Появление цифровых технологий – одно из характерных явлений конца XX - начала XXI вв. По этой причине люди разных профессий имеют дело с компьютером и, в частности, набором текста (графический дизайн и полиграфия, электронная переписка и т.д.). Таким образом, необходимость передачи текстовой информации и интерес к шрифтовой культуре растет.
Способы передачи информации совершенствуются, создание, и активное применение мультимедийных технологий ставит перед человеком задачу максимально четкого и грамотного распоряжения своими знаниями об особенностях восприятия различных видов шрифтов, что составляет актуальность нашего научного исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_ispolzovanie_shriftov_dlya_prezentaciy.rar | 285.65 КБ |
Появление цифровых технологий – одно из характерных явлений конца XX - начала XXI вв. По этой причине люди разных профессий имеют дело с компьютером и, в частности, набором текста (графический дизайн и полиграфия, электронная переписка и т.д.). Таким образом, необходимость передачи текстовой информации и интерес к шрифтовой культуре растет. Способы передачи информации совершенствуются, создание, и активное применение мультимедийных технологий ставит перед человеком задачу максимально четкого и грамотного распоряжения своими знаниями об особенностях восприятия различных видов шрифтов, что составляет актуальность нашего научного исследования.
Одним из примеров применения мультимедийных технологий в деятельности (в том числе на уроках) является презентация. С помощью нее можно легко и наглядно донести информацию до слушателя. Но если составлять презентацию, не соблюдая определенных правил, то возможен обратный эффект. Подходя к качественной подготовке презентации, необходимо учитывать количество слайдов и время показа, фон, звуковое и видеоизображение. Мы рассмотрим вопрос правильного применения компьютерных шрифтов для создания презентации.
Объект исследования - компьютерные шрифты.
Предмет исследования - применение компьютерных шрифтов для создания презентации.
В научной работе используются следующие методы: классификация, сравнение, анализ, обобщение и моделирование.
Цель данного исследования: изучить особенности использования компьютерных шрифтов для создания презентации.
Поставленная цель требовала решения ряда задач. Для начала мы ознакомились с историей компьютерных шрифтов, которая насчитывает несколько веков. И изучили классификацию видов компьютерных шрифтов Шрифтовая культура развивалась на протяжении длительного времени, а с появлением персональных компьютеров количество разновидностей шрифта увеличилось в несколько раз, так как на сегодняшний день каждый человек может создавать свои шрифты с помощью специальных программ. Поэтому при подготовке работ неизменно встает вопрос, какими шрифтами целесообразнее пользоваться.
Приспосабливаясь к широким возможностям электронной техники, художники создали массу новых гарнитур, сохраняя традиции старых школ. Ю. Ярмола в книге о компьютерных шрифтах приводит следующую их классификацию, принятую в системе Microsoft Windows:
Roman - эта группа определяет шрифты с засечками (например, Таймс и Бодони);
Swiss - группа рубленных шрифтов с переменной толщиной штрихов (Гельветика, Футура и др.);
Modern - группа, в которую входят шрифты с постоянной толщиной штрихов (Курьер);
Script - группа рукописных шрифтов;
Decorative - группа декоративных шрифтов;
Don't Know - шрифты, о которых нет информации.
В ходе исследования мы обращались ко всем группам шрифтов на предмет наилучшей передачи информации в презентации.
Появление компьютера и мультимедийного проектора позволило перейти к подготовке и показу иллюстративного материала в виде презентации, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения выступления докладчика, включая звук, видео и анимацию.
Программа PowerPoint, входящая в программный пакет Microsoft Office, предназначена для создания презентаций. С ее помощью пользователь может быстро оформить доклад в едином стиле, таким образом, значительно повысив степень восприятия предоставляемой информации аудиторией.
Для того, чтобы презентация выполняла свою функцию – донесение в удобной форме информации до слушателя – необходимо обдумать несколько моментов при ее подготовке, в том числе и выбор компьютерных шрифтов.
Следующей задачей в исследовательской работе мы ставили определение критериев выбора
По словам Е.А.Томиловой, шрифт – это общий термин, которым называют набор печатаемых или отображаемых текстовых символов определенного стиля (например, жирный или курсив) и определенного размера (например, 10 пунктов), имеющих конкретное начертание (например, Times New Roman).
Опираясь на это определение и на собственные наблюдения, мы можем выделить основные характеристики шрифта, которые и будут являться критериями выбора шрифтов для презентации: вид, размер, начертание, цвет и целевая аудитория, для которой предназначена презентация.
Рассмотрим эти критерии подробнее.
2.1. Целевая аудитория Выбор шрифта в зависимости от аудитории, для которой готовится презентация напрямую связан с особенностями психологии восприятия различных видов компьютерных шрифтов человеком, которые мы рассмотрели в работе подробно.
Например, если презентация будет заявлена в рамках конференции на темы математического, технического характера, то разумнее будет использовать «серьезные шрифты». Если затрагиваться будут творческие аспекты и аудитория будет, то возможно применение декоративного шрифта, однако в очень умеренном количестве и если он хорошо читаем.
2.2. Вид шрифта Главное правило при выборе начертания шрифтов - в презентации следует использовать не более двух-трех видов шрифтов. Сочетание нескольких шрифтов (особенно на одном слайде) производит неприятное впечатление и отвлекает от содержания).
В любом случае, важно соблюдать меру. Даже если на вашем ПК есть только шрифт Arial, то хорошо продуманная игра размером символов, начертанием и размещением блоков текста приведет к хорошим результатам.
Опираясь на классификацию шрифтов Microsoft Windows, рассмотрим достоинства и недостатки шрифтов с засечками и без них.
По мнению психологов, шрифт с засечками читается легче, поскольку глазу есть за что "зацепиться" при чтении текста – засечки служат направляющими для перемещения глаза по буквам, и он меньше устает. Также шрифт с засечками выводит строчку, особенно это заметно при чтении учебников.
Гладкие шрифты требуют больше внимания и усилий при чтении, но в результате прочитанное лучше запоминается.
Таким образом, тип шрифта с засечками подойдет в нашем случае для презентаций, которые предназначены для просмотра только на компьютере. Если же просмотр будет осуществляться с помощью мультимедийного проектора, то от шрифта с засечками стоит отказаться в пользу Arial, Tahoma, Verdana.
Не рекомендуется использовать декоративные шрифты (такие как Monotype Corsiva и др.), а также специальные эффекты для шрифтов, т.к. это затрудняет восприятие и отвлекает внимание от содержания.
2.3. Размер шрифта Размер шрифта, или кегль, измеряется в пунктах (в России 1 пункт = 0,3759 мм). Если в заголовке слайда не более трех-четырех слов, можно использовать шрифт вплоть до 54 пунктов. В поле основного текста слайда желательно использовать шрифт не менее 26-28 пунктов.
Старайтесь не перенасыщать слайд текстом. Если это возможно, распределяйте информацию по двум или трем слайдам. Наверняка вы не раз видели презентации, в которых ничего нельзя было разобрать, так как их авторы пытались на каждом слайде поместить огромный объем информации: более десяти предложений или многострочные таблицы. Подобные материалы только разочаровывают зрителей, безуспешно пытающихся вникнуть в их содержание.
Не стоит набирать текст мелким шрифтом, так как его трудно текст, напрягая глаза и постоянно щурясь. Вы можете сделать шрифт немного меньше (примерно на 2-4 пункта), если показ слайдов проходит на компьютере со стандартной ширины монитором.
2.4. Цвет шрифта
Цвет шрифта в презентации напрямую зависит от фона и наоборот.
Чем контрастнее цвет шрифта и фон, тем проще читать текст. Наиболее привычный для нас цвет шрифта - черный. При использовании темного шрифта фон обязательно должен быть светлым.
А вот обратное сочетание (темный фон и светлый шрифт), хоть и достаточно контрастно, но утомительно для глаз.
Если в тексте есть важные ключевые слова, выделяйте их другим цветом (желательно все в едином стиле).
2.5. Начертание Большинство шрифтов представлены следующими начертаниями:
1) прямое;
2) курсивное;
3) полужирное;
Принято использовать курсив для выделения примеров: фрагментов текста, предложений и т.д. Полужирные курсивные написания позволяют обозначить в примере конкретную анализируемую единицу.
В то же время следует помнить, что курсивное начертание воспринимается хуже прямого, поэтому, и весь основной текст слайда представляет собой предложение или текст, лучше использовать прямое начертание в сочетании с полужирным или цветным выделением.
В заключении хотелось бы отметить, что компьютерные шрифты играют большую роль в современной учебной деятельности. От их грамотного выбора зависит не только смысл передаваемого, но и качество усвоенной информации. Поэтому очень важно правильно подобрать шрифт.
Данная работа может быть использована учителями и учениками для подготовки презентаций в научной и учебной деятельности. Она поможет созданию более успешных, грамотных версий презентаций для хорошего восприятия и усвоения учебного материала.
В будущем мы бы хотели рассмотреть выбор компьютерных шрифтов для текстовых документов.
Снежный всадник
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Учимся ткать миленький коврик
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Одна беседа. Лев Кассиль