История возникновения поселка За Родину
Вложение | Размер |
---|---|
za_rodinu.doc | 123 КБ |
Управление образования администрации
МО Темрюкский район
Малая Академия учащихся Тамани
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Содержание Страницы
2. История становления посёлка «За Родину»...................................................5
2.1. Из глубины веков... ....................................................................................5
2.2. В эмиграции................................................................................................... 7
2.3. Великая Отечественная война в жизни переселенцев............................... 8
2.4. Переселение................................................................................................. 10
2.5. На новом месте............................................................................................ 11
2.6. Происхождение названия посёлка..............................................................14
2.7. Достопримечательности поселка «За Родину»........................................16
3. «И дольше века длится день…»……….......................................................17
Библиографический список ..............................................................................19
Приложение.........................................................................................................20
... История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество.
Н. М. Карамзин.
«В нескольких километрах от Ахтанизовской, недалеко от Пересыпи, на берегу Азовского моря раскинулся посёлок «За Родину». Он привлекает внимание своими прямыми ровными улицами, аккуратно побеленными домами, утопающими в зелени... Украшают посёлок производственные, административные и культурно-бытовые здания школы, конторы, автогаража, мастерских. Коротка, но интересна история этого посёлка рыбаков-колхозников. Он вырос на месте руин, противотанковых рвов, воронок от разрыва авиационных бомб и артиллерийских снарядов», - так писала газета «Таманец» о нашем посёлке 9 июля 1966 года. Что же мы знаем о месте, где проживаем, сегодня?
История происхождения посёлка «За Родину», его становление и развитие – предмет исследования данной работы. В связи с немногочисленностью населения и сравнительно небольшим возрастом посёлка, вопросы эти до настоящего времени не изучены. Этим фактором мотивируется существенность разработки данной темы. Необходимо заметить, что специального исследования, систематизирующего немногочисленный и разрозненный материал, нет. Повесть Виталия Михайловича Чернова «Возвращение», газетные статьи разных лет, творческая работа – лауреат районного конкурса «Моя родословная» (2000 г.) – ученицы СОШ №22 Павловой Ольги, архивные документы (списки переселенцев, протоколы собраний колхозников рыбколхоза «За Родину»), воспоминания переселенцев – вот данные, систематизация которых позволит восстановить хронологическую картину «...откуда есть пошла земля...» нашего посёлка.
Актуальность темы обусловлена, во-первых, широким интересом общественности к истории своего Отечества; во-вторых, своеобразием, на наш взгляд, особенностей религии, речи, характерных для жителей посёлка «За Родину; в-третьих, приближающимся 65-летием образования данного населенного пункта и возможностью приоткрыть страницы его истории.
Цель работы: исследовать зарождение и развитие посёлка «За Родину». В соответствии с темой были поставлены следующие задачи:
Результаты исследования могут быть интересны не только учащимся и педагогам при изучении краеведения, но и посетителям Темрюкского историко-археологического музея, так содержат большое количество копий документов, предоставленных нам архивным отделом р/к «За Родину», а также фотографий, отражающих эпоху послевоенных лет1.
_______________________
1 – фотографии предоставлены местными жителями-переселенцами из Румынии, узнавшими об изучении истории посёлка «За Родину».
2. История становления посёлка «За Родину».
2.1. Из глубины веков...
Беседовать с другими столетиями – почти то же, что путешествовать.
Р. Декарт.
«Старообрядчество, староверие, движение в защиту « древлего благочестия» - общее название русского духовенства и мирян, отказавшихся принять церковную реформу 1653 – 1667 г.г., сохранивших церковные традиции древнерусской православной церкви. Старообрядцы выступали за сохранение религиозных традиций России и Русской церкви»1, - так Большой Энциклопедический Словарь характеризует особенности вероисповедания бывших переселенцев сначала из России в Румынию, затем - из Румынии на Кубань.
Церковная реформа началась по инициативе Никона и Алексея Михайловича, церковный Собор согласился на исправление богослужебных книг по «древнем славянским и греческим образцам». Этим нововведениям вызвали резкий протест среди части священно служителей и простых верующих в защиту « древлего благочестия».
Десятки тысяч староверов бежали в глухие леса Севера, Урала, Сибири, на вольный Дон и за пределы России – в Турцию, Польшу, Пруссию, Австрию, Болгарию, Румынию и другие страны. Отвергая притеснения и сохраняя волю, ушли семьями искать лучшей доли некрасовцы-старообрядцы, хранители парвославной веры, которые расселились среди румынского народа, образовав девять селений.
«Между Нижним Дунаем и Черным морем, на севере Добруджи, - невысокий Тульчинский массив. Лежит он ровно, с запада на восток, и только ближе к низовью обрывается лиманом Разин. На его берегу с давних пор стоит поселок Журиловка, который и обосновали русские переселенцы, покинувшие Родину, чтобы сохранить чистоту веры» (1, 6).
Суровой неподатливой натурой, исконно русским духом были сильны некрасовцы. Вдали от родины на протяжении трёхсот лет сумели они сохранить свой язык, свои нравы, обычаи, исконно русские имена, бытовавшие на Руси в 17 веке. Переселившись на Кубань, они отличались в то время необычно старинными именами, а в наше время – отчествами.
_______________
1 - БЭС, стр. 1145.
Из именного списка переселенцев:
Агафья, Изот, Исаак, Устинья, Калистрат, Капитолина, Киндей, Кирсан, Кирьяк, Лапик, Леон, Лукерья, Мавра, Макей, Маркел, Мартын, Меланья, Моисей, Назар, Никифор, Олемпий, Акулина, Андриян, Артамон, Вавила, Василис, Васса, Виденей, Виссарион, Влас, Гавриил, Гарпена, Гурей, Дементий, Евлампий, Евстафий, Евстигней, Епсих, Еримей, Ермил, Ефросиния, Пахом, Пелагея, Пестилия, Петрикей, Поликарп, Прокоп, Савва, Савелий, Сафрон, Сидор, Соломонида, Степанида, Тарас, Тит, Улита, Фатиния ,Федот, Феодора, Фила, Филаркт, Хавронья...1
Русские «не смешали своей крови с иноверцами, не переняли чужую культуру, не отреклись от своих обычаев. Постоянно находясь в зависимости от местных властей, косо смотревших на непрошенных переселенцев, они держались всегда на стороже, замкнуто и в то же время умели нерушимо блюсти чувство товарищеской спайки.
Как у журиловцев, так и у других переселенцев судьбы сложились по-разному, но боль оказалась одна – тяжкая, боль тоски по родине» (1,6).
_________________________
1 – Архивный документ – «Именной список переселенцев граждан русской национальности села Журиловка, уезд Тульча (Румыния), переселяемых из Румынии в Советский Союз, в порядке постановления Совета Министров Союза ССР от 1 июля 1947 года, направленных в краснодарский край и размещённых в Темрюкском районе».
Чужбина родиной не станет.
И. Гёте.
Из воспоминаний Кириловой Ахимии Сергеевны, жительницы п. За Родину, 1935 г.р., переселенки из Румынии.
«В Румынии мы жили компактной группой в селе Журиловка. С окружающим нас местным населением не роднились. Браки заключались только среди своих – русских. Жили большими семьями, вели общее натуральное хозяйство. Каждая семья имела земельные наделы от 2 до 10га. Держали домашний скот: коров, лошадей, овец, «могаров» (ослов) и птицу. Кроме того, промышляли рыбной ловлей. Выращивали, в основном, виноград, «папушу» (кукурузу), подсолнечник, зерновые, овощи и бахчевые.
Возглавлял семью старший по возрасту мужчина – глава семьи. Основной его функцией было руководство хозяйственной деятельностью семьи. Все безропотно должны были его слушаться, никакие возражения старшему не допускались. Он не только распоряжался всем бытовым укладом семьи, но и был так же единоличным распорядителем всего семейного бюджета и сам делал все необходимые для семьи покупки. Жена главы семьи ведала продовольствием, следила за порядком в доме, распределяла работу между женщинами, обучала младших невесток. Для них было безусловным безропотное подчинение младших членов семьи старшим, жен – мужьям, детей – родителям. На невестку в семье мужа смотрели прежде всего как на «дармовую» (бесплатную) работницу. Характерно, что при выборе невестки большое значение придавалось её физическому здоровью».
Жители села Журиловка были очень набожными людьми. Выполнялись все религиозные обычаи, соблюдались посты, регулярно велись службы и, самое главное, строго соблюдался христианский образ жизни. Однако все церковные обряды велись по старым правилам, установленным до никоновской реформы: крещение двумя перстами, «погружение» (не крещение) младенцев в воду, обязательное ношение нательного пояса («от нечистого») и др.
Эти обычаи пожилые жители посёлка «За Родину» сохранили до сегодняшнего дня.
2.2. Великая Отечественная война в жизни переселенцев
Будущее в настоящем, но будущее и в прошлом.
А. Франс.
В период Великой Отечественной войны многие переселенцы были призваны в румынскую армию. Но командование Румынии не доверяло русским, и поэтому, как правило, они несли службу в трудовых батальонах. За время пребывания в армии, по словам очевидцев, им приходилось терпеть много унижений и физических наказаний от румынских офицеров. Наказывали за все: за неприветливый взгляд, за самое безобидное слово, за русскую речь, пользоваться которой строго запрещалось, не говоря уже о более серьезных провинностях.
В начале 1944 года, когда стало ясно, что советские войска вот – вот перейдут румынскую границу, всех русских, призванных в трудовые части, отправили домой. Журиловцы с нетерпение ждали, когда советские войска освободят их село.
В конце августа советские танки вошли в Журиловку, за ними тянулась пешим строем колонна бойцов. Все жители села в ярких праздничных одеждах встречали своих освободителей. Девушки держали в руках цветы, женщины - караваи хлеба, крынки с молоком. Русские в Румынии были счастливы приходу земляков.
В Журиловке был расквартирован взвод солдат, которые рассказывали местному населению о Советском Союзе, о социалистических законах, о власти трудового народа. Гарнизонная кинопередвижка прямо под открытым небом раз в неделю демонстрировала советские фильмы. На эти киносеансы стекались все: от мало до велика.
Среди журиловцев все больше крепла мысль о переселении на свою историческую Родину.
25 декабря 1944 года русскими гражданами, проживающими в селе Журиловка Тульчинского уезда, через советского консула в Румынии было направлено ходатайство в Верховный Совет СССР.
Ходатайство
Мы, румыно-подданные граждане, проживающие в селе Журиловка Тульчинского уезда, являемся потомками русских переселенцев, покинувших территорию своего государства из-за невыносимого гнета царских крепостников и насилия духовенства.
Два века назад пришли в Добруджу наши предки, казаки - некрасовцы. Будучи вначале вольными, они постепенно теряли свою самостоятельность.
В последнее время мы, русские люди, подвергались притеснению со стороны местных властей. Нам запрещали говорить на родном языке, нас бесчеловечно эксплуатировали, облагали непосильными налогами, принуждали изменить своей вере, своим обрядам, нравам, обычаям, принуждали отречься от всего того, что нерушимо берегли наши предки, ушедшие за границу от гнета царя и помещика.
Пользуясь случаем освобождения Советскими войсками Румынии от фашистского диктатора Антонеску и его палачей, пользуясь возможностью аппелировать к основному закону СССР – Советской Конституции, разрешающей иностранно-подданным, принимать русское-советское гражданство, мы просим Советского Консула обратиться с нашим личным ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР принять нас в братскую семью народов социалистического государства и предоставить нам возможность жить по его законам.
Ниже прелагается поименный список жителей села Журиловка, от имени которых данное ходатайство составлено таковыми:
1. И.Я. Чумак.
2. И.И. Киселев.
3. М.И. Кухленок.
4. Л.П. Кочетов.
5. К.Ф. Петров.1
Потянули долгие дни ожидания ответа.
_____________________
1 - В. М. Чернов «Возвращение», Кр.: «Советская Кубань», 1966, стр.111.
2.3. Переселение
Вход в будущее - строго по билетам прошлого.
Г. Е. Малкин.
В начале 1947 года пришел ответ из Советского Союза, где был одобрено желание журиловцев и дано разрешение на переселение. Эта весть всколыхнула спокойную жизнь села, и многие желающие стали записываться целыми семьями. Желали уехать в Советский союз даже старики и старухи в возрасте 65 – 75 лет со своими детьми и внуками. Был назначен ориентировочный срок отъезда из Румынии август 1947 года. Начались хлопы по подготовке домашнего хозяйства к переезду. Всего изъявило добровольное желание к переезду более трехсот семей. В Из воспоминаний старожилов поселка, с собой они забирали весь имеющийся домашний инвентарь: «байды» (лодки), повозки, домашний скот, птицу, стройматериалы (двери. окна, доски).
Для переезда Правительство СССР выделило большой пароход «Карл Маркс», на который осуществлялась погрузка всего увозимого в течение трех недель. Приближался день отплытия, радостно-печальный день для каждого отъезжающего и провожающих родственников. Радостным было трепетное ожидание свидания с краем предков, а печальным – момент прощания с родными и близкими, у многих молодых семей в Журиловке оставались отцы и деды, братья и сестры. Журиловка «гудела» в то время, как встревоженный улей.
И вот наступил долгожданный день... Теплым, августовским вечером 1947 года пароход «Карл Маркс» вышел из порта «Констанца» (Румыния) и взял курс на Мариуполь (город Жданов, СССР). Многолюдно было на причале порта г. Констанцы от провожавших, родственников тех, кто пожелал уехать в загадочную Россию. Много было слёз и напутствий провожающих, много было слёз и щемящей боли сердца у отъезжающих: «Как же мы будем жить там, в незнакомом краю?».
Через три дня пароход, перевозивший переселенцев, прибыл в порт назначения. Здесь по родственным признакам семьи были распределены в три населенных пункта Краснодарского края: в станицы Воронцовку и Должанскую Ейского района, поселок Пересыпь Темрюкского района.
2.4. На новом месте.
Ничто в жизни не даётся
без большого труда.
Гораций.
На Пересыпь прибыло сто две семьи, что составило четыреста четыре человека. Прибывшие были расселены к жителям поселка, пожелавшим принять у себя переселенцев. Некоторых разметили в станице Ахтанизовской. Местные жители населённых пунктов, в которых остановились переселенцы, тепло и дружелюбно встретили их, очень участливо относились к нуждам и заботам прибывших из далёкой Румынии. Но всем: и переселенцам, и местным жителям – было очень легко общаться друг с другом, понимать и сочувствовать друг другу – разговаривали на родном, русском языке. В год переселения Советская страна ещё не успела залечить раны разбойничьей войны с фашистской Германией и восстановить разрушенной хозяйство. Всем было тяжело жить в то нелёгкое время. А особенно было тяжело им, людям, рискнувшим оставить всё и устремиться на Родину. Однако они сразу активно включились в строительство новой жизни. По 3-4 раза в месяц собирались народные собрания, где рассматривались все организационные вопросы.
Из рыбаков-переселенцев была организована самостоятельная артель прибрежного лова, о чем свидетельствует протокол №2 общего собрания граждан-переселенцев, прибывших из Румынии в Советский Союз, от 6 октября 1947 года. На повестке дня рассматривались вопросы: об организации труда переселенцев, о наименовании вновь созданной артели. На этом же собрании был принят Устав и избраны члены правления. В состав правления вошли: Мурунаш, Чумаков, Алистархов, Иванов. Тайным голосованием председателем артели был единогласно избран житель поселка Пересыпь Пятенко Д. П.. Избранному совету правления и председателю было дано следующее поручение: «ходатайствовать перед Районным Советом депутатов трудящихся Темрюкского района о выделении и закреплении за вновь созданной артелью земельного участка в размере до 200га для ведения подсобного хозяйства и выделения приусадебных участков под частные застройки переселенцами»1. На этом же собрании было решено присвоить рыбацкой артели название «За Родину». По существу же, созданная артель была зачатком нового рыболовецкого колхоза.
В ноябре 1947 года (Протокол №6 общего собрания колхозников) на рассмотрение общего собрания колхозников было предложено три варианта расположения поселка: близь посёлка Кучугуры, посёлка Пересыпь или бухты Синяя Балка. После длительных и бурных обсуждений всех предложенных вариантов, колхозники остановили свой выбор на Синей балке.
«Если пересечь у посёлка Синюю Балку и подняться на гребень нагорья, издали похожий на верблюжьи горбы, откроется изумительной красоты вид. По одну сторону море. Лежит оно внизу. Крутой сход гористого берега падает к морю. Ветер, солнце, сточные воды гложут его из-под низу, режут на части, изъедают глубокими трещинами. Время от времени, дождавшись урочного часа, с обвальным грохотом рушится где-нибудь вековая глыба. Вздымается кверху упругая волна, вносит страшный переполох и смятение в скопище белоснежных чаек» (1, 269).
Из протокола № 4 от 14.02.1948г.: «Председатель колхоза Пятенко Д.П. познакомил колхозников с решением Краснодарского Крайисполкома от 15.01.1948г. о выделении земли под поселок и подсобное хозяйство рыбколхоза «За Родину». «Закрепить за рыбколхозом 120га земли. На каждую семью переселенцев выделить участок площадью 0,25га под индивидуальное строительство и ведение личного подсобного хозяйства.
За счет земель подсобного хозяйства обеспечить работой 123 человека, не занятых на ловле рыбы. Обязать правление организовать посев пахотно-пригодных земель на площади 81,6га:
Кроме этого, для предохранения посевов от ветров посадить лесополосу шириной 30м вдоль береговой линии моря».
К лету 1948 года советское правительство выделило каждой семье переселенцев безвозвратную ссуду в размере 5 тысяч рублей, на которую были приобретены необходимые строительные материалы для постройки типичных домиков на две комнаты с верандой во всю длину дома. Местом для строительства избрали «Синюю балку», где каждой семье выделили приусадебный участок в 25 сотых гектара. Организованно все переехали от приютивших их хозяев на свои участки – «планы». И закипела работа по строительству и обустройству временных жилищ: полуподвальное помещение с брезентовой палаткой сверху – «балаган». Было лето, и переселенцы стремились собственными силами до наступления холодов перейти жить в хаты. А труд был нелёгким, и дел было немало: самим готовить «саман» – глиняный кирпич с соломой для возведения стен (сырец), обмазка и побелка и т. д. Основная тяжесть работ ложилась на плечи женщин, дополнительно к хозяйственным работам по дому и уходу за детьми. К усталости от работы добавлялась борьба с обустройством местности: дикая степь, высокие травы и кустарники, полные всякой живности, в том числе множество змей, тараканов, пауков, которые доставляли неожиданные хлопоты. Чтобы спастись от холодов люди не жалели себя и стремились войти в дома, даже не до конца обустроенные, которые доделывали следующим летом.
С весны 1948 года пустырь на склоне нагорья ожил, зашевелился, как большой муравейник. Из Ахтанизовской и Пересыпи повезли на необжитое место детвору, домашний скарб, погнали небольшими табунами скот.
Грузовики из Славянской и Крымской автоколонн везли: бревна, доски, доставляли в ящиках стекло, гвозди. Работали сообща, небольшими бригадами. Рыли под замес котлованы, делали саман, возводили стены, устанавливали стропила – все шло по строгому распорядку. К осени 1948 года было уже выстроено 98 индивидуальных домов и 8 общественных построек. Правление колхоза расположилось в кирпичном здании с парадным деревянным крыльцом. В этом же здании разместились амбулатория, библиотека и небольшой клуб.
В 1949 году построили школу, где учились не только дети, но и люди среднего возраста. Через год возвели и клуб, где начали показывать незнакомое никому из переселенцев кино. Жизнь постепенно налаживалась. Первоначально посёлок переселенцев назывался «Синяя балка», а с 1954 года решили переименовать его в «За Родину».
Вся летопись посёлка, его беды и радости, заключены в протоколах собраниях переселенцев.
Вот план капитального строительства на 1948 год:
Многое из задуманного удалось реализовать.
А вот другая история:
«Слушали: заявление Пухлёнка Михаила об оказании ему помощи в хлебе.
Постановили: оказать Пухлёнку М. единовременную помощь в хлебе кукурузой в количестве 25 килограммов»1.
Были в жизненном укладе переселенцев и свои особенности. Из протокола собрания колхозников: «Имелись случаи, когда в воскресные дни на работу не выходили целые бригады. К нарушителям трудовой дисциплины правление принимало меры, но недостаточные».
Жители посёлка, храня свои религиозные верования, считали большим грехом работу в воскресенье, и поэтому допускали «прогулы»: не выходили «на резку» рыбы, на воскресники по благоустройству посёлка в дни церковных праздников и воскресенья. Этот обычай среди коренного населения сохранился до настоящего времени.
_______________________
1 – Протокол собрания колхозников №3 от 8.02.1949.
2.5. Происхождение названия посёлка.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.
М. М. Пришвин.
Нам приходилось слышать несколько версий об истории названия поселка «За Родину». Одни считают, что это название связано с событиями Великой Отечественной войны, так как именно здесь проходила «Голубая линия» фронта. Но, как показывают архивные данные, поселок был организован уже после войны, а именно 1947 году.
Среди жителей района широко распространено и второе неофициальное название посёлка - «румынский», многие считают, что после войны здесь обосновались румынские военнопленные. Но и это не соответствует действительности.
Основателями поселка были исконно русские люди, о чем говорят их имена и фамилии, глубоко верующие, сохранившие свою религию, обычаи из глубины веков до настоящего времени. Их предки несколько столетий жили на чужбине и всегда мечтали о возвращении на свою историческую родину. Поэтому и свой поселок переселенцы назвали «За Родину».
Таким образом, существует несколько версий происхождения названия посёлка. По нашему мнению, верна последняя, однако, несомненно, само название «За Родину» - несёт отпечаток Великой Отечественной войны, когда советские воины шли в бой со словами «За Родину! За Сталина!», той войны, которая и помогла вернуться на родину давно мечтавшим об этом людям.
Новый век настаёт,
другое рождается время.
Вергилий.
Наш посёлок находится в выгодном географическом положении и имеет все возможности для того, чтобы быть курортным.
«За Родину» находится на берегу Азовского моря. Через него проходит международная автотрасса «Темрюк – порт Кавказ».
На северной окраине посёлка расположен грязевой вулкан Тиздар (в местном диалекте - «Блевака»), обладающий целебной грязью. В этом грязевом кратере нет дна. Лечебные свойства его вулканической жижи уникальны. Их несёт к поверхности мощная сила Земли-матушки.
На западной окраине находится уникальный памятник античности - Таманский Толос, который в 3 веке до нашей эры украшал пустынную местность на Таманском полуострове, а сейчас покоится в земле, пересечённый дорожной трассой. В нём укрыта неразгаданная до конца тайна. Неслучайно на раскопках городищах Толоса археологами были найдены скульптурные изображения человеческих конечностей. А если учесть, что археологический памятник соседствует с вулканом с целебной синей грязью, то уж не этим ли лекарством лечили жрецы ревматизмы бедных таманских островитян? Тогда вот он - первый курорт на Таманской земле!
А в сентябре 2002 года возле посёлка «За Родину», на берегу моря, открыта стоянка людей первобытнообщинного строя. Каменные изделия, которые держала рука первобытного человека 1100-800 тысяч лет назад, открылись в береговом обрыве 30-метровой высоты. Это выдающееся событие мирового масштаба заставило учёных-археологов незамедлительно приступить к подробному изучению археологического чуда, пока море в своём наступлении на сушу не успело разрушить уникальный памятник.
Безусловно, кто хоть раз побывал в нашем посёлке, познакомился с его гостеприимными жителями, уникальными археологическими памятниками, целебной силой голубой глины, ласковым морем, золотыми песчаными пляжами, непременно пожелает вновь сюда вернуться.
3. «И дольше века длиться день...»
Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего...
М. Горький.
Лев Николаевич Толстой считал: «Человек, не знающий прошлого своей Родины, - человек, не помнящий родства». И это действительно так. Ведь корни каждого из нас - в прошлом.
Целью данного исследования являлось описание истории возникновения и развития посёлка «За Родину». Выяснено, что исторические корни жителей нашего посёлка уходят в далёкое прошлое. В давние времена раскола русской православной церкви покинули свои земли староверы-некрасовнцы, чтобы сохранить чистоту веры, и отправились сначала на Дон, затем в Румынию. Не стали они там своими, тяжело жилось русским людям на чужбине, и всегда звало сердце вернуться на Родину, в Россию. Изменилась родная страна за три века, стала страной Советов, где люди мечтали построить общество свободного трудового народа. После Великой Отечественной войны было удовлетворено ходатайство русских людей румынского подданства, и в августе 1947 переселенцы прибыли в Темрюкский район.
В архивном отделе р/к «За Родину» сохранился список первых переселенцев, их было 444 человек, или 102 семьи. (на сегодняшний день сохранилось около 85 первоначальных фамилий). Первоначально люди были размещены на квартирах в ст. Ахтанизовской, но уже на следующий год все вошли в свои дома, а уже в 1949 посёлок имел свою школу, а через год и клуб.
Трудно назвать точную дату дня рождения нашего посёлка. Установлено, что переселенцы из Румынии прибыли на Тамань в сентябре 1947 года. Земельный участок под строительство посёлка и подсобного хозяйства рыбколхоза «За Родину» выделен Краснодарским Крайисполкомом 15.01.1948г. А первые «входины» в новые жилища состоялись летом 1948 года. Однако одну точную дату назвать можно – 06.10.1947 года новосёлы собрались на собрание, где решили создать колхоз, и дали ему имя «За Родину». По нашему мнению, эту дату и можно считать днём рождения нашего посёлка (хотя первоначально его называли хутор «Синяя балка»).
Но ни на миг не прекращали новосёлы своей активной трудовой деятельности. Государство выделило каждой семье на строительство домов безвозмездную ссуду. Застраивали посёлок, насаживали парки, рыли колодцы, ежегодно перевыполняли план добычи рыбы. Трудились так, что не раз писали о наших предках в «Таманце» как о «правофланговых».
Готовясь к 60-летию нашего посёлка, мы имеем полное право гордиться своими дедами, которые, преодолевая все невзгоды, совершили великое переселение, возвратившись на историческую родину. Мы гордимся нашей страной, не забывающей детей своих на чужбине и всегда готовой протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается.
Поистине прав французский естествоиспытатель Ж. Фабр: «В нас живут труд, силы тех, кто жил до нас. Пусть же в свою очередь будущие поколения смогут жить благодаря силе наших рук и нашего ума. Лишь в этом случае мы достойно выполним своё назначение».
Выполнив поставленные в данной работе задачи, нам удалось в общих чертах проследить пути становления и развития посёлка «За Родину».
Перспективны дальнейшие исследования в данной области. В частности, остались за рамками данной работы такие аспекты, как: особенности речи переселенцев (диалект), обычаи и традиции, пути экономического развития посёлка. Заслуживает дальнейшего исследования и вопрос: откуда, из какой территории России, переселились староверы в Румынию в 17 веке.
Библиографический список
Приложение
Осенняя паутина
Акварельные гвоздики
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Рисуем домики зимой