Презентация к урокам по гражданской войне в русской литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
novosvit_dorohova.pptx | 869.67 КБ |
Слайд 1
Михаил Афанасьевич Булгаков «Белая гвардия»Слайд 2
«Белая гвардия» Первый роман М.Булгакова. В основе - драматические события в Киеве 1918 и 1919 годов. Роман повествует о семье русских интеллигентов и их друзьях, которые переживают социальный катаклизм гражданской войны. Основная проблемы романа: судьба русской интеллигенции в огне Гражданской войны, на изломе эпох; судьба России в разрушающемся мире.
Слайд 3
Булгаков начал писать роман «Белая гвардия» после смерти своей матери (1 февраля 1922 года) и писал до 1924 года. У романа могли быть и другие названия, — так, Булгаков выбирал между «Полночный крест» и «Белый крест». В своей автобиографии 1924 года Булгаков написал: «Год писал роман „Белая гвардия“. Роман этот я люблю больше всех других моих вещей».
Слайд 4
Кто это – все? «Красные» или «белые»? Верующие или атеисты? Что важно для Бога? Кого он оплакивает? О ком жалеет?
Слайд 5
Главное – Человек, его достоинство, жизненный путь, предназначение на земле, душа.. Тепло и уют семейного очага Покой, охраняемый кремовыми шторами Любовь как чудо, способное победить смерть Ценности по Булгакову
Слайд 6
Автобиографические черты романа: Семья Турбиных - это в значительной степени семья Булгаковых. Турбина - девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери. Прототипом Елены является Варвара Булгакова, сестра писателя. Прототипом Тальберга – муж Варвары немец Карум . Мышлаевский списан с друга детства Николая Николаевича Сынгаевского . Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова Юрий Леонидович Гладыревский , певец-любитель (это качество перешло и персонажу), служивший в войсках гетмана Скоропадского (1873-1945), но не адъютантом. Интересно , что в Белой гвардии и пьесе «Дни Турбиных » Шервинского зовут Леонид Юрьевич, а в более раннем рассказе "В ночь на 3-е число" соответствующий ему персонаж именуется Юрий Леонидович.
Слайд 7
Алексей Васильевич Турбин — врач, 28 лет. Понятие чести для А., как и для всех Турбиных , превыше всего. Это один из лучших представителей белого движения. Он борется с новыми порядками до конца, хотя и понимает, что ему нечего защищать. Та Россия, за которую он готов умереть, более не существует. Тем не менее, этот герой не понимает, как можно предать свою родину и своего царя.
Слайд 8
Елена Турбина-Тальберг — сестра Алексея, 24 года. Сестра Алексея и Николки , хранительница домашнего очага и уюта. Она преданна, но несчастлива в браке, не уважает своего мужа Сергея Тальберга , который, по сути дела, является предателем и приспособленцем. Тем не менее, Е. не винит мужа, когда он бросает ее и предает дом Турбиных ради спасения собственной шкуры и карьеры. Она понимала, что мужу грозит что-то страшное, а потому не возражала против его столь быстрого, спонтанного отъезда.
Слайд 9
Николка — унтер-офицер Первой пехотной дружины, брат Алексея и Елены, 17 лет. Самый младший в семье Турбиных . Этот герой, как и все Турбины, отличается большой нравственностью, обостренным понятием чести, приверженностью к идеалам монархизма. Позицию Н. автор выражает следующими словами: "Но честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете". Несмотря на свою юность, Н. возглавляет отряд юнкеров, хотя порой его одолевает немалый страх.
Слайд 10
Город Алексея Турбина (4-5 гл.) Светлое прошлое: -сияющие электрические шары -загадочные и красивые женские лица -спокойные сады -прекрасные горы Страшное настоящее и безрадостное будущее: -испорченное электрическое освещение -матерная женская ругань -дырявая нищета -лютая ненависть
Слайд 12
Дом Турбиных и Лисовичей Видны следы роскоши, богатства Похожая обстановка: та же лампа, те же шкафы с книгами Обе квартиры по-своему уютны
Слайд 13
Квартиры Турбиных и Лисовичей Тень гортензий Масло в прозрачной масленке Пила- фраже и белый продолговатый хлеб Старая корка сыра Яблоки в сверкающих изломах ваз Ломтики лимона Чай Кулёк с сухарями Чашки с нежными цветами снаружи и золотые внутри Турбины : Лисовичи :
Слайд 14
Турбины Книги, пахнущие таинственным старинным шоколадом Декабрьский запах хвои Аромат тепличных роз Нежный гитарный звон Весёлые голоса Смех Лисовичи Пахло мышами, сыростью, плесенью и ворчливой скукой Мёртвая тишина, нарушаемая мышиной вознёй
Слайд 15
Отношение к гражданской войне Первая часть "Белой гвардии" - размежевание, в ходе которого выясняется, кто есть кто. Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества. Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Вторая часть - схватка. Автор, больше симпатизируя белым дружинам, сохраняет нейтралитет, сочувствуя погибающим с обеих сторон. Третья часть - раздумье о жизни и смерти. Жизнь по Булгакову - это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя — свидетеля революции и по-своему «отпевшего» всех — и белых и красных.
Слайд 16
Критика «… нет не только ни малейшего сочувствия белому делу (чего и ждать от советского автора было бы полнейшей наивностью), но нет и сочувствия людям, посвятившим себя этому делу или с ним связанным. (…) Лубок и грубость он оставляет другим авторам, сам же предпочитает снисходительное, почти любовное отношение к своим персонажам. (…) Он почти их не осуждает — да такое осуждение ему и не нужно. Напротив, оно даже ослабило бы его позицию, и тот удар, который он наносит белой гвардии с другой, более принципиальной, а потому и более чувствительной стороны. Литературный расчет тут, во всяком случае, налицо, и он сделан правильно». — В.Ф. Ходасевич , Статья «Смысл и судьба «Белой гвардии» «С высот, откуда ему (Булгакову) открывается вся „панорама“ человеческой жизни, он смотрит на нас с суховатой и довольно грустной усмешкой. Несомненно, эти высоты настолько значительны, что на них сливаются для глаза красное и белое — во всяком случае, эти различия теряют свое значение. В первой сцене, где усталые, сбитые с толку офицеры вместе с Еленой Турбиной устраивают попойку, в этой сцене, где действующие лица не то что осмеяны, но как-то изнутри разоблачены, где человеческое ничтожество заслоняет все другие человеческие свойства, обесценивает достоинства или качества, — сразу чувствуется Толстой». — Г.В. Адамович
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Прекрасная арфа
Пчёлы и муха
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Два Мороза
Лист Мёбиуса