Для чего живет человек? Почему одни, умирая, оставляют после себя свет, который не угасает никогда, а другие уходят бесследно, будто их и не было вовсе. Почему так происходит? Не зависит ли это от того, насколько человек отдает себя другим?
Когда человек начинает осознавать, что он любит свой край? Вряд ли кто может ответить на этот вопрос определенно. Нужно ли помогать ему осознавать это чувство. Безусловно! Кто поможет ему в этом? От кого он почерпнет знания о родном крае , о его историко-культурных, национальных. географических, природных особенностях. Кто поможет сформировать у него такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины ?
Есть ли у нас такие люди в Мухоршибирском районе?
Да,есть такие люди ,имена которых мы должны знать ,учиться у них ,учиться тому,чтобы своей жизнью соответствовать русской пословице «Не будь грамотен,будь памятен» ,учиться любви к родному краю, природе, истории ,традициям
Моя исследовательская работа это дань уважения людям, Учителям по призванию, добрым ,интересным, увлеченным, для кого краеведение стало неотъемлемой частью жизни. Жизненный путь этих людей - путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу. Имена этих людей-Полина Алексеевна и Сергей Ивлиевич Бодровы .
Вложение | Размер |
---|---|
varfolomeeva_nastya.doc | 119.5 КБ |
Министерство образования и науки Р .Б.
Управление образования
МО «Мухоршибирский район»
МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»
«Увлечение, ставшее смыслом жизни»
Автор: Варфоломеева Анастасия .
Руководитель: Калашникова Н.Т.
учитель русского языка и литературы
с.Никольск, 2012.
Оглавление.
I Введение…………………………………………………………………..
1.Выбор темы. Актульность исследования……………………………………..
2.Предмет исследования…………………………………………………………….
3. Объект исследования…………………………………………………………….
4.Цель исследования……………………………………………………………….
5.Задачи исследования………………………………………………………………
II Основная часть:
III Заключение. Мои размышления над судьбой и деятельностью Бодровых……………………………………………………………..
IV Список литературы……………………………………………..
1.Выбор темы. Актульность исследования
Для чего живет человек? Почему одни, умирая, оставляют после себя свет, который не угасает никогда, а другие уходят бесследно, будто их и не было вовсе. Почему так происходит? Не зависит ли это от того, насколько человек отдает себя другим?
Когда человек начинает осознавать, что он любит свой край? Вряд ли кто может ответить на этот вопрос определенно. Нужно ли помогать ему осознавать это чувство. Безусловно! Кто поможет ему в этом? От кого он почерпнет знания о родном крае , о его историко-культурных, национальных. географических, природных особенностях. Кто поможет сформировать у него такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины ?
Есть ли у нас такие люди в Мухоршибирском районе?
Да,есть такие люди ,имена которых мы должны знать ,учиться у них ,учиться тому,чтобы своей жизнью соответствовать русской пословице «Не будь грамотен,будь памятен» ,учиться любви к родному краю, природе, истории ,традициям
Моя исследовательская работа это дань уважения людям, Учителям по призванию, добрым ,интересным, увлеченным, для кого краеведение стало неотъемлемой частью жизни. Жизненный путь этих людей - путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу. Имена этих людей-Полина Алексеевна и Сергей Ивлиевич Бодровы .
2.Предмет исследования: личности Бодровых Сергея Ивлиевича и Полины Алексеевны
3.Объект исследования: жизнь и краеведческая деятельность Сергея Ивлиевича и Полины Алексеевны Бодровых
4. Цель исследования:
изучить жизнь и деятельность Бодровых Сергея Ивлиевича и Полины Алексеевны
5.Задачи:
- показать путь становления замечательных людей;
- раскрыть личности Бодровых С.И.и П.А. с различных сторон;
- ознакомить с краеведческой деятельностью этих людей;
- показать пример любви к родному краю, его природе,истории ,традициям.
-раскрыть ,то, что увлечение может стать делом всей жизни
«История человеческого труда и творчества
гораздо интереснее и значительнее
истории человека, - человек умирает,
не прожив и сотни лет,
а дело его живет века»
М.Горький
Среди лесистых сопок ,с востока подпираемыми склонами Заганского хребта ,по местному Майдана и Сангурайки на юг простираются нивы обработанных земель ,и на запад ,на сколько охватывает глаз, уходит Тугнуйская межгорная долина, расположилось старинное семейское село Никольское ,которое было основано в 1765 году сосланными в Сибирь старообрядцами.[1] Живет в этом селе семейная пара ,два замечательных человека,два Учителя с многолетним стажем работы , подвижники и энтузиасты, которые всю свою жизнь посвятили краеведческой деятельности, оставили богатое наследие по описанию истории села ,создали историко-краеведческий музей, вели большую поисковую работу, участвовали в научных конференциях по проблемам истории родного края, воспитывали в детях любовь к малой родине. Люди бескорыстные, которые своими разысканиями и по сей день охотно делятся со всеми. Это Сергей Ивлиевич и Полина Алексеевна Бодровы-почетные жители Мухоршибирского района,уважаемые люди села.
Бодров Сергей Ивлиевич родился 10 июля 1931 года в селе Никольское в крестьянской семье. Закончил 7 классов в Никольской школе. Эти годы учебы выпали на годы Великой Отечественной войны.
“Во время войны жизнь была трудная. Всех мужчин забрали в армию, в колхозе оставались только женщины, старики и дети. Дети в колхозе работали с 10 лет: пололи картофель, зерновые культуры. Лошадей в колхозе мало, лучших забирали на фронт. Обрабатывали землю на быках. За плугом ходили женщины. Питание было скудное. Ели, в основном картошку ,собирали колоски. В жатву женщины и дети убирали косами зерновые культуры, зерно молотили на конных молотилках и сдавали государству…,-вспоминает Сергей Ивлиевич . -Бумаги в школе не было. Писали на газетах и других клочках бумаги. Учебников было мало, и они были очень старыми. Один учебник выдавался на нескольких человек, но уроки старались выполнять. Вместо чернил использовали сажу ,разведенную молоком или сок свёклы. В школе было холодно. Несмотря на все трудности, дети верили в победу и счастливое будущее и у каждого из нас была своя мечта. Моя мечта -получить образование и посвятить свою жизнь любимому делу…”
Чтобы закончить десять классов, нужно было обучаться в соседней Хонхолойской средней школе .
«Несмотря на трудную жизнь, голод, холод, у меня всегда была тяга к знаниям. Еженедельно приходилось пешком ,а это 10 км в одну сторону, добираться до соседнего села, в любую погоду»-рассказывает краевед.
В 1951 году Бодров С. поступает в Бурятский Государственный педагогический институт. Интерес к истории ,понимание того, что человек просто обязан знать историю своего края, страны, а также мира , этапы развития человечества, причины тех или иных событий, для того чтоб предвидеть их в будущем и ,особенно ,желание внести свою лепту в формирование официальной советской идеологии ,желание заниматься этим профессионально повлияло на выбор исторического факультета .
Будучи студентом в 1953 году, приезжая в родное село, знакомится с учеными-антропологами из Иркутского Государственного университета имени Жданова( Иваньевым и Флоренцевым),которые занимаются поиском костей животных, по которым можно довольно хорошо представить себе, каким был животный мир в ледниковый период ( находят кости бесшерстных видов слонов и носорогов, мамонтов и шерстистых сибирских носорогов, зубров и северных оленей) и помогает им в этом нужном и увлекательном деле. Найденные кости Бодров С.-студент-практикант Никольской школы приносит в школьный «Уголок краеведа», основателем которого был директор школы, географ, Федоров Анисим Кузьмич.
(В уголке были представлены материалы, собранные на экскурсиях и походах по родному краю- гербарии растений, образцы минералов)
В 1955 году, закончив обучение, молодой учитель получает направление на работу в Бичурскую школу.Но так сложились семейные обстоятельства,да и село родное к себе позвало, в 1956 году переводится в Никольскую школу.
И ,можно сказать официальным языком, «проработал в школе учителем истории до 1998 года,но эти сухие слова не совсем подходят для этого человека- Учителя с большой буквы,энтузиаста-краеведа, прекрасного семьянина, мыслителя, интереснейшего собеседника, обладающего богатством речи и культуры..
«Сорок лет и два года….Оглядываясь в прошлое, думаю сегодня, что самые лучшие годы моей жизни - это годы работы учителем»-рассказывает Сергей Ивлиевич
«Что главное в человеке? - Его порядочность! Так вот таким порядочным человеком был наш учитель Сергей Ивлиевич Бодров который сумел так «зажечь»души детей, что мы все шли по одной тропе. Сколько добрых, порядочных учеников он воспитал в стенах нашей школы. Сколько тепла, забот, внимания отдавал учитель своим воспитанникам» -вспоминает один из первых учеников Сергея Ивлиевича Герой Социалистического труда Калашников Анатолий Петрович
Учитель понимал ,что развить интерес детей к истории как науке, научить ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации, знакомиться с природными богатствами своего края, с его историческим прошлым, общаться с интересными людьми,а самое главное-увлечь детей,научить любить свой край,свою малую родину ,воспитать патриотов можно не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания. Педагог организует походы с учащимися по родному краю.
«Природа нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности интересно познакомить с ней детей и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому. Можно это сделать и сидя в классе, но природу, с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов , лучше увидеть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус. Поэтому я организовывал непосредственные встречи детей с удивительным миром природы,которые,как я считал, навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее»-пояснил мне Сергей Ивлиевич
Я взяла интервью у Галины Петровны Семышевой-ученицы Сергея Ивлиевича Бодрова (на сегодняшний –ветеран педагогического труда),которая была участницей всех его походов.
« В 1959 году мы ,учащиеся 9 класса, прошли 6-дневным походом с целью изучения истории и природы родного края. Сейчас я, конечно, понимаю, педагог хотел научить видеть нас историю вокруг себя.
Наш путь лежал от с.Никольское до села Старая Брянь Заиграевского района.Это 70 км. Из этого похода мы принесли интересные образцы минералов и полезных ископаемых, гербарии редких растений леса, поля, и….богатые впечатления, которые остались у меня на всю жизнь. Любовались горами,скалами,рощами,встречались с интересными людьми,людьми различных профессий: лесниками, ,лесозаготовителями. Происходило общение со старожилами деревенек, через которые проходил наш путь .Мы слушали их незамысловатые рассказы о жизни .Учились ставить палатки ,разжигать костер, готовить еду! Учились общению друг с другом, помогали друг другу- это ли не уроки нравственности и толерантности! Поход оставил о себе море впечатлений, новые знания и навсегда-любовь к своему учителю Сергею Ивлиевичу!»
Сколько воспоминаний у бывших учеников Бодрова С.И. о двухдневном походе 1957 года в местность Обор, на могилу Ивана Финогеновича Леонова-деда писателя Ильи Чернева( родители которого были выходцами из села Никольское, который неоднократно приезжал в село, встречался с людьми, по их воспоминаниям написал книгу «Семейщина»на подлинных фактах и событиях, которые происходили во 2-й половине 19 века до 1937г. Эта трилогия- художественное отображение жизни и быта семейских. В книге прослеживается судьба четырех поколений рода Леоновых, от дедов до правнуков.)
С той поры прошло 52 года, постарели ученики, но память о том походе сохранилась у них до сегодняшнего дня.
Федоров Михаил Максимович-ученик Сергея Ивлиевича (1948 года рождения) с оживлением рассказывает:
« Что может быть интереснее для мальчишек и девчонок чем поход?! С рюкзаками, с котелками, с привалами, кострами… Этот поход мы ждали с нетерпением. Наконец-то ранним утром мы, одев рюкзаки с продуктами, спальными принадлежностями отправились. Какие живописные все-таки у нас места! Сколько видов растений! Во взрослой жизни не хватает времени остановиться ,приглядеться,прислушаться. А тогда, в детстве …! Все впитывали в себя! Привалы.Падали от усталости ,к еде претензий не было - настолько все были проголодавшие и усталые . Ну а вечером - посиделки у костра, традиционные туристские байки , «страшилки».Сейчас я знаю,что для Сергея Ивлиевича, учителя Никольской школы, поход с ребятами — это было не столько развлечение, сколько один из методов его педагогической работы.
Наш педагог понимал,что малых лет человек должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства,когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Этот поход- грамотная работа нашего учителя и постоянная работа ума, сердца и рук нас-детей.»
Зинаида Елисеевна Калашникова (ученица Бодрова С.Н. 1948 г.р.) вспоминает о том, какие были отношения между участниками похода, отношения , основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества.
«Мы учились преодолевать естественные препятствия и трудности. Поход потребовал от нас проявления смелости, веры в свои силы. Кто из нас не помнит ночь в лесу? Когда мы,тесно прижавшись друг другу ,лежали в палатках и прислушивались к ночным звукам в лесу. А какой вкусной казалась незамысловатая еда, приготовленная девчонками на костре !
Во время того похода мы дошли до реки Хилок»
«Результаты походов сказывались и на результатах соревнований ,конкурсов, проводимых в районе ,республике»-продолжает рассказ Надежда Евстафьевна Варфоломеева (ученица Бодрова С.И. 1948 года рождения) Ученики нашей школы занимали всегда призовые места в конкурсе гербариев, конкурсе походных поваров, в соревнованиях на точность хождения по азимуту, установке палаток, преодоления препятствий!»
Много интересных историй я услышала от учеников Бодрова Сергея Ивлиевича, когда попросила разрешения прийти на встречу выпускников 1972года, которая состоялась совсем недавно. Я видела лица уже немолодых людей, ,которые светлели, преображались от воспоминаний о своем детстве, о своем учителе.
В 1963 приезжает в село ,по распределению, молодая учительница химии. Иванова Полина Алексеевна .Она-уроженка Кяхтинского района,родилась в 1939 году селе Семеновка.Там же окончила школу ,поступила в Бурятский государственный педагогический институт на биологический факультет
Приглянулась молодая учительница никольскому учителю Бодрову Сергею, предложил он ей руку и сердце . С тех пор эта семейная пара уже 49 лет вместе. Воспитали двоих детей. Семейные отношения этих людей-образец для подражания.
Я спросила Сергея Ивлиевича и Полину Алексеевну: « В чем секрет их таких отношений?»
Полина Алексеевна:
«В нашей семье, как и в любой были и неизбежные заусенцы, и конфликты случались ,и проблемы. Но ,в основном , у нас царило взаимопонимание ,скорей всего из-за общности интересов. Может оттого, что мы люди одной профессии ,а может и оттого, что у нас было одно общее увлечение, которое переросло в профессиональное занятие-это краеведение»
«Да,наше увлечение краеведением укрепило наши отношения.-продолжил Сергей Ивлиевич, я не мыслил себя себя вне жизни малой Родины, ее истории, культуры, традиций. Полина Алексеевна-всей душой полюбила старообрядческое село, заинтересовалась его людьми,бытом,укладом . Вместе мы занялись изучением истории села»
«Учитель и краевед - это все-таки две разные ипостаси?»-спросила я
« И разные, и одинаковые, во всяком случае - совместимые. Иначе нельзя: мы же работали и работаем для того, чтобы изучать исторический опыт и этот опыт передавать , использовать его для воспитания подрастающего поколения .Ведь главным результатом воспитания должна стать личность, способная строить жизнь достойную человека ,имеющего свои корни, имеющая в душе те качества ,которые во все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость , достоинство, трудолюбие, сострадание, благородство, благочестие, патриотизм и многое другое»-так ответила на мой вопрос Полина Алексеевна.
Учитель -краевед также организует походы с учениками по родным местам ,учит приглядываться к каждой травинке ,к каждой былинке. Рассматривая фотографии, сделанные в походах я узнаю среди ребят свою учительницу Татьяну Тимофеевну Ерофееву. Я удивилась: «Неужели Вы ходили и зимой в поход? Что можно увидеть зимой в лесу?» У Татьяны Тимофеевны молодеет лицо и она в восторгом вспоминает поход в Кажурту: « Как красиво зимой в лесу! Огромные сугробы снега ,следы зверей, морозный хвойный воздух, печеная картошка. Такие походы объединяли, сплачивали классный коллектив. Став взрослыми, ослепленные дневным солнцем, занятые мелочами дня, мы отвыкаем восхищаться обыденным – природой вокруг, звездным небом. Это незабываемо!»
Увлеченный краеведением педагог решается создать краеведческий уголок в Никольской школе. Под руководством Полины Алексеевны дети
в маленькой комнате (в здании старой школы)оформляют тематические экспозиции: «Лес зимой» и «Лес летом», где представлены чучела местных птиц, гербарии растений, фотографии. Бодровы Сергей Ивлиевич и Полина Алексеевна начинают писать историю села.В год 50-летия Советской власти, в 1967г. в республике был объявлен конкурс на лучшую историю села. Коллектив школы,под руководством энтузиастов-краеведов занимает в этом конкурсе 1 место, награждается Грамотой Министерства образования и науки Республики Бурятия «За широкую организацию поисково-исследовательской и просветительной работы в селе»
А чтобы сохранить историю села, обрядов и традиций ,не дать уйти в небытие нужен был музей. «Необходимо собрать, тематически систематизировать подлинные экспонаты-памятники истории»-решает инициатор Полина Алексеевна Бодрова и на общественных началах, привлекая детей ,педагогов начинает осуществлять свою задумку. А опыт работы в краеведческом музее имени Хангалова города Улан-Удэ помогает ей в этом.
Сбор материалов стал осуществляться с подачи местного населения .Среди классов объявлена операция «Войди в каждый дом».
«Детям мы дали задание порыться в амбарах, кладовых, на чердаках и найти вещественные, изобразительные источники, т.е. те вещи, которые помогают лучше изучить свой край. Собрано более 600 экспонатов. Это были предметы быта, сделанные из прутьев, глины, бересты, различные светильники, замки, утюги, старославянские книги, орудия сельскохозяйственного производства, мебель крестьян, иконы, горшки, самовары. Были и письма с фронта, фотографий, военных реликвий и документов и т.д.»-рассказывает Полина Алексеевна.
Музей несколько раз менял свое местонахождение. В декабре 1979 года ему было отведено место в новой, запущенной в эксплуатацию, школе . Методическую помощь в оформлении музея оказали научные работники музея им. Хангалова, из г. Улан-Удэ ,одним из специалистов была Клиновская Ирина Самойловна.
Музей прошел паспортизацию в году (свидетельство 669.) Было присвоено звание «Школьный музей» за большую поисково-исследовательскую, общественно-полезную работу по созданию интересной экспозиции и успехи в воспитании учащихся.
Полина Алексеевна с любовью, гордостью рассказывает о своем «детище»-музее:
« Музей расположился в отдельной комнате S= 105 кв.м. Экспозиция музея состоит из пяти разделов ,созданных Полиной Алексеевной и Сергеем Ивлиевичем :«Летопись села Никольское», «Годы войной опаленные»,«История школы», «Этнография старообрядцев Забайкалья» и «Природоведческий».
Раздел «Летопись села Никольское» представлен следующими подразделами: «Археология села», в котором находятся материалы, найденные в ходе раскопок бурятских и других археологов и подразделом
«Колос к колосу-Родине сноп»,содержащий информацию о тружениках
села ,лучших доярках и чабанах колхоза, об их наградах и трудовых подвигах.
В разделе «Годы войной опаленные» перед нами застыли в череде фотографий лица тех, кто уже не вернется назад- воины Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Афганской и Чеченской войн.
Так же здесь представлены :боевые награды ,фронтовые письма, похоронки, личные вещи.
Раздел «Этнография старообрядцев Забайкалья»-это один из
крупнейших разделов этнографии Мухоршибирского района, в котором
собраны :орудия труда крестьян Забайкалья 18-19 веков, подлинники одежды старообрядцев ,датируемые 18-19 веками, вещи ,созданные и используемые
человеком в труде и быту, предметы декоративно-прикладного искусства.
Материалы о выпускниках школы разных лет и об учительских трудовых династиях собраны в разделе «История школы».
Полина Алексеевна и Сергей Ивлиевич вели регулярную переписку с бывшими учениками ,которые живут далеко за пределами своего села,
Одним из особых уголков музея является стенд о жизни и творчестве
писателя Ильи Чернева (Александра Андреевича Леонова,1900-1962 гг.),который родился в семье приискового служащего ,выходца из
старообрядческого села Никольского. Его известный роман «Семейщина»-своеобразная олитературенная хроника нашего села. Автор построил и написал книгу на подлинных фактах и событиях, которые происходили в семейском селении со второй половины 19 века до 1937 года.Эта трилогия-
художественное отражение жизни и быта семейских примерно за три четверти века. В трилогии прослежена судьба четырех поколений рода Леоновых от дедов до правнуков .Величавое «геральдическое» древо этой семьи, ветвистое и огромное ,что по его отдельным ветвям и побегам можно прочесть в ее основных чертах всю историю русского крестьянства и расположено на стенде в школьном историко-краеведческом музее»
Педагоги Бодровы понимали, что работа в музее поможет учащимся понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение своего народа.
«Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому»-говорит Сергей Ивлиевич.
«Одним словом школьный музей – это живая память поколений. Работая здесь, ребята понимают свою связь с окружающим микромиром, осознают значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни своих близких людей, в общей судьбе народов России»-добавляет Полина Алексеевна
Педагоги активно привлекают материалы музея , как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности . На уроках истории используются экспонаты музея, на материалах музея пишутся рефераты и доклады.
В год 50-летия Советской власти, в 1967г. в республике был объявлен конкурс на лучшую историю села. Коллектив школы, под руководством Бодровой Полины Алексеевны занял в этом конкурсе 1 место, награждён Грамотой Министерства образования и науки Республики Бурятия «За широкую организацию поисково-исследовательской и просветительной работы в селе».
По итогам районного конкурса 7 сентября 1984г. музею было присуждено 1 место, вручено свидетельство №4669 о присвоении звания «Школьный музей»-это заслуга Бодровых С.И. и П.А.
В январе 1956года и январе 1959 года ,по приглашению Бодрова С.И., музей посещает автор романа «Семейщина» Илья Чернев.
Так, в дни культуры Мухоршибирского района, в феврале 1977г., музей посетил Исай Калистратович Калашников. Полина Алексеевна обратилась к нему с просьбой, пополнить музей его материалом. Вскоре в музей поступил богатейший материал, это были произведения: «Через топи» на русском и немецком языках, «Расследование» и «Жестокий век» на русском и эстонским языках и 1-е издание романа «Разрыв-трава» с рукописными поправками автора ко 2-му изданию.
Полина Алексеевна сохранила письмо Исая Калистратовича ,которое мне удалось подержать в своих руках и прочесть следующее:
«Уважаемая Полина Алексеевна!.....Высылаю Вам очень дорогую для меня вещь.Правленный,рабочий экземпляр книги ценен тем,что он-свидетель исканий,заблуждений,работы,которая держит тебя в плену еще долго после публикации произведения.Этот экземпляр у меня просили из республиканского музея,ноя устоял.А Вам отказать не могу.Никольск для меня-село особое.Я издавна уважаю его людей,людей сердечных и широкодушных,кроме того Илья Чернев-гордость Никольска-в какой-то мере,мой духовный отец,ему,его творчеству я обязан многим,очень многим…»[2]
Бодровы неоднократно в школе организовывали встречу с женой писателя Екатериной Викторовной.
Полина Алекссевна и Сергей Ивлиевич регулярно проводят экскурсии, мероприятия по народным праздникам, часы мужества и т.д. Отдача от таких мероприятий велика. Повышается интерес детей, молодых людей, да и взрослых к истории нашей Родины. Музей пополняется с каждым годом. Собирая и оформляя материалы, наши учащиеся познают свою малую родину, изучают её историю не по учебникам, а на конкретных судьбах односельчан. Изучение таких конкретных человеческих судеб, рассказ о которых учит мужеству, чести, благородству, является одним из ключевых направлений исследований нашего музея. Школьный музей для нас стал одной из нитей, связывающих все направления деятельности школы по изучению истории села: исторического прошлого, культуры, экономики. Главным в работе нашего музея является постоянная поисковая работа, способствующая развитию творческой мысли, познавательных интересов учащихся. Богатейший краеведческий фонд музея не лежит мертвым капиталом, а активно используется в учебной и внеклассной работе школы, на уроках истории, изобразительного искусства, географии, литературы и других; при проведении праздников, для написания сочинений о земляках-героях , проведения конкурсов, классных часов, встреч и экскурсий. Учащиеся на основе собранного ими краеведческого материала пишут статьи, которые публикуются в районной газете, пишут сочинения и конкурсные работы, принимая участие в районных и областных конкурсах.
Все краеведческие материалы музея доступны любому жителю села. Школьники и студенты используют их для своих исследовательских, курсовых и дипломных работ.
Студент кембриджского университета Мартин Доминик пишет диссертацию о старообрядцах Забайкалья, основываясь на материалах музея, а Полина Алексеевна оказывает ему неоценимую помощь.
Историко-краеведческий музей известен за приделами района и республики, гостями музея были и иностранцы с Японии, Италии, Англии, Америки. Полина Алексеевна и Сергей Ивлиевич радушные гостеприимные люди,все гости музея-гости семьи Бодровых. Для каждого из гостей Полина Алексеевна и Сергей Ивлиевич находят доброе слово и люди ощущают себя как у себя дома,они чувствуют,что им искренне рады: теплая беседа, интересные рассказы, вкусное домашнее угощение ,кров.
В марте 2013 года школьному историко-краеведческому музею исполняется 50 лет!
И в этом-неоценимая заслуга ветеранов педагогического труда,энтузиастов-краеведов Бодровых.
В 1999 году издается в городе Новосибирск ,Издательством СО РАН , научно-издательским центром ОИГГМ «Словарь говоров старообрядцев (семейских )Забайкалья» .Коллектив авторов выразил благодарность за оказанную помощь в период проведения диалектологической экспедиции Бодрову С.И.,который щедро поделился своими знаниями.[3]
В 2010 году в Улан-Удэ издательством БНЦ СО РАН выпущена книга «Калейдоскоп: этнографические картинки». Автор этой книги Жамбалова С.Г. и ее японская коллега Нахо Игауэ .В данной монографии рассматриваются субэтносы русских ,сформировавшиеся в процессе освоения новых земель в Байкальском регионе ,и интеграцию бурят в Российское государство.Создатели этой книги выражают признательность Бодровым С.И. и П.А. за помощь в сборе материалов ,при полевой экспедиционной работе.[4]
В 2006 году в г.Улан-Удэ издательством БНЦ СО РАН выходит в свет книга Бураевой С.В. «Рукописное наследие забайкальских старообрядцев», монография посвящена рассмотрению процесса становления ,развития и современного состояния книжно-рукописной традиции старообрядцев Забайкалья. Большая помощь Бураевой С.В. была оказана Сергеем Ивлиевичем,который помог собрать необходимые для создания книги сведения.[5]
Труд Сергея Ивлиевича и Полины Алексеевны не остается незамеченным и отмечен наградами.
Сергей Ивлиевич имеет многочисленные грамоты и благодарственные письма Мухоршибирского Райкома КПСС, Бурятского Обкома КПСС ,Мухоршибирского районного отдела образования , РК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений,несколько грамот общества «Знание» РСФСР ,Грамоты Президиума Верховного Совета Бурятской АССР,грамоты Министерства образования и науки Республики Бурятия ,Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Грамоты Министерства образования РСФСР,грамоты районной администрации ,Министерства сельского хозяйства Бурятской АССР.Сергею Ивлиевичу в 1985 году присвоено звание «Старший учитель» Все эти награды за активную работу по пропаганде научных и политических знаний среди населения района, за хорошую организацию поисково-исследовательской и научно-просветительской деятельности школьников, признательность за добросовестный труд, за большой вклад в деятельность общества краеведов, за активное участие в охране и пропаганде памятников истории и культуры, за успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения ,за долголетний и плодотворный труд на ниве образования, за сохранение и поддержку традиций, обычаев старообрядчества-феномена русской культуры, за активное участие в трудовом воспитании школьников.Сергей Ивлиевич участник съезда общества «Знание»в г. Москва ,ему присвоено звание «Ветеран труда»
Полина Алексеевна являлась активной участницей драматического кружка,коллектив которого был неоднократно отмечен грамотами,учительница руководит художественной самодеятельностью в школе,ребята выступают на различных смотрах и получают высокую оценку жюри.
А ее труд как педагога,как администратора (Полина Алексеевна 23 года с 1972 по 1995 гг. занимает должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе) как краеведа за большую внешкольную работу по организации детского туризма,за активное участие в охране и пропаганде памятников истории и культуры,за активное участие в походе по местам Славы,за плодотворную педагогическую деятельность ,активное участие в общественной жизни,за хорошую работу по организации школьного музея,за хорошую организацию поисково-исследовательской деятельности школьников отмечен грамотами Мухоршибирского Райкома КПСС, Бурятского Обкома КПСС ,Мухоршибирского районо , РК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, грамотами общества «Знание» РСФСР ,Грамотами Президиума Верховного Совета Бурятской АССР,грамотами Министерства образования и науки Республики Бурятия ,Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, грамотами Министерства образования РСФСР, грамотами районной администрации. Полина Алексеевна -Отличник народного просвещения СССР, награждена медалью «Ветеран труда»
Полина Алексеевна –«женщина-легенда», это очень точно подмечено региональной общественной организацией «Женщины Бурятии»,диплома которой она удостоена .Бодрова П.А.- Почетный житель района.
Заключение. Мои размышления над судьбой и деятельностью Бодровых
Я часто задаю себе вопрос: для чего живет человек? Этот вопрос всегда волновал моё сердце.
Так кто же такой человек? Что он значит во Вселенной?
Время не останавливается. Годы идут за годами, века за веками, тысячелетия за тысячелетиями... Но неумолимо сквозь толщу лет доходят до нас истинные ценности человеческой души. Мы можем носить разные прически, мы можем менять наши одежды, нашу речь, манеры, мы можем отказаться от Бога, от Красоты, от идеалов, но, несмотря на все это, где-то в самой глубине человеческих сердец остаются основные понятия человечества – любовь, честь, совесть, доброта, милосердие... Это законы нашего сердца, основы нашего поведения, наших взглядов на мир и на жизнь.
Ведь жизнь дается для того, чтобы исполнить в мире все, что назначено исполнить человеку. Построить дом, посадить дерево и вырастить сына – вот необходимый минимум человеческих свершений,которые я уже слышала.
А исследовав жизнь и деятельность Бодровых Сергея Ивлиевича и Полины Алексеевны для себя я нашла ответ на этот вопрос .Нужно найти в жизни такое увлечение, какое подскажет тебе твое сердце, чтобы оно в последствии стало смыслом всей твоей жизни и прожить ее так, чтобы оглянуться назад и сказать: “Я прожила интересную жизнь, я ни о чем не жалею!”
Я завидую Полине Алексеевне и Сергею Ивлиевичу , которые говорят, что, если бы у них была возможность начать жизнь заново, они бы прожили ее точно так, не меняя ничего. Я считаю, что это счастливые люди. Ведь если они прожили жизнь так, что ты ни о чем не жалеют, значит, прожили не зря. И это прекрасно.
И еще: история родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом . А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
IV Список литературы.
1.Рукопись Федорова А.К. «История села Никольское» 1972 год. Архив
2. Письмо И.К. Калашникова Бодровой П.А. 1967г.
3. Жамбалова С.Г.«Калейдоскоп: этнографические картинки»,г.Улан-Удэ , 2010 год ,издательство БНЦ СО РАН
4. Бураева С.В. «Рукописное наследие забайкальских старообрядцев»
г. Улан-Удэ ,2010 год ,издательство БНЦ СО РАН
5.«Словарь говоров старообрядцев (семейских )Забайкалья». Новосибирск,1999, Издательство СО РАН
[1] Рукопись Федорова А.К. «История села Никольское» 1972 год. Архив
[2] Письмо И.К. Калашникова Бодровой П.А. 1967г.
[3] «Словарь говоров старообрядцев (семейских )Забайкалья». Новосибирск,1999, Издательство СО РАН
[4] Жамбалова С.Г.«Калейдоскоп: этнографические картинки»,г.Улан-Удэ ,2010 год ,издательство БНЦ СО РАН
[5] Бураева С.В. «Рукописное наследие забайкальских старообрядцев» »,,г..Улан-Удэ ,2010 год ,издательство БНЦ СО РАН
Мастер-класс "Корзиночка"
Агния Барто. Сережа учит уроки
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Калитка в сад
Развешиваем детские рисунки дома