Мир звуков кажется нам таким близким и понятным, но при этом имеет множество загадок и тайн. С каждым днем увеличивается количество техногенных, искусственных звуков и они оказывают влияние на психику и здоровье человека.
В работе рассматриваются вопросы природы и свойства звуков, характеристика звуковых колебаний разных диапазонов частот, влияния звуковых колебаний на организм человека; представлены результаты экспериментального исследования уровня шума.
Экспериментальная часть работы включает в себя результаты замеров уровня шума в различных помещениях школы, в жилых помещениях вблизи автодороги, результаты социологического опроса старшеклассников.
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_ego_vliyanie_na_cheloveka.doc | 260.5 КБ |
Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи
«Национальное Достояние России»
Направление: физика, экология
Название работы: «Звук и его влияние на человека»
Автор работы: Фарафонтова Лилия Анатольевна
Место выполнения работы:
Муниципальное образовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №8
г.Бердск, Новосибирская область
Руководитель: Карнаушенко Е.А., учитель,
высшая квалификационная категория
2010г
Содержание
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Что такое звук...…………………………………………………………3
2.1. Звуковые явления………………………………………………4
2.2. Ультразвук……………………………………………………….7
2.3. Инфразвук……..…………………………………………………8
2.4. Влияние инфразвука на человека………………………………10
3. Звуки и организм человека..………………………………………..11
3.1. Музыкотерапия…..……………………………………………..12
3.2 Наблюдения и выводы ученых….…………………………….13
3.3. «Эффект Моцарта»….………………………………………….14
3.4. Целительная музыка колоколов….………………………….15
3.5. Рок музыка...…………………………………………………….16
3.6. Как избежать вредного воздействия звука на организм…….18
5. Практическое исследование уровня шума в школьных помещениях……18
5.1. Прибор для измерения шума. Методика измерений…………19
5.2. Результаты исследований……………………………………..20
6. Выводы и рекомендации.……………………………………………..23
7. Информационные источники..…………………………………24
1. Введение
В этой работе говориться о мире звуков.
О мире, который кажется нам таким близким и понятным, но при этом имеет необъятное количество загадок и тайн. В современном мире с каждым днем увеличивается количество техногенных, искусственных звуков и они оказывают влияние на психику и здоровье человека.
.
Цель проведенного исследования:
2. Что такое звук
Любая культура, да и вся наша жизнь основана на звуках. При резком звуке мы вздрагиваем, при тихом – прислушиваемся.
Создавая звуки, каждым движением или действием, мы расталкиваем и возмущаем бесчисленные количества молекул воздуха. Каждое движение или действие рождает массовое направленное упругое волнение частиц воздуха или упругие волны. Некоторые из них, достигнув человеческого уха, воспринимаются рецепторными клетками, таким образом, человек слышит самые разные звуки: шепот листвы, рокот морского прибоя или вой ветра.
В физике явление звука определяют следующим образом:
ЗВУК – это особая форма энергии, (в широком смысле) колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твердой средах.
Громкость звука зависит от амплитуды колебаний. Чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук.
Уровень громкости измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, – децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень звука в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.
В зависимости от частоты колебаний звук условно подразделяется:
- на инфразвук c частотой до 16 Гц;
- на слышимый звук c частотой от 16 Гц до 20 кГц;
- на ультразвук c частотой от 20 кГц до 1 ГГц; и
- на гиперзвук c частотой более 1 ГГц.
Человек слышит звук с частотой от 16 гц до 20 000 Гц.
Скорость звука – это скорость распространения колебаний в упругой среде. В воздухе при нормальных условиях она равна 340 м\с. В более плотных средах скорость звука выше. Например, скорость звука в воде - 1435, в стали - 6100 м/с.
Тембр звука - это характерная окраска звука. Например, любой человек отличит голос скрипки от фортепиано. Тембр определяется набором звуковых частот (обертонов), сопровождающих основной тон.
Шум – это беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. В быту под шумом понимают разного рода нежелательные акустические помехи при восприятии речи, музыки, а также любые звуки, мешающие отдыху, работе.
Музыкальный звук – звук, в котором частота обертонов в целое число раз превышает частоту основного тона.[1]
2.1. Звуковые явления
Ещё 350 лет назад людям было не ясно, что представляет собой звук и как он распространяется. Откачивая, воздух из-под стеклянного колпака, учёные пытались узнать, будет ли звучать помещённый туда звонок. Однако звучащий предмет был плохо изолирован от подставки, и звук был слышен. Ошибки не заметили и сделали неправильный вывод: звук передаётся через пустоту.
И только опыты англичанина Р. Бойля привели к верному умозаключению. Для распространения звуку необходима среда – воздух, вода, дерево или металл. Именно их колебания и переносят звук к нашим ушам.
Например, рассмотрим опыт. Под колокол воздушного насоса помещают звонок и включают его. Затем начинают откачивать воздух насосом. По мере разрежения воздуха звук становится слышен всё слабее и слабее и, наконец, почти совсем исчезает. Когда же воздух снова начинают впускать под колокол, то звук звонка опять становится слышимым
Итак, в разрежённом воздухе звук распространяется плохо и совсем не распространяется в безвоздушном пространстве.
Среда необходима для передачи колебаний от источника звука к приёмнику, например к уху человека. Колебания источника создают в окружающей его среде упругую волну звуковой частоты. Волна, достигая уха, воздействует на барабанную перепонку, заставляя её колебаться с частотой, соответствующей частоте источника звука.
Опыты показывают, что различные твёрдые тела проводят звук по-разному. Упругие тела – хорошие проводники звука. Большинство металлов, дерево, газы, а также жидкости являются упругими телами и поэтому хорошо проводят звук.
Есть одно явление, которое помогло звуку занять свое место в нашей жизни.
Это явление резонанса, или вынужденное возрастание громкости за счет совпадения волн источника звука с частотами собственных колебаний. Легко наблюдать явление резонанса в ограниченных пространствах, т.е. для любого помещения можно найти тон, при котором звук начинает резонировать.
Резона́нс (фр. resonance, от лат. resono - откликаюсь) - явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает при приближении частоты внешнего воздействия к некоторым значениям (резонансным частотам), определяемым свойствами системы.
Увеличение амплитуды - это лишь следствие резонанса, а причина - совпадение внешней (возбуждающей) частоты с внутренней (собственной) частотой колебательной системы. При помощи явления резонанса можно выделить или усилить даже весьма слабые периодические колебания. Резонанс - явление, заключающееся в том, что при некоторой частоте вынуждающей силы колебательная система оказывается особенно отзывчивой на действие этой силы.[2]
В качестве отличного примера наблюдения резонанса можно вспомнить античные амфитеатры. К сожалению, современные концертные залы не имеют таких идеальных условий распространения звука. Насколько конструкция помещения отличается от идеала, настолько больше сюрпризов может преподнести явление резонанса: звуковые акустические ямы, стоячая волна и даже шумовой фон могут лишить слушателя, как минимум, удовольствия.
И, пожалуй, самый близкий пример резонанса – наш собственный голос. Голосовые связки слабы, но свод полости рта является для них резонатором, многократно усиливая звук. Губной аппарат и щеки “отстраивают” нужный объем, и, под действием колебаний голосовых связок, мы получаем нужный тон или звук музыкальный. Таким образом, человек овладел речью, пением.
Есть собственные (резонансные) частоты некоторых частей тела человека.
Никто его не видывал,
А слышать - всякий слыхивал,
Без тела, а живёт оно,
Без языка - кричит. (Н. Некрасов)
Эти стихотворные строки описывают еще одно физическое явление - эхо.
Эхо — физическое явление, заключающееся в принятии наблюдателем отражённой от препятствий волны (электромагнитной, звуковой и др.)[3]
Есть много равнин, окружённых лесами, много полян в лесах; стоит громко крикнуть на такой поляне, чтобы от стены леса донеслось более или менее отчётливое эхо.
Хотя эхо родит "на всякий звук свой отклик в воздухе пустом", но не на все звуки откликается оно одинаково отчётливо. Эхо не одинаково, "ревёт ли зверь в лесу глухом, трубит ли рог, гремит ли гром, поёт ли дева за холмом".
Чем резче, отрывистее звук, тем эхо отчётливее. Лучше всего вызвать эхо хлопаньем в ладоши. Звук человеческого голоса для этого менее пригоден, особенно голос мужчины; высокие тона женских и детских голосов дают более отчётливое эхо.
"Строители средневековых замков нередко создавали звуковые курьезы, помещая бюсты либо в фокусе вогнутого звукового зеркала, либо у конца говорной трубы, искусно скрытой в стене. На рисунке можно видеть эти хитроумные приспособления: потолок в форме свода направляет к губам бюста звуки, приносимые извне говорной трубой; огромные говорные трубы, замурованные в здании, приносят разнообразные звуки со двора к каменным бюстам, размещенным у стен одной из зал, и т.п. Посетителю такой галереи казалось, что каменные бюсты шепчут, напевают и т.п."
2.2. Ультразвук
Ультразвук — упругие звуковые колебания высокой частоты. Человеческое ухо воспринимает распространяющиеся в среде упругие волны частотой приблизительно до 16-20 кГц; колебания с более высокой частотой представляют собой ультразвук (за пределом слышимости). Обычно ультразвуковым диапазоном считают полосу частот от 20 000 до миллиарда Гц. Звуковые колебания с более высокой частотой называют гиперзвуком.
Гиперзвук - упругие волны с частотами 109 — 1013 Гц. По физической природе гиперзвук не отличается от ультразвука (частота >> 2·104 — 109 Гц).
Тепловые колебания атомов вещества — естественный гиперзвук, искусственно гиперзвук генерируют с помощью специальных излучателей. В кристаллах гиперзвук распространяется до частот 1012 - 1013 Гц. В воздухе при нормальных условиях гиперзвук не распространяется вследствие сильного поглощения.[4]
Ультразвук можно получить от механических, электромагнитных и тепловых источников.
Механическими излучателями обычно служат разного рода сирены прерывистого действия. В воздух они испускают колебания мощностью до нескольких киловатт на частотах до 40 кГц.
То, что ультразвук активно воздействует на биологические объекты (например, убивает бактерии), известно уже более 70 лет. Ультразвуковые стерилизаторы хирургических инструментов применяются в больницах и клиниках, используют в стоматологической практике.
Облучение малыми дозами ультразвука сейчас активно используется в пищевой промышленности, в космонавтике (для стерилизации космических аппаратов перед их полетами на другие планеты) и т.д.
Ультразвуковой спектр (более 25 000 Гц) при его грамотном терапевтическом применении ускоряет лечение инфекционных болезней и повышает иммунитет человека.
Всем так же давно хорошо известно, что с помощью ультразвука дельфины и летучие мыши общаются между собой, чему являются подтверждением многие научные факты.
Рекомендация: При контакте с ультразвуком более 50% рабочего времени рекомендуются перерывы продолжительностью 15 мин через каждые 1,5 часа работы.
2.3. Инфразвук
Инфразвук – (от лат. infra — ниже, под), упругие волны, аналогичные звуковым, но с частотами ниже области слышимых человеком частот.
Инфразву́к (от лат. infra — ниже, под) — упругие волны, аналогичные звуковым, но имеющие частоту ниже воспринимаемой человеческим ухом. За верхнюю границу частотного диапазона инфразвука обычно принимают 16—25 Гц, нижняя граница инфразвукового диапазона неопределенна.
Природа возникновения инфразвуковых колебаний такая же, как и у слышимого звука, поэтому инфразвук подчиняется тем же закономерностям.
Инфразвук слабо поглощается средой, поэтому может распространяться на значительные расстояния от источника. Практический интерес могут представлять колебания от десятых и даже сотых долей Гц, т. е. с периодами в десяток секунд. Из-за очень высокой длины волны ярко выражена дифракция.
Дифракция (от лат. diffractus - разломанный) волн - явления, наблюдаемые при прохождении волн мимо края препятствия, связанные с отклонением волн от прямолинейного распространения при взаимодействии с препятствием. Из-за Дифракции волны огибают препятствия, проникая в область геометрической тени.
Именно дифракция звуковых волн объясняется возможность слышать голос человека, находящегося за углом дома. Дифракцией радиоволн вокруг поверхности Земли объясняется приём радиосигналов в диапазоне длинных и средних радиоволн далеко за пределами прямой видимости излучающей антенны.[5]
Источниками инфразвука может в числе прочего являться оборудование, работающее с частотой менее 20 циклов за секунду. Действуя на центральную нервную систему, может вызывать тревогу, страх, чувство покачивания и т. п.[6]
Инфразвук содержится в шуме атмосферы, леса и моря. Источником инфразвуковых колебаний являются грозовые разряды (гром), а также взрывы и орудийные выстрелы.
В земной коре наблюдаются сотрясения и вибрации инфразвуковых частот от самых разнообразных источников, в том числе от взрывов обвалов и транспортных возбудителей.
Развитие промышленного производства и транспорта привело к значительному увеличению источников инфразвука в окружающей среде и возрастанию интенсивности уровня инфразвука. Источниками инфразвука могут быть компрессоры, двигатели внутреннего сгорания, движущийся транспорт, промышленные кондиционеры и вентиляторы.
Основные техногенные источники инфразвуковых колебаний в городах.
Источник инфразвука | Характерный частотный | Уровни инфразвука |
– Автомобильный транспорт | Весь спектр инфразвукового диапазона | Снаружи 70-90 дБ, |
– Железнодорожный транспорт и трамваи | 10-16 Гц | Внутри и снаружи |
– Промышленные установки аэродинамического и ударного действия | 8-12 Гц | До 90-105 дБ |
– Вентиляция промышленных установок и помещений, то же в метрополитене | 3-20 Гц | До 75-95 дБ |
– Реактивные самолеты | Около 20 Гц | Снаружи до 130 дБ |
Для инфразвука характерно малое поглощение в различных средах вследствие чего инфразвуковые волны в воздухе, воде и в земной коре могут распространяться на очень далёкие расстояния. Это явление находит практическое применение при определении места сильных взрывов или положения стреляющего орудия. Распространение инфразвука на большие расстояния в море даёт возможность предсказания стихийного бедствия — цунами. Звуки взрывов, содержащие большое количество инфразвуковых частот, применяются для исследования верхних слоев атмосферы, свойств водной среды.
"Голос моря" – это инфразвуковые волны, возникающие над поверхностью моря при сильном ветре, в результате вихреобразования за гребнями волн. Поскольку инфразвук может распространяться на большие расстояния и скорость его распространения значительно превышает скорость перемещения области шторма, то "голос моря" может служить для заблаговременного предсказания шторма
2.4. Влияние инфразвука на организм человека
В конце 60-х годов французский исследователи обнаружили, что инфразвук определенных частот может вызвать у человека тревожность и беспокойство.
Действие инфразвука может вызвать головные боли, снижение внимания и работоспособности и даже иногда нарушение функции вестибулярного аппарата.[7]
Исследования биологического действия инфразвука на организм показали, что человеческий организм высокочувствителен к инфразвуку.
Воздействие его происходит не только через слуховой анализатор, но и через механорецепторы кожи.
Возникающие под воздействием инфразвука, нервные импульсы нарушают согласованную работу различных отделов нервной системы, что может проявляться головокружением, болями в животе, тошнотой, затрудненным дыханием, чувством страха, при более интенсивном и продолжительном воздействии - кашлем, удушьем, нарушением психики.
Инфразвуковые колебания даже небольшой интенсивности вызывают тошноту и звон в ушах, уменьшают остроту зрения.
Колебания средней интенсивности могут стать причиной расстройства пищеварения, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушения психики с самыми неожиданными последствиями.
Инфразвук высокой интенсивности, влекущий за собой резонанс, из-за совпадения частот колебаний внутренних органов и инфразвука, приводит к нарушению работы практически всех внутренних органов, возможен смертельный исход из-за остановки сердца, или разрыва кровеносных сосудов
Следует принимать особые меры защиты против появления инфразвуковых колебаний со следующими частотами:
• 20-30 Гц (резонанс головы)
• 40-100 Гц (резонанс глаз)
• 0.5-13 Гц (резонанс вестибулярного аппарата)
• 4-6 Гц (резонанс сердца)
• 2-3 Гц (резонанс желудка)
• 2-4 Гц (резонанс кишечника)
• 6-8 Гц (резонанс почек)
3. Звуки и организм человека.
Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.
В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.
На основе подобных исследований возникло несколько новых отраслей в медицине, которые специализируются на лечении больных различными специальными звуками.
3.1. Музыкотерапия
Совершенно особое место в нашей жизни занимает музыка. Музыка как сочетание различных тонов, вызывающих слитное, согласованное звучание, как правило, приятное для слуха.
Музыка совершенно конкретно и убедительно может воздействовать на эмоциональное состояние человека. Посредством звуковых художественных образов музыка ярко отражает действительность и активно воздействует на психику человека и даже воспитывает его.
Во все времена государственное устройство и настроения эпохи, выражая свои чаяния, оставляли след в характерной музыке. Примером могут послужить многочисленные военные марши появившиеся в разных странах в периоды военных действий или завоеваний.
Но не только государственное устройство влияло на музыку. Исторически складываясь на основе народного творчества в соответствии с закономерностями эволюции тех или иных этнических групп, музыкальная культура разных народов приобрела специфические черты, которые не позволят нам спутать Шотландские мотивы с ритмами Африки.
Американский ученый Дон Кемпбелл – один из общепризнанных авторитетов в области мировой музыкотерапии как науки – в своей знаменитой книге “Эффект Моцарта” [8]приводит следующие обобщенные данные о специфике воздействия музыки на человеческий организм:
«– музыка влияет на дыхание;
– музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление;
– музыка может замедлить и уравновесить электромагнитные волны активности головного мозга;
– музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;
– музыка влияет на температуру тела;
– музыка может повысить уровень эндорфина;
– музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;
– музыка и звуки могут активизировать иммунную функцию;
– музыка изменяет наше восприятие пространства;
– музыка изменяет наше восприятие времени;
– музыка может улучшить память и обучаемость;
– музыка повышает производительность труда;
– музыка способствует повышению романтизма и сексуальности;
– музыка стимулирует пищеварение;
– музыка повышает упорство;
– музыка улучшает подсознательное восприятие символики;
– музыка помогает вырабатывать чувство безопасности ».
3.2. Наблюдения и выводы ученых.
Каждый орган и система в человеческом теле функционирует на определенной частоте (или в определенном диапазоне частот). При том или ином заболевании эти частотные характеристики изменяются. При звучании гармоничной музыки (или определенных звуков) эти сбои устраняются, и больной орган или система настраиваются на свою здоровую частоту и вновь начинают нормально функционировать.
Нейробиолог и физик Гордон Шоу [9]из Калифорнийского университета (США) так объясняет влияние музыки на человеческий организм: «Вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем "музыкальную" энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. Негармоничная музыка может с помощью электромагнитных волн изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до полной его остановки.
Музыка может проникать в организм не только непосредственно через органы слуха, но и через кожу.
Дело в том, что музыка – это поток звуковых волн, и наша кожа воспринимает его в самом широком диапазоне – выходящем за пределы нижнего (16 – 20 Гц) и верхнего (16 000 – 20 000 Гц) порогов слухового восприятия.
В настоящее время уже является аксиомой то, что головной мозг человека, слушающего музыку, использует для ее подсознательного анализа огромное количество своих областей (причем — различных).
Установлено, что при прослушивании музыки левое полушарие головного мозга обрабатывает ритм, а правое – мелодию и тембр.
3.3. «Эффект Моцарта»
Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791 гг.) по сравнению с произведениями всех прочих композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов.
В 1993 г. невролог Франк Роше [10]из университета штата Висконсина (США) первым в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Его исследования показали исключительно положительное влияние на работу головного мозга человека музыки Моцарта как никакой другой.
Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память).
Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом.
Музыка этого композитора не заставляет мозг распутывать сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена.
Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют “солнечным” композитором.
Согласно выводам турецких ученых, исследовавших “эффект Моцарта”, в сонатах этого композитора присутствуют все музыкальные частоты, которые активно действуют на слух (а значит – и на головной мозг).
3.4. Целительная музыка колоколов
У колоколов – божественная природа звучания. Наши предки рождались, жили и умирали под колокольные звоны. Наверняка осталась какая-то генетическая память об их звучании и уникальной возвышающей силе и в нас.
Русский церковный звон всегда привлекал внимание своей стройностью, мощью, благообразием. Колокольным звоном традиционно начинается и заканчивается Богослужение в церквях, соборах и храмах. Так было всегда – так происходит и сегодня. Колокола выстраивают свои голоса всегда в каноническом согласии: благовестник, подзвон и зазвон.
Современная медицина пришла к выводу, что колокольный звон с успехом лечит целый ряд психических и психосоматических заболеваний. Звучание колоколов – это очень мощное лечебное средство.
Звучащие колокола кроме слышимых человеческим ухом частот излучают ультра- и инфракрасные звуковые волны. Но никакая аудиозапись не может передать ни ИНФРА-, ни УЛЬТРАЗВУК (в силу ограниченности своего частотного диапазона). Поэтому применительно к инфра- и ультразвуковым характеристикам звучащих колоколов речь идет только о "ЖИВЫХ" звуках колоколов.
Шведские ученые еще в начала 70-х гг. ХХ в. первыми в мире открыли, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, буквально за считанные секунды убивают болезнетворные вирусы (в частности, возбудителей тифа, гепатита и гриппа и др.).
И том, что колокольный звон убивает микробов и бактерий, изгоняет грызунов, на Руси знали очень давно.
Ученые установили, что активность микробов, “наслушавшихся” колокольного звона или хорового пения, падает в среднем на 40 % (секрет этого и кроется в излучаемом звучащими колоколами ультразвуке).
Известно, что звонари не болеют простудными заболеваниями.
В 2003 г. впервые в России уникальный лечебный сеанс с использованием церковных колоколов был проведен в онкологической клинике г. Архангельска. Новый метод лечения назвали КОЛОКОЛОТЕРАПИЕЙ[11].
В результате звучания колокола в окружающей воздушной среде образуются особые микрочастицы, которые мельче атома. Именно они и оказывают очистительное воздействие на воздух и живые организмы.
Музыкальная программа данного сеанса колоколотерапии составлялась особенно тщательно (ее основу составили канонические церковные звоны).
В настоящее время в Колумбийском медицинском центре (США) в лечении онкологических заболеваний используется, кроме химиотерапевтических и хирургических методов, и музыка тибетских серебряных колокольчиков. Оказывается, звуки этих колокольчиков обладают весомым лечебным воздействием на человека (особенно – при онкологических заболеваниях).
Секрет целебных свойств звона колоколов и колокольчиков в том, что они в изобилии “излучают” звуки очень высокой частоты (в т.ч. и ультразвуки), в умеренных дозах способные творить просто чудеса (при “правильном” воздействии ультразвука, причем исходящего именно от колоколов и колокольчиков, в организме человека погибают любые инфекции и раковые клетки).
Колокольный звон способен избавить человека от стрессового состояния, помочь ему быстрее пройти психотерапевтическую реабилитацию и вернуться к нормальной жизни (в том числе после перенесенных чрезвычайных нервных потрясений).
Специалисты утверждают, что “контакт” с колоколами делает общительным даже замкнутого человека (одна из главных функций колокольного звона – созыв и объединение людей).
Ученые недавно открыли, что Солнце “гудит” подобно колоколу. Из недр этого небесного светила каждые несколько минут исходят в Космос инфразвуковые волны. Их частота слишком низка для нашего слуха, но приборы улавливают данные вибрации (очевидно, эти сверхнизкие частоты звуков Солнца, не различаемые нашими органами слуха, все же воспринимаются нашим организмом в целом).
3.5. Рок музыка
Рок как феномен молодёжной культуры стал развиваться на основе африканской ритуальной музыки – музыки шаманов и колдунов, позволяющей подчинить себе человека, погрузить его в особый чувственный мир, уводящий его в особое изменённое состояние сознания, доставляющее ему сильнейшее удовольствие. Таким образом, рок с самого его зарождения уже сам выступал как наркотик.
Современная рок-музыка вне всякого сомнения имеет отчётливые языческие корни. С помощью особых - бит-ритмов африканские шаманы вводили себя и окружающих в изменённое состояние сознания, т.е. транс, в котором проповедуемые идеи, минуя разум, проникали прямо в подсознание, заставляя его подчиниться чужой воле.
Уже на заре появления ритуальной африканской рок-музыки была выявлена и способность её вызывать тяжёлую психическую зависимость: негры, заслышав где-то вдалеке знакомый ритм, начинали уплывать в себя, отходить от общей беседы, руки и ноги начинали сами собой ритмично подёргиваться.
О значительном влиянии музыки на развитие изменённого состояния сознания у американских индейцев приведены в упоминавшейся работе М. Д.де Риос [12](1997). В названной работе указывается на особое влияние на мозг человека трещоток, барабанов, бубнов, особенно ритмичных ударов бубнов и барабанов, монотонного пения, свистящих и гортанных звуков. Их нейрофизиологическое воздействие на сознание человека связано с тем, что они вызывают ультразвуковые колебания, которые оказывают соответствующее влияние на мозг, приводя в состояние транса.
Музыкальные воздействия на психику связаны, главным образом, с ритмичным воздействием на мозг звуков, особенно ударных инструментов, под воздействием которых в нейронах мозга начинают выделяться особые химические вещества – так называемые эндорфины, или собственные наркотики мозга.
Выделяющиеся при ритмах эндорфины вызывают у человека чувство удовольствия, а частое его повторение и психическую зависимость.
По существу, молодые люди, увлечённые рок музыкой становятся своеобразными рок - наркоманами из-за развития аутонаркотизации от постоянного выделения в больших количествах эндорфинов.
Но, в конце концов, из-за частых больших выбросов нейронами мозга эндорфинов происходит истощение их мозговых резервов и тогда наступает естественный выход – своеобразная «ломка» и тогда уже – употребление наркотиков извне.
А на рок-концертах и выступлениях рок-кумиров этого товара всегда бывает предостаточно.
Таким образом, рок-музыка – прямая дорожка к наркотикам и является мощным стимулятором развития наркоманий. Если серьёзно говорить о профилактике наркоманий, этот фактор необходимо учесть, уделяя ему особое внимание.
Рок-музыка как никогда ярко показывает, что звук может калечить и убивать. Не так быстро и ярко как высокочастотный инфразвук, но не менее губительно и сильно, поскольку происходит это медленно и потому намного опасней и страшней.
3.6. Как избежать вредного воздействия звука на организм человека
Общественные меры борьбы с шумом начали разрабатываться уже давно. Юлий Цезарь почти 2000 лет назад в Риме запретил езду ночью на грохочущих колесницах. А 400 лет назад королева Англии Елизавета III запретила мужьям бить своих жен после 10 часов вечера, "чтобы их крики не беспокоили соседей".
Сейчас уже в мировом масштабе принимаются меры борьбы с шумовым загрязнением среды: усовершенствуются двигатели и другие части машин, этот фактор учитывается при проектировании трасс и жилых районов, используются звукоизолирующие материалы и конструкции, экранирующие устройства, зеленые насаждения. Но следует помнить, что и каждый из нас должен быть активным участником этой борьбы с шумом.
В качестве индивидуальных средств защиты рекомендуется применение наушников, вкладышей, защищающих ухо от неблагоприятного действия сопутствующего шума.
К мерам профилактики организационного плана следует отнести соблюдение режима труда и отдыха, запрещение сверхурочных работ.
5. Практическое исследование уровня шума в школьных помещениях.
В рамках исследуемой темы были
Замеры уровня шума проводились при помощи шумомера.
5.1. Приборы для измерения уровня шума. Методика измерений
Измерение, анализ и регистрация спектра шума производятся специальными приборами — шумомерами и вспомогательными приборами (самописцы уровней шума, магнитофон, осциллограф, анализаторы статистического распределения, дозиметры и др.). Поскольку ухо менее чувствительно к низким и более чувствительно к высоким частотам, для получения показаний, соответствующих восприятию человека, в шумомерах используют систему корректированных частотных характеристик.
Нормируемыми параметрами шума являются уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц и эквивалентный (по энергии) уровень звука в децибелах. Допустимые уровни шума на рабочих местах не должны превышать соответственно 110, 94, 87, 81, 78, 75, 73 дБ.
Прибор, с помощью которого проводились измерения:
Шумомер-анализатор спектра, виброметр портативный,
ОКТАВА-110А
Методика измерений: измерения проводятся в течение 10-15 мин, по таблице выставляется на индикаторе прибора средний уровень шума, определяют максимальное и минимальное значение показаний для определения интервала в ДБ, далее по полученным результатам выставляется нужный интервал и снимают показания прибора.
5.2. Результаты исследований
1. Проведены замеры уровня шума в школьных помещениях во время перемены.
Результаты измерений представлены в таблице:
Место измерения | Эквивалентный уровень звука, в ДБ. | ПДУ | Превышение ПДУ | Максимальный уровень звука, ДБ. | Сравнительные характеристики |
1 этаж (холл) | 84,8 | 65 | 19,8 | – | Эквивалентный уровень шума как на рабочем месте в кабинах и салонах самолетов и вертолетов; |
2 этаж (холл) | 77,8 | 65 | 12,8 | 83,1 | Эквивалентный уровень шума как на рабочем месте водителей грузовых автомобилей; |
3 этаж (холл) | 79,2 | 65 | 14,2 | 86,6 | Эквивалентный уровень шума как на рабочем месте в кабинах машинистов тепловозов; |
Столовая (во время перемены) | 77,1 | 66 | 11,1 | – | Эквивалентный уровень шума как в служебных помещениях багажных и почтовых вагонов, вагонов-ресторанов; |
В классе | 60,3 | 45 | 15,3 | 73,1 | Эквивалентный уровень шума как в рабочих зонах служебных помещений судов; |
2. Проанализированы протоколы Роспотребнадзора с результатами измерений уровня шума в квартирах по ул. Вокзальная магистраль г.Бердска от «10» января 2009.
Результаты измерения шума:
Шум непостоянный, колеблющийся.
Место измерения | Эквивалентный уровень звука ДБ | ПДУ | Превышение ПДУ | Максимальный уровень звука ДБ | ПДУ | Превышение ПДУ |
1. Жилая комната квартиры №5 | 49 | 40 | 9 | 57 | 55 | 2 |
2. Жилая комната квартиры №6 | 51 | 40 | 11 | 58 | 55 | 3 |
3. Жилая комната квартиры №7 | 49 | 40 | 9 | 56 | 55 | 1 |
Из проведенных измерений следует, что уровень допустимого для шума в классе и школьных помещениях значительно превышен, что может привести в дальнейшем к сильному ослаблению слуха, как у детей, так и у взрослых, находящихся в этом постоянном шуме.
Уже сейчас заметно его вредное воздействие на нас. Особенно это сказывается на учителях, которым приходится работать в подобной обстановке в течение многих лет. По результатам проведенных опросов выяснилось, что учителя страдают частыми головными болями, головокружением, повышенным давлением, раздражительны, сильная утомляемость.
3. Исследованы результаты анкетирования учащихся старших классов. Школьники на уровень шума прореагировали неоднозначно.
В анкетировании приняли участие учащиеся 8-11 классов, было опрошено 82 человека.
Вопросы анкеты:
1) Мешает ли вам шум во время урока? (ДА/НЕТ/ ИНОГДА)
2) Чувствуете ли вы повышенный уровень шума на переменах? (ДА/НЕТ/ ИНОГДА)
3) Мешает ли вам шум телевизора, музыки или другие звуки делать уроки? (ДА/НЕТ/ ИНОГДА)
4) Звук телевизора, музыки или любой другой шум мешает ли вам заснуть? (ДА/НЕТ/ ИНОГДА)
5) После громкой музыки на дискотеке как вы себя обычно чувствуете? Опишите свое состояние.
Получены следующие результаты:
№ вопроса | Да, % | Нет, % | Иногда, % |
1. | 30% | 34% | 36% |
2. | 36% | 42% | 21% |
3. | 14% | 60% | 26% |
4. | 26% | 56% | 18% |
Наиболее типичные ответы на 5 вопрос:
« После дискотеки я чувствую себя хорошо. Голова никогда не болит»
«Мне очень нравится громкая музыка. Подхожу ближе к колонкам. Голова никогда не болит»
«При громкой музыке я чувствую себя нормально, но она меня быстро утомляет. Начинает болеть голова»
«Я себя чувствую просто прекрасно! Чем громче музыка, тем лучше!»
«Сильно болит голова»
«Я совершенно спокойно отношусь к громкой музыке, она только поднимает настроение»
«После громкой музыки на дискотеке я чувствую себя очень утомленной, ужасно болит голова»
«Я отлично себя чувствую»
«Мне не нравится никакая громкая музыка, от нее у меня болит голова»
«У меня начинает звенеть в ушах»
«Абсолютно нейтрально. Громкая музыка никак не влияет на мое состояние и настроение»
«Болит голова. Глаза становятся красными и воспаленными»
«Я всегда подхожу ближе к колонкам. Мне ужасно нравится громкая музыка!»
«После дискотеки у меня отличное состояние. Громкая музыка никак на меня не влияет».
Результаты представлены в виде таблицы:
Влияние громкой музыки | Отрицательное, (головная боль и т.п.) | Положительное | Никак не влияет |
Соотношение в % | 45% | 45% | 10% |
Таким образом, можно сделать вывод: для подростков влияние музыки совершенно неравнозначно.
6. Выводы и рекомендации
В результате проведенного исследования можно заключить следующее:
Практические советы и рекомендации:
7. Информационные источники.
1. Мякишев Г.Я. «Физика»: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., -М: Просвещение, 2007.
2. Интернет - ресурсы:
http://www.stroy-master.com/get1.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Резонанс
http://ru.wikipedia.org/wiki/Echo_(phenomenon)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ультразвук
http://bse.sci-lib.com/article029519.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Инфразвук
http://www.textreferat.com/referat-2608-2.html
http://forum.kelia.ru/mix_entry.php?id=40534
http://wsyachina.narod.ru/psychology/motzart_effect.html
http://www.russianaustria.com/news/sekret-zelitelnoj-energii-musik-mozart.html
http://users.podolsk.ru/akir/page6.htm
http://www.behigh.org/library/pg.html
[1] Использованы материалы сайта http://www.stroy-master.com/get1.html
[2] Использованы материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Резонанс
[3] Использованы материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Echo_(phenomenon)
[4] Использованы материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Ультразвук
[5] Использованы материалы сайта http://bse.sci-lib.com/article029519.html
[6] Использованы материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Инфразвук
[7] Использованы материалы сайта http://www.textreferat.com/referat-2608-2.html
[9] Использованы материалы сайта http://wsyachina.narod.ru/psychology/motzart_effect.html
[10] Использованы материалы сайта http://www.russianaustria.com/news/sekret-zelitelnoj-energii-musik-mozart.html
[11] Использованы материалы сайта http://users.podolsk.ru/akir/page6.htm
[12] Марлин Добкин де Риос, «Растительные галлюциногены», обл. в 1997 году. http://www.behigh.org/library/pg.html
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Огонь фламенко
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Смекалка против Змея-Горыныча