. На упаковке должна стоять надпись «рекомендовано для детей с…лет» и указан возраст, на это важно обращать внимание при покупке.
9. Почему перестали продавать березовый сок?
(Слайд 14)Потому что по нынешнему техрегламенту соки делают только из овощей и фруктов, а не деревьев! Но в продаже есть березовый напиток, производства Белоруссии. У нас в Хакасии ООО «Абазинское промысловое хозяйство» начало поставлять в этом году на рынок берёзовый сок.
10. Правда ли что соки в стеклянных банках более полезны, чем в пакетах?
(слайд 15) В России в стекле можно встретить два вида соков: соки premium класса, в которых качество продукта соответствует затратам на упаковку, а стеклянная тара обычно имеет оригинальный дизайн, и соки отечественного производства, чьи производители упаковывают свою продукцию «как в советские времена» в стеклянные трехлитровые и пятилитровые банки.
К сожалению, многие небольшие производства пытаются свои минусы (например, старую производственную линию) подать как плюс – традицию. Это их право. Но право потребителя знать, что если сок в стеклянной таре, то он не обязательно лучший – надо прочитать этикетку внимательно и убедиться сок ли это вообще или сокосодержащий напиток.
Кроме того стекло пропускает солнечный свет, что вредно для сока. И все же, стекло, было, есть и будет самым лучшим материалом, сохраняющим полезные свойства соков на протяжении длительного времени. Пакет может пропускать воздух через микротрещины на сгибах.
Самой распространенной тарой для сока является картонный Tetra Pak.
11. Какие соки лучше: с мякотью или осветленные?
Многие не любят соки с мякотью. На самом деле они наиболее полезны, чем соки без мякоти, то есть пропущенные через специальные фильтры. Такие соки содержат клетчатку, дополнительно стимулирующую моторику кишечника и вещества, способные выводить из организма радионуклиды.
12. Какие есть особенности выкладки сока на полках магазинов?
Соковые секции можно располагать в бакалейном отделе, в ликероводочном или возле сыро-колбасного.
Соки в магазинах самообслуживания выкладываются следующим образом:
13. Назовите основных производителей соков и нектаров.
Всего же в России, по данным на 10 марта 2009 года, функционировало 236 предприятий, производящих соковую продукцию. 98% соковой продукции, представленной на российском рынке, производится на территории России. По объемам производства Россия занимает четвертое место в мире после крупнейших мировых производителей - США, Германии и Китая.
Крупнейшим поставщиком является компания «Пепсико», которая занимает 45,4% рынка (20,5% у «Вимм-Билль-Данна» и 24,9% у «Лебедянского»), еще 25,7% рынка занимает Кока-кола (16,7% у «Мултона» и 9,01% у «Нидана»). Третьим по величине производителем является компания «Сады Придонья» с долей 6,7%. Еще 4% рынка у «Интерагросистем» и 4,8% у «Санфрут».
Импорт соковой продукции составляет не более 5%.
14. Как выбрать сок?
На сегодняшний день единственной гарантией качества может служить только доброе имя производителя. Существует несколько простых способов оценить качество сока, который вы собираетесь купить.
1. Наиболее лучшим магазинным соком является сок прямого отжима в стеклянной таре, после идут тетра паки, и я настоятельно не рекомендую брать соки в пластмассовых бутылках (ПЭТ), т.к. сок хранится в них не может, а скорее всего фруктовый напиток.
2. Обязательно обращайте внимание на дату выпуска и срок годности. Не покупайте сок, если упаковка смята, повреждена или вздута.
3. Обратите внимание на наличие ароматизаторов в соке. А проверить это можно простым способом: нанесите на палец несколько капель сока и хорошо разотрите подушечками пальцев. Если палец стал жирным (даже после полоскания чистой водой), значит в соке есть ароматизаторы «в лице» эфирных масел. Если же палец не маслянистый – ароматизаторов нет.
4. Что же касается наличия подсластителей, здесь тоже не надо быть химиком: если после того, как выпили сок через 5 минут во рту до сих пор есть сладковатый вкус, значит в соке имеются подсластители. Если же через 5 минут во рту ни какого сладкого привкуса не осталось - в соке натуральный сахар.
5. И самым основным тестом «натуральности» сока является проверка на наличие красителей.
Для вишневых, смородиновых, клубничных и других красных соков: возьмите 1/2 стакана воды и добавьте в него щепотку чайной соды и посмотрите, как измениться окраска. Если цвет станет бурым - значить сок, действительно натуральный. Если окраска не изменится, то это говорит о наличии искусственных красителей.
Для персиковых, апельсиновых и других оранжевых соков: раствор соды добавляем в сок и ставим на огонь. Кипятим в течение нескольких минут. Натуральный сок должен стать более прозрачным. Если цвет не изменился, значит в соке присутствуют искусственные красители.
6. Обратите внимание на дату производства сока. Например, томатный сок производится с августа по октябрь. Если на упаковке указано, что он произведен в другое время года, то это напиток восстановленный.
7. Производитель. Если производитель известная компания, то это является гарантией качества. Добровольная сертификация - это дополнительная гарантия для потребителей. (слайд 19)
8. Изображение под цифрой 6 означает, производитель использует не только имеющийся у экспертов компании опыт, но самую авторитетную организацию в России в области экспертизы здорового питания - Институт питания РАМН.
15. Какие знания и навыки необходимы продавцу при продаже соков?
Соки не имеют многих признаков, присущих «сложному» товару. Сроки годности – внушительные, до 1 года. Особых условий хранения не требуется. Производителей достаточно много. Цены на сок растут вместе с остальными ценами на рынке. Как правило, потребитель не проводит много времени в выборе соков. И не приобретает большее его количество, чем планировал до входа в магазин. Поэтому продавец должен знать преимущества и недостатки каждой из упаковок товара; должен знать отличия между 100% соками, нектарами; уметь произвести рациональную выкладку данной продукции.
16. Какие наиболее популярные способы фальсификации соков?
Способы фальсификации разнообразны: разбавление натурального сока водой, применение искусственных красителей и ароматизаторов, добавление мякоти, введение без декларирования сахаров и кислот, использование нестандартного сырья. Встречается и другой вид фальсификации, когда дорогие натуральные соки смешивают с более дешевыми (яблочным).
Но не все так печально. В 2011 году был проведен мониторинг качества соковой продукции. Согласно результатам, полученным в ходе исследований, 95% соковой продукции соответствует стандартам качества и лишь 5% - не соответствует (например, 3% яблочной соковой продукции в РФ не соответствует стандартам качества, 4% апельсиновой и 5% вишневой соковой продукции). Речь в данном случае идет не о безопасности продукции, а о технологических тонкостях, например, таких как степень минерализации воды и прочее. С производителями, чья продукция не соответствует требованиям российского законодательства, ведется работа.
Заключение:
Человек в своей жизни, так или иначе, сталкивается с огромным миром безалкогольных напитков. Главным критерием его отношения к этой проблеме должна быть культура питания, достоверная информация о роли и месте напитков в рационе современного человека. Немаловажное значение приобретают вопросы регламентирования показателей пищевой ценности и безопасности, знание которых необходимо как специалисту, так и простому потребителю.
Северное сияние
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Два морехода