Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Очень часто мы слышим на уроках от учителей: «Сядь прямо, не «пиши носом», выпрями спину». Дома родители постоянно следят за тем, как мы сидим, когда делаем уроки, едим, или просто смотрим телевизор в удобном кресле и напоминают нам: «Не горбись, спина кривая будет».
Исследование состояния опорно–двигательной системы одно из важнейших исследований, которое можно и нужно проводить в школе, так как при правильных мероприятиях можно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать правильную осанку.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_davl.doc | 192.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новолядинская средняя общеобразовательная школа»
Влияния давления школьных сумок
на позвоночник школьника
Бондарова Анастасия
обучающаяся 9 класса
Руководитель: Вахрушева Татьяна Борисовна,
учитель физики
Новая Ляда 2013 г
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..…3-4
1.Теоретическая часть…………………………………………………………5-7
1.1. Осанка и её значение…………………………………………………………………5-7
2.Практическая часть………………………………………………………………...…7-10
Заключение…………………………………………………………………...11-12
Список использованной литературы………………………………………………………….13
Приложение………………………………………………………………14- 20
Введение.
Физиологическое и психологическое состояние современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Поэтому выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. Многие люди, особенно дети, невнимательны к своему здоровью, не умеют понимать себя и свой организм, своевременно учитывать его запросы, которые всегда объективны (заблуждение – свойство психики, но не организма).
«Осанка — это индивидуальность», — считает в наши дни доктор философии Джей Раппапорт, педагог и директор Института в Калифорнии. Психологи считают, что осанка - это язык тела, поза, которая говорит всему миру о том, как вы себя ощущаете по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе [2].
Актуальность работы: Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Очень часто мы слышим на уроках от учителей: «Сядь прямо, не «пиши носом», выпрями спину». Дома родители постоянно следят за тем, как мы сидим, когда делаем уроки, едим, или просто смотрим телевизор в удобном кресле и напоминают нам: «Не горбись, спина кривая будет».
Проблема повреждения позвоночника и осанки у подростков волнует всех медиков. Во многих странах введены ограничения веса для школьных портфелей. Чтобы повредить осанку, ребенку достаточно восьми часов воздействия тяжелого портфеля на спину. На практике это означает: если подростка, не снимает портфель часами, то ребенок подвергается большому риску.
За последние 3 года, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в 2 раза вырос процент заболеваний, связанных с нарушением осанки, которые могут привести к различным тяжелым болезням и даже к инвалидности.
Исследование состояния опорно – двигательной системы одно из важнейших исследований, которое можно и нужно проводить в школе, так как при правильных мероприятиях можно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать правильную осанку.
Цель работы: изучить влияние давления школьных сумок на позвоночник школьников МБОУ «Новолядинская СОШ», подобрать рекомендации для профилактики нарушения осанки у школьников.
Задачи исследования:
Объектом исследования стали современные школьные ранцы и состояние здоровья школьников МБОУ «Новолядинская СОШ»
Предмет исследования: нарушение осанки школьников.
Методы исследования:
Особые методы, связанные со спецификой темы:
1) Выявление факторов, создающие проблемы спины;
2) Опрос респондентов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по укреплению состояния опорно-двигательного аппарата школьников.
1. Теоретическая часть
1.1. Осанка и её значение
Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.
При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены. Они образуются к 6-7 годам. С появлением естественных изгибов позвоночника, определяющих вертикальное положение тела, закрепляется и привычное положение отдельных его частей: головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота, таза, стоп, т.е. начинает определяться и закрепляться осанка. Это играет очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях.
Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.
В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание. Неправ тот, кто думает, что красивая, правильная осанка дается человеку от природы. Ее нужно у себя воспитывать с детства. В детском возрасте позвоночник очень гибок и податлив. Если изо дня в день сидеть или ходить, согнувшись, держать одно плечо выше другого и т.п., позвоночник постепенно искривляется, и можно навсегда остаться кособоким и сутулым. У детей и подростков еще недостаточно развиты крупные мышцы спины. Если их не укреплять физическими упражнениями, то такими же слабыми они останутся и в старшем возрасте. Слабые мышцы не смогут удержать позвоночник в прямом положении, спина станет круглой, и человек будет сгорбленным. Существует прямая зависимость между формированием хорошей осанки и правильным физическим воспитанием, и двигательным режимом.
Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
Причиной нарушения осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, ожирение, инфекционные болезни, плоскостопие, снижение зрения, слуха, а также нерациональный режим, неполноценное питание, недостаточная освещенность рабочего места, неверно подобранная мебель в школе и дома, неправильное ношение портфеля и т.д.
Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить. Наиболее распространенные виды нарушения осанки - сутулость, вялая осанка, искривление позвоночника.
Искривление позвоночника называется сколиоз, и врачи различают разные его формы [4]. Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Среди приобретенных форм сколиоза: рахитический, диспластический, статический, паралитический, школьный, профессиональный, травматический, рефлекторный, и др. выделим школьный сколиоз.
Он возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослабления организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. Эта форма сколиоза часто наблюдается у детей школьного возраста (от 7 до 15 лет). Однако только понижение тонуса мышц не может быть причиной обязательного развития сколиоза. Сколиоз на фоне слабой мышечной системы возникает только тогда, когда имеются неблагоприятные условия для его развития: плохая осанка, длительное, неправильное и неподвижное положение в одной и той же позе в классе за партой, когда голова и туловище повернуты в сторону учителя или доски; несоответствие размеров школьной мебели росту ребенка. Все это может вызывать развитие деформации позвоночника.
Выявление искривлений позвоночника в начальной стадии должно стать серьезным мотивом для изменения образа жизни.
Итак, осанка – это привычное положение тела – стоя, сидя, во время ходьбы. Хотя осанка индивидуальна, существуют признаки, по которым можно различить правильную и неправильную осанку смотри приложение 1. Правильная осанка – это красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и высокой активности человека.
2. Практическая часть
Эксперимент №1 «Изучение данных медицинских осмотров»
Методом выявления патологического сколиоза и неправильной осанки является осмотр ребенка. Осмотр производиться врачами при хорошем освещении, при различном положении ребенка, при достаточной степени обнажения тела ребенка. Осмотр производится медленно и в определенной последовательности: передней и задней поверхности тела, сбоку, при наклоненном вперед корпусе, лежа.
Для ознакомления с тем, как часто встречается нарушенная осанка и сколиоз у учеников МБОУ «Новолядинская СОШ» была проанализирована информация медицинских карт учащихся за 2011/2012 учебный год, на основании которой удалось подсчитать частоту встречаемости искривлений позвоночника у школьников. Эти данные приведены в таблице 1.
Анализ полученных результатов показал, что число учащихся с искривлением позвоночника (нарушение осанки и сколиоз) равно 142 человекам, что составляет 21 % от общего числа учащихся нашей школы. Следовательно, в настоящий момент каждый пятый ученик страдает искривлением позвоночника.
Можно отметить, что в структуре искривлений позвоночника преобладает нарушение осанки –22% ,сколиоз – 3%. Для наглядности эта информация представлена в виде диаграммы 1.
Если посчитать частоту встречаемости искривлений позвоночника по возрастным звеньям, то среди учащихся 1-4 классов этот показатель составляет 8,3%, 5-9 классов–6,7% и 10-11 классов –4,9% . Полученные данные представлены в виде диаграммы 2.
У детей проблемы с неправильной осанкой и сколиозом возникают обычно из-за следующих причин:
Эксперимент № 2 «Предпочитаемые школьные сумки
в МБОУ «Новолядинская СОШ»
Мы провели анкетирование учащихся школы, чтобы выяснить, каким сумкам они отдают предпочтение. Результаты анкеты были сведены в таблицу № 2. Для наглядности данная информация приведена в виде диаграммы 3.
Эксперимент № 3 «Расчет давления школьных сумок на позвоночник школьника»
Описание опыта
Результаты измерений и расчетов представлены в таблицах 3 и 4.
P=mg, g=9,8
Результаты измерений и расчетов представлены в таблицах 5 и 6.
А) Если одна лямка – S = a * b
Б) Если две лямки – S = 2 * a * b
Результаты измерений и расчетов представлены в таблице 7.
Результаты измерений и расчетов представлены в таблице 8.
Анализируя полученные данные, мы видим, что давление, которое оказывают школьные сумки, увеличивается с возрастом учащихся (с 4375Па до 24500Па соответственно). Но наибольший вес ранцев у учеников среднего звена, но максимальное давление испытывают ученики старшего звена - это объясняется тем, что они носят сумки с узкими лямками. Из учеников старшего звена наибольшее давление испытывают девушки, чем юноши. Это объясняется тем, что помимо сумок с узкими лямками, они носят туфли на высоких каблуках. Из-за этого позвоночник испытывает максимальную нагрузку. Данная информация приведена в виде диаграммы 4.
Эксперимент №4 «Рекомендации для сохранения правильной осанки»
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной физкультуры, в урок физического воспитания в школе, в спортивную тренировку.
Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и брюшного пресса, - тогда они могут в течение долгого времени удерживать позвоночник в правильном положении.
Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5-7 сек., а затем сделать паузу для отдыха в течение 8-10 сек., повторить 3-5 раз (см. приложение 2).
Заключение
Изучение влияния осанки на здоровье человека – это очень сложная и обширная тема. В данной работе рассмотрены лишь одни из факторов, на мой взгляд, который может привести к нарушению осанки у школьника. Я считаю, мне удалось доказать, что этот фактор, который я рассмотрела в данной работе, имеет отрицательное влияние на формирование осанки.
Итак, я могу выделить следующие выводы из проделанной исследовательской работы:
1) В результате полученных данных можно сделать вывод: наибольший вес ранцев у учеников среднего звена, но максимальное давление испытывают ученики старшего звена - это объясняется тем, что они носят сумки с узкими лямками
2) Из учеников старшего звена наибольшее давление испытывают девушки, чем юноши. Они же чаще болеют сколиозом. Это объясняется тем, что помимо сумок с узкими лямками, они носят туфли на высоких каблуках. Из-за этого позвоночник испытывает максимальную нагрузку.
3) Проведя исследования я пришла к выводу, что наиболее безопасными для здоровья являются сумки с широкими лямками.
4) Ознакомление с данными медицинских осмотров, медицинских карт учащихся подтверждает то, что искривление позвоночника – проблема, часто встречающая у школьников.
Профилактика развития нарушений осанки и сколиоза должна быть комплексной. Эффект достижим только при совместном выполнении всех мероприятий. Причем, наши наблюдения показали, что школа принимает немалые усилия со своей стороны, это:
ежегодные медицинские осмотры; постоянный контроль учителей за осанкой учащихся, особенно в младшем звене; попытка снизить нагрузки от длительного сидения за партой (перемены увеличены до 15 минут, проведение физкультминуток);
- проведение бесед по пропаганде ЗОЖ.
А вот сами учащиеся выступают в роли пассивных объектов. В лучшем случае они позитивно воспринимают то, что им не рекомендуют, а в худшем – игнорируют советы педагогов. Эффективность мероприятий по борьбе со сколиозом лишь тогда будет иметь успех, когда они будут встречены с инициативой самим ребенком и его семьей.
Хочется напомнить снова и снова: чем раньше выявлена болезнь, тем легче лечить. Особенно если речь идет о сколиозе. Он может протекать в легкой форме и впоследствии не иметь осложнений, а может и наоборот. Будьте более внимательны к собственному здоровью!
Список использованной литературы
Приложение
Приложение 1
Тесты на правильную осанку
Для того чтобы узнать, какая осанка, нужно проделать несколько контрольных тестов.
1. Для этого необходимо нарисовать на большом зеркале мелом вертикальную черту. Встать боком к зеркалу на расстоянии 30 см. Взять в руки другое маленькое зеркало и посмотреться в него. При правильной осанке эта черта пройдет перед лодыжкой на расстоянии 2,5 см от коленной чашечки, спереди коснется плеча и кончится на мочке уха.
2. Подойти с привычной для вас осанкой к стене и встать к ней спиной. Если ваше тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках - затылок, лопатки, ягодицы, пятки, значит, с осанкой все в порядке
3. или нужно встать прямо и напрячь колени. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.
Чтобы проверить, правильно ли ты сидишь, поставь руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев должны касаться угла глаза. При ответе у доски стой прямо, опираясь на обе ноги. Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования.
Таблица 1
Число детей болеющих сколиозом и нарушением осанки в
МБОУ «Новолядинская СОШ»
1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы |
59 | 48 | 35 |
Диаграмма 1
Наиболее распространенные заболевания
среди учеников МБОУ «Новолядинская СОШ»
Диаграмма № 2
Численность детей с нарушением осанки и сколиозом:
Таблица № 2
Предпочитаемые школьные сумки в МБОУ «Новолядинская СОШ»
Сумка с одной лямкой | Портфель с двумя лямками | Сумка с узкими ручками | Рюкзаки с тонкими лямками | |
Кол-во учеников | 219 | 73 | 65 | 7 |
% от общего количества учеников | 60% | 20% | 18% | 2% |
Диаграмма № 3
Предпочитаемые школьные сумки в
МБОУ «Новолядинская СОШ»
Таблица 3
Масса испытуемых
| 1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы |
Мальчики | 28кг | 48кг | 60кг |
Девочки | 25кг | 44кг | 54кг |
Таблица 4
Масса портфелей с учебниками и школьными принадлежностями
1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы | |
с учебниками | 2,5кг | 3,7кг | 3кг |
Таблица 5
Вес учеников
| 1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы |
Мальчики | 274,4Н | 470,4Н | 588Н |
Девочки | 245Н | 431,2Н | 520,2Н |
Таблица 6
Вес портфелей с учебниками и школьными принадлежностями
1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы | |
с учебниками | 24,5Н | 36,26Н | 29,4Н |
Таблица 7
Площадь лямок
1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы | ||
мальчики | девочки | |||
Площадь лямок, м2 | 0,0085 | 0,0056 | 0,0032 | 0,0016 |
Таблица 8
Давление школьных сумок на позвоночник школьника
1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы | ||
мальчики | девочки | |||
Давление, Па | 4375 | 5650 | 12250 | 24500 |
Диаграмма №4
Давление
Приложение 2
«Лечебный комплекс спортивных упражнений для профилактики заболеваний позвоночника»
I. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
1.Исходное положение, стоя; правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икрами ног и пятками.
2. Исходное положение, как в упражнении 1. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.
3. Исходное положение, лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в исходное положение.
4. Исходное положение, лежа на спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.
5. Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями: в полуприседе, с высоким подниманием коленей и т.п.
II. Упражнения для укрепления «мышечного корсета».
Для мышц спины.
1. Исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать приподнятое положение по команде инструктора.
2. Исходное положение то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании способом брас).
3. Исходное положение то же. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.
4. Исходное положение – на животе, руки под подбородком. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.
5. Исходное положение то же. Приподнимание обеих прямых ног с удерживанием их до 10-15 счетов.
6. Исходное положение – лежа на животе попарно друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание его партнеру и ловля его с сохранением приподнятого положения головы и предплечий.
Для брюшного пресса.
1. Исходное положение для всех упражнений - лежа на спине, поясница прижата к опоре.
2. Сгибать и разгибать ноги в коленном и тазобедренном суставах поочередно.
3. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.
4. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу – «велосипед».
5. Руки за головой, поочередное поднимание прямых ног вперед.
6. То же упражнение, но в сочетании с различными движениями рук.
Для боковых мышц туловища.
1. Исходное положение лежа на правом боку, прямая правая рука поднята вверх, левая расположена вдоль туловища.
2. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую ногу.
3. То же, лежа на другом боку.
Простые новогодние шары из бумаги
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Две лягушки
Рыжие листья