Пестование младенцев в культуре русского народа
Научно-практическая работа
Автор: Шумик Екатерина Дмитриевна, ученица 6 класса,
Руководитель: Шумик Елена Борисовна, учитель начальных классов
Вложение | Размер |
---|---|
Пестование младенцев в культуре русского народа | 89 КБ |
Презентация - Пестование | 485.85 КБ |
МКОУ «Хорошковская СОШ»
Павлоградского муниципального района Омской области
Пестование младенцев в культуре русского народа
Научно-практическая работа
Секция: география
Автор: Шумик Екатерина Дмитриевна,
ученица 6 класса,
Научный руководитель: Шумик Елена Борисовна,
учитель начальных классов и географии,
Хорошки-2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Тема пестования младенцев актуальна всегда, ведь во все времена малыши нуждаются в любви и ласке. Мне 12 лет, и я очень люблю общаться с малышами. Маленькие дети такие забавные. Однако у меня есть только старший брат, поэтому я играю с Родионом - сыном моей тети. Ему полтора года. Также мне нравится нянчить годовалого братишку подруги - Мишеньку. Во время общения с ними, я ношу их на руках, глажу по головке, стараюсь рассмешить, пою песенки. Я знаю, что есть русские народные произведения, созданные именно для маленьких деток – пестушки и потешки. Для чего эти произведения? Для развлечения? Данный вопрос стал причиной моего исследования.
Цель работы: Показать роль пестушек и потешек в воспитании детей в культуре русского народа.
Задачи:
Гипотеза: Пестушки и потешки нужны для развлечения.
Методы исследования: описательный и сравнительный анализ литературы, наблюдение, беседа.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранные [Приложение 1] и сочиненные мной [Приложение 2] потешки и пестушки могут использоваться всеми желающими для развития детей.
Пестушки – нежные слова для любимых деток
Самые первые малышовые стишки и песенки называются пестушками. Это сейчас мы говорим: “Нянчить, растить, любить, ласкать, ухаживать”. А раньше все это называлось одним емким словом “пестовать”. От него-то и пошло название “пестушка”. Их приговаривают или поют малышу в первые месяцы жизни, сопровождая повседневные заботы: переодевание, купание, игру, самые первые движения. Заглянув в словари, я узнала, что пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — это короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Слово "пестушка" произошло от слова "пестовать" - нянчить, заботливо растить, воспитывать, носить на руках. Пестушки - это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения.
А в толковом словаре C.B. Ожегова ПЕСТУН, -а, м. (устар.) - человек, к-рый пестует (в 1 знач.), воспитывает кого-н. || ж. пестунья, -и, род. мн. -ний. [1] В словаре В.И. Даля такое определение слова ПЕСТОВАТЬ - пестать, пестунить кого (от питать? или не от пясть ли, от носки на руках), нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним| ПЕСТУНЧИК – тот, кого пестуют, нежат, холят; баловень, матушкин сынок. [2]. ПЕСТУШКИ – это нежные слова для любимых деток у разных народов.
ПОТЕШКА — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. [6] В старину «развлекать» означало «тешить». ТЕШИТЬ, -шу, -шишь; несов; кого-что. Забавлять, развлекать; доставлять удовольствие чем-н. Т. ребят. Т. чье-н. самолюбие (удовлетворять самолюбивое чувство, гордость). || сов. потешить, -шу, -шишь. [1]
Когда малыш только что проснулся, но еще вялый и находится в полусонном состоянии, ему нужно помочь «встряхнуться», преодолеть дремоту. Я заметила, что мама Родиона каждый раз выполняет похожие движения. Она поглаживает ручки, ножки, грудку своего сыночка. Я спросила у своей мамы Лены, как она помогала мне проснуться? Оказалось, что таким же способом. Я поговорила и с подругой Олей. И их мама так же пробуждает Мишеньку. Моя бабушка Валя уверила меня в этом же. Получается, что народная традиция закрепила ряд действий, которые нацелены именно на такой удивительно полезный массаж. Причем массаж обязательно сопровождается приговариванием, пестушками. Еще в древние времена пестушки сопровождали массаж ребенка. Напев или проговаривание пестушки должно обязательно сопровождаться прикосновениями матери к телу ребенка, ее определенными движениями. В этом и состоит значение пестушки как средства воспитания детей на ранних этапах жизни. Ритм пестушки, ее смысл подсказывали матери, в какой последовательности и с какой скоростью совершать необходимые движения. Так, распеленав малыша после сна, мама плавными движениями рук начинала поглаживать тельце младенца – сначала от шейки до ступней ног, затем от середины груди до кистей рук – ласково приговаривая пестушку:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки силушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок
Если малыш в ответ издает звуки, мама обязательно включается в этот «разговор»: «А в роток говорок, агу, агу, маленький, а в роток говорок, агу». Или произносит: «А в головку – разумок», - нежно гладит малыша по головке.
Моя бабушка Валя пестовала меня такими словами:
Потягушки, потягушки, потягу-ню-шки…
***
Нос картошкой!
Нос лепешкой!
Щечки-булочки у нас.
Ай, люшеньки, люли,
Щечки-булочки у нас!
Также я выяснила, что существует и комплекс физической зарядки, направленный на развитие различных мышц и двигательных навыков. Чтобы научить ребенка уверенно стоять, а затем и ходить, сохраняя равновесие, нужно, прежде всего, укрепить мышцы его нижних конечностей. Это начинают делать с самого раннего возраста. Передается такой секрет из поколений в поколения:
Дыбок, дыбок,
Завтра годок!
Дыбок, дыбок,
Целый годок!
Радость мамы, передавалась младенцу, создавая у него веселое настроение, - и вот он уже сам, подбадриваемый взрослым, стремится вновь и вновь повторять свои первые движения. [7]
Позже, когда подходит время освоения ходьбы - наступает очередь других пестушкек, которые имеют свою ритмику, соответствующую характеру вырабатываемого двигательного навыка. Я наблюдала за Тетей Юлией и Родионом. Когда малыш становился на ножки, его мама держала под мышки, приподнимала, опускала и озорно подпевала:
Большие ножки
Шли по дорожке:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Для обучения малыша ходьбе можно использовать и такую пестушку (ее мне рассказала бабушка):
По маленькой дорожке шагают наши ножки,
По маленькой дорожке шагают наши ножки,
По камушкам, по камушкам, прыг, прыг, прыг
Ножки устали, в ямку бух…
Кроме того, в народе до сих пор сохраняется убежденность в существовании определенных способов магического воздействия на развитие двигательных способностей ребенка. Так, когда подходит время ребенку делать первые шаги, родные по-своему «помогают» ему – берут нож и делают вид, что разрезают нечто на полу, между ножками малыша. Это называется «разрезать» путы и делается для того, чтобы ребенок быстрее научился ходить. Этим способом пользовались и мои родные для меня и моего брата Данила. Сейчас ему уже 17 лет. Такой способ подсказала моя прабабушка Вера.
Если ребенок долго не начинал ходить, плохо стоял на ножках, его ставили в пророщенный овес, либо вели под ручки по полю, засеянному овсом. Сила растений должна была ускорить процесс обучения ходьбе, способствовать укреплению ножек ребенка. Мама сказала мне, что это проделывала моя прабабушка.
Определенные упражнения существуют и для развития мышц шеи, рук и других частей тела. Например, сажают ребенка на колени лицом к себе и, взяв его за ручки, разводят их в стороны под проговаривание подходящей пестушки. И бабушка, и мама моя использовали такую:
Гули, гули полетели, полетели,
На головку се-е-е-ли…
Для массажа и развития пальчиков со мной, как и со многими другими детьми играли так:
Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала…
(приговаривая, загибали по одному пальчику)
А этому не дала.
Ты печь не топил!
Ты воду не носил!
Ты кашку не варил!
Интересно, что уже с самых первых месяцев жизни ребенка обучают именно действию, определенной последовательности движений, имеющих какое-то значение. Это способствует не только развитию мышц, но и знакомит с окружающим миром. У малыша формируются первые представления о том, «что могут делать» окружающие его предметы и он сам.
Ути, ути полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Ути, ути, ути…
***
Идет коза рогатая
Забодает, забодает.
Узнав столько разных пестушек, я решила создать сборник, в который включить и несколько собственных. Их можно использовать и сейчас, и когда я стану взрослой. Я передам их своим детям.
Потешки – важная забава для детей и взрослых
Среди богатства методов и средств развития и воспитания малышей выделяются так называемые потешки. Слова, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; а также познакомить с окружающим миром. Познание мира начинается, прежде всего, с изучения человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становятся части его тела: ручки, ножки, пальчики.
Хорошо известные и сегодня пестушки- потешки «Ладушки- ладушки» и «Сорока- ворона» также предназначаются для развития навыков движения рук, в частности кистей и пальцев.
Важно отметить, что в игре ребенка не просто обучают правильным движениям, но одновременно закладывают первый словарный запас малыша. Все действия с малышом сопровождаются словами. Это делается не только с целью развлечь малыша или попросту отвлечь его от какого-либо неудобства, переключить его внимание, например, если я не хотела кушать, мама развлекала меня песенками и прибаутками, пытаясь накормить. Потешки нужны для развития малыша от 1 года до 2 лет.
Сегодня все знают, что если раннего возраста говорить с малышом нормальным русским языком, то и он начинает говорить раньше, причем не отдельными словами, а целыми фразами.
Обыгрывая в процессе произнесения потешки названия различных частей тела, мама рано приучает ребенка к их осознанию, формируя в его понимании у него соответствующую «схему тела». [5]. Дотрагиваясь до разных пальчиков, мама называет их, весело приговаривая:
Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе печь топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Таким образом, потешки комплексно воздействуют на ребенка, формируют его восприятие и память, развивают речь. Они не только способствуют физическому развитию малыша, но и знакомят с окружающим миром.
Заключение
Мне было очень интересно узнавать подробности традиции пестования младенцев в культуре русского народа. Изучив словари и электронную энциклопедию, я нашла определения понятий «пестушка», «потешка». Я узнала, кто такой «пестун». На сайте «Предания старины» я нашла информацию о пестовании младенцев в древние времена. Беседуя с мамой Еленой и бабушкой Валей, я выяснила, каким образом пестовали брата Данила и меня. Наблюдая за родственниками и братом подруги, я выяснила, какие пестушки используют мамы в современной жизни. Много пестушек я прочла в книге Н.В.Плотниковой «Нежные слова для любимых деток. Колыбельные и пестушки на все случаи жизни. В результате я поняла, что традиции русского народа передаются из поколения в поколение. Сейчас используют те же пестушки и потешки. Во все времена люди очень любят своих малышей и развивают их. Показать роль пестушек и потешек в воспитании младенцев мне помогли разные источники: книги, электронные ресурсы, а также окружающие меня живые источники – люди. Гипотеза, предложенная мной в начале работы, не полностью подтвердилась. Теперь я знаю, что пестушки и потешки - не только нежные слова для любимых деток, но и важная забава для развития ребенка.
Список использованной литературы
Приложение 1
Пестушки и потешки на разные случаи жизни малыша
Когда ребенок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:
Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.
……………………….
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки силушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок
Когда ребенок гулит или аукает, приговаривают:
Ах, поет, поет
Соловушка!
Ах, поет, поет
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженький!
Когда ребенок начинает становиться на ножки:
Дыб, дыб, дыбочек
На первый годочек!
Когда ребенок учится ходить:
- Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
- В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.
* * *
Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:
Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.
Мать или няня сажает ребенка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то - от себя, приговаривая:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щурки и кучки,
Плотички и полички.
Один ершок-
Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.
Взяв ребенка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.
………………………
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,-
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки.
…………………………..
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам-
Да бух!
Ребенка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,-
На головушки и сели.
Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребенка и припевают:
Идет коза рогатая,
Идет коза богатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп! хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.
Взяв ручки ребенка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и поднимают на голову ребенка:
- Ладушки, ладушки!
Где были? – У бабушки.
- Что ели? – Кашку.
- Что пили? – Молочко.
Кашка сладенькая,
Баба добренькая.
Попили, поели,-
Шу-у-у – полетели,
На головку сели.
Берут у ребенка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:
Сорока, сорока,
Сорока - белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Все своим деткам отдала.
Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребышки
Останавливаясь на мизинце, добавляют:
А этому нет ничего.
А ты мал маленек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.
Перебирают пальцы и при этом говорят:
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! – говорят.
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.
Приложение 2
Пестушки - потешки от Шумик Кати
Как у нашей лапочки
Пухленькие щечки!
Как у нашей лапочки
Красивые глазки!
Да у нашей лапочки
Крепенькие ножки!
Крепенькие ножки, топ,топ,топ!
…………………………………….
А у нашей деточки голубые глазики!
А у нашей деточки розовые губки!
Маленькие ножки, миленькие ручки.
Кругленькие щёчки и курносый нос!
………………………………………………
Ах, какие глазки!
Ах, какие ушки!
Розовые щёчки! Люли, люли! Ах!
……………………………………………….
Топает красавица. Топ, топ, топ.
Ярко улыбается, ля, ля, ля!
И в ладоши хлопает, хлоп, хлоп, хлоп.
Весело старается, ля, ля, ля!
…………………………………………………
Мы идем с тобой гулять.
Гули-гули-гули!
Увидали кошечку, кис-кис-кис.
Встретили собачку, гав-гав-гав.
Повстречали курочку, ко-ко-ко.
Мы гуляли далеко, да-ле-ко!
А теперь идём домой, ой-ой-ой!
Слайд 1
ПестушкиЛиса и волк
Рисуем кактусы акварелью
Юрий Алексеевич Гагарин
Пчёлы и муха
Три способа изобразить акварелью отражения в воде