Сегодня многие школьники не читают и не хотят читать книги. В результате снижается уровень грамотности учащихся и резко падает успеваемость.
Мы озаглавили наше исследование известным высказыванием А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!». Актуальность его в том, что во все времена Книга считалась и считается источником знаний, главным учителем. «Кто много читает, тот много знает», - гласит народная мудрость.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.78 КБ |
diagrammy.docx | 44.55 КБ |
pamyatki.docx | 45.29 КБ |
«Первый шаг в науку – 2013» Секция младших школьников и воспитанников дошкольных образовательных учреждений» ЧТЕНИЕ – ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ Паличкин Валерий, МБОУ «Явлейская ООШ», 2 класс Научный руководитель: Кошелева Надежда Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Явлейская ООШ» |
Введение
Сегодня многие школьники не читают и не хотят читать книги. В результате снижается уровень грамотности учащихся и резко падает успеваемость.
Мы озаглавили наше исследование известным высказыванием А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!». Актуальность его в том, что во все времена Книга считалась и считается источником знаний, главным учителем. «Кто много читает, тот много знает», - гласит народная мудрость.
Цель исследования: доказать влияние чтения на успеваемость учащихся.
Задачи исследования:
Объект исследования: учащиеся нашей школы.
Предмет исследования: чтение и успеваемость учащихся.
Методы исследования: проведение эксперимента, анкетирование, изучение учебных журналов, получение информации у специалистов, использование компьютера для получения дополнительной информации, изготовление памяток. Ценность полученных результатов заключается в том, что учащиеся начнут не только больше читать, но и полюбят это занятие. А это значит, что они лучше будут учиться.
Для написания работы мы использовали Интернет-ресурсы, высказывания из Шведской академии детской книги, высказывания Д. Дидро, В.А. Сухомлинского, К.Г. Паустовского, пословицы и поговорки, игры и упражнения из «Занимательной педагогики» и т.д.
Я учусь во втором классе. В начале года у меня были проблемы с чтением. Я читал очень медленно, из-за чего страдала моя успеваемость. Много интересных заданий, упражнений не успевал выполнять на уроках русского языка, математики, чтения.
Однажды на уроке математики учительница поставила мне «5». Я очень обрадовался и сказал, что хочу учиться на одни «пятёрки». Надежда Петровна улыбнулась и сказала: «Научишься хорошо читать, будешь хорошо учиться». Меня заинтересовал вопрос: «Неужели чтение влияет на успеваемость?»
И мы решили провести эксперимент. Для начала мы проверили мою технику чтения, результат был неутешителен. Я завёл тетрадь для скороговорок. Там мы с Надеждой Петровной печатными буквами по очереди записывали скороговорки и чистоговорки, которые я должен был выучить наизусть и в начале каждого урока чтения проговаривать их по три раза без ошибок. И много других игр и упражнений предлагала мне учительница. В конце урока проверяли технику чтения и результат записывали на полях в тетради для скороговорок.
Результат не заставил себя ждать. К концу полугодия с 20 слов в минуту я стал читать 47 слов. И вместо 1-2 заданий на уроках математики и русского языка успеваю выполнить 1-2 страницы, а на уроке чтения выполняю все задания, которые даны в рабочей тетради. И у меня теперь всего одна «4» по русскому языку, остальные все «пятёрки».
И мы решили узнать, а как обстоят дела с чтением и успеваемостью у учащихся нашей школы?
У библиотекаря мы получили сведения о том, как часто ученики ходят в библиотеку и берут книги для чтения? Из 20 учащихся четверо в этом году в библиотеке книги ни разу не брали. 7 учащихся прочитали по одной книге, четверо – по 2-3 книги и 5 учащихся прочитали по 9-10 книг.(Диаграмма в приложении)
Провели анкетирование среди учащихся 7 - 14 лет. В анкетировании приняли участие 16 человек. Результаты показали, что из 16 опрошенных 11 человек любят читать, потому что интересно – 8 чел., чтение развивает речь – 1 чел., просто нравится – 2 чел.; 4 человека не любят читать, потому что не интересно – 2 чел., не хочет – 1 чел., не умеет – 1 чел. (ученик среднего звена), нет времени – 1 чел. Время для чтения в день 10 человек уделяют от 15 до 30 мин, 2 человека – от 30 до 60 мин и 4 человека – нисколько. 8 человек читают произведения, которые задает учитель по школьной программе, 6 человек - те, которые ему нравятся, 2 человека - и те и другие, а 1 человек - никакие. 10 человек предпочли бы читать книги в бумажном формате, 3 человека – в электронном, а 4 – никаких. На вопрос «Влияет ли чтение на успеваемость школьника?» 13 ребят ответили положительно, 1 – отрицательно, 2- не знают. (Диаграмма в приложении)
Наталью Григорьевну, учителя начальных классов, и Валентину Ивановну, учителя русского языка и литературы, мы попросили проверить технику чтения своих учеников. Проверка показала, что из 15 учащихся 7 читают на «5», 2 на «4», 1 на «3» и 7 на «2». (Диаграмма в приложении)
Далее мы решили изучить учебные журналы и выяснить: сколько учеников в нашей школе учатся на «отлично», на «хорошо» и «отлично», «посредственно». Из журналов нам стало известно, что из 16 аттестованных учащихся одна учится только на «отлично» (ученица 4 класса) и шесть учащихся – на «хорошо» и «отлично», а остальные «посредственно». (Диаграмма в приложении)
Мы убедились в том, что ученики, которые справляются с техникой чтения и читают на «5» и «4», являются отличниками и ударниками нашей школы.
Многие психологи и педагоги выяснили, что хорошее чтение повышает умственные способности школьников, способность анализировать, сравнивать, повышает их самооценку. Хотим вас познакомить с высказываниями великих людей:
"Люди перестают мыслить, когда перестают читать," – учит Дени Дидро, французский писатель и философ-просветитель.
«Школа — это, прежде всего, книга,» - пишет В.А. Сухомлинский.
А вот что писал К.Г.Паустовский: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда вы не прочли хоть одной странички из новой книги!»
Ещё несколько причин в пользу чтения, описанных Шведской академией детской книги:
Много пословиц и поговорок о книге и чтении в устном народном творчестве. Вот некоторые их них:
Мы пришли к выводу, что книги нужно читать. А чтобы полюбить читать, нужно тренировать технику чтения. Для этого существует немало увлекательных игр и упражнений. Например,
«Читаю играя» или «Играю читая». На распечатанной странице дается текст, который ты должен прочитать один раз. Затем взрослый предлагает тебе разрезанные полоски, на которых напечатаны предложения из прочитанного текста. И ты по памяти должен правильно составить текст из этих полосок.(Текст в приложении).
«Разгадываем анаграммы»
При помощи анаграмм чтение становится увлекательным, и появляется к нему интерес, повышается скорость чтения, улучшается грамотность.
Анаграмма — слово в зашифрованном виде. Чтобы решить анаграмму, т.е. составить искомое слово, нужно буквы в данном слове только переставить местами, ничего не удаляя и не добавляя.
Например.
гаир – игра, тепь – петь, учкар – ручка, юруис – рисую.
даво, дазача, ремо, ваторищ, лефотен, езмял, евтак, дресце, верям. (Примеры анаграмм в приложении).
«Фотограф»
На писчей бумаге напечатаны слова. Тебе показывают их, и за 1-2 секунды ты должен «сфотографировать», т.е.успеть прочитать и назвать как можно больше слов или записать их в тетради. (Слова в приложении)
В конце исследования мы решили изготовить памятки, которые наверняка помогут ребятам (тем, кто хочет хорошо учиться) в учебе.(Памятки в приложении)
Заключение
Итак, результаты проведённой нами исследовательской работы привели нас к выводу, что именно книги являются источником знаний, делают нас умнее, образованнее. Именно чтение книг влияет на успеваемость школьников. Прав великий русский писатель А.С. Пушкин: «Чтение – вот лучше учение!»
Литература и ресурсы
http://www.genialnee.net/themes/kniga
http://www.zanimatika.ru
Посещаемость библиотеки учащимися в этом году
Анкетирование «Отношение учащихся к чтению»
Успеваемость учащихся
Результаты техники чтения учащихся
Успехов тебе, читатель!
Памятка №1. Правила чтения для учащихся.
_________________________
Памятка №2. Как готовить домашнее задание по чтению.
Составь план пересказа текста.
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Зимний лес в вашем доме
Ледяная внучка
Как нарисовать небо акварелью
Красочные картины Джастина Геффри