Какие тела встречаются в природе? Тела бывают: одушевлённые и неодушевленные, искусственные и естественные. Одушевленные тела это организм человека или животного в его внешних и физических формах. Все что нас окружает это тела живой и неживой природы.
Вложение | Размер |
---|---|
учебный проект "Тела и вещества вокруг нас" | 350.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОТКРЫТАЯ
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Секция "Химия"
Тела и вещества вокруг нас
Ставропольский край
Изобильненский район
п.Солнечнодольск
Бульвар Школьный 4
(886545) 31296
Автор Мостовая Екатерина Федоровна
Ученица 5 класса
Научный руководитель Мостовая Алла Николаевна
учитель биологии МКОУ «СОШ№16» ИМРСК
высшая категория
п. Солнечнодольск
2013г
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………4
2. Основная часть.
Изучение теоретического материала, связанного с выбранной темой исследования…………………………………………………………..5
2.1. Свойства тел………………………………………………………5
2.2. Свойства веществ…………………………………………………5
2.2.1. Простые и сложные вещества………………………………….5
2.2.2. Три состояния веществ…………………………………………6
2.2.3. Органические и неорганические вещества……………………7
3. Практическая часть…………………………………………………8
3.1. Пронаблюдаем три состояния вещества……………………..….8
3.2. Распознаем среду жидких веществ…………………………...….8
3.3. Опыт доказывающий, что при нагревании веществ вещества
расширяются………………………………………………………… 9
4. Выводы и результаты………………………………………………9
5. Литература………………………………………………………… 10
Мы живем в мире веществ и тел. Этот мир также многообразен и уникален, как и мир людей. В окружающем нас мире большинство материалов представляют собой смеси различных веществ. Так, большинство горных пород и многие минералы являются смесями.
Наша пища и живые организмы, использующие природу как арену для своей деятельности (и часто сами являющиеся пищей для других живых организмов), представляют собой чрезвычайно сложные смеси органических соединений. Вкус апельсина, например, обусловлен присутствием сотен различных веществ. Задумывались ли вы когда-нибудь над таким вопросом, а из каких веществ состоит человек? Какие вещества называют органическими, а какие неорганическими. В каких состояниях в природе могут находиться вещества?
Цель: познакомиться со свойствами веществ и тел.
Задачи:
Выяснить, почему разных веществ в природе во много раз больше, чем видов атомов.
Узнать в чем сходство органических и неорганических веществ.
В каких состояниях в природе могут находиться вещества.
Узнать какова среда жидких веществ.
Гипотеза
Если органические и неорганические вещества имеют сходство в свойствах, следовательно имеют одинаков происхождение.
Теоретическая значимость проекта
Знакомство с веществами поможет расширить кругозор и знания о веществах, повысить интерес к исследовательской деятельности.
Актуальность исследования
Изучение свойств веществ не только повышает кругозор, но и позволяет определить области их применения. Данные исследования мы можем проиллюстрировать на уроках природоведения. Опыты с растворением веществ можно применять на уроках рисования.
2. Основная часть.
Изучение теоретического материала.
2.1 Свойства тел.
Какие тела встречаются в природе? Тела бывают: одушевлённые и неодушевленные, искусственные и естественные. Одушевленные тела это организм человека или животного в его внешних и физических формах. Все что нас окружает это тела живой и неживой природы.
Тела обладают свойствами размер, форма, температура, определенная масса, цвет, это основные характеристики физических тел. Тела бывают естественные и искусственные, искусственные тела созданы человеком.
Физические тела – любые предметы, имеющие форму и объем.
Например, физическими телами являются самые разнообразные предметы: алюминиевая ложка, гвоздь, бриллиант, стакан, полиэтиленовый пакет, айсберг, крупинка поваренной соли, кусок сахара, дождевая капля. А воздух? Он постоянно находится вокруг нас, но мы не видим его формы. Для нас воздух – это среда. Другой пример: для человека море – это хотя и очень большое, но все же, физическое тело – оно имеет форму и объем. А для рыбы, которая в нем плавает – море – это, скорее всего, среда.
Из своего жизненного опыта вы знаете, что все, что нас с вами окружает, из чего-то состоит. Учебник, который лежит перед вами, состоит из тонких листов с текстом и более прочной обложки; будильник, который будит вас по утрам, – из множества разнообразных деталей. То есть мы можем утверждать, что учебник и будильник представляют собой систему.
http://ru.wikipedia.org/wiki/,
http://www.chem.msu.su/rus/school/zhukov1/01.html
2.2.1. Простые и сложные вещества.
Люди давно догадывались о том, что вещества состоят из отдельных мельчайших частиц. Их называют атомами. В подавляющем большинстве случаев атомы не существуют по одиночке, а объединяются в группы – молекулы
http://ru.wikipedia.org/wiki/,
http://www.chem.msu.su/rus/school/zhukov1/01.html.
Атомы и молекулы чрезвычайно малы: в любом крошечном кусочке вещества, который мы в состоянии разглядеть (например, в пылинке) содержится больше атомов, чем звезд во всей нашей Галактике. По сравнению с многообразием веществ число атомов весьма ограничено. Атомы могут различным образом соединяться друг с другом. Как из букв алфавита можно составить сотни тысяч слов, так из одних и тех же атомов образуются молекулы или кристаллы огромного количества различных веществ, из которых состоит окружающий мир.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%EB%E5%EA%F3%EB%E0,
http://www.chem.msu.su/rus/school/zhukov1/01.html)
Молекула - это наименьшая частица вещества, определяющая его свойства и способная к самостоятельному существованию. Молекулы построены из атомов.
Вещество (например, сахар) можно размолоть на самой тонкой мельнице и все равно каждая крупинка будет состоять из огромного количества одинаковых молекул сахара и сохранит все известные нам свойства этого вещества. Даже если раздробить вещество на отдельные молекулы, как это происходит при растворении сахара в воде, то вещество продолжает существовать и проявлять свои свойства (в этом легко убедиться, попробовав раствор на вкус). Значит, самостоятельно существующая молекула сахара - это еще вещество под названием "сахар" (пусть даже очень маленькое количество этого вещества). Но если продолжить дробление дальше, то придется разрушить молекулы. А разрушив молекулы или даже отняв у них по паре атомов (из трех десятков, составляющих молекулу сахара!), мы уже разрушаем само вещество. Конечно, атомы никуда не исчезают - они начинают входить в состав каких-то других молекул. Но сахар как вещество при этом перестает существовать - он превращается в какие-то другие вещества.
Воздух, как и все вещества, состоит из мельчающих движущихся частиц- молекул. Молекулы при нагревании удаляются одна от другой.
Приложение 2 Рисунок 1
Воздух состоит из атомов азота, кислорода и смеси газов
2.2.2. Три состояния веществ
Большинство веществ обычно находится в одном из трех агрегатных состояний: твердом, жидком или газообразном. При нагревании или охлаждении молекулярные вещества могут переходить из одного агрегатного состояния в другое. Приложение 2 Рисунок 2
Твердое тело имеет собственную форму и объем. Молекулы в твердом теле строго упорядочены. Частицы, составляющие кристалл, расположены в определенном порядке и на определенном расстоянии друг от друга. Жидкости меняют свою форму, но сохраняют объем. Молекулы в жидкостях не имеют структуры. газы не имеют собственной формы и постоянного объема. Рисунок 3
http://ru.wikipedia.org/wiki/, http://structuresubstan.narod.ru/5.htm,
2.2.3. Органические и неорганические вещества.
Органические вещества, органические соединения это соединения, в состав которых входит углерод. Органические соединения обычно построены из цепочек атомов углерода.
Неорганическое вещество или неорганическое соединение — это химическое вещество, химическое соединение, которое не является органическим, то есть оно не содержит углерода.
Органические и неорганические вещества имеют общие и различные свойства. Неорганические вещества растворяются в воде и впитываются растениями. В растениях неорганические вещества меняют свое состояние и переходят в органическое вещество. Это тот же самый химический элемент, но его связи меняются после того, как из жидкости он попадает в клетку растения, т.е. в структуру растительного вещества. Органические вещества, попадающие с растительной пищей в организм человека и животных, идентичны химическим элементам живой материи. Усваиваясь организмом из растительной пищи, химические элементы сохраняют природные свойства живой материи, т.е. органическое состояние.
http://ru.wikipedia.org/wiki/, http://ru.wikipedia.org/wiki/
3.1. Пронаблюдаем три состояния вещества.
Мы узнали, что есть твердые и жидкие вещества, теперь пронаблюдаем, превращение твердых веществ в жидкие и наоборот.
1. Берем кусочек льда и оставляем его в теплом месте, через некоторое время лед превращается в воду.
2. Нагреваем эту воду до кипения и вода превращается в пар, газообразное состояние воды.
3.2. Распознаем среду жидких веществ.
Определяем среду жидкого вещества с помощью лакмусовой бумаги. Для исследования представлены: вода, лимон, раствор соды.
1).вода
2).лимон
3).раствор пищевой соды
1. Определяем среду воды с помощью лакмусовой бумаги. Опускаем в воду кусочек лакмусовой бумаги. Цвет бумаги не изменился. Значит среда вещества нейтральная. Приложение 3 Фотография 1
2. Распознаем среду лимона. Лакмусовую бумагу мы кладем на лимон. Бумага посинела, значит лимон имеет кислую среду
3. Распознаем среду пищевой соды. В стакане растворяем чайную ложку пищевой соды. Опускаем лакмусовую бумагу в стакан с водой. бумага покраснела. Приложение 3 Фотография 3
4. Определяем среды веществ по шкале. Лимон –кислая среда. Сода –щелочная среда. Вода-нейтральная среда.
Приложение 3 Фотография 4, Фотография5
3.3 Проведем опыт доказывающий, что при нагревании веществ вещества расширяются.
Для исследования берем стеклянную колбу и воздушный шарик. надеваем на колбу шарик. Опускаем колбу в горячую воду. Что происходит и почему?
Шарик надувается Почему это происходит. Молекулы воздуха при нагревании удаляются одна от другой. воздух в бутылке расширяется, что требует дополнительного пространства, он проникает в шарик и раздувает его. Охлаждаясь воздух сжимается, его молекулы сближаюся и занимают место в бутылке.
3.4 Проведем опыт доказывающий, что вещества бесконечно малы.
В сосуде с водой растворим крупинку гуаши вода станет синей . Отольем немного окрашенной воды во второй сосуд и дольем в пробирку чистую воду. Раствор окрашен слабее, чем в первом.
Приложение4 Фотография7
Из второго сосуда отольем раствор в третий сосуд и дольем его чистой водой, раствор окрашен еще меньше.
4. Выводы и результаты.
В ходе теоретических и практических исследование мы выяснили, что:
1. Вещества имеют разную среду: кислую, нейтральную, щелочную
2 Вещества могут находиться в трех состояниях твердом, жидком, газообразном.
3. Атомов намного меньше потому, что вещества состоят из разных видов атомов.
4. Азот входит в состав белка и находится в воздухе вокруг нас.
Железо входит с состав гемоглобина, который переносит кислород и гвоздь состоит тоже из железа. Мел состоит из кальция и в состав костей человека тоже входит кальций. Можно сделать вывод, что в состав органических и неорганических веществ, входят одни и те же вещества.
5. Вещества состоят из молекул, между молекулами есть промежутки, при нагревании молекулы отдаляются друг от друга, вещества расширяются.
6. Вещества состоят из молекул, молекулы очень малы, интенсивность окраски уменьшается и это доказывает, что концентрация вещества уменьшается, молекул растворяемого вещества становится меньше.
Литература
1. Материалы из Википедии свободной энциклопедии
2. Материалы интернета С.Т. Жуков "Основные представления и понятия химии"
3. Материалы интернета С.Н. Поляков " Три состояния веществ"
4. материалы интернета "Агрегатные состояния веществ"
Приложение №1
Таблица№1
Схема №2
Вещества, простые и сложные
Приложение №2
Рисунок №1
Расширение веществ, при нагревании
Рисунок№2
Твердое состояние вещества
Рисунок №3
Три состояния вещества
Схема№2
Приложение №3
Фотография№1
Фотография №2
Фотография №3
Фотография № 4
Приложение №4
Фотография №6
Фотография 7
Фотография №8
Фотография №9
Фотография№10
Фотография №11
Карты планет и спутников Солнечной системы
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Прекрасная химия