Великая Отечественная война СССР 1941-1945 гг. потребовала мобилизации всех ресурсов советского государства: человеческих, военных, экономических для победы над противником. Каждый регион страны внес свой вклад в достижение этой цели. Значение Сибири на фоне других регионов выглядит достаточно весомо. На эту территорию были эвакуированы сотни предприятий и учреждений. Отсюда отправляли все самое необходимое для фронта, для Победы. Но в истории Великой Отечественной войны есть еще малоизученные страницы. Одна из них связана с ранее засекреченной трассой Аляска - Сибирь.
Вложение | Размер |
---|---|
alsib.doc | 79 КБ |
Хангаласское районное управление образования
МБОУ Покровская cредняя общеобразовательная школа №2
XVI Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
«Секретная авиатрасса Сталина»
Подготовили: Куприянов Аммос
ученик 9 «б» класса,
Куприянов Дьолусхан
Ученик 10 «б» класса
МБОУ «ПСОШ №2»
Руководитель: Гоголева М.А,
учитель физического воспитания
МБОУ «ПСОШ №2»
г. Покровск, 2012 г.
Актуальность темы. Великая Отечественная война СССР 1941-1945 гг. потребовала мобилизации всех ресурсов советского государства: человеческих, военных, экономических для победы над противником. Каждый регион страны внес свой вклад в достижение этой цели. Значение Сибири на фоне других регионов выглядит достаточно весомо. На эту территорию были эвакуированы сотни предприятий и учреждений. Отсюда отправляли все самое необходимое для фронта, для Победы. Но в истории Великой Отечественной войны есть еще малоизученные страницы. Одна из них связана с ранее засекреченной трассой Аляска - Сибирь.
Цель исследования - определить роль и значение трассы Аляска – Сибирь для поставок авиационной техники из США на территорию СССР в 1942 – 1945 гг.
Задачи исследования:
1) Проанализировать состояние авиационного парка СССР накануне войны и определить целесообразность поставок американской военной техники.
2) Выявить специфику создания и функционирования авиационной трассы Аляска - Сибирь.
3) Алсиб («Аляска-Сибирь», «воздушная трасса Красноярск-Уэлькаль», «Красноярская воздушная трасса») — воздушная трасса между Аляской, (США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору Ленд-лиза. Самое тяжелое время для всей земной цивилизации в 20-м веке безусловно было с 1939 по 1945 год - Вторая Мировая война. Осталось множество эпизодов, событий, исторических фактов, имен и подвигов, о которых еще до сих пор никто не знает. Никто и в будущем не будет знать, если об этом сейчас нам не расскажут еще живые участники тех событий. Возьмем эпопею поставок и перегонок американских самолетов по трассе "Аляска - Сибирь" из Фербенкса через Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную Сибирь в Красноярск по "ленд-лизу" с 1941 по 1945 годы. Эта тема была абсолютно засекречена по политическим соображениям в Советском Союзе до 1992 года и, кроме оставшихся еще живых участников перегонки, об этом никто не знал.
Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В качестве второстепенных задач на трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.
Поставки грузов из США по ленд-лизу проводились по нескольким трассам:
В ноябре 1941 года началась реконструкция уже имеющихся аэродромов. Был реконструирован аэродром в Якутске. Строительство новых аэродромов началось в 1942 году. Вдоль трассы строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции, уточнялись полётные карты. 27 апреля 1942 года Гражданский воздушный флот, строящий и эксплуатирующий трассу был подчинен Военно-Воздушным силам Красной Армии.
К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию 10 аэродромов: 5 базовых — отремонтированные в Якутске и Красноярске, и новые в Киренске, Сеймчане и Уэлькале; так же 5 запасных — в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелех и Марково. Строились аэродромы в Бодайбо, Витиме, Усть-Мая, Хандыге, Зырянке, Анадыре. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде — 15.
В 1945 году на трассе имелось 5 основных маршрутов. Главный — из Красноярска в Уэлькаль; а так же: Якутск — Хабаровск, Анадырь — Магадан — Хабаровск, Магадан — Киренск — Красноярск и Якутск — Тикси. Использовалось до 30 аэродромов.
Общая протяжённость трассы Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 км, из них по территории СССР — 5000 км. С завода в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14000 км.
Согласно отчёту дивизии по трассе Алсиба было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. Бомбардировщиков: Б-25 — 729 штук, А-20 — 1355. Истребителей: П-40 — 47, П-39 — 2616, П-63 — 2396, П-47 — 3 штуки. Транспортных Си-47 — 707, Си-46 — 1 и 54 учебно-тренировочных Ат-6.
По трассе не только перегоняли самолеты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду (506 тонн), продовольствие, оборудование для госпиталей, хозканцелярские принадлежности, 307 тонн почты (в том числе 187 тонн дипломатической почты), а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и другое.
За время существования — с октября 1942 по октябрь 1945 года по авиатрассе было перевезено 128371 пассажира, из них 17322 платных, 18753 тонн грузов, в том числе 9125 т платных и 319 тонн почты.
На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек.
Причины потерь: сложные метеоусловия, плохое метеообеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты (по этой причине потеряно 8 машин), неполная подготовка к вылету матчасти (потеряно 7 машин), плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях (потеряно 18 самолетов), недисциплинированность лётного состава (потеряно 8 самолётов), плохая организация полётов (потеряно 9 самолётов).
Поистине неоценимой для нас явилась помощь США в виде ленд-лиза - передачи взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия. Всего СССР получил материальных ресурсов на сумму 9,8 миллиардов долларов. Эти поставки, безусловно сыграли важную роль в разгроме общего врага.
Американские и советские летчики-перегонщики огибали в полете более половины земного шара. Их героизм, а так же титанический труд всех наземных специалистов с той и другой сторон, обеспечивших эти перелеты, беспримерный подвиг всех этих людей в период второй мировой войны с 1941 по 1945 годы не должны быть преданы забвению.
Трассе "Аляска-Сибирь" уже 60 лет. Между тем огромное количество фактов и событий ещё покрыты мраком неизвестности и грифом <секретно> на некоторых документах. Множество летчиков разбившихся по пути следования до сих пор не найдены и числятся в списках пропавших без вести, а некоторые не признаны государством вообще. Несмотря на это, у нас еще есть люди, которым небезразлична история своей страны, и которые знают и помнят, что в истории было такое событие, как открытие трассы "Аляска-Сибирь". Эти люди устраивают встречи ветеранов, по крупицам собирают исторические факты и свидетельства очевидцев, занимаются поиском и восстановлением самолетов того периода. Хочется надеется, что в будущем таких людей (особенно молодежи) станет гораздо больше.
В истории второй мировой войны остается множество эпизодов, событий, исторических фактов, имен и подвигов, о которых еще до сих пор, несмотря на давний срок, мало кто знает. Среди них находится эпопея поставок и перегонок американских самолетов по трассе Аляска - Сибирь из Фэрбенкса через Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную Сибирь в Красноярск по ленд-лизу с 1942 по 1945 год. Эта тема была засекречена по политическим соображениям до 1994 года, да и сейчас множество документов по этой теме все ещё пылятся на полках архивов под грифом секретно.
Ленд-лиз - это долг и аренда. То есть закон о передаче вооружений в аренду или взаймы, принятый, несмотря на сильное противодействие влиятельных сил в конгрессе, по инициативе президента США Франклина Делано Рузвельта. В такой форме Соединенные Штаты Америки помогали своим союзникам по антигитлеровской коалиции во второй мировой войне.
АЛСИБ был одним из мостов над этой пропастью.
Но ледяные ветры "холодной войны" порвали и живую нить АЛСИБа.
И тут открывается довольно интересное обстоятельство, подтверждаемое и другими документами, - инициатива о перегонке самолетов через Аляску и Сибирь принадлежала вовсе не СССР, а американской стороне.
Соглашение между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик о принципах взаимопомощи в ведении войны против агрессоров.
Поистине неоценимой для нас явилась помощь США в виде ленд-лиза - передачи взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия. Всего СССР получил материальных ресурсов на сумму 9,8 миллиардов долларов. Эти поставки, безусловно сыграли важную роль в разгроме общего врага.
Производство самолетов в 1943 году по сравнению с 1942 увеличилось на 38%, боеприпасов то 35 до 90%. Был налажен выпуске новых истребителей ЛА – 5, Як – 9 и Як – 7, штурмовиков Ил – 2 и бомбардировщиков Ил – 4. В 1943 году выпуск этих машин составлял бомбардировщиков: Ил - 2М (36 136 шт.), Ил-10 (1050 шт.); истребителей: Ла-5 ФН (1000шт.), Як-3 (4 848 шт.), Як-9П (16 769 шт.), Як – 7б (6339 шт.).
Итого в действующей армии к 1943 году находилось: 103 тыс. орудий и минометов, 9918 танков и САУ.
Кроме того, для обеспечения боевой работы самолетов по ленд-лизу поставлялись авиационные двигатели (более 15 тысяч), вооружение, боеприпасы, авиационное горючее, запасные части к самолетам и другой технике и прочее авиационно-техническое имущество, без которого невозможна была бы нормальная эксплуатация всех поступавших по ленд-лизу средств.
О первопричине победы хорошо сказал Г.К. Жуков в книге "Воспоминания и размышления": "Развитая индустрия, колхозный строй, всеобщая грамотность, единство и сплоченность наций, материально-духовная система социалистического государства, высочайший патриотизм народа, руководство ленинской партии, готовой слить воедино фронт и тыл, - это была могучая основа обороноспособности гигантской страны, первопричиной той грандиозной победы, которую мы одержали в борьбе с фашизмом".
Американские и советские летчики - перегонщики огибали в полете более половины земного шара. Их героизм, а так же титанический труд всех наземных специалистов с той и другой сторон, обеспечивших эти перелеты, беспримерный подвиг всех этих людей в период второй мировой войны с 1941 по 1945 годы не должны быть преданы забвению.
Вся трасса делилась примерно на равные участки: Фэрбенкс - Ном - Уэлькаль, Уэлькаль - Сеймчан, Сеймчан - Якутск, Якутск - Киренск, Киренск - Красноярск, где приводились в порядок действующие и строились новые базовые и запасные аэродромы для посадки самолетов, их дозаправки и обслуживания. Каждый участок обслуживался отдельным авиаполком, которые были расквартированы в этих населенных пунктах. Так, участок от Фэрбенкса до Уэлькаля обслуживался летчиками 1-го авиаполка под командованием полковника Недосекина, далее самолеты перегонялись соответственно летчиками 2-го, 3-го, 4-го и 5-го авиаполков. Существовал еще 8-й, транспортный, который осуществлял доставку личного состава после перегонки к месту базирования.
Подготовка трассы и сама перегонка боевой техники осуществлялись в режиме строгой секретности, поэтому большинству советских людей о ней было мало что известно. По разным причинам не менее засекреченной она оставалась и после войны, поэтому сведения, в том числе о потерях боевой техники, которые, по мнению И. П. Мазурука, составили около 0,2 процента от общего числа перегнанных самолетов, и личного состава долгое время оставались в безвестности.
Участники перегонки самолетов на участке от Сеймчана до Якутска через Верхоянский хребет в районе полюса холода, вспоминают, что приходилось забираться на высоту 5 - 6 километров без кислородных приборов. Не все это выдерживали, на глазах летчиков самолеты их товарищей падали в скалы. Похожими трагическими эпизодами сопровождалась вся трехлетняя история перелетов и по американскому континенту.
Более сотни различных трагедий произошло на трассе, до сих пор находят в российской тайге обломки погибших самолетов с останками экипажей, а многие так и лежат в горах, в тайге, в тундре. Многие пропали без вести - экипажам была дана команда лететь на восток не оглядываясь.
Если взглянуть на карту, то станет ясно, что это участки со сложным горным рельефом, заболоченной тундрой и множеством рек. Кроме того, трасса проходила в местах мало исследованных и почти не заселенных. А в Якутии в те годы климатические условия были почти не изучены.
Строительные работы на пересадочных пунктах велись, в основном, вручную, гравий для взлетно-посадочных полос привозили на лошадях и трамбовали колотушками. Но первую очередь Красноярской воздушной трассы построили за десять месяцев.
Одновременно с самолетами союзников поставлялось оборудование для радиостанций и метеорологических служб. На аэродромах готовили связистов, радистов, метеорологов и пеленгаторов.
В зимних условиях Крайнего Севера, за короткий срок строители выполнили тяжелейшие работы по строительству и монтажу 16 объектов связи и радионавигации. Другая сложность заключалась в том, что все инструкции и техническая документация были написаны на английском языке.
Первая Красноярской авиационная дивизия трассы Аляска – Сибирь состояла из пяти перегоночных и одного транспортного полков. Каждый полк работал только на своем участке, пилоты перевозили грузы и пассажиров, перегоняли самолеты из США. Штаб управления трассы находился в Якутске.
По АЛСИБу перегоняли бомбардировщики Б-25 "Митчелл", средние бомбардировщики-торпедоносцы А-20 "Бостон", истребители Р-40 "Киттихаук", Р-39 "Аэрокобра" и Р-63 "Кингкобра", транспортные "Дугласы" Си-47, самолеты некоторых других марок.
В коротком сообщении невозможно рассказать о героических буднях всех тех, кто работал на трассе «Аляска-Сибирь». Эта воздушная трасса хоть и находилась в тылу, но летать на ней было так же опасно, как и на фронте. Только врагами здесь были погодные условия. Зимой – лютые морозы, летом – густые туманы. Да и посадить забарахлившую машину было некуда: сопки, болото и бескрайнее море тайги.
Но тем не менее, хорошо оборудованная и разветвленная трасса, которая насчитывала 30 аэропортов и аэродромов в Восточной Сибири и на северо-востоке страны, продолжала работать. Авиаторы перевозили товары и людей в труднодоступных районах севера, доставляли геологов до мест проведения геологоразведки. Трасса обслуживала золотые прииски, оленеводческие хозяйства, связывала лесопромышленные предприятия с морскими портами. «Аляска-Сибирь» использовалась и как международная и дипломатическая авиалиния.
«Трасса оставила след не только в нашей жизни, но и в судьбе страны. Аэродромы, оборудование, опыт полетов сыграли весьма важную роль в послевоенном освоении Аэрофлотом Сибири и Крайнего Севера. Трасса предопределила регулярное воздушное сообщение в этих районах».
Заключение
К концу 1998 года на аэродромах построенных специально для перегонщиков, а потом немало послуживших освоению восточных регионов России и развитию газовых, нефтяных, золотых промыслов, мало что осталось от того, что напоминало бы о перегонке - всего три маленьких музея. Зато по всей трассе с высоты птичьего полета до сих пор можно увидеть останки самолетов в непроходимых болотах, тайге, как обелиски они остались лежать на сопках. Некоторые упавшие самолеты до сих пор хранят в кабинах останки пока еще безымянных героев.
История трассы полна героических и трагических страниц. Сегодня мало осталось того, что напоминало бы о перегонке, несколько маленьких музеев в поселках, кое-где, кресты. Зато по всей трассе с высоты птичьего полета до сих пор можно увидеть следы авиакатастроф в непроходимых болотах и тайге. Как обелиски они остались лежать на сопках. Некоторые и сейчас хранят в кабинах останки пока еще безымянных героев.
Осталось множество событий и имен, о которых до сих пор никто не знает, и в будущем не будет знать, если об этом не рассказывать. В результате трасса Аляска – Сибирь стала основным маршрутом доставки американских самолетов в Советский Союз в 1942 по 1945 гг.
Потребовались огромные усилия, чтобы перегонка самолетов по территории с суровым климатом и плохо развитой инфраструктурой велась без перебоев, уменьшилось до минимума количество катастроф во время перелетов. Доставка самолетов достигла максимального количества только к 1944 г., когда на территорию СССР прибывало до 200 машин в день. Благодаря объединенным усилиям военнослужащих и тружеников тыла воздушная магистраль превратилась в слаженный механизм, который бесперебойно обеспечивал поставку новой импортной техники на фронт. А это в свою очередь способствовало уничтожению сил противника и приближало день Великой Победы. Кроме того, создание такой мощной сети воздушного сообщения в самых северных, неосвоенных районах нашей страны стало основой для развития воздушного транспорта на территории Сибири и Дальнего Востока после окончания войны.
Список использованной литературы
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Что общего у травы и собаки?
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Самый главный и трудный вопрос