В своей работе «Свои – чужие» отражена история семьи бабушки, дедушки и других родственников автра. Как и почему насильственно выселяли из родных мест в Сибирь. Использовались воспоминания очевидцев тех далёких событий, историю их жизни, их судьбы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_sandzhigoryaevoy_v.b.doc | 67 КБ |
«Отечество – 2008»
Человек в истории.
Россия – XX век.
Тема: «Свои – чужие».
«История моей семьи»
(исследовательская работа по программе «Родословие»)
Автор: Санджигоряева Валентина Батыровна,
ученица 11 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Научный руководитель: Шальнова Зоя Сергеевна, учитель истории и обществознания
МОУ «Михайловская СОШ»
2008 г.
Краткое содержание
В своей работе «Свои – чужие» отражена история моей семьи, моих бабушки, дедушки и других родственников. Как и почему насильственно выселяли из родных мест в Сибирь.
Я использовала воспоминания очевидцев тех далёких событий, историю их жизни, их судьбы.
В детстве я много слушала рассказов моей старой и мудрой бабушки. Её стойкость и жизнелюбие помогали и помогают определять мои интересы в жизни.
Я остановилась на теме «История моей семьи»,потому что на мой народ и мою семью в ту далёкую эпоху 1943 года выпали тяжёлые испытания.
Выбирая эту тему, я хотела рассказать о трагедии моей семьи, моих бабушек и дедушек, изучить исторические корни, проблемы: кто и при каких обстоятельствах оказался виновным в насильственном выселении калмыков в Сибирь в те далёкие годы.
Моя бабушка Лиджиева Цаган Санджигоряевна, родилась 10 марта 1927 года в Улан – Хольском улусе, Северном сельском совете, село Бальджин. Её отца звали Микишев Санджигоря, а маму Санджигоряева Амуналга. У бабушки было две сестрёнки Полина и Дуня, и брат Михаил.
В Бальджине она пошла в школу и закончила 4 класса, больше ей не пришлось учиться, началась война. Вместе со взрослыми бабушка работала в колхозе. Ей приходилось браться за любую работу: косить и заготавливать сено, заниматься хозяйством.
В то время большинство мужчин находились на фронте, а женщины и подростки трудились в тылу: работали в поле, ухаживали за скотом, а также рыли подземный аэродром за Улан –Холом. «Было очень тяжело, работали целыми днями, ночевали в палатках, но никто не жаловался. Все понимали важность и необходимость нашего труда»- вспоминает моя бабушка. Но пришла беда. Этот декабрьский холодный день 1943 года, третьего года жестокой войны, каждый калмык – стар и млад, запомнил на всю жизнь. Задолго до рассвета в соответствии с тщательно запланированной операцией под кодовым названием «Улусы», утверждённой генеральным комиссаром госбезопасности Лаврентием Берия, одновременно во всех хотонах, сёлах, посёлках и городе Элисте в дома калмыков вошли по трое военных из войск НКВД и объявили, что по указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года все калмыки, как изменники и предатели, выселяются в Сибирь, а Калмыцкая АССР отныне ликвидируется.
В чем только не обвиняли калмыцкий народ. В период оккупации калмыки якобы изменили Родине, предавали немцам честных советских граждан, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной армии, передавали немцам эвакуированный из других мест колхозный скот, организовывали банды и совершали налёты на колхозы и совхозы, терроризировали местное население и т.д. Это было самой гнусной, чудовищной клеветой, возводимой сталинским режимом на целый народ.
На период переселения в каждый район назначался специальный уполномоченный крайоблисполкма, которому подчинялись в своей работе местные комиссии. Так, в Уланхольский улус был направлен в качестве уполномоченного НКВД СССР по данному оперативному участку комиссар госбезопасности III ранга Клепов, работавший в то время наркомом НКВД Кабардино-Балкарской АССР. При уполномоченном НКВД находился штаб оперативного участка по Уланхольскому улусу.
На небольшой по численности Северный сельсовет (1425 человек – из них дети составляли 604 человека, а 140 рыбаков находились в Уланхольском улусе) участковым уполномоченным подполковником ГБ Семёновым было затребовано согласно составленной им 5 декабря 1943 г. в обширной справке 12 квартальных уполномоченных, 127 оперсотрудников, 99 человек на оцеплении хотонов, на проведение операции 242 человека военных, автомашин 129.
Итак, в канун Нового года, 28 декабря 1943 года началось насильственное выселение калмыцкого населения. Придя в этот день на рассвете в калмыцкие семьи, опергруппа НКВД на сборы вещей в далёкие стылые края давали не более часа, а где и 20 -30 минут.
Согласно инструкции спецпереселенцам разрешалось взять с собой принадлежащее им имущество (одежду, мелкие сельхоз и бытовой инвентарь, зерно и продовольствие весом всего до 500 кг на семью). Весь молочный и продуктивный скот, лошади, птица, продовольственное и фуражное зерно, дома и сельхозпостройки, принадлежащее колхозам, колхозникам и единоличникам переселенцам подлежали сдаче при выселении. Оставшееся имущество колхозников, единоличников, рабочих и служащих должно было приниматься местной комиссией по акту и подлежало возмещению, включая сданный скот в новых местах поселения. Однако в большинстве случаев никакого акта не составляли, да никто из выселяемых калмыков и не ведал, что имущество и скот нужно сдавать по акту. Да было ли до этого при том всенародном горе. Поэтому, как и следовало ожидать, никакого возмещения на новых местах расселения не было, да что могли дать разорённые вконец маломощные колхозы, живущие сами на постоянных подачках государства.
Всё зависело от доброй или злой воли военных. Что мог собрать в конце растерявшийся и убитый горем человек? Да и как можно было за какие-то 20-30 минут что-то собрать, как определить и выбрать самое нужное?
«Солдаты приказали всем быстро собраться, но никому ничего не говорили, куда их ведут. В этой суматохе мы ничего не успели взять с собой и вышли из дома в чём были обуты и одеты: без тёплых вещей, без пищи. Нас повезли на машинах на железнодорожную станцию Улан –Хол и погрузили в товарные вагоны.
Нас везли всё дальше и дальше от дома. Было холодно и голодно, - рассказывает моя бабушка Цаган Санжигоряевна. В вагонах царила неописуемая антисанитария. Вши не давали покоя ни днём, ни ночью. Смертность была очень велика. Труппы выносили на попутных станциях. Многие семьи до сих пор не знают, где похоронены их близкие». Погибали в пути целыми семьями, никто не оставался в роду, некому было продолжить историю своих предков. Более половины калмыцкого населения, (как считают Солженицын и другие авторы) погибли в дороге.
Вот воспоминание сестры моей бабушки Полины, «Было очень холодно, кормили один раз в день похлёбкой. Каждое утро приходили проверять есть ли умершие, их убирали в специальный выгон. Пока доехали до Астрахани, два вагона были уже до отказа забиты окоченевшими трупами.
Да и далее по пути следования процент смертности повышался. Так, например, в эшелоне № 402 прибывшем со спецпереселенцами – калмыками 16 января 1944 года в Омск от станции Басы было снято в 45-м в последнем вагоне 76 трупов, уже при долгой стоянке на станции Омск умерло ещё 17 человек, в основном престарелого и детского возраста. Небольшой железнодорожный эшелон № 393, следовавший от разъезда № 6 недалеко от Астрахани до станции Омск, привёз в одном из больших вагонов 55 трупов, к ним добавилось умерших от холода и голода ещё 14 человек.
«Везли нас три недели, днём и ночью. В вагоне невозможно было лежать, все сидели, многие отморозили себе ноги. Вскоре после прибытия на место, заболела и умерла наша сестра Дуня»- рассказывает моя бабушка.
По мере продвижения железнодорожных эшелонов с «наказанными» калмыками на Восток становилось всё труднее и труднее. Эшелоны были громоздкими и непосильными для обычных паровозов, поэтому составы сформировали из 45-50 двухосных «товарняков» и больших пульманских вагонов. Ввиду большой загруженности Транссибирской магистрали (из восточных районов на Запад шли сотни составов с военным грузом, и им давалась зелёная улица), железнодорожные эшелоны с калмыцкими семьями задерживались на станциях подолгу, иногда 2-3 дня. А в это время люди, продрогшие и голодные, томились в холодных товарняках без пищи и тепла, потому что по предписанию, спущенному НКВД своим уполномоченным, готовили питание на определённых станциях. Поэтому руководство НКВД решило повернуть «калмыцкие эшелоны» на Туркестано-Сибирскую железную, дорогу и поезда со спецпереселенцами – калмыками пошли через Алма-Ату, Чикмент и другие города. В начале 1944 года было выселено около 100 тысяч калмыков. За ними последовали новые тысячи калмыков- спецпереселенцев, насильно вывезенных «в Сибирь на долгие годы». В марте и июне 1944 года собрали в сибирских городах под разными предлогами воинов – фронтовиков, поставили их на учёт в спецкомендатуру как преступников, многих из них загнали силой в «концлагерь» под Молотовом (Пермь).
«За что?» - спрашивал каждый калмык.
«За что?» - спрашивали безвинные дети и седобородые старики.
«За что?» - меняясь в лице, кричали герои – фронтовики.
Но никто не мог дать им вразумительного ответа. За что пострадали эти люди, и почему стало возможным, когда по отношению к калмыкам, карачаевцам, чеченцам, ингушам, крымским татарам, балкарцам и многим другим народам был осуществлён самый настоящий геноцид. Ответ может быть один: это результат Сталинской политики репрессий, который целенаправленно проводился, начиная с конца 20-х годов в отношении советских людей.
Главным обвинением против целого народа являлось «массовое сотрудничество с немцами». Абсурдность его была очевидна любому: в начале войны подавляющую часть мужского населения призвали на фронт. Гнев НКВД обрушился на стариков, инвалидов, женщин и детей – они составляли более половины выселенных. С учётом того, что мужчины находились на фронте, обвинения во всеобщем пособничестве оккупантам остаётся нелепым.
«В середине января нас вместе с остальными калмыками привезли в Алтайский край, Краюшенский район. Затем всех начали расселять по совхозам, колхозам, фермам. Мы попали на третью ферму. Односельчане сначала встретили нас как врагов народа. Мы забыли эту обиду, лишь только поближе познакомившись с сибиряками. Так при помощи сибиряков мы дожили до весны, оценили их природную доброту и житейскую мудрость. Ведь без их помощи дожить до весны мы бы не смогли»-рассказывает Полина Санджигоряевна.
Весной все вышли на работу. Семью моей бабушки зачислили в бригаду по выращиванию овощей, зерна, капусты, картофеля. Выращенный урожай грузили на повозки и отправляли на фронт, так работали до 1945 года.
Детям не разрешали сначала учиться. Говорили: «Вас привезли не учиться, а работать». Все переселенцы стояли на учёте у коменданта. Каждый месяц приезжал проверяющий и брал подпись, что человек жив. В другое село уходить, нельзя было без разрешения, только по пропускам. Самовольная отлучка или побеги влекли за собой уголовную ответственность. Многих посылали пилить лес. Выполняли разные работы.
В августе 1945 года переехали в Алтайский край, Первомайский район, колхоз «Заветы Ильича», где и проживали до 1957 года – рассказывает Цаган Санджигоряевна.
Мой дедушка – Санджигоряев Лиджи Манджиевич родился 10 февраля 1925 года в посёлке Цахта, Северного сельского совета, Улан-Хольского улуса. Этого посёлка уже давно нет, его разграбили еще в годы войны, когда семью моего дедушки и весь калмыцкий народ выселили в Сибирь. Его отца звали Лиджиев Санджигоря Ширипович, а маму Санджигоряева Олзят Боявкин.
В 1943 году дедушку забрали на фронт, в начале 1944 года был направлен на строительство Широковской ГЭС, где работал до марта 1945 года. Его имя включено в список военнослужащих калмыков их Уланхольского улуса, отчисленных из всех частей фронтов Великой Отечественной войны в начале 1944 года на строительство Широковской ГЭС. 22 июня 1945 года он убыл в Краюшкинский район Алтайского края. Там была вся его семья: мама, тётя и другие родственники. Дедушка устроился на работу в колхоз. Он очень хорошо знал семью моей бабушки, потому что был одноклассником её брата. Они встретились и полюбили друг друга. В феврале 1948 года поженились. После свадьбы переехали в другой колхоз. В 1950 оду 1 марта у них родилась старшая дочь Клавдия. После рождения дочери бабушка стала домохозяйкой. Потом их колхоз присоединили к другому, им пришлось опять переехать. В 1953 году 29 июля у них родился сын Петр.
В начале марта после непродолжительной болезни умер «отец народов» Сталин. Многие калмыки искренне оплакивали смерть человека, чья злая воля обрекла их на вымирание в суровых условиях Сибири.
В скором времени был разоблачён и расстрелян «враг народа» Л. Берия, с именем которого были связаны самые страшные злодеяния в стране. Наконец-то люди свободно вздохнули и стали ждать перемен к лучшему.
Мои бабушка и дедушка всегда верили, что когда-нибудь и для калмыков настанут лучшие времена, что вернуться они в родные степи. Верили в это очень сильно. А вот тот, кто не верил в лучшую долю, действительно, так и погиб там, на Севере.
И вскоре наступили перемены. Вместе с Хрущёвской «оттепелью», восстановлением демократических принципов государственной и партийной жизни пришло определённое послабление спецпереселенцам, в том числе и калмыкам.
Первыми были сняты с учёта спецпереселения калмыки-фронтовики. Теперь многие из них имели наконец возможность переехать в теплые края - Казахстан, Узбекистан, Киргизию. Переехали в Казахстан мои бабушка и дедушка.
«Там мы жили хорошо, – вспоминает бабушка. Лиджи разгружал вагоны на станции, я работала у корейцев, выращивала свеклу. Там мы прожили 7 месяцев, но так как родных рядом с нами не было, мы решили возвратиться в родные края. Приехав в Зензели на поезде, муж решил съездить к себе на родину в Лагань, но работа там была только в море, поэтому решили вернуться обратно и обосноваться в Михайловке».
17 марта 1956 года был принят Указ Президиума Верховного совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся на спецпереселении».
Вместе с семьёй бабушки и дедушки вернулись в родные края родственники и односельчане.
Многие калмыки, приехав в родные края, испытывали большие трудности. Обеспечить жильём такое количество прибывших людей было довольно трудно, не лучше обстояли дела и с трудоустройством.
«Нас приняли в колхоз. Председатель дал единовременное пособие, выделил хлеб, картошку. Сначала нас поселили в колхозных мастерских, а некоторых в саду-огороде. Выделил земельные участки и велел сажать огород и деревья. Старейшины Идрисов и Очиров решили поселиться за речкой. Так и обосновались все на краю села»,- вспоминает моя бабушка.
До сегодняшнего времени село разделено рекой. На левом берегу – русские, на правом – калмыки. Только это и осталось напоминанием о той далёкой трагедии калмыцкого народа.
Мой дедушка сразу устроился работать учётчиком на бригаду. Построили землянку, и перешли жить в неё.
20 октября 1957 года у них родилась вторая дочь Татьяна. 15 января 1960 года сын Юрий, а через 3 года последний сын Батыр, мой папа.
Дедушка продолжал трудится в колхозе. Был отмечен трудовыми наградами. После того как дети подросли, бабушка тоже начала работать. Она принимала молоко из личных хозяйств и сдавала его в колхоз, так она трудилась 15 лет.
Мой дедушка был замечательным человеком, пользовался большим авторитетом среди сельчан. Бабушка до сих пор здравствует, ей 80 лет, вокруг неё собирается вся наша дружная семья. Моя тётя Клавдия живёт в селе Зензели, сейчас находится на заслуженном отдыхе. Дядя Пётр трудится в фермерском хозяйстве в селе Яндыки. Остальные мои родственники живут и трудятся в селе Михайловка. Наша семья очень большая и дружная.
Время безжалостно. Годы, годы, годы они неумолимы. Лишь память преодолевает время. Время не сломило мою бабушку, мудрую женщину. Я удивляюсь и всегда с трепетом, затаив дыхание, слушаю её неторопливый рассказ об истории нашей семьи. Мы, внуки, постараемся донести и до наших детей всё то, о чём рассказывали наши бабушки и дедушки.
Мы много и охотно рассуждаем о проблемах национального возрождение, исторической связи и духовной преемственности поколений и очень мало делаем конкретного в действительности. Несомненно, необходимо перспективное видение, нужна научно – обоснованная концепция национального возрождения, но ничего не может заменить живого примера. Поэтому очень важны пусть небольшие, но конкретные дела, будь то празднование памятной даты, открытие художественной выставки, концерты народной музыки или просто дискуссия о прошлом и настоящем.
В этом ряду – и состоявшийся 17 июня 2007 года в нашем селе Михайловка праздника «Землячество». Он был посвящён 50-летию образования калмыцкого посёлка. Только в нашем селе из всех сёл Лиманского района было организованно такое мероприятие. Была проделана большая организаторская работы. Со всех концов республики съехались бывшие жители села Михайловка. Среди них мой отец Санджигоряев Батыр Лиджиевич, моя тётя Идрисова Г.Н., житель г. Элиста – Сагаев Н.Ц. и Хашаева В.П., из Яшкульского района – Шараев В.О., Лаганьского района – Очиров А,Д.
Торжественное мероприятие проходило в Доме культуры. Были приглашены представители администрации Лиманского района Ольховский И.А. и представители районного калмыцкого общества «Герель» - Горяев. Много прекрасных выступлений я услышала на этом празднике. Они были наполнены трогательной любовью к своей малой родине, её людям, гордостью за их вклад в развитие республики, в них звучала тревога по поводу постепенной утраты калмыками национальных обычаев. Мысль о необходимости постоянно помнить, о своих исторических корнях, восстанавливать и развивать народные традиции.
Представители «землячества» вручили Михайловской средней общеобразовательной школе памятный подарок – музыкальный центр.
Национальное возрождение калмыцкого народа – это проблема не только одних калмыков. Крайне необходимо доброе участие в этом процессе многих народов и в первую очередь представителей тех народов, которые живут с нами. Поэтому радостно видеть, что в этом празднике приняли участие люди разных национальностей.
Источники:
1. Эркетени. Земля и люди, автор Василий Церенов. г. Элиста 1997 г.
2.Калмыки. Выселение и возвращение, автор Владимир Убушаев.
3. Указы Президиума Верховного совета СССР.
4. Воспоминание Санджигоряевой Цаган Санджигоряевны.
5. Воспоминание Микишевой Полины Санджигоряевны.
6. Фотографии из семейного альбома.
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Рисуем "Осенний дождь"
Огонь фламенко