Не слишком ли высока цена расправы с церковью, которая стала осуществляться после 1917 г.: нарушение связей с истоками русской культуры, разрушение материальной части этой культуры, бездуховность общества? Ответ на этот вопрос, возможно, приблизит история родного храма, которая до сих пор хранит много тайн. Это судьба храма Покрова Пресвятой Богородицы, который был разрушен в 30-е годы XX века.
Актив поискового клуба « КЛИО», существующего с 2000 года в Неклиновском Образовательном комплексе, заинтересовался проблемами взаимоотношений церкви и общества в 20-30 гг. в с. Покровском и поставил целью своей деятельности - собрать и оформить исторический материал о Покровском храме для школьного краеведческого музея. В основу данной краеведческой работы легли архивные материалы, интервью с прихожанами и старожилами села, настоятелем церкви, семейные дневники и хроники, очерки из районной газеты « Приазовская степь».
Вложение | Размер |
---|---|
hram.doc | 892 КБ |
Выполнила: Красюкова Юлия
участница клуба «КЛИО»
Руководитель: учитель истории
Сухоненко Инна Александровн
Введение
I. Роль храма в жизни с. Покровского XVIII-XIX века
II. Покровский храм в XX веке
III. Возрождение. Покровские звоны.
Заключение
Список использованной литературы
Сегодня нам становятся все более известными факты жесточайшей расправы с церковью и ее служителями, которые осуществлялись после Октябрьской революции, конфискации, разбазаривания, а то и бессмысленного уничтожения церковного имущества, разрушения храмов, зачастую построенных на народные пожертвования. Однако церковь – это не только религиозный и политический институт, но и носитель общекультурного опыта народа, идей добра, человечности, сострадания. Под воздействием христианства формировались мировоззренческие идеалы, свойственные России, развивалась российская общественная жизнь. Храм является животворным источником духовно – нравственной жизни общества.
Не слишком ли высока цена расправы с церковью, которая стала осуществляться после 1917 г.: нарушение связей с истоками русской культуры, разрушение материальной части этой культуры, бездуховность общества? Ответ на этот вопрос, возможно, приблизит история родного храма, которая до сих пор хранит много тайн. Это судьба храма Покрова Пресвятой Богородицы, который был разрушен в 30-е годы XX века.
Актив поискового клуба « КЛИО», существующего с 2000 года в Неклиновском Образовательном комплексе, заинтересовался проблемами взаимоотношений церкви и общества в 20-30 гг. в с. Покровском и поставил целью своей деятельности - собрать и оформить исторический материал о Покровском храме для школьного краеведческого музея. В основу данной краеведческой работы легли архивные материалы, интервью с прихожанами и старожилами села, настоятелем церкви, семейные дневники и хроники, очерки из районной газеты « Приазовская степь». В процессе воссоздания исторической картины того времени мы столкнулись с проблемой отсутствия источников, связанных с периодом вхождения Покровского храма в состав Екатеринбургской епархии (с 1882 по 1917), а также скудностью сведений с 1931 по 1939г., т.к. архив Неклиновского райисполкома был уничтожен перед приходом в 1941г. немецко-фашистских захватчиков. Поэтому, в работе встречаются « белые пятна» и неточности, но мы надеемся, что это не повлияло на достижение поставленной задачи – проследить через судьбу храма историю страны XX века, которая учит нас быть нравственнее и гуманнее.
Крестьяне в России жили и живут в деревнях и селах. Какая между ними разница? Село – вид деревни, в которой строилась и открывалась церковь. Такова древняя российская традиция. Покровское от своего основания до 30-х гг. XX века являлось селом. Известный русский историк Д. И. Эварницкий в своей книге «История запорожских казаков» (Москва, 1900) так писал об основании данного поселения: « по реке Миус, близ Таганрога, Ростовского уезда в 1769 году 600 душ семейного запорожского казачества по распоряжению коша вместе с оставшимися там казенными крестьянами основали три слободы – Нижнюю (Николаевка), Среднюю (Троицкую), Верхнюю (Покровскую) и общими силами устроили часовню и к ней пригласили из Таганрогской крепости священника Никифора Федорова». В 1782 году в Верхней слободе была построена и освящена деревянная церковь, которая стояла до начала XX века на месте нынешнего РДК. Церковь была освящена во имя Покрова Богородицы. После чего Верхняя слобода все чаще стала именоваться селом Покровским. По воспоминаниям учителя истории, бывшего декана Днепропетровского пединститута Н. Г. Кошарнивского и старожила села Е.Н. Ветрова Царские врата в этой церкви были подлинным произведением искусства – украшены резьбой и орнаментом, покрыты позолотой, на которых размещались прекрасные иконы. После того, как эту церковь закрыли, Царские врата были перевезены в музей Запорожского казачества, где их еще в 60-е годы XX века видели. На основании семейной хроники покровчанина М. Т. Пономаренко стало известно, что его предки переехали их Запорожской Сечи в Покровское в 1790 году, то есть через восемь лет после открытия храма в селе. Священником в то время был здесь Гавриил Окопенко. Тот же Марк Трифонович Пономаренко в своей хронике упоминает о том, что подрядчиком на строительстве церкви был Устин Степанович Погорелов. А отец автора семейной хроники Трифон Пономаренко умер в 1879 году. При начале строительства церкви он был покровским волостным старшиной, а писарем – Ерес Медведев.
Через 110 лет в 1892 году в селе по проекту знаменитого архитектора Константина Тона(1794-1881) была построена каменная церковь-красавица (на насыпном холме). Я. С. Мисюра и П. Ф. Кириченко (жители села) рассказывают, что церковь была очень красивая, в три престола, окруженная железкой оградой, а подъем, который вел к колокольне, был вымощен камнями. На престольные праздники одновременно служили три батюшки, пел хороший хор, а колокольный звон разносился по всей округе. В таком виде храм простоял до 1917 года, ознаменовавшего новую летопись и в жизни страны, и в жизни села Покровского.
Покровчане узнали об октябрьских событиях 1917 года из телеграммы, которую получили железнодорожники станции Неклиновка и от телеграфистов на почте. Эта весть быстро облетела все села волости. Жители задумались: как же оно теперь будет? Покровчане – фронтовики и те, кто работал в Таганроге, потребовали собрать сходки сельчан. Жители села Илья Гайдаренко, Андрей Пушкарский, рабочий Кульбака, председатель исполкома волостного правления И. И. Мамонов призвали выбрать ревком. Староста покровской волости Чуприна положил на стол волостную печать, учетные и бухгалтерские книги и удалился. В ревком избрали 7 человек. Председателем стал Кульбака. Ревком, при поддержке Таганрогского окружкома РКП (б) приступил к установлению Советской власти. Весной 1918 года начался, наконец, долгожданный передел земли по количеству едоков. Однако белогвардейское движение во главе с атаманом Калединым этот передел прекратило. А рейд офицерского отряда под командованием Дроздовского оставил в ряде сел уезда кровавый след: были расстреляны многие активисты, в том числе Кульбака.
Красногвардейские отряды Рудольфа Сиверса повели наступление на Таганрог. Громя офицерские добровольческие отряды Краснова, Кутепова, Усачева, Семилетова, они за 12 дней прошли с боями 150 км. Белые, пытаясь задержать их, разрушили полотно железной дороги, взорвали мост на Миусе, у М-Кургана. 27 января 19119 года отряды Сиверса вступили в Таганрог. За время наступления численность бойцов выросла до 10 тыс. человек, в том числе и за счет отряда из Неклиновки. Все эти события не коснулись Покровского храма, он функционировал, как и прежде. Декрет большевиков «Об отделении церкви от государства, школы от церкви и национализации церковного имущества», означающий жестокую борьбу Советской власти с церковью, еще не начал претворяться на практике в глубинке. Да это и понятно, так как здесь новая власть не чувствовала себя уверенной.
20-е годы являлись такими же тяжелыми для покровчан, как и революционные. В селе уже проживает 10027 человек, в ведении крестьян находится 12400 десятин земли. Но в 1921 году из-за засухи начался голод. В тот же период достиг угрожающих размеров бандитизм. Были банды, вооруженные всеми средствами военной техники, были шайки из 3-5 человек. Простые люди за защитой шли в храм, горячо молились за себя, за многострадальную страну и просили у Бога здоровья, покоя и мира. Официальная власть пока не применяла насильственные методы борьбы с церковной идеологией. В фондах Таганрогского архива найдены разрешения Горокрликвидкома священнослужителю и прихожанам церкви св. Покровы на проведение благочестивых собраний и сходов (фонд P 413, опись 1, № 244).
В период НЭПа, когда была разрешена мелкая частная собственность и торговля, жизнь стала богаче и сытнее. В 1923-1924 годах в Покровском насчитывалось до десятка сельскохозяйственных и промышленных артелей: «Пчелка», «Красный труд», «Смелость», «Водопад». В 1924 году была организована коммуна, председателем которой был Антон Иванович Мирвода. Его в 1937 году расстреляли, и первого председателя колхоза « Путь к социализму» Семена Авдеенко тоже. Заменяется и старая церковная идеология новой. Объектом конфискации становятся иконы, культовые сооружения, начинаются репрессии против духовенства. Не миновала этой участи и церковь с. Покровского. В ведомости ценностей, изъятых Таганрогской уездной ликвидационной комиссией в 1924 году в семи храмах, в том числе и в Покровском указаны (с учетом количества золота и серебра): лампады и паникадилы, кресты, дискосы, изваяния, звездицы, драгоценные камни и т.д. (фонд P 413, опись 1, № 244). А протоколом заседания покровского сельсовета № 27 от 1926 года лишены избирательных прав служители религиозных культов согласно пункта « М» инструкции: Макарьев И. А., Федосеев А. А., Ильченко И. И. (фонд P 166, опись1, № 161).
Борьба с церковью принималась как борьба за социализм и разворачивалась теме же способами, что и борьба за «светлое будущее». «Великий перелом» привел к тому, что в селе появились: 2 колхоза (« Путь к социализму» и «Имени XVII партсъезда»), Неклиновская МТС, средняя школа, два народных дома, больница, библиотека. Храм св. Покровы разделил судьбу своего брата- храма Христа Спасителя в Москве (их «отец» К. Тон): в начале 30-х годов с него сняли купола и спилили кресты. От пожилых жителей села, мы узнали о том, что те, кто совершал эти действия, поплатились в будущем: они спивались, на них обрушивались страшные несчастья, умирали их родственники, а несколько человек покончили жизнь самоубийством. Знаком беды был воспринят и факт, произошедший с комсомольцем – смельчаком Митрофаном: когда он полез на купол церкви и привязывал веревку, чтобы срывать кресты трактором, упал и разбился. Только полностью «стереть» церковь не удалось: как ни старались, фундамент и часть стен будто вросли в землю. Здесь расположился клуб. Как рассказывала покровчанка А. М. Ковалева, молодежь долго боялась туда ходить, на стене Алтаря проступали кроваво-красные пятна. Их забеливали, закрашивали, но они вновь и вновь проступали. Тогда штукатурку сбили совсем и нанесли новую. В годы войны 1941-1945 гг. в этот «клуб» упала бомба и завершила разрушение бывшей церкви. В послевоенные годы на месте храма было построено здание, в котором размещался райком партии. Корреспонденту газеты «Приазовская степь» Тодыке В. И. довелось работать в РК КПСС с 1964 по 1969 год, и он вспоминает о том, что ночные сторожа жаловались на непонятное беспокойство и страх, им по ночам что – то мерещилось, раздавались странные звуки и пение. Так ли это было, достоверно неизвестно. Но вскоре для райкома партии было отстроено новое здание, а «гибрид» райкома с церковью отдали комсомольцам. Потом здесь размещался Дом пионеров, а в 90-е гг. Дом творчества молодежи. Для верующих же было отдано в качестве Молитвенного дома строение, принадлежащее семье Пономаренко. Александра Анатольевна Пономаренко, работавшая до войны в Таганрогской прокуратуре, в 1944 году по просьбе покровчан передала свой дом по улице Фрунзе под храм. Жительница села А. И. Медведева рассказала другую версию. Рассказчица дружила с А. А. Пономаренко. Хозяин дома, Пономаренко Анатолий Михайлович, после войны работал директором чайной в Покровском. Случилась недостача, и он уехал в Киев к сыну, который работал в органах МГБ. Прихожане уже несколько лет собирали деньги, чтобы выкупить этот дом под храм. И когда хозяин его тайно покинул село, дом этот власти как бесхозный, продали под церковь.
После празднования 1000-летия крещения Руси, когда было разрешено говорить о вере, ходить в храмы, церковь больше не преследовалась, в 1989 году о. Михаил (настоятель покровского храма) поставил вопрос о том, что райцентру надо иметь новый храм. Он просил вернуть или бывшее место храма, или помочь в строительстве нового. Власти обещали помочь. Вначале предлагалось место под строительство храма на южной окраине села, затем – на кладбище, на месте автобусной остановки у стадиона. После – за стелой – памятником павшим односельчанам, у насосной станции или в бывшем кинотеатре «МИР». И, наконец, во время празднования 230-летия села Покровского в 1999 году в День Покрова Богородицы, глава районной администрации А. А. Геращенко сказал, что бывшее место храма и здание ЦВР будут переданы под строительство нового храма. Так началась реконструкция здания. И если фасад все еще «райкомовский», то с другой стороны уже прорисовываются черты, привычные для православного храма. Весной 2004 года привезли заказанные в Воронеже колокола. Обошлись они администрации района недешево – почти в треть миллиона. Большой благовест и его шесть собратьев поменьше не стали ждать, когда построят звонницу. Они уже звонят по всей округе, и верится, что храм св. Покровы будет вскоре возрожден.
Храм в городе или селе – это не только архитектурное и художественное благолепие, радующее глаз. Это – пророк, говорящий о вечности и призывающий к спасению, чей зов раздается среди грохота катастроф, мерзости нашего бытия и повседневности. Говорят, что Бог посылает своего Ангела в каждый вновь выстроенный храм, для служения Святому алтарю. И срок этого послушания определен до скончания века. Даже если храм лежит в руинах или перестроен для других нужд, Ангел не может покинуть место определенного его служения. Говорят, что ангел этот плачет, если храм осквернен, поруган, разрушен, и трудно описать скорбь этого вестника Божего. Возрождая Покровский храм, мы возвращаем свой долг и исправляем свои ошибки, давая уже нынешнему поколению жителей села веру в добро и справедливость. Церковь сегодня для нас стала очагом возрождения духовности, которую она сохранила и которой нам так не хватает.
Список использованной литературы:
Никольский Н. М. История русской церкви.- М. 1983
Русское православие: вехи истории. – М. 1990
Газета «Приазовская степь» за 2001 год
Семейная хроника покровчанина Марка Трифоновича ПономаренкоФонды Ростовского областного архива и его филиала в г. Таганроге
Воспоминания Я. С. Мисюры, П. Ф. Кириченко, А. А. Медведевой, Н.Г. Кошарнивского, Е. Н. Ветрова, В. И. Тодыка, А. М. Ковалевой.
Стеклянный Человечек
Знакомые следы
Прекрасная арфа
Зимний лес в вашем доме
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)