Экологическая работа воспитывает в детях бережное отношение к природе. Создавая проект, ведется большая поисковая работа, развивается умение работать с источником, наблюдательность, вырабатывается активная жизненная позиция.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_zelenom.doc | 341 КБ |
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Волжский муниципальный район
МОУ « Помарская средняя общеобразовательная школа»
Этноэкологический проект
«Вот оно какое, озеро Зелёное!»
Работу выполнили обучающиеся 3 класса
Аксенов Павел, Хоркин Владислав.
Руководитель Султайкина Мария Леонидовна,
учитель начальных классов.
с. Помары, 2012г.
Этноэкологический проект
«Вот оно какое, озеро Зелёное!»
Аннотация:
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Чтоб росли как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Экологическое образование в настоящее время является приоритетным направлением теории и практики общеобразовательной школы. Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. У людей живущих в современном мире общества, множества проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые виды растений и животных. Мы физически страдаем от загрязнения воздуха воды, почвы. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой ребенок восторгается при виде цветка, бабочки и в то же время может безумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического безкультурия: папа сломал ветку и отмахивается от комаров. Но позиция воспитателя по этому вопросу способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой организованное педагогом, содержание знаний доступное возрасту детей вызывают устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания любви детей к родному краю, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания младших школьников. Любить природу недостаточно нужно еще и представлять место человека в ней. Понимать насколько все в природе взаимосвязано. Научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали хотя бы в относительной гармонии. Это значит, что необходимо воспитать людей с экологическим мировоззрением. Основы любви к родному краю закладываются именно в детстве.
Руководитель проекта: Султайкина Мария Леонидовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Авторы проекта: группа обучающихся 3 класса.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык, история и культура народов Марий Эл, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство.
Темы проектной группы:
Тип проекта:
Необходимое оборудование:
Цель проекта:
Задачи проекта:
Продолжительность проекта: 2 недели.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Основной этап:
Заключительный этап:
Проблемы:
Умения и навыки:
Стадии разработки проекта:
Продукт:
Продукт проекта.
1.Информация об озере Зеленом.
Природа Марийской республики удивительна и прекрасна со множеством озер, рек и заповедных лесов. А я хочу рассказать о своем уголке ...
Здесь чистый воздух, лес шумит зеленый,
Озеро Зеленое к себе тебя зовет,
И только здесь, природой одаренный
Ты сможешь отдохнуть от всех забот.
Озеро Зеленое - расположен в 2 км от центра села Помары, Оно как будто сошло с картин Шишкина или Васильева - чистая вода, поляны, сбегающие к озеру песчаными пляжами, величественные сосны, все так, как описано в картинах о родной земле... Проехать к нему можно со стороны Помар, сворачивать вправо в середине поселка, а там одна дорога...
Первым впечатлением от озера будет обрыв, заросший корабельными соснами и виды на Илеть, что открываются, когда стоишь на его краю. В озере водится много раков. Является зоной отдыха для местных жителей, но больше – для приезжих. Длина озера 900 м., ширина - 400 м., а глубина ...? Про глубину никто не может сказать точно, на дне озера стоят и лежат деревья.
История озера.
Зеленое озеро – это озеро, находящееся в лесу. От леса идет отражение и поэтому кажется, что вода зеленая.
Давным-давно, в стародавние времена, на этом месте рос большой, дремучий хвойный лес. Во время сильного дождя, который шел не один день, этот участок стал проваливаться. Лес ушел вниз, а образовавшуюся яму заполнила вода. Образовалось озеро. Из-за темного цвета воды, а также в связи с тем, что на дне озера стоит лес, его назвали Зелёным озером. Оно бывает зеленым и летом, когда «цветет» вода, тогда оно оправдывает свое название.
Легенда об озере Вуверъер (Зеленое озеро)
Раньше Зеленое озеро называлось Вуверъер. Как будто около озера жила ведьма. Под озером утопли целые деревья: ели, сосны и до сих пор они лежат и стоят под водой. К Вуверъеру ведет тропа, и по ней ходили медведи напиться воды
Все озеро со всех сторон окружено лесом, и доходил до деревни Общияр. На этом месте были топкие болота.
В 1938 году пришли люди из Казани и вырубили весь лес от озера до деревни Обшияр. Эти деревья возили в Приволжск на лошадях. Когда вырубили лес, стали выкорчевывать пни. И сейчас в некоторых местах сыро и растут маленькие кочки, где раньше были болота.
2. Растительный и животный мир
Озеро находится на северной стороне села Помары. Из-за крутого обрыва и высоких деревьев солнечные лучи попадают сюда не весь световой день. Этим можно объяснить небогатую растительность по берегам. У затемненного берега растут камыши, осока, а со светлой стороны - кувшинки. Деревья по крутому берегу представлены осиной, елью и сосной. Животный мир представлен: обыкновенным прудовиком, раковиной беззубки, раком, лягушкой, рыбой. Рыбы в озере не так много, так как вода в озере всегда достаточно холодная. В озере живут и размножаются такие виды рыб, как плотва, серебристый карась, окунь, щука. Водится также линь, что является доказательством того, что вода в озере чистая и не загрязнённая.
В нашем озере много раков. А что я узнал про раков? Почему в другом озере нашего же села его нет?
Раки очень прихотливы по отношению к окружающей среде. Вода, где они обитают, должна быть пресной, в соленой или солено-пресной морской воде раки не могут размножаться. Для нормальной жизни раков в теплое время года в воде должно содержаться свыше 5 мг/л кислорода. Раки могут жить как в светлой, так и в темной воде, лишь бы в ней не было слишком большим содержание кислотности. Раки очень чувствительны к загрязнению вод, поэтому в тех водоемах, куда промышленные выбросы, они не водятся. Если условия жизни благоприятные, то раки могут обитать в самых различных пресных водоемах: озерах, реках, старицах и ручьях.
В местах обитания раков дно водоема должно быть твердым и без ила. На илистом дне, как и у скалистых или песчаных берегов, а также на мелководье с ровным чистым дном раки не водятся, так как они не могут найти для себя убежища или его выкопать. Раки любят каменистое дно, где им легко найти убежище, или дно, подходящее для выкапывания нор. Рачьи норы встречаются в прибрежных ямах или в откосах берегов. Выход из норы, коридор которой может быть длиной более метра, обычно спрятан под стволом упавшего дерева, корнями деревьев или под камнями. Так как рачья нора довольно тесная, то рака трудно вытащить, он цепко держится конечностями за ее стенки. Рак живет на глубине от 0,5 до 3,0 м. Самые лучшие места для жилья захватывают крупные самцы, менее подходящие остаются для слабых самцов и самок. Молодь держится на мелководье, около самой береговой линии, под камнями, листьями и сучьями.
Рак по своему образу жизни — отшельник. Каждая особь имеет какое-нибудь укрытие, которое защищает от сородичей. В светлое время суток рак находится в укрытии, закрыв вход в него клешнями. Почуяв опасность, он быстро пятится, уходя глубже в нору. На поиск корма рак выходит в сумерках, а при облачной погоде — уже после полудня. Обычно он передвигается в воде ночью, вытянув клешни вперед и держа хвост прямо. Считают, что рак держится на одном месте.
Вывод: Вода в озере чистая, т.к. в ней живут рак и линь. Рядом с озером нет животноводческих ферм, никаких выбросов нет, грязная вода не стекает. Озеро находится в отдалении от села.
Растение из Красной книги – в нашем озере растет!
Кувшинка белая.
Немало людей считают ее самым красивым цветком наших мест. Кувшинка действительно красива; чисто-белые цветки окружены правильными, с выемкой в одну сторону, кожистыми темно-зелеными листьями. Особенно хороши они на фоне темной воды. Белая кувшинка - самый крупный цветок наших мест. Бутоны всплывают за несколько минут до восхода солнца, а раскрываются, едва солнечные лучи коснутся поверхности воды. Когда солнце заходит, цветы кувшинок закрываются и бутоны опускаются в воду. До следующего дня. Но при условии, если он будет солнечный. Кувшинки очень любят солнце, чуть набегут тучи, они немедленно закроются. Если же день будет хмурый, вовсе не поднимутся на поверхность. Несмотря на то что кувшинки часто растут на глубоких местах- иногда даже на глубине 4-5 метров, их постоянно срывают, добираются до них вплавь или на лодках. Причем стараются собрать как можно больше. И зря - не будут кувшинки стоять в вазе. Дело в том, что длинная цветоножка, которая соединяет сам цветок с находящимся на дне корневищем, имеет много воздушных ходов. Как и всякому водному растению, они необходимы кувшинке, чтоб цветок держался вертикально. Оборванный, он теряет свою упругость, и ни в какую вазу или кувшин цветок уже не поставишь. И почти всегда люди выбрасывают сорванные цветы. А ведь, сорвав десяток-другой кувшинок, люди губят цветы не только сегодня: после цветения кувшинка погружается в воду, где и созревает ее плод. Семена, созревшие в плоде, будут плавать в воде, пока не упадут в подходящем месте, чтоб дать жизнь новому растению. Но этого не произойдет, если мы сорвем цветок, не будет плода, не будет и семян, а значит, и не появятся новые цветы...
На многих реках и озерах, там, где росли белые кувшинки, теперь их нет. И люди, которым нравились эти цветы и которые срывали их, сейчас сожалеют, что исчезли белые кувшинки. И часто не догадываются даже, что сами виноваты в этом.
Когда-то существовало предание, что цветы эти ночью опускаются в воду и превращаются в прекрасных русалок, а с появлением солнца русалки вновь превращаются в цветы.
Вывод: На нашем озере тоже кувшинок не очень много. И не потому, что солнечных дней стало мало, - мало осталось цветов.
3. Какие проблемы появились у озера Зеленое?
В последние годы лесной массив около Зеленого озера терпит экологические бедствия. В 2004 году прошел сильный ураган и повалил множество деревьев на высоком берегу озера. 2 года подряд, в жаркое лето 2011-2012г, горел лес на этом же месте. Выгорела большая площадь. Все это влияет на жизнь озера. Местное население, родители, дети старших классов тушили пожары, которые загорались в любое время суток от сильной жары. Администрация Помарского сельского поселения много делает для того, чтобы сохранить экологически чистый уголок для жителей. Благоустраивает берег озера для отдыха, закрывают проезды для машин к самому озеру, чтобы не загрязняли берег озера, не мыли машины у берега. Особую проблему создают приезжие отдыхающие. В основном они думают: «Не моё – не жалко!» Мы принимаем посильное участие в сохранности и благоустройстве озера. Весной и осенью расчищаем от мусора лесной массив около озера и берег Зеленого озера.
Коллективное составление плаката «Кодекс правил поведения у водоема».
Рефлексия
Итак, цель нашего проекта достигнута – мы собрали достаточную информацию, чтобы узнать историю возникновения озера, какой растительный и животный мир его. Установили причинно-следственную связь чистоты воды от растущих белых кувшинок и живущих в ней раков. Составили кодекс правил поведения у водоема. Возможно, надо нарисовать знаки и поставить у озера, чтобы сохранить в чистоте наше озеро. Надо оказывать посильную помощь в благоустройстве и сохранности озера.
В процессе работы над проектом мы учились находить нужную информацию в Интернете, обрабатывать ее, выделять главное, важное. Нам понравилась работа над проектом, потому что было интересно узнавать что-то новое о своем любимом озере. Проект защитили перед обучающимися своего класса.
Заключение:
Метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека. Экологический проект развивает исследовательские умения, творческие способности, повышает мотивацию к обучению, способствует формированию новых взаимоотношений сотрудничества между учениками и учителем.
Литература:
Сверчок
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Рисуем кактусы акварелью
Заяц, косач, медведь и весна
Сказки пластилинового ослика