Проектная работа « Старинное Колпашево в примерах и задачах»
Любовь к родине начинается с любви к тому дому, где ты сделал первый шаг, к той малой родине, где впервые почувствовал прикосновение окружающего мира. Каждому человеку интересно было бы узнать, какими были его предки, как они жили, кем и когда был построен его город и хоть на мгновение перенестись в прошлое и увидеть всё своими глазами. Изучать историю своей малой родины необходимо не только на уроках истории, но и на уроках точных наук, например математики. Авторы предлагает выпускникам начальной школы изучать историю нашего города, решая математические задачи. Нам неизвестны случаи создания подобных сборников задач, основанных на местном материале. Видимо наш задачник первая проба на этом поприще, с таким задачником учитель может смело идти на уроки повторения в 4 классе !
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59 КБ |
![]() | 894.5 КБ |
lkСценарий проекта «История Колпашева в примерах и задачах»
Авторы: Кудрявцева Карина, Красникова Настя, 6 класс
Руководитель: Парфенова Елена Витальевна
Тема: Создание задачника для учащихся начальной школы с целью организации итогового повторения на примерах исторического содержания .
Образовательное учреждение: МОУ СОШ №2г. Колпашева.
Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, программа SMART Notebook , POWER POINT , ресурсы сети Интернет
Цель проекта:
1. Актуальность темы
Любовь к родине начинается с любви к тому дому, где ты сделал первый шаг, к той малой родине, где впервые почувствовал прикосновение окружающего мира. Каждому человеку интересно было бы узнать, какими были его предки, как они жили, кем и когда был построен его город и хоть на мгновение перенестись в прошлое и увидеть всё своими глазами. Изучать историю своей малой родины необходимо не только на уроках истории, но и на уроках точных наук, например математики. Авторы предлагает выпускникам начальной школы изучать историю нашего города, решая математические задачи. Нам неизвестны случаи создания подобных сборников задач, основанных на местном материале. Видимо наш задачник первая проба на этом поприще, с таким задачником учитель может смело идти на уроки повторения в 4 классе !
2. Описание идеи создания задачника
Мы решили предложить ученикам начальной школы поближе познакомиться с историей родного города, решая при этом математические задачи,. Учитель начальной школы , Путилова Ольга Николаевна , рассказала нам, что на уроках повторения в 4 классе она испытывает дефицит интересных заданий, таких, чтобы ребята с увлечением и интересом повторяли изученный материал. Идея создания задачника пришлась нам по душе и мы с интересом принялись за ее воплощение. Уже после того , как задачник был создан , мы решили адаптировать его к применению на интерактивной доске, это оказалась еще более интересной задачей !
Чтобы воплотить свою идею, мы поставили перед собой задачи:
1) Изучить имеющуюся историческую литературу, использовать ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, поговорить со старейшими жителями г Колпашева, для поиска интересных фактов из истории города
2) Ознакомиться с содержанием учебников математики для 4 класса, с тем, чтобы представлять примерную структуру заданий , которые можно предложить ученикам
2) освоить приемы работы с интерактивной доской SMART Board, научиться работать в программе Notebook , ;
3) развивать свои творческие и организаторские способности, направленные на реализацию проекта.
Первоначальная модель сценария проекта :
Создание задачника с яркими , красочными, интересными по содержанию задачами по теме - история города Колпашева.
3. Формулировка проблемы
.
4.Выдвижение гипотезы
О содержании.
Необходимо отыскать соответствующую литературу в Центральной библиотеке, познакомиться с ресурсами сети интернет, посетить Колпашевский краеведческий музей. организовать встречи со старейшими жителями города , познакомиться с примерами интересных заданий в учебниках начальной школы.
О форме и средствах.
Чтобы достойно оформить результаты работы пришлось потратить время на освоение приемов работы с интерактивной доской, под руководством учителя, познакомиться с возможностями программы Notebook . С текстовым редактором WORD, программой POWER POINT , а также с правилами пользования принтером и сканером мы уже знакомы . Решено также украсить тексты задач яркими, красочными рисунками и фотографиями.
5. Проверка, реализация гипотезы
Организация поисковой работы:
В центральной библиотеке г Колпашва мы нашли замечательную книгу о истории нашего города « Земля Колпашевская» [ 1]. В этой книге нашлось очень много интереснейшего и полезного материала для исследование. Кроме того в сети Интнернет вышли на сайт kolpashewo.ru . Материалы этого сайта также помогли нам в работе. Посетив Краеведческий музей, мы отобрали интересующий нас с точки зрения математики материал. Здесь мы решили остановиться на теме предметов быта древнейших жителей, напоминающих по очертаниям геометрические фигуры, Сделали много ярких, красочных фотографий, чтобы поместить их в задачник. Ну и конечно беседы с жителями Колпашева, например, тот факт, что наш город посещал космонавт Герман Титов, мы узнали от бывшего директора вечерней школы Подкопаевой Александры Федоровны. Ее дочь, тогда пятиклассница, а сейчас главврач Колпашевской СЭС, даже пришивала ему на рубашку пуговицу! . А о том, что в нашем городе была деревянная мостовая, мы узнали от старейшего жителя Савиных Александра Михайловича, а уже потом нашли подтверждение этого факта в литературе
Проведение итогов исследовательской работы на основе собранных материалов.
Посчитав, что собранного материала достаточно , мы принялись принялась за изучение и обработку собранного материала. В составлении задач нам оказывала помощь наш учитель математики. Мы составляли задачи, решали их, а учитель корректировал и проверял правильность решения. А также формулировал идея для новых заданий. Кроме того идеи для заданий мы находили в учебниках младших классов. Одна из нас, Настя Красникова ,неплохо рисует. Все рисунки выполнены ее руками.
Выводы:
Работа над содержанием проекта:
1) В соответствии с основной мыслью проекта выбрали название – «История Колпашева в примерах и задачах».
2) Разбили весь имеющийся материал на следующие основные разделы :
1. Введение
2.1 Кетский острог
2.2 Старинные промыслы
2.3 Город Колпашево
2.4 Улицы города. Торцовая мостовая
2.5 Признаки делимости в датах
2.6 Математический диктант « Знаешь ли ты…»
2.7 Реши задачки «Посмотри вокруг»
2.8 Заполни таблицу
2.9 Геометрические фигуры в быту жителей Колпашева
2.10 Реши уравнение и прочитай фразу
3. Заключение
3)К каждому разделу подобрали соответствующий набор фотографий, рисунков и текстов к ним.
В качестве фактического материала использовались в основном сканированные фотографии, рисунки, таблицы, тексты задач, набранные в редакторе WORD.
Создание презентации в программе Notebook .
(были изучены основные объекты, инструменты и операции, необходимые для создания презентации);
страницы— разбивка текста, выбор и вставка рисунков, фото; выбор темы.
Непосредственная реализация проекта – это готовый задачник, презентация с заданиями, которые мы предложили учителю начальной школы для использования на уроках.
6. Итоги и перспективы проекта.
Наш задачник мы предложили учительнице 3б класса Путиловой Ольге Александровне. Задачник проектировали на экран, с презентацией работали на интерактивной доске.
Вот ее отзывы : «Задачи вызвали интерес у моих учеников. Они с удовольствием решали примеры, угадывая незнакомые даты, а после просмотра фото из музея все дружно засобирались в воскресенье посетить это заведение. Задачи несомненно всколыхнули у ребятишек интерес к родному краю, планируем продолжить работу по этому задачнику в конце учебного года при повторении пройденного материала, ведь в учебнике мы уже прорешали все уравнения, испытываем острый дефицит интересных задач на повторение. Задачи , приводящие к историческим экскурсам вызвали живое обсуждение, ведь надо осмыслить жизненный материал.»
Отзывы учеников. Анисимов Иван:« Мне понравилось решать такие задачи, очень много нового , полезного и интересного узнал»
Монголина Александра: «Мне понравились красивые рисунки, такой необычный Первуша, красивая мельница, некоторые задачи сложные (про мостовую), а некоторые несложные, и их интересно решать».
Используя наш задачник, наш учитель математики Парфенова Елена Витальевна разработала урок для пятиклассников, который был проведен в этом году в рамках предметной недели в нашей школе.
Мы считаем, что поставленной цели мы добились, выбрали верные методы и способы, как раз необходимые для решения поставленной проблемы.
Для написания отчета были использованы возможности текстового
редактора WORD. Итоговый материал представлен также в виде текста задачника , и презентаций, выполненных в Notebook и POWER POINT .
Литература
1. Земля Колпашевская : Сборник научно- популярных очерков/ Отв. Ред. Яковлев Я. А. –Томск: Изд-во Томского университета 2000.- 596 с
2. Материалы Колпашевского Краеведческого Музея.
3. kolpashewo.ru |
Задачник
История Колпашева в примерах и задачах
Проектная работа
Авторы: Кудрявцева Карина ,Красникова Анастасия,
МОУ « СОШ №2»г. Колпашева, 5б кл
Руководитель работы: Парфенова Елена Витальевна,
учитель математики .
МОУ «СОШ №2» г. Колпашево
Томская область
2
Содержание
1. Введение 3
2. Задачник « История Колпашева» 4
2.1 Кетский острог 4
2.2 Старинные промыслы 7
2.3 Город Колпашево 8
2.4 Улицы города. Торцовая мостовая 9
2.5 Признаки делимости в датах 10
2.6 Математический диктант « Знаешь ли ты…» 11
2.7 Реши задачки «Посмотри вокруг» 12
2.8 Заполни таблицу 13
2.9 Геометрические фигуры в быту жителей Колпашева 15
2.10 Реши уравнение и прочитай фразу 18
3. Заключение 20
4. Литература 21
3
Введение
Цель проекта: доступной и интересной форме ознакомить учащихся с историей родного города, одновременно проверяя начальные знания в области математики. Наш проект актуален, ведь любовь к родине начинается с любви к тому дому, где ты сделал первый шаг, к той малой родине, где впервые почувствовал прикосновение окружающего мира. Каждому человеку интересно было бы узнать, какими были его предки, как они жили, кем и когда был построен его город и хоть на мгновение перенестись в прошлое и увидеть всё своими глазами. Изучать историю своей малой родины необходимо не только на уроках истории, но и на уроках точных наук, например математики. Мы предлагаем ученика начальных классов изучать историю нашего города, решая математические задачи. Нам неизвестны случаи создания подобных сборников задач, основанных на местном материале. Видимо наш задачник первая проба на этом поприще, с таким задачником учитель смело может идти на уроки повторения в 3 и 4 классах.
Проблему, возникшую при создании нашего проекта можно сформулировать следующим образом: «Как в доступной и интересной для детей 9-12 лет форме составить банк заданий на примере исторических событий?»
Мы предположили , что решить данную проблему мы можем, используя при составлении задачника разнообразные интересные задачи , красочные рисунки, фотографии, задачи, составленные по историческим фактам, задачи из повседневной жизни наших предков.
Задачи по истории города составлены на основе собранного исторического материала в ходе экскурсий, встреч с интересными людьми, работы с литературой, интернет ресурсами.( Например, тот факт, что наш город посещал космонавт Герман Титов, мы узнали от бывшего директора вечерней школы Подкопаевой Александры Федоровны. Ее дочь, тогда пятиклассница, а сейчас главврач Колпашевской СЭС, даже пришивала ему на рубашку пуговицу! )
Все фотографии и рисунки выполнены авторами.
4
2. Задачник
Колпашево - небольшой городок, расположенный почти в центре томской области .Он имеет свою неповторимую историю. В памяти посещающих наш гостеприимный городок непременно сохраняются раскидистая тополиная зелень, удивительные деревянные улицы, неповторимая красота могучей русской реки Оби.
2.1 Кетский острог
В 1629 году в Западной Сибири была образована новая территориальная единица- Томский разряд. В его состав входила Кетская волость, на землях которой территория нынешнего Колпашевского района. Административным центром уезда стал Кетский острог, основанный русскими первопроходцами при своем движении « встречь солнцу», и расположенный в верховьях реки Кети. Острог несколько раз менял свое местонахождение: в 1610 году он был перенесен в среднее течение р. Кеть, в 1660 на участок, где позднее располагалось село Кетское.. До 1724 года острог именовался городом и служил местом пребывания воевод. Острог представлял из себя « деревянную крепость, вверх три саженя без локтя, бревна ставлены иглою, в длину 15 сажень, поперек 9 сажень»
В1611 году « служилый человек» Колпашников предложил для нового острога место, где расположен нынешний Тогур. Впоследствии его дети переселились в деревню на Оби, Колпашниково, которая в 1710 году насчитывала 3 двора, а основана была в 1670-хгодах.
5
Подумай!
1. Как вы думаете, почему Кетский острог приходилось несколько раз переносить?
2.Подумайте, какова цель создания Кетского Острога, чем занимались служилые люди, присылаемые в острог по государеву указу?( Охрана завоеванных рубежей, оборона острогов)
3. Вычислите площадь Острога в квадратных метрах
4. Как вы понимаете фразу « бревна ставлены иглою» ?
Расположи ответы в порядке возрастания , и узнай имя основателя Колпашева.
64:8+2= В
90:5-9= Р
9*5-40= П
(1177+218):45= А
30*11-322= Е
192:32+8= У
108*55:297= Ш
6
Расположи буквы в таблице в соответствии с ответами и узнай национальность коренных жителей Нарымского Края.
(1052-964):4+62 = Л
(322+11)*1:3= К
10377:9-253= Ы
456*9-4100= С
(675-500+75):5= Е
594*5-2125-739= Ь
(110:10+973+7):2= П
(739+605) :4= У
4 | 50 | 84 | 96 | 111 | 386 | 545 | 900 |
Расположи ответы в порядке убывания и узнай какое животное располагалось на гербе Кетской Волости
(367*3+9):5= Ы
(503-11):4+7= С
896:8*5-56+7= Р
278+30:4+5= Ь
7
2.2 Старинные промыслы
В конце 19-го века для крестьян Кетской волости довольно доходными занятиями являлись помол зерна и извозный промысел.
Зерно перемалывали на 12 мельницах , расположенных в 10 селениях: Тогуре, Колпашеве, Новоильинке и др.. Все мельницы были водяными и работали весной и осенью. За помол мельники брали от 5 до 10 копеек за мешок, В год Кетские мельницы перемалывали 18-20 тыс. пудов зерна.
Извозный промысел- это работа по перевозке грузов, за которую платили деньги. Крестьяне нанимались к местным купцам и перевозили в Томск мороженую рыбу, ягоду , орех. . Обратно из Томска доставлялись мука, сахар, соль. И Т.Д.. Зимний путь на лошадях из Колпашева до Томска длиной 300км продолжался 9 дней. Так что за зимний период можно было сделать 3 поездки. Стоимость перевозки каждого пуда клади определялась в 40 копеек. На каждый воз грузчики грузили 25-30 пудов клади, снаряжал возчик в среднем по 3 подводы.
Подумай!
1.Рассчитав средний доход за год мельника и извозчика, ответьте на вопрос : чей промысел, мельника или извозчика был выгоднее?
2. Какие опасности подстерегали тех и других?
3.Чей бизнес был безопаснее и стабильнее?
4. Выяснив расстояние от Томска до Колпашева, рассчитайте среднюю скорость передвижения на гужевой повозке в день,( по ответам конюхов лошадь отдыхает 12 часов в сутки)
8
2.3 Город Колпашево
В июле 1917 года в составе Томской губернии были созданы 5 новых уездов , в том числе Тогурский. Его центром определили с. Колпашево, поскольку в нем находились почтово- телеграфное отделение и очень удобная пристань на берегу р. Оби . Оказывается какое- то время Колпашево было административным центром всего огромного Нарымского края! Колпашево все настойчивее предъявляло свои претензии на звание города, и вот он переломный момент, когда знаменитый и известный на всю страну Нарым однажды и безоговорочно уступил свою пальму первенства Колпашеву.
20 сентября 1922 года вышло решение Томского губисполкома:
« Ввиду того, что город Нарым по своему нахождению не имеет никакого экономического значения, что население его исключительно занимается сельским хозяйством, между тем по взысканию местных налогов и сборов причислен к городскому населению, что конечно не приносит никакой пользы республике… просить губисполком город Нарым оставить заштатным городом, причислить его по местным налогам и сборам к типу сельских местностей, а село Колпашево по этим сборам причислить к типу города.»[1,стр.278]
Однако еще несколько лет пришлось Колпашеву ждать официального присвоения статуса города .
В каком году это произошло это знаменательное событие?
1.Решив пример, вы узнаете в каком году Колпашеву был присвоен статус города.
(199+1160:145)*27-3651=
2. Какова площадь г Колпашева ? (266 кв км)
(140*5+98):3=
3.Сколько примерно лет живут люди на территории нынешнего Колпашевского района?
4475:895*100*8=
9
2.4 Улицы города Колпашева
Соедини стрелками названия улиц города (в прошлом и настоящем)
500 : 10 х 2 600 : 3 х 1
Трудовая улица Мира
2 х 2 + 991 6000 : 15 + 1
Смидовича улица Ленина
2000 : 40 + 50 (750 + 50) : 8
Пер. Лесной Барышева
(3600 – 200) : 17 111 + 89 - 194
Лысенко Горького
5 х 3 х 7 : 5 х 0 1 х 400 + 100
Свердлова Победы
1800 х 2 : 600 1000 – 5 х 1
Томская Комсомольская
100000 : 500 + 300 3200 : 16 – 199
Лесная улица Пивоваровой
7200 : 18 + 1 7260 – 7260
Стаханова Коммунистическая
(400 + 600) : 1000 (1490 + 5 – 995) : 5
2-я Садовая Пер. Юности
- Проверь себя! Найди примеры с одинаковыми ответами.
Торцовая мостовая
В 1947 году, улицы города становятся брусчатыми. Их выкладывают круглыми деревянными чурками, установленными плотно друг другу в полотно дороги. При среднем диаметре одной чурочки 25 см, рассчитайте, сколько таких чурочек потребуется, чтобы покрыть 1 м2дороги. А сколько нужно чурочек, чтобы покрыть дорогу протяженностью 500 метров и
шириной 5 метров? Сколько деревьев пришлось для этого срубить, если средняя
высота деревянного бревна15 метров , высота чурочки 20 см?
10
2.5 Признаки делимости.
Число делится на 2, если оно заканчивается четной цифрой.
Число делится на3, если сумма его цифр делится на 3.
Число делится на 5, если оно заканчивается 0 или 5.
Число делится на4, если число, состоящее из двух его последних цифр делится на 4.
Повтори признаки делимости
Замените * цифрой:
11
2.6 Математический диктант. « Знаешь ли ты?»
ЗАПИШИ ЧИСЛА ЦИФРАМИ
На первое января 1997 года в Колпашевском районе проживало пятьдесят одна тысяча девятьсот тридцать два человека.
Крупнейшем селом в Колпашевском районе является село Тогур – девять тысяч сто девяносто пять человек
За годы великой отечественной войны жители Колпашевского района собрали в фонд победы пятьдесят восемь миллионов пятнадцать тысяч сто семьдесят шесть рублей .
В Колпашевском районе производство мяса в тысяча девятьсот девяносто пятом году составляло две тысячи сто девяносто две тонны.
Производство молока в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году составило
девятнадцать тысяч сто тонн, а в тысяча девятьсот девяносто пятом году пятнадцать тысяч двести тридцать шесть тонн.
Производство яиц в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году составило тридцать девять тысяч семьсот штук, а в тысяча девятьсот девяносто пятом году тридцать семь тысяч пятьсот сорок девять штук.
Рыбокомбинат создан в тысяча девятьсот сорок третьем году, а
хлебокомбинат в тысяча девятьсот сорок пятом .
Завод прохладительных напитков работает с тысяча девятьсот шестьдесят второго года, а АО «Единство» (Мясокомбинат) с тысяча девятьсот тридцать седьмого года.
На стадии создания в районе находиться комплексный заказник местного значения «Елтыревский» площадью сорок пять тысяч двести десять гектаров.
В настоящее время в Колпашевском районе проживает пятьдесят тысяч девятьсот человек.
12
2.7 Реши задачки « Посмотри вокруг»
13
2.8 Заполни таблицу
Рисунки Кудрявцевой Карины.
Найдите значение выражения 1725 + b и заполните таблицу, если
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Дата | Событие | |
Построен Колпашевский речной порт | ||
Открыт Колпашевский кинотеатр | ||
Открыта городская больница, на территории которой действовал фонтан | ||
Заложен электротехнический завод завод «Металлист» | ||
Открыт Колпашевский краеведческий музей | ||
Зажглись электрические лампочки в домах крестьян г. Колпашева | ||
Награждение Колпашевского авиапредприятия орденом Трудового Красного Знамени. |
15
2.9 Геометрические фигуры в быту жителей Колпашева
( по материалам Колпашевского Краеведческого музея.
Фото Кудрявцевой Карины)
Попробуй найти очертания знакомых геометрических фигур в предметах быта наших предков.
Ловушка( кулема для медведя) Табакерка Украшения
Шкатулка Орудия труда Монеты
Орнамент на пимах Рыболовные снасти Берестяной туес
16
Украшения Заимка Колесо от телеги
Лоскутное одеяло Лукошко-сеянка Вьючная сумка
Бронзовое зеркало Бронзовые кельты
Подсказки (круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, шар, трапеция, призма, параллелепипед)
17
18
2.10 Реши уравнение и прочитай фразу
Х+28=41 (!) | Х∙13=65 (ч) | ||||||
Х-65=17 (м) | Х÷15=4 (б) | ||||||
Х∙8=96 (н) | Х+78=95(0) | ||||||
Х÷3=11 (й) | Х-45=48(р) | ||||||
Х+53=70 (ю) | Х∙33=231 (ы) | ||||||
Х-77=15 (г) | Х:14=42 (ь) | ||||||
Х∙16=256 (е) | Х+64=89 (с) | ||||||
Х:50=2 (л) | Х-75=32 (д) | ||||||
Х+55=66 (и) | Х∙70=280(в) | ||||||
82 | 7 | 17 | 5 | 16 | 12 | 3 | |
100 | 17 | 60 | 11 | 82 |
25 | 4 | 17 | 8 |
93 | 17 | 107 | 12 | 17 | 8 |
92 | 17 | 93 | 17 | 107 |
13 |
Подсказка: Мы очень любим свой родной город!
20
3. Заключение
Наш задачник мы предложили учительнице 3б класса Путиловой Ольге Александровне. Распечатали его в 15 экземплярах , чтобы раздать по одному на парту.
Вот ее отзывы : «Задачи вызвали интерес у моих учеников. Они с удовольствием решали примеры, угадывая незнакомые даты, а после просмотра фото из музея все дружно засобирались в воскресенье посетить это заведение. Задачи несомненно всколыхнули у ребятишек интерес к родному краю, планируем продолжить работу по этому задачнику в конце учебного года при повторении пройденного материала, ведь в учебнике мы уже прорешали все уравнения, испытываем острый дефицит интересных задач на повторение. Задачи , приводящие к историческим экскурсам вызвали живое обсуждение, ведь надо осмыслить жизненный материал.»
Отзывы учеников. Анисимов Иван:« Мне понравилось решать такие задачи, очень много нового , полезного и интересного узнал»
Монголина Александра: «Мне понравились красивые рисунки, такой необычный Первуша, красивая мельница, некоторые задачи сложные (про мостовую), а некоторые несложные, и их интересно решать».
Мы считаем, что поставленной цели выбрали верные методы и способы, как раз необходимые для решения поставленной проблемы.
21
4.Литература
1. Земля Колпашевская : Сборник научно- популярных очерков/ Отв. Ред. Яковлев Я. А. –Томск: Изд-во Томского университета 2000.- 596 с
2. Материалы Колпашевского Краеведческого Музея.
3. kolpashewo.ru |
Рис. Красниковой Н.
Рис. Красниковой Н.
цилиндр
шар
окружностьььь
параллелепипед
треугольник
прямоугольник
Трапеция
конус
призма
Фото из музея. Кудрявцева К.
Фото из музея. Кудрявцева К.
Фото из музея.
Кудрявцева К.
Фото из музея.
Кудрявцева К.
Рисуем ананас акварелью
Отчего синичка развеселилась
Хризантема и Луковица
Сказка на ночь про Снеговика
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши