Работа посвящена изучению родословной семьи Скворцовых - Захаровых, все члены которой на протяжении многих лет проживают в посёлке Кратово, чья жизнь связана с работой на Казанской железной дороге со времён её создания.
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_rodoslovnaya_semi_skvorcovyh.doc | 694.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №8
с углублённым изучением отдельных предметов.
г.о. Жуковский, Московская область, улица Фрунзе, 8
Родословная Скворцовых-Захаровых
секция: История.
Краеведение
автор: Захаров Владимир Владимирович
11 «А» класс
руководитель: Федоткина Ольга Павловна
учитель истории
8-(498)-487-93-48
Аннотация на работу:
«Родословная семьи Скворцовых – Захаровых»
Захаров Владимир в своем исследовании «Родословная семьи Скворцовых – Захаровых», опираясь на семейный архив Скворцовых – Захаровых, материалы местных печатных изданий, воспоминания, записанные со слов представителей многочисленной династии Скворцовых, попытался систематизировать информацию и составить логическую и последовательную историю рода.
В работе много бытовых деталей, что делает ее особенно интересной и колоритной. Несомненно, ценны фотографии и членов семьи, и образцов домовых строений поселка Кратово, которых в настоящее время почти не сохранилось.
Работа, безусловно носит большое воспитательное значение, прививая уважительное отношение к таким понятиям как «семья», «традиция», «служение Отечеству» и к таким чертам как скромность, трудолюбие, интеллигентность.
Введение.
Цель работы:
Я считаю, что человек должен знать свою родословную. Раньше это было предметом гордости, предков чтили, поминали. Даже в крестьянской избе за образами лежала поминальная книжка, куда вносили имена умерших родственников. Негоже нам, гражданам 21 века жить «Иванами, родства не помнящими».
Для того, чтобы составить свою родословную, я определил для себя ряд задач.
Задачи:
Тезисы.
Я хочу рассказать о моей малой родине и моей семье. История моей родословной не очень велика, она насчитывает не более 150 лет. Я знаю шесть поколений в моей родословной. Мне известно, что в середине XIX века в Москве, в районе Мещанской улицы жила семья Скворцовых, они были потомственными ювелирами. Из этой семьи вышел мой прапрадед Николай Дмитриевич Скворцов. Моя прапрабабушка Вера Васильевна была из рода купцов Мануйловых, живших в Замоскворечье. Но познакомились они не в Москве, хотя дети мещан и купцов часто вращались в одном кругу.
Во второй половине XIX века в России начинается железнодорожное строительство. В 1864 году стали регулярно ходить поезда из Москвы в Коломну и Рязань. Это было новым явлением в русской жизни, и молодость тянулась к этому новому, поэтому прапрадед не стал продолжателем семейного дела, а загорелся, как и многие его сверстники, желанием пойти на железную дорогу.
В Рязани он встретил прапрабабушку, которая тоже пренебрегла благополучием купеческой жизни и ушла служить телеграфисткой на железную дорогу. Работа эта в те времена была очень престижной, и брали на неё людей с образованием.
В семье прапрадеда родились трое сыновей. Все они связали жизнь с железной дорогой.
Мой прадед – Скворцов Дмитрий Николаевич, был старшим из сыновей.
Прадед служил на станции Бронницы. Здесь он встретил мою прабабушку Потапову Александру Васильевну
Семья прадеда часто переезжала. В Бронницах они жили прямо в здании станции на втором этаже.
Несмотря на частые переезды, быт в семье всегда был устроен. Во-первых, предоставлялось достойное жильё. Обязательно давалась корова, свиньи, обеспечивали топливом. Жалование выплачивалось регулярно и было приличным по тем временам. Этого хватало на безбедное существование и возможность дать детям образование.
Дмитрий Николаевич никогда не состоял ни в одной из партий, но не отгораживался от общественной жизни. В семейном архиве сохранилось "именное объявление" – это приглашение-повестка на съезд городских избирателей. Осенью 1912 проходили выборы в IV Государственную Думу. Вероятно, прадед входил в городскую избирательную курию и был выборщиком, ведь выборы были не прямыми, а многоступенчатыми.
Водоворот революционных событий начала XX века стер многие упоминания о прошлом, остались только семейные легенды и предания.
У прадеда были обширные знакомства, он хорошо знал машиниста Ухтомского, сумел его надежно спрятать в окрестностях Бронниц, когда каратели шли со стороны Рязани. Тогда Ухтомскому удалось избежать ареста.
Многое говорит о том, что прадед был уважаемым человеком. Его приглашали на закладку церкви в поселке Ильинское (на этом месте сейчас восстановлен храм взамен сожженного в 1923 году).
Накануне революции, в начале 1917 года, прадед был направлен в Муром для руководства железнодорожными мастерскими. Это время характеризовалось политическими проявлениями разного характера. И хотя прадед был вне политики, по стечению обстоятельств попал под подозрение и был арестован полицией. Рабочие, узнав об этом, собрали деньги, чтобы помочь многодетной семье и способствовать освобождению любимого начальника. Подозрения быстро рассеялись, но хитрые полицейские, вместо того, чтобы отпустить его поставили ему условие: организовать ремонт тюремного помещения. Прадед нашел специалистов среди заключённых и успешно справился с поставленной задачей. Когда он вернулся домой к семье, собранные деньги с благодарностью он вернул рабочим.
Уже в советское время прадед работал в аппарате управления Московско-Казанской железной дороги. И вот тогда он получает дом на станции Прозоровская. Общеизвестно, что эти земли купил председатель правления Московско-Казанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк. По его предложению этот участок в 677 десятин должен был превратиться в город-сад для жительства служащих дороги. Строительство города-сада намечалось осуществить в два этапа. Однако работы, начатые с таким размахом, пришлось прекратить из-за начавшейся в 1914 году войны.
До наших дней сохранилась часть зданий больничного городка, в которых до Великой Отечественной войны размещался туберкулезный санаторий. Образованный рядом Летно-исследовательский институт стал причиной закрытия санатория, переоборудования лечебных корпусов в производственные.
В 1933 году платформа и поселок были переименованы в честь первого комиссара Московско-Казанской железной дороги Ивана Антоновича Крата.
Ну, а Скворцовы живут в этих местах уже 86 лет. О проекте города-сада написано много, а вот конкретно о жилищах и дачах, которые предназначались для железнодорожников известно не много, а это особая история.
Мой прадед по бабушкиной линии, Николай Михайлович, тоже железнодорожник, захотел построить свой дом. Это не возбранялось, а наоборот поощрялось индивидуальное строительство, но с соблюдением условий, и прежде всего по использованию земли, поэтому прадед первым делом посадил, как и Дмитрий Николаевич, сад.
Мой дед, его братья и сёстры стали потомственными железнодорожниками.
Павел Дмитриевич – мой дедушка. Родился в г. Раменское. Окончил Кратовскую школу. Был одним из первых воспитанников Кратовской детской железной дороги. Участвовал в Великой Отечественной войне.
Лилия Николаевна – моя бабушка родилась в г. Раменское. Окончила Кратовскую школу. Более 40 лет проработала в Летном исследовательском институте ведущим специалистом по ремонту авиационных приборов для испытания самолетов. Ветеран Великой Отечественной войны. Ее родители тоже были железнодорожниками.
Павел Павлович – мой дядя. Родился в г. Раменское. Окончил Кратовскую школу. Воспитанник Малой Московской железной дороги. По окончании Московского института инженеров транспорта работает на железнодорожном транспорте. Сейчас он работает начальником локомотивного депо в Лыткарино. Является заслуженным работником транспорта.
Анна Павловна – моя мама. Родилась в г. Раменское. Окончила Кратовскую школу. Воспитанница Малой Московской железной дороги. По окончании Московского института инженеров транспорта работает на железнодорожном транспорте. Она главный специалист Департамента управления перевозками ОАО "Российские железные дороги".
Владимир Владимирович – мой папа родился в г. Москве. Служил в армии в Нахичеванском пограничном округе. Строил и реконструировал железные дороги на севере, в центре России и на Московской железной дороге. Лауреат премии Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей. Награждён именными часами и благодарностью Президента Государственной корпорации «Трансстрой».
Кратово, где были дома с колоннами постройки первой половины ХХ века – это, к сожалению, уходящая натура. Дом моего прадеда, где были не только колонны и венецианские окна, но и роскошный сад, после смерти последней родственницы захватил оборотистый предприниматель и всё перестроил. Остались в Кратово только единичные постройки тех времен.
Поэтому мой доклад – попытка сохранить в памяти и мою родословную, и пусть хотя бы небольшое представление об облике моей малой родины о Кратове, которое было и остается замечательным уголком – жемчужиной Подмосковья…
Родословная семьи Скворцовых-Захаровых.
.М.Ю. Лермонтов «Родина»
Родина – мы часто произносим это слово, не задумываясь над его смыслом. А ведь она бывает разная. Для меня большая Родина – это Россия, а малая – это поселок Кратово, с которым связана жизнь большого семейства Скворцовых – Захаровых, потомственных железнодорожников, работников Московско-Казанской железной дороги, в общей сложности проработавших на ней более 670 лет.
Я хочу рассказать о моей малой родине и моей семье. История моей родословной не очень велика, она насчитывает не более 150 лет (Приложение 1. Рисунок 1.). Я знаю шесть поколений в моей родословной. Мне известно, что в середине XIX века в Москве, в районе Мещанской улицы жила семья Скворцовых, они были потомственными ювелирами. Из этой семьи вышел мой прапрадед Николай Дмитриевич Скворцов. Моя прапрабабушка Вера Васильевна была из рода купцов Мануйловых, живших в Замоскворечье. Но познакомились они не в Москве, хотя дети мещан и купцов часто вращались в одном кругу.
Во второй половине XIX века в России начинается железнодорожное строительство. В 1864 году стали регулярно ходить поезда из Москвы в Коломну и Рязань. (Источник информации – список литературы №3). Это было новым явлением в русской жизни, и молодость тянулась к этому новому, поэтому прапрадед не стал продолжателем семейного дела, а загорелся, как и многие его сверстники, желанием пойти на железную дорогу. С тех пор все поколения нашей семьи, так или иначе, связаны с железнодорожным делом. Прапрадед начал свою карьеру в Москве; руководил движением поездов в Сокольниках, затем в Перово, Дивово и, наконец, оказался в Рязани. Здесь он и встретил прапрабабушку, которая тоже пренебрегла благополучием купеческой жизни и ушла служить телеграфисткой на железную дорогу. Работа эта в те времена была очень престижной, и брали на неё людей с образованием.
На этих фотографиях изображены мой прапрадед Николай Дмитриевич (Приложение 2. Рисунок 1) и моя прапрабабушка Вера Васильевна (Приложение 3. Рисунок 1).
В семье прапрадеда родились трое сыновей. Все они связали жизнь с железной дорогой.
На этой фотографии изображены Вера Васильевна с сыном от первого брака, с его невесткой и тремя сыновьями от второго брака (Приложение 4. Рисунок 1).
Михаил Николаевич, брат моего прадеда, (Приложение 4. Рисунок 2 (сидит, первый слева) и Приложение 5. Рисунок 1) был начальником станции в Черустях, дежурным по станции Муром, начальником станции Сасово. В те времена служащие на железной дороге были едва ли не самыми образованными людьми среднего сословия, а в провинции их дома были центрами культурной жизни. В Сасово (это крупная узловая станция и сейчас) Скворцовы и Кравчинские часто устраивали музыкальные вечера, на них бывал выдающийся впоследствии художник К. Коровин, приходила и миловидная девушка Валя Половикова, будущая звезда советского кино Валентина Серова (Приложение 6. Рисунок 1).
Другой сын прапрадеда, Сергей Николаевич (Приложение 7. Рисунок 1), работал весовщиком на станциях Рязань и Сасово. В его обязанности входили: контроль размещения груза в вагоне, проверка веса, габариты и оплата за доставку груза.
Мой прадед – Скворцов Дмитрий Николаевич (Приложение 8. Рисунок 1 и Приложение 9. Рисунок 1. (сидит, первый слева), был старшим из сыновей. Он родился в Рязани в 1879 году. Рано оставшись без отца, он понимал, что должен стать опорой семьи и помогать маме поднимать младших братьев. Окончил железнодорожное училище в 1891 году (Приложение 10. Рисунок 1). Так же получил свидетельство о приписке к приписному участку (Приложение 11. Рисунок 1).
В 17 лет он поступил на Московско-Казанскую железную дорогу в должности сигналиста, а затем дежурного по станции Дивово. Об этом есть запись в архиве Московской железной дороги.
Шло время. Прадед служил на станции Бронницы. Здесь он встретил мою прабабушку Потапову Александру Васильевну. Он с ней обвенчался в Загорновско церкви (Приложение 12. Рисунок 1,2.). Она была дочерью бывшего работника станции Бронницы, весовщика Потапова Василия Емельяновича и его жены, Анны Александровны (Приложение 13. Рисунок 1.).
Получив увечье на транспорте, он ушел с железной дороги и стал торгово-промышленным предпринимателем. Торговля была прибыльной, и Александра Васильевна выросла в достатке, получив хорошее образование.
Семья прадеда часто переезжала (Приложение 14. Рисунок 1.). В Бронницах они жили прямо в здании станции на втором этаже (здание сохранилось – Приложение 14. Рисунок 2.).
В 1907 году прадед переводится на станцию Быково (Приложение 15. Рисунок 2.).
В 1916 году они переезжают в Муром – это все была Московско-Казанская железная дорога. Затем в 1920 году прадед переводится в Москву и далее на постоянное место жительство на станцию Прозоровская в поселок Юбилейный (с 1933 года поселок Кратово).
Несмотря на частые переезды, быт в семье всегда был устроен. Во-первых, предоставлялось достойное жильё. Обязательно давалась корова, свиньи, обеспечивали топливом. Жалование выплачивалось регулярно и было приличным по тем временам. Этого хватало на безбедное существование и возможность дать детям образование. Жалование начальника станции в те годы составляло 3500 рублей. Сегодня руководитель станции такого класса как Быково имеет заработную плату около 26 тысяч рублей.
Прабабушка Александра Васильевна на производстве не работала. Занималась воспитанием детей (Приложение 15. Рисунок 2.).
В доме была прислуга – положение обязывало. Всё свободное время Александра Васильевна отдавала детям, все они получили домашнее музыкальное образование.
Дмитрий Николаевич никогда не состоял ни в одной из партий, но не отгораживался от общественной жизни. В семейном архиве сохранилось "именное объявление" – это приглашение-повестка на съезд городских избирателей (Приложение 16. Рисунок 1.). Осенью 1912 проходили выборы в IV Государственную Думу. Вероятно, прадед входил в городскую избирательную курию и был выборщиком, ведь выборы были не прямыми, а многоступенчатыми.
Водоворот революционных событий начала XX века стер многие упоминания о прошлом, остались только семейные легенды и предания.
У прадеда были обширные знакомства, он хорошо знал машиниста Ухтомского, сумел его надежно спрятать в окрестностях Бронниц, когда каратели шли со стороны Рязани. Тогда Ухтомскому удалось избежать ареста.
Многое говорит о том, что прадед был уважаемым человеком. Его приглашали на закладку церкви в поселке Ильинское (на этом месте сейчас восстановлен храм взамен сожженного в 1923 году (Приложение 17. Рисунок 1)).
Накануне революции, в начале 1917 года, прадед был направлен в Муром для руководства железнодорожными мастерскими. Это время характеризовалось политическими проявлениями разного характера. И хотя прадед был вне политики, по стечению обстоятельств попал под подозрение и был арестован полицией. Рабочие, узнав об этом, собрали деньги, чтобы помочь многодетной семье и способствовать освобождению любимого начальника. Подозрения быстро рассеялись, но хитрые полицейские, вместо того, чтобы отпустить его поставили ему условие: организовать ремонт тюремного помещения. Прадед нашел специалистов среди заключённых и успешно справился с поставленной задачей. Когда он вернулся домой к семье, собранные деньги с благодарностью он вернул рабочим.
Уже в советское время прадед работал в аппарате управления Московско-Казанской железной дороги. И вот тогда он получает дом на станции Прозоровская. Общеизвестно, что эти земли купил председатель правления Московско-Казанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк.
По его предложению этот участок в 677 десятин должен был превратиться в город-сад для жительства служащих дороги. Н. К. фон Мекк (Приложение 17. Рисунок 2.) был человеком передовых взглядов, подбирал опытные кадры и хорошо платил творческим людям. (Источник информации – список литературы №3). За короткое время была создана бригада из архитекторов и градостроителей, в которую вошли А. И. Таманян, А. В. Щусев и другие.(Источник информации – список литературы №2). Они и создали знаменитый проект города-сада, который стал предметом подражания во многих странах Европы и США.
В соответствии с разработанным планом (Приложение 18. Рисунок 1.) композиционной осью города-сада явилась главная улица с центральной площадью. В основу этого плана были заложены три классических луча, которые сходились у главного въезда в поселок. На центральной площади намечалось разместить административное здание, здание общественного собрания с театром, библиотекой-читальней, лекционным залом, здание банка и церковь.
Жилая же часть поселка имела более свободную планировку и допускала введение криволинейных улиц. Уличная сеть строилась на принципе четкой классификации по назначению: центральный луч – главная улица, боковые лучи и полукольцевая улица – транспортные, связывающие вокзал, городской центр, парк, больничный и школьный городки в единое целое.
В качестве общественного транспорта намечалось использовать трамвай, который в те годы получил уже широкое распространение.
Большое внимание в проекте было уделено предприятиям обслуживания и общественным зданиям. Здание общественного собрания с театром, библиотекой-читальней, зимними плавательными бассейнами, школьный и больничный городки должны были создать благоприятные условия для культурной жизни, образования, занятий физической культурой и лечения жителей поселка.
Из отведенных под работу земель 170 гектаров отводилось под "внешние парки", окружавшие поселок, 53 – под зеленые насаждения внутри поселка.
Дома в поселке не должны были превышать двух этажей, в каждом из них могло проживать от одной до восьми семей. Размер садового участка должен был быть не менее 1365 кв. метров и не более 2276 кв.метров. Запрещалось застраивать более 10,0% площади участка, вырубать более половины растущих на нем деревьев.
Вся земля была разбита на участки, каждый желающий получал ссуду в размере трехгодичного жалования сроком на 10 лет. Разрешали бесплатную перевозку стройматериалов. Все льготы позволили быстро построить благоустроенный посёлок Юбилейный у платформы Прозоровская.
Владельцам участков предоставлялось право строить дома по индивидуальным проектам, выполняемым по заказу у любого архитектора. На реке Хрипанке предусматривалось создание большого пруда (Приложение 18. Рисунок 2.). Посёлок был окружён лесами и полями, с которыми были связанны внутренние парки и скверы. В таком посёлке было предусмотрено всё для "удобства, красоты, здоровья и благополучной жизни его обитателей". (Источник информации – список литературы №6).
Так уж случилось, что начало XX века в России ознаменовалось целым рядом юбилеев: в 1910 году отмечалось 50-летие Московско-Рязанской железной дороги, в 1912 году – столетие Отечественной войны с французами. В 1913 – 300-летие Дома Романовых. Эти события и подсказали название посёлка при платформе Прозоровская – Юбилейный. И названия улиц были даны в честь железнодорожных станций, расположенных на дороге. (Источник информации – список литературы № 6)
По заданию Николая Карловича архитектором А.И. Таманяном был спроектирован больничный городок. Следует отметить, что фон Мекк всегда проявлял заботу о здоровье попавших в беду железнодорожников.
Место, выбранное для больничного городка в Прозоровке, было самым живописным и, главное, подходящим для лечения легочных больных, так как располагалось в густом сосновом бору на водоразделе рек Хрипанки и Москвы. (Источник информации – список литературы №6).
Строительство города-сада намечалось осуществить в два этапа. Однако работы, начатые с таким размахом, пришлось прекратить из-за начавшейся в 1914 году войны. Правда, строительство больничного городка, который мог быть использован под госпиталь, продолжалось, и вчерне было закончено в 1918 году, а завершено в отсутствие автора в 1923 году. (Источник информации – список литературы №2).
До наших дней сохранилась часть зданий больничного городка, в которых до Великой Отечественной войны размещался туберкулезный санаторий. Образованный рядом Летно-исследовательский институт стал причиной закрытия санатория, переоборудования лечебных корпусов в производственные.
В 1933 году платформа и поселок были переименованы в честь первого комиссара Московско-Казанской железной дороги Ивана Антоновича Крата. (Источник информации – список литературы №2).
К сожалению не все, что задумано было осуществлено. Но тем не менее поселок продолжал развиваться в железнодорожных традициях. В выходные дни целыми семьями железнодорожники с предприятий дороги выезжали, чтобы отдохнуть среди сосен на живописном берегу Кратовского пруда.
Ну, а Скворцовы живут в этих местах уже 86 лет (Приложение 19. Рисунок 1). (Источник информации – список литературы №7). О проекте города-сада написано много, а вот конкретно о жилищах и дачах, которые предназначались для железнодорожников известно не много, а это особая история.
Вот так выглядел дом, который получил прадед, а от него он перешёл сыновьям. Дом был не только красивым, напоминающий своими колоннами классическую архитектуру, её дополняли венецианские окна. Это было просторное комфортное жильё: для каждого члена семьи полагалась отдельная комната, была комната и для прислуги. Дом снабжался водопроводом и канализацией, причём, всё делалось так добротно, что коммуникации действуют до сих пор. Под домом сделан каменный подвал глубиной около трёх метров для хранения овощей, а рядом с домом располагался погреб.
А мой прадед по бабушкиной линии, Николай Михайлович, тоже железнодорожник, захотел построить свой дом (Приложение 19. Рисунок 2). Это не возбранялось, а наоборот поощрялось индивидуальное строительство, но с соблюдением условий, и прежде всего по использованию земли, поэтому прадед первым делом посадил, как и Дмитрий Николаевич, сад. Сейчас сохранились несколько яблонь и сирень, им уже более 80 лет (посажены в 1926 году (Приложение 20. Рисунок 1, 2.)).
Яблони, посаженные Николаем Михайловичем, плодоносят и сейчас.
Дмитрий Николаевич и Александра Васильевна воспитали восемь детей. Возможно, именно поэтому сохранилось много воспоминаний о предках. В Кратово жили и потомки Кравчинских, с которыми прадед был знаком ещё с Сасова. И вот тёплыми летними вечерами Скворцовы и Кравчинские собирались за самоваром и предавались воспоминаниям, а я теперь знаю, о том, что в окрестностях Кратово были густые леса, где можно было замечательно охотиться.
Прадед был заядлым охотником. Не раз встречался с И.А.Буниным на совместной охоте. Знал Дмитрий Николаевич и большевика И. А. Крата, первого комиссара Московско-Казанской железной дороги. (Источник информации – список литературы №7). Он отзывался о нём как об очень замкнутом человеке. Крат был очень болен и приезжал в Кратовский туберкулёзный санаторий, где практиковал знаменитый Семашко.
Мой дед, его братья и сёстры стали потомственными железнодорожниками. (Источник информации – список литературы №5).
У Дмитрия Николаевича было восемь детей. Все они в разное время работали на Московско-Казанской железной дороге.
Старшая из детей Татьяна - родилась в г. Бронницы. Работала бухгалтером в депо Москва-Сортировочная (Приложение 21. Рисунок 1. второй ряд, вторая справа).
Дмитрий родился в городе Бронницы. Работал на различных должностях в локомотивном хозяйстве на Московской железной дороге.
Валерий родился в городе Бронницы и тоже работал в локомотивном хозяйстве Московской железной дороги.
На фото Дмитрий и Валерий (Приложение 21. Рисунок 2.)
Вера родилась в г. Бронницы. Училась в Кратовской школе в одном классе с Володей Молодцовым - будущим Героем Советского Союза. Работала в ЦАГИ. Очень хорошо умела играть на рояле.
Анна родилась в Бронницах. Работала в проектном железнодорожном институте ведущим специалистом по проектированию мостов и тоннелей. Была большим книголюбом (Приложение 22. Рисунок 1.).
Галина родилась в Быкове. Работала бухгалтером в службе материально-технического снабжения Московской железной дороги. Знала наизусть много стихов Пушкина и Бунина.
На фото прабабушка с дочерями (Приложение 23. Рисунок 1. слева направо): Вера, Анна, Галина, Татьяна.
Петр родился в г. Раменское. До 1941 года работал в локомотивном депо. Участвовал в Великой Отечественной войне. После тяжелого ранения не смог вернуться на транспорт. Имел боевые награды. Работал на авиационном предприятии им. Яковлева в г. Жуковский (Приложение 24. Рисунок 1.).
Павел Дмитриевич – мой дедушка. Родился в г. Раменское. Окончил Кратовскую школу. Был одним из первых воспитанников Кратовской детской железной дороги. Участвовал в Великой Отечественной войне. Сначала был Волховский фронт. Затем направлен для службы в пограничные войска в Туркмению на Кушку – самую южную точку СССР. Служба в пограничных войсках в песках Средней Азии научила деда ориентироваться по звездам, по ветру, по солнцу, наблюдать за повадками зверей и птиц. Он очень любил лошадей и собак. Ведь семь лет службы они были надежными и верными помощниками. Павел Дмитриевич был награжден медалью "За Победу над Германией", орденом Отечественной войны, грамотами и др. Работал машинистом-инструктором в локомотивном депо Москва-Сортировочная. Знал наизусть много стихов Есенина, Некрасова, Бунина. Умел играть на мандолине. Любил природу (Приложение 25. Рисунок 1.).
Лилия Николаевна – моя бабушка родилась в г. Раменское. Окончила Кратовскую школу. Более 40 лет проработала в Летном исследовательском институте ведущим специалистом по ремонту авиационных приборов для испытания самолетов. Ветеран Великой Отечественной войны. Ее родители тоже были железнодорожниками (Приложение 26. Рисунок 1.).
Павел Павлович – мой дядя. Родился в г. Раменское. Окончил Кратовскую школу. Воспитанник Малой Московской железной дороги. По окончании Московского института инженеров транспорта работает на железнодорожном транспорте. Сейчас он работает начальником локомотивного депо в Лыткарино. Является заслуженным работником транспорта (Приложение 27. Рисунок 1.).
Анна Павловна – моя мама. Родилась в г. Раменское. Окончила Кратовскую школу. Воспитанница Малой Московской железной дороги. По окончании Московского института инженеров транспорта работает на железнодорожном транспорте. Она главный специалист Департамента управления перевозками ОАО "Российские железные дороги" (Приложение 28. Рисунок 1.).
Владимир Владимирович – мой папа родился в г. Москве. Служил в армии в Нахичеванском пограничном округе. Строил и реконструировал железные дороги на севере, в центре России и на Московской железной дороге. Лауреат премии Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей. Награждён именными часами и благодарностью Президента Государственной корпорации «Трансстрой» (Приложение 29. Рисунок 1.).
Я не всё рассказал о других представителях династии Скворцовых, но я много о них знаю. Мы часто встречаемся на семейных торжествах.
На фото Тамара Михайловна, дочь Михаила Николаевича (Приложение 30. Рисунок 1.).
На фото Владислав Дмитриевич, внук Дмитрия Николаевича (Приложение 31. Рисунок 1.).
На фото Наталия Александровна, внучка Дмитрия Николаевича (Приложение 32. Рисунок 1.).
На фото Лев Петрович, внук Дмитрия Николаевича (Приложение 33. Рисунок 1.).
У моего папы тоже есть семейная история. В его семье есть и военные, и геологи, и строители железных дорог, и железнодорожники. Имя одного из них – папиного дяди присвоено магистральному локомотиву. С Казанского вокзала столицы отправляются пассажирские поезда с электровозом имени Александра Жаринова.
В здании Казанского вокзала Москвы расположен музей Московской железной дороги и там находятся материалы о семье Скворцовых. Музейные работники подсчитали, что общий трудовой стаж Скворцовых на железнодорожном транспорте составил более 670 лет (Приложение 34. Рисунок 1.).
К сожалению, многие архивные материалы и исторические документы были уничтожены по приказу руководства железной дороги во время революционных событий и в предвоенные тридцатые годы.
Кратово, где были дома с колоннами постройки первой половины ХХ века – это к сожалению, уходящая натура. Дом моего прадеда, где были не только колонны и венецианские окна, но и роскошный сад, после смерти последней родственницы захватил оборотистый предприниматель и всё перестроил. Остались в Кратово только единичные постройки тех времен, вот как на этой фотографии (Приложение 35. Рисунок 1.).
Поэтому мой доклад – попытка сохранить в памяти и мою родословную, и пусть хотя бы небольшое представление об облике моей малой родины о Кратове, которое было и остается замечательным уголком – жемчужиной Подмосковья…
(Приложение 35. Рисунок 2.)
Заключение и выводы.
Считаем, что поставленная перед работой цель достигнута. Ее результат таков: систематизированы материалы семейного архива, составлена родословная семьи, связана история рода с важнейшими событиями в истории страны, показан вклад представителей династии Скворцовых в трудовую летопись страны, рассказано о некоторых бытовых подробностях жизни сословия государственных служащих, показано, как ценило государство их работу.
Поставленная перед исследованием задача выполнена. Важнейшим результатом работы будет прежде всего возникшее убеждение, что традиция знать родословную, прерванная в советское время, должна быть восстановлена, так как она устанавливает связь поколений, передает жизненный опыт, воспитывает в духе уважения к старшим, формирует духовность.
Работа заслушана на родительском собрании в 11 «А» классе, на классных часах в 11-х классах, на областной краеведческой конференции в декабре 2011 года в городе Ивантеевка.
Список литературы:
Приложение 1. Рисунок 1.
Спасибо тебе, дедушка!
Колумбово яйцо
Вода может клеить?
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Рождественский венок