Цель научной работы: изучить жизненные ориентации, профессиональные планы и общеобразовательные приоритеты старшеклассников п. Емельяново. Разработана «Анкета старшеклассника», с помощью которой проведено анкетирование 69 учащихся школ. По результатам исследования создана база данных и соответствующий графический и табличный материал. Полученная информация подвергнута статистической обработке и содержательному анализу.
Вложение | Размер |
---|---|
исследование | 311.5 КБ |
| Районная научно-практическая конференция |
Полное название темы работы | Жизненные ценности, профессиональные планы старшеклассников п. Емельяново |
Название направления | «Социально-гуманитарные науки» «Психология и педагогика» |
Тип работы | исследовательская работа |
Возрастная номинация | 6-8 |
Фамилия имя | Москвина Дарья |
Фамилия имя отчество (полностью) автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ) | Москвина Дарья Дмитриевна 29.06.1998 |
Домашний адрес автора | п. Емельяново. ул. Садовая 1А |
Место учебы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Емельяновская средняя общеобразовательная школа №1 |
Класс | 8 |
Место выполнения работы | ЕСОШ№1 кабинет 3-09 |
Руководитель | Гудовская Анна Владимировна, ЕСОШ№1, учитель математики 89135813347 |
Научный руководитель | |
Ответственный за корректуру текста работы | |
e-mail (обязательно) | dasha29061998@mail.ru 89029651426 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования 3
1.1 Особенности юношеского возраста 3
1.2 Инструментарий исследования, сопоставления, статистическая обработка и выборка 6
Глава 2. Основные результаты исследования 7
1.1 Ценностные ориентации школьников, отношение к браку, к своему здоровью, 7
2.1. Жизненные планы школьников 11
3.1Оценка школьниками возможности реализовать свои жизненные планы. Трудности, ожидаемые ими на этом пути.
4.1 Отношение старшеклассников к системе школьного образования и их образовательные приоритеты 21
5.1 Степень активности, целеустремленности, самостоятельности и волевых особенностей личности испытуемых. 24
Заключение 28
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в жизни Российского общества, его идеологии, экономике, производственной сфере, сфере услуг, культуре и образовании произошли существенные изменения, что не могло не отразиться на жизненных ориентациях, профессиональных планах и образовательных приоритетах школьников. Не исключено, что в ряде случаев эти изменения носят негативный характер и противоречат интересам общественного развития, цели которого пока еще плохо обозначены. Этим определяется актуальность темы исследования.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить жизненные ориентации, профессиональные планы и общеобразовательные приоритеты старшеклассников п. Емельяново
ЗАДАЧИ:
1. Тиражировать анкету и провести анкетирование не менее 60 выпускников п. Емельяново
2. Создать базу данных и сформировать соответствующий табличный и графический материал.
3. Полученную информацию подвергнуть статистической обработке и содержательному анализу
4. Сформулировать выводы и предложения
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Особенности юношеского возраста
Подобно всем людям наши старшеклассники все разные, и естественно, трудно создать обобщенный образ социально адаптированного выпускника. В связи с этим были проведены социальные исследования, с помощью которых мы будем изучать ценностные ориентации, профессионально-образовательные приоритеты, жизненные предпочтения и оценки своих перспектив старшеклассников в контексте происходящих в обществе социальных изменений. Так как основным инструментом исследования является самооценка выпускника школы, а она существенно зависит от возраста школьника. Возраст респондентов 16-17 лет, коротко охарактеризуем возрастные особенности свойственные этому возрасту, которые мы будем иметь в виду при анализе их ответов на вопросы анкеты.
Старший школьный возраст – начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития, а значит и развитие соответствующих функций. Все это определяет готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде, спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим оно также оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей физической силы, привлекательности, здоровья влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т.п., и наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверия в собственные силы, пессимизм. Все эти показатели качества личности будут проверены с помощью опроса у старшеклассников. Главное ее содержание – вовлечение во «взрослую жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе».
Старший школьник (период ранней юности) стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Перед ним возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную жизненную позицию. И действительно, среди сельских школьников 50% выбрали себе будущую профессию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего.
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, они начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности. Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, то есть теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека в той или другой профессии.
Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии.
Подчеркнем, что центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение – профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть в своей будущей жизни. Большинство старшеклассников выбрали себе профессию, но их выбор может координально изменится по результатам ЕГЭ. Социальное притязание школьника и выбор специальности зависят от объективных условий (социального положения, материального благосостояния семьи, уровня образования родителей, социальной престижности и т.п.). Большую роль играет профориентационная работа в школе. Квалифицированная профессиональная ориентация может стать элементом свободного социального самоопределения личности в целом.
Старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Но надо сказать, что не всегда это вполне зрелые и правильные взгляды. Старший школьник не просто стремиться, чтобы его считали взрослым, он хочет, чтобы признали его оригинальность, право на индивидуальность. Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание.
В старшем школьном возрасте быстро развиваются такие личностные качества, как самосознание и самооценка.
У старшеклассников интерес к учению повышается, это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределениями подготовкой к самостоятельной жизни. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу людям, Родине. Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой деятельности, интерес к содержанию и процессу учения.
У старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, методам научного исследования, к самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных, в том числе в настоящее время и коммерческих, задач. Такая познавательная мотивация может распространятся на все предметы, на цикл каких-либо предметов или на отдельный предмет. Избирательность познавательных интересов старшеклассников очень часто связана с жизненными планами, профессиональными намереньями, которые, в свою очередь, способствуют формированию учебных интересов, изменяют отношение к учебной деятельности. Итак, для мотивационной сферы старшеклассника характерно сочетание и взаимопроникновение широких познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация, т.е все чаще ученик руководствуется сознательно поставленной целью, своими намереньями. Старшеклассники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности они, анализируя условия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и самоконтроль, настроение. Отношение к школе в целом характеризуется большей сознательностью и одновременным «вырастанием» из школы. Учеба, приобретение знаний становятся, прежде всего, средством подготовки к будущей деятельности. Но это не всегда так и далеко не у всех.
1.2 Инструментарий исследования, сопоставления, статистическая обработка и выборка
Основным инструментом исследования является анкета, содержащая 36 вопроса. Опрос производился с учащимися 11 и 10 классов, с помощью “Анкеты старшеклассника”.
ВЫБОРКА: в качестве генеральной совокупности в этом году взяты выпускники школ п.Емельяново. Выборка составлена случайным образом. Ею в поселке охвачены три общеобразовательные школы. ЕСОШ№1-, ЕСОШ№2-, ЕСОШ№3-. Всего в выборке оказалось 69 (100%) респондентов. ЕСОШ№1-19 человек, ЕСОШ№2-37 человек, ЕСОШ№3-13 человек .
Глава 2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Ценностные ориентации школьников, отношение к браку, к
своему здоровью, религии, политике
Для изучения особенностей старшеклассников как социальной группы, их жизненных ценностей в анкету был включен вопрос: «Насколько важным для себя считаете реализацию каждой перечисленной ниже жизненной ценности?». Предлагалось оценить 16 ценностей по трехбалльной шкале: «очень важно», «в меньшей степени», «не важно» или отметить «затрудняюсь ответить». Результаты ответов приведены в таблице 1.
(в процентах к общему числу респондентов в каждой группе)
Жизненные ценности | Очень важно | В меньшей степени | Не важно | Затрудняюсь ответить | |
1 | Успешная, профессиональная деятельность | 80 | 19 | 1 | 0 |
2 | Развитие своих способностей | 68 | 28 | 4 | 0 |
3 | Постоянное самообразование | 32 | 55 | 7 | 6 |
4 | Авторитет, уважение окружающих | 43 | 38 | 16 | 3 |
5 | Продвижение по работе | 68 | 25 | 4 | 3 |
6 | Успешная политическая карьера | 29 | 25 | 36 | 10 |
7 | Полноценное приобщение к культуре | 19 | 54 | 16 | 11 |
8 | Материальная обеспеченность | 81 | 19 | 0 | 0 |
9 | Счастливая семейная жизнь | 91 | 6 | 3 | 0 |
10 | Физическое совершенство | 38 | 48 | 12 | 2 |
11 | Систематическое общение с друзьями, товарищами | 61 | 28 | 4 | 7 |
12 | Умение владеть и управлять собой | 75 | 19 | 4 | 1 |
13 | Здоровье | 83 | 16 | 1 | 0 |
14 | Возможность общения с природой | 19 | 51 | 13 | 17 |
15 | Воспитание собственных детей | 87 | 6 | 4 | 3 |
16 | Доброжелательное, отношение окружающих не зависящее от национальности, социального положения | 36 | 45 | 15 | 4 |
Таблица1.
Из таблицы видно, что у учащихся наиболее предпочитаемые ценности это: «счастливая семейная жизнь» (91%) «здоровье» (83%),«воспитание собственных детей» (87%) «материальная обеспеченность» (81%), «успешная профессиональная деятельность» (80%).На мой взгляд, именно эти ценности обеспечивают в настоящее время успех в жизни. В группу менее предпочитаемых ценностей учащиеся отнесли: «умение владеть и управлять собой»(75%), «развитие своих способностей» (68%), «продвижение по работе» (68%), «систематическое общение с друзьями, товарищами»(61%)
Как не печально, меньше всего учащиеся ценят: «постоянное самообразование» (32%), «успешная политическая карьера» (29%), «полноценное приобщение к культуре» (19%), «возможность общения с природой» (19%), «доброжелательное, вежливое отношение окружающих не зависящее от национальности, социального положения респондента» (36%), «физическое совершенство»(38%).
1.2. Факторы, которые, по мнению старшеклассников в настоящее время должны обеспечивать им успех в жизни
Для выяснения мнения старшеклассников об обеспечении успеха в жизни в анкету был поставлен вопрос: «Что, по Вашему мнению, должно обеспечивать успех в жизни в настоящее время?». Далее перечислялось 12- факторов и предлагалось каждый из них оценить по трехбалльной шкале: «прежде всего», «в меньшей степени», «не влияет» или отметить «затрудняюсь ответить». Результаты ответов приведены в таблице 2.
(в процентах к общему числу респондентов в каждой группе)
№ | Варианты ответов | Прежде всего | В меньшей степени | Не влияет | Затрудняюсь ответить |
1 | Личная активность, целеустремленность, постоянный поиск | 78 | 19 | 1 | 1 |
2 | Трудолюбие, самоусовершенствование | 72 | 26 | 1 | 0 |
3 | Интеллектуальные способности | 65 | 26 | 6 | 3 |
4 | Образование, компетентность, профессионализм | 70 | 22 | 3 | 6 |
5 | Практицизм, предприимчивость | 36 | 55 | 4 | 4 |
6 | Благоприятная семейная обстановка | 84 | 12 | 1 | 3 |
7 | Наличие и поддержка друзей | 65 | 28 | 7 | 0 |
8 | Личное обаяние, привлекательность | 46 | 41 | 12 | 1 |
9 | Здоровье, физическое совершенство | 70 | 25 | 6 | 0 |
10 | Деньги | 46 | 48 | 6 | 0 |
11 | Протекция влиятельных родственников и знакомых | 33 | 42 | 13 | 12 |
12 | Случай, жизненные обстоятельства | 30 | 45 | 9 | 6 |
Таблица 2.
Наиболее важным фактором успеха в жизни, по мнению старшеклассников, является «благоприятная семейная обстановка, «личная активность, целеустремленность, постоянный поиск», «трудолюбие, самоусовершенствование».
Меньше всего учащиеся ценят «протекция влиятельных родственников и знакомых» и «случай, жизненные обстоятельства», «практицизм, предприимчивость».
1.3. Что, по мнению старшеклассников, является наиболее важным в браке
Для выявления отношения старшеклассников к семейной жизни был поставлен вопрос: «Существуют разные точки зрения относительно семейной жизни. Что в браке является для Вас лично наиболее важным?». Предлагалось оценить 8 ценностей по трехбалльной шкале: «очень важно», «менее важно», «не важно» или отметить «затрудняюсь ответить». Сопоставим мнения школьников по показателю «очень важно». Результаты приведены в таблице 3.
(в процентах к общему числу респондентов в каждой группе)
№ | Варианты ответов | Прежде всего | Менее важно | Не важно | Затру дняюсь ответить |
1 | Теплые искренние отношения, взаимопонимания в семье | 91 | 7 | 1 | 1 |
2 | Сходство интересов супругов, благоприятный семейный климат | 62 | 32 | 4 | 1 |
3 | Четкое распределение обязанностей | 32 | 65 | 3 | 0 |
4 | Поддержка супругами друг друга | 93 | 7 | 0 | 0 |
5 | Материальное благополучие семьи | 65 | 35 | 0 | 0 |
6 | Сексуальная гармония семьи | 59 | 31 | 6 | 4 |
7 | Забота о воспитании детей | 87 | 7 | 5 | 1 |
8 | Верность и любовь супругов | 90 | 7 | 2 | 1 |
Таблица3.
Из таблицы следует, что наиболее предпочитаемые ценности для респондентов: «поддержка супругами друг друга», «теплые искренние отношения, взаимопонимания в семье», «верность и любовь супругов» , «забота о воспитании детей» На мой взгляд, это согласуется с тем, что на первый взгляд перечисленные ценности в браке являются самыми важными. Меньше всего школьники в браке ценят «четкое распределение обязанностей между супругами», которое занимает соответственно 8-ое место.
2. ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Выбор школьников из предложенных суждений наиболее соответствующих их семейным планам
С целью выяснения представлений старшеклассников о будущей семейной жизни в анкете был предложен вопрос: «Выберите из предложенных суждений наиболее соответствующие Вашим семейным планам». Вопрос содержал пять вариантов ответов, из которых респондент мог выбрать только один вариант. Результаты представлены в таблице 4 и для наглядности на рис.1.
(в процентах к общему числу респондентов в каждой группе)
№ | ||
1 | Я вообще не собираюсь себя обременять семейной жизнью | 1 |
2 | Женюсь только тогда когда смогу содержать семью | 49 |
3 | Постараюсь выйти замуж за обеспеченного человека | 15 |
4 | Вступлю в брак, когда полюблю. Родители помогут | 12 |
5 | Вступлю в брак, когда полюблю. Как-нибудь проживем | 19 |
Таблица 4
(рис.1)
Как показал анализ данных, старшеклассники в вопросе о будущей семейной жизни в большинстве своем занимают прагматическую позицию: считают, что «женюсь только тогда когда смогу содержать семью» 49% школьников.
2.2. Сколько детей респонденты хотели бы иметь в браке
Для построения социально-демографических прогнозов включен был вопрос: «Сколько детей хотели бы Вы иметь в браке?». Старшеклассникам предлагалось по пять вариантов ответов, из которых респондент мог отметить не более одного или отметить «затрудняюсь ответить».
(в процентах к общему числу респондентов в каждой группе)
Ни одного | 1 | 2 | 3 | Более трех | Затрудняюсь. ответить |
0 | 16 | 52 | 12 | 9 | 11 |
Таблица 5
Большинство опрошенных старшеклассников считают, что в их семье будет два ребенка (52%). И всего 9% опрошенных хотят иметь более трех детей. По моему мнению, это связано с изменениями, происходящими в стране: изменилось материальное положение людей, возможности трудоустройства, условия труда.
2.3 Выбор школьников сферы их деятельности
С целью выяснения сферы деятельности школьников в будущем, в анкете был рассмотрен вопрос: «С какой из предложенных сфер деятельности, Вы предполагаете связать свое будущее? ». Предлагалось из 11 сфер деятельности выбрать одну или отметить вариант «Ваш вариант». Результаты представлены для наглядности на рис.2 . (Рис.2)
Как показал анализ данных, большинство старшеклассников предполагают связать свое будущее с сферой управления (21%), образованием, наукой, культурой (20%). Следует отметить, что из школьников никто не предполагают связывать свое будущее с такими видами деятельности как «лесная промышленность», «сельское хозяйство» (соответственно 0% и 0%). По моему мнению, это связано с низкой материальной обеспеченностью сфер деятельности и непрестижностью работы в этих сферах.
2.4 Планы респондентов на продолжение обучения
С целью выявления планов старшеклассников в отношении после школьного образования включен был вопрос: «Собираетесь ли Вы продолжить обучение после окончания школы?». Продолжать образование намерены все опрошенные респонденты. 50% опрошенных собираются поступить в университет, 35%- институт. Это можно объяснить тем, что сейчас очень востребованы люди с высшим образованием. На сегодняшний день высшее образование играет большую роль при устройстве на работу.
2.6 Учебные заведения, в которых учащиеся собираются продолжить обучение
Для того чтобы узнать, в какие ВУЗы старшеклассники собираются поступать для продолжения обучения, в анкету был включен вопрос: «Если Вы собираетесь получить высшее образование, то в каком из перечисленных ниже вузов? ». Предлагалось 13 Вузов из которых нужно было выбрать один. На данный вопрос отвечали те старшеклассники, которые собирались поступать после школы в ВУЗ. Данные представлены на рис.3.
(Рис.3)
Из нее видно, что с точки зрения старшеклассников, самым престижными вузом является: Сибирский Федеральный Государственный Университет (27%).По мнению старшеклассников менее престижными являются вузы: Красноярская государственная медицинская академия (11%), Высшая школа МВД России (11%), Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (10%), Красноярский государственный педагогический университет (12%).
Не престижными вузами старшеклассники считают: Сибирская аэрокосмическая академия, Сибирское отделение Российской академии предпринимательства.
2.7 Доля старшеклассников сделавших свой профессиональный выбор
Выбор будущей профессии - одна из серьезных и актуальных выборов для молодых людей, определяющихся в отношении своей будущей жизни. Именно через выбор профессии начинают обнаруживать себя и более сложные формы выбора. Для анализа степени определенности планов старшеклассников на после школьное образование был внесен вопрос: «Выбрали ли Вы для себя будущую профессию?». Как показал анализ данных, половина респондентов выбрали для себя будущую профессию (50%).
2.8 Профессиональный выбор респондентов
Обратимся теперь к анализу профессионального выбора респондентов.
В его основу положены ответы учащихся на открытый вопрос: « Если Вы выбрали профессию, то напишите какую». Все указанные старшеклассниками профессии были разбиты нами на группы. Результаты приведены в таблице 6
(в процентах к общему числу респондентов в каждой группе)
1 | Управляющий компании | 10 |
2 | Фармацевт, стоматолог, терапевт | 4 |
3 | ФСБ, полиция | 9 |
4 | Социолог | 1 |
5 | Дизайнер | 2 |
6 | Корреспондент | 2 |
8 | Юрист, менеджер | 7 |
9 | Бухгалтер | 4 |
11 | Программист | 5 |
12 | Инженер | 4 |
13 | Парикмахер | 2 |
14 | Учитель | 2 |
Таблица6.
Анализ данных показал, что повышен интерес учащихся к профессиям связанных с управлением компаний ,органами внутренних дел. Низким оказался интерес к группам учитель, парикмахер, корреспондент, дизайнер.
2.9 Факторы, влияющие на профессиональный выбор респондентов
Для анализа факторов, влияющих на профессиональный выбор учащихся, в анкету был включен вопрос: « Кто сильнее других повлиял на Ваш выбор будущей профессии?».
(на рис.4)
(в процентах к общему числу респондентов в каждой группе)
| № | |||
Родители | 19 | 5 | Школа | 1 |
Родственники | 4 | 6 | Литература | 0 |
Друзья | 6 | 7 | СМИ | 9 |
Знакомые | 0 | 8 | Ни кто | 52 |
Таблица7.
Из таблицы видно, что для половины школьников на их выбор профессии ни кто не повлиял (52%), лишь для 19% школьников на их выбор повлияли родители. Можно сделать вывод, что при выборе профессии школьники более самостоятельны.
2.10 Мотивы, которыми руководствуются учащиеся при выборе профессии
Выясним, какими мотивами руководствуются старшеклассники при выборе своей будущей профессии. Рассмотрим ответы учащихся на вопрос: « Что, прежде всего, привлекает Вас в избранной профессии? ». Предлагалось выбрать не более пяти из предложенных особенностей профессии.
Рис.5
Старшеклассников, прежде всего в избранной профессии привлекает: «соответствует моим возможностям, способностям, склонностям», « она интересна по содержанию». Меньше всего привлекает в избранной профессии: «позволяет устроиться на высоко оплачиваемую работу», «легко устроиться на работу в любом месте», «пользуется большим спросом». Совсем не привлекает: «обеспечивает постоянное общение с природой», «позволяет устроиться на чистую работу, не требующую больших физических нагрузок и нервного напряжения», «дает возможность жить в больших городах».
3.ОЦЕНКА ШКОЛЬНИКАМИ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ ЖИЗНЕННЫЕПЛАНЫ. ТРУДНОСТИ, ОЖИДАЕМЫЕ ИМИ НА ЭТОМ ПУТИ
3.1 Мнения школьников об их подготовленности к жизни
Для выяснения подготовленности старшеклассников к жизни в анкету был включен вопрос: «Как вы считаете, в какой мере вы подготовлены к жизни и деятельности в современном мире? Результаты приведены в таблице 8.
1 | Полностью готов, думаю, преодолею все преграды | 29 |
2 | Думаю, что у меня могут возникнуть некоторые проблемы | 56 |
3 | Боюсь этого дня, думаю не справлюсь | 6 |
4 | Затрудняюсь ответить | 8 |
Таблица8
Как показал анализ данных , 6% школьников считают, что совсем не подготовлены к жизни и деятельности, 56% - подготовлены, но не совсем , всего 29% считают, что полностью готовы и 8% затруднились ответить.
3.2 Оценка респондентов своих личных перспектив
Для определения оценки жизненных перспектив старшеклассников в анкету был включен вопрос: «Каждый человек по - разному оценивает свои личные перспективы. Можете ли Вы сказать, что в целом». Результаты приведены в таблице 9.
№ | ||
1 | Вы с уверенностью и оптимизмом смотрите в завтрашний день | 57 |
2 | У Вас есть сомнения в том, что жизнь сложится удачно | 21 |
3 | Вы со страхом и пессимизмом ждете завтрашнего дня | 0 |
4 | Затрудняюсь ответить | 22 |
Как показал анализ данных, у старшеклассников есть сомнения в том, что жизнь сложиться удачно (21%). С уверенностью и оптимизмом в завтрашний день смотрит 57% респондентов.
3.3 Оценка возможностей учащихся при реализации своих жизненных планов
С целью определения оценки старшеклассников о возможности реализовать свои жизненные планы были рассмотрены вопросы: «Как Вы оцениваете возможность реализовать свои жизненные планы?». Результаты приведены в таблице 10.
№ | ||
1 | Я полностью уверен(а) в реализации своих планов | 51 |
2 | У меня есть сомнения в успешности реализации своих планов | 38 |
3 | Я не уверен(а) в реализации своих планов | 1 |
4 | Затрудняюсь ответить | 10 |
Таблица10
Из таблицы видно, что большая часть старшеклассников полностью уверены в реализации своих жизненных планов (51%),(38%) опрошенных есть сомнения в успешности реализации своих планов, (10%) старшеклассников затруднились ответить на поставленный вопрос, и не уверены в реализации своих планов (1%).
3.4.На чью помощь рассчитывают школьники при реализации жизненных планов
На вопрос: «На чью помощь Вы рассчитываете при реализации жизненных планов?». Старшеклассники должны выбрать из четырех вариантов ответов только один вариант. Данные представлены в таблице 11.
№ | ||
1 | На себя | 82 |
2 | На родителей | 18 |
3 | На друзей | 0 |
4 | На счастливый случай | 5 |
Таблица11
Из таблицы видно, что большая часть старшеклассников рассчитывает при реализации жизненных планов в первую очередь на себя (82%). Значительно меньше на родителей (18%) и(5%) рассчитывают на счастливый случай .
4. ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
4.1 Отношение старшеклассников к изученным предметам вне зависимости от того, как их преподают
С целью выяснения отношения старшеклассников к изучаемым в школе предметам был поставлен вопрос: « Ваше отношение к изучаемым в школе предметам, вне зависимости от того, как их преподают ». Респонденту предлагалось оценить каждый из перечисленных предметов по четырехбалльной шкале: «очень нравится», «нравится», «безразлично», «не нравится». Результаты представлены в таблице 12 по показателю «очень нравится».
№ | Очень нравится | |
1 | Русский язык | 41 |
2 | Литература | 33 |
3 | Алгебра | 30 |
4 | Геометрия | 17 |
5 | Информатика | 33 |
6 | История | 17 |
7 | География | 17 |
8 | Биология | 24 |
9 | Физика | 22 |
10 | Химия | 28 |
11 | Иностранный язык | 32 |
12 | Черчение, рисование | 28 |
13 | Музыка | 28 |
14 | Физическая культура | 45 |
15 | Труд | 20 |
16 | ОБЖ | 30 |
17 | Психология | 30 |
Таблица12.
Очень нравятся ученикам следующие предметы: физическая культура (45%), русский язык (41%). Во вторую группу вошли такие предметы как: литература, информатика (33%), иностранный язык (32%), ОБЖ, психология, алгебра(30%) Третью группу образует: музыка (28%), черчение (28%), биология (24%), физика (22%).И четвертую группу образует геометрия, история, география (17%).
4.4. Время, которое тратят школьники в среднем на приготовление уроков в день
Обратимся теперь к вопросу о том, сколько времени старшеклассники тратят на выполнение домашнего задания. На выбор респондентам было предложено 8 вариантов ответа, из которых нужно было выбрать не более одного ответа. Данные приведены в таблице 13.
Ни одного | Один час | Два часа | Три часа | Четыре часа | Пять часов | Шесть час. | Более шести |
16 | 26 | 22 | 20 | 12 | 1 | 1 | 1 |
Из нее видно, что 26% старшеклассников, в среднем тратит в день один час на приготовление уроков. Два часа в день тратит 22% старшеклассников в среднем, чуть меньше в день 20% тратит три часа на приготовление уроков в среднем.
4.9 Что, по мнению школьников, должна давать им школа
Обратимся теперь к вопросу о том, что, по мнению респондента должна давать школа учащимся. Для этого рассмотрим вопрос: « Как Вы считаете, что в первую очередь должна давать Вам школа?». На выбор респондентов было предложено 8 вариантов ответа, из которых нужно было выбрать не более трех ответов. Ответы респондентов приведены в таблице 14 и для наглядности на рис.5.
(Рис.5)
№ | ||
1 | Прочные знания | 62 |
2 | Весомый культурный багаж | 13 |
3 | Помощь в развитии своих способностей | 42 |
4 | Необходимую подготовку для поступления в институт | 49 |
5 | Опыт общественной деятельности | 12 |
6 | Хорошую предпрофессиональную подготовку | 16 |
7 | Активность, инициативность, предприимчивость | 16 |
8 | Умение функционировать в коллективе | 23 |
9 | Затрудняюсь ответить | 1 |
Таблица14.
Как видно из таблицы учащиеся на первые места отнесли «прочные знания» (62%) и «необходимую подготовку для поступления в институт» (49%). На второе место отнесли «помощь в развитии своих способностей» (42%) и «умение функционировать в коллективе» (23%). На третье место «хорошую пред профессиональную подготовку» (16%) и «активность, инициативность, предприимчивость»16%. В последнею очередь старшеклассники считают, что школа должна давать это «весомый культурный багаж»13% и 12% «опыт общественной деятельности» .
5. СТЕПЕНЬ АКТИВНОСТИ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ.
5.1 Предпочтения школьников в свободное от школьных занятий время
С целью изучения предпочтений старшеклассников в свободное от школьных занятий время был рассмотрен вопрос: «Чему Вы предпочитаете отдать свое свободное от школьных занятий время?». Учащимся предлагалось оценить 11 вариантов ответа по шкалам: «прежде всего», «в меньшей степени», «совсем не занимаюсь». Результаты представлены в таблице 15
№ пп | Предпочтения | Прежде всего | В меньшей степени | Совсем не занимаюсь |
1 | Общению с друзьями | 64 | 32 | 4 |
2 | Домашнему хозяйству | 26 | 61 | 13 |
3 | Культурной жизни (посещение театров, музеев | 9 | 51 | 41 |
4 | Туризму, путешествиям | 13 | 55 | 32 |
5 | Развлечениям | 57 | 39 | 4 |
6 | Своему хобби | 51 | 30 | 19 |
7 | Овладению профессии | 26 | 45 | 29 |
8 | Учебным занятиям | 36 | 46 | 17 |
9 | Общественной деятельности | 13 | 43 | 43 |
10 | Спорту | 41 | 32 | 28 |
Таблица15.
Из нее видно, что большая часть старшеклассников, прежде всего, предпочитает отдавать свое свободное от школьных занятий время общению с друзьями (64%), половина старшеклассников развлечениям (57%) и своему хобби (51%). Следует также отметить, что, прежде всего, учащиеся предпочитают отдавать свое свободное от школьных занятий время на спорт (41% ) и учебным занятиям (36%), домашнему хозяйству (26%) и овладению профессии (26%). Первое место среди занятий, которым старшеклассники в меньшей степени предпочитают отдавать свое свободное от школьных занятий время, занимает культурная жизнь(9%), второе - общественная деятельность и туризму (13%).
5.2. Посещение школьниками в свободное время, какой - нибудь студии, кружка, секции, ансамбля.
С целью выяснения, чем занимаются старшеклассники в свободное время, был поставлен вопрос: «Занимаетесь ли Вы в свободное время в какой - нибудь студии, кружке, секции, ансамбле, клубе?». Результаты представлены в таблице 16.
№ | ||
1 | Занимаюсь в театральной студии | 1 |
2 | Занимаюсь классическим, современным танцем | 6 |
3 | Занимаюсь в спортивной, туристической секции | 35 |
4 | Занимаюсь фото- или киностудии (кружке) | 1 |
5 | Занимаюсь компьютерным программированием | 4 |
6 | Я не занимаюсь ни в каких студиях, кружках, секциях | 36 |
7 | Другое | 13 |
Таблица16.
Как показал анализ данных, (36%) старшеклассников не занимается ни в каких студиях, кружках (35%) старшеклассников занимаются в спортивной, занимаются классическим, современным танцем (6 %), (4%) занимаются компьютерным программированием, (1%) занимаются в фото- или киностудии и театральной студии. (13%) занимаются в других кружках.
5.6 Чем руководствуется старшеклассник при принятии, какого - либо решения
В анкету был включен вопрос: « Чем Вы руководствуетесь при принятии какого – либо важного для вас решения?». Предлагалось старшеклассникам из трех вариантов ответов выбрать один вариант или отметить «затрудняюсь ответить». Данные приведены в таблице 17.
№ | ||
1 | Мнением родителей | 20 |
2 | Мнением товарищей, друзей | 10 |
3 | Принимаю решения самостоятельно | 52 |
4 | Затрудняюсь ответить | 9 |
Таблица17.
Из таблицы видно, что половина старшеклассников принимает решения самостоятельно (52%), (20%) школьников руководствуются мнением родителей и (10%) - мнением товарищей и друзей. (9%) затруднились ответить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии поставленной целью, в данном исследовании выполнены все задачи, в частности
По результатам исследования установлено следующее.
Блок 1. Ценностные ориентации. В системе ценностей на первые места учащиеся п. Емельяново ставят такие ценности как: «счастливая семейная жизнь» (91%) «здоровье» (83%),«воспитание собственных детей» (87%) «материальная обеспеченность» (81%), «успешная профессиональная деятельность» (80%). На последнее место школьники ставят такие ценности как: «постоянное самообразование» (32%), «успешная политическая карьера» (29%), «полноценное приобщение к культуре» (19%), «возможность общения с природой» (19%), «доброжелательное, вежливое отношение окружающих не зависящее от национальности, социального положения респондента» (36%), «физическое совершенство»(38%).
Факторы, обеспечивающие успех в жизни. Наиболее важными факторами, обеспечивающие успех в жизни старшеклассники считают, прежде всего: «благоприятная семейная обстановка, «личная активность, целеустремленность, постоянный поиск», «трудолюбие, самоусовершенствование».
Меньше всего учащиеся ценят «протекция влиятельных родственников и знакомых» и «случай, жизненные обстоятельства», «практицизм, предприимчивость».
Ценности в браке. На первое место школьники ставят такие ценности как: «поддержка супругами друг друга», «теплые искренние отношения, взаимопонимания в семье», «верность и любовь супругов» , «забота о воспитании детей» На последнее: «Четкое распределение обязанностей между супругами»(32%).
Блок 2.Жизненные планы школьников.
Сфера деятельности. Наиболее предпочтительной сферой деятельности, с которой старшеклассники предполагают связать свое будущее с сферой управления (21%), образованием, наукой, культурой (20%). Следует отметить, что из школьников никто не предполагают связывать свое будущее с такими видами деятельности как «лесная промышленность», «сельское хозяйство» (соответственно 0% и 0%).
Обучение. Как и следовало ожидать 100% школьников собираются продолжать обучение после школы.
Профессия. 50% школьников уже выбрали будущую профессию. Большинство сельских школьников (52%) считает, что на них ни кто не повлиял при выборе профессии.
Блок 3. Оценка возможности реализовать свои жизненные планы.
Реализация жизненных планов школьников. У 21% старшеклассников есть сомнения в том, что жизнь сложится удачно. С уверенностью и оптимизмом смотрит в завтрашний день 57% школьников. Полностью уверены в реализации своих жизненных планов всего 51% школьников.
Блок 4. Образовательные приоритеты школьников
Отношение к школьным предметам. Отвечая на вопрос об отношении респондентов к изучаемым в школе предметам, вне зависимости от того, как их преподают, было установлено следующее. Старшеклассники в первую группу по параметру
К «очень нравится» отнесли такие предметы как: физическая культура (45%), русский язык (41%). Во вторую группу вошли такие предметы как: литература, информатика (33%), иностранный язык (32%), ОБЖ, психология, алгебра(30%) Третью группу образует: музыка (28%), черчение (28%), биология (24%), физика (22%).И четвертую группу образует геометрия, история, география (17%).
По мнению школьников, в первую очередь школа должна давать им «прочные знания» (62% ). Очень жаль, что на последних местах стоит «весомый культурный багаж», «опыт общественной деятельности» и «активность, инициативность, предприимчивость». Это соответствует их жизненным ценностям.
Блок5. Степень активности, самостоятельности, целеустремленности старшеклассников.
Свободное время. Сельские старшеклассники, прежде всего, предпочитает отдавать свое свободное от школьных занятий время общению с друзьями (64%), развлечениям(57%). Следует отметить, что за всеми этими видами отдыха учащиеся не забывают и о домашнем хозяйстве (26%), и о учебных занятиях (36%). Наибольшей популярностью пользуются у школьников занятия в спортивных и туристических секциях (35%), Третья часть старшеклассников (36%) не занимаются ни в каких студиях, кружках, секциях.
Список использованной литературы
Карты планет и спутников Солнечной системы
Солдатская шинель
Весёлые польки для детей
Сказки пластилинового ослика
Три загадки Солнца