"Как учились на Руси" (сообщение)
Вложение | Размер |
---|---|
kak_uchilis_na_rusi.docx | 81.81 КБ |
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
Сообщение
на тему: «Как учились раньше».
Выполнил ученик 1 В класса
Прыгунов Кирилл
2013 год
В древности народ на Руси занимался, в основном, земледелием. С ранней весны до поздней осени работали крестьяне в поле, чтобы прокормить свою семью. Но сейчас зима. Убран урожай. Пусто в поле и на улице. Тишина кругом. И ребятишек не видно на улице. В старину по древнему обычаю детей отдавали на учение в день святого пророка Наума, называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так: “Пророк Наум наставит на ум”. В этот день родители благословляли своих детей на ученье. Да и сами ученики просили у святого Наума “Батюшка Наум благослови на ум!»
Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука.
Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах. На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы. Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит? Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв
В древней школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали. Правила были строгие: попить можно было за весь день только три раза, а по нужде выйти всего два раза. Особо учили бережно обращаться с книгами, их нельзя было класть на лавку, а только на стол. Так от темна до темна, шли уроки в древнерусской школе. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги, другой перешел уже к “складам”, третий уже читал “Часослов”. И все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: “Азбуку учат – во всю избу кричат”. За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”. Перевод на наш современный язык:
“Если тебя высекут – сразу захочешь учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать домашнее задание”. Кто учителя не слушается – поставят того на горох в угол на колени. Или без обеда оставят. Кто выучил уроки, тот уходил домой.
Подарок
Как я избавился от обидчивости
За еду птицы готовы собирать мусор
Волшебная фортепианная музыка
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое