В исследовании поднимается проблема формирования правовой культуры населения, в частности возможность поднятия уровня правовой культуры посредством обучения основам права в подростковом возрасте.
Актуальность темы исследования обусловлена развитием демократического общества и процессом формирования правого государства.
Объектом исследования является процесс формирования правовой культуры подростковой группы населения.
В качестве предмета исследования выступает уровень правовой культуры подростков, а также факторы, способствующие ее формированию.
Цель исследования состоит в выявлении уровня правовой культуры подростковой группы населения и разработке рекомендаций по стимулированию формирования правовых знаний подростков.
Задачи исследования:
- структурировать понятие «правовая культура»;
- систематизировать факторы, формирующие правовую культуру;
- выявить уровень правовой культуры подростковой группы населения;
- выработать рекомендации по повышению уровня правовой культуры подростковой группы населения.
Гипотеза исследования: необходимо совершенствование системы формирования правовой культуры подростов.
Вложение | Размер |
---|---|
4.kozina_yana_anatelevna_proekt_sekciya_istoriko-pravovaya.doc | 180.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 г. Тамбова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВ
Прикладная научно-исследовательская работа
Автор: Козина Яна Анатольевна
Руководитель: к.э.н., Завражина Кристина Владимировна
учитель истории и обществрзнания
Тамбов
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность понятия «правовая культура»
1.1. Понятие правовой культуры
1.2. Основные подходы к проблеме формирования правовой культуры подростков
1.3. Факторы формирования правой культуры
Глава 2 Анализ методик исследования
2.3. Характеристика респондентов
Глава 3. Практика выявления уровня правовой культуры подростков
3.1. Общая статистика уровня правовой культуры подростков
3.2. Анализ результатов анкетирования
3.3. Методы повышения уровня правовой культуры подростков
В исследовании поднимается проблема формирования правовой культуры населения, в частности возможность поднятия уровня правовой культуры посредством обучения основам права в подростковом возрасте.
Актуальность темы исследования обусловлена развитием демократического общества и процессом формирования правого государства.
Объектом исследования является процесс формирования правовой культуры подростковой группы населения.
В качестве предмета исследования выступает уровень правовой культуры подростков, а также факторы, способствующие ее формированию.
Цель исследования состоит в выявлении уровня правовой культуры подростковой группы населения и разработке рекомендаций по стимулированию формирования правовых знаний подростков.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: необходимо совершенствование системы формирования правовой культуры подростов.
Глава 1. Сущность понятия «правовая культура»
1.1. Понятие правовой культуры
Правовая культура – это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права – это и есть правовая культура. Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой культуры.
Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. Но это – особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.
Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т. е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура – нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура – это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву. [23]
Правовая культура – это не просто то или иное отношение к праву (правосознание), это прежде всего уважительное отношение. Уже поэтому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется определенным уровнем знания действующих норм; ему свойственно уважительное отношение к праву и оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит.
Таким образом, правовая культура – это единство правовых знаний, оценок и поведения.[1] Иметь правовую культуру – значит не только самому выполнять требования юридических норм, но и добиваться того, чтобы и другие субъекты следовали им.
Например, в соответствии с действующим законодательством не наказывается лицо, которое знало о мелких хищениях на предприятии, но не сообщило об этом компетентным органам. Несомненно, что такой человек, даже если он безукоризненно исполняет требования права, необходимой правовой культурой не обладает. Иначе говоря, правовая культура предполагает также оценку правомерности поступков других лиц и действия, направленные на то, чтобы воспрепятствовать совершению ими правонарушений.
Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.
Под правовой культурой понимается, также, обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития, правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. [3]
По мнению С.С. Алексеева, «правовая культура – это общее состояние законодательства, работы суда, других правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требований верховенства права» [4].
А.И. Коваленко считает нецелесообразным включать в правовую культуру всю правовую реальность (уровень развития права, законодательства, осведомленность в нем обществе, состояние законности и правопорядка) [5].
Стержень правовой культуры составляет правовое сознание. При этом нельзя сводить сущность правовой культуры только к системе правовых знаний. Правовая культура, являясь частью общей культуры, входит в совокупность социальных достижений общества. Уровень правовой культуры индивида находится в тесной взаимосвязи с состоянием правовой культуры общества в целом.
Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, "срезов", "измерений". В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.
Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.
Один из современных юристов США - Л. Фридмэн в своей книге "Введение в американское право" (М., 1992) пишет: "Правовая культура - это барометр общественной жизни, являющийся одновременно и общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется или нарушается на практике, как его избегают или как им злоупотребляют. Правовая система без правовой культуры не действует".
Выработаны краткие определения данного понятия.
Под правовой культурой предлагается понимать "систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей" (А.Р. Ратинов). В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.
Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент. [6]
Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа "не запрещенное законом дозволено". Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.
Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма. Культура - это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода "правовой всеобуч". Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.
Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Кроме того, правовая культура - многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Гегель указывал на несовпадение "теоретической и практической культуры".
Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие "показатели", как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.
1.2. Основные подходы к проблеме формирования правовой культуры подростков
Как уже отмечалось состояние правовой системы, характеризующееся действующими правовыми нормами, законами, организационно-правовыми формами реализации и контроля непосредственно связано с социально-политическими реформами. В обыденной жизни это выражается в оценках молодежью своей защищенности. В следствие многочисленных нарушений правовых норм со стороны государственных и общественных структур в жизнедеятельности подростков, в их сознании формируется негативная установка на правовую незащищенность. Ее устойчивость определяется представлениями подростков о степени надежности правовой системы по защите их прав .
Из анализа таблицы прослеживаются следующие тенденции. Во-первых, во всех ситуациях среди российских и белорусских подростков, доля позитивно оценивающих свою защищенность Законом значительно меньше, чем относящих себя к частично или полностью незащищенным. Во-вторых, среди белорусских подростков оценки степени своей защищенности выше. В третьих, наиболее защищенными и российские, и белорусские подростки чувствуют себя в отношениях с родителями, сверстниками, учителями и в решении проблем, связанных с участием в культурной жизни. В-четвертых, наименьшую защищенность со стороны Закона подростки ощущают в отношениях с посторонними взрослыми, милицией, в решении проблем.
Нарушение прав подростков государственными и общественными органами – явление довольно распространенное, во многом характеризующее состояние правовой системы и практики. Эффективность правоохранительной деятельности определяется, прежде всего, тем, насколько адекватно реагируют общество и государство на подобные факты. Об этом в определенной мере свидетельствует распределение ответов на вопрос: «Известны ли Вам факты нарушения прав подростков в Вашем непосредственном окружении?». Отметим, что информация о нарушениях прав в окружении российских и белорусских подростков распространяется не одинаково: степень информированности российских подростков о правонарушениях в среднем выше, чем белорусских. Это свидетельствует не только о широте гласности, но и о более высокой степени социальной напряженности в среде российской молодежи, при которой информация разного рода о правонарушениях распространяется быстрее.
Значение ответов «известно» среди российских респондентов составляет 36,8%, а среди белорусских – 28,2%. Такое соотношение практически совпало и с ответами российских и белорусских 34,5%, и 26% соответственно. По сравнению с 2003 г. разрыв в оценках российских и белорусских подростков увеличился. В России среднее значение ответов «известно» выросло (с 34,4% до 36,8%), в Республике Беларусь – заметно снизилось (с 36% до 28,2%).
Особенно заметны различия не в пользу россиян в области соблюдения прав подростков в сфере образования (ограничения в получении образовательных услуг и предоставление услуг невысокого качества), в экономической сфере (в оплате труда и в нарушении трудового законодательства), в сфере социальной защиты (ущемление личного достоинства, причинение ущерба здоровью, дискриминация на основе возраста). Выявленные тенденции подтверждаются и данными экспертного опроса – расхождения в оценках российских и белорусских экспертов отмечаются в праве на образование (известны факты нарушений прав подростков 46% российским и 28,5% белорусским экспертам); в экономических правах (соответственно 53% и 32%); в правах личности (38,3% и 24%). Однако информированность подростков о нарушениях прав в непосредственном окружении дает лишь косвенное представление о степени распространенности подобных фактов. Важным моментом в этой связи было изучение личного опыта подростков, связанного с нарушением их личных прав. Ответы на вопрос «Имели ли место нарушения непосредственно Ваших прав?». Оказалось: большинство (от половины до двух третьих) респондентов никогда не сталкивались с такими фактами; значительная доля испытала на себе неправовые действия должностных лиц: часто от 5,3% до 15,1% респондентов, в зависимости от сферы жизнедеятельности; редко от 26,9% до 35,4%. Наиболее часто подростки сталкивались с нарушением прав личности и ограничением свободы убеждений. [24]
1.3. Факторы формирования правой культуры
Для уяснения структуры правовой культуры следует иметь в виду, что ее реальные элементы складываются под воздействием:
- истинного представления о природе права как регуляторе справедливом, общесоциальном, интегративном, упорядочивающем общественные отношения по пути прогресса;
- правильного, всеобъемлющего восприятия тех принципов права, которые возникают в результате закрепления ценностей регулируемых сфер общественных отношений, особенно нравственной, политической, экономической, экологической - то, что в теории права именуется принципами права в широком смысле (нравственно-правовые, политико-правовые и т.д.);
- четкого уяснения собственно-правовых принципов как специфических правовых ценностей (юридическая точность в определении круга субъектов правоотношений, их прав, обязанностей, гарантий; обеспечение единства прав и обязанностей и т.д.);
- тех ценностей, которые сопряжены с искусством формулирования правовых норм, форм их выражения (источников), структуры, отлаженной процедуры установления и реализации норм права;
- системы правового воспитания;
- конечных общих юридических результатов - правовой законности и правового порядка. [2]
Глава 2 Анализ методик исследования
2.1. Метод анализа документов
Трудно представить себе современное социологическое исследование, в котором не использовались бы документальные источники для получения исторической информации. Даже в простейших видах опросов социолог, как минимум, использует статистические документы для обоснования выборочных процедур. Методы анализа документов уступают в популярности только методам опроса, а в некоторых направлениях социологических исследований именно анализ документальных источников является преобладающим.
Именно анализ данных служит основой для формирования гипотез, которые затем проверяются методами опроса, наблюдения. Анализ документов дает исследователю возможность увидеть многие важные стороны социальной жизни, помогает установить нормы и ценности, свойственные определенному обществу в определенный исторический период, получить сведения, необходимые для описания тех или иных социальных структур, проследить динамику взаимодействия между различными социальными группами и отдельными людьми и т. д. Вместе с тем, анализ данных как метод сбора первичной социальной информации в социологическом исследовании обладает и рядом недостатков. Возникают некоторые проблемы при применении данного метода. Теперь я хотела бы очертить преимущества и недостатки метода анализа документов. Методы анализа документов чрезвычайно многообразны и непрерывно пополняются и совершенствуются. Однако, проанализировав литературу нескольких авторов, мы пришли к выводу, что во всем этом многообразии можно выделить два основных типа анализа: традиционный (классический) и формализованный (количественный контент-анализ).
В.А.Ядов пишет: "Под традиционным (классическим) анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения принятой исследователем в каждом конкретном случае.
Интересующая социолога информация, заложенная в документе, обычно присутствует там в скрытом виде. Проведение традиционного анализа означает преобразование первоначальной формы этой информации в необходимую исследовательскую форму. Фактически, это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование.
Традиционный классический анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документа: этот анализ стремиться как бы до конца проникнуть вглубь документа, исчерпать его содержание.
Основной слабостью этого метода является субъективность. Как бы ни был добросовестен исследователь, как бы не старался он предельно беспристрастно рассмотреть материал, интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективна.
Анализ документа в рамках каждого исследования есть самостоятельный творческий процесс, зависящий от формы и содержания самого документа, целей и условий проведения исследования, богатства опыта и творческойинтуиции исследователя".
Как замечает В.А.Ядов: "Желание избавиться от субъективности традиционного анализа породило разработку принципиально иных, формализованных, или, как часто их называют, количественных методов анализа документов (контент-анализ).
Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые, признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Основные методики были сформулированы английскими социологами Г. Лассуэллом и Б. Барельсоном. Техника контент-анализа находит широкое распространение в социальных исследованиях.
Применявшиеся вначале для изучения эффективности массовой пропаганды, этот прием стал ныне сильным средством анализа всевозможных официальных документов. Контент-анализ применяют также в практике изучения писем, поступающих в различные организации и органы управления, в политологии, в социальной психологии и педагогике и т.д.
Хотя контент-анализ представляет собой относительно недорогой метод, опирающийся на доступные базы данных, и хотя при его проведении мы не рискуем столкнуться со сложностями и весьма специфическими проблемами (кроме тех случаев, когда анализу подвергается информация конфиденциальная или засекреченная), нам все же надо проявлять определенную внимательность чтобы избежать кое-каких трудностей, заключенных в этом методе.
В практической реализации этой методики возникает ряд методологических проблем. Одна из наиболее существенных-принципы категоризации материала, выяснение оснований для классификации ключевых узлов. Эта задача решается в зависимости от целей конкретного исследования.
Основная трудность при работе с доступными (т.е. нецелевыми) документами-умение читать данные на языке гипотез исследования. Ведь документ был составлен вовсе не для того, чтобы проверить гипотезы социолога. Поэтому, прежде чем анализировать документальные материалы по существу, социолог вынужден проделать утомительную работу поиска в документе индикаторов (признаков) ключевых понятий исследования.
Количественный подход может содействовать выявлению устойчивых тенденций в стратегии пропаганды, определению в ней наиболее важных тем, направлений, задач. Однако здесь возникает опасность просмотреть определенные сдвиги в ее стратегии, которые могут быть выражены в незначительных на первый взгляд высказываниях.
Поэтому количественный анализ должен постоянно дополняться качественным. На основании последнего могут быть изложены определенные уточнения и усовершенствованы способы количественного анализа.
Качественный анализ документов-необходимое условие для всех количественных операций. Но прежде следует заметить, что квантификация текстов далеко не всегда целесообразна.
В каких случаях не следует прибегать к количественному анализу? Видимо, это неразумно, если мы имеем дело с уникальными документами, где главная цель изучения-всесторонняя содержательная интерпретация материала. Не следует обращаться к количественному анализу, если перед нами описания весьма сложных явлений, если документальных данных недостаточно для обработки или они неполные (нерепрезентативны).
Документы нередко выступают в качестве главного источника информации, дополняемой опросом и прямым наблюдением. Обычно это материалы прессы, а так же письма читателей, статистические отчеты, карточки персонального учета (например, библиотечные формуляры, при изучении читательского спроса), рекламные тексты, политические листовки и т.д.
Социолог должен проявить порой недюжинную изобретательность в поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных. Использование личных, или, как иногда говорят, "человеческих" документов, в теоретической парадигме жесткого, например структурного, анализа более ограничено. При их применении возникает ряд трудностей. Например, существует трудность получения личных документов, нет гарантии достоверности информации, содержащейся в личных документах, отсутствие репрезентативности, существует опасность искажения материала личных документов исследователем, при изучении человеческой деятельности в документах часто выражается не процесс, но лишь результат и т.д.
Но с другой стороны, такие материалы хороши для социально-психологических и педагогических исследований. Личные документы-прекрасная база для жанра социологического эссе. Большой популярностью в Польше пользуются своеобразные конкурсы сочинений или биографий, объявляемые через газету. Итоги анализа таких материалов публикуются в виде полусоциологических-полужурналистских очерков, ставящих подчас весьма острые и серьезные проблемы.
Наиболее важная проблема при анализе официальных документов состоит также в определении степени доверия к этим документам. То, что они носят официальный характер, еще не является никоим образом условием объективности содержащейся в них информации.
При анализе документов социолог должен сохранять свою нейтральность к ситуации, потому что исследователь может потерять способность правильно оценивать ситуацию и может возникнуть опасность его субъективной оценки. С другой же стороны, заинтересованность исследователя, наличие дополнительных знаний о явлениях может помочь ему более детально и более обширно разобрать исследуемую ситуацию. Поэтому проблема субъективной оценки исследователя является очень серьезной, и каждый социолог сам для себя должен ее определить и найти свой правильный стиль поведения.
В целом, анализ документов-очень важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом. [22]
2.2. Методика опроса
Опрос – распространенный конкретно-социологический метод получения эмпирических данных. Он относительно широко применяется в криминологических и социально-правовых исследованиях в целях изучения различных аспектов общественного мнения граждан, избирателей, работников юридических учреждений, правонарушителей, потерпевших, осужденных, заключенных и т. д. Он позволяет: 1) собрать сведения, которых нет в официальной отчетности и других материалах, 2) за короткий срок и при небольших затратах сил и средств опросить репрезентативные (представительные) группы изучаемых лиц, 3) формализовать его проведение, чтобы облегчить обобщение и анализ получаемых сведений.
Посредством опроса выявляются: общественное мнение о причинах преступлений и правонарушений, латентных преступлениях, эффективности профилактических мероприятий и мер уголовного наказания; отношение опрашиваемых к нравственно-правовым ценностям, праву, установленному правопорядку, служебным обязанностям; настроения, правосознание, социальные ориентации и мотивация правонарушителей, истцов, ответчиков, пострадавших и т. д. Опрашиваться могут любые лица, которые способны пролить какой-то свет на изучаемую проблему. Опросы имеют форму бесед, интервью и анкетирования1. К методам опроса, по существу, можно отнести методы социометрии, позволяющие изучать систему связей и отношений в формальных и неформальных группах, методы тестовых испытаний и другие проективные методики.
1. Беседа с лицами, мнение которых изучается, проводится по хорошо продуманному плану в форме свободного общения. Она требует от исследователя предварительной подготовки и умения устанавливать с опрашиваемыми психологический контакт. Он может быть достигнут не сразу, поскольку исследователь социально-правовых и криминологических явлений часто вынужден вторгаться в такие сферы жизни, раскрытие которых не всегда желательно для опрашиваемых. В целях установления доверия опрашиваемого, что гарантирует получение его действительного мнения, исследователь должен строго соблюдать правила психологического такта. Поэтому не всегда рекомендуется записывать беседу с опрашиваемым. Это целесообразно сделать после, по памяти.
Преимущество данного метода – возможность уточнить и углубить изучаемые вопросы в процессе проведения беседы, его недостатки – трудоемкость и малая возможность формализации, что затрудняет дальнейшую обработку и обобщение полученных сведений. В практике правоохранительных органов, судов, адвокатур и других юридических учреждений беседа как неформальный способ получить соответствующие сведения имеет широкое распространение. В данном случае речь идет о целенаправленной беседе с многими респондентами для изучения их мнения по интересующим нас вопросам.
2. Интервью – представляет собой ту же целенаправленную беседу, ведущуюся по строго разработанным вопросам. Грань между интервью и беседой, как формами изучения общественного мнения, условна. Интервью в отличие от беседы скоротечно, более жестко запрограммировано и содержит ограниченное число вопросов. Этот вид опроса позволяет в короткий срок охватить большие контингенты опрашиваемых и получить относительно сопоставимые результаты для последующего обобщения и анализа. При проведении интервью меньше возможностей установить надежный психологический контакт, что может отразиться на качестве полученных данных. Интервью делят на несколько видов: а) свободное, б) стандартизированное, в) панельное и г) групповое.
Свободное интервью – упрощенный вариант направленной беседы, где опрашиваемому предлагается круг вопросов, в плане которых он ведет свободный рассказ, уточняемый исследователем. Данный вид интервью чаще всего используется при углубленном изучении сложных вопросов, например при изучении личности правонарушителей, а также в целях уточнения формулировок вопросов для других, более формализованных видов опроса.
Стандартизированное (формальное) интервью предполагает строго сформулированные вопросы, задаваемые по возможности в одинаковой форме. Ответы на них должны быть четкими и точными, их желательно фиксировать в виде одного из предусмотренных вариантов: выразить словами «да», «нет», записать в балльной (1, 2, 3, и т.д.) или знаковой (+ –) системе. Такие ответы позволяют быстро записать их и получить хорошо сопоставимые результаты для обобщения и анализа общественного мнения значительного количества лиц.
Панельное интервью представляет собой неоднократное общение с одними и теми же лицами (или одним и тем же контингентом лиц) через определенные промежутки времени в целях установления динамики их взглядов и мнений. Данный вид интервью может быть использован, например, при изучении правосознания осужденных к лишению свободы и другим видам уголовного наказания до отбытия наказания и после освобождения от него, или отношения к воинскому порядку призывников, военнослужащих и уволенных в запас.
При групповом интервью исследователь получает мнение группы, которое не всегда выражает мнение большинства. Групповое мнение нередко формируется под влиянием внушений, подра-жания, конформизма и иных социально-психологических явлений, где определяющую роль играют взгляды, оценки и ориентации лидеров. Этот вид интервью может использоваться для криминологического изучения мнений формальных и неформальных групп, но он мало пригоден для выявления индивидуальных взглядов и ориентации.
3. Анкетирование – один из наиболее распространенных и эффективных методов сбора первичной социологической и статистической информации. Анкетирование по сравнению с беседой и интервьюированием представляет собой как бы следующую ступень еще более жестко запрограммированного опроса. Применительно к изучению деятельности судов, милиции, прокуратуры, при изучении виктимизаиии (жертв преступлений) или причин преступлений анкета содержит в себе комплекс взаимосвязанных вопросов, имеющих юридическое значение, на которые нужно получить ответы опрашиваемых лиц.
В практике криминологических исследований широко используются анкетные бланки, куда в виде ответов на вопросы заносятся результаты программируемого изучения уголовных дел и других документов. Данный метод, не являясь опросом в собственном смысле этого слова, также получил условное название анкетного. Он был особо широко распространен в 60–70-е гг., когда криминология накапливала эмпирический материал после своего второго рождения для дальнейшего развития. В настоящее время ВНИИ МВД РФ при прогнозировании преступности наряду с разными прогностическими методиками использует экспертный опрос криминологов, социологов, психологов, экономистов и других специалистов о возможных тенденциях преступности, который также осуществляется в виде анкетирования.
Анкета не имеет жесткой формы. Однако при ее разработке желательно соблюдать некоторые требования. Содержание вопросов, их последовательность и количество зависят от целей исследования и применяемой процедуры при данном виде опроса. В структуре анкеты могут быть условно выделены вводная, статусная, основная и заключительная части.
Во вводной части формулируется обращение к опрашиваемым, условия опроса и правила дачи ответов на поставленные вопросы. Статусная часть содержит вспомогательные вопросы о социально-демографическом положении опрашиваемого, данные о котором, по мнению исследователя, помогут более правильно оценить результаты опроса. Например, такое мнение доминирует среди студентов, такое – среди предпринимателей, такое – среди наемных рабочих и т. д. В основной части помещаются главные вопросы, имеющие непосредственное отношение к теме изучения. В заключительной части опрашиваемому может быть предоставлена возможность свободно высказаться по изучаемой проблеме. Такие высказывания обычно служат хорошим материалом для формирования новых вопросов при последующих исследованиях.
Статусная и заключительные части не являются обязательными. Вопросы о социально-демографических данных, например, при анонимном опросе, могут насторожить респондента, и он не выскажет своего действительного мнения, а наличие свободных высказываний в заключительной части затрудняет обобщение. Поэтому, исходя из задач и целей исследования, эти части иногда опускаются. Вводная часть также может быть опущена, если исследователь имеет возможность устно разъяснить опрашиваемым порядок заполнения анкеты. При личном проведении опросов в школах, институтах, учреждениях и т. д. такая возможность всегда имеется.
Вопросы основной части анкеты подразделяются на три вида: а) дихотомические, б) открытые и в) закрытые. Дихотомические вопросы требуют однозначных ответов «да», «нет». Например, «раскаиваетесь ли вы в совершении преступления (да, нет)?» В юридических анкетах такие вопросы применятся редко. В некоторых случаях они уточняются дополнительным вопросом: «Если да (нет), то объясните, почему?», на который опрашиваемый дает самостоятельный ответ. Открытые вопросы предполагают ответы в произвольной форме. Они обеспечивают полноту информации, но чрезвычайно затрудняют ее обработку и применение ЭВМ. Поэтому при массовом анкетировании граждан или осужденных количество открытых вопросов должно быть минимальным. Закрытые вопросы ограничивают возможность опрашиваемого предлагаемой серией готовых ответов. Он выбирает из них тот, который соответствует его мнению. В зависимости от полноты ответов некоторые вопросы могут быть закрытыми полностью или частично. Например, вопрос: «Были ли у вас до совершения преступления административные правонарушения, за которые вы наказывались, если да, то какие?» -- может быть полностью закрыт рядом ответов: 1) нет, 2) да, 3) за нарушения правил дорожного движения, 4) за порубку деревьев, 5) за пьянство, 6) за иные правонарушения. Последний ответ может предусматривать получение дополнительной информации, если его сформулировать так: «За другие правонарушения (указать какие)». В связи с этим предлагаемый вопрос приобретает характер частично закрытого.
В анкетных опросах, проводимых в правоохранительных органах и судах, встречаются закрытые вопросы с набором ответов, которые опрашиваемые должны занумеровать в порядке предпочтений. В частности, при изучении мнений молодых судей об их профессиональной деятельности стоял и такой вопрос: «Какие качества и свойства личности из числа перечисленных наиболее противопоказаны судебным работникам?» Ниже столбцом в алфавитном порядке были указаны десять характерологических черт: бестактность, грубость, категоричность, нерешительность, неуравновешенность, предвзятость, самоуверенность и т. д. Против каждого из перечисленных качеств опрашиваемый ставил цифру от 1 до 10, ранжировав их в порядке своих антипатий от более отрицательного к более терпимому. Вопросы подобного рода задаются и правонарушителям при изучении их взглядов, ценностных ориентации, предпочтений и ожиданий. Этот метод иногда именуется методом ранговых оценок.
Вопросы анкеты по своей форме и функциям бывают прямые и косвенные, личные и безличные, основные, контрольные и дополнительные. Все они требуют четкой формулировки, однозначности, простоты понимания. Несоблюдение данных требований может привести к ошибочным и неточным ответам, а в конечном итоге – к необъективным результатам изучения. В целях уточнения вопросов и проверки планируемой процедуры опроса анкету можно опробовать (произвести пилотаж анкеты) на каком-то количестве исследуемых.
Рассматриваемый вид опроса по процедуре проведения делится на очный и заочный, сплошной и выборочный, открытый и анонимный. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки. Очный опрос, например, может быть более качественным, но требует больших затрат сил и средств. Разновидность очного опроса – опрос по телефону. В этом случае затраты снижаются и повышается оперативность опроса. Неслучайно центры изучения общественного мнения широко используют именно эту разновидность опроса. При заочном анкетировании, позволяющем охватить большие массы респондентов, живущих в разных местах,бывает небольшой процент возврата распространенных анкет. В ответах на них чаще встречаются ошибки и неточности.
В целях контроля результаты очного опроса важно соотнести с некоторыми объективными показателями, что является положительной стороной, но при таком интервьюировании не каждый респондент способен прямо высказать свое действительное мнение. Анонимный опрос (опрашиваемый не ставит своей фамилии в анкете) позволяет выявить действительные мнения и взгляды анкетируемых. Выбор процедуры зависит от целей изучения и возможностей исследователей. Для изучения непосредственных причин преступлений, например, наиболее приемлемы очные и заочные выборочные анонимные анкетные опросы.
Анкетный метод в криминологии и в праве по сравнению с другими формами опроса имеет ряд преимуществ. Он позволяет: 1) произвести обследования достаточно больших групп граждан, должностных лиц или правонарушителей в короткий срок и с наименьшей затратой сил и средств; 2) максимально формализовать опрос, обеспечив достаточную сопоставимость данных, их статистическую обработку и анализ, в том числе и на ЭВМ; 3) соблюсти анонимность ответов, способствующих выявлению действительного мнения респондентов. К недостаткам этого метода относятся: 1) жесткая определенность вопросов, не позволяющих в конкретных случаях углубить опрос; 2) невозвращение опрашиваемыми значительной части анкет и наличие в них ошибок и неточностей; 3) возможность взаимных влияний на мнение опрашиваемых при организованных опросах в учебных и трудовых коллективах. Главный же недостаток анкетирования, как и иных форм опроса, – это субъективный характер получаемых сведений. Поэтому оценка их достоверности возможна лишь на основе критического подхода и сопоставления со статистическими и иными объективными показателями. [7]
2.3. Характеристика респондентов
Обоснование выбора респондентов (я опросила 30 подростков, 17 девочек и 13 мальчиков, возраст около 15-17 лет, которые обучаются в школе. Я была уверенна, что они справятся с анкетой и ответят на вопросы честно. Сделав выводы я поняла , что уровень правовой культуры подростков не велик. Только 50% опрошенных подростков знают о своих правах. Я считаю, что в учебных заведениях как можно чаще необходимо проводить разъясняющие беседы ,и тогда правовой уровень культуры подростков увеличится.)
Таблица 1 – Характеристика респондентов
Критерии социально-демографической характеристики | Девочки в возрасте от 13 до 18 лет | Мальчики в возрасте от 13 до 18 лет | Количество опрошенных девочек | Количество опрошенных мальчиков |
1.Место жительства | г. Тамбов | г. Тамбов | Число опрошенных девочек составляет 17 человек. | Число опрошенных мальчиков составляет 13человека. |
2. Социально-правовой статус: Ученик (цы) | ученицы | ученики | ||
Все респонденты обладают отзывчивостью, определенными знаниями и моральными качествами. | ||||
3.Работа | безработные | безработные | ||
4.Учащаяся (школа, техникум) | обучаются в школе | обучаются в школе | ||
5.Семейное положение: | не замужем | не женаты |
Глава 3. Практика выявления уровня правовой культуры подростков
3.1. Общая статистика уровня правовой культуры подростков
Ограничение возможности реализации подростками своих прав, связано как с несовершенством правовой системы и ее функционирования, так и с уровнем правосознания молодежи. Влияние этих факторов оценивалось на основе данных анализа ответов на вопрос: «Что из перечисленного и в какой степени мешает подросткам реализовывать свои права?». Большинство респондентов нарушение своих прав связывают в первую очередь с отношением к подросткам в стране, с равнодушием со стороны руководителей разного уровня. Отмечает влияние данного фактора в большой степени каждый второй подросток (50,3%). Отсюда, по их мнению, бездеятельность правоохранительных органов (46,6%); невнимание со стороны общественных организаций (42,9). Почти половина ответивших (44,8%) сказали, что им мешает неумение постоять за себя, отсутствие навыков отстаивания своих интересов, что свидетельствует об осознании подростками состояния собственной беспомощности перед официальными органами, бесполезности предпринимать какие бы то ни было действия. Иначе говоря, почти половина подростков не ощущают себя активным субъектом правовых отношений. Характерно, что причину такого положения они видят не в недостатках действующего законодательства.
Белорусские подростки проявляя лояльность к системе, в меньшей мере, чем россияне, связывают основную причину нарушения собственных прав с недостатками деятельности правоохранительных органов. У них четко прослеживается стремление рассматривать ведущим фактором реализации своих прав самоорганизацию. Поэтому нарушение прав в большей степени связывают с неумением постоять за себя (47,9%) и недостаточно эффективной деятельностью общественных организаций (40,8%), то есть для них более характерно тенденция к проявлению субъектности и самоорганизации в процессе реализации своих прав.
Исследование показало расхождение ответов подростков с оценками экспертов, которые видят главные препятствия успешной реализации права, прежде всего, в низком уровне молодежного правового сознания (77,4%). Вместе с тем, эксперты ставят на второе место незаинтересованность администрации, подчеркивают важность административного ресурса в защите прав подростков. Высоко оценивается ими значимость молодежной самоорганизации. Неэффективность деятельности общественных организаций отметили 60,7%, а правоохранительных органов в ряду экспертных оценок заняла последнее, 5-е место. Таким образом, если подростки основные причины нарушения своих прав видят во внешних факторах, то эксперты – в самих подростках, не способных постоять за себя – 52,4%. При этом, белорусские эксперты чаще делают акцент на самоорганизации, поставив ее на 2-е место; российские эксперты 2-е место отдали несовершенству действующего законодательства. Тем самым, российские эксперты, отмечая необходимость саморегуляционных механизмов в правовых отношениях молодежи, видят возможности их успешного функционирования не в стихийных формах, а путем институционализации.
Сравнительный анализ результатов экспертного опроса показал, что действующее законодательство по таким правам молодежи как право на образование, на участие в культурной жизни и в научном прогрессе, пользования его благами белорусские эксперты оценивают заметно выше, чем российские, особенно в сфере образования. Выше среднего уровня оценили его 68,6% белорусских экспертов и 20,4% российских. В то же время известную озабоченность у них вызывает состояние законодательства в области экономических прав (ниже среднего уровня оценили его 48,6% белорусских экспертов и 40,9% российских), а также права на информацию, на свободу убеждений.
Таким образом, сравнительный анализ правовой культуры российских и белорусских подростков позволил выявить как общие, так и особенные ее характеристики. Общие характеристики доминируют в правовом сознании и поведении большинства россиян и белорусов, что объясняется исторически сформировавшейся социокультурной близостью наших народов. Вместе с тем, разные стратегии реформирования, осуществляемые в России и Беларуси в постсоветский период, не могли не отразиться и на возможностях реализации прав молодежи, и на уровне ее правовой культуры. [24]
3.2. Анализ результатов анкетирования
Опрос респондентов показал следующие результаты. На вопрос знают ли подростки о своих правах: 50% ответили, что знают, 13% - не знают, 37% -знают частично. О своих правах подростки узнали: 57% - в учебном заведении,30% от окружающих людей,7%-СМИ,6% написали свой вариант. На вопрос проводят ли с ними разъясняющие беседы о правовой культуре подростков: 30% - ответили да, 7% - нет, 3% -никогда не проводили,60% - проводят иногда. Как подростки относятся к правоохранительным органам: 94% - считают, что нужны, 3%-думают, что не нужны,3% - затрудняются ответить. Помогают адвокаты людям: 70% -ответили да,7% - нет, 20% – зависит от ситуации,3% - затрудняются ответить. Может ли подросток высказывать свое мнение: 90% - думаю, что да, 10% - иногда. Выбирая образование: 43% - выбирают сами,47% - прислушиваются к родителям, 10% - все равно где учиться. Если подросток получает высшее образование и ему платят стипендию, может ли он ей распоряжаться:94% - ответили да,3% - не знают,3% - не может распоряжаться. Мальчику 15 лет, может ли он во время летних каникул устроиться на работу без согласия родителей:73% - не может,20% - может,7% - не знают. Самым главным правом ,по мнению подростков ,является:33% - право на жизнь,10% - право на личную неприкосновенность, 7%- право на свободу, 20% - не знают, 30% - право на получение бесплатного образования в школе.
Таблица 2 – Результаты опроса
1)Знаете ли вы, какие у вас права? | Да 50% | Не знаю 13% | Частично 37% | Меня это не интересует 0% |
2)откуда вы узнали о своих правах? | Учебное заведение 57% | СМИ 7% | От окружающих людей 30% | Свой вариант 6% |
3)Проводят ли с вами разъясняющие беседы о правовой культуре подростков? | Да 30% | Нет 7% | Никогда не проводили 3% | Проводят иногда 60% |
4)Как вы относитесь к правоохранительным органам? | Они нужны 94% | Они не нужны 3% | Общество могло бы существовать и без них 0% | Затрудняюсь ответить 3% |
5)Как вы думаете, помогают адвокаты людям или нет? | Да 70% | Нет 7% | Зависит от ситуации 20% | Затрудняюсь ответить 3% |
6)Может ли подросток высказывать свое мнение? | Конечно 90% | Нет 0% | Иногда 10% | Не знаю 0% |
7)Выбирая образовательное учреждение вы: | Выбираю сам 43% | Прислушиваюсь родителей 47% | Все – равно где учиться 10% | - |
8)Вы получаете высшее образование и за хорошие успехи в учебе, вам выплачивают стипендию. Можете ли вы свободно распоряжаться этими деньгами? | Думаю, что да 94% | Думаю, нет 3% | Не могу ответить 3% | - |
9)Коле 15 лет, могут ли его взять на работу во время каникул без согласия родителей? | Думаю, да 20% | Думаю, нет 73% | Не знаю 7% | - |
10)Какое право, по вашему мнению, является главным для подростков? | Право на жизнь 33% | Право на личную неприкосновенность 10% | Право на свободу слова 7% | Право на получение бесплатного образования 30% |
Не знаю 20% |
3.3. Методы повышения уровня правовой культуры подростков
Правовое воспитание и правовое обучение являются одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав, в борьбе против произвола и беззакония должностных лиц.
Однако в настоящее время в нашей стране отсутствует налаженная система правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности. Негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост социальных девиаций, деформаций правосознания, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. В этих условиях образование, просвещение, распространение правовых знаний, воспитание уважения к правопорядку и законности у всего населения страны приобретают огромное значение.
С учетом значимости правового образования как важнейшего фактора социализации личности, как условия построения правового государства в последние годы усилилось внимание к изучению вопросов права среди детей и подростков в системе обществоведческого образования. В настоящее время правовое образование существует в школьных учебных курсах в двух формах - интегративной и профильной (модульной). Это нашло отражение как в создании учебников по праву для факультативных курсов, так и в более широком включении правоведения в курсы обществознания. Правовые курсы также включаются в региональные и школьные учебные планы.
Также необходимо расширить и усовершенствовать систему учебных заведений, ведущих подготовку профессиональных юристов. Речь идет и о среднеспециальных, и о высших учебных заведениях и факультетах. Наряду с этим важно осуществлять правовое образование в учебных заведениях неюридического профиля. Особое место должно занять правовое образование и просвещение государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека.
Такая систематическая юридико-воспитательная работа тем более необходима, что в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании все еще широко распространены стереотипы нигилистического отношения к праву и государству.
По мере исторического развития разновидных культур, общей культуры в целом и иных культурологических факторов неуклонно повышается и уровень правовой культуры. В этом заключается основная закономерность правовой культуры. На ее развитие влияет политическая система, ее режим, господствующая идеология, юридическая наука, юридическая практика, юридическое образование, правовое воспитание. В конечном счете развитие правовой культуры предопределяется уровнем экономической системы, материальными и экологическими условиями жизни людей.
Неуклонное повышение всемирной правовой культуры отнюдь не означает, что в каждой отдельно взятой стране этот процесс непрерывен. Могут и, как правило, бывают зигзаги в развитии культуры вообще, правовой культуры в частности. Диктаторский политический режим, обычно сопровождающийся правовым нигилизмом, не только тормозит, но и отбрасывает назад правовую культуру данного общества. Поэтому при общем всемирном процессе повышения правовой культуры ее состояние в конкретной стране может быть различным. Правовая культура может периодически находиться на высоком, среднем и низком уровне ее развития.
Что же касается уровня правовой культуры отдельного человека, то в каждом обществе на всех этапах развития его правовой культуры различные индивиды находятся на совершенно разных уровнях (низком, среднем, высоком), в зависимости от комплекса факторов, персонально относящихся к его воспитанию, образованию, интеллектуальным способностям, профессиональной деятельности, материальным условиям, образу жизни и прочим конкретным обстоятельствам. [2]
Рисуем "Осенний дождь"
Никто меня не любит
Денис-изобретатель (отрывок)
Выбери путь
Загадочная система из шести экзопланет